рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии

первым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства -

Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машины

для текстильной, обувной, пищевой, полиграфической,

пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широком

распространении машиностроительных предприятий по территории страны главный

район сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшая

после войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия.

Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не было

построено ни одного завода, многие предприятия сократили свои

производственные мощности. Сложное положение химической промышленности

усугублялось политической и конкурентной борьбой между государством и

частным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используется

как местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть,

каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на севере

страны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральных

удобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы,

синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводы

нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены в

портовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляется

нефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один из

крупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которого

приходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятых

в отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическая

промышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств -

выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов.

Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической и

размещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близ

Рима), составляют автомобильные шины.

Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. По

числу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению.

Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка,

шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также

разнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импорта

сырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10

всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, но

особенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленность

издавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное для

Италии шелковое производство размещается в районах разведения тутового

шелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одежды

после Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожаной

обуви, продающейся на мировом рынке,- итальянская. 12% мирового экспорта

одежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницей

моды в одежде и обуви.

Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после

машиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения и

текстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкими

предприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка”

меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрация

производства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленности

Италии определяют традиционные производства макарон, различных томатных и

фруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства),

виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейского

производства). Даже пищевая промышленность, распространенная практически

повсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центры

расположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачная

промышленность монополизирована государством. Для нее характерна

удаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи,

Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга).

В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г.

Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели

(главным образом “под старину”), в основном на вывоз.

Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительных

материалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20%

западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены у

подножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто.

Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500

стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочное

стекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптических

приборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовление

художественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в наши

дни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано.

Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирной

промышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась из

древнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения.

Общая характеристика сельского хозяйства.

Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший

многовековой опыт ведения сельского хозяйства, эта отрасль экономики Италии

самая отсталая, дающая всего 6% национального дохода. Доля экономически

активного населения, занятого в сельском хозяйстве, выше, чем в других

странах, несмотря на то, что в последние десятилетия многие крестьяне,

особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в

промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности

итальянского населения в продовольствии на 80%.

Италия имеет многоотраслевое сельское хозяйство. Аграрный строй Италии

характеризуется сохранением значительных феодальных пережитков. Круп-

Крупное землевладение сочетается с распространением мелкого

землепользования. В руках крупных землевладельцев сосредоточено свыше

половины земли. В то же время подавляющая часть крестьянства имеет

крохотные земельные участки-. Это мешает развитию сельского хозяйства.

Средняя площадь имеющихся в Италии 3,3 млн. хозяйств - 7,2 га. Крупные

хозяйства капиталистического типа (свыше 50 га) составляют менее 2% общего

числа хозяйств, но занимают более 40% сельскохозяйственной площади. Они

более всего типичны для Паданской равнины. В своем развитии сельское

хозяйство встречается со значительными трудностями. В тисках экономического

кризиса, под давлением “Общего рынка” сокращаются посевные площади и объем

продукции. В Италию из стран ЕЭС увеличивается вывоз зерна, мяса, яиц,

кормов для скота. В рамках “Общего рынка” Италии с большим трудом удалось

отстоять традиционную специализацию своего сельского хозяйства на

производстве средиземноморских фруктов и овощей. Гористый и холмистый

характер большей части территории Италии мешает применению современной

сельскохозяйственной техники, более половины которой сконцентрировано в

северных областях.

Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют около 90%

территории Италии. Наибольшую их часть их (около 35%) занимают пашни, 19% -

луга и пастбища, 11% - сады, виноградники и оливковые рощи. на леса

приходится 23,4% сельскохозяйственных земель.

Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство.

Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного

климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых

растений. Более половины пахотных земель занимают зерновые культуры,

главная из которых - пшеница (сбор около 8,9 млн.т.). Наибольшие урожаи ее

собирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля- в Апулии и

Сицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовление

макарон.

На Альпийских склонах и долинах сохраняются традиционные культуры:

рожь, овес, ячмень. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнины

выращивают кукурузу (6,8 млн.т.), на орошаемых землях западной части

Паданской равнины и в низовьях По - рис. По его урожайности Италия входит в

число ведущих рисоводческих стран мира.

Большинство традиционных бобовых культур теперь идет на корм скоту,

только благородный зеленый горошек сохраняет не только пищевое, но и

экспортное значение. Во многих районах страны, но особенно широко в

Кампании выращивают картофель.

В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытом

грунте и в теплицах выращивают разнообразные овощи: помидоры, капусту,

салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Основное

внимание уделяется помидорам, которые составляют 1/3 всего сбора овощей -

4,5 млн.т. ежегодно.

В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными

аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая

река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий,

переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый,

узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают

каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с

жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых,

оливковых, миндальных деревьев и других садовых культур, а также винограда.

В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия-

один из крупнейших в мире и первый в Средиземноморье производитель

цитрусовых - 3-е место в мире. Почти весь урожай дают небольшие плантации в

южных областях , прежде всего на Сицилии и Калабрии. Выращиваются не только

широко известные апельсины, лимоны, грейпфруты, но и менее

распространенные виды - бергамотовую эссенцию и другие. С незапамятных

времен выращивается виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Из 246

сортов, известных в Италии, наиболее распространены 17. По сборам винограда

(11-12,5 млн. т. в год) Италия постоянно соперничает с Францией. Почти весь

урожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура -

олива. Ее не встретишь только в Пьемонте, Аосте и высокогорной части

Трентино-Альто-Адидже. По сбору оливок ( 3 млн. т. в год) Италия уступает

только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно

Апулию.

В последние годы в итальянском сельском хозяйстве происходят важные

структурные изменения : повышается значение животноводства, которое,

однако, еще продолжает играть второстепенную роль, прежде всего из-за

недостатка кормовой базы. Продукты животноводства составляют 42% общей

стоимости сельскохозяйственной продукции страны. В Италии редко увидишь

крупное стадо коров: около 70% хозяйств имеют не больше 10 голов крупного

рогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на севере.

Главная овцеводческая область - Сардиния. На отходах сахароварения в Эмилии-

Романье и Ломбардии разводят свиней.

В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупные

птицефермы, и теперь Италия стоит на втором месте в Западной Европе по

производству мяса птицы (более 1 млн. т. в год).

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее

моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии,

анчоусов, тунцов, моллюсков и ракообразных добывается в адриатических

водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и

Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно

на берегах растет число заводов по производству разнообразных морских

продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи

разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство.

Пресноводное рыболовство сокращается в результате загрязнения промышленными

стоками речных и озерных вод.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств:

капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных

крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной

продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более

передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и

использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли.

Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (

латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают

натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но

уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет

растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда,

второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых.

Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по

всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием

апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее

время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих

конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис,

технические - сахарная свекла и конопля.

Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские

порты.

Главный и старейший порт Италии - Генуя. Расположен в Генуэзском

заливе на северном берегу Лигурийского моря. Общая протяженность его

причалов 22,4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 км. Порт

реконструирован, построены новые причалы для супертанкеров, аэропорт на

искусственном полуострове.

Генуя - это типично импортный порт, обслуживающий промышленность, а

именно провинцию Ломбардию. По отношению к этой провинции в целом, и в

частности для Милана и Турина, Генуя выполняет роль снабжающего порта.

Промышленные центры завозят через Геную нефть, уголь, кокс, руду, хлопок ;

одновременно через этот порт вывозится продукция тяжелой,

машиностроительной, химической, текстильной промышленности и прочих

отраслей. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен и Швейцарию. В

вывозе порта первое место занимает промышленное оборудование, транспортные

средства, прокат, трубы. Генуя служит также важным транзитным портом для

Швейцарии.

Наряду с Генуей к крупным портам Италии относится Неаполь. Этот

главный пассажирский порт Центральной Италии обслуживает также

высокоразвитый здесь морской туризм.

На Адриатическом море роли Неаполя и Генуи выполняют Венеция и Триест.

По структуре грузооборота венецианский порт напоминает Геную. Примерно 88%

его грузооборота приходится на ввоз промышленного продовольствия и сырья.

Триест стал важным международным портом главным образом благодаря

транзитным перевозкам Австрии и Венгрии.

Кроме упомянутых выше, еще примерно 25 портов Италии участвуют во

внешней торговле. Среди них следует отметить Савону, Специю, Равенну, Бари

и Бриндизи, а на Сицилии - Палермо и Мессину.

Перевозки между промышленным севером и аграрным югом, а также между

островной и материковой частью страны осуществляются морским транспортом.

Характеристика транспорта Италии (современная).

Наземных видов и воздушного транспорта.

В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоко

вдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной на

пересечении многих международных транспортных путей, являющейся южным

форпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях через

Средиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет очень

важную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железных

и автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональном

направлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданской

равнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутых

склонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам,

поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международных

автомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги,

проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио,

Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели.

В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозится

автомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половины

приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских

автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада

Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны -

Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан,

Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии

проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-

Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава,

Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн.

автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным

конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние

годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало

вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые

линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”),

на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса

составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с

Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км

(включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано.

С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

выросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- и

газопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международное

значение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на Север

Италии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод в

Милан, Мюнхен, Швейцарию.

Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видное

место в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линате

близ Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний,

соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важны

аэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на

75% контролируется государством через компанию “Алиталия”.

Речного и морского транспорта.

Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортных

перевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большими

различиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозки

преимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь,

руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большом

физическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этого

экспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самой

различной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объеме

имеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объем

ввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Для

осуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших и

малых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. По

размерам грузооборота портов Италия занимает I-е место среди

средиземноморских стран.

Речной транспорт Италии развит слабо из-зи отсутствия крупных рек. По

каналам Венеции, ее лагуне и на альпийских озерах курсируют небольшие

пассажирские суда типа “речных трамваев”, в небольших количествах

перевозятся грузы.

Италия имеет довольно большой по количеству судов торговый флот. Он

занимает восьмое место среди капиталистических стран мира (после Либерии,

Японии, Великобритании, Норвегии, Греции, США и ФРГ). Среди стран ЕЭС

Италия по общей валовой вместимости судов торгового флота занимает 3 место,

уступая лишь Великобритании и ФРГ. Наряду с судами, которые используются

под флагом Италии, итальянские судовладельцы имеют значительное количество

судов, зарегистрированных в других странах и используемых на внешних рынках

под “удобными флагами”. Общее количество таких судов достигает 20-25%

общего тоннажа итальянского торгового флота. Эти суда в официальных

статистических публикациях по итальянскому торговому флоту не учитываются.

Суда итальянского торгового флота используются для своих

внешнеторговых и каботажных перевозок, проходящих через итальянские порты

транзитных перевозок грузов соседних стран, а также для международных

перевозок между иностранными портами. Большая часть внешнеторговых грузов

Италии перевозится за счет фрахтования иностранных судов, за что

иностранным судовладельцам ежегодно выплачиваются значительные суммы

валюты. Итальянские суда пока сохраняют повышенную роль лишь в

международных пассажирских перевозках, что в значительной степени

поддерживается выделяемыми ежегодно субсидиями.

Наряду с внешнеторговыми перевозками морской транспорт играет важную

роль в обеспечении внутренних перевозок Италии. На его долю приходится

около одной трети всего объема внутренних перевозок страны. Эти перевозки,

как правило, осуществляются на судах под итальянским флагом.

Организационная структура торгового флота.

Итальянский торговый флот отличается усложненной организационной

структурой. Наряду с наличием министерства торгового флота и нескольких

крупных судоходных кампаний, контролируемых государственными организациями,

как например, группа Finmare, акционерная компания SNAM и Sidemar, в Италии

имеется ряд других крупных судоходных компаний и несколько сотен различных

по составу и характеру деятельности частных судовладельческих и судоходных

компаний.

Большая часть частных судовладельческих компаний входи в так

называемую национальную федерацию независимых судовладельцев - Confitarma.

Министерство торгового флота имеет ограниченные функции, которые чаще

проявляются в решении таких вопросов, как распределение ассигнований на

флот, подготовка законопроектов по отдельным вопросам торгового флота и

судоходства, общих вопросов материального обеспечения и страхования моряков

и других вопросов.

При решении общих вопросов в области морских перевозок возникают

серьезные осложнения из-за отсутствия единого органа по руководству

деятельностью и развитием морских портов. Тем более, что ряд крупных и

важных портов (Генуя, Триест и др.) имеют свои автономные администрации

управления с различной степенью административной и финансовой

самостоятельности-. Для рассмотрения и решения вопросов, выходящих за

пределы функций и ответственности министерства торгового флота, в том числе

по портам, привлекаются и некоторые другие министерства.

В последнее время в системе морского транспорта отмечается расширение

деятельности министерства по вопросам участия государства. Его деятельность

распространилась на некоторые судоходные компании, пользующиеся субсидиями

государственного института промышленного развития. Большую роль в

обеспечении государственного влияния на морской транспорт играет проводимая

итальянским правительством политика предоставления кредитов и различных

субсидий. В ее основе предусматривается оказание финансовой помощи в первую

очередь компаниям, которые контролируются государственными организациями.

Характеристика портов.

Через морские порты проходит от 80 до 90% объема импортных, 55-60%

экспортных грузов и около одной трети всего объема внутренних перевозок

Италии. Кроме того, ряд портов (Триест, Генуя, Венеция ) широко

используются для транзитных перевозок внешнеторговых грузов соседних стран.

На побережье материка и островах в общей сложности более 144 портов.

Однако большая их часть имеет небольшие размеры и используется

преимущественно грузопассажирскими и рыбопромысловыми судами местного

назначения или прогулочными и спортивными судами.

До 90% всего объема морских перевозок проходит через 220-25 наиболее

крупных портов, каждый из которых имеет годовой грузооборот более 1 млн.т.

Эти порты находятся в районах крупных промышленно-экономических центров или

отдельных крупных нефтеперерабатывающих, химических, металлургических и

машиностроительных заводов с которыми порты тесно связаны и которые они в

основном обслуживают.

За 1981-1992 годы общий грузооборот портов Италии увеличился в 2.5

раза и в 1992 году составлял 357.3 млн.т, имел тенденцию к дальнейшему

росту. Более 2/3 общего грузооборота портов связано с обслуживанием

внешнеторговых перевозок и около одной трети - с обслуживанием внутренних

перевозок.

За период с 1984 по 1991 год внешнеторговый судооборот итальянских

портов (по чистой регистровой вместимости заходивших и выходивших судов)

возрос с 141 до 178.8 млн.рег.тонн или на 27%, а внешнеторговый

грузооборот (с учетом ввезенных и вывезенных грузов) повысился с 110,8 до

245,1 млн. т.- в 23 раза. При этом объем ввозимых грузов превышал объем

вывозимых в 5-6 раз.

| |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |

|судооборот | | | | | | | | |

|(млн. | | | | | | | | |

|чистых | | | | | | | | |

|регистр. | | | | | | | | |

|тонн) | | | | | | | | |

|вошли |85855 |93321 |96803 |100581 |106870 |113662 |121021 |126729 |

|вышли |55190 |59406 |51866 |50125 |49135 |49289 |51766 |52104 |

|всего |141045 |152727 |148669 |150706 |156005 |162851 |172787 |178833 |

|грузооборот| | | | | | | | |

|(млн. тонн)| | | | | | | | |

|погружено |15216 |23989 |29618 |29741 |31629 |32469 |34799 |35091 |

|разгружено |95568 |114291 |131525 |144570 |169115 |182731 |200916 |209984 |

|всего |110784 |138280 |161143 |174311 |200744 |215200 |235715 |245075 |

Грузооборот основных портов Италии.

|наименование |грузообо| | |удельн. знач. |

| |рот, | | |в общем |

| |тыс. | | |грузообор, % |

| |тонн | | | |

| |всего |ввоз |вывоз | |

|Генуя |58716,5 |51458 |7258,5 |16,62 |

|Триест |36473,9 |33986,7 |2487,2 |10,35 |

|Аугуста |36258,3 |20002,2 |16256,1 |10,3 |

|Кальяри |24220 |- |- |6,86 |

|Венеция |23372,3 |21114 |2258,3 |6,8 |

|Таранто |20021,1 |14862,1 |5150 |5,68 |

|Неаполь |16274,3 |12969,8 |3304,4 |4,62 |

|Милладо |15624,6 |8413,8 |7210,8 |4,45 |

Генуя - крупнейший итальянский порт. Расположен в вершине Генуэзского

залива Лигурийского моря. Общая протяженность его причалов 22.4 км, глубины

в портовых бассейнах от 7 до 10 м. Полукруглый бассейн Веккья, к которому

амфитеатром спускаются старинные городские кварталы ,- самая старая часть

порта, где еще в начале века была сосредоточена вся его деятельность.

Сейчас им пользуются преимущественно пассажирские суда. Генуэзский порт

начал развиваться в западном направлении. Длинный волнолом образовал новую

искусственную гавань, включающую глубоководный аванпорт и несколько

прямоугольных бассейнов разделенных пирсами. Крупнотоннажные суда

пользуются для захода в порт восточным входом.

Непосредственно к западу от порта на искусственно намытой территории

находится крупнейший в Италии металлургический комбинат, а еще дальше к

западу крупный аэропорт на искусственно созданном полуострове, ограждающем

новую глубоководную нефтегавань.Генуя - второй по значению (после Марселя)

порт на Средиземном море. в период средневековья Генуя была крупнейшим

торговым посредником между странами Запада и Востока. После постройке в

середине прошлого века железных дорог порт стал морскими воротами для

густонаселенной и экономически развитой долины реки По, особенно для

индустриального треугольника Милан- Турин- Болонья. Генуя - порт приписки

итальянского торгового флота.

Неаполь - главный порт южной части страны. Расположен на берегу

одноименного залива Тирренского моря у подножия действующего вулкана

Везувия. Является одним из старейших городов и туристических центров

Европы. Ежегодно через морские вокзалы Неаполя проходит свыше 2 млн.

пассажиров, туристов и эмигрантов. Акватория порта ограждена молом, двумя

волноломами и состоит из нескольких бассейнов, разделенных короткими

молами. Порт разделяется на три зоны: пассажирскую (западная часть),

зерновую и генеральных грузов (центральная часть) и зону навалочных и

наливных грузов (восточная часть). Один из пирсов в центральной части имеет

статус вольной зоны. Расположенный примерно на полпути между Гибралтаром и

Порт-Саидом Неаполь служит удобным портом захода для линейных судов. Сырье

для нефтеперегонного и металлургического заводов в окрестностях Неаполя, а

также их продукция - основная часть грузооборота Неаполитанского порта.

Доля традиционных для Неаполя овощей, фруктов и консервов в современном

грузообороте невелика. Тяжелейший кризис поразил в 80-е годы неаполитанский

порт в связи с резким сокращением международных морских пассажирских

перевозок (причиной чего явилось снижение эмиграции). Это заставило Неаполь

уступить Бриндизи место первого пассажирского порта страны.

Венеция- главный итальянский порт на Адриатическом море и один из

своеобразнейших городов в мире. Расположен в мелководной лагуне

Венецианского залива на 119 островах, разделенных 160 каналами. Глубина

входа в лагуну, в верхней части которой расположен порт, составляет: Лидо -

10.6 м, у Альберони - 9,14 м. К Маргере, новому прмышленному порту Венеции,

ведет канал, доступный для морских судов с осадкой до 9.45 м. По

пассажирообороту Венеция уступает только Неаполю и Генуе. Порт частично

расположен в западной части города, частично на побережье материка

(Маргера) в 10 км от города. Основная часть грузооборота порта приходится

на его материковую часть, где на отвоеванной у моря территории расположены

три промышленные зоны, включающие свыше 200 промышленных предприятий.

Триест - самая крупная вольная гавань Европы. Близость к

континентальным странам, не имеющим собственного выхода к морю, создает

большой район тяготения, включающий Австрию, Чехословакию, Венгрию и другие

страны, поэтому в грузообороте Триеста преобладают транзитные грузы.Порт

состоит из четырех гаваней: новой, старой, таможенной и промышленной. Длина

причального фронта около 20 км. Триест- самый глубоководный итальянский

порт. После постройки нефтепричалов и их соединения с трансальпийским

нефтепроводом грузооборот увеличился в 5 раз. Промышленная зона Триеста,

как и многих других итальянских портов, включает нефтеперерабатывающий и

металлургический заводы.

Из остальных итальянских портов выделяются :

группа портов Лигурийского моря (Савона, Ливорно, Специя)- грузооборот

каждого из которых 10 млн.т;

аванпорт Рима - Чивитавеккия;

на Адриатическом море - Бари, Бриндизи и Анкона;

в Сицилии - Аугуста и Палермо;

глубоководная нефтяная гавань в заливе Таранто-Сибари.

За последние десятилетия выросли высокоспециализированные порты: нефтяные

(Аугуста, кальяри), рудные и угольные (Таранто), по переработке наливных и

насыпных массовых грузов (Равенна).

Триест - опыт свободного порта.

Порто-Франко в Триесте было учреждено в 1719 г. указом австрийского

императора Карла VI и действовало до 1891 г. Большую роль для него сыграло

открытие Суэцкого канала. Уменьшилось расстояние между крупными

европейскими городами и восточными и африканскими рынками.

После первой мировой войны Триест вошел в состав Италии. В 1947 г.

город с небольшим округом был выделен в “Свободную территорию Триест” и

получил вновь статус свободного порта. В 1954 г. в результате итало-

югославских переговоров при участии США и Великобритании “Свободная

территория Триест” была ликвидирована.

Сегодня Триест (300 тыс. жителей) - администраривный центр автономной

области Фриули- Венеция- Джулия, крупный портовый и промышленный центр

Северной Италии на побережье Адриатического моря. Промышленность

специализируется на производстве судовых двигателей, судостроении и

судоремонте, других отраслях машиностроения, черной металлургии,

нефтепереработке. В городе развита химическая (искусственное волокно),

цементная, стекольная, бумажная, джутовая и пищевая промышленность. В

грузообороте порта выделяются нефть и нефтепродукты, которые

транспортируются в Германию по нефтепроводу. В результате введения режима

порто-франко в Триесте были отменены таможенные пошлины на товары, ввозимые

морским путем, и уменьшены пошлины на предметы потребления и транзитные

товары.

В порту имеется 550 тыс. кв. м. складских площадей. Свободный порт

вынесен за таможенную границу Италии. Особенность порто-франко заключается

в том, что при ввозе товара с территории порта в Италию его владелец

получает возможность уплатить таможенную пошлину через 6 месяцев после

пересечения таможенной границы. Свободный порт управляется Автономным

ведомством порта, которое функционирует под контроле Министерства морского

флота. В свободном порту функционируют и частные фирмы, которые занимаются

более глубокой переработкой товаров. Триест находится вне таможенной

территории ЕЭС, поэтому на товары, хранящиеся на складах порта не

распространяются таможенные правила ЕЭС. Вблизи Свободного порта

расположена индустриальная зона Триеста с развитой инфраструктурой. В

борьбе за грузы Триест значительно уступает Гамбургу.

Перспективы развития транспорта Италии и ее портов.

Ассигнования на развитие торгового флота из года в год увеличиваются.

Как указывалось в годовом докладе национальной конференции независимых

судовладельцев, за 1980-1990 годы ежегодные ассигнования составляли:

|годы |1983 |1984 |1985 |1986 |1987 |1988 |1989 |1990 |1991 |1992 |

|млрд.л|52 |77,7 |87,6 |99,5 |108,8|105,5|120,5|89,7 |206,3|317,8|

|ир | | | | | | | | | | |

Увеличение ассигнований проявляется в ускорении роста состава и

расширении деятельности итальянского торгового флота. Этому способствуют и

предпринятые итальянским правительством меры по стимулированию нового

строительства судов Италии.

В перспективных планах развития итальянского флота по-прежнему

первостепенное внимание уделяется развитию танкерного флота и судов для

перевозки сухих массовых грузов. В конце 1992 года общий дедвейт танкерного

флота Италии повысился до 6,5 млн.т, а дедвейт комбинированных судов,

которые также используются для перевозки нефтегрузов, составил около 2 млн.

т. Основываясь на этих данных, можно предположить, что имеющийся состав

танкерного флота Италии в состоянии обеспечить каботажные перевозки нефти и

нефтепродуктов в полном объеме и до 75% всего объема импортных перевозок

нефти. Заказы на новые балкеры, рудовозы и комбинированные суда в

значительной степени уменьшат зависимость Италии от фрахтования иностранных

грузов. Среди других сухогрузных судов несколько повышено внимание к

контейнеровозам, паромным судам и ро-ро.

Значение морского транспорта для экономики Италии.

Морской транспорт и тесно связанные с ним промышленные отрасли,

включая судостроение и ремонт, имеют давние традиции и играют важную роль в

экономике Италии. Это связано с особенностями экономики страны, для

которой характерен высокий уровень развития обрабатывающей промышленности

на базе регулярного ввоза многих видов исходного технологического сырья и

топлива.Большое влияние на это оказывают особенности географического

положения страны: большая протяженность морского побережья, сильная

пересеченность местности и сложность условий для развития наземных путей

сообщения, наличие в прибрежных районах больших и малых населенных

островов с крупными промышленными предприятиями, близость проходящих в

средней части Средиземного моря важных международных путей сообщения.

Помимо вышеперечисленного, водный транспорт имеет огромное значение

для туризма, так как Италия - это классическая страна туризма, а для его

развития важно состояние транспортной системы. Благодаря транспорту

покрывается растущий из года в год дефицит бюджета. Значение транспорта

исключительно

. Список использованной литературы:

1. “Лекции по экономической географии зарубежных стран”Барсов Н.Н.

2. “Морской транспорт Италии” Сальников А.Н.

3. “Италия - очерки по экономической географии” Андреев Б.И.

4. “Италия. Экономика и внешняя торговля” Пучик Е.П.

5. “География морского транспорта” Залеский Е.Н.

6. “Экономика современной Италии” Васильков Н.П.

7. “География промышленности Италии” Кулагин Г.Д.

8. “Экономика Италии” Колосов Л.С., Тимофеев Н.И.

9. “Сельское хозяйство и крестьянское движение в

современной Италии” Лисовский Ю.П.

10. “Италия” Наташин Н.И.

11. “Италия. Современные тенденции в экономике” Покровский А.И.

12. “Италия” Галкина Т.А., Красновская Н.А.

13. Журналы: “Экономист”, “Транспорт”, “Деловой мир”, “Морской флот”,

“Судоходство”.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.