рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: История государства и права России

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

По мнению многих русский менталитет предполагает наличие сильной руки, жандарма и т.п., но я с этим не могу согласиться, ибо считаю, что те ростки свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться и приумножаться.

Задание 8

Сравните подходы (в области права) и практику взаимоотношений Российской империи с входившими в ее состав территориями и Российской Федерации с ее субъектами. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли и почему? Какой опыт Российской империи может быть полезен для современной России? Аргументируйте свой ответ, приведете примеры.

Подходы и практика взаимоотношений с входящими в ее состав территориями

Российская империя

земли и народы, включенные в Российскую Империю в разные исторические периоды, получили различный политико-административный и гражданский статус. Одни народы получили все права (и обязанности) российских подданных, будучи причисленными к тому или иному сословию, другие, войдя в состав Империи на правах инородцев, сохраняли свой традиционный уклад, вплоть до традиционных органов управления и судопроизводства. Это естественным образом влияло и на глубину социокультурной переработки разных народов России, на степень их «вживления» в государственную ткань Империи.

Таким образом, с административно-правовой точки зрения, территория Российской Империи представляла собой сложную мозаику земель и народов. Тот факт, что население национальных окраин почти не было представлено в управлении государством (в III Государственной Думе
1908—1911 гг./ из 442 депутатских мест 403 были заняты депутатами от 51 губернии Европейской России и только 5 мест было предоставлено депутатам от Закавказья, 14 — от Привислинских губерний, а население Степного края и Средней Азии не было представлено вовсе), почти всеми воспринимался как должное. При этом попытка изменить сложившийся порядок вещей, выразившаяся в мобилизации казахов на тыловые работы в годы 1-й Мировой войны, вызвала кровопролитное восстание (1916) и резню русских переселенцев в Степном крае.

Советский Союз

Так именно Временному правительству принадлежит честь распространения гражданства на всех бывших подданных упраздненной Империи. Никто до России этого в мире не делал (по крайней мере, что касается империй Нового времени). Большевики, шаг за шагом собирая территорию, сохранили принцип всеобщего распространения гражданских прав. Безусловно, этим шагом Москва продемонстрировала уникальную способность принципиально другого отношения к своему пространству контроля.

В советский период программа колонизации получила новое содержание. Вместо «трудовых навыков русского крестьянства» главную роль стали играть рабочие, научные, инженерные и управленческие квалификации. Именно масштабная индустриализация, научно-техническая революция и энтузиазм советского человека позволили продолжить освоенческий процесс окраин, но уже совершенно на иной основе. Машина русской (советской) колонизации продолжала катиться дальше, но ее мотор работал уже на холостых оборотах.

Российская Федерация

 Разграничение властей по вертикали обеспечивается Президентом Российской Федерации. Споры в данном отношении могут разрешаться Конституционным Судом Российской Федерации.

 Одним из основополагающих принципов федеративного устройства Российской Федерации является равноправие ее народов. Конституция определяет данный принцип как общепризнанный. Применительно к России, где проживает свыше 100 народов, он имеет особое значение.

 Равноправие народов находит свое проявление в том, что независимо от численности и других характеристик каждый из них имеет право на самоопределение, использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, получение поддержки со стороны Российской Федерации, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития России. Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, в частности связанных с правом каждого на пользование родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку.

 Конституция Российской Федерации обеспечивает самоопределение народов в пределах Российской Федерации; ее субъекты не наделены правом выхода из состава федерации. Это положение согласуется с международно-правовыми нормами.

                Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Статьи 71 и 72 Конституции отражают принятую в стране концепцию распределения предметов ведения и полномочий на находящиеся в собственно ведении Российской Федерации (ст. 71) и в совместном с ее субъектами ведении (ст. 72). Названные статьи содержат перечни предметов ведения и полномочий в целом, без указания на то, какими федеральными или субъектами федерации органами государственной власти они реализуются, поскольку это решается сферой компетенции в отношении предметов ведения. Поэтому ст. 71 дает ответ на вопрос, что находится в ведении Российской Федерации, а какой федеральный орган государственной власти несет нагрузку по ведению перечисленных предметов, - дело самих федеральных органов, кого наделять соответствующей компетенцией в отношении этих предметов. Вместе с тем наличие в Конституции возможности взаимно передавать осуществление полномочий (федерация - ее субъекту и наоборот (см. ст. 78)) позволяет говорить лишь о передаче полномочий в отношении предметов ведения, а не об изъятии этих предметов из ведения Российской Федерации.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам.

В соответствии с ч.3 ст.5 Конституции федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Разные субъекты Федерации используют свои конституционные права по-разному. Прежде всего это проявляется в установлении состава государственных органов и способов регулирования их деятельности. В ряде республик утвержден пост президента (как главы государства или высшего должностного лица и главы исполнительной власти). В то же время в Дагестане, например, вертикаль исполнительной власти возглавляет коллегиальный орган - Госсовет, формируемый Конституционным собранием Республики и выполняющий функции главы государства.

Таким образом, российское государство представляет собой федерацию, объединяющую субъекты: республики, края, области, два города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

 В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.

Задание 9

Сделайте сравнительный анализ (в виде таблицы, графика или т.п.) процессов, происходящих в настоящее время в области государства и права в странах Востока, в Европе и других странах мира? Выделите общее и особенное. Какое значение имеют эти процессы для развития государства и права Российской Федерации? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Наименование процесса Сущность процесса
«Демократический транзит» Речь идет о так называемой третьей демократической волне в мировой политической истории, начало которой обычно датируется 1974 г., когда в Португалии пала салазаровская диктатура; затем демократическая волна распространилась на другие диктатуры в Южной Европе - Испанию и Грецию - и далее на Латинскую Америку - Аргентину, Бразилию, Боливию, Уругвай, Эквадор, Перу и др. К середине 80-х гг. она достигла Азии (Филиппины, Южная Корея, Тайвань и др.). Наконец, в 1989-90-х гг. под влиянием усиливающегося коллапса СССР демократизация захватила страны Центральной и Восточной Европы. В 1991 г. крушение советской системы привело к образованию пятнадцати "новых демократий".
Глобализация

В течение нескольких десятилетий западной модели глобализации, осуществляемой под лозунгами “свободы торговли и предпринимательства”, “невмешательства государств в экономику”, а фактически при господстве ТНК и защищающих их интересы западных государств, противостояло сотрудничество социалистических и освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости стран (последние именовались “освободившимися”, “развивающимися”, “неприсоединившимися”, “странами Третьего Мира”). Это сотрудничество лежало в основе существования сбалансированной геополитической системы “трех миров” (развитых капиталистических, социалистических и развивающихся стран). Сложившаяся система не допускала доминирования ни одного из них и обеспечивала определенный баланс их интересов. Объединяющей идеей этой системы, способствующей ее демократизации и гуманизации, было устранение социально-экономической отсталости и нищеты во всем мире как главной задачи мирового сообщества. Эта задача была поставлена во главу угла его центральной организации - ООН и ее специализированных организаций. Тем самым создавались предпосылки для гармонического развития мирового сообщества, для ослабления противостояния богатого “Севера” бедному “Югу”.

С одной стороны, сотрудничество между социалистическими и развивающимися странами облегчало реализацию внутренних моделей социально-экономического развития, связанных с активной ролью государства в экономике.

С другой стороны, это сотрудничество создавало благоприятные условия для борьбы за более демократические, гуманистические и равноправные модели глобализации. По инициативе развивающихся стран в мировом сообществе стал активно обсуждаться вопрос об установлении Нового Мирового Экономического Порядка, который бы устранил отношения неоколониализма, эксплуатации и неравенства в международных экономических отношениях и способствовал бы преодолению социально-экономической отсталости и нищеты в мире. В апреле 1974 года по инициативе развивающихся стран VI специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию и Программу действий по установлению Нового Мирового Экономического Порядка.

Интеграция

Впервые расширение ЕС происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-эконо­мической модели и не принадлежали к западноевропейской сис­теме безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-ад­министративной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфиче­скими чертами, которые оказывают принципиальное воздейст­вие как на характер, так и на последствия расширения ЕС. Этот факт, как нам представляется, не в полной мере учитывался Ев­ропейским Союзом, когда в официальных документах Комиссии "Повестка дня 2000 г." расширение европейской интеграции за счет стран ЦВЕ рассматривалось как "еще одно присоединение группы стран к ЕС".

В Евросоюзе не было и нет единого мнения и в вопросах де­легирования суверенитета и создания федеративной структуры[6]. Активными сторонниками этой идеи являются Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия; более сдержаны Австрия, Греция, Ирлан­дия. Как всегда, осторожна Великобритания, с которой блоки­руются скандинавские страны, склоняющиеся к возвращению государствам национальных компетенций. «Вопрос о власти» -это не только конфликт между «коммунитарным методом» и «национальным эгоизмом», но и опасность паралича расширен­ного до 25 членов Сообщества. Комиссия претендует на роль Европейского правительства, Европарламент стремится усилить контроль над исполнительной властью, Европейский Совет на­мерен по-прежнему оставаться органом межгосударственного регулирования. К проблеме властных прерогатив руководящих структур ЕС добавилась конфликтная ситуация в связи с рас­ширением Сообщества. Она касается проблемы «франко-германского локомотива» и «директории грандов» (ФРГ, Фран­ция, Великобриания, Италия, Испания). Польша со своим демо­графическим весом также претендует на особую роль. Среди малых стран есть опасения, что будущая Европа станет «держа­вой для других», а они окажутся «полуевропейцами». Еще одна труднорешаемая проблема - принцип голосования (единогласие или квалифицированное большинство) во властных структурах ЕС по важнейшим вопросам евростроительства.

В российской прессе в качестве основных конфликтных вопросов расширенного Союза вырисовыва­ются следующие проблемы:

- высокий уровень безработицы, социальное неравенство с растущей бедностью, обостряющаяся конкуренция, страхи, связанные со свободой передвижения:

- дальнейшее уменьшение равенства шансов в области образования и повыше­ния квалификации:

- отрезвление правящего политического класса в новых государствах-членах ЕС, осознание ими того факта, что рыночная экономика и радикальная привати­зация не регулируют и не решают проблем общества;

- спор вокруг переходных сроков и специальных условий, например, при пере­ходе на высокозатратные стандарты ЕС в экологии и на транспорте, с целью сделать вступление для этих стран финансово возможным;

- структурная политика, использование фонда по укреплению связей, критерии выбора целевых областей для будущей политики ЕС по предоставлению суб­сидий и помощи;

- вовлечение и участие в милитаризации союзной внешней политики и политики в области безопасности.

Ю.Шишков не исключает, что в сторону ЕС и НАТО станет склоняться «политический выбор Украины, Белоруссии (разумеется, после ухода А.Г.Лукашенко), Молдавии и трех закавказских государств СНГ»[7]. Таким образом, Россия может остаться в одиночестве, если не считать пяти центральноазиатских стран СНГ, которые по многим параметрам не готовы к реальному интегрированию с ней, да и не представляют для нее особого экономического интереса. С 2002 году доля Казахстана в общем объеме экспорта России составляла 2,2%, а четырех стран Средней Азии – 1,8%[8].

Ю.А.Борко дает прогноз, что в 2020-х – начале 2030-х годов Турция и страны-наследницы Югославии присоединятся к ЕС[9].

Как считает Ю.В.Шишков, «никакие трудности уже не смогут остановить интеграционный процесс в Европе, а тем более повернуть его вспять»[10].

Процесс демократизации в России также существенным образом от­личается от «классических» моделей. Следует отметить, что, если страны Восточной Европы оцениваются как в целом ориентированные на формирование элементов консолидированной демократии, то ре­жим в России большинством исследователей не рассматривается как демократический. Анализ режима в России и других странах бывшего СССР происходит в рамках альтернативных и промежуточных форм политического развития при постоянном подчеркивании особого ха­рактера российской трансформации.

Я прихожу к выводу, что по­литический режим в России и большинстве ее регионов в настоящее время соответствует характеристикам гибридного режима, хотя в от­дельных регионах можно говорить о наличии авторитарной ситуации. Особенностью гибридного режима является его относительная устой­чивость, которая заключается в отсутствии «явных внешних и внут­ренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону ав­торитаризма либо демократии устойчивой».

Задание 10

Представьте наглядно (в виде таблицы, графика и т.п.) подходы современных российских политических деятелей политологов, ученых к вопросам дальнейшего развития государства и права Российской Федерации. Выделите общее и особенное. К каким выводам вы пришли, и почему? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры 

Мы будем рассматривать в данном вопросе не политических деятелей, подходы которых не являются серьезными исследованиями, а скорее являются популистическими, а исследования серьезных ученых- политологов, ко мнению которых можно относиться с уважением.

Персоналии Пути развития государства и права России
А.Ю. Мельвиль

1. Уровень международных факторов (геополитические, военно-стратегические, экономические, политические, культурно-идео­логические факторы). Он включает в себя факторы, проявив­шиеся в начале 80-х годов и повлиявшие на реформаторские тенденции в СССР. Они не были решающими, но они являются благоприятными для будущего развития демократии.

2. Уровень государство- и нациеобразующих факторов. Снача­ла в СССР, а потом и в России отсутствовала гарантированная государственная целостность и национальная идентичность. Под лозунгами демократизации и антикоммунизма происхо­дил рост национализма и сепаратизма, который спровоциро­вал распад СССР. Для современной России все более трудно­разрешимой оказывается задача обеспечения национального единства, которая должна решаться до начала демократиза­ции. Таким образом, данный фактор осложнил процесс демо­кратизации в России и во многом обусловил его отличие от пе­реходных процессов в других странах.

3. Уровень структурных социально-экономических обстоя­тельств. Россия осуществляет процесс демократизации в ус­ловиях невысокого уровня экономического развития. Кроме того, в стране отсутствовали какие-либо зачатки рыночной экономики, что тормозило развитие трансформационных про­цессов. Поэтому в целом влияние данного фактора является неблагоприятным.

4. Уровень социально-классовых факторов. В России отсутство­вала адекватная демократии социальная база. Прежде всего, это характеризовалось и характеризуется отсутствием необхо­димого среднего класса, который должен выступать массовой социальной базой демократии. Другой особенностью является лишь частично обновленный правящий класс, который удер­жал власть и приобрел собственность, став главным субъектом «масштабного перераспределения и закрепления в фактически частное и акционированное владение прежде всего государст­венной собственности между основными входящими в него кланами и картелями». Влияние этого фактора также следу­ет признать неблагоприятным.

5. Уровень культурно-ценностных факторов. Процесс демо­кратизации в России не был обусловлен массовым распрост­ранением ценностей и ориентаций, характерных для граждан­ской политической культуры. Однако, как свидетельствуют ре­зультаты некоторых социологических опросов и как показы­вает мировой опыт, постепенное усвоение этих ценностей и норм россиянами возможно.

В.Гельман

Еще одна модель демократизации России построена В. Гельманом. Она основана на анализе трансформации политического режима в России. При этом автор модели опирается на следующие структур­ные параметры, определяющие различие посткоммунистических ре­жимов: механизм смены политической власти; характеристики акторов политического режима; соотношение формальных и неформальных институтов поли­тического режима; характер проведения выборов; роль представительных институтов; роль политических партий; роль средств массовой информации.

Механизм смены политической власти в определенной степени оказывается для переходных режимов важнее, чем механизм прихо­да к власти. Основными механизмами смены власти в недемократи­ческих режимах, по мнению В. Гельмана, являются революция, путч и пакт элит. Революции для посткоммунистических стран не характерны, путч ориентирован на применение насилия и возникает как результат высокого уровня конфронтации в рамках элит, а пакт элит, наоборот, предполагает высокий уровень согласия политических ак­торов.

X. Линц, А. Степан Процесс демо­кратизации в России не был обусловлен массовым распрост­ранением ценностей и ориентаций, характерных для граждан­ской политической культуры. Однако, как свидетельствуют ре­зультаты некоторых социологических опросов и как показы­вает мировой опыт, постепенное усвоение этих ценностей и норм россиянами возможно.

Представленные в данной работе модели не являются единствен­ными, скорее они более качественно объясняют особенности проис­ходящего процесса демократизации в России. Как видно из проведен­ного анализа, они по-разному прогнозируют дальнейшее развитие со­бытий.

Современные исследователи единодушны в том, что демократия жизненно необходима России, потому что она в большей мере, чем какой-либо иной политический режим, защищает достоинство человека. Это преимущество делает ее наиболее конкурентоспособной формой государственного устройства в постиндустриальном мире, где главным фактором развития становится человек. Только демократия обеспечивает максимально возможную свободу обмена идеями и распространения информации, без которых невозможно осуществить переход к информационному обществу XXI века; содействует развитию гражданского общества и самостоятельных политических партий, способных контролировать власть, удерживая ее от изоляции и застоя; может реализовать принцип разделения и взаимного контроля властей, который является наиболее эффективным средством против бюрократической деградации государства.

Устойчивая демократия необходима России как обязательное условие динамичного развития в XXI веке.


ЛИТЕРАТУРА

1.         Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш.. С.Ю. Витте // Вопросы истории. №8,1990г.

2.         Ананьич Б.В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970.

3.          Аникин А.В. Путь исканий. Социальные идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990

4.         Блохин В.Ф., Боровикова В.Г., Ветошко А.Н. С.Ю. Витте - Гений Российской политики. // История Отечества №2 1994.

5.         Боканов А. Русский Бисмарк // Родина №2 1990

6.         Витте С.Д. Воспоминания в 3-х томах. М. 1960.

7.         Восстание декабристов. Документы. Т. 7. С

8.         Гернет М.Н. История царской тюрьмы, т. 11-Госюриздат, М., 1961.

9.         Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собр.соч. Т.7.

10.      Гессен А. Во глубине сибирских руд. М., 1963

11.      Дружинин Н. Революционное движение в России ХIХ века. М.: Наука, 1985

12.      Иванова В. Узники Петропавловской крепости.-Лениздат, 1966

13.      Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1.-М.:Госкомиздат,1951.

14.      Карташёв Б., Муравьёв Вл. Пестель. М.: Молодая гвардия, 1967

15.      Кризис самодержавия в России. 1895 – 1917 гг. Л. 1984

16.      Лебедев Н.М. Пестель – идеолог и руководитель декабристов. М., 1972.

17.      Миронова И. ...Их дело не пропало. – М.:Знание, 1975

18.      Моряков В.И. Из истории эволюции общественно-политических взглядов просветителей конца XVIII века // Рейндаль и Радищев. М., 1981.

19.      Нечкина М.В. «Русская правда» и движение декабристов // Восстание декабристов. Документы. М., 1958. Т.7.

20.      Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955.

21.      Павлов-Сильванский Н.П. Декабрист Пестель перед Верховным уголовным судом. Ростов н/Д., 1907

22.      Россия на рубеже веков: исторические портреты. М. 1991.

23.      Семеновский В.И. Политические и общственные идеи декабристов. СПб, 1909

24.      Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX в. Л. 1970

25.      Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский Союз. - М.: Наука, 2002. - 206 с.

26.      Сыроечковский Б.Е. П.И.Пестель и К.Ф.Герман (к вопросу о ранних политических воззрениях Пестеля) // Ученые записки кафедры истории СССР МГУ им.М.В.Ломоносова. 1954. Вып.167

27.      Форш О. Первенцы свободы. -Молодая гвардия, М., 1963

28.      Шишков Ю. Россия в экономике Европы: нарастающее единство. – М., 2004.

29.      Шищков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001

30.      Эмерсон М. Слон и медведь. Европейский Союз, Россия и их ближнее зарубежье. М., 2001.

31.      Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959.


[1] Н. Эйдельман. "Революция сверху" в России. М., 1989, с. 162

[2] Ленин В.И. Собр.соч.Т.44 С.291

[3] Никита Сергеевич Хрущев материалы к биографии. Сост. Ю.В. Аксютин М., 1989. С.91

[4] Гайдар Е. От союзного базара - к российскому рынку // Московские новости, 1991, 10 ноября.

[5] Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус­ского государства. М., 1951.

[6] Интеграционные проблемы в современном мире: учебное пособие / Под ред. А.С.Маныкина. – М.: МАКС Пресс, 2005. С.110

[7] Шишков Ю. Россия в экономике Европы: нарастающее единство. – М., 2004. С.110

[8] Там же. С.111

[9] Борко Ю.А. Расширение и углубление европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 7. С.15-29

[10] Шищков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. С.250


Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.