рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


США: современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития

рычаги, осуществляют перераспределение материальных, финансовых и иных

ресурсов страны, принимает меры по укреплению собственных международных

экономических позиций. Обострение противоречий в течение последнего

столетия в экономике страны способствовало усилению экономической роли

государства, что выразилось в развитии системы государственно-

монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий

формировались теоретические концепции и практические методы

государственного регулирования экономики США, сформировался и принял

огромные размеры государственный механизм экономической политики.

В послевоенный период одним из широко используемых инструментов

государственного регулирования экономики стал в США федеральный бюджет.

Бюджетно-налоговое регулирование применяется и сейчас правительством для

сглаживания остроты кризисных явлений в экономике или для создания

искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического

роста.

Важным рычагом госрегулирования является кредитная система США. Она

представляет собой совокупность государственных и частных кредитных

институтов, а ее основным компонентом является Федеральная резервная

система, выполняющая функции центрального банка США. Правительство Штатов

регулирует финансовые механизмы страны, имея целью создать наиболее

благоприятные условия для развития национальной валюты и поддержания ее

устойчивости.

Вообще, экономическая роль государства в Соединенных Штатах Америки

значительно усиливается в кризисные для страны годы. В это время возрастают

бюджетные расходы на государственные нужды, производится пересмотр

налоговой системы, усиливается присутствие на ряде стратегически важных

рынков. После проявления первых признаков экономического роста давление

постепенно ослабляется, государство снижает степень своего регулирования

экономической системы. Так было, например, во второй половине XX-го вв.,

когда США пережили ряд циклов экономической регрессии и последующего роста.

Впрочем, эта черта характерна не только для США, а, например, и для нашей

страны.

Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный

бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не

было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на

расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств

и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные

разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки "механически, без какой-

либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ,

становившийся бюджетным проектом"[7].

По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году

колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия "нового курса"

Рузвельта привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936

финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого

дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,

особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных

факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов

США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов

на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.

Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета

многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в

качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение")

расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт -

сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на

социальное страхование).

В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и

успехи администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998

финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо,

однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного

сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов

социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно

значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.

Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального

бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет

никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.

Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием

каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и

качественные характеристики федеральный бюджет США. Как уже упоминалось

выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.

В истории США уже случилось заметное процветание 20-х годов с очень

сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых

котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В

связи с этим можно выдвинуть предположение о возможности повтора

"экономического тайфуна" начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа

успехи федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в

этой сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного

демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший

69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).

До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их

пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической

проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,

нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими

показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это

улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по

времени разнородных благоприятных для США факторов (завершение холодной

войны, выгодное для США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем

ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране). Отмечается важная

роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов

экономического роста в США.

К декабрю позапрошлого года бескризисное развитие американской

экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Продолжение нынешнего

экономического и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014 года

совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году

запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В

настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы

необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить

повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить политические

факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный

идеологизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в

своевременное действие.

Таблица 1.

Структура доходов США (по федеральному бюджету) за 1980 и 2001 финансовые

года.

|Источник дохода |1980 фин. г. |2001 фин. г. |

| |млрд. $ |% к |млрд. $|% к итогу |

| | |итогу | | |

|Индивидуальные подоходные налоги |244,1 |47,2 |590,2 |43,56 |

|Налоги на доходы корпорации |64,6 |12,5 |157,0 |11,59 |

|Налоги на выплаты для целей |157,8 |30,5 |484,5 |35,76 |

|социального страхования | | | | |

|Налоги на наследство и дарение |6,4 |1,2 |14,8 |1,08 |

|Акцизы |24,3 |4,7 |57,5 |4,24 |

|Таможенные пошлины |7,2 |1,4 |19,3 |1,42 |

|Прочие поступления |12,7 |2,5 |31,9 |2,35 |

|Итого |517,1 |100 |1355,2 |100 |

Таблица 2.

Структура расходов США (по федеральному бюджету) за 2001 финансовый год.

| Направление расходов |% к итогу |

|Финансирование образования и библиотек |35 |

|Социальные пособия |13 |

|Здравоохранение |9 |

|Развитие транспорта |9 |

|Система общественной безопасности |8 |

|Общественная санитария |3 |

|Охрана окружающей среды |3 |

|Жилищное строительство и развитие коммунального хозяйства |1,8 |

|Прочие расходы |18,2 |

2.4. Банковская система и финансовый

капитал.

В США существует множество мелких и средних фирм. Многие из них

действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но и крупный капитал

не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность малого

бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка, возможность экономии на

многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд,

технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному

как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой

технологии.

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и

представляет собой совокупность государственных и частных кредитных

институтов. Основным ее компонентом является Федеральная резервная система

(ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС

состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков,

нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального

комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного

совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства,

воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с

правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или

ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование

банковских резервов.

В область деятельности банков сегодня попали не только традиционные,

но и новые виды операций, которые раньше были прерогативой

специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные

операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы

финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые

сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного

строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в

прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых

операций обслуживают крупные коммерческие банки.

Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны

сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80—90-е гг. число

коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в

более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на

отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику.

2.5. Внешнеэкономические связи.

Регулирование внешнеэкономической деятельности США включает в себя

комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение

внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей

американских монополий.

Достаточно заметно, что правительство США в своей внешнеэкономической

политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих

увеличению влияния американских монополий в области торговли товарами и

услугами и в сфере приложения капиталов.

Говоря о роли США в мировом хозяйстве, стоит заметить, что сегодня они

по прежнему играют большую роль на многих европейских и мировых рынках.

Так, мы можем отметить заметное присутствие американских товаров на

автомобильных, компьютерных, нефтехимических рынках. США экспортируют

мясопродукты, множество наименований другой пищевой продукции, одежду,

различные бытовые товары и т.д. Подробное распределение долей страны на

различных рынках мы приведем далее.

Стоит отметить, что в течение последних 10 лет США показывают

отрицательную динамику изменения собственных долей на важнейших мировых

рынках. Так, уменьшается присутствие Штатов на рынке продуктов питания,

электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической

переработки. Регрессия здесь составляет около 5-7% в год. Данный факт

можно считать признаком спада экономического развития страны.

Промышленная специализация.

При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в

мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно

изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием

стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых

стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница",

лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической

продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве

автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной

техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и

общехимической переработки.

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х

годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за

пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального

общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически

освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных

богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и

с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия

государственной поддержки американские производители (во всяком случае на

территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск

автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое

производство достаточно технически сложной продукции оказалось более

рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла

пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в

конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской

по качеству. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить

только те американские производители, которые выпускали либо продукцию

нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо

штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная

технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте

продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал

неуклонно снижаться (табл. 3).

Таблица 3.

Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей

обрабатывающей промышленности, %[8].

|Область |1981-1985 |1991 г. |1994 г. |1995 г. |

| |гг.* | | | |

|Общее и транспортное |17,1 |15,1 |14,4 |13,5 |

|машиностроение | | | | |

|Химическая промышленность в |15,0 |13,3 |13,2 |13,0 |

|целом | | | | |

|Остальные базовые отрасли |8,5 |7,6 |7,9 |7,2 |

|переработки | | | | |

*B среднем за период.

Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей

обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что

отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не

экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической

целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных

сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое

первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных

отраслях обрабатывающей промышленности.

Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если

говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей

промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля

импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно

превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции.

Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого

объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей

промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и

произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей

обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как

стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась

лишь в 550 529 млн. долл. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось,

лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и

видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых

механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней

техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными

производителями.

Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в

целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на

протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в

национальной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл.

Прирост в среднем за год составляет 2,8% (см. табл. 4).

Таблица 4.

Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в текущих

ценах[9].

|Область |1996 г. |2001 г. |

|Всего ВВП Соединенных Штатов |5743837 |7636036 |

|Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |1031425 |1332093 |

|В том числе | | |

|- в производстве промышленного оборудования |114831 |150198 |

|- в производстве электронного и |94926 |143753 |

|электротехнического оборудования | | |

|- в автомобилестроении |46102 |85054 |

|- в приборостроении |52212 |52280 |

К отраслям промышленности, развитие которых идет опережающими темпами

и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте американской промышленной

продукции, относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие производства.

Именно степень технологической сложности и обусловливает целесообразность

дальнейшего их развития в самих США. Эти производства американские компании

не могут размещать в странах третьего мира - и по техническим соображениям,

и по требованиям защиты производственных секретов, и только они остаются

рентабельными при использовании высококвалифицированной и

высокооплачиваемой американской рабочей силы. Именно в данных производствах

США значительными усилиями пытаются сохранить и сохраняют мировое

лидерство. Именно они становятся, если уже не стали, нишей специализации

страны в мировом товарообмене.

США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов

современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного

назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров,

почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры

используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных

материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но

совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на

острие научно-технического прогресса и сохранять во что бы то ни стало

инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных

изделий, являющихся результатом данных НИОКР.

Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой

продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая

передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на

американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования

работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось

создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности

ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования

их деятельности. Государственная поддержка научных исследований стала в США

приоритетом номер один всех послевоенных администраций. В целом по

удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные Штаты безусловно лидируют

в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные

исследования в оборонном секторе (см. табл. 5).

Таблица 5.

Затраты на НИОКР в ВВП, 2001 г., %[10]

|Страна |Все НИОКР |НИОКР необоронного |

| | |характера |

|США |2,55 |2,10 |

|Германия |2,26 |2,20 |

|Япония |2,78 |2,74 |

|Франция |2,34 |2,05 |

|Италия |1,13 |1,11 |

|Великобритания |2,05 |1,78 |

В отличие от подавляющего большинства промышленных отраслей

национальной экономики, которым никогда не выделяется бюджетное

финансирование из государственных источников (это сфера исключительно

частных инвестиций), в производство наукоемких и передовых производств

государство вкладывает значительные средства: непосредственно или

опосредованно – через финансирование научных исследований, предоставление

налоговых льгот, введение эмбарго на соответствующую продукцию иностранного

производства и другие протекционистские меры.

Глобализация.

Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой

закономерный результат интернационализации производства и капитала.

Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс

возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

Одним из наиболее серьезных вопросов конца XX в. являются

взаимоотношения между США и окружающими странами. Учитывая мощь США, их

роль в международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в

данном случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое

вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней,

оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает

себя таковой и - главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых,

США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль

(самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми

регионами мира. Наконец, США задают темп и вектор движения всему

современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими

прорывами.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое

хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих

других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был

высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся

сверхдержавой.

Утверждение "США - единственная сверхдержава" помимо определенного

видения эволюции международной системы содержит еще одну установку — о роли

самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет

центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и

военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам

национального могущества США придается исключительное значение как центру

нового универсума, как главной оси мироздания.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в

которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и

вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму

антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство.

Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым

лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали…, чтобы

грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе

с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом,

предохраняющим их от такого же требования за рубежом… Парагвайский

гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили

перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего

правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права

каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со

временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное

доверие к США и их моральный авторитет»[11].

Глава 3. Характеристика уровня социального развития США.

3.1 Общая оценка социального состояния.

Характеристику социального состояния США следует, безусловно,

связать с оценкой экономического состояния страны. Зависимость степени

социальной напряженности в стране от ее экономических успехов

прослеживается в течение всей истории Штатов. Особенно хорошо это было

видно, например, в начале прошлого века во время экономического кризиса.

Недовольство в обществе увеличивалось в такой же мере, как страна

погружалась в кризис. Другой пример – время президентства Б. Клинтона.

Профицит федерального бюджета и – вслед за ним – рост доходов большинства

американцев позволил необычайно повысить степень доверия американцев к

власти вообще и к Б. Клинтону в частности. Даже разразившийся скандал на

сексуальной почве не изменил сколько-нибудь заметно такого отношения.

Сегодня страна находиться на небольшом подъеме доверия к власти.

Новая администрация президента Дж. Буша-младшего активно занимается

решением проблем безработицы, преступности, бедности в стране. Упор

делается на помощь беднейшим слоям населения в стране: многодетным семьям,

старикам, инвалидам. Такая деятельность правительства встречает поддержку у

американцев. Многие американские социологи отмечают рост патриотических

настроений среди населения, что, очевидно, свидетельствует об

удовлетворенности большинства людей имеющимся состоянием дел в социальной

сфере Америки.

3.2. Социальные проблемы в США.

Несмотря на общую положительную динамику социального развития, США

продолжают оставаться страной с полным спектром различных социальных

проблем. Причины этого, на наш взгляд, лежат именно в самом

1. Безработица. Одной из острейших социальных проблем США является

безработица. В наше время уровень безработицы в стране около 7

процентов (17 млн. человек).

Повышенный приток на рынок труда экономически активного населения,

структурные сдвиги в американской экономике, эволюция квалификационной,

профессиональной структуры рынка труда США, ускоренное внедрение в

производство робототехники и автоматики, интенсивная милитаризация

американской экономики - вот далеко не полный перечень важнейших причин

того, что сегодня безработица в больших масштабах стала существовать наряду

со значительным расширением занятости.

2. Проблема бедности. Бедными в США официально являются лица, чей

ежегодный доход не превышает "черты бедности". Она определяется

исходя из стоимости товаров и услуг, необходимых для

удовлетворения самых минимальных жизненных потребностей

(официально, бедняк тратит на себя в среднем менее 1 доллара в

день). Доходы свыше трети бедняков США составляют менее 50

процентов суммы, определяемой как "черта бедности".

Основную часть беднейшего населения США в настоящее время составляют

женщины и дети.

3. Расовая проблема. Одной из острейших внутриполитических проблем

США, своими корнями уходящей в глубокое прошлое страны, является

расовая проблема. Несмотря на провозглашенное конституцией США

равноправие американских граждан, Соединенные Штаты продолжают

оставаться страной расового неравенства и дискриминации.

Расово-этнические группы подвергаются систематической дискриминации в

оплате труда, в сфере образования, перед испаноязычными американцами,

индейцами и перед представителями других групп, сохранившими родной язык

как основное средство общения в семье и в рамках своей этнической группы,

остро стоит проблема языковой дискриминации. Широкие массы цветных

американцев практически лишены доступа к качественному медицинскому

обслуживанию.

Результатом развернувшейся со второй половины 60-х годов борьбы

расово-этнических групп за свои права явилось значительное расширение их

политического представительства.

4. Проблема преступности. В последние десятилетия преступность в

США приобретает все более открытые, массовые и жестокие формы.

Происходит усиление темпов роста преступности и все большее

вовлечение в нее молодежи, концентрация преступности в городах и

промышленных центрах.

Существует прямая связь между ростом наркомании и преступности. Треть

заключенных тюрем находились под воздействием наркотика в момент совершения

преступления.

5. Проблема алкоголизма. Пьянство и алкоголизм - острая социальная

проблема, которая затрагивает, по существу, все стороны жизни

американского общества - социально-политическую, экономическую,

морально-нравственную. По распространенности среди заболеваний

алкоголизм стоит на четвертом месте после сердечно-сосудистых

заболеваний, рака и психических болезней.

6. Жилищная проблема. Характеризуя жилищную проблему в США, следует

отметить, что в силу ряда исторических, социальных и

экономических условий развития страны уровень обеспеченности

американцев жильем - один из самых высоких в мире. Острота

жилищной проблемы в стране заключается не в нехватке жилья, хотя

и она имеет место, а в его дороговизне и отсутствии гарантий в

обеспеченности жильем.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели ряд вопросов, связанных с темой "США: уровень

социально-экономического развития". Мы предложили анализ социально-

экономических достижений современных США, характеристику современной

американской экономики, социальных достижений и проблем. В данной курсовой

работе также рассмотрен ряд исторических и социально-экономических

предпосылок современных социально-экономических достижений и перспективы

социально-экономического развития США.

Вполне очевидно, что в цель данной курсовой работы не входили задачи

рассмотреть все многообразие экономических, геополитических, социальных и

пр. проблем, так или иначе связанных с предложенной темой. Подобные задачи

требуют более широкого подхода к раскрытию темы и не всегда могут быть

рассмотрены однозначно, т.к. доля субъективной оценки затронутых нами

вопросов зачастую неизбежно может быть очень велика.

Тем не менее, попытаемся тезисно сформулировать основные выводы,

полученные нами в результате рассмотрения темы:

1. Сегодня США находятся на стадии экономического подъема,

демонстрируя рост основных экономических показателей своей

экономики. Небольшой рост доходов федерального бюджета,

увеличение доли расходов на различные сферы, активизация

ряда производств могут, по мнению автора, считаться

положительными показателями. Кроме того, нельзя не отметить

стабильный курс национальной валюты, небольшую инфляцию,

меры по укреплению военной мощи страны, внешнеполитическую

активность нового правительства и проч.

2. Очевидно, указанный рост может продолжаться в течение

достаточно большого срока. Во всяком случае, практически

ничто не указывает на его возможное снижение. Большинство

аналитиков в областях экономики и политики указывают на

продолжение существующей динамики развития, как минимум, до

окончания действия полномочий работающего в настоящий

момент правительства и президента.

3. Тем не менее, растущие темпы экономического роста влекут за

собой ряд заметных проблем социального, экологического и

др. характера. Так, в США сегодня продолжается увеличение

социального неравенства, все более заметен становится

разрыв между доходами богатейшими слоями общества и

беднотой. Несмотря на предпринимаемые для избавления от

этого меры, большинство существующих в США (как, впрочем, и

в других развитых государствах) социальных проблем не

исчезают. Очевидно, таковы отрицательные последствия

экономического роста, существующие практически в любом

постиндустриальном обществе.

4. Рост показателей экономики влечет за собой увеличение

политической экспансии США по всему миру. Конечно, это

зависит в большой части и от существующего президента, и от

американского правительства, но вполне очевидно, что рост

доходов страны сопровождается увеличением доли средств,

направляемых на военные расходы, на расширение

экономического присутствия, и, как следствие, – более

агрессивной внешней политикой. Прежде всего, ужесточение

отношений происходит между США и их стратегическими и

экономическими противниками: Россией, Китаем, С. Кореей и

т.д.

Список литературы.

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособие.

– М., 1999 г.

2. Аверкиева Ю.Л., Л.Н. Карпов, Ю.В. Бромлей, Н.И. Лебедев: Страны и

народы. Америка. – М., 1999 г.

3. Арбатов Г.А., К.Н. Брутенц, Э.А. Иванян, В.Ф. Петровский: Современные

США. – М., 1995 г.

4. Географический энциклопедический словарь. / Под ред. проф. Ковалева

И.С. – М., 2001 г.

5. Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров: Экономическая и социальная география. – М.,

2002 г.

6. Даниелов А.Р. // "США Канада", М., 2000 г., №2.

7. Дейкин А.И // "США Канада", М., 1998 г., №5.

8. Дейкин А.И // "США Канада", М., 2000 г., №1.

9. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. – М, 2000 г.

10. Кременюк В.А // "США Канада", М., 1999 г., №1.

11. Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.

12. Лазарев А.А. "Экономика США: вчера, сегодня, завтра". – М.,

2001 г.

13. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П.,

Осьмовой М.Н. – М., 2000 г.

14. Новейшая история (1939-1999). – СПб, 1998 г.

15. Пороховский А.А // "США Канада", М., 2000 г., №9, С3

16. Солодовников М.А. Новейшая история США. – М., 1999 г.

17. Фридман М.А. Американская экономика. – М., 1998 г.

18. Хансен Э. Послевоенная экономика США. – М., 1966 г.

19. Якушева Е.С. Мировое хозяйство. – М., 2000 г.

-----------------------

[1] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 23.

[2] Хансен Э. Послевоенная экономика США. – М, 1966., стр. 45.

[3] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 65.

[4] Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.

[5] Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.

[6] Фридман М.А. Американская экономика. – М., 1998 г.

[7] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 13.

[8] «США Канада», 2000, №2, с 87

[9] "США Канада", 2000, №2,с 89

[10] США Канада, 2000, №2,с 91

[11] "США Канада", 1999, №7, с31

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.