рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Швеция

испытывает усиление конкуренции.

Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет

продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются

машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и

автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная

продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической

промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность,

основанная на сырьевых материалах (например, лесная промышленность и добыча

руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция

машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами

Европы.

Шведские предприятия обрабатывающей промышленности сосредоточили

значительный капитал за границей путем прямых заграничных инвестиций (ЗПИ).

За дерегуляцией мирового рынка в конце 1980-х последовала активизация

сектора услуг, в особенности страховых компаний и компаний, занимающихся

недвижимостью. Наиболее высокого уровня ЗПИ достигли в 1989-90-х годах, что

частично было обусловлено интеграцией рынка ЕС, членом которого Швеция

тогда еще не была. Около трех четвертых шведских внешних ЗПИ были

направлены в эти годы на страны ЕС, тогда как в первой половине десятилетия

этот объем едва превышал одну треть, и основной страной вложения капитала

были Соединенные Штаты.

Сегодня продукция шведских интернациональных компаний составляет около

половины всего шведского экспорта и всего промышленного производства.

Многие из этих компаний высоко глобализированы: почти 90% продаж

сосредоточены на иностранных рынках и более 60% занятых работает за

границей.

Интернационализация явилась важным стимулом к повышению

конкурентоспособности и реструктурированию шведской промышленности. Это

сделало возможным расширение продаж, необходимых для финансирования

основных НИОКР и решения маркетинговых задач.

Рост количества шведских компаний за границей в 1980-е годы шел рука об

руку с сокращением инвестиций внутри страны. Если общее число занятых в

зарубежных филиалах выросло за это время примерно на 200 тыс., то занятость

в шведском секторе тех же компаний сократилась примерно на 80 тыс. человек.

Эти изменения стали особенно заметны в секторе интенсивной технологии и

знаний. В 1993 году число занятых за границей на принадлежащих шведским

фирмам компаниях составило примерно 535 тыс. Из них около 460 тыс. (86%)

было заняты на промышленных предприятиях. В 1994 году в 80 крупнейших

промышленных группах за границей работало примерно 435 тыс. человек.

В то время как что шведские компании вели активную деятельность на

иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были

невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов

иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские

инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в

компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек.

В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс. 206 тыс. и

115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и

иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей

промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской

промышленности. В качестве примера можно привести приобретение американским

"Дженерал моторс" 50% "Сааба Отомобайл"; слияние шведской "Асеа" и

швейцарской "Браун Бовери", приведшее к созданию "АББ"; слияние шведской

"Фармасии" и американского "Апджорна"; приобретение "Алфа Лавали" компанией

"Тетр Пак" и "Нобеля Индастриз" голландским "Акцо".

в) Горнодобывающая промышленность

1% добавленной стоимости промышленности

9 тыс. занятых

Несмотря на многовековые традиции шведской горнодобывающей промышленности,

середины 1970-х годов ее относительное значение упало. В 1995 году добыча

железной руды составила 18,7 млн. метрических тонн. Вся она добывается на

севере Швеции государственной компанией "ЛКАБ". Швеция также производит

большое количество меди, свинца, цинка, серебра, золота и других цветных

металлов, добываемых в основном на севере страны в шахтах, принадлежащих

"Булиден", отделению фирмы "Треллеборг".

г) Черная металлургия

5% добавленной стоимости

36 тыс. занятых

Черная металлургия в Швеции прошла через структурную экстенсивную

перестройку. Сосредоточившись на проведении исследований и

высококачественных технологиях, Швеция стала мировым лидером в производстве

определенных видов стали и сплавов. В ходе реконструкции произошло слияние

трех крупнейших производителей обыкновенной стали в одну компанию -

"Свенскт столь АО" (ССАО), на которую в настоящее время приходится свыше

60% производства стали и все производство чугуна. Сначала основным

владельцем акций было государство, но сегодня компания полностью

приватизирована. Реди основных производителей специальных сталей - "Авеста

Шеффилд" и "Сандвик". Продукция черной шведской металлургии включает

нержавеющую ленту, листы и трубы, конструкционную сталь, сталь для

роликовых подшипников и быстрорежущую сталь. В 1995 году производство стали

в Швеции составило 4,2 млн. метрических тонн, причем примерно 60%

приходилось на обыкновенную сталь.

д) Лесная промышленность

Целлюлозно-бумажная промышленность

7% добавленной стоимости промышленности

45 тыс. занятых

Лесопильная промышленность (искл. производство мебели)

4% добавленной стоимости промышленности

36 тыс. занятых

Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным,

поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной

отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам;

акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству,

шведской церкви и коммунам. Из-за соответствующего климата деревья растут

достаточно медленно. Поэтому структура дерева получается очень плотной и

потому пригодной в качестве отличного материала для строительства и

изготовления мебели. Швеция является лидером в использовании экологически

чистых методов лесничества.

Шведская лесопильная промышленность высоко механизирована и

автоматизирована. Чтобы свести к минимуму затраты на перевозку, лесопильни

строят в или возле леса. Промышленность достаточно фрагментарна: на ней

специализируется огромное количество мелких фирм, хотя есть и несколько

крупных лесопилен. Более 79% продукции экспортируется. По экспорту хвойной

продукции впереди Швеции идет только Канада.

Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на

упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели.

Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80%

которого идет в страны ЕС. В целлюлозно-бумажной промышленности Швеции

произошли многочисленные слияния. Две ведущие компании - "Стура" и "ССА" -

входят в число крупнейших промышленных групп. Другие ведущие фирмы отрасли

- "МуДу", ранее принадлежащая государству "АссиДумэн" (приватизирована в

1994 году), "Седра Скугсэгарна", "Корснэс" и "НСБ". За последние годы

шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.

е) Общая характеристика хозяйства

В 1960-е и 1970-е годы промышленное производство в Швеции возросло примерно

так же, как и в странах ОЭСР в целом. Однако с середины 1970-х годов рост

начал замедляться. В результате промышленный экспорт утратил с 1970 по 1992

год 25% своего прежнего иностранного рынка. Потеря конкурентоспособности

побудила правительство предпринять в конце 1970-х - начале 1980-х годов ряд

девальваций шведской валюты, что привело к обесцениванию шведской кроны на

более чем одну треть.

Помимо ослабленной промышленной основы, обеспокоенность в последние годы

также вызывало соотношение между составляющими промышленности Швеции. Если

в индустрии, основанной на знаниях, занятость в течение 1970-х росла, в

1980-е роста не наблюдалось, указывая тем самым на то, что Швеция в

недостаточной мере перешла на использование наукоемких технологий, несмотря

на значительные инвестиции в НИОКР.

Упадок промышленности в 1970-е и 1980-е годы сначала рассматривался как

естественный шаг к постиндустриальному обществу. Потеря рабочих мест в этой

отрасли несколько лет компенсировалась расширением занятости в

государственном секторе. Однако шведская экономика продолжала зависеть от

экспорта сокращающегося промышленного сектора, и в конце 1980-х пришли к

выводу, что экономический рост требует окончания процесса

деиндустриализации. Необходимо было сократить государственный сектор и

возродить к жизни промышленность. Таким образом, политики договорились о

ряде структурных реформ, которые призваны, были усилить долговременную

динамику шведской экономики, включая проведение главной налоговой реформы,

которая позволила бы стимулировать частные инвестиции и сбережения,

дальнейшую дерегуляцию рынка ценных бумаг и усиление конкурентоспособности

экономики. Кроме того, уменьшение дефицита бюджета правительства и

стабилизация цен были провозглашены первоочередной задачей

макроэкономической политики.

Налоговая реформа 1991 года совпала с мировым экономическим кризисом.

Население Швеции ответило резким увеличением сбережений и сокращением

займов и потребления. Когда международный спад обострился, и спрос упал,

шведская валюта оказалась под серьезным давлением. Осенью 1992 года

шведская крона вышла из привязки к экю и отправилась в свободное плавание.

ж) Промышленность и окружающая среда

Согласно закону об охране окружающей среды 1969 года и более жестким

положениям закона о политике в области окружающей среды, принятого в 1988

году, шведская промышленность является активной участницей национальных

программ по снижению потенциально опасных отходов, поступающих в воздух,

почву и воду. С 1969 года инвестиции по охране окружающей среды,

осуществленные компаниями в Швеции, за исключением издержек на эксплуатацию

оборудования, составили в сумме примерно 20 млрд. крон. Благодаря этому

промышленность значительно сократила свои отходы, содержащие двуокись серы,

тяжелые металлы и азотные органические растворители, а также азотные,

хлорные и фосфорные компоненты.

Правительство Швеции предоставляет сотни миллионов крон на программы по

улучшению окружающей среды в странах балтийского региона (страны бывшего

Восточного блока, окружающих Балтийское море). Эти усилия включают

подготовку, сотрудничество в области энергетики и некоторые экологические

программы по созданию замкнутых циклов в промышленности. В промышленных и

коммерческих кругах осознают, что окружающая среда - это растущий

потенциальный рынок. В этом контексте сотрудничество исследователей и

промышленников служит жизненно важной силой для развития инноваций с

хорошим коммерческим будущим; сотрудничество также способствует

оздоровлению окружающей среды. Государственная политика может играть важную

роль в распространении информации о возможностях "зеленого" рынка. С этой

целью разрабатываются определенные стратегии.

В целом шведы являются стойкими сторонниками охраны окружающей среды. В

1995 году свыше 1 млн. метрических тонн бумажной макулатуры было вновь

использовано для производства бумаги. Удельный вес потребленной бумаги,

которая затем вновь используется в качестве макулатуры, один из наиболее

высоких в Европе. Очень эффективно налажен сбор у населения газет, идущих

на переработку.

В начале 1997 года правящая Социал-демократическая партия достигла

соглашения в области энергетики с оппозиционными Партией центра и Левой

партией. Среди намечающихся соглашений - решение закрыть два атомных

реактора на атомной электростанции Барсебек на юго-западном побережье

Швеции: первый - к 1 июля 1998 года, второй - 1 июля 2001 года. Однако не

был указан срок, когда атомная энергия перестанет использоваться вообще.

Соглашение предусматривает принятие дополнительных решений в следующем

парламентском совещательном референдуме (т.е. не позднее 2002 года).

з) Автомобилестроение

Автомобилестроение - важнейшая подотрасль машиностроения. В Швеции имеются

три производителя автомобилей: "Вольво", "Сааб Отомобайл" и "Скания".

Помимо автотранспорта, "Вольво" и "Скания" выпускают промышленные и морские

двигатели и авиационные компоненты. "Скания" разработала и создала

несколько поколений военных самолетов для Военно-воздушных сил Швеции, а

также гражданских самолетов: в кооперации с отделениями "Вольво", "Эриксон"

и "Цельсиус" она разработала и работает над созданием "ЙАС 39 Грипен"

("Гриффон") - многоцелевого реактивного истребителя для ВВС Швеции.

После того, как планируемое слияние "Вольво" и французского "Рено" не

состоялось, "Вольво" разработала новую стратегию, сосредоточившись на

автомобильном и родственном ему бизнесе. Производство будет

концентрироваться на производстве грузовиков, автомобилей и автобусов, а

также морских, промышленных и авиационных двигателей.

В 1990 году образовалась компания "Сааб Отомобайл АО", акциями которой

совместно 50 на 50 владеют "Инвестор АО" и американский "Дженерал Моторс".

"Сааб Отомобайл" сосредоточил свою деятельность на разработке, производстве

и рекламе средне- и крупногабаритных автомобилей.

"Скания" находится в числе наиболее прибыльных мировых производителей

тяжелых грузовиков и автобусов. В начале 1995 года "Сааб-Скания"

разделилась на две независимые компании, соответсвенно "Сааб" и "Скания".

В конце 1997 года принята «стратегическая» трехлетняя программа по

развитию производства и модернизации заводов в Швеции, Бельгии и

Нидерландах, расширению рынков сбыта и усилению сотрудничества с

иностранными автомобилестроителями, по переходу на новые системы

маркетинга. Поставлена цель увеличить к 2001 г. производительность труда на

30%, оборот на 30%, прибыль – на 100%. Объемы инвестиций предусматривается

довести до 12 млрд. крон в год, а расходы на научную разработку продукции –

до 10 млрд. крон. Затраты на приобретение материалов и запчастей

планируется сократить на 15% за счет повышения закупок в странах Восточной

Европы (до 20% от общего числа закупок). Каждой компании поставлена задача

представлять по новой модели каждый год. Кроме того, разработан план

снижения уровня потребления бензина на 25% к 2005 г. путем разработки новых

моделей энергосберегающих двигателей.

В расширении деятельности большое внимание уделяется рынкам Восточной

Европы и Азии. В Восточной Европе (в первую очередь Россия, Венгрия, Чехия)

намечено к 2001 г. поднять оборот в пять раз до 14 млрд. крон за счет

строительства заводов по сборке грузовиков, автобусов и строительной

техники, а в Азии – почти в два раза до 30 млрд. крон за счет местной

сборки легковых автомобилей.

и) Фармацевтическая промышленность

Химическая промышленность в Швеции обеспечивает работой большое количество

людей, однако экспортирует небольшую долю своей совокупной продукции.

Многие фирмы являются дочерними предприятиями иностранных компаний или

проводят операции за границей. "Акцо Нобель", Треллеборг", "Персторп",

биотехнические и нефтехимические отделения нескольких нефтяных компаний

выпускают резину, пластмассы и прочую химическую промышленность. "АГА"

специализируется на производстве газов для промышленности и медицины, а

"Беккерс" выпускает краски.

Однако наиболее быстро расширяющаяся подотрасль химической промышленности -

фармацевтическая промышленность, развитие которой за последние 20 лет было

особенно успешным. Средний годовой рост продукции в этой области составляет

8-9%. Она ориентируется, прежде всего, на экспорт, при этом некоторые фирмы

продают за границей 80-90% своей продукции. За последние 10 лет путем

слияний появилось несколько новых компаний. "Астра" и Фармасия и Апджон" -

крупнейшие из них. Далее следует "Ферринг"

С 1985 по 1994 год экспорт фармацевтической продукции увеличивался в

среднем на 20% в год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в

этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно

16% своих доходов на НИОКР. Основные области исследования и продажи

медикаментов - онкология, расстройства роста и глазные болезни ("Фармасия и

Апджон"), диализ ("Гамбру"), желудочно-кишечные, дыхательные и сердечно-

сосудистые заболевания ("Астра"). Ожидается, что темпы роста продаж

некоторых из этих медикаментов в ближайшие несколько лет будут выше, чем в

целом, поэтому рынку.

Биотехнология и ее промышленное применение в Швеции в основном базируется

на передовых медицинских исследованиях. В результате фармацевтические

компании (особенно "Фармасия и Апджон") играют важную роль в этой области.

Другие области шведской специализации в биотехнологии - разведение растений

("Хиллисхег" и "Вейбуллс") и животноводство ("Тетра-Лаваль").

к) Пищевая промышленность

В пищевой промышленности Швеции господствует относительно небольшое

количество компаний. В их число входят производственные кооперативы, такие

как Национальный союз земледельцев (ЛФО), группа потребительских

кооперативов и дочерние фирмы хорошо известных иностранных

многонациональных компаний. Иностранные компании доминируют в производстве

(или импорте) и продаже алкогольных напитков. За последние десятилетия

концентрация в пищевой промышленности возросла, однако число занятых

изменилось мало. Импорт заметно превосходит экспорт, но объем последнего

постоянно растет.

5) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство играет довольно ограниченную роль в экономической

жизни страны.

В растениеводстве преобладает возделывание кормового зерна и

травосеяния. Трава в Швеции издавна была самой надежной кормовой культурой.

Во многих хозяйствах они удовлетворяют половину потребности молочного

скота. Из других культур наиболее значительную площадь занимает картофель,

сахарная

свекла и масличная культура рапс. Из рапсового масла приготовляется

маргарин. Пахотные земли расположены главным образом на юге страны, а также

низменностях вокруг средне шведских озер. Ячмень преобладает на полуострове

Сконе и на

острове Готланд и Эланд. Кроме того, это наиболее вызревающий злак -

главная зерновая культура на севере Швеции. Посевы овса сосредоточенны в

средней части страны, особенно на западе, где более влажный климат. Поля

пшеницы наиболее обширны на равнинах Сконе и на востоке средней Швеции, в

Эстергетланде. Главный картофельный район - южные склоны Смоланда с сухими

песчаными почвами. Наиболее требовательна к почве и климату сахарная свекла

возделывается почти исключительно на полуострове Сконе. Сельское хозяйство

Швеции отличается высокой степенью механизации.

Животноводство в Швеции резко преобладает над земледелием.

Животноводство имеет мясо - молочное направление, (доходы от мяса в 1,5

больше доходов от молока). При сокращении поголовья крупного рогатого скота

наблюдается рост его продуктивности (средний надой на одну молочную корову

составила в 1976 году около 4500 кг, а средняя жирность молока превысила на

4 %). Производство продуктов животноводства в 1976 году: молока (поставки

на молочные заводы) - 3000 тыс. тонн, мяса - 434 тыс. тонн, масла - 44 тыс.

тонн, сыра 83 тыс. тонн, яиц 109 тыс. тонн.

6) Транспорт

В экономической жизни страны всегда играло важную роль море.

Судоходство морским путем идет 9:10 внешней торговли. Перевозки грузов

Шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником

валютных поступлений. Торговый флот контролируется монополистическими

группами. Более половины прибываемых в Швецию грузов составляют нефть и

нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная руда и

лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии

Гетеборг, через который проходят до 1:3 всего морского грузооборота страны.

Морские паромы связывают железные дороги Швеции с железнодорожной сетью

Дании, ФРГ. Главные порты (грузооборот в1975 году): Гетеборг (20,2 млн.

тонн), Стокгольм (5,5 тонн).

Главный международный аэропорт - Арланда близь Стокгольма.

Во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки,

которые, однако, испытывают быстрорастущую конкуренцию со стороны

автомобильного транспорта. Длина

железнодорожной сети сократилась с 16 тыс. км, в начале 1950 года до 12,1

тыс. км, (в 1976 году), из которых 7,5 тыс. км. (62 %) электрофицированны.

Электротягой обслуживается более 9:10 грузооборота железных дорог. В начале

1978 года в стране насчитывалось более 2,8 млн. легковых и около 200 тысяч

грузовых машин и автобусов. Машины шведского производства составляют 2:5

автомобильного парка страны. Южная и Северная Швеции имеют густую сеть

хорошо оборудованных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысяч

километров от Хельсинборга через Стокгольм и далее побережье Ботнического

залива протянулась более оживленная магистраль. Другая магистраль идет

вдоль западного побережья Швеции до Мальше через Гетеборг к Шведско-

Норвежской границы.

9) Внешние экономические связи

Главной чертой экономической политики руководстваявляется активное

проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных

отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных

поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с

регионами других стран Евросоюза.

Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него

приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около

40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ

находится более 60% (1100) всех быстроразвивающихся компаний Швеции (т.е.

тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них

большинство – в ЮШ. На территории региона производится около половины

национальной продукции машиностроения (автомобилестроение – 70% от всей

продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической

отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции

нефтехимической промышленности. Здесь – один из крупнейших в Европе центров

космических технологий, современной электроники и компьютерно-

вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и

мебельной промышленности страны. В общем, обороте шведских компаний ЗШ

принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному

объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд.

крон).1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним

из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются

акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70%

«биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего

оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую

очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и др.).

Уровень инфляции в регионе составляет более 2) о совпадает с уровнем по

стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в

среднем по Швеции – 7,4%). Самый высокий уровень – в лене Сконе (9%), самый

низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге

страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям коммун

лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000 г.)

более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием

традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости).

Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы

иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился

некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой

промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок

недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных

компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла, особенно в ленах Сконе и Вестра

Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские,

английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего

экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим

высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля

иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже,

составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции

устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о

приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего

производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических

кругов ожидается в районе Дальсланд (б, лен Эльвсборг). Значительная роль в

привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и

представительству Западной Швеции в ЕС – «Вест Свиден», которые стремятся

таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%).

Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности

деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и

открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом

активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении

рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также

медицинские, упаковочные и металлургические компании региона.

Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его

приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион

поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около

65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ

являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных

статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты,

товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких

стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные

статьи импорта – нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения,

продукты питания, текстильные изделия, игрушки.

Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на

компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и

машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на

азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой

рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной

борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок,

что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению

покупательной способности и созданию новых рабочих мест.

Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как

Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и

др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь

проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа

Лаваль», «Тетра Пак» и др. открыли свое производство в России; в ближайшее

время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер» . «Сканска» и «Сведала»

осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты.

Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль

в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка.

Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем

судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства

объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых

действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают

наиболее современно технически оснащенными судами (около 120),

зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота

отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства.

Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности

крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала

северных стран сосредоточено в радиусе 500 км, вокруг Гётеборга; ежегодно в

порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил

30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна

из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно

с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на

Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп»

продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок

гетеборгского порта.

К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь,

ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют

пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн.

пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в

будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он

будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских

узла – Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в

Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр;

ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года.

Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью

свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне

незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В

1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три

российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения

сейсморазведки, проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I» . В

Гетеборге владелец малого предприятия «Хай си сервисез» арендует российский

танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов.

Аэропорт «Ландветтер». Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим

аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит

международный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт

по какой-либо причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5

млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и

чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров.

"Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от

Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и

культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов

Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От

аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы.

"Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в

Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что

аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен

полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают

строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до

30 мин., на внутренних – до 10 мин. Противопожарная система безопасности

аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6

тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90

сек. (при международной норме в 120 сек.).

В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих

и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая – долговременная – для

улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей).

В аэропорту имеется «команда безопасности». По всему аэропорту расположены

противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые

двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за

входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов.

Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции,

прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного

центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны

пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных

совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году

был создан Эресуннский комитет, являющийся, по сути, политическим

механизмом претворения в жизнь названных замыслов: его почетными

сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-

министр Дании П. Расмуссен.

Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в

результате законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого

датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его

реализации послужило начало строительства комбинированного железнодорожно-

автомобильного моста между Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является

составной частью трансъевропейской транспортной сети и будет введена в

действие в 2000 году.

Население Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей

занятости в 1,4 млн. Он обладает уникальным потенциалом в деле развития

межрегиональной торговли.

Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного

сотрудничества между Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено

созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих

программ Совета министров северных стран. Далее, в связи с вхождением

Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на основе подписанного в

1995 г. шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый

орган координации сотрудничества – Совет. В его состав вошли представители

городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического

истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется поочередно.

По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом.

В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета

Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до

1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% – взнос ЕС, 42% –

Норвегии, 37% – Швеции). В сентябре того же года было сформировано

представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. – представительство

норвежской стороны в Гетеборге.

Целью создания шведско-норвежской трансграничной структуры является

усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран.

Регион включает в себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5

млн. человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала

Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-

коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что

включаемые в сферу общей деятельности территории не имеют принципиальных

отличий в уровне экономического развития, а во многих важных областях

являются взаимодополняющими. С учетом линии шведских властей на возможное

широкое привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций,

взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально выгодным. Норвегия

второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения

природного газа «Тролль» она стала одним из основных поставщиков газа в

Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по

европейским меркам, жизненный уровень жизни.

Отдельное важное направление развития деятельности – Россия. В ближайшие

годы концерн предполагает увеличить свое нынешнее присутствие здесь в пять

раз. Для практического ведения дел «Вольво» сформировала специальную группу

по России и Восточной Европе во главе с вице-президентом концерна Л.

Янссоном. Расширение объемов деятельности намечается осуществить благодаря

открытию нескольких заводов по сборке автобусов, позже – и грузовиков

«Вольво». Что касается продаж легковых автомобилей и разного рода

двигателей, руководство концерна пока устраивает нынешний порядок, когда

этим занимаются получившие лицензии дилеры.

|1995 год |

|Импорт продукции |Экспорт продукции |

|Машиностроение 50%|Машиностроение 53% |

|Энергия 6% |Энергия 2% |

|Пищевые продукты |Пищевые продукты 2%|

|5% | |

|Лесная продукция |Лесная продукция |

|3% |19% |

|Прочие 35% |Прочие 24% |

По размеру внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди

развитых капиталистических стран. Стоимость (в 1976) экспорта - 80,2 млрд.

крон, импорта 83,3. В экспорте преобладают (1976) продукция, машиностроения

и металлообработки ((49 %) по стоимости), целлюлозно-бумажной и

деревообрабатывающей промышленности (20 %), металлургии (8 %). Главные

статьи импорта: машины и оборудования (36 %), топливо (18 %), химическая

промышленность (8 %), металлы (7 %). Географическое направления внешней

торговли свидетельствуют о сильной экономической и торгово-политической

привязанности Швеции к Западной Европе, на долю, которой приходиться 3/4

Шведского экспорта и импорта. Важнейшие торговые партнеры (доля экспорта и

импорта в %, 1976): ФРГ (10 и 19), Великобритания (11и 10), Норвегия (11 и

6), Дания (10 и 6), Финляндия (6,6), США (5 и 7). Расширяется производство

коопераций между Шведскими и советскими предприятиями в промышленности,

энергетике и транспорте.

10) Список используемой литературы.

1.Большая Советская Энциклопедия,

2.www.sweden.north.se

3.www.geo.com

4.http://www.allru.net/cgi-bin/get.pl?r=z09z08

5.http://www.list.ru/catalog/11001.3.sort2.html

6.http://stulchik.net/main.shtml?ruk

[pic]

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.