рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Художественные стилевые направления в искусстве

1, с. 344.

существенный недостаток. Крестовые своды создавали боковой распор, из-

за чего столбы приходилось делать особенног-час-сивными и даже пристраивать

к ним дополнительные наружные опоры — контрфорсы. 2 К тому же, выложенные

из камня своды были крайне тяжелы. В отдельных случаях их толщина доходила

до двух метров. Большое внутреннее пространство перекрыть таким способом

оказывалось невозможно. Поэтому в поисках путей облегчения свода строители

укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Каркасные арки,

образующиеся на пересечении крестовых сводов, стали называть нервюрами от

франц. nervure — ребро, складка. Нервюры связывали между собой опоры

квадратных в плане пролетов нефа 3, причем на каждый квадрат главного нефа

приходилось по два меньших, боковых. Такая удачно найденная конструкция

обусловила удивительную прочность «связанной системы» перекрещивающихся

диагональных ребер и особый архитектурный ритм внутреннего пространства,

расчленяемого чередующимся шагом центральных и боковых опорных столбов. В

этой конструкции и был заложен импульс дальнейшего развития стиля.

Постепенное облегчение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры

здания привели к появлению так называемого «переходного стиля»,

предшественника Готики. Но вместе с новой конструкцией появились и новые

сложности.

Каркасная конструкция состояла из двух диагонально пересекающихся арок

и четырех боковых. Боковые, щековые арки, опирающиеся на четыре стороны

квадратного или прямоугольного в плане основания, оказывались, если их

делать полуциркульными, значительно ниже диагональных, что было очень

неудобно. Согласовать высоту арок между собой было проще всего, придав им

вместо полукруглой заостренную форму. Стрельчатая арка оказалась именно

такой формой. Тогда же, видимо, строители обнаружили, что чем

Франц. contreforse от лат. contra — против и fonis — сильный,

утолщение стены, либо отдельно стоящая опора, противодействующая силе

бокового распора арки или свода.

франц. nef от лат. navis — корабль,— удлиненное помещение

христианского храма, чаще всего расчлененное вдоль колоннадой или аркадой

на три части: главный неф и боковые, своими пропорциями ассоциирующееся с

кораблем.

выше и острее арка, тем меньше производимый ею боковой распор на

стены. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор

позволяли перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и

освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены

прорезались огромными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым.

Так технологическая необходимость породила новую конструкцию, а та, в свою

очередь, оригинальный художественный образ. Подчеркнем, что завоевание

Готики состоит не в открытии стрельчатой арки, которая была известна еще в

Древней Месопотамии и которую с успехом применяли арабы в VIII-IX вв. По-

новому была решена задача перекрытия больших сводов из отдельных тесаных

камней. «Прогресс, отмечающий эпоху Готики,— писал О. Шуази,— выразится

главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной

задачи:

выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая

архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а

проблему устойчивости решит введением аркбутанов... История готической

архитектуры — это история нервюры и аркбутана» .

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности,

устремления ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше

поднимет своды собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных

камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились

упругими и легкими, в корне меняя представления о тяжести каменной

конструкции. Одной из главных особенностей готического стиля стала

дематериализация формы. Конструкция и физические свойства материала больше

не определяли зрительный образ. Входя в готический собор, человек видел ряд

уходящих ввысь тонких колонн и расходящиеся над ними еще более тонкие ребра

сводов, которые казалось парили в небе. На самом же деле эти своды были

неимоверно тяжелы и давили огромным весом на скры-

1 Ш у а з и О - История архитектуры. М.: Изд. Акад. архит., 1937, т.

2, с. 239. Аркбутан (франц. arcboutant от arc — арка и boutant — опора) —

полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор сводов

на наружные устои — контрфорсы.

тыс внутри тонких пучков колонн опоры и еще более массивные

контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому незаметные для

зрителя.

Готический собор — символ самой бесконечности. Его художественный

образ, вопреки распространенным представлениям, выражает не строительный

расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую

устремленность человеческой души к неведомому, загадочному... И, вместе с

тем, эта дерзкая мечта воплощена в материальной, видимой, осязаемой

форме... камень за камнем, все выше и выше... Эта невероятная метафизика

духовного порыва, дерзости и религиозного смирения, мечты и реальности,

воображения и расчета прекрасно выражена в романе английского писателя У.

Голдинга «Шпиль».

Весь «художественный секрет» и свое-Система контрфорсов и аркбутанов.

Схема

образце, неповторимость готической архитектуры состоит в том, что

«зрительная конструкция» здания не совпадала с реальной. Если последняя

работала на сжатие, то зрительный образ выражал идею Вознесения,

устремления души к небу, к слиянию с Богом. В камне даже выкладывались

«несуществующие» конструктивные элементы, декоративные нервюры, создававшие

на сводах сложный, прихотливый узор, их пересечения превращались в кре-

стоцветы, распускались наподобие фантастических каменных цветов.

Происходило образное перевоплощение всех конструктивных элементов.

«Зрительный вес» камня больше не соответствовал физическому, тяжелый и

твердый — он превращался в легчайшее кружево резьбы. Иррациональность,

атектоничность — главные черты готической архитектуры — роднят ее с

Барокко. Если иррациональная архитектура Барокко является критической

стадией развития и усложнения классицистических архитектурных форм, то

Готика точно также — высшая, завершающая стадия развития романского

искусства.

О. Шпенглер, размышляя над путями развития европейской художественной

культуры, отмечал, что «в Готике и Барокко, как когда-то в египетском

искусстве, искали с каким-то смутным чувством долга..., готический стиль

растворяет материальность в пространстве». Преодоление тяжести тела и души

стало с этих пор главным устремлением человека в искусстве. Античные формы

с их равновесием сил onopBi;

и давления для этой цели уже не годились. В искусстве Готики предмет,

форма, объем — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель

«невещественной протяженности», идеи бесконечности. Это совершенно новая

для искусства иррациональная, трансцендентная идея впервые наиболее

отчетливо проявилась именно в Готике. Отсюда и основная композиционная

доминанта — вертикаль. Готический собор только вырастает из земли, но живет

в небе.

Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому, что

из тектонической и замкнутой она превращалась в пластическую и

пространственную композицию. Готический собор — в большей степени

организация пространства, как внутреннего, так и наружного, чем формы.

Готическая архитектура не оформляет замкнутое пространство, а превращает

все вокруг себя — и земную твердь, и небо — в образно-значительное целое.

Об этом хорошо написал О. Мандельштам:

Кружевом камень будь И паутиной стань:

Неба пустую грудь Тонкой иглою рань.

На строительство соборов, как и пирамид в древности, тратились

огромные средства, силы и жизнь многих поколений. Величайшее сооружение

ранней Готики собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) был заложен

в 1163г., строился более ста лет и достраивался до конца XIV в. Самый

большой из всех соборов находится в г. Реймсе, его длина 150 м, а высота

башен — 80 м, строился с 1210г. до начала XIV в. Миланский собор строился

до XIX в. Многие соборы так и остались незаконченными: они не имеют шпиля

или у них только одна башня на фасаде; у некоторых две башни, но совершенно

различного стиля и размеров, так как они достраивались в разное время.

Атектоничность и символичность композиции готического собора делали

его не столько архитектурой, сколько скульптурой, вернее множеством

пластических об-

Шпенгяер О 1993, т. 1, с. 405-411.

Закат Европы. М.: Мысль,

разов. Собор был наполнен скульптурой снаружи и внутри. В одном соборе

могло быть около двух тысяч различных скульптурных изображений.

Леса Готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны,

строгие фигуры Сибилл, пророков, королей... Мир фантастических растений,

Окаменелых привидений, Драконов, магов и химер. Здесь все есть символ,

знак, пример. Какую повесть зла и мук вы Здесь разберете на стенах? Как в

этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы? Их взгляд, как взгляд

змеи, тягуч... Закрыта дверь. Потерян ключ.

М. Волошин

Для понимания сущности готического стиля немаловажно проследить и

эволюцию общей композиции кафедрального собора. Его башни постепенно теряют

свою самостоятельность и не стоят свободно, как в романской архитектуре, а

примыкают вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как

ранее, а западный, и почти полностью сливаются с ним, обретая прямоугольную

форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся пространство между

двумя башнями. В результате получается абсолютно симметричная композиция.

Подробное описание одного из самых ранних кафедральных соборов

«переходного стиля» дает в своем романе «Собор Парижской Богоматери» В.

Гюго: «...вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той,

какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности

предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз,

словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное

центральное окно — роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам...

высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника...

и, наконец, две мрачные башни. Все эти гармонические части великолепного

целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно

в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные

скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со

спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония;

колоссальное творение... подоб. но «Илиаде» и «Романсеро»..., чудесный

результат соединения всех сил целой эпо. хи... это творение рук

человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как

будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность...» .

Далее В. Гюго подчеркивает «переходность» стиля собора Парижской

Богоматери, в архитектуре которого впервые произошла «прививка стрельчатого

свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых

походов» и «победоносно лег на широкие романские капители»2. Версии прямого

заимствования франками стрельчатой арки из арабской архитектуры

придерживались в то время многие писатели и художники-романтики. Однако

они, как ни странно, забывали при этом о главном отличии готической

архитектуры от арабской — одухотворяющей ее христианской идее Вознесения и

Воскресения.

Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею

цвето-световой организации пространства собора, претворив ее совершенно

иначе, не средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой

нервюр. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж

заменил традиционную роспись и мозаику, и вся стена превратилась в одно

большое окно. Причем не только цвет, но и переплеты витража имели

принципиальное значение — своими узорами они окончательно снимали ощущение

плоскости стены. Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст

симметрии, тектоники плоскости главного фасада и совершенно иного по

характеру внутреннего пространства. Этот контраст производил ошеломляющее

впечатление. Сплошные ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали

возможности сориентироваться, понять логику конструкции, остановить взгляд,

оценить размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света и цвета. Это

и есть готический идеал — предельно живописное решение архитектурного

пространства. Готические художники умело и последова-

Г ю г о В . Собр. соч.: В 15-ти т. М.: Худ. лит., 1953, т. 2., с.

107-108. 2 Там же с. 112.

тельно, вероятно, сами того не осознавая, уничтожали всякие следы

конструктивности, тектоничности, ощущения целостности и замкнутости.

Человеку, находящемуся внутри собора, должно было казаться, что

пространство уходит у него из-под ног во всех направлениях, а сам он летит

в бесконечные дали. Даже в деталях происходит последовательное преодоление

тектоники в стремлении к максимальной живописности. Подобно тому, как

некогда коринфская капитель уничтожила последние следы тектоники

дорического ордера, так и готическая, украшенная натуралистически

трактованными листьями, стала выражать не опору, а только зрительную связь,

пластику «живой» формы.

Переход от выражения конструкции к ее изображению, от тектоники к

пластике — главная черта готического стиля. Скульптура и орнамент

отрываются от плоскости стены и становятся все более натуралистичными.

Характерно, что даже снаружи собора массивные контрфорсы, играющие

исключительно конструктивную роль и передающие давление сводов вниз, на

землю, украшаются башенками-фиалами, чтобы и эти элементы приняли

живописный и динамичный вид, прямо противоположный их конструктивному

назначению. Вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего

используются треугольные вимперги над порталами и окнами, маскирующие

горизонтальные членения фасадов. В течение одного столетия меняется и

характер башен. В более раннем соборе Парижской Богоматери, по мнению

многих специалистов и вопреки убеждению Э. Виолле-ле-Дюка, башни вполне

завершены — они и должны были оставаться невысокими и прямоугольными, как и

требуется для подвески колоколов. В более поздних сооружениях — Рейм-ском,

Кёльнском соборах — целесообразность уже не играет никакой роли, и башни

служат лишь для того, чтобы зрительно выразить движение вверх, к небу .

Готика, как и Барокко, оказывается не искусством целесообразного, а

искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром воображения. Все ее

детали — «атрибуты чувства».

Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами

Кон-Винер Э. История стилен изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 108.

(дяошь раскрашивались, снаружи и изнутри. Эта окраска почти не дошла

до нашего времени. Можно представить, какое впечатление производили

раскрашенные статуи g полумраке собора. К ним относились как к живым:

фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических

чудовищ наводили ужас. Отсюда возникло множество легенд об оживающих

статуях, которые описывались позднее в популярных «готических романах». С

каменной готической скульптурой связано искусство деревянных резных

алтарей. Они делались раскрывающимися, из нескольких створок, сплошь

украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. В дальнейшем они

послужили отправной точкой для композиции запрестольного украшения —

ретабль, или ретабло (франц. retable, исп. retablo — позади стола),

характерной для французского Ренессанса и испанского стиля исабеллино.

Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью.

Вопреки представлению о сумрачном и аскетичном облике готических

соборов, да и вообще «мрачности» средневековой культуры, можно утверждать,

что готика была очень яркая, многоцветная. Полихромная роспись стен и

скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпа-яер-

мильфлёрое, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей

и чрезвычайно яркой одеждой заполнявших собор горожан. А постоянно

меняющееся состояние неба, лучи света, свободно проникающие внутрь собора

через многоцветные стекла огромных витражей, создавало совершенно

ирреальное ощущение... Казалось, что «корабль» действительно плывет... Это

ощущение можно

испытать и сейчас...

Такая роль цвета и света сохранялась До эпохи Возрождения, когда

живопись стала отделяться от архитектуры и скульптуры, аналогично тому, как

в античности статуи и здания расписывались все скромнее по мере того, как

развивалась энкаустика и мозаика. В этом отношении все средневековье

представляет собой эпоху яркого и натуралистичного архитектурно-скульптурно-

живописного искусства. Но наряду с этим, имела место и глубокая символика

цвета. Поэты и историки средневековья любят говорить о том, что в Целом

«цвет Готики — фиолетовый». Это Цвет молитвы и мистического устремления

души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В готических

витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.

Синий цвет считался символом верности. Особой любовь пользовались также

черный, оранжевый, белый. Как дополнительный к фиолетовому, желтый считался

особенно красивым, а зеленый был символом влюбленности. Зеленое чаще носили

жещины .

Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать

рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало.

Расцвет Готики — это и расцвет статуарной скульптуры. Статуи соборов

Реймса и Наумбурга с очевидностью доказывают это. «Повышается

самостоятельная ценность фигуры... у ангелов высокой Готики... женственная

тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка

играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой, и красивые

локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин

Аттики времен Фидия» 2. В большинстве статуй появляется особенный изгиб,

чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название «готической

кривой». Она ассоциируется с греческим хиазмом (см. античное искусство), но

отличается от него именно своей атектонич-ностью и деструктивностью.

«Готическая кривая», так же как и имматериальная светопись витражей,— ничто

иное, как отрицание античной «телесности». Форма готической фигуры

превращается в музыку складок драпировок, никак не мотивированных

конструктивно, поднимаемых неведомым вихрем. В этом иррациональном вихре

было бы совершенно нелепым искать какие-то достижения либо ошибки в

пластической анатомии или «правильности» изображения человеческого тела.

Никакой правильности там быть не может, поскольку мышление художника

абсолютно иррационально. Э. Кон-Винер интересно пишет о том, что готическая

эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения

во всех направлениях». Об этом свидетельствуют,

Хейзннга И. Осень средневековья. М.:

Наука, 1988, с. 303-306.

2 Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 114-115.

по его мнению, странные на наш современный взгляд изображения женщин с

изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в

качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более

взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в

романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров и

философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом

Спасителя, ангелов ликовать — словом, вносит аффект, взволнованность. В

силу того же самого уже с начала Готики все богатство библейских и

легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги,

все церковное миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое

выражение в камне и красках. Сцены, которые требуют действия и об

изображении которых еще не думало XIII столетие, становятся вдруг любимыми

темами, например небесное венчание девы Марии» .Ив этом смысле

действительно готическое искусство великолепно и полно подготовило эпоху

Возрождения с ее удачным соединением красоты тела и полета души.

Динамика, экспрессия и взволнованность отразились и в «малых формах»

резьбы по кости, орнаменте, книжной миниатюре того времени. Готический

орнамент атекто-ничен и динамичен в отличие от классического. Не случайно

так распространен в Готике мотив виноградной лозы, свободно растущих

ветвей, листьев — любой прихотливо извивающейся, «ползущей», как в

«краббах»2, формы. И это несмотря на множество архитектурно-декоративных

элементов, имеющих строго геометрическое построение.

В основе готического орнамента лежали простые фигуры — круг,

треугольник, легко вычерчиваемые по линейке и циркулем. Орнамент,

построенный на сочетании этих фигур, так и называется — масвер-ком (нем.,

mafiwerk — работа по нанесенным размерам). Аналогичным образом строился

знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий.

Книжная миниатюра Готики, по срав-

Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 116-117. 2 Нем. Krabbe от krabbein — ползать — элемент

растительного декора, как бы выползающего на архитектурные детали.

нению с романской, отличается преобладанием тончайшего растительного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.