рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

власти внутри общества, а внешняя – отношения между государствами на

международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые

направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную,

культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели.

Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными,

реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов

осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных

потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит

вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает

ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее

достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали

нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике

(Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от

реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с

именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соот-

ветствии с известной формулой:

«Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для

достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к

результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно,

необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью

политиков, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и

свободах человека).

2.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни

общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни

общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими

формами общественного сознания являются нравственное, научное,

эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль – это совокупность правил поведения, производных от представлений

людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом,

исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо

воздействия на него силы общественного мнения.

Наука – это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир,

воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме

(понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных

исследований.

Искусство – это специфическая форма общественного сознания,

представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных

образах.

Религия – это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и

обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика – основные принципы, нормы и направления деятельности по

осуществлению государственной и общественной власти.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм,

установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно

народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной

силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные

элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную

культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы,

обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы

являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством

аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому

государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все

сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области

духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего культурного

уровня населения;

низкий уровень государственного финансирования культурных и научных

центров; слабость правовой базы, которая была бы призвана регламентировать

культурные процессы).

Билет № 15

1. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

2. Политический статус личности.

1.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно

поступательное движение общества от низших и простых форм общественной

организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно

понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к

низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще

в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей

(А. Тюрго, М. Кон-дорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии

человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный

взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так,

марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической

фор

мации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса

считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В

современной социологии исторический прогресс связывается с процессом

модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а

затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии,

рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов

(Дж. Ви-ко), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая

представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном

движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил

21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы

возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал

и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппе-ра. Понимая под

прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для

отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и

как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных

движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само

развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в

нем возможны и ускоренные рывки

вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных

отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.

Развитие орудий труда,техническая и технологическая революции – яркое

свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань

экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное

общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и

цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются

многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса

настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о

движении человечества вперед.

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых

нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в

степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А.

Сен Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной

нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.

Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие

производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем

подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к

прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те

социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил,

от

крывали простор для развития человека (как главной производительной

силы). Применимость подобного критерия оспаривается в современном

обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер

развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого

общественного прогресса является создание условий для всестороннего и

гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую

общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее

потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного

общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для

удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека

(или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

2.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в

политической системе общества, совокупность его политических прав и

обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его

роли в политическом процессе все граждане демократических государств

обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно

участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть из-

бранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом

направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.

Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными

делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально

является активным субъектом политического процесса. В обществах с

тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и

формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом

государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только

социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те

политические функции, роли, которые она в ней выполняет. В политологии

существует несколько классификаций политических ролей личности, под

которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы

политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное

положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее

политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику,

не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом

политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении,

косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его

роли рядо

вого члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным

членом политической организации, целенаправленно и по своей воле

включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она

отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессионального политика, для которого политическая деятельность

является не только главным занятием и источником существования, но и

составляет смысл жизни;

5) политического лидера – человека, способного изменять ход политических

событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с

заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни

человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм,

ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на

себя определенную политическую роль, называется политической социализацией

личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап – детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои

первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап – период обучения в старших классах школы и в вузе, когда

формируется информационная сторона мировоззрения, одна

из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во

внутренний мир личности;

3-й этап – начало активной социальной деятельности индивида, включение

его в работу государственных органов и общественных организаций, когда

происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного

субъекта политики;

4-й этап – вся последующая жизнь человека, когда он постоянно

совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им

какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса

политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную

социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей

и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном

взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее

ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности

человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами

государственных институтов (в том числе и школы), общественными

организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может

активно участвовать в поли

тической социализации (политическое самовоспитание).

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы,

участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека

в толпе), полусознательное (политический конформизм – понимание смысла

своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды

как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях

с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей,

способность изменить свою роль и сзое положение).

Билет № 16

1. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.

2. Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые

религии.

1.

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются

различные этапы и направления. Назовем те из них, которые подробно

изучаются в школьном курсе общест-вознания.

1. Познание общества в форме мифологического сознания (предания и мифы

народов мира).

2. Философские учения древности об обществе и общественном развитии

(древнеиндийские Веды, даосская школа, конфуци-

анство, учения Платона и Аристотеля).

3. Социальные учения средневековья (Фома Аквинский, схоластика).

4. Философия нового времени (теории общественного договора Т. Гоббса, Дж.

Локка, Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение А. Смита, теории социалистов-

утопистов, социологическое учение О. Конта, марксистская теория).

5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, техно-кратизм,

экзистенциализм).

Общественные науки, как следует из их названия, занимаются изучением

общества, его различных сфер. Таковы социология, по-литология,

культурология, история, религиоведение, экономика и многие другие.

Особенности общественных наук определяются спецификой социального

познания.

1. Оно является процессом самопознания: общество познает само себя,

ученые включены в общественную жизнь, которую они изучают.

2. Социальное познание тесно связано с интересами общественных классов,

слоев, групп, страт.

3. Социальная реальность – продукт сознательной деятельности людей.

Выводы ученых-обществоведов не могут в силу этого обладать той точностью,

какая свойственна заключениям ученых, изучающих природу.

4. Ученые, исследующие общество, имеют ограниченные возможности изучать

интересующие их явления и процессы на основе не

посредственного эксперимента,наблюдения, опыта.

5. В общественных науках особенно значительна роль гипотез,

интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как

правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по

сути своей есть результат диалога.

2.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой,

образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке

популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в

Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение

имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система

взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия есть

одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему

миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие

особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.

Религиоз пая вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного

учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в

религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни

человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в

единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с

акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения

(признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их

посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или

народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у

китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире –

христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н.

э.), буддизм (возник в середине I тыс. дон. э.).

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство 1024 млн чел, Ислам 529 млн чел. Индуизм 478 млн чел.

Конфуцианство 305 млн чел. Буддизм 268 млн чел. Синтоизм 60 млн чел.

Даосизм 52 млн чел. Иудаизм 14 млн чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами

одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от

государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь

современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну

из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников

нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит

принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении

культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и

питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и

противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре,

общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Билет № 17

i 1. Цивилизации и формации. 2. Наука и общество.

1.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке

подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса

являются формационный и цивилизацион-ный. Первый из них принадлежит к

марксистской школе обществоз-нания. Его ключевым понятием является

категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимается

историче-

ски определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи

всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа

производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка.

Базис (иначе он назывался производственными отношениями) – совокупность

общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе

производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

(главным среди них являются отношения собственности на средства

производства). Надстройка понимается как совокупность политических,

правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов,

учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную

самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же

представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность

того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис

общества) и производительные силы составляют способ производства,

понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие

«производительные силы» входят люди как производители материальных благ с

их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия,

предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным,

постоянно развивающимся элементом способа

производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не

меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между

производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в

ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической

формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые

открывают простор для развития производительных сил. Таким образом,

марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно

обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических

формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации

– первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в

себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.