рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства

В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций и численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисляемого в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 гг. их доля  в общем объеме увеличилась с 5,6% до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и муниципальными, так и негосударственными (частными и общественными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказываемая частными предприятиями, в 1997 году составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% от общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей занятости – 16,1%. В 1995 году было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% от общего количества), находящихся в собственности общественных организаций.

Таким образом, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными  учреждениями, доля которых составила около 75% от общего количества. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено и несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора.


Глава 2.    Система хозяйственной деятельности и финансирования учреждений культуры.

2.1.     Структура хозяйствующих субъектов в сфере культуры и искусства г.Тюмени

Город Тюмень располагает 20 муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования: четыре музыкальные школы, три школы искусств и знаменитая «художка» - художественная школа имени Александра Митинского, основателя тюменского направления в изоискусстве 40-60-х годов прошлого века, в систему входят библиотеки, ЦПКиО (более известный как горсад), ДК «Торфяник», «Поиск» в Антипино, ЦКиД «Околица», «Орфей», Муниципальный духовой оркестр, Муниципальный оркестр русских народных инструментов, Центр татарской культуры. Под крылом городского комитета также инспекция по охране  и использованию памятников архитектуры, театр «Ангажемент» и почти все очаги – на окраинах, где много семей с низкими доходами, а наши клубы и ДК – единственное место для досуга и приобщения к культуре в сфере народного творчества.

В детских музыкальных школах, детских школах искусств, учатся в сфере дополнительного, а фактически начального профобразования 3628 человек. Хороший показатель при всех волнениях модернизации. Ведь общее число школьников в Тюмени неуклонно снижалось – с 84 тыс. учащихся в 1998 г. до 53,5 тыс. в 2003г. А вот в школах искусств все наоборот: около 3 тыс. в 1998 г., пик в 2002г. – 3,9 тыс. детей.

Библиотеки востребованы и молодежью, и старшим поколением. Почти 1,5 тысячи вечеров, выставок, встреч. Сокращение  7 библиотек – слияние в единое целое взрослой и детской структур. Это позволило направить на укрепление базы  центральной городской библиотечной системы 2 млн. руб.

Фестивали как формы коммуникативного общения сегодня актуальны особенно в детской и молодежной среде. V фестиваль «Золотой микрофон» привлек 511 участников, а клуб авиамодельного спорта (модели воздушного боя), который работает в ДК «Торфяник», получил право проводить свой этап Кубка России.

Тюмень имеет статус исторического города Российской Федерации. В нем 221 памятник истории и культуры, из которых 143 числятся под охраной государства. В муниципальной собственности 115 памятников, из них 65% в хорошем и среднем состоянии, 35% - в аварийном (жилые дома).

В 2003 году шел ремонт 36 памятников, на реставрации сейчас находятся 15 муниципальных единиц. Остро стоит проблема сохранения исторического центра, есть свои резоны у областных инстанций, указывающих на здания, мимо которых и ходить-то опасно. Давят деньги и корпоративные интересы, нужна золотая середина, понимание того, что Тюмень, получив несомненные плюсы строительно-переделочного модерна, утратит заповедный образ.

Сами учреждения культуры наращивают объемы дополнительных платных услуг населению. За 2003 год заработано свыше 2,8 млн. рублей (рост – 63%). Определены и основные направления работы в 2004 году. Это досуг и народное творчество, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, новые информационные технологии в библиотеках, наработанная система фестивалей, конкурсов и выставок, охрана и реставрация памятников, укрепление материально-технической базы отрасли.

Сейчас наряду  с государственными учреждениями культуры и искусства все больше появляются негосударственные учреждения. Потому что государственная политика в области культуры отказывается от государственной монополии в сфере досуга и развлечений. В Тюмени так же существует ряд коммерческих учреждений, это появление новых досуговых центров – казино, кабаре, ночных клубов, что стало возможным благодаря рыночным отношениям, здоровой конкуренции, свободе выбора в своих решениях руководителей. К сожалению, было закрыто единственное в городе крупное детское развлекательное частное учреждение «Лимпопо». Здание перешло в другую частную собственность и вместо детского центра, появилось более респектабельное и рентабельное в нынешних условиях казино. В городе Тюмени создана сеть ночных клубов и ресторанов, баз отдыха «Эльдорадо», в которых проходят концертно-танцевальные программы, шоу-представления. Они успешно сочетают искусство с туризмом, спортом, отдыхом, шоу-бизнесом. На базе заброшенного ДК «Строймаш», клуб  «Метро» стал активным организатором досуга молодежи и, одновременно, прибыльной фирмой. Хорошим примером укрепления материально-технической базы культуры, успешного предпринимательства является  открытый на базе отреставрированного кинотеатра «Космос» культурно-развлекательный центр «Киномакс». Длительная реконструкция кинотеатра «Темп» завершена, благодаря усилиям городской администрации и Холдинговой компании «Фонд». В результате выполнена перепланировка и ремонт помещения и установлено уникальное оборудование SMART.  Проводится реконструкция кинотеатра «Юбилейный», предполагается открытие крупнейшего развлекательного комплекса.

На базе здания кинотеатра «Юность» был открыт частный детский театр «Ангажемент». Театр долгое время развивался и существовал на средства спонсоров, меценатов и других источников финансирования. Из-за экономической нестабильности в стране, «спонсорство» – как коммерческая сделка между бизнесом и искусством, как система легальных партнерских отношений, стало невыгодно коммерческим структурам для вложения средств в учреждения культуры узкой направленности, таких, как детский театр. После передачи театра в муниципальную собственность, у коллектива появилась стабильность и защищенность, обеспеченная финансированием из госбюджета. Снимались многие вопросы: например, оплата труда персонала, оплата аренды помещения, хозяйственное содержание здания и другие финансово-хозяйственные нужды, материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, материально-техническое обеспечение. Творческий потенциал коллектива, несомненные организаторские способности его художественного руководителя Л.Г. Окунева, его личный вклад в создание театра, в его развитие, новаторские идеи дают высокие результаты. Детский театр «Ангажемент» принимал, будучи частным и уже муниципальным, участие в различных российских, межрегиональных конкурсах и фестивалях, где занимал лучшие места в различных номинациях.

Благоприятными обстоятельствами развития культуры в условиях рынка является привлечение иных источников финансирования, помимо государственных дотаций, это возможность работы с меценатами, спонсорами, инвесторами. Спонсорская поддержка широко практикуется при проведении региональных фестивалей и конкурсов. Центр «Новые имена» в Тюмени, находясь на бюджетном финансировании, на платной основе организует мастер-классы с ведущими педагогами из России и Ближнего зарубежья. Поддержка и развитие молодых талантов поставлена в Центре на достаточно качественный уровень. Победители региональных Тюменских конкурсов и фестивалей участвуют в российских и международных конкурсах.

2.2.      Система    финансирования учреждений  культуры и искусства г.Тюмени

До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности – из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные органы, катастрофически не хватает. Доступность большинства услуг культуры достигается за счет того, что федеральный, либо региональный бюджеты выделяют средства, компенсирующие разницу между затратами на оказание услуг и выручкой. Согласно законодательству о культуре цены и тарифы на платные услуги, билеты организации культуры обязаны устанавливать сами. Тем не менее, при проведении платных услуг организации обязаны предоставлять льготы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся и инвалидов, а также для других льготных категорий населения.

С начала проведения реформ, в условиях либерализации цен и сокращения бюджетного финансирования, все объекты культуры города Тюмени, впрочем, как и в других городах, были поставлены в очень жесткие условия. Часть учреждений культуры, такие как ТОДКиИ «Геолог», ТДК «Строитель», Дом национальных культур, ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств», были вынуждены расширить сферу платных услуг, причем за счет услуг, ранее предоставляемых бесплатно; а также повысить цены.

Перспективным источником пополнения бюджета учреждений культуры стали народные промыслы.

Поступающие средства становятся источником расширения производства. Вообще целесообразно ориентироваться на совместное финансирование организаций культуры  или  проектов в области развития культуры из бюджетов различных уровней с привлечением средств других заинтересованных юридических и физических лиц. И такое право предоставлено Законом  Российской Федерации «Об основах бюджетных  прав по формированию и использованию внебюджетных  фондов». В сложившихся условиях ни одно учреждение культуры не откажется от  дополнительных финансовых источников и не согласится вернуться на «чистый бюджет».

Сложность заключается в том, как зарабатывать деньги, оставаясь в сфере культурной деятельности. Как справляются с решением данной задачи учреждения культуры в г. Тюмени мы попытаемся проследить на примере одного из учреждений культуры города Тюмени – ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств». Для этого нам потребуется дать характеристику финансовой деятельности данного учреждения. Нами были рассмотрены устав организации, сметы доходов и расходов ТМИИ на 2003 год /бюджетные и внебюджетные средства/, бухгалтерский баланс за 2003 г. /форма по ОКУД № 1/, пояснительная записка к балансу, отчеты об исполнении сметы на 2003 год.

Государственное учреждение культуры «Тюменский областной музей изобразительных искусств» (далее – ТМИИ) было основано на базе Областной картинной галереи и Тюменского  выставочного зала и находится в ведении Комитета по культуре Администрации Тюменской области.

Целью деятельности ТМИИ является комплектование  и хранение предметов искусства, а также пропаганда классического и современного искусства в целях эстетического воспитания подрастающего поколения и потребностей широких масс.

Музей осуществляет следующие виды деятельности:

-  собрание и научное комплектование предметов изобразительного искусства;

-  научная обработка и хранение художественных произведений;

-  пропаганда классического  и современного, народного и других видов искусства путем экспозиционной, лекционной и экскурсионной деятельности;

-  на договорной основе ТМИИ осуществляет консультационные виды деятельности для предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Для обеспечения уставной деятельности организациям культуры от учредителей (в нашем случае – Департамент имущественных отношений Администрации Тюменской области и Комитет по культуре Администрации Тюменской области) передается имущество (здание, имущественные комплексы) на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются также имуществом, переданным ему в форме дара, пожертвования или по завещанию и приобретенным за счет средств, выделенных учредителем (кроме имущества, приобретенного за счет собственных доходов). На правах оперативного управления учреждению культуры передаются также музейные, архивные и библиотечные фонды, сохранность которых организация культуры обязана обеспечить.

Финансовые ресурсы ТМИИ представляют собой денежные средства музея – бюджетные и внебюджетные поступления; а бюджет объединяет все доходы и расходы.

Источниками финансирования являются:

- бюджетные и внебюджетные средства;

- целевые ассигнования из бюджетов на капитальный ремонт, реставрацию, приобретение технических средств и оборудования, экспонатов;

- доходы от реализации платных услуг, продукции, работ, а также других видов деятельности, в том числе за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

- безвозмездные благотворительные пожертвования, дары юридических и физических лиц, субсидии;

- другие доходы и поступления от собственной деятельности;

- иные источники поступления средств в соответствии с законодательством РФ.

При  этом предпринимательская деятельность, ее виды и формы определяются уставом и могут осуществляться лишь в той мере, в какой достигается уставная цель.

Бюджетные ассигнования должны обеспечить:

- штатное финансирование и оплату труда работников;

- содержание здания;

- расходы на коммунальные услуги;

- освещение;

- оборудование;

- транспорт;

- комплектование музейных фондов, библиотечных фондов;

- материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов, оснащение учреждения культуры современными техническими средствами; проведение капитального ремонта;

- реставрацию памятников истории культуры и архитектуры, переданных в пользование данной организации культуры.

В результате становления рынка в России выявилось, что каждая отрасль стремится создать для себя финансовую инфраструктуру. В сфере культуры, благодаря именно ее финансовой слабости, такая инфраструктура особенно необходима. Будучи развитой, она обеспечивает развертывание многоканальных систем финансирования, единую увязку интересов пользователя, поставщика, банка учреждений культуры. В статье 18 Федерального закона РФ «Об основах бюджетных прав…» исполнительные и представительные органы власти получили право в пределах своей компетенции объединять на договорной основе средства своих бюджетов со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов непроизводственного назначения. Однако ТМИИ, являясь государственным учреждением культуры, пока не может воспользоваться этим правом, так как областной бюджет – единственный источник финансирования.

Фактическое финансирование ТМИИ из бюджета в 2003 году составило 7 750 000 рублей, то есть 100 % финансирование за счет областного бюджета в смете доходов и расходов на 2003 г.

Доходы, полученные учреждением культуры от платных форм культурной деятельности (сборы от продажи билетов, доходы от печатной продукции, деятельности студий, клубов по интересам и т.д.), включаются в общий доход и распределяются аналогично бюджетным ассигнованиям.

К внебюджетным источникам финансирования ТМИИ можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, которые в 2003 году составили 567 757 рублей (в относительном выражении - 7 % от общей суммы доходов за 2003 г.). Из них:

Наименование услуг, работ

Сумма, руб.

Услуги копировального центра 823
Экспертиза научной, художественной ценности предметов искусства 1 721
Услуги библиотеки 725
Детская изостудия 6 500
Посещение экспозиций (входные билеты) 223 119
Организация лекториев 193 093
Экспонирование 137 900
Реализация литературы 3 876

ИТОГО /доходы от внебюджетных источников/

567 757

Целевые средства и безвозмездные поступления за 2003 год составили сумму в размере 230 078 рублей (в относительном выражении - 3 % от общей суммы доходов за 2003 г.), в том числе:

Источник и объект финансирования / целевые средства и безвозмездные поступления/

Сумма, руб.

Комитет по культуре Администрации Тюменской области – закуп фондов /предметов изобразительного искусства/ 70 000
Депутат Тюменской областной Думы Черепанов А.К. – оплата за световое оборудование 100 000
ОАО «Трест «Связьстрой – 5» - оплата за световое оборудование 60 078

ИТОГО /целевое и безвозмездное финансирование/

230 078

         

За 2003 год фактические расходы по бюджетным ассигнованиям составили 6 909 860 рублей; экономия составляет 840 140 рублей. Кассовое исполнение  - 100 %.

Плановые показатели по фонду оплаты труда (код по КЭСР – 110100) составили 2 104 000 рублей, фактические расходы – 2 094 119 рублей. Экономия составила 9 881 рубль /так как перечислена в январе 2003 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2002 год/;

По начислениям на фонд оплаты труда (код по КЭСР – 110200) возник перерасход в сумме 3 246 рублей /задолженность на 1-ое января 2004 года перед Фондом социального страхования/;

 Экономия по статье «Оплата отопления и технологических нужд» (код по КЭСР – 110721) составила 10 972 рубля за счет того, что был установлен теплосчетчик,  и оплата за теплоэнергию производилась по факту, что снизило расходы;

По статьям «Оплата горюче-смазочных материалов» (код по КЭСР – 110340) перерасход в сумме 2 295 рублей, «Оплата потребления электрической энергии» (код  по КЭСР – 110730)  перерасход – 1 191 рубль, «Оплата водоснабжения помещений» (код по КЭСР – 110740) – 3 060 рублей; перерасход по данным статьям возник в связи с тем, что не хватило лимита 2003 года;

Расходы на статью «Оплата содержания помещений» (код по КЭСР – 110710) – 10 000 рублей;

Расходы на статью «Расходы на командировки и служебные разъезды» (код  по КЭСР – 110400) – 35 000 рублей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.