рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами

нарастанию безработицы.

Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую

организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего

благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в

ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации должно

служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в

условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение

не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед

мощным давлением других стран-членов этой организации.

Место и роль России в мировой торговле

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в

1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61

млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР,

приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала

от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным

покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по

данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю

приходилось 15% мирового импорта зерна.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла около

1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с

мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача

желаемого за действительное. Вместе с тем, это определенное отражение

подожения России в мировой торговле.

С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой,

имеющей положительную динамику развития (см. табл.2 ).

Таблица 2

Рост внешней торговли России (в % к предыдущему году)

Показатели 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. "•''

Товарооборот 97,3 114,4 118,8 104,6 •

Экспорт 104,5 116,1 125,1 108,9 "

Импорт 89,1 105,1 112,5

97,3

Показатели, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что по сравнению с

1992 г. внешнеторговый оборот России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт —

более чем в 1,6 раза, а импорт —примерно на 5%

Еще на рубеже 90-х годов включенность России в международное разделение

труда, определяемая как отношение объемов экспорта и импорта к ВВП, была на

уровне 5% по той и другой позициям. В 1994 г. эти показатели составили 22%

к ВВП по экспорту и 17% по импорту, увеличившись в 4 и 3 раза

соответственно.

Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году

вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее -прибыльным, либо

вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности,

выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая

часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны

дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием

относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в

России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на

экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной

выручки. Одновременно со снижением доходности экспорта снижалась и

доходность импорта. Этот процесс был обусловлен усилением государственной

политики регулирования импорта. В середине 90-х годов средневзвешенная

ставка российского импортного тарифа составляла около 15% (в 1992 г. импорт

осуществлялся беспошлинно). Импортные товары облагаются также налогом на

добавленную стоимость и акцизами. Уменьшению доходности экспорта и импорта

способствовали также рост транспортных тарифов и стабильно дорогой кредит.

Ситуация в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный

экспорт несет меньшие убытки, чем свора-чивание соответствующих экспортных

производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся

проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной

продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых

средств.

Рост экспорта ряда традиционных российских товаров был не в последнюю

очередь обусловлен и заметным сокращением спроса на эти товары на

внутреннем рынке в результате экономического кризиса, в котором оказалась

Россия.

Выявляя факторы, обусловливающие положительную динамику объемов внешней

торговли, следует прежде всего назвать повышательную ценовую конъюнктуру на

мировом рынке. Изменение мировых цен на важнейшие товары российского

экспорта, поначалу носившее понижательный характер, к середине 90-х годов

приобрело повышательный характер. Так, средние контрактные цены по экспорту

увеличились примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые цены на товары,

импортируемые в Россию, имели резко выраженную повышательную тенденцию.

Уровень средних контрактных цен по импорту в середине 90-х годов превышал

подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.

В результате рост внешнеторгового оборота России происходил при

увеличении физического объема экспорта и уменьшении физического объема

импорта.

Другим важным фактором существенно повлиявшим на достаточно устойчивый

рост российской внешней торговли послужило то, что внешняя торговля, как

отмечалось выше, стала источником реальных доходов, «живых денег» для

участников внешнеэкономической деятельности.

Помимо роста официальной внешней торговли в 90-е годы (особенно в их

середине) был отмечен значительный прирост оборота так называемой

неорганизованной «челночной» торговли, не попадающей в официальные

статистические отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий оборот этой

торговли превысил 15 млрд. долл. При этом «челночный» экспорт составил чуть

более 1 млрд. долл., остальное пришлось на импорт. Оборот челночной

торговли товарами народного потребления в несколько раз превысил цифры

официальной торговли. В середине 90-х годов «челноки» обеспечивали более

15% импорта России. Это свидетельствует в пользу того, что положение на

российском рынке товаров народного потребления в середине 90-х годов и,

видимо, в ближайшей перспективе, определяли и будут определять «челноки».

В товарной структуре российского экспорта 90-х годов сохраняется

сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Доля

сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Между тем

окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогда как в

машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские и многие зарубежные экономисты не видят большой

беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная

специализация, считают они, выгодна, значит ее следует поддерживать,

одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных

ресурсов, тем более, что другой альтернативы нет. Между тем избранная

стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ (в том

числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырья и

энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придаток

глобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо

учитывать многие факторы.

Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеров

сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже

выше чем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%. У таких

стран, как Австралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше

— от 7,5% до 6,5%.

Экспорт сырья влияет на уменьшение объемов выпуска промышленной

продукции. Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем

больше объемы чистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей

промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока

достаточно высока — 21%, у Великобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В

Норвегии и Австралии доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП

составляет 15%, Канаде и Нидерландах — 18%, что ниже чем у России. Принимая

во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россия с ее

богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менее

значимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роста

вывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных

разработок.

В свою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался.

В 1995 г. он составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась до 6% в общем

объеме российского экспорта. Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы

держатся в основном на поставках спецтехники..

Структура импорта формируется под влиянием платежеспособного спроса, а

также падения производства внутри страны. В частности, эти факторы

обусловливают значительный объем импорта продовольствия. Доля потребления

импортного продовольствия (по стоимости) в общем объеме потребления

продуктов питания населением России превысила в середине 90-х годов 50%,

что заметно перевалило за допустимые границы продовольственной безопасности

страны.

Падают закупки машино-технической продукции, продукции инвестиционного

назначения. Это означает, что замедляется процесс восстановления

производственных фондов.

Одна из главных проблем российской внешней торговли — это необходимость

стимулирования промышленного экспорта. С 1997 г., по мнению экспертов,

прирост экспорта сырья станет невозможным. В результате приостановится рост

внешнеторгового оборота. Положительное сальдо торгового баланса станет

трудно достижимым.

Федеральная программа поддержки экспорта, разработанная Министерством

внешнеэкономических связей РФ, ориентирована, главным образом, на

обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в

российском экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для обеспечения

устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима

поддержка в размере'не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что

соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в

значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж,

если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а

также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае

наращивание экспорта, в том числе готовых изделий, будет означать

разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентнбй борьбы на

мировом рынке, несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так,

например, ряд стран, в том числе США, предусматривают применение санкций

против стран, применяющих так называемый «таргетинг», т. е. целевое

наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций

оказались «новые индустриальные страны», используются они и в отношении

Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать

имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и

собственными реалиями.

4.4. Вывоз капитала из России

Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и

Россия. Каковы ее позиции в вывозе капитала?

Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из

крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса

России» в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов,

включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют

огромную сумму — от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала»,

начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них

была основана там еще в советское время, однако подавляющее число — в

последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских

предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например,

аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и

Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены

преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых

гаванях.1 Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения

российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские

депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть

из них размещена там на короткий срок для осуществления текущих

внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд.

долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и

незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».

Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении Совета

министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 «О развитии хозяйственной

деятельности советских организаций за рубежом». В этой связи к законному

вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные

предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в

Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским

участием.

К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов

российских уполномоченных банков. На начало 1994 г. они составляли 20 млрд.

долл., увеличившись только за 1992 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994т.

банк «Менатеп» приобрел двадцатипроцентный пакет акций в акционерном

капитале группы компаний «Валмет», выкупив часть пакета долевого участия

американского банка «Риггснэншил Бэнк оф Вашингтон».

Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так

называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 г., когда правительство

СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и

организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала

из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие

потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие

цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по

некоторым оценкам до 50 млрд: долл.). Для сравнения: весь экспорт

нефтепродуктов за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл.

В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные

формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего

законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

1. Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1992 г. ее объем

составил около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат экспортной выручки

составил 2 млрд. долл. Наибольшие недопоступления в федеральный бюджет

отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные

металлы.

2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно

используемых в бартерных сделках;

3. Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без

последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета

российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты

оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

4. В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно

«утекает» около 1 млрд. долл.

5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.

В понятие «утечка капиталов» некоторыми экономистами предлагается

включать также упущенную российской экономикой иностранную валюту во

внутреннем обороте российской экономики. «Бегство капиталов» учитывается в

платежном балансе по статье «Пропуски и ошибки».

Бегство капитала характерно для стран с галлояягрующей инфляцией,

высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для

России. К этим приникай мож-но добавить факторы недоверия государству,

отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капитале» внутри

страны.

«Убегая» из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по

классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить

его в более стабильной экономике, без опасности быть экспроприированным.

Одновременно, памятуя о значительной степени криминализапии нашего общества

в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть «бегства капитала»

составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж

является одним из способов их «отмывания». Этот процесс характерен не

только для России, но и для многих стран, где имеются значительные

криминальные структуры.

Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс

утечки капитала за рубеж, превратить его в ка--нализируемый, контролируемый

вывоз капитала.

Контроль за движением валютных средств — это, в первую очередь, контроль

над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу.

Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах:

наличной и безналичной. Первая форма — это компетенция таможенных органов,

вторая — преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства

российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских

банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и

происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих

органов.

Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна

быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех и

дыр для утечки капитала.

В рамках создания комплексной системы по предотвращению

или значительному сокращению «бегства капитала» предлагаются следующие

меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских

зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные

в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ,

свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться

общегосударственными интересами.

Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского

производства.

Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем

применения следующих конкретных мер:

1) единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки

от'экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными

операциями;

2) лицензирования вывоза капитала;

3) инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения

действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как

побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является

экономический интерес, и именно он определяет направление и характер

движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за

рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России,

который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов,

так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая,

«открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию

«Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства,

создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных

свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной

экономической зоны Ту-манган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на

стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 10). Проект рассчитанна 20 лет,

его стоимость на первом этапе — 90-110 млрд. долл. Создание этой зоны

предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В

свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные

промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей

силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы

для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут

пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие

границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и

сопредельные районы.

[pic]

Рис. 10. Зона международного сотрудничества «Туманган» (обозначена

пунктирной линией)

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном

уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы

организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет

собой добровольное объединение пограничных областей различных государств,

прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации

внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны,

осуществляющей свою деятельность в еврорегио-не, делегируют данной области

полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных

связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия,

Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы

еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Помера-ния».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой

приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное

образование или использование приграничных свободных экономических зон с

сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с

Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.