рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Территориальная организация населения. Шпоргалки.

борьбу русских княжеств с монгольским игом. И после побед на Куликовом

поле (1380 г.) и реке Угре (1480 г.) именно вокруг Москвы начинается

формирование Русского централизованного государства, которое уже в

середине XVI в. включает в себя огромную территорию от Финского залива до

реки Обь и от Баренцева моря до Белгорода, а затем быстро расширяется в

юго-восточном и восточном направлениях вплоть до Каспийского и Охотского

морей. В XV—XVII вв. в Москве осуществляется грандиозное строительство,

призванное подчеркнуть могущество государства. Строятся современные

кремлевские стены (1499 г.), а внутри них — Успенский, Архангельский,

Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата,

предназначенная для приема послов. Стеной окружается тор-гово-ремесленный

посад (Китай-город), а затем и разросшиеся пригородные слободы (Белый

город с границей по современному Бульварному кольцу). В 1553 г. на главной

торговой площади — Красной — сооружается храм Покрова Богородицы (Василия

Блаженного). Застраивается Замоскворечье, и для защиты его и новых

пригородных слобод возводятся укрепления Земляного города (по линии

современного Садового кольца). К концу XVII в, Москва насчитывает 200—300

тыс. жителей и является одним из крупнейших городов Европы того времени.

Остальные города Русского государства в этот период невелики, но многие из

них имеют по 4—5 тыс. жителей, а главные после Москвы торгово-ремесленные

центры Новгород и Ярославль — примерно по 50 тыс. жителей. Основание новых

городов преследовало прежде всего оборонительные цели во вновь осваиваемых

районах. Это города-крепости вдоль торгового пути по Волге (Самара,

Саратов, Царицын и др.), города-опорные пункты \"засечных линий\" на границе

Дикого поля (Воронеж, Белгород и др.), остроги на сибирских реках

(Тобольск, Сургут, Красноярск, Иркутск и др.). Первоначальное население

таких городов — это казаки и стрельцы. Но с течением времени в некоторых

из них — наиболее выгодно расположенных по отношению к окружающим

территориям — начинают селиться также ремесленники и торговцы. Исключение

— город Архангельск, основанный в 1584 г. в устье Северной Дивны

специально в качестве первого русского морского порта для торговли с

европейскими странами (старый путь \"из варяг в греки\" был перекрыт

враждебными к Русскому государству Швецией и Крымским ханством).

Началом Нового времени в России можно считать правление Петра I

(1672—1725, реально правил с 1689 г.). Существенно затронули эти реформы и

городское расселение страны. Во-первых, была построена новая столица

государства — Санкт-Петербург. Главной целью ее создания в устье Невы было

установление тесных связей с Европой, прежде всего экономических, но также

политических и культурных. Поэтому Санкт-Петербург расположился

эксцентрично по отношению к остальной России, но зато в узле водных путей

из внутренних районов страны к Балтийскому морю, которые были усилены

системой каналов, связавших бассейны Невы и Волги.

Выглядеть новая столица должна была также по-европейски. Разрабатывается

регулярная планировка, различающаяся в разных частях города. На левом

берегу Невы это три главных проспекта, расходящихся от одной точки и

пересекаемые полуокружностями каналов. На Васильевском острове —

прямоугольная сетка улиц-линий. На Петроградской стороне —

радиально-кольцевая планировка с улицами, расходящимися от Петропавловской

крепости. Но все это в едином комплексе, центром которого является водная

гладь Невы, украшенная ансамблями Петропавловской крепости, Биржи, Зимнего

дворца. Вдоль левого берега Невы создается ряд парадных площадей со

зданиями Исаакиевского собора, Сената и Синода, Адмиралтейства,

Генерального штаба. Не только в общественной, но и в жилой застройке

преобладают здания в стилях барокко и классицизма, создающие единый

городской ансамбль. На окраинах города возникают крупные промышленные

предприятия, прежде всего судостроительные и текстильные, окруженные

рабочими кварталами. Город быстро растет и становится первым российским

городом-миллионером (в 1897 г. —1,3 млн. жителей, тогда как в Москве—1,0

млн.). В окрестностях столицы по примеру Версаля были построены загородные

императорские резиденции — Петергоф, Царское Село и др. В петровскую эпоху

в России возникают также промышленные города — Екатеринбург, Петрозаводск,

Липецк. Ядро таких

городов образует завод на берегу пруда, а жилая застройка мало отличается

от деревенской (и жили в таких городах в основном крепостные рабочие —

недавние крестьяне). В этот же период города вдоль Северной Двины,

обеспечивавшие подвоз товаров к Архангельску, после перевода торговли с

Европой в Санкт-Петербург исчезли.

Существенные изменения в сети городов России произошли в конце XVIII в. в

связи с административной реформой Екатерины II. Вся территория России была

разделена на губернии, а губернии — на уезды. Центром каждого уезда должен

был стать город — административный центр. Для каждого

Продолж. Др.городов

города был утвержден регулярный план, примером для которого был план

Санкт-Петербурга. Сеть таких городов относительно равномерно должна была

покрыть территорию страны. Впоследствии крупными центрами из них стали

Череповец, Рыбинск, Челябинск и др., но за счет развития промышленных, а

не административных функций. Новые города были образованы также на вновь

осваиваемых территориях юга Сибири (Омск, Барнаул и др.) и Предкавказья

(Екатеринодар, Ставрополь и др.). Последняя тенденция продолжилась и в XIX

в., когда были основаны новые города на юге Дальнего Востока Хабаровск,

Владивосток и др.) и на Кавказе (Владикавказ, Грозный и др.). В

староосвоенных районах городами стали некоторые промышленные села

(Павловский Посад, Иваново). Одним из последних в XIX в. (статус города

получил уже з 1903 г.) в месте пересечения реки Обь Транссибирской

железнодорожной магистралью появился Новониколаевск (Новосибирск).

Выгодное положение в узле транспортных путей способствовало бурному

развитию этого города, который сегодня является самым крупным в азиатской

части России. Благодаря строительству Транссибирской магистрали появляются

или ускоренно развиваются также многие другие города на юге азиатской

части (Красноярск, Хабаровск и др.). Тогда как развитие центров, бывших до

этого главными в своих районах, но оказавшихся в стороне от новой

магистрали, замедляется или прекращается (Тобольск, Томск, Благовещенск и

др.). Окончательно исчезают к началу XX в. также многие старые русские

города-остроги, располагавшиеся на реках в северной части Сибири

(Мангазея, Кетск и др.). Последним образованным перед революциями 1917 г.

городом в 1916 г. стал Романов-на-Мурмане (Мурманск). Сюда к

незамерзающему участку побережья Баренцева моря подошла железная дорога из

Петербурга. И город стал главным портом для связей России с ее

европейскими союзниками в Первой мировой войне (Великобританией, Францией

и др.), взамен блокированных Германией и Турцией портов на побережьях

Черного и Балтийского морей.

Но в целом к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской

страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше

показателя не только Великобритании (75%), но и таких стран, как Германия,

Франция, США (40—50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось

всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых

(более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т. е. являлись по

современной типологии малыми. Очень редкой являлась сеть городов в

азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи (на юге)

или даже десятки тысяч (на севере) квадратных километров территории.

Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Каковы причины образования нов. Городов на тер. Рос. в 19-нач 20вв. начало

см. в 16 вопр.

Существенные изменения в сети городов России произошли в конце XVIII в. в

связи с административной реформой Екатерины II. Вся территория России была

разделена на губернии, а губернии — на уезды. Центром каждого уезда должен

был стать город — административный центр. Для каждого города был утвержден

регулярный план, примером для которого был план Санкт-Петербурга. Сеть

таких городов относительно равномерно должна была покрыть территорию

страны. Впоследствии крупными центрами из них стали Череповец, Рыбинск,

Челябинск и др., но за счет развития промышленных, а не административных

функций. Новые города были образованы также на вновь осваиваемых

территориях юга Сибири (Омск, Барнаул и др.) и Предкавказья (Екатеринодар,

Ставрополь и др.). Последняя тенденция продолжилась и в XIX в., когда были

основаны новые города на юге Дальнего Востока Хабаровск, Владивосток и

др.) и на Кавказе (Владикавказ, Грозный и др.). В староосвоенных районах

городами стали некоторые промышленные села (Павловский Посад, Иваново).

Одним из последних в XIX в. (статус города получил уже в 1903 г.) в месте

пересечения реки Обь Транссибирской железнодорожной магистралью появился

Новониколаевск (Новосибирск). Выгодное положение в узле транспортных путей

способствовало бурному развитию этого города, который сегодня является

самым крупным в азиатской части России. Благодаря строительству

Транссибирской магистрали появляются или ускоренно развиваются также

многие другие города на юге азиатской части (Красноярск, Хабаровск и др.).

Тогда как развитие центров, бывших до этого главными в своих районах, но

оказавшихся в стороне от новой магистрали, замедляется или прекращается

(Тобольск, Томск, Благовещенск и др.). Окончательно исчезают к началу XX

в. также многие старые русские города-остроги, располагавшиеся на реках в

северной части Сибири (Мангазея, Кетск и др.). Последним образованным

перед революциями 1917 г. городом в 1916 г. стал Романов-на-Мурмане

(Мурманск). Сюда к незамерзающему участку побережья Баренцева моря подошла

железная дорога из Петербурга. И город стал главным портом для связей

России с ее европейскими союзниками в Первой мировой войне

(Великобританией, Францией и др.), взамен блокированных Германией и

Турцией портов на побережьях Черного и Балтийского морей.

Но в целом к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской

страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше

показателя не только Великобритании (75%), но и таких стран, как Германия,

Франция, США (40—50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось

всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых

(более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т. е. являлись по

современной типологии малыми. Очень редкой являлась сеть городов в

азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи (на юге)

или даже десятки тысяч (на севере) квадратных километров территории.

Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.

Что такое урбанизация. Каковы ее основ. показатели.

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период

развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли

усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего

были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных

странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках — географии,

экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урбанизационных

процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть

глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России,

остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Как уже отмечалось выше, урбанизация — это усиление значения городских

поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени

урбанизационными процессами оказываются охваченными практически все

области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном

виде это проявляется в формировании и все более широком распространении

современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей

видимости, охватит все человечество. Но образ жизни — это качественная

характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и

сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных

обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому

обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким

характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при

этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими

показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

• количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

• численность городского населения;

• доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших

и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении

XX в. представлено в табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века

число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля вплотную

приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование

все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более

20 городов Й городских агломераций с численностью населения более 10 млн.

человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные

города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях

происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже

каждый пятый человек на Земле проживает не просто в городе, а в очень

крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек.

В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей

урбанизации не ожидается.

0x01 graphic

Источники: Перцик Е. Н. География городов. — М.: Высшая школа, 1991; World

Urbanization Prospects: The 2002 Revision/ — www.un.org/.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень

урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации

— рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных

размеров, концентрацию населения во все более крупных городских

образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее

обобщенным является последний показатель, который характеризует городское

население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е.

отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или

иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют

также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по

нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо

отдельной территории или на Земле в целом.

Какими факторами определяется террит. Дифференциация показателей

урбанизации в России?

Урбанизация — это усиление значения городских поселений в разных сферах

жизни общества. В той или иной степени урбанизационными процессами

оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности

современного общества.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят

эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными.

Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории

существенно различаются по уровню социально-экономического развития,

возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так,

Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были

преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля

городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами

увеличивалась доля горожан в среднеурбанизированных странах (США,

Германия, Франция — доля горожан составляла около 50%). Тогда как на

большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не

достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень

урбанизации на Земле составлял около

14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации

отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е.

дифференциация возрастала.

В начале XX в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика,

но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и

более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже

снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до

75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому

можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет

быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по

данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее, и в настоящее время различия по доле городского населения

хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились

показатели уровня урбанизированности Северной и Латинской Америки,

Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия

показателя между этими регионами превышали 3 раза, а в Средние века — 1,5

раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской

Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века

значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля

городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но

растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно

уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%).

Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных

государств, самым крупным по численности населения из которых является

Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают,

безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать,

что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной

территории (страны), тем выше и доля городского населения.

Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно

неблагоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и

жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий

все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного

географического положения и по другим причинам), то население может быть

сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше

90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в

пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля

городского населения превышает 90%. А самым урбанизированным африканским

государством является Джибути, где имеется относительно крупный

порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и

восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

0x01 graphic

Источник: World Urbanization Prospects: The 2002 Revision. www.un.org/.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что такое городские агломерации.

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских

поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все

регионы мира, кроме Зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в

основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские

поселения в слабоурбанизированных районах — как путем основания новых

городов \"на пустом месте\", так и путем преобразования в города наиболее

крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции,

т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более

значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко

урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими

городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в.

или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в

районах близкого расположения большого количества отдельных сравнительно

небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн

в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название

моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа —

полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров).

Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и

полицентрических в современном мире довольно много — преимущественно в

районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в

наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив

изолированные города (которые сохранились в относительно

слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю

городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне,

и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень

часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного

города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации — взаимосвязанные группы поселений,

прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми,

рекреационными,

инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными

считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством

маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единой целое.

При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в

главном городе (ядре) агломерации, а проживают — в других поселениях.

Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в

основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут

превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.