рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Германия

Германия

Реферат

по экономической географии

на тему:

«Федеративная Республика Германия»

Краснодар, 1999 год

План:

Геополитическое положение

Население

Государственный строй и политические партии

Экономика

Сельское хозяйство

Налоговая система

7.Транспорт

Экологические проблемы

Районные различия

Объединение Германии в октябре 1990 года стало событием не

только европейского, но и мирового значения, одним из наиболее важных

после второй мировой войны. Во-первых, оно, разумеется, привело к

большим изменениям в самой Германии, стране, как будто бы хорошо

известной, но теперь с новыми заметными чертами. Во-вторых, оно

вызвало серьезные, далеко идущие последствия за пределами Германии.

Геополитическое положение

Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная

Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ,

бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой

отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей

столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10

– «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-

Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя

Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен,

аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по

течению реки Везера).

На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР

административное деление на 15 округов, в том числе Берлин

(Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5

земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма):

Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Брандебург (Потсдам),

Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт).

В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые

административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и

иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут

споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные

вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых

земель в условиях общегерманского рынка.

Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин,

служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких

парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных

кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата

и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно

подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть

завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже

начал осуществлять там некоторые правительственные функции.

Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран.

Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9: Дания

на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе,

Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и

востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и

второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее

нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии.

Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются

членами ЕС, наиболее мощной страной которого является ФРГ. На ЕС

приходится более Ѕ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных

стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз.

Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном

блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер)

больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена

самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток,

оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в

военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в

Хорватии.

Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за

счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей

остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен

и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и

Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция,

Италия, Нидерланды, Великобритания, США.

Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному

рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным

препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные

дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов

Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу

Ингольштадт.

Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас

объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше

в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в

Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился.

Экономические и политические интересы ФРГ расширились.

Экономический гигант перестал быть политическим карликом.

Население

В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это

значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы.

Особенностью Германии является то, что ее население с начала 70-

х годов не растет, а сокращается: низкая рождаемость не перекрывает

невысокую смертность. Только за 1985 – 1992 годы рождаемость упала на

70%. Это имеет свои причины:

возрастная пирамида 90-х гг. отличается от пирамиды 1910 г.

повышенной долей старших возрастов, население страны сильно

«постарело». В строении пирамиды видны «провалы» в тех возрастных

категориях, которые стали жертвой двух мировых войн, а следствие этого

– падение рождаемости в те годы и демографические «волны» после;

невысокая рождаемость характерна для всех развитых промышленных

стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей. В

городах все это проявляется еще резче, чем в сельской местности, а ФРГ

– высокоурбанизированная страна, где в городах живет более 90%

населения.

И все же низкую рождаемость в ФРГ нельзя объяснить только этим.

В 1994 г. всего три страны имели превышение смертности над

рождаемостью: ФРГ, Россия, Украина. А ведь они очень разные.

Есть и необычные следствия невысокой рождаемости. Численность

германской армии – бундесвера – в 1991 г. составляла 495 тыс. человек,

но в 1995 г. уже всего 340 тыс. Конечно, дело здесь в основном в

изменении всей военно-политической обстановки в Европе, но в ФРГ есть

и другая причина – для сохранения армии такой численности, какой она

была в 1991 г. просто не хватило бы молодых людей, вступающих в

призывной возраст.

Западные и восточные немцы несильно отличаются друг от друга, и

все же долгий период раздельного существования отражается в социальной

и особенно религиозной структуре населения. В «новых землях» 67,1% -

неверующие, 27,0 % - принадлежат к евангелической церкви, 5,9% -

католики. Иная картина в «старых землях», где влияние церкви гораздо

сильнее – не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг)

составляют 42,9% населения, а приверженцы евангелической церкви

(Север) – 38,1%. Самой католической землей ФРГ является Бавария.

Имеются различия и в жизненном уровне – заработная плата в

«новых землях» составляет 70 – 72% от западногерманского уровня, выше

здесь и доля безработных. Есть и такие парадоксы, когда водитель

автобуса в Восточном Берлине получает меньшую зарплату, чем его

коллега в западной части города, выполняющий точно такую же работу.

«Сращивание» двух частей ФРГ идет отнюдь не беспроблемно.

Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает

иностранных рабочих и беженцев из многих стран. Во многих странах Юга

иностранцы составляют 20 – 25% населения (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен).

Это создает целый ряд проблем:

социальное положение «рабочих-гостей» гораздо хуже, чем

коренного населения, они часто не владеют языком, получают, как

правило, низкооплачиваемую «черную» работу, живут в худших условиях,

особенно не получившие гражданства ФРГ;

в городах, особенно у вокзалов, выросла преступность,

наркомания;

с ростом безработицы обострилась конкуренция за рабочие места,

ухудшилось отношение к «рабочим-гостям», в западных землях это

использовалось реакционными националистическими группировками, имели

место акты насилия;

идут и внутренние «разборки» между иностранцами, в частности

между турками и курдами.

Государственный строй и политические партии

Объединенная Германия - федеративное государство, состоящее из

16 равноправных земель (смотри таблицу 1).

Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые

земли). Земли под N 11 - 15 ранее входили в ГДР (новые земли). Земля

Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с

особой политической единицей - Западным Берлином. Столица ФРГ -

Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной

Германии работают в - Бонне.

ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире

систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие

возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав,

закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение

законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным

законодательным органом на уровне федерации и земель являются

парламенты - бундестаг и ландтаги.

Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2

декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти

партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок

Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального

союза (ХСС) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии

(СДПГ) - 239, Свободная демократическая партия (СвДП) - 79, Партия

демократического социализма (ПДС) - 17 и блок А 90/Зеленые - 8

мандатов.

В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна

достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая

обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все

основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг

центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации

общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции,

выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько

левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения

политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно

защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких

товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР

Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном

действует в новых землях и по существу, это тоже социал-

демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ.

Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и

выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими

действиями наносит ущерб природной среде.

С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат - палата земель,

которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая

земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости

от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения

законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать

деятельность бундестага.

Главой государства является избираемый на пять лет федеральный

президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С

1982 года боннское правительство формирует коалиция ХДС/ХСС во главе с

федеральным канцлером Г.Колем.

Экономика

Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке,

сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже

длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в

мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим

потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта

объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд.

марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9

млрд. марок.

Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни

населения и насыщение рынка товарами производственного и

потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях

неодинакова.

В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во

внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим

фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с

начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики

глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому

взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России

после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого

увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в

период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7

раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс

расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до

первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский

капитал основательно внедрился в российскую промышленность,

железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между

двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало

достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической

обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с

образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами

складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое

место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с

ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с

подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и

экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в

положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-

западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов,

создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества

между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место

главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года

товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987

годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за

сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на

нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют

ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического

сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом

сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года

советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало

прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме

совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется

коренным образом:

- к началу 1992 года на территории бывшего СССР было

зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.

Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания

валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ

оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале.

Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному

рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики,

развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных

кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот

населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с

западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно

инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно,

что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к

осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло.

Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в

отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было

приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая

часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм.

Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы

общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном

производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991

года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне

сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По-

прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного

производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен.

Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР

в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5

млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в

1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве -

соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к

середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом.

Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих

потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности.

Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения -

резкое падение на национальные потребительские товары.

Оценивать перспективы развития отдельных отраслей

промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но

определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом

необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны

развиваться следующие сферы экономики:

- отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они

перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и

качества;

- фирмы, которые с открытием границ начали специализироваться

на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству

специального оборудования, точной механики и оптики.

Как относительно плохие следует рассматривать перспективы

развития в следующих отраслях:

- отрасли, производящие крупные серии стандартизированных

изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как

текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;

- химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30%

превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее

производственное оборудование;

- производство стали, где были выведены из производства

неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных

инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно.

Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято

называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947

году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы

существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По

его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство

следовало модернизировать путем активной государственной экономической

политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения,

выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев,

вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере

удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время

предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.

С точки зрения механизма государственного регулирования

экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом

механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе

средства, методы, направления и формы государственного воздействия на

экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства,

которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени

социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.

До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт

на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР

составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель

характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и

мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-

Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса.

Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным

показателям производства они не часто превосходят своих японских,

американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий

бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории

фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое

благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех

фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас

создано Попечительское ведомство которому предстоит в ближайшее время

приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых

около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых

мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года

возникли 55 022 экономически активные новые фирмы.

ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного

мира. Только в старых землях объем промышленного производства

достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.