рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Непал

радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия

существует с 1985 г.).

ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах

долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в

административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома

обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и

5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на

подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от

горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро

стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а

в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа

пристраиваются открытые веранды.

Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами

- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими

стекла в окнах.

Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то

под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом

верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только

членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что

туда не заглянет кто-либо из посторонних.

Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного

кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там

располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором

этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские

дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных

початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.

В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой

плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие

вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.

В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в

высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или

сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,

жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших

оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.

Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким

дымом.

Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,

хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей

или жаровен с углем в состоятельных семьях используют

электрообогревательные приборы.

Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.

Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,

стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на

циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.

Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится

кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,

сковородки, миски.

Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма

разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя

долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой

на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в

бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи

и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают

черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове

принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она

бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).

Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,

сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-

метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя

несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть

туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,

пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.

Одежду дополняет яркая шаль.

Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько

рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -

крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у

неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко

у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту

моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).

По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.

Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой

посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи -

кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком

посыпается пробор в волосах невесты.

Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным,

пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить

девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет

крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской

традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских

женщин красный цвет преобладает.

ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не

каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае

не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине

непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в

свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде

простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах -

чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу,

немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это

масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта

непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием

пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).

Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не

родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе

рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные)

небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин

готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах

вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к

нему притрагивается представитель более низкой касты, считается

оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не

станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!

Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В

городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из

бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые

крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но

приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно

острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная

приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу,

мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и

другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из

отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-

таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка

или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).

Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб

не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.

Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры

каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно

считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и

национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с

другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый

как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах,

прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир,

предлагаемый туристам.

Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с

короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно

мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали,

садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их

соседей-индийцев привычки к такой позе нет.

Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни

в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет

автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей

части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.

Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с

пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь

неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для

переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или

короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове,

точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку

дров, ведь древесина

- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить

груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных

коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика

-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика

- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в

тераях

-слоны.

Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и

носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как

"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и

бар {баньян). Мы можем легко представить их,

мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми

листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и

женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских

камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой

чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не

снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного

отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.

Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек,

отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято

измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством

таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос

(3,2 км).

24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей

степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский

дом целиком держится на женских плечах.

Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того,

как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на

рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только

в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах

приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять

оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только

для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно,

завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.

Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока

мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.

В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на

жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.

На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если

позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового

дня, принято есть основательно.

Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина

наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.

Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже

накормлены.

Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных

домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские

женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове,

козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой

травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса

немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши

тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.

К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и

утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть

свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет

сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.

Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в

состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и

утром, и вечером.

После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах

теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть

телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в

отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что

радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи,

как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат

кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом

ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают

ребятишкам сказки...

ГОВОРЯЩИЕ КАМНИ

Где горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется

в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях

стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не

только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью,

надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали

слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с

тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей.

Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных

изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в

честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, -

"страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у

источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его

открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других

божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые

напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих

скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без

слов.

Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными

на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб,

сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом

Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки

узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в

долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т.

е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными

потомкам.

Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у

старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны

они на санскрите, языках невари и непали.

Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в

том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и

арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене

собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа,

гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных

божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего

понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы

продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но

каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не

было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже

оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в

Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь

поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху

которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена

основа новой традиции - и вскоре подобные столбы

стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи.

Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный

Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на

родине Будды в Лумбини. Именно благодаря этому столбу с вердиктом

императора теперь мы точно знаем место, где родился Будда.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Религиозные традиции. Духовная

жизнь населения Непала теснейшим образом связана с религией. Каждый непалец

придерживается традиций и обрядов, свойственных своему вероисповеданию.

Рождение, первое кормление рисом полугодовалого ребенка, совершеннолетие,

вступление в брак и кончина - все эти вехи человеческой жизни

сопровождаются строгими и обязательными религиозными обрядами.

Обряды, как и литература, архитектура, скульптура, танцы, музыка,

неразрывно связаны с храмами. Вся жизнь непальцев проходит у храмов. Рядом

с храмами кипит бойкая торговля, да и в храмах люди не только "беседуют с

богом", но и общаются друг с другом.

На территории Непала мирно уживаются, впитывая черты друг друга, две

основные культуры", буддийская (север страны) и индуистская (юг). В средней

части страны обе эти культуры так плотно сплетены, что вполне можно

говорить не просто об их сочетании, но о симбиозе. Индуизм воспринял

некоторые черты буддизма, и наоборот. В индуистских храмах есть статуи

Будды, в буддийских - индуистские символы. Да что там говорить: для индуи-

стов Будда не чужое божество, а девятое воплощение их бога Вишну.

Порой буддийские и индуистские религиозные сооружения стоят рядом. Так, в

храмовом комплексе Сваямбу-натх буддийская ступа соседствует с индуистским

храмом. Индуисты уважительны к буддийским праздникам, буддисты - к

индуистским. Один пример. Буддизм проповедует ненасилие, не приняты

жертвоприношения, поэтому и непальцы-индуисты избегают приносить жертвы в

дни буддийских праздников, а также в дни почитания Вишну. Непальцы

веротерпимы, а сам Непал в отличие от соседней Индии избежал религиозной

розни.

По преданию, именно на юге Непала (в селении Лумбини) в 543 г. до н.э.,

т.е. более 2500 лет назад родился Будда. Воплотился он в облике царевича

Сиддартхи Гаутамы из племени шак'ь-ев. Рождение произошло по непорочной

"технологии": если верить преданию, вышел Сиддартха через бок царицы,

рожать же царице пришлось в пути под раскидистым деревом сал. Царь создал

наследнику искусственную обстановку, чтобы тот не знал о теневой стороне

жизни - о нищете, болезнях, страданиях. Но однажды уже взрослым человеком в

29-летнем возрасте он случайно увидел муки больного человека, и людские

страдания потрясли царевича. И тогда Сиддартха покинул отцовский дворец с

твердым решением научить людей, как избавиться от страданий. Он много

странствовал в поисках ответа на вопрос, как этого добиться. И вот однажды

он сел под деревом пинал и решил, что не сдвинется с места, покуда не

узнает истину о жизни. На четвертый день на Сид-дартху снизошло

просветление. Сиддартха стал Буддой, что означает "Просветленный".

Просветление произошло, впрочем, уже не в Непале, а в Индии, в Бодхагае.

Согласно переписи 1991 г., индуизм исповедуют 86,5% жителей Непала.

Возможно, это покажется неожиданным, но доля приверженцев индуизма в Непале

гораздо выше, чем в Индии. Буддизм - вторая но значению религия, его

исповедует 7,8% населения, причем эта доля имеет тенденцию к снижению.

Позднее мировым центром буддизма (ламаизма) стал Тибет, но тибетцы переняли

его именно отсюда, так что Непалу принадлежит почетная роль транслятора

этого учения из Индии на север. Постепенно повышается доля исповедующих

ислам - 3,5%. В последнее время стал' проникать в Непал христианство.

Всякое священное место буддисты называют чайтья. Но вот архитектурные

решения чайтий могут быть разными. Особенно характерны ступы, которые в

одиночку или группами стоят на улицах многих деревень и городов. Это

колоколообразные сооружения разной величины - от гигантских до размера в

человеческий рост. Не пытайтесь искать вход в ступу - таковой и не

предусмотрен. Ступы олицетворяют легендарную и священную гору Меру, которая

считается центром Вселенной.

Отчетливая черта буддийской ступы - етырехчленность. Четырехчленная

структура ступы связана с космологическими представлениями буддизма,

согласно которым Вселенная по горизонтали изображается в виде квадрата

(земля), вписанного в круг (небо). Вселенную выражает знак мандалы, т. е.

окружности, круга, диска (перекличка с дисками Солнца и Луны).

Среди буддийских храмов наиболее известны древнейшие во всем буддийском

мире ступы Сваямбунатх и Бодх-натх, находящиеся соответственно к западу и к

востоку от Катманду. Сва-ямбунатх расположен на холме, тогда как Бодхнатх —

на плоском участке.

Основание у ступ квадратное, на нем покоится полусферический купол,

олицетворяющий небо. Над полусферой возвышается куб (символ земли). На

каждой из четырех боковых сторон куба изображена пара всевидящих

проницательно-строгих глаз Будды. Между ними - нечто похожее на

вопросительный знак; так изображается цифра один -символ "добродетели -

единственного пути в океан счастья". Над кубом -ступенчатый шпиль

конической формы. Ступеней на шпиле 13, по числу буддийских небес и

ступеней познания. На самом конце ступы - зонтообразное навершие,

символизирующее Солнце и Луну.

В селениях же Северного Непала стоят гораздо более скромные сооружения

-чхортэны, как и ступы, служащие хранилищем священных буддийских реликвий,

а также останков святых. Это башня с заостренной крышей, рядом - бамбуковый

шест с флагом. Стоящие на возвышенных местах, они предназначены для защиты

от злых духов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.