рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Герб Российской Федерации: история и современность

Курсовая работа: Герб Российской Федерации: история и современность

Оглавление

Введение

Глава 1. История возникновения двуглавого орла – герба России

1.1 Герб – один из главных символов государства

1.2 Гербовый орёл России

1.3 Российский государственный герб в 1-й половине XIX века

1.4 Окончательный вариант государственного герба Российской Империи

Глава 2. Новая история гербового орла России

2.1 Государственный герб после февральской революции

2.2 Возвращение гербового орла России

Заключение

Источники и литература


Введение

Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики – герба, флага, гимна. Последние, являясь символами государства, отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Государственные символы – национальные герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Объектом данного исследования является история появления и становления первого из государственных символов Российской Федерации –герба.

Актуальность выбранной темы связана с таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.

Не менее значимую роль играет государственная символика и в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей – представителей разных государств.

Предметом исследования выступают работы отечественных исследователей по проблеме происхождения герба Российской Федерации – двуглавого орла и законодательная база России, которая закрепляет установление и использование государственной символики.

Целью исследования является комплексный анализ исследований по проблеме возникновения и становления российской государственной символики, а именно – российского двуглавого орла.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

·  рассмотреть работы отечественных исследователей, посвящённые истории возникновения российского двуглавого орла;

·  проследить за тем, как менялся герб Российской Федерации на протяжении рассматриваемого периода;

·  изучить нормативно-правовые акты, посвящённые разработке, утверждению и описанию государственной символики Российской Федерации.

Хронологические рамки данного исследования, конец XV - начало XVI веков – рубеж XIX-XX веков, обусловлены тем, что впервые двуглавый орёл появляется в 1497 году на печати Ивана III, а как герб Российской Федерации был утверждён с принятием Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления всей совокупности фактов. Также применялись методы историко-правового анализа, сравнительного правоведения и системного анализа.

Источниковой базой при написании курсовой работы служили труды отечественных учёных, посвящённые изучению теоретической геральдики, а именно происхождению российского герба – двуглавого орла, Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Степень изученности темы. На сегодняшний день проблеме возникновения и становления российской символики существует несколько десятков монографий[1] и большое количество статей: так, В. Медведев в статье «Отцы русской геральдики» рассматривает корни российских символов[2]; П. Мельников в своей статье «Русский орёл с античным профилем» возвращается к истории возникновения изображения орла на российском гербе[3]; Этой же темы в своей статье «Палеологи или Габсбурги?» касается и В.Кучкин[4].

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы.


Глава 1. История возникновения двуглавого орла – герба России

государственная символика герб орел

1.1 Герб – один из главных символов государства

Одним из главных государственных символов любого государства, наряду с флагом и гимном, является герб. Слово герб происходит от немецкого Erbe, что означает наследство. Н.А. Соболева даёт такое определение: «Герб – это эмблема, закреплённая за человеком, родом, регионом, землёй, государством, передаваемая по наследству (человеком как членом рода) или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства, оформленная изобразительно по законам геральдики, расположенная на соответствующем поле, именуемом щитом, и носящая определённой значимости цвет»[5]. А.П. Черных же герб характеризует как «символический опознавательно-правовой знак, составленный и утверждённый по определённым правилам, служащий постоянным отличительным определителем лицу, роду, обществу, учреждению»[6]. В.А. Градовский же определяет герб, как «внешний символ, видимый отличительный знак известного государства, эмблематично изображённый на государственной печати, монете, знамени и т.п. В качестве такого символа государственный герб выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным»[7]

Таким образом, государственный герб – это законодательно утверждённая, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. История главного государственного символа России около пяти веков связана с двуглавым орлом.

Для формирования государственной символики необходимо, чтобы и объективная (наличие самого государства), и субъективная предпосылки (жители государства должны осознавать собственную принадлежность к особому политическому единству и изъявить желание найти для выражения этого соответствующую форму) совпали. Появляются, как правило, они не одновременно. Первоначально государство идентифицируется, чаще всего, с личностью его главы. Так и двуглавый орёл на первом этапе воспринимался исключительно как «государева» печать.

Орёл – одна из древнейших эмблем, сохраняющаяся в гербах ряда государств до наших дней. Орёл означает власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную). Наиболее древнее из известных изображений двуглавого орла найдено на территории древнего Хеттского царства и датируется XIII в. до н.э. На всём протяжении хеттской истории он изображался вместе с богами, и в настоящее время трудно дать утвердительный ответ – являлся ли двуглавый орёл символом политической власти хеттских царей. Известно широкое использование изображений двуглавого орла у мидийцев и у других древних народов Передней Азии.

В античной Европе орёл имел естественное изображение (с одной головой), но в отличие от двуглавого орла Передней Азии, он изначально был не только символом богов, а также и светской власти. На многих греческих монетах орёл изображался рядом с Зевсом (монеты Айтны-Катаны) или являлся единственным изображением (голова орла, сидящий или взлетающий орёл, орёл с добычей) на монетах Олимпии, Акраганта, Локры. На монетах Птолемеев (греко-македонская династия в Египте 323-30 гг. до н.э.) орёл часто изображался с молнией в когтях. В древнем Риме орёл являлся атрибутом Юпитера. Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией. Позднее, когда наиболее популярные полководцы становились императорами, орёл был превращён в исключительный императорский знак, символ верховной власти.

От Римской империи орёл как символ власти перешёл к Священной Римской империи германской нации. С зарождением геральдики орёл стал главной эмблемой в гербе Священной Римской империи.

1.2 Гербовый орёл России

Самым ранним известным памятником, на котором изображены русские государственные эмблемы, является двусторонняя красновосковая печать, привешенная к грамоте 1497г. (по Н.Карамзину 1494г.). В.Похлёбкин берёт под сомнение эти даты, так как на подлиннике восковой печати цифры 97 или 94 прочесть точно весьма затруднительно. Большинство современных исследователей (Н.Соболева, В.Лебедев, Ю.Штакельберг и др.) датируют данную грамоту 1497г. Хотя имеются основания полагать, что печать указанного типа скрепляла грамоты и ранее 1497г., но время её появления вряд ли следует относить слишком далеко от этой даты. Ведь на протяжении почти 25 лет с момента заключения брака Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог в 1472г. о подобной печати нет известий.

На лицевой стороне печати изображён всадник, поражающий копьём змея. Круговая надпись: «Иоанъ б(о)жию милостию господарь всеня Руси и великий кн(я)зъ», на оборотной стороне двуглавый орёл с распростёртыми и опущенными вниз крыльями, на головах короны. Круговая надписьгласит: «И велик княs Вла. И Мос. И Нов. И Пск. И Тве. И Уго. И Вят. И Пер. и Бол.».

В ряде научно-популярных изданий, посвящённых данной тематике, неверно интерпретируются указанные эмблемы: всадника связывают с образом Св.Георгия Победоносца, а змея отождествляют с драконом. Трактовка всадника как изображение Св.Георгия Победоносца в русских источниках до XVII в. не встречается. Хотя культ Св.Георгия проник на Русь из Византии в X-XIвв. и стал здесь весьма распространённым, в изображении всадника видели прежде всего князя-воина, защитника Русской земли. В отличие от змея, дракон в русской геральдике олицетворяет добро. И дракон, и змей изображаются в геральдике крылатыми, но дракон – с двумя лапами, а змей – с четырьмя. Эта деталь, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочной трактовке изображения змея как дракона.

Если в отечественной геральдике время появления гербового орла, с небольшими вариациями, не оспаривается, то причина его появления на великокняжеской печати вызывает массу противоречивых суждений, которые можно свести к двум основным версиям. Первая версия сложилась в XIX в. и имеет сторонников в наши дни: в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога, соединились два герба – Московского государства (всадник) и Византии (двуглавый орёл). Эта версия была связана с тенденцией абсолютизировать доминирующее влияние Византии на русское общественное развитие, в частности, на развитие идей и форм российской государственности[8]. Этой версии придерживаются Г.Острогорский, К.Шэдер, Е.И. Каменцева, Н.В. Юстюгов.

Концепцию, не связанную с византийским влиянием появления русского гербового орла, на современном этапе наиболее аргументировано разработала Н. Соболева.

Во-первых, исследователь отмечает, что сторонников заимствования византийского орла не смущает почти четвертьвековая удалённость даты бракосочетания от даты появления орла на государственной печати.

Во-вторых, появление в 90-х гг. XV в. самой печати, и «воссоединение» на печати двух эмблем, одна из которых не характерна для московской княжеской символики, не были случайностью. Именно в конце XV в. прослеживается стремление Ивана III поставить себя на одну ступень с первым монархом Европы – императором священной Римской империи. Символика монархической власти в Европе была регламентированной и общепризнанной, что естественно не могло пройти мимо Ивана III. Еще в XIII в. в Западной Европе установилось чётко зафиксированное различие между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым – императорским. В качестве политической эмблемы двуглавого орла в средневековой Европе начал использовать Фридрих II Штауфен, король Сицилии, впоследствии император священной Римской империи, поместив эмблему на монетах.

В-третьих, Н.Соболева, поддерживая точку зрения американского историка В.Алефа и ряда западноевропейских исследователей, в частности Л.Регеля, подчёркивает, что в Византии двуглавый орёл был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственной эмблемой. Основанием для такого утверждения служит отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, одежде императорской охраны. Этот вывод подтверждают и материалы научных работ авторитетного исследователя византийских печатей Н.Лихачёва. Он доказал, что в Византии не было общегосударственной печати, существовали лишь личные печати императоров, но на них отсутствовали изображения двуглавого орла. В то же время, отрицая использование двуглавого орла как знака власти византийских императоров, исследователи признают возможность его употребления морейскими деспотами (деспот – высший титул византийской знати), одним из которых был отец будущей супруги Ивана III. Хотя даже и косвенных сведений о том, что двуглавый орёл был их отличительным знаком, нет. Это предположение основывается на сведениях о мозаичных изображениях двуглавого орла в морейской церкви.

В-четвёртых, двуглавый орёл на Руси был известен ещё до создания рассматриваемой государственной печати. Его изображения были помещены на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1486) и ряда других русских князей этого периода. Появление двуглавого орла на русских монетах XV в. правомерно связывают с влиянием культуры южных славян, когда восстанавливаются связи Руси с балканскими странами, прерванные монголо-татарским нашествием. Ещё в XIV в. болгарские и сербские государи помещали изображение двуглавого орла на своих монета и печатях[9].

Н.П. Лихачёв также придерживается данной версии. Он отмечает: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что московское правительство не могло заимствовать из Византии то, чего та не имела»[10].

Г. Вилинбахов в своей статье приводит высказывание современного американского исследователя Г.Эймефа: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орёл, вероятно, не стал бы эмблемой московского герба, если бы Иван III не знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императоров на Западе»[11].

Таким образом, титул Ивана III – это титул на притязания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют, что принятие двуглавого орла Иваном III в качестве политической эмблемы, в первую очередь, было связано со стремлением великого князя встать вровень с другими европейскими монархами и прежде всего с Габсбургами. Таким образом, великий князь демонстрировал в общественном масштабе своё политическое кредо, место среди «венценосных братьев». Создание печати с символикой, выражавшей, с одной стороны, древность происхождения московских князей (использование традиционного изображения вооружённого всадника), а с другой – величие русского государя (двуглавый орёл), отвечало политическим потребностям эпохи и служило доказательством прав Ивана III на титул кесаря.

В годы правления Ивана IV в русской государственной символике происходит соединение двуглавого орла и всадника-князя. Всадник, расположенный в центре фигурного щита, помещается на груди орла. В то же время на печатях существовала и другая композиция: вместо всадника в центре фигурного щита изображался единорог. Достоверных сведений о причинах появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Вероятно, здесь существует прямая связь с символической стороной данного мифического существа. Единорог – символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и девственности (его могла приручить только девственница). Также единорог является непобедимым зверем, вся сила которого заключена в роге. Сила, искореняющая зло, и чистота помыслов, олицетворённые единорогом, могли привлечь внимание Ивана IV, боровшегося с внутренней и внешней «крамолой». Ещё одним нововведением было то, что гербовый орёл иногда изображался с одной (общей для обеих голов) короной, над которой возвышался православный крест.

В 1625 г., при первом царе из династии Романовых – Михаиле Фёдоровиче, произошли изменения в изображении гербового орла. Прежде всего, это появление третьей короны над (между) двумя головами орла. Определенного идейного обоснования данному новшеству в то время не было. В.Лебедев выдвигает гипотезу, по которой три короны изначально символизировали Святую Троицу. Ю. Штакельберг утверждает, что три короны на печати царя Михаила Романова знаменовали собой три покорённых царства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Письменные источники указывают, что идейное обоснование изображения третьей короны, как и двух уже имеющихся, произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. По-видимому, появление третьей короны связано с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицы для царской печати. Это подтверждается нетрадиционным для русской сфрагистики расположением всадника, который был изображён повернутым в правую геральдическую сторону, т.е. в соответствии с западноевропейскими правилами геральдики. На всех прежних печатях всадник-князь был повернут на восток, откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.

При царе Алексее Михайловиче значительно расширяются дипломатические, экономические и культурные связи России с Западной Европой. Дипломатические контакты между монархами всегда обставлялись соответствующей атрибутикой, которая указывала на степень величия того или иного государя. Вследствие этого перед русским правительством встала задача приблизить отечественную государственную символику к западноевропейской. В 1654 г. впервые зафиксировано на печати (жалованная грамота Богдану Хмельницкому) изображение орла с общепринятым в Европе символами монархической власти – скипетром и державой, которые он держал в когтях.

Корона, держава и скипетр являются регалиями, знаками монаршей власти во всех государствах, где такая власть существует. Происхождение державы и скипетра уходит в глубь веков.

Держава (державное яблоко) – древний символ монаршей власти. Держава восходит к глобусу как символу мирового господства Рима. Впервые глобус был использован в качестве символа власти македонским царём Деметрием I Полиоркетом (336-? до н.э.). В период Римской империи глобус принял форму державы, без изображений небесной сферы или Земли. В средние века держава уже прочно вошла в число регалий. В России держава считается видимой эмблемой самодержавия и как регалия стала использоваться с конца XVI в.

Скипетр (греч. skeptron – жезл) – символ власти и достоинства правителя, происходит от укороченного посоха. В античный период скипетр считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Он входил в число знаков достоинства греческих, римских правителей и должностных лиц, например, консулов в императорскую эпоху. В период средневековья скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государём во всей Европе. Как и держава, скипетр известен в России с конца XVI в. Скипетр служил символом административной монархической власти (судебной, административной), в то время как корона олицетворяла законодательную и божественную власть монарха.

Идейное обоснование нововведениям в государственном гербе было дано после завершения русско-польской войны 1654-1667гг., когда была изготовлена новая большая государственная печать. 14 декабря 1667г. вышел именной указ «О титуле царском и о государственной печати», где было дано описание печати: «Орёл двоеглавный есть герб державный Великого государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми, образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича; на персех изображение наследника, в пазноктех скипетр и яблоко, собою являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя». Из текста указа видно, что изначальное символическое обозначение трёх корон в российском гербе было связано с покорёнными Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами.

На печати 1667г. гербовый орёл также впервые изображён с расправленными крыльями. В.Новиков придает весьма серьёзное значение изменениям в положении крыльев орла. С его точки зрения эти изменения обусловлены переменами в российской истории. Описывая орла на скипетре царя Алексея Михайловича, В.Новиков отмечает: «Крылья Орла опять взъерошились и загнулись вверх, как под влиянием дующего снизу ветра. Так было уже не раз, когда бури и вихри народных волнений взъерошивали Орлов Бориса, Дмитрия, Шуйского… Этот ветер снова подул от волжской вольницы Стеньки Разина». Вряд ли изменения в положении крыльев гербового орла зависели от внутренних и внешних побед и поражений. С начала XVII в. традиции и изображении российского гербового орла опирались на западноевропейские аналоги, которые во многом и определяли его вид.

Необходимо отметить, что в царствование Алексея Михайловича двуглавый орёл на государственной печати соседствовал с трёхглавым орлом на скипетре государя (1654г.). Это единственный известный случай использования трёхглавого орла в качестве символа. Вероятно, третья голова должна символизировать присоединение Малой Руси.

При Петре I, с учреждением ордена Св. Андрея Первозванного, в 1699г. изображение ордена и орденской цепи введено в государственный герб. При этом произошли композиционные изменения в изображениях на государственной печати: двуглавый орёл был помещён в центре испанского щита, который венчала корона царского достоинства; щит обрамляет цепь ордена Св. Андрея Первозванного со знаком – крестом.

Орден Св. Андрея Первозванного – первый российский орден, учреждённый в конце XVII в. (20 марта 1699г. – самое раннее известное упоминание первого российского ордена). С момента учреждения и вплоть до 1917г. он являлся высшим орденом Российской империи. Орден имел как основной элемент собственно «знак» - покрытый синей эмалью крест особой формы в виде «X», на котором по преданию был распят Св. Андрей (Андреевский крест), с изображением фигуры самого святого. На концах креста золотом начертаны латинские буквы S.A.P.R., что означает Santus Andreas Patronus Russae – Святой Андрей покровитель России. Этот крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в особо торжественных случаях – на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди. Цепь состояла из звеньев трёх видов: двуглавых орлов, андреевских крестов и медальонов с вензелем Петра I и монограммой государя.

Орден включал звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста. По кругу шла надпись – девиз ордена «За веру и верность». Примечательно, что цвет орденской ленты был выбран не случайно. Голубой (синий) цвет в геральдике символизирует славу и верность, тем самым отражает высокий статус ордена и его девиз. Общепринятая геральдическая символика цвета определила и цвет орденской ленты.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.