рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: История государства и права России

Таким образом, живой ход истории вновь и вновь ставил народ перед выбором: между самодержавием и конституционной монархией (1905 год), между конституционной монархией и республикой (к февралю 1917 г.), между политикой продвижения и торможением реформ, между конструктивным, демократическим развитием и гражданской войной, между Корниловым и большевиками, после Октября - между однопартийностью Ленина и многопартийностью Ногина, и т.д. Что же определило судьбу России, что подвело черту, стало "точкой возврата", после которой отпал выбор между гражданским миром и войной, страна вышла из конструктивного русла истории, революцию лишили содержания анархия, убийства и погромы, и наступление бури стало только вопросом времени. Четкую границу провести, вероятно, невозможно - саботаж реформ правительством и исполнительной властью на местах, расстрелы демонстраций, война, голод, с одной стороны, бескультурье, озлобление народа, разлив уголовщины, убийств, погромов, с другой, толкали страну в пропасть. Но показателем, знамением невозможности компромисса стал корниловский мятеж 25-31 августа 1917 года.

Таким образом, победа революции на территории огромной страны свидетельствовала о поддержке идей большевизма народными массами и о слабости его противников. Она оказалась осуществленной благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису, слабости и ошибкам Временного правительства, падению его авторитета, авантюризму правых сил, замешательству меньшевиков и эсеров, энергии большевиков, политической воли и политическому искусству В. И. Ленина. Большевики победили под демократическими лозунгами. Народ в своей массе не осознавал в конце 1917 года, что он делает социалистический выбор.

Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. Главными причинами этого явились отсутствие твердой государственной власти, замедленный характер реформ, война, нарастание революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию, чтобы на практике реализовать свою идеологическую доктрину.

Экономическая политика новой, большевистской власти в первый период ее существования прошла путь от "социализации земли" и "рабочего контроля" до продовольственной диктатуры, комбедов, широкой национализации и строгой централизации.

Большевикам по объективным причинам пришлось отодвинуть на далекую перспективу идею мировой революции и постепенно налаживать внешнеполитические связи.

В результате разгона Учредительного собрания власть перешла в руки большевиков, что создало предпосылки формирования однопартийной системы и не дало развиться системе парламентаризма.

Октябрьский переворот 1917 года — это результат рокового совпадения во времени глубокого и болезненного кризиса мо­дернизации, переживавшегося тогдашней Россией, страшной многолетней войны и специфической идейно-нравственной атмосферы, господствовавшей среди российской демократичес­кой интеллигенции.

Задание 5

Сравните подходы Л.П. Берия, Г.М. Маленкова и Н.С.Хрущева к реформированию советской политической системы, вопросам государства и права. Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных соответствующую таблицу. К каким выводам вы пришли, и почему?

Персоналии

Подходы к реформированию политической системы, вопросам государства и права

Берия Как заместитель председателя Совета министров СССР, он получал сведения о состоянии экономики страны, отдельных ее отраслей, в частности о «великих стройках социализма»; в качестве руководителя разведки Берия был в курсе многих вопросов политики и международных отношений, реальных проблем, возникавших между СССР и другими странами. Берия непосредственно отвечал за разработку ядерного оружия, а это связывало его с армией, с созданием новых видов вооружений. Он имел наиболее достоверную информацию о внутриполитической обстановке в стране, о настроениях людей, о всех сколько-нибудь заметных выражениях протеста. Вряд ли Берия считал себя ответственным за массовые репрессии 1930-х гг. Он был назначен наркомом внутренних дел осенью 1938 г., когда пик этих репрессий остался позади. В 1939 г. часть репрессированных даже была освобождена. Это опять-таки не было личной заслугой нового наркома, но отличало его от Маленкова, Кагановича, Ворошилова или Хрущева, персонально ответственных за террор 1930-х гг. Многочисленные проблемы, накапливавшиеся в послевоенный период, требовали решения. Страна больше не могла содержать армию по нормам военного времени, иметь 2,5 млн. заключенных, тратить деньги на «великие стройки», по-прежнему эксплуатировать крестьянство, нагнетать конфликты по всему миру, создавать даже из своих недавних союзников новых врагов, как это случилось с Югославией. Рисковали стать взрывоопасными отношения со «странами социалистического лагеря». Нестабильность правящего номенклатурного слоя, угрозы репрессий ухудшали управляемость государством. Реформы становились неизбежными. Берия стал первым, кто сознательно решился на их осуществление. Неожиданно и сильно проявилось его вмешательство — как первого заместителя председателя Совмина — в те области государственной жизни, которые, казалось, не входили непосредственно в его компетенцию. Позиция Берия в области международных отношений предполагала необходимость скорейшей нормализации отношений с Югославией, преодоления идеологического конфликта, унаследованного от Сталина. Берия, по словам Маленкова, «предлагал не поправить курс на форсированное строительство социализма, а отказаться от всякого курса на социализм в ГДР и держать курс на буржуазную Германию». В дальнейшем это станет одной из статей обвинения против бывшего министра МВД.
Маленков

На первый взгляд напрашивается вывод, что таким явлением, как «оттепель», ее последователи обязаны не Хрущеву и не Берии, а Маленкову. Он чуть ли не на другой день после похорон Сталина сделал на Президиуме ЦК хотя и секретное, но вполне официальное заявление: «Считаем обязательным прекратить политику культа личности».
 Эта позиция Маленкова действительно может показаться совершенно самостоятельной. Но, как свидетельствуют все характеристики хорошо знавших его людей, сам Маленков вряд ли был способен на такие решительные заявления.
 Почему именно Маленков первым официально озвучил идею «оттепели»? Да потому, что находился «под колпаком» у Берии. Их связывали не только «приятельство» и так называемое «тесное сотрудничество», но и, например, «кровь невинных» в «ленинградском деле». И потом, после Сталина, верхам было совершенно очевидно, что второго грузина во главе государства страна просто не вынесет. Именно поэтому Л. П. Берия сам предложил на место Сталина «негрузина» Маленкова, который по податливости своего характера и из-за жесткой зависимости от Берия не мог возражать, чтобы тому достались главные рычаги власти, а ему — лишь самый большой портфель от власти. Так, став 1-м заместителем председателя Совета Министров СССР и министром МВД, объединенного с МГБ, Берия оказался серым кардиналом «оттепели», а Маленков — председателем Совета Министров СССР и его политической тенью.
 Когда Берия стал затевать заговор против Сталина, он, очевидно, поставил Маленкова перед фактом: «Сталин со дня на день должен арестовать меня. А если возьмут меня, то возьмут и тебя. Значит, надо до конца во всем действовать сообща…» Вынужденное устранение Берия не столько освободило Маленкова от зависимости, сколько ослабило его в преддверии назревавших событий. Хрущев же, организовав арест Берия и выступив на ХХ съезде с якобы закрытым разоблачением репрессий, а на деле устроив преднамеренную утечку информации, фактически развязал себе руки. При этом, как единодушно утверждают исследователи, предусмотрительно уничтожил через своего человека в КГБ генерала Ивана Серова все или почти все документы о личном участии в массовых политических расправах. Уже в наши дни приговором Хрущеву стали слова А. Н. Яковлева, руководителя Комиссии по реабилитации жертв незаконных репрессий: «Крови на совести Хрущева не меньше, а по сравнению кое с кем и больше!»
 Как ни опасался Маленков, что его официально объявят союзником Берия, это в конце концов все равно случилось. Он всячески пытался откреститься от Берия и тогда, и позже, когда его громили в составе «антипартийной группы». Однако его, терявшего позицию за позицией, уже никто не хотел слушать.

Хрущев

XX съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошёл окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на сопротивление сталинцев, «секретный доклад» был зачитан на открытых собраниях на предприятиях, в учреждениях и в ВУЗах. Сама брошюра с докладом выпущена не бала, но материалы попали в спецслужбы США и были опубликованы. Они потрясли весь мир. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люди увидели реалии тоталитаризма. Серьёзные инциденты произошли в Грузии и в Прибалтике Польше и Венгрии. Стали восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались незаконно осужденные, им возвращались утерянные права. С 1956 года специальные комиссии по пересмотру дел решали дела и освобождали реабилитированных на месте. Результатом их деятельности стало возвращение нескольких миллионов человек.

Отменялись наиболее вопиющие нормы в уголовном законодательстве сталинской эпохи; было упразднено понятие «враг народа»; с 14 до 16 лет повышен возраст наступления уголовной ответственности; запрещено прибегать к угрозам и насилию при получении признания; за некоторым исключением, судебные заседания стали открытыми и т.д. Февраль 1957 года принёс так же реабилитацию народам депортированным в 1944-1945 годах. В родные места было позволено вернуться чеченцам, ингушам, балкарцам, карачаевцам и калмыкам, однако ничего не было сделано для поволжских немцев и крымских татар, так как территории, которые их вынудили покинуть, были заселены русскими и украинцами.

В 1959 году на XXV съезде КПСС Хрущёв выдумал самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США как в повышении промышленного производства, так и сельскохозяйственного на душу населения к 1970г. Но в отличие от американской экономики СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышение благосостояния народа. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалось в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отбельную благоустроенную квартиру для многих было почти не сбыточной мечтой. Темпы ведения жилищного строительства в первой половине 60-х годов наша страна не знала ни до, ни после этого периода. В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет. В 1957 – 1958 годах Хрущёвым было проведено 3 реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущёв стремился к децентрализации управления промышленностью, так как становилось всё труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Н.С. Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры[3]. В действительности же совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

 Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С. Хрущёв, вопреки сопротивлению, изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счёт не перспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С. Хрущёва. Поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

 Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

Начало десталинизации и даже возникновения самого выражения «культ личности» ошибочно связываются с Хрущевым и XX съездом: впервые это выражение было употреблено через три месяца после смерти Сталина, когда Берия был фактически правителем страны. В статье без подписи «Коммунистическая партия – направляющая и руководящая сила советского народа» (безусловно напечатанной по решению Президиума ЦК) «Правда» от 10 июня 1953 года писала: «...пережитки давно осужденных партией антимарксистских взглядов на роль масс, классов, партий, элементы культа личности до самого последнего времени имели место в пропагандистской работе, проникли на страницы отдельных книг, журналов и газет». Статья констатировала: «сила нашего партийного и государственного руководства в его коллективности», а «существо политики нашей партии изложено в выступлениях Г. М. Маленкова, Л. П. Берия и В. М. Молотова». Эту скрытую антисталинскую программу Берия, несомненно, разделял и Маленков, но Хрущев был против нее, ибо она вела к популярности Берия и Маленкова, что не входило в его честолюбивые планы. Никакой собственной программы при этом у Хрущева не было, его только не устраивало создание новой тройки – Маленков, Берия, Молотов. Как и всякому выученику Сталина. Хрущеву была важна не программа, сталинская или антисталинская, а власть, важно было взять этот самый «руль партии и государства» из «тех рук» в свои собственные руки. Мы уже знаем, что Хрущев этого потом добился, но добился потому, что никто из его коллег и не помышлял, что ему по плечу такая задача... Тут история той же партии как бы вновь повторилась: Сталина единодушно выдвинули на пост генсека при Ленине, ибо его считали «тихоней» и бездарью и собирались использовать его в своих целях. Выдвигая Хрущева исполняющим обязанности первого секретаря ЦК после смерти Сталина, думали примерно то же: мужик, недотепа, партийный винтик, его так же можно использовать в своих целях, как на протяжении двадцати лет это делал Сталин...

 В целом, заслуги Н.С.Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы только важнейшие. Однако характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов, допущенных лично Н.С.Хрущёвым.

 Значительная часть просчётов была обусловлена сложнейшим его окружением и чертами его характера. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление «рывков» и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной тому был импульсивный характер Н.С. Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия к тому времени объективно ещё не созрели.

 Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

 Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно – административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. И всё-таки несмотря на ошибки и просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для страны необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности.


Задание 6

Представьте наглядно (в виде таблицы, графика или т.п.) основные этапы становления и развития права частной собственности в России (не позднее, чем с 1917 г. и по настоящее время). Выделите особенности каждого этапа и определите его значение. К каким выводам вы пришли, и почему?

Этапы становления и развития права частной собственности в России

Содержание этапов становления и развития права частной собственности в России

Советский этап Частной собственности не было закреплено в законодательстве, у граждан была только личная собственность
Этап приватизации

                Приватизацию в России нельзя было проводить по аналогии с процессами передачи определенной доли государственной собственности в частные руки в любой другой стране. Как правильно заметил Е.Гайдар, тогда еще директор института экономической политики при Академии народного хозяйства, "к сожалению, в области приватизации пока нет науки. есть только опыт некоторых стран, который показывает: все идут здесь на ощупь, опираясь на политические моменты и здравый смысл"[4].

Вот почему опыт приватизации в России уникален.

                В Законе РФ о приватизации государственных и муниципальных предприятий были сформулированы определенные положения о льготах трудовому коллективу. Эти положения должны были быть конкретизированы в Государственной программе приватизации на 1992 год. В то время руководителем Госкомимущества был М.Малей. Это ведомство, по существу, упустило время для подготовки Госпрограммы, наряду с которой нужно было подготовить комплекс нормативных документов по приватизации. Лишь во второй половине 1991 года Госкомимущество представило в Верховный Совет РФ 14 документов, составляющих нормативную основу приватизации. В ходе обсуждения документы были подвергнуты редкой критике и ни один из них не был одобрен. Стало ясно, что команда М.Малея не в состоянии обеспечить качественную подготовку этих документов. В конце первой декады ноября 1991 года он был перемещен на другой пост. Во главе Госкомимущества стал А.Чубайс. Он стал автором Российской приватизации через ваучеризацию. Вице-премьер российского правительства 24 сентября 1992 года, отвечая на вопросы в Верховном Совете РФ, прямо объявил депутатам, что большая часть населения, получив чеки, быстро обменяет их на продукты питания и другие необходимые товары, что, по его мнению, явится одной из важнейших положительных сторон приватизации. На основании этого можно сделать вывод, что приватизация через ваучеризацию, по замыслу ее авторов, для большинства россиян не столько решает проблему превращения основной массы населения в собственников, сколько призвана под угрозой голода заставить их отказаться от своего права на принадлежащую им собственность в пользу тех, кто сумел в короткие сроки составить громадные состояния. В целом вся кампания по приватизации в РФ представляет собой не что иное как гигантскую по масштабам операцию перераспределения национального богатства России - новую технологию молниеносного обогащения в постсоциалистический период.

                Главный аргумент авторов программы сверхбыстрой и обвальной приватизации состоит примерно в следующем: стране нужен рынок как залог обеспечения благосостояния, а поскольку рынок без частной собственности создать нельзя, то имеющиеся в стране средства производства необходимо срочно приватизировать. Рассчитаны такие утверждения на недостаточную компетентность россиян.

В России приватизация проходила в два этапа. Первый этап (преимущественно ваучерный, для создания равных предпосылок граждан в приватизации) пришелся на 1992-1994 гг. Второй этап - денежная приватизация (массовое акционирование).

Современный этап

Важной, но не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8 и 9 Конституции РФ, а также особое внимание, уделяемое ей в ст. 34-36 Конституции РФ. Это тесно связано и с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признания, соблюдения и защиты - обязанностью государства, а также со стремлением сохранить в экономической системе характерную именно для частной собственности личную заинтересованность, весьма эффективную также для всего общества, и с необходимостью, возрождая частную собственность, существенно ограничить возможности злоупотребления ею вопреки общественным интересам.

Статья 15 ЗК РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю. Частной собственностью на землю являются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, то есть законно, причем все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Новый Земельный кодекс РФ устранил практически все ограничения прав на приобретение в частную собственность земельных участков иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами и лицами без гражданства. Эти лица не могут иметь в собственности земельные участки лишь в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и в иных особых территориях, а также земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, на которые они могут приобретать лишь право долгосрочной аренды.

Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 ЗК РФ). Данное положение определяет правовой характер отношений между гражданами, юридическими лицами с одной стороны и государством как основным собственном природных ресурсов - с другой.

Разрушение и полная дискриминация частной собственности в нашей экономике в недавнем прошлом привела к тому, что были утрачены не только негатив­ные стороны частного предпринимательства, но и его сильные мотивационные стороны. При обосновании необходимости частной собственности важно ответить на вопрос: «Является ли частная собственность тормозом развития экономики, или она и сегодня эффективна и полезна?» Опыт индустриально развитых стран показал, что потенциал этой формы собственности полностью еще не использован. Важно также помнить, что частная собственность служит непосредственной основой других форм собственности и различных форм хо­зяйствования (например, акционерных предприятий и фермерских хозяйств).

Как показывает анализ воплощения практики реформ в жизнь, России навязывается такой вариант преобразований, при котором и без того технически сложный и социально крайне болезненный процесс фундаментальной смены общественно-политического устройства должен быть пройден по историческим меркам в крайне сжатые сроки. При этом, по существу, предлагается весьма странный путь всеобщей и сквозной "обвальной" приватизации, которая практически прикрывает гигантские масштабы операций по переводу общенародной собственности в руки номенклатурно-теневых структур.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.