рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Политика в сфере этнонациональных отношений

Курсовая работа: Политика в сфере этнонациональных отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему  «ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

по дисциплине «Политология»

КИЕВ 2011


Содержание

Введение

1.  Объект и предмет этнополитологии

2.  Теория этничности. Понятие этноса

3.  Нация: признаки, теории, типология, идеология

3.1 Политическая теория нации

3.2 Психологическая теория нации

3.3 Культурологическая теория нации

3.4 Историко-экономическая теория нации

3.5 Этническая теория нации

4.  Классификация государств по этническому признаку

5.  Этнические процессы

6.  Особенности формирования украинского этноса

7.  Национальная политика в Украине

Вывод

Литература


Введение

Общество делится по вертикали – на классы и социальные группы, и по горизонтали – на этносы и нации. Марксистская идеология на первое место ставила принадлежность человека к определенному общественному классу, считая национализм порождением капитализма. Интересы рабочего класса объявлялись высшими по отношению к каким-либо другим – личным, семейным, национальным, общечеловеческим.

Главной целью рабочего класса считалось построение коммунизма – бесклассового и безнационального общества. Однако эта доктрина, как и многие другие положения марксистской теории, не выдержала проверки временем. В настоящее время не классовое, а этническое деление общества стало наиболее заметным и антагонистическим. Не классы, а этносы и нации стали главной движущей силой общественного развития. Именно этническое деление человечества служит источником конфликтов в современном мире. Растет социальная однородность наций, то есть либо в них преобладает так называемый «средний класс», либо малообеспеченные слои.

Происходит раскол классов по этнической линии – представители определенного этноса занимают соответствующую нишу на рынке труда, что подтверждают известные факты – «лица кавказской национальности» на фруктовых рынках, турки в строительных фирмах, евреи в финансовой сфере, жители Восточной Азии на сборке компьютеров и так далее. Возникли теории «этнической стратификации», «расколотого рынка труда», «внутреннего колониализма».


1.Объект и предмет этнополитологии

Скажем, в Германии коренное население занято в сфере высоких технологий, а иммигранты – курды, народы бывшей Югославии и другие – заняты неквалифицированным трудом. Оценить сложившуюся ситуацию можно кратким выражением: «Нация победила класс».

Такие человеческие общности, как этнос и нация, играют особую роль в политической жизни, в процессах функционирования государства. Немецкий историк Г. Кон писал о философе Иоганне Гердере: «Гердер был первым, кто утверждал, что человеческая цивилизация существует не в универсальных и общих для всех, а в национально-своеобразных проявлениях; каждое проявление должно быть неповторимым, а его оригинальность содержится в духе и языке нации. Человек по своей природе и истории – прежде всего член некоей национальной общности и только в качестве такового действительно может быть творцом».

Учет и гармонизация ценностей всех этнических форм человечества должны быть в основе этнонациональной политики любых уровней, в частности, государственной. Этнонациональные процессы в политической жизни изучает специальный раздел политической науки – этнополитология.

Этнополитология – это область политологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития этнонациональных общностей. Объектом данной науки является этнополитическая стратификация общества, а предметом - взаимоотношения этнических общностей с государством, а также роль и место национальных отношений в политической жизни общества.

Значение развития этой науки в Украине обусловлено такими факторами:

1.Любое полиэтническое государство нуждается в выработке эффективной национальной политики с учетом уроков и негативных тенденций, которые имели место в прошлом.

2.Создание новых государств на месте бывшего СССР поставило проблему национальных границ, проблему переселенцев, беженцев и т.д.

3.Провозглашение суверенитета некоторыми республиками привело к столкновению титульных наций с нетитульными и вызвало обострение конфликтов на национальной почве.

4.На политические проблемы, связанные с национальным вопросом, наслаиваются экономические трудности, с которыми сталкиваются новые государства.

Нация становится субъектом исторического процесса, когда образует самостоятельное государство. Национальное государство трансформирует этнос в целостный этнополитический организм, который в состоянии отстаивать свои национальные интересы, национальную идею среди других народов.


2. Теория этничности. Понятие этноса

Одной из категорий этнополитики является этнос.

Этнос – это наиболее древнее, естественное и стабильное сообщество, постоянная движущая сила, действующая на исторической арене. К признакам этноса, согласно Э. Смиту, относятся единое название, наличие мифов об общем происхождении, общая историческая память, единая «историческая территория» (известно, что далеко не все этносы обладают единой территорией в настоящее время), элементы общей культуры (язык, обычаи или религия), и чувство солидарности с другими членами данного этноса. Польский историк А. Белинский отмечал, что этнос – это «группа людей, соединенных кровными, биологическими связями». Другой вариант определения этноса – это устойчивое культурное сообщество, которое имеет общую историческую территорию, общие культурные и психологические черты (историческую память, язык, религию), которые формировались в течение столетий.

Этнически обусловленные образцы поведения и в целом жизнедеятельности человека достаточно ярко проявляются в группах людей общей идентичности, появившихся в результате коллективного понимания их особой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, стереотипами, нормами, убеждениями и традициями.

В работе, посвященной роли биосферы в процессах этногенеза, Л.Н. Гумилев отмечает: «Каждый этнос имеет свою собственную структуру и свой неповторимый стереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняются от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенез не затух. Но иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего».

Гумилев утверждал, что этнос – это не сумма человеческих организмов, а система, то есть в этносе проявляются признаки системности – взаимовлияние и взаимозависимость в процессе взаимодействия. Этнос по Гумилеву – это географическое и биофизическое явление в социальной оболочке. Таким образом, в этносе действуют не только социальные, но и биологические законы, в том числе инстинкт самосохранения и борьба за выживание. Этнос формируется из лиц общего происхождения по принципу комплиментарности (симпатии или антипатии к другим людям). Симпатия возникает в соответствии с фразой из сказки Киплинга о Маугли – «мы с тобой одной крови – ты и я». Определяя реальную этническую целостность как динамическую систему, Л.Н. Гумилев указывает, что она включает в себя людей, элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный запас энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и информацией.

Энергию этноса Гумилев назвал «пассионарностью». Это особая биогеохимическая энергия, энергетическое поле нации, основной двигатель событий в истории народа. Этнос постепенно, в процессе своей жизнедеятельности, утрачивает пассионарность, сначала приходит в состояние равновесия, а затем распадается. Этногенез, или процесс развития этносов, длится 1200-1500 лет, или 40 поколений, и проходит четыре фазы – образование, подъем, упадок и гибель. Каждому этносу свойственно создание социально-политических и государственных систем.

Согласно теории Гумилева, в настоящее время «пассионарными» являются американский и китайский этносы, и XXI век пройдет под знаком борьбы между ними за мировую гегемонию. Русский этнос, к которому Гумилев относил всех восточных славян, пережил период «пассионарности» в XVII – XVIII веках, когда создал великую империю и освоил огромные территории Евразии. Период упадка – XIX век, время создания культуры мирового уровня и значения. Распад русского этноса произошел в 1917 году. Таким образом, в настоящее время славянские народы Восточной Европы – русские, украинцы и белорусы – находятся в начале пути к обретению новой энергии.


3. Нация: признаки, теории, типология, идеология

Другой важной категорией этнополитики является нация. К характерным чертам нации относятся подчинение всех ее членов единому правительству; проживание на одной территории; общие язык, литература, обычаи; общее происхождение и история; особый национальный характер; единая религия; общие интересы; уважительное отношение между людьми; чувство гордости к достижениям и печали к неудачам национальной политики; равнодушие или враждебность к другим национальностям.

Существует понятие «идеальной нации». Она имеет характерные черты, отличающие ее от других; свободна от внешнего контроля и достаточно сильна, чтобы обеспечить эту свободу; действует как единое целое, имеющее свои интересы и проводящее политику, направленную на обеспечение этих интересов.

Главное для нации – сохранение ее идентичности и культурной самобытности, свободы самовыражения, создание и сохранение собственного государства и установление хороших отношений с другими нациями и государствами.

Политические интересы обусловливают политизацию национального самосознания, включают нацию в исторический процесс в качестве коллективного политического субъекта. Этому способствуют следующие факторы:

1.Идея национального самосознания, проявляющаяся как противовес всем теориям, оправдывающим умаление национальных особенностей. Исторический опыт убедительно показывает, что пренебрежение национальным самосознанием не может быть долгим.

2.Этническая пестрота, сосуществование в ограниченном географическом пространстве этносов с разными ментальностями, языковыми и культурными отличиями.

3.Отягощенность исторической памяти взаимными обидами, воспоминаниями о войнах и экономической дискриминации.

4.Появление среди этнической общности политических лидеров, способных аккумулировать энергию масс, сформулировать цели и задачи движения.

Существует несколько теорий нации.

3.1.Политическая теория нации

Родоначальником ее считается голландский философ Гуго Гроций (XVIII в.). Согласно этой теории, нация – политическая общность, которая имеет собственное государство или стремится реализовать свое право на самоопределение и борется за его создание или возрождение. Она объединяет всех граждан государства, независимо от их этнического или социального происхождения. Это «социальная нация», «нация-государство», «политическая нация». Ее объединяют общий язык, общие символы, лояльность к государству и его законам, единая воля, интересы, общие надежды на будущее.

3.2.Психологическая теория нации

Ее автор – французский ученый Эрнест Ренан (XIX в.).  По его мнению, «нация – это душа, духовный принцип. Ее складывают две вещи. Одна – в прошлом, другая – в будущем. Первая – это владение обширным наследством воспоминаний, вторая – общее согласие, желание жить вместе, продолжать сообща пользоваться доставшимся единым наследством». Нация – большая группа людей, объединенных духовным принципом, большой солидарностью и моральным сознанием; общей национальной психологией, национальным характером, национальной солидарностью, национальной волей, национальным сознанием и другими чертами чисто психологического характера. Решающий фактор в существовании нации – не внешние объективные черты, а субъективные убеждения.

3.3.Культурологическая теория нации

Австрийский ученый Карл Реннер (XIX в.) считал, что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная культура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаково говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства, а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские настроения.

3.4.Историко-экономическая теория нации

Ее творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В. Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования – общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные» и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в каждой национальной культуре.


3.5.Этническая теория нации

Начало ее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нации употребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы. Карл Дойч отмечал, что нация - это "группа людей, объединенных общей ошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своим соседям".

Нация - крупное, историческое, динамичное, цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокруг какого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как правило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единым целым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этнических культур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего и одновременно собственной самобытности и общим названием.

В типологизации наций возможны различные подходы. В прошлом существовали догматический (формационно-классовый) и критический (цивилизационно-гуманистический). Согласно первому, то есть марксистско-ленинскому, нации делятся на "капиталистические" и "социалистические", а также на "титульные" (коренные) и не титульные (пришлые). Согласно второму, разрабатывавшемуся европейскими учеными либерального направления, нации делятся на политические и этнические, древние и новые, построенные и недостроенные, территориальные и безтерриториальные, к которым до создания Израиля относились евреи, и по сей день относятся цыгане; что касается территориальных наций, то они, в свою очередь, могут быть едиными и расколотыми, а также диаспорными (когда значительная часть нации находится за пределами страны). К диаспорным нациям относятся армяне, греки, евреи, китайцы и другие. К расколотым нациям в разное время относились украинцы, немцы, вьетнамцы, и по сей день ими остаются китайцы и корейцы.

Согласно современной трактовке, нации делятся на три группы:

1.Полномасштабные (политические и этнические).

2.Государственные (политические) нации - в государствах, не имеющих единого языка.

3.Этнические - имеющие язык, но не имеющие государства.

Национальная политика любого государства должна базироваться на определенной идеологии, определенных политических принципах; к ним относятся национализм, интернационализм, шовинизм и сегрегация.

Национализм до недавнего времени трактовался у нас однозначно как реакционная идеология и реакционный политический принцип. Как идеология национализм действительно реакционен (приоритет одной национальной культуры перед другими, приоритет национальных ценностей перед личностными и т.д.). Как политический принцип национализм следует признать, и борьба с ним бесперспективна (в нем заложены такие положения, как учет национальных особенностей, создание жизнеспособных федераций и конфедераций).

Интернационализм считался в СССР единственно верной идеологией в сфере национальных отношений, интернациональное ставилось выше национального. В связи с переосмыслением понятия "национализм" переосмысливается и понятие "интернационализм". Не отвергая этот принцип, как ведущий к установлению контактов между людьми различных национальностей, важно на первый план поставить национальные интересы, которые ближе и понятнее людям.

Шовинизм - это проповедь национальной исключительности. Термин происходит от имени французского солдата Н. Шовена, выставленного в период наполеоновских войн в качестве поклонника величия французской нации. В России до революции (иногда и в современных условиях) проявлялся великорусский шовинизм. В Германии Гитлер насаждал шовинистическую идею превосходства арийской нации. Шовинизм чреват войной и насилием.

Сегрегация - от латинского segregatio, что означает отделение. Это крайняя форма этнической дискриминации, ограничение прав и свобод этнической общности путем создания специальных учреждений, выделения специальных территорий (негритянские гетто в США, еврейские гетто на оккупированных фашистами территориях в годы второй мировой войны, гетто для чернокожих в Южной Африке в середине ХХ века).


4. Классификация государств по этническому признаку

Существует несколько вариантов классификации государств по этническому признаку. Прежде всего, государства делятся на национальные и многонациональные. Многонациональными являются государства, где много народов проживает на своей этнической территории (Россия, Индия и т.д.). Национальные - это государства, образованные вследствие самоопределения какого-либо народа и выражающие его интересы. Они могут быть моноэтническими, т.е. сформированными на основе одного этноса, который трансформировался в нацию (Япония) и полиэтническими. Полиэтнические образуются двумя способами – во-первых, государства типа "плавильного котла", когда разные оторванные от своих корней этнические группы создают государство и "переплавляются" в одну нацию; во-вторых, государства, где инициатором и основным носителем государственности на первых порах выступал один этнос, но рядом с ним были представители других этнических групп и меньшинств, оторванных территориально от своих наций; после провозглашения государственной независимости они консолидируются на основе общего гражданства - к таким относится и Украина.

По классификации американского политолога Г. Нельсона государства по этническому принципу делятся на пять групп:

1.Государства с одной этнической нацией; к таким относятся страны, где к одной нации принадлежит более 95% населения - это Польша, Япония, Норвегия и ряд других – всего 45 стран.

2.Государства, в которых одна этническая нация насчитывает от 60 до 95% населения – к таким относятся Австрия, Китай, Великобритания, всего – 62 страны.

3.Государства, в которых один этнос насчитывает от 40 до 60%, и где, кроме того, проживают от 7 до 20 этнических групп – это Афганистан, Иран и еще 15 стран.

4.Бинациональные или двухнациональные государства, где две этнические нации насчитывают от 65 до 96% - Бельгия, Перу, Таиланд, всего – 21 страна.

5.Мультинациональные или многонациональные государства, в которых три этнические нации насчитывают от 34 до 97% и еще проживают от 5 до 19 этнических групп; к таким относятся Индия, Канада, Нигерия, всего – 19 стран.

Американский политолог У. Коннор делит государства по этническому критерию на четыре группы:

1.Нации-государства (с этнически однородным населением) – Япония, Норвегия, Польша.

2.Иммигрантские государства - США, Австралия, Канада, Новая Зеландия; в них высок уровень ассимиляции, во внутренней политике господствует этнический нейтралитет.

3.Метисные государства – страны Латинской Америки, население которых сформировалось путем смешения многочисленных этносов и различных рас.

4.Многонациональные государства, которые в свою очередь делятся на группы в зависимости от количества этносов, для которых они стали территорией формирования:

-  однохоумлендные, такие как Литва, Латвия, Эстония и др.;

-  многохоумлендные, к которым относятся Россия, Индия и ряд других стран;

-  нехоумлендные – страны, возникшие в результате миграции этносов.

Формы государственного устройства не зависят от этнического состава населения той или иной страны. Однонациональные государства могут быть как в унитарной (Япония, Франция), так и в федеративной (Австрия, Германия) формах. Многонациональные государства могут быть как в унитарной (Великобритания, Шри Ланка), так и в федеративной (Канада, Швейцария) формах. Характерно, что большинство многонациональных унитарных государств сталкиваются с разными формами сепаратистских движений. Сегодня в мире 150 государств из 200 - унитарные.

Преимущества унитарного государства: определенная экономичность; простота и оперативность принятия решений; легкость надзора и контроля за выполнением решений; стойкость в экстремальных условиях.

Недостатки: закрепление авторитаризма; унификация особенностей этнических общностей; ограничение инициативы региональных властей; зарождение экстремизма и сепаратизма.

Типы унитарных государств - централизованные, в которых должностные лица всех уровней назначаются центром, и децентрализованные, в которых региональные органы власти формируются независимо от центральных органов управления. Признаками унитарных государств являются наличие единого руководящего центра и вертикально-иерархические властные структуры.

К признакам федеративного государства относятся: разделение полномочий центра и регионов по конституции; двухпалатный парламент; участие субъектов федерации в законодательном процессе; децентрализация управления; два, три и более государственных (официальных) языка.

Преимуществами и одновременно недостатками федерации являются: открытость, гибкость, плюрализм; децентрализация, что с одной стороны, ведет к росту инициативности и демократизма, с другой - к росту местной бюрократии и увеличению расходов на содержание государственного аппарата; согласительный характер власти, что ведет к вечному поиску компромисса.

В 18 федеративных государствах проживает 39% населения планеты. К ним относятся Индия, Пакистан, США, Российская Федерация, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, Федеративная Республика Германия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Существует такой тип государственных образований, как конфедерация. Выделяют три типа конфедерации - сообщество (содружество) - к ним относятся СНГ, ЕС и др.; ассоциация (форма отношений между мелким и крупным государством) - например, Монако-Франция, Сан-Марино-Италия, Пуэрто-Рико-США, Фарерские острова-Дания; лига - например, НАТО, Лига арабских государств и т.д. Исторические типы конфедераций - Сенегамбия (1981-1989), Германия (1815-1864), США (1776-1787), Швейцария (1291-1849).

Специфической формой государственного устройства является империя. Древнейшие ее формы - Рим, Византия, империя Карла Великого и другие. Многие страны прошли через такую форму государства, а некоторые - Германия, Россия, Франция - дважды. В ХХ веке империями были Австро-Венгрия, Британия, Германия, Оттоманская империя, Португалия, Франция, царская Россия и СССР. С распадом СССР империй в мире не существует.

По геополитическому положению империи делятся на внутренние (единый территориальный массив) и внешние (территориальная разбросанность владений), по времени существования - на древние и новые, а также "новейшие" (СССР и фашистская Германия), по режиму - на авторитарные, тоталитарные и "смешанные".

Для империи характерно сочетание признаков унитарного государства и федерации (федеративность носит иногда декларативный характер). Черты империи - наличие колоний; господство одной идеологии; существование огромной бюрократии; культ насилия; слияние в имперской элите периферийных элит; агрессивность; стремление к мировым масштабам (господству); сосредоточение всех богатств в центре; ограничение предпринимательской инициативы; страх перед реформами; антинациональная политика; самоизоляция. Могильщиком империй является национализм.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.