рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деятельность художников передвижников

должна была сказаться утопическая природа данной организации. Артель имела

свой устав, цели и задачи существования. Согласно ему цель Артели

заключалась в том: "…во 1-х, чтобы соединить трудами, упрочить и обеспечить

свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения

публике /…/ и во 2-х, что бы открыть прием художественных заказов по всем

отраслям искусства".[11]

Через некоторое время Артель сдает свои позиции и превращается в

мастерскую, которая принимала казенные и частные заказы на выполнение

портретов, исполнение церковных росписей и всякого рода иных декоративных

поделок.

По прошествии некоторого времени деятельность Артели стала заметно

угасать. Отчасти данному обстоятельству "способствовал" уход из нее И.Н.

Крамского.

Характеризуя деятельность данной организации можно сделать следующие

выводы:

Во-первых, беда Артели заключалась в том, что она сбилась только на

выполнение выгодных заказов "… не ставя перед собой выполнение

принципиальных задач".[12]

Во-вторых, эти объединения, сыграв, безусловно, "…позитивную роль,

полностью себя не оправдали".[13]

Но все-таки, это были попытки образования самостоятельных творческих

союзов.

Между тем на место Артели художников выступает новое сообщество

художников. Инициатором его выступает Г.Г. Мясоедов, пенсионер Академии

художеств, окончившие ее за год до "бунта четырнадцати протестантов".[14]

"Григорий Григорьевич Мясоедов (1835-1911) Учился в Петербургской

академии художеств у Т.А. Неффа, А.Т. Маркова. Живописец. Пенсионер

Академии во Франции, Италии, Испании. Академик. Один из организаторов

Товарищества передвижных художественных выставок. Оказывал творческую и

методическую помощь художественным школам на Украине и в Татарии".[15]

Г.Г. Мясоедов до 1869 года проживал в Италии. Там он сблизился с Н.

Ге. Беседы о дальнейшем развитии русской живописи и русского искусства и

подсказали идею создания нового типа художественно-выставочного

объединения.

Зная о существовании Артели, побывав на одном из ее "четверговых

собраний", Мясоедов понял, что она уже сыграла свою роль, очень полезную и

важную как первая независимая художественная организация, существовавшая

без помощи Академии".[16]

Тогда уже он понял, что модель организационного строения Артели была

очень узкой, потому что включала в свой состав небольшую группу

петербургских художников.

По приезду в Москву Г.Г. Мясоедов знакомится с достаточно известными к

тому времени художниками: Перовым, Прянишниковым, пейзажистами Саврасовым и

Каменевым. В беседе с ними рождается идея создания Товарищества передвижных

художественных выставок России. Начинается упорная и кропотливая работа по

осуществлению этого замысла.

Дальнейшая судьба русской демократической живописи будет связана с

деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок.

Возвратившись зимой 1868-1869 года из Италии Г.Г. Мясоедов "… бросил в

Артель мысль об устройстве выставок каким-либо кружком художников".[17]

Артель с большим интересом и сочувствием приняла эту новую мысль. Это был

не только выход из сложившегося положения, но и огромный шаг вперед.

В 1869 году Санкт-Петербургская Артель и группа московских художников:

Перов, Прянишников, Маковский, Саврасов и другие, решили объединиться.

Иван Николаевич Крамской позже напишет: "я призвал товарищей

расстаться с душной курной избой и построить новый лом, светлый и

просторный. Все росли, всем становилось уже тесно…".[18]

Но данный замысел нужно было осуществить. Необходим был устав,

регламентирующий деятельность этой организации, и который бы придал ей

официальный статус.

После длительной и кропотливой работы Мясоедов выносит на обсуждение в

среде московских художников первый проект устава Товарищества передвижных

художественных выставок. Один экземпляр был направлен в Италию Крамскому и

Ге, а второй в Санкт-Петербург в Артель. Крамской и Ге, вернувшись из

Италии начинают активно пропагандировать идею Мясоедова в среде

артельщиков.

Устав необходимо было утвердить законным путем. "Это испугало

некоторых артельщиков, которые забыли о своем бунтарском прошлом, боялись

осложнить отношения с Академией и официальными кругами".[19]

Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря

словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в

которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"[20]

Желание приблизить народ к искусству для художников 60-70-х годов было

теснейшим способом связано с идейно воспитательными задачами. Деятельность

художника рассматривалась как общественное служение. И сюжеты и

изобразительный язык они старались сделать доходчивыми и понятными для

каждого".[21]

В этот период в среде художников идет обсуждение не только проекта

будущего устава Товарищества, но и самой формы организации. Какой она

будет? Учредители Товарища в конечном итоге останавливаются на передвижной

форме выставочной деятельности. Хотя уже сразу стало ясно, что это будет

гораздо обременительнее и труднее.

Делу организации передвижных выставок весьма способствовало осознание

того, что повсеместно появился демократически настроенный зритель,

заинтересованный в развитии именно реалистического направления в искусстве.

Задача данной организации была сформулирована вполне конкретно:

"создание такого рода объединения, которым управляли бы сами художники,

сплоченные общностью идейных и творческих устремлений и которое взялось бы

решить их материальные проблемы, способствуя реализации произведений".[22]

23 ноября 1869 года инициативное ядро московской группы художников

направляет предложение в Артель с просьбой объединиться с целью устройства

"подвижных выставок (слово передвижных появилось позже). К данному письму

приложен Устав, который выносился в артели "… на общее рассмотрение, при

участии лиц, которых вы найдете полезным пригласить, вы могли бы довести

его до надлежащей полноты и в этом виде доставить нам копию с него".[23]

Так же в письме упоминается о "…собрании подписей тех, которые

пожелали бы участвовать в делах Товарищества, хлопотать об утверждении

устава".[24]

Послание подписали 23 московских художника: Г. Мясоедов, В. Перов, Л.

Каменев, Л. саврасов, В. Шервуд, И. Прянишников, Н. Ге, И. Крамской, К.

Лемох, Васильев, А. Волков, М. Клодт, Н. Дмитриев-Оренбургский, К.

Трутовский, Н. Сверчков, А. Григорьев, Ф. Журавлев, Н. Петров, В. Якоби, А.

Корзухин, И. Репин, И. Шишкин, А. Попов.

В оригинале этого документа шло примечание: "Не могущие явиться могут

давать письменные доверенности или выражать свои мысли перепиской".[25]

После обсуждения этого предложения на общем собрании петербургской

Артели часть художников дала согласие и подписала письмо. Так была

достигнута договоренность об основании новой организации.

Анализируя данный период истории передвижничества, нужно сказать, что

само зарождение идеи создания подобной организации и огромное усердие

приложенное по достижению своей цели, приложенное художниками, ознаменует

начало новой эпохи в художественной жизни России второй половины XIX века.

Годом основания Товарищества передвижных художественных выставок стал

1869 год. Организация подобного характера не имела аналогов не только в

России, но даже в более просвещенных странах Европы.

С необычайной энергией и страстностью взялся за новое дело И.Н.

Крамской. "Если Г.Г. Мясоедов был главным инициатором Товарищества, то

признанным идейным руководителем его стал И.Н. Крамской, как его критик,

теоретик, публицист".[26] Немало сил и искреннего увлечения в дело

Товарищества привнес Н.Н. Ге.

Переходя, непосредственно, к деятельности Товарищества возникает

вопрос, – существует ли связь между этими тремя историческими событиями:

"бунтом четырнадцати", существованием Артели и созданием новой выставочной

организации?

Надо сказать, что формально петербургская Артель, как организация в

создании Товарищества не участвовала. Впоследствие неоднократно возникали

вопросы о связи между "четырнадцатью бунтарями" и передвижниками. Теперь в

свете исторической перспективы, ясно, что по своей сути, идейной

направленности, по художественной программе передвижники в период

возникновения Товарищества выступали как продолжатели Артели. И то

обстоятельство, что Крамской в обоих случаях играл руководящую роль говорит

о прямой преемственности".[27]

В основу первого проекта устава был положен первоначальный вариант

его, написанный Г.Г. Мясоедовым. Претерпевший в процессе редактирования

некоторые изменения он имел следующие разделы.

Раздел I. Цель устава: "Основание Товарищества подвижной

художественной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции

возможности следить за успехами русского искусства. Этим путем Товарищество

старается расширить круг любителей искусства, откроет новые пути для сбыта

художественных произведений".[28]

Из данного раздела становится ясна форма выставочной деятельности и

материальный фактор заинтересованности художника.

Второй раздел оглашает права новой организации: "Товарищество имеет

право устраивать выставки художественных произведений во всех городах

Российской империи".[29] В дальнейшем мы узнаем. что выставки производились

не только в Росси, но и за ее пределами.

Третий раздел говорит о составе и членстве в данной организации:

"Членами Товарищества могут быть художники, не оставившие занятий, все

члены Товарищества должны быть действительными членами". Эта формулировка

определяет творческий характер данного художественного союза, поскольку

продолжение гласит: "… Картины, долженствующие составить выставку, должны

быть написаны для нее (т.е. неизвестные публике)…".[30]

Следующий раздел "О вступлении". В данную организацию могли вступить

как достаточно известные художники, так и "… неизвестные Товариществу

представляют свои работы на годичное общее собрание и по принятии их картин

на выставку записываются членами Товарищества".[31]

Это собрание было своеобразным экзаменом, который помог выявить

действительно талантливых художников и исключить возможные случайности.

Об обязанностях членов Товарищества мы узнаем из следующего пункта,

здесь же оговариваются обязанности экспонентов, по организационным и

творческим моментам деятельности.

Из пятого раздела видно: когда, как, где собиралось общее собрание и

какие полномочия оно несло "… рассматривает действия управления... делает

проверку приходно-расходных книг, избирает новых членов правления,

принимает в члены правления товарищества…, назначает срок будущей выставки

и производит раздел сумм, подлежащих разделу".[32]

Анализируя данный пункт можно прийти к выводу, что деятельность

Товарищества и его организация, были достаточно демократичны.

Помимо общего собрания Товарищество имело и управление (в дальнейшем

это будет называться правлением). Правление избиралось общим собранием,

делилось на два отделения "…для заведования делами выставки в обеих

столицах… местопребыванием управления считалась та столица, где окажется

более наличных членов управления…"[33]

При правлении находилась касса Товарищества. Правление было обязано

назначать маршрут выставки, находить помещения для выставок, избирать лицо

сопровождающее данную выставку картин, приобретение вещей необходимых для

выставки, назначение и выдача ссуд и прочие обязанности, которые в полной

мере будут рассматриваться в уставе Товарищества.

Раздел "назначение ссуд" подробно декларирует устройство передвижных

выставок.

Денежный фонд Товарищества, его формирование и распределение

заработанных средств рассматривает раздел "доходы". Кассу этой организации

составляло 5% отчисления от продаж картин и плата за посещение выставок.

Так же здесь оговаривается отношения со своими менее удачливыми коллегами,

т.е. оказание взаимопомощи.

Далее идет наиболее важный во всем данном документе параграф "О

передвижении": "Выставка открывается в одной из столиц, если результаты

будут удовлетворительны в финансовом отношении и собранные деньги будут в

количестве, могущем гарантировать расходы на передвижение, то из столиц

выставка Товарищества направляется в города внутрь России, которые будут

избраны управлением".[34] Кроме этого здесь же оговариваются условия

страхования картин, издания альбомов и прочей вспомогательной литературы.

Два последних пункта "о книгах" и "о изменении устава".

Остановимся подробнее на последнем. Этот раздел скорее похож на

письмо. Оно написано в форме обращения к будущим участникам этой

организации "тех, кто пожелал бы присоединиться к нашей идее…"[35] Здесь

же идет планирование первой выставки сначала в Петербурге, затем в Москве,

"…а из Москвы в провинции…"[36]

Но самое главное условие существования товарищества – это "совершенная

независимость от всех других поощряющих искусство обществ".[37]

Четыре этих организационных момента выразили суть идеи создания,

выставочной деятельности и независимости Товарищества.

Характеризуя данный проект устава надо сказать, что это был первый

официальный документ в истории товарищества. Он был прародителем

действительного утвержденного устава передвижной организации.

Вот что пишет Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому в своем письме: "Хорошее

дело, основанное на началах справедливости не должно компрометироваться,

приноравливаться ко вкусам отдельных личностей. Успех выставки, несомненно

будет находиться в зависимости от первого ее дебюта".[38]

В своем ответе Крамской советует Мясоедову непременно подать проект

устава на утверждение министру внутренних дел А.Е. Тимашеву: "Когда будете

подавать устав, хорошо бы Вы известили за дня 4 или за 5. Потому что есть

возможность достать письмо к Тимашеву…"[39]

И вот по совету Г.Г. Мясоедова в сентябре 1870 года 15 художников

подписывают прошение: "Его превосходительству, господину министру

внутренних дел, генерал-лейтенанту, генерал-адъютанту Александру Егоровичу

Тимашеву".[40]

Кто же они, эти 15? Это профессор императорской Академии художеств

Николай Ге, академик той же академии Иван Крамской. Классный художник Х-го

класса Академии художеств Григорий Мясоедов, Академик Алексей Саврасов.

Художник Академии художеств Лев Каменев. Классный художник той же Академии

Илларион Прянишников. Академик Алексей Корзухин, Профессор К. Маковский,

свободный художник Л. Маковский. Академик Валерий Якоби. Классный художник

1-й степени К. Лемох.

Каково же содержание данного прошения? "Предполагая основать

Товарищество передвижных художественных выставок, с целью доставления

жителям провинции возможности знакомиться с искусством и следить за его

успехами, а так же для обеспечения художникам сбыта их произведений, имеем

честь обратиться к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой об

утверждении прилагаемого при сем проекта устава означенного

товарищества".[41]

Надо отметить, что на утверждение был послан усовершенствованный

вариант "мясоедовского" проекта устава. Второй проект был поделен на 26

параграфов. В целом он сохранил свое содержание, изменив только структуру

своего построения. Единственной доработкой стал 3 параграф, гласивший, что:

"товарищество избавляется от взимания торговых свидетельств".[42]

Хотя при утверждении и согласовании данного устава господин А.Е.

Тимашев настоятельно рекомендует "Господину начальнику С. Петербургской

губернии Н.В. Левашеву…"[43] за исключением §3 и "разрешить учреждение

означенного Товарищества…"[44]

Официальное утверждение организации передвижников зафиксировано в

письме Н.В. Левашева обер-полицмейстеру С.П. Трепову датированное 7 ноября

1870 года, в котором распоряжается разрешить деятельность Товарищества.

Итак, прошел почти год со времени первого официального появления (23

ноября 1869 года) проекта устава, до его непосредственного утверждения.

В 1870 году художники демократического направления образовали

Товарищество передвижных художественных выставок, которое вобрало в себя

все лучшие творческие силы того времени и на протяжении всего времени было

сосредоточием "передовых идей в искусстве".[45]

Кто же они, первые передвижники, люди, стоявшие у истоков этого

движения?

Вот список учредителей Товарищества:

Профессор императорской Академии художеств Николай Ге.

Академик Академии художеств Иван Крамской.

Академик Василий Перов.

Классный художник Х-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов.

Академик Алексей Саврасов.

Художник Академии художеств Лев Каменев.

Классный художник той же Академии Илларион Прянишников.

Академик Иван Шишкин.

Академик Михаил П. Клодт.

Профессор, барон М.К. Клодт.

Академик Алексей Корзухин.

Профессор К. Маковский.

Свободный художник Л. Маковский.

Академик Валерий Якоби.

Классный художник 1-й степени К. Лемох".[46]

Эти люди сыграют в истории Товарищества очень важную роль.

Демократический характер деятельности художников, вошедших в эту

организацию был очевиден. Многие из них уже на рубеже 50-60-х годов стали

представителями критического реализма.

Глава II. Деятельность передвижников

"Первая передвижная выставка товарищества открылась в Петербурге в

залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872

года."[47]

Этому предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества

о месте открытия первой выставки. Стоял выбор Петербург или Москва?

Это прослеживается в письме Мясоедова Крамскому, относящегося к 1870

году: "…Петербург для России то же, что Париж для Франции. Блестящий успех

в Петербурге гарантирует успех и в Москве и в провинциях".[48]

Однако Крамской, живя в Петербурге знал, что бюрократические методы

управления художественной жизнью очень сильны здесь. Поэтому он всячески

пытался настоять на открытии первой выставки в Москве. Окончательное

решение данного спора было принято не первом общем собрании членов

Товарищества, которое состоялось 16 декабря 1870 года в Петербурге. Это

было решено голосованием: "… 2-е, местом открытия выставки назначается

Петербург; время же открытия 15-го сентября 1871 года и не позднее 1

октября…"[49]

Так же на этом собрании было избрано первое правление. В его состав

вошли Н.Н. Ге., Г.Г. Мясоедов, М.К. Клодт, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, в

качестве кандидата - И.М. Прянишников.

Первая выставка передвижников прозвучала как новое и отрадное явление,

вызвав небывалый к тому времени бурный отклик. Причин тому было несколько.

"Главная заключалась в том, что это был первый выход в свет первого в

России вольного творческого содружества."[50] Это было программное

выступление художников-демократов. Передовая пресса приветствовала

просветительский, идейно-демократический характер их искусства.

6 декабря И.Н. Крамской писал Ф.А. Васильеву: "Теперь поделюсь с Вами

новостью. Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней

мере, Петербург говорит об этом. Это самая крупная городская новость если

верить газетам".[51]

Участниками I-й передвижной выставки стали: В.Ф. Амман, С.Н. Аммосов,

А.П. Боголюбов, Н.Н. Ге, К.Ф. Кун, Л.Л. Каменев, Ф.Ф. Каменский

(скульптор), М.К. Клодт, М.П. Клодт, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, Г.Г.

Мясоедов, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Первая передвижная выставка была немногочисленной по своему составу.

Петербургские обозреватели, отмечая этот факт, обращали внимание на то, что

выставка "… по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой

прежние выставки, в последнее время, видимо начавшие клониться к

упадку…"[52]

"Экспозиция, состоявшая из сорока семи произведений, являла собой

резкий контраст ежегодным академическим выставкам, которые в течение ряда

лет, по традиции рассматривались как демонстрация истинных достижений

русской школы живописи".[53]

При всей немногочисленности состава, выставка содержала значительные

произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре и

др.

Вот только некоторые произведения:

"…№1 В.Г. Перов. Портрет А. Островского…,

№21. В.Г. Перов. Рыболов…,

№22. И.И. Шишкин. Лес…,

№24. Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе…,

№32. А.К. Саврасов. Грачи прилетели".[54]

Это неполный перечень значительных работ выставленных на первой

передвижной выставке.

"Широкий отклик получила выставка и в Москве".[55] Здесь она

экспонировалась с середины апреля вплоть до июня 1872 года в помещении

Училища живописи, ваяния и зодчества. После небольшого пополнения новыми

работами, выставка посетила два крупных украинских города – Киев и Харьков,

где имела большой успех. Этот успех и стал подтверждением огромного

интереса к ней и жизненности нового начинания.

В общей сложности выставку посетило более 30.000 человек. Было продано

значительное количество работ, на общую сумму более 23.000 рублей. Более

4000 рублей было распределено, согласно уставу, между членами и участниками

выставки, "… Остальная сумма 4387 рублей 45 копеек распределена между

экспонентами согласно уставу Товарищества. В фонд Товарищества внесено,

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.