рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Политика в сфере этнонациональных отношений

В целом процесс самоопределения народов является одним из проявлений всемирной тенденции к демократизации и децентрализации общественной жизни. Тем не менее, национальное государство не может рассматриваться как единственно возможная форма политического самоопределения наций. Во многих случаях это может быть автономия.

Формы автономии:

-политическая автономия характеризуется наибольшим объемом полномочий, конституционными и другими атрибутами государственности;

-культурно-национальная автономия годится для рассеянных народов, которые не проживают компактно на одной территории;

-территориальная автономия подходит для этнически смешанных регионов, где политическая автономия может привести к угрозе нарастания сепаратизма.


5. Этнические процессы

Они тесно связаны с таким понятием, как этногенез, или происхождение народов, то есть процесс возникновения и развития этнической общности. Различают эволюционные и трансформационные этнические процессы. Эволюционные – процессы, выражающиеся в изменении одного из основных элементов этноса (языка, культуры, структуры и т.д.). Трансформационные – изменения, ведущие к перемене этнической принадлежности, то есть к смене этнического самосознания.

Выделяются также этноразъединяющие и этнообъединяющие процессы.

К этноразъединяющим относятся:

Парциация - разделение единого этноса на более-менее равные части, не отождествляющие себя со старым этносом - арабские народы, восточные и западные бенгальцы и др. Продолжительное существование в пределах разных государственных образований привело к тому, что, скажем, житель Марокко уже плохо понимает язык жителя Йемена, хотя оба вроде бы говорят на арабском.

Сепарация - отделение части этноса и превращение его в самостоятельный этнос в результате переселения за границу, либо политического и религиозного отделения. Наиболее ярко этот процесс проявился среди югославянских народов. Говорящие на одном языке сербы и хорваты принадлежат к разным конфессиям, что несколько раз на протяжении времени их соседства приводило к кровавым конфликтам, в которых эти народы уничтожали друг друга, не нуждаясь в помощи переводчиков.

Дисперсизация - отделение небольших групп в результате миграции. Миграция может быть, в том числе, вынужденной, как в случае с русскоговорящими гражданами бывшего СССР, оказавшимися на территории прибалтийских республик. Дисперсные группы русских в странах Балтии, несмотря на недолгий срок обособленного существования, уже приобрели черты, отличающие их от основного этнического массива - во всяком случае, в ментальности.

К этнообъединяющим относятся:

Консолидация – слияние нескольких самостоятельных, родственных по языку и культуре народов в новый, более крупный этнос (межэтническая консолидация), либо внутреннее сплочение народа за счет сглаживания различий между имеющимися группами (внутриэтническая консолидация). Примером межэтнической консолидации может служить ситуация в некоторых странах Африки. Скажем, правительство Нигерии поставило целью постепенное объединение многочисленных этнических групп на базе двух языков - хауса и йоруба, а в Кении и Танзании основой консолидации служит язык суахили. В Украине внутриэтническая консолидация произошла в XVII веке в период национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, когда ускорению этого процесса способствовало наличие внешнего врага.

Ассимиляция – растворение одного этноса или его части в другом, более многочисленном, в результате чего утрачиваются многие исконные этнические свойства и приобретаются новые. Ассимиляция может быть структурная, культурная и языковая. Языковая, в свою очередь, может быть естественной, принудительной, а также добровольно-принудительной. Примером естественной ассимиляции может служить судьба кочевого народа булгар. Этот тюркский этнос, завоевав север Балканского полуострова и покорив проживавшие здесь славянские племена, растворился в них, полностью утратив язык. В свою очередь, местные славяне приняли название своих завоевателей – болгары, а также их внешний облик. Принудительной ассимиляции подверглось украинское население Польши после 1945 года. Этот процесс осуществлялся с помощью насильственного выселения из мест компактного проживания на присоединенные северные и западные земли. Добровольно-принудительная ассимиляция была характерна для бывшего Советского Союза, где бастионом русификации были, например, Вооруженные Силы, хотя формально все языки народов СССР были равноправными.

Быстрота ассимиляции зависит от таких факторов, как родство этнических групп, степень культурного сходства, численность ассимилируемой группы, более низкий социальный статус ассимилируемой группы, территориальная рассеянность, а также то обстоятельство, является ли ассимилируемая группа иммигрантской или автохтонной (коренной).

Интеграция - формирование политической нации, чувства гражданства и патриотизма, с сохранением этнических особенностей. Черты этнической интеграции: относится к группам, а не к отдельным людям; происходит на равноправной основе; ведет не к возникновению какой-либо этнической общности, а к формированию политической нации.

В этнополитических процессах действуют центробежные силы (подчиненные этносы) и центростремительные силы (доминирующие этносы). Таким образом, одной из закономерностей этнополитического развития человечества является смена процессов дезинтеграции и интеграции. Они могут быть как добровольными, так и принудительными. Одним из примеров принудительной дезинтеграции является судьба так называемых  "разделенных наций". Но эта дезинтеграция произошла в результате внешнего воздействия - раздел Украины между Московским государством и Польшей, между Российской империей и Австро-Венгрией; разделы Польши Россией, Австрией и Пруссией, оккупация Германии, Вьетнама и Кореи в 1945 году, поддержка гоминьдановского Тайваня США и Японией. В то же время дезинтеграция возможна и в результате внутренних причин, как, например, распад СССР и Югославии.

К причинам подобного рода  дезинтеграции можно отнести:

1.Резкое усиление экономического, военного, политического угнетения.

2.Резкий рост социальной мобилизации и политической активности.

3.Резкий рост региональной экономической, культурной, социальной, лингвистической дифференциации.

4.Упадок политических и административных возможностей правительства.

5.Закрытый характер политической элиты, увеличение враждебных контрэлит.

6.Неспособность правительства своевременно проводить необходимые реформы.

Восток и запад Европы с точки зрения социально-экономического и этнополитического развития разделяет эпоха в 150-200 лет. На западе растет роль гражданского общества и падает - национального государства (в странах, находящихся на стадии постиндустриального, кое-где - информационного общества). Для востока Европы, находящегося на стадии индустриального, кое-где - традиционного общества, характерно отсутствие гражданского общества и этноцентризм.

Концепции интеграции:

Коммуникационная (К. Дойч) предусматривает нарастание экономических, политических, культурных и других связей между нациями и постепенное их сближение.

Функциональная (Т. Парсонс) предполагает усиление интеграции как результат действия специальных механизмов. К таковым можно отнести, скажем, руководящие органы Евросоюза.

Неофункциональная (Э. Гаас) исходит из того, что интеграция в одной области способствует интеграции в другой. Например, вступление той или иной страны в НАТО, как правило, предполагает впоследствии ее вступление в Евросоюз.

Унификационная (А. Этциони) видит в интеграции принудительную силу. Подобных воззрений придерживаются антиглобалисты, считающие глобализацию насильственной акцией со стороны США и других стран "большой семерки".

Как пример добровольно-принудительной интеграции можно привести Содружество Независимых Государств, в которое входят страны, пока не подходящие по различным параметрам в кандидаты на вступление в другие интеграционные структуры, то есть государства, которым «некуда деться».


6. Особенности формирования украинского этноса

Проведение строго научной, обоснованной, взвешенной национальной политики невозможно без изучения процесса формирования этноса, без анализа его психологии, национальной ментальности. Рассмотрим эту проблему на примере украинской национальной психологии. Исследователь украинского менталитета О. Кульчицкий полагает, что в нем сформировался такой стереотип поведения, как скрытность в качестве реакции на давление обстоятельств, доминирование малых групп над большими общностями, ослабление экстравертного поведения. В отличие от динамичного рационального европейца, типичный украинец демонстрирует пассивность и покорность судьбе. С другой стороны, для его восприятия характерен эмоционально-чувственный характер.

Украинская ментальность формировалась под влиянием нескольких факторов. Географический связан с влиянием особенностей умеренного климата лесостепи и равнинного рельефа на формирование созерцательной установки в комплексе с чувственной компонентой в восприятии. Фактор пространства заставляет украинца перекладывать ответственность с себя на центральную власть и возлагать на нее все надежды. Эта власть, будучи персонифицированной, выступает в национальной психологии трансцендентной силой.

Исторический фактор отражает перманентную зависимость Украины от внешней среды, связанную с геополитической ситуацией в регионе, привлекательностью ее природных ресурсов и пассивностью населения, характерными реакциями которого было терпение и уход в себя за исключением редких спонтанных вспышек ответного насилия. Социологический аспект в качестве доминирующего слоя в социальной стратификации Украины усматривает крестьянство, формирующее почвенническую психологию, склонность к созданию малых групп, сплоченность которых имеет более интимный, доверительный характер. Таким малым группам свойственны рефлексивные установки, ориентированные на самоуглубление и самодостаточность. Украинская коллективная психика культивирует эгоцентрические тенденции на групповом и индивидуальном уровне.

Культурно-морфологический аспект формирования украинского менталитета связан с периферийностью Украины относительно Западной Европы. Упадок Киевской Руси и ее дробление, поочередная смена власти, навязанной извне - от Золотой Орды, Литвы, Польши, Российской империи до вассальной зависимости в составе СССР - пресекли европейский путь развития. На традиционные украинские психоповеденческие архетипы наложила свой отпечаток евразийская матрица мировоззрения с доминантой тоталитарного мышления и вертикальной стратификацией властных структур. Условием выживания украинского этноса явилась политика психологического и политического конформизма.

Пассив для Украины - отсутствие национальной идеи, как фактора, объединяющего нацию, и обеспечивающего необходимую мотивацию к труду и культурному возрождению. Долгое время внешняя власть по отношению к украинскому этносу опиралась исключительно на насилие, основным мотивом подчинения в данном случае выступал страх. Безгосударственность в течение нескольких веков сформировала в нашем самосознании внимание к собственному благополучию, а не гражданскую ответственность за страну. В контексте украинской психологии, в отличие от российской и белорусской, больше шансов имеет западная идеология, основанная на прагматизме и индивидуализме, а не восточная с ее общинными ценностями и жертвенностью. В других аспектах психологического и культурного характера украинский этнос ближе к русскому и белорусскому, чем к другим славянским культурам, сформировавшимся под влиянием католической религиозной традиции.

Если проследить основные тенденции в истории формирования украинского этноса, то для племени полян, считающихся прямыми предками современных украинцев, характерны такие элементы самосознания, как индивидуальная свобода, земледельческая культура, умение защищаться от врага, отсутствие рабства, развитие вечевого строя, естественности жизни. Определяющим геополитическим фактором в истории Киевской Руси стало ее расположение на рубеже европейской цивилизации и кочевого варварства. Период средневековья являлся временем изнурительной борьбы со Степью, что привело к формированию типа человека-воина. Постоянная борьба с внешней агрессией приводила к поглощению энергии народа и стала препятствием для политического самоопределения. Экспансия Польши носила не только территориальный, но и духовный характер. Происходило ополячивание украинских феодалов, их отход от борьбы за украинские национальные интересы. Защита украинских национальных форм жизни осталась прерогативой крестьянства и немногочисленных средних слоев. В XVIII веке произошел раскол этноса под властью двух консервативных династий – российских Романовых и австрийских Габсбургов. Российское самодержавие, присоединяя украинские земли, основывало свои права на них на идее «возвращения» утраченного после распада Древнерусского государства. Украинцы считались частью русского народа, временно оторванной от родины; таким образом, украинскому этносу было отказано не только в государственности, но и в праве на существование. Тем не менее, в XIX веке в украинском обществе продолжали культивироваться идеи автономизма и федерализма. Восточная Галиция, где условия для развития украинского национального самосознания были не в пример лучше, чем в России, стала оплотом украинства, так называемым «украинским Пьемонтом».

Революция 1917 г. в России послужила ускорителем идеи украинского национального возрождения. Несмотря на революционную фразеологию, новые лидеры России остались такими же шовинистами, как и царские чиновники, что вызвало к жизни горькую фразу В. Вернадского: «Российская демократия заканчивается там, где начинается украинский вопрос». Межвоенную судьбу Украины историк Рудницкий назвал «страшным судом истории». Для украинского народа социальный эксперимент большевиков обернулся геноцидом и денационализацией. В годы второй мировой войны наш народ пережил трагедию «раздвоенного патриотизма» - защищая отечество от вторжения, приходилось волей-неволей отстаивать существование тоталитарного коммунистического режима. В послевоенной истории СССР межнациональные отношения характеризовались не иначе, как «оазис согласия». В единой семье «братских» народов Украине отводилась роль «младшего брата», «бледной тени» россиянина. Искусственное объединение истории России и нерусских народов в единую «историю СССР» стало фундаментом «русоцентристской» модели исторического прошлого Украины. В СССР существовал двойной стандарт в этнополитике. Одним из направлений ее была попытка растворения национального сознания народов СССР в «новой исторической общности» - советском народе.

Обретение в 1991 году государственной независимости стало началом нового этапа в истории нашей страны. Определяющим моментом независимости явился не этнополитический, а политический фактор. Движение за самоопределение понималось не как этническое, а как общегражданское. Национально-государственное движение не обеспечило объединения Украины. Показателем межрегиональных противоречий в стране стала борьба в первые годы независимости вокруг национальной символики, а также процесс переименования улиц и районов. Для запада и востока Украины характерно совершенно противоположное отношение к одним и тем же событиям и историческим лицам. Государственным органам необходимо уделить пристальное внимание разработке общенациональной идеи, поиску общенациональных символов и лидеров.


7. Национальная политика в Украине

Национальная политика - это целенаправленная деятельность государства по урегулированию межнациональных отношений и организация взаимодействия этнических общностей в социуме. Эта политика будет успешной, если при ее осуществлении соблюдаются следующие принципы:

-осуществление самого широкого национального самоопределения (создание самостоятельного государства, защита прав национальной общности и личности);

-достижение не только юридического, но и фактического равенства для всех этнических общностей во всех сферах экономики, культуры, политики, прежде всего, и в особенности, для национальных меньшинств;

-умение анализировать события и давать научный прогноз, что предполагает обладание точной информацией, проведение социологических исследований и принятие на этой основе выверенных, реальных решений;

-приоритет прав личности над правами национальными, ибо иначе одна этническая общность будет поставлена выше других, а это приведет к конфликтам, обострению отношений.

Национальный вопрос - это вопрос о ликвидации национального гнета и обеспечении свободного самоопределения этноса, о завоевании юридического и фактического равенства этнонациональных общностей, о преодолении межнациональной розни и недоверия между этносами и нациями.

Национальный вопрос применительно к современным условиям - это совокупность национальных проблем во всех сферах жизни общества: политике, экономике, социальной и духовной жизни. Национальный вопрос обострился в странах СНГ и во многих странах мира: Квебек - в Канаде, Шотландия и Уэльс - в Великобритании, Корсика - во Франции и др.

Подавляющее большинство конфликтов носит этнический характер, что вызвано подсознательным стремлением этносов сохранить свою самобытность, уберечь разнообразие и уникальность этнических культур.

Причины этнических конфликтов

1.Национальный шовинизм, выступающий как реакционная идеология, а также национализм на бытовом уровне.

2.Стремление поставить в привилегированное положение коренной этнос, что ведет к ущемлению прав этнических меньшинств, к массовой миграции населения.

3.Отрицательное отношение государств к объявлению суверенитета своими автономиями.

4.Обострение проблемы спорных территорий.

5.Незнание этническими меньшинствами языка коренного этноса.

6.Массовое разочарование развитием экономики и социальных процессов, находящее выражение в национальном экстремизме.

Новая концепция национальной политики в Украине находится в стадии формирования, освобождаясь от идеологических схем, преодолевая привычные каноны. Она становится более действенной, реальной и прагматичной и исходит из двух основных положений:

-гарантированность со стороны государства равных прав во всех сферах жизни всем этнонациональным общностям, проживающим в Украине;

-права человека как личности могут быть гармонично обеспечены на условиях одновременного соблюдения его национальных прав.

Задачи национальной политики:

-гарантированность всем гражданам общепризнанных прав, а также прав культурной автономии для национальных объединений;

-программа развития украинской нации не должна ограничивать права других национальных групп;

-провозглашение права этнонациональных общностей на сохранение и развитие своей самобытности и создание политико-правового механизма его реализации;

-учет специфики различных регионов, сложившейся в силу исторических, культурных, экономических и других причин;

-особое внимание должно получить равноправие национальных языков в общении между людьми;

-существенное значение в этнополитике имеют контакты с украинской диаспорой.

Новая концепция национальной политики в Украине осуществляется на конкретных направлениях путем принятия важных государственных решений. Основой ее является принятая Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 года Декларация прав национальностей Украины. Развиваются национальное образование и культура - более 300 школ с национальными языками преподавания, 1000 факультативных групп изучают 15 языков, на национальных языках в регионах работают радио и телевидение, в Киеве открыт Республиканский центр национальных культур.

В Донбассе, как и в целом в Украине, наметилось две тенденции в развитии этнополитики. Первая - большая часть этнонациональных общностей, наученная горьким опытом сепаратизма и этнических конфликтов в других странах, ценя и поддерживая, в основном, уравновешенную национальную политику Украины, своими действиями способствует политической стабильности и гражданскому миру в обществе. Вторую тенденцию обусловили такие конкретные особенности нашего региона, как полиэтнический состав его населения, одного из самых многонациональных в Украине; большой удельный вес русскоязычного населения, высокий уровень урбанизации (95% являются жителями городов и рабочих поселков). Тенденция же заключается в сильной ориентации в политической и экономической сферах на Россию и в многочисленных попытках введения русского языка как второго государственного.

Эти и другие особенности нельзя не учитывать при выработке и реализации основных принципов и направлений этнополитики в регионе, а также при составлении этнополитического прогноза на будущее. При этом важен разумный компромисс, баланс между стремлением к национальному возрождению и интересами  и правами национальных групп, проживающих как на территории Донбасса, так и в других регионах Украины.


Выводы

В современном мире приоритетным для человека является его принадлежность к этнической, а уже затем – к социальной общности. Среди внутренних и международных конфликтов доминируют столкновения на национальной почве, что обусловливает повышенное внимание политических структур к межнациональным отношениям.

Основной формой этнической общности является нация, тип которой определяется исходя из особенностей формирования самой нации и этнических и политических изменений, происходивших в момент образования того государства, на территории которого данная нация проживает.

Межнациональные и внутринациональные изменения происходят в форме этнических процессов, содержание и характер которых зависят не только от целого ряда объективных обстоятельств, но и, в том числе, от целенаправленной политики государственной власти.

Взвешенная национальная политика способна устранить почву для ныне протекающих и гипотетических межнациональных конфликтов. В частности, залогом межнационального согласия является такая форма национально-государственного устройства, которая адекватно отражает этническую ситуацию в стране.

В осуществляемой государством национальной политике должны учитываться не только современные характеристики того или иного этноса, но и исторические особенности этногенеза, повлиявшие на национальный менталитет.

Правовой основой государственной политики в области межэтнических отношений являются как правовые акты национального законодательства, так и нормативные документы мирового сообщества.


Литература

1.Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Книга, 2008.

2.Винниченко В.К. Відродження нації. – К.: Генеза, 2007.

3.Геллер Э. Нации и национализм. – М., 2008.

4.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Изд. ТОО "Мишель и К", 2006.

5.Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. - М., 2005. - 295 с.

6.Мала енциклопедія етнодержавознавства. За ред. Ю. Римаренка. – К., 2007.

7.Попович М. Національна культура і культура нації. – К.,2009.

8.Сміт Е. Національна ідентичність. – К., 2008.

9.Українська душа. Збірник наукових робіт. - К.: Фенікс, 2006. - 128 с.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.