рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Герб Российской Федерации: история и современность

Пётр I после победы в Северной войне и заключения Ништадского мира принял титул императора. Изменение титула должно было повлечь за собой его отражение в государственной символике. С декабря 1721г. вместо прежних корон царского достоинства головы гербового орла венчали императорские.

Именно в царствование Петра I геральдика в России приобретает официальный статус. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора. Это новое ведомство, возглавляемое С.Колычевым, олицетворял «товарищ» (помощник) герольдмейстера итальянский граф Франциск Санти. С этого времени Герольдмейстерская контора приступила к разработке на основе правил геральдики российских гербов различного статуса: от личного до государственного.

В первую очередь Ф.Санти занялся «геральдизацией» государственного герба. Он пытался соединить в проекте нового государственного герба не только достижения классической геральдики, но и традиции русской территориальной эмблематики, для чего тщательно изучил Титулярник 1672г. Проблему сочетания русских территориальных эмблем с гербовым орлом Ф.Санти решил весьма оригинально: эмблемы, принявшие форму гербов, были помещены на крыльях орла. На правом крыле (левом от зрителя) размещались гербы (сверху вниз): Киевский, Новгородский, Астраханский; на левом крыле: Владимирский, Казанский, Сибирский. По-видимому, Ф.Санти было поручено при подготовке проекта нового государственного герба использовать «гербы всех царств, королевств и провинций Российской империи», которые должны составлять большой картуш государственного герба. Подтверждение этому служит тот факт, что в бумагах графа имеются описания 24 гербов.

После смерти императора разработка нового государственного герба была приостановлена. Но Герольдмейстерской конторой была подготовлена почва для унификации цветовой гаммы российских гербов и их полной «геральдизации». Идея включения территориальных гербов станет основой для дальнейшей разработки формы главного символа России.

Первое официальное закрепление цветов российского государственного герба произошло при императрице Екатерине I. Традиционно после смены монархов вводилась новая государственная печать. В указе от 11 марта 1726г. специально оговаривалось: «Для печатания ея императорского величества указов и прочего, сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орёл чёрный с распростёртыми крыльями в жёлтом поле, в нём ездца в красном поле; а вокруг той печати надписание: Божиею милостию, Екатерина императрица и Самодержица Всероссийская». Указ закреплял уже сложившуюся цветовую традицию российского герба, которая доминировала с начала XVIII в.

Из текста указа также следует, что образ всадника ещё не отождествляется со Св. Георгием Победоносцем. Только в 1727г. он впервые официально будет назван именем указанного святого.

Серьёзное изменение в облике гербового российского орла произошло в конце 30-х гг. XVIII в. В 1736 г., после завершения работы над шведской государственной печатью, по приглашению Анны Иоановны прибыл в Россию известный швейцарский гравер Иоганн Гендлингер. К 1740г. он завершил работу над Большой государственной печатью, где двуглавый орёл был изображён грозным и величавым. Печать отличалась высоким художественным уровнем, и облик «Гендлингерского орла» вплоть до 1856г. служил образцом для последующих мастеров-гравёров.

В XVIII в. на изображение гербового орла России определённое влияние оказывал господствующий стиль – барокко. Особенно это заметно в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Орёл не теряя величия, выглядел парадным и несколько утолщённым. Это связано с чрезмерной детализацией центральной части его фигуры, в первую очередь, вычурностью и размерами щитка[12].

1.3 Российский государственный герб в 1-й половине XIX века

В начале XIX в. российский герб мог быть кардинально изменён, и лишь убийство императора Павла I помешало этому. В относительно короткий период его царствования было осуществлено нововведение в государственный герб и подготовлен проект нового герба Российской Федерации. После принятия Павлом I титула Великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийского) по указу 10 августа 1799г. белый восьмиконечный крест был помещён на грудь гербового орла и на нём щиток со св. Георгием Победоносцем.

Император Павел I был импульсивной и увлекающейся натурой. Его политические ассоциации, как впрочем и предыдущих монархов, но в большей степени, совмещали собственное «Я» и государство. Государственный герб, с точки зрения императора, должен был соответствовать фигуре российского монарха, нести на себе отпечаток мощи и незыблемости самодержавия. 16 декабря 1800г. вышел специальный манифест «О полном государственном гербе Всероссийской империи». Манифест не получил широкой огласки и не был реализован из-за смерти императора. Но был изготовлен оригинал нового государственного герба. Герб отличает сложная компоновка и пышность. На груди орла был расположен щит, в центре которого помещён малый щиток с изображением двуглавого орла. Свободная часть гербового щита была разделена на 43 части, в каждой из которой был изображён титульный герб. За щитом расположен Мальтийский крест и штандарты: правый с двуглавым орлом, левый – с одноглавым. Щит увенчан шлемом с императорской короной. В качестве щитодержателей помещены: справа архистратиг Михаил с огненным мечом, слева – архангел Гавриил с лилией в руке. Щит и щитодержатели расположены под мантией, которую венчает императорская корона.

Несмотря на то, что данный проект герба не был реализован, он послужил основой для создания Большого государственного герба Российской империи, утверждённого во второй половине XIX в.

Дворцовый переворот 11 марта 1801г. и приход к власти императора Александра I отразился на главном символе Российской империи. Указом 26 апреля этого же года изображение Мальтийского креста было упразднено на государственном гербе. Орёл стал изображаться в стиле «Empire», характерном для французской символики начала XIX в. Гербовый орёл вместо монархических символов – державы и скипетра – держал в лапах: в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел и ленту. Щиток со св. Георгием Победоносцем приобрёл необычную, заканчивающуюся кверху конусом форму, над которым помещена императорская корона. Цепь и знак ордена св. Андрея Первозванного отсутствуют. Убраны титульные гербы с крыльев орла и вокруг него. Крылья орла приняли нетрадиционную форму, они широко раскинуты и слегка опущены вниз.

Не отрицая влияния французской геральдики на характер изображения двуглавого орла, обращает на себя внимание отказ от регалий в государственном гербе Российской Империи. Вряд ли это было бы возможно при отсутствии определённых либеральных взглядов у Александра I. Известно, что внутри Александра Павловича как бы боролись два совершенно разных человека, с одной стороны – самодержец, с другой – либерал. На определённом этапе его царствования в зависимости от конкретной ситуации брала верх то одна, то другая сторона.

До начала 30-х гг. XIX в. «Александровский герб» фактически не был видоизменён, если не считать, что у орла были приподняты вверх крылья. В 1832г. произошёл возврат к традициям государственного герба времен Петра I. На крылья орла были возвращены территориальные гербы, по три на каждое крыло. Щиток со св. Георгием Победоносцем окружала цепь первого российского ордена. Головы орла украшали две небольшие императорские короны и одна большая над ними.

Современников удивил необычный подбор земельных гербов на крыльях орла. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского и Киевского, т.е. ядра русской государственности, были помещены гербы присоединённых в своё время территорий – великого княжества Финляндского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского были оставлены. Чем была вызвана столь непатриотичная, на первый взгляд, перестановка территориальных гербов? Объяснение лежит в сфере международных отношений России. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. и осложнения вследствие этого дипломатических отношений России с Западной Европой, российское правительство стремилось продемонстрировать европейской общественности бесперспективность устремления западных национальных окраин империи к государственной самостоятельности. Вероятно, появление герба царства Херсонеса Таврического указывало на желание Николая I обосновать законность своих притязаний на черноморско-средиземноморский коридор (проливы Босфор и Дарданеллы). Северное причерноморье в это время являлось не только южными торговыми воротами России, но и плацдармом для продвижения на Балканы. Именно в конце 20 – нач. 30-х гг. XIX в. император принимает активное участие в разрешении очередного кризиса – в Восточном вопросе. Эмблемы земель центра зарождения русской государственности теперь подменялись самой фигурой гербового орла, которая ассоциировалась с Русью. Гербы присоединённых государственных образований подчёркивали неразрывную связь этих территорий с Российской империей.

Император Николай I, будучи человеком в высшей степени пунктуальным и любящим жесткую регламентацию во всем, не раз высказывал недовольство «вольной» геральдизацией российских гербов, которую проводила Герольдия. Как и любое реформаторство в России, приведение в порядок геральдической науки началось с реорганизации её органов. Указом 1848г. Герольдия была преобразована в учреждение более высокого статуса – департамент Сената.

Существовали объективные причины, неспособствующие профессиональной работе Герольдии. В ней отсутствовали высококлассные художники – геральдисты, а также не было ни одного специалиста в области геральдики. Не было его в Академии наук. Это показатель того, что геральдика как наука в середине XIX в. не имела ещё в России прочных корней. Перед правительством встала задача найти учёного «гербоведца», и он был найден в лице Бернхарда – Карла (Бориса Васильевича) Кёне, немецкого еврея, принявшего реформаторское вероисповедание. С 1845г. он находился на русской службе и известен был в Европе как нумизмат и археолог. До своего назначения на должность руководителя Департамента Герольдии Сената Б.Кёне достаточно хорошо знал геральдику и неоднократно выступал с докладами о гербах в Археологическо-нумизматическом обществе. Император Николай I поручает ему подготовить проект нового государственного герба[13].


1.4 Окончательный вариант государственного герба Российской Империи

Новый государственный герб (большой, средний и малый), наряду с государственной печатью, гербами императора и членов императорского дома, после ряда доработок был утверждён 11 апреля 1857 г. императором Александром II.

Основой для Большого государственного герба стал проект нового российского герба конца царствования Павла I, но с рядом изменений. В центре французского щита в золотом поле чёрный двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах, увенчанный тремя императорскими коронами. На груди гербового орла размещён щиток с изображением св. Георгия Победоносца (повернут вправо). Главный щит увенчан шлемом св. Александра Невского, окружён цепью ордена св. Андрея Первозванного и поддерживается щитодержателями. С правой стороны – св. архистратиг Михаил с мечом в руке, с левой – св. архангел Гавриил с посохом. Щит с щитодержателем расположен под мантией (сенью), усыпанный по золотому верху орликами (небольшие по размеру силуэты орлов, повторяющие изображения главной гербовой эмблемы) и подбитой горностаем, ниспадающей из-под куполообразной палатки, увенчанной императорской короной и государственной хоругвью. По обводу палатки надпись: «Съ нами Богъ». В верхней части герба размещены по горизонтальной линии шесть французских щитов с соединёнными гербами княжеств и земель, по три щита с правой и левой стороны от государственной хоругви. Их порядок (слева направо): щит соединённых гербов Прибалтийских областей, щит соединённых княжеств и областей Белорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Великорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Литовских, щит соединённых гербов Северо-Восточных областей. Вокруг главного щита располагались французские щиты с титульными гербами, увенчанные соответствующими коронами. Их расположение (против часовой стрелки): гербы Казанского царства, Польского царства, царства Херсонеса Таврического; соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского (в одном щите), гербы Его Императорского Величества, Великого княжества Финляндского, грузинского, Сибирского и Астраханского царств.

Императорский герб был впервые помещён в государственный герб и представлял собой рассечённый французский щит, в правой геральдической части которого – герб рода Романовых; в левой – герб Шлезвиг-Гольштейнский.

Определённый интерес вызывает история включения «иностранного» герба в состав герба Его Императорского Величества. Право наследования северогерманских земель в Норвегии российская корона была с 1725г., после заключения брака Анны Петровны с герцогом Голштинии Карлом Фридрихом, который был внуком шведского короля Карла XI и племянником короля Карла XII. В результате этого брака образовалась Гольштейн-Готторпская династическая линия императорского дома Романовых. Все российские монархи, начиная с Петра III, являлись её прямыми потомками (с правом наследования). Шлезвиг-Гольштейнский герб соединял в себе следующие гербы: Норвежский, Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорсткий. С 1761г. названия этих земель вошли в число территорий, отражённых в титуле российского императора.

До подписания указа об утверждении нового государственного герба прошли прения о его композиции и символической стороне. Священнослужители отнеслись отрицательно к изображению в качестве щитодержателей святых архистратига Михаила и архангела Гавриила. Влиятельный московский митрополит Филарет заявил, что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам Господа Вседержителя и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных. Серьёзным аргументом было и то, что использование святых в качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная выше власти земной. Император Александр II счёл эти доводы убедительными и повелел убрать из герба предлагаемых щитодержателей. Департамент Герольдии вынужден был пойти на компромисс. В конечном варианте государственного герба святые все же остались, но были изображены не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов.

Композиция титульных гербов и их размещение в картуше частью общественности была воспринята как понижение роли исконно русских земель в процессе становления Российского государства. Гербы русских княжеств были даны соединёнными, в отличие от большинства гербов национальных окраин империи. Этой точки зрения придерживается и ряд современных исследователей, в частности В. Лебедев. Но вышеприведённая компоновка титульных гербов преследовала совсем иную цель – показать равную значимость для короны отдельных территорий, составлявших единую и неделимую Российскую империю. Соединённый герб Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского в картуше олицетворял собою исконную Русь, недаром герб венчает «Шапка Мономаха». Данному гербу было отведено и почётное место – с правой геральдической стороны от герба Его Императорского Величества.

Б.Кёне изменил изображение и цветовую гамму св. Георгия. Его официальное описание стало следующим: «На груди орла герб Московский: в червлёном с золотыми краями щите Святый Великомученник и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого с зелёными крыльями дракона, золотым, с осмиконечным крестом наверху, копьём». Особое непонимание вызвало изменение цвета змея (именуемого неверно драконом), из чёрного он был превращён в золотого с зелёными крыльями. Интерпретацию цветовых изменений исследователи проводили в плоскости геральдической символики, и получался парадокс. Ещё в начале XX в. П. Белавенец трактовал это изменение: «…Св. Георгий убивает великую надежду России». Вряд ли Кёне игнорировал символику цвета и его подбор проводил с точки зрения эстетического восприятия. Автор герба следовал правилам классической геральдики, где исключается накладывание эмали на эмаль. Отсюда встала задача изменить цвет змея-дракона. Вариантов могло быть три: золото, серебро, пурпур. Серебро (белый) отпадало, так как оно символизировало самого святого. С точки зрения символики цвета, пурпур и золото также не подходили. Исходя из не совместимой символики цветов, выбранной для изображения на щитке, нельзя отрицать, что Кёне изначально мог не брать в расчёт символику цвета змея-дракона. По-видимому, выбор золота был связан с переносом акцента с символической стороны цвета на этнический характер его восприятия. Жёлтый (золотой) и зелёный цвета в европейском сознании должны были ассоциироваться с этносами Востока, которые долгое время представляли собой серьёзную угрозу не только Руси, но и всей Европе. С другой стороны, им были сделаны серьёзные отступления от российской геральдической традиции в изображении святого. Голову св. Георгия прикрывал западноевропейский шлем, нехарактерный для прежних изображений небесного покровителя России. Обращает на себя внимание и тот факт, что в официальном описании герба змей назван драконом. Здесь прослеживается прямое заимствование из западноевропейской геральдической традиции, в которой дракон, а не змей, выступает соперником св. Георгия. Всё это указывает на стремление «гербоведца» максимально приблизить российский государственный герб к канонам классической геральдики.

Средний герб отличается от Большого отсутствием хоругви и шести гербовых щитов, расположенных по обе стороны от неё. Малый – отсутствие мантии и картуша, состоявшего из титульных гербов. Использование каждого конкретного герба было строго регламентировано.

После присоединения Туркестана встала задача включения в государственный герб нового титульного герба. Его введение вызвало перепланировку гербовых щитов и числа гербов в них. С небольшими дополнениями и изменениями, в целом сохраняя прежнюю композицию, Большой герб был утверждён императором Александром III 24 июля 1882г.

Изменения коснулись внешней части герба. Титульные гербы стали обрамлять лавровые и гербовые ветви, которые символизировали славу, заслуги, доблесть и мужество. Крылья св. архангелов прежде были подняты вверх, в новом варианте – опущены. Меч св. архистратига Михаила, наоборот, был опущен вниз, в новом варианте – поднят вверх. Расположенные около государственной хоругви шесть щитов с соединёнными гербами российских земель вначале располагались по горизонтальной линии, в окончательном варианте – по дуге окружности. Произошла и перекомпановка гербовых щитов и числа гербов в них. Добавлен новый щит с гербом Туркестана (в золотом поле чёрный единорог). Произведено соединение в одном щите гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских. Верхние шесть щитов с гербами приобрели следующий порядок (слева направо): щит соединённых гербов Северо-Восточный областей (Вятский, Болгарский, Кандийский, Обдорский, Пермский), щит соединённых гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских (Белостокский, Самогитский, Витебский, Мстиславский, Полоцкий, Литовский), щит соединённых гербов княжеств и областей Великоруских (Нижегородский, Югорский, Рязанский, Смоленский, Псковский, Тверской, Ярославский, Ростовский, Белоозерский, Удорский), щит соединённых гербов княжеств и областей Юго-Западных (Волынский, Подольский, Черниговский), щит соединённых Прибалтийских областей (Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский), щит с гербом Туркестана.

Порядок расположения девяти титульных гербов, увенчанных коронами, остался без изменений. Но в них более чётко прорисованы реальные прототипы российских корон-регалий: «Казанская шапка» венчает герб Казанского царства; корона «Россия» (корона Анны Иоановны) венчает герб царства Польского; «Шапка Мономаха» второго наряда венчает герб царства Херсонеса-Таврического; «Шапка мономаха» венчает щит с соединёнными гербами Великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского; «Алмазная шапка» Петра венчает герб Сибирского царства; Венец Большого наряда Михаила Романова венчает герб Астраханского царства. Наиболее детальной прорисовкой стали отличаться изображения других корон: королевской, венчающей герб Его Императорского Величества; великокняжеских, венчающих гербы Финляндии и Грузии.

Всего в Большом государственном гербе помещено 17 щитов, на которых изображено 52 герба территорий, входящих в состав Российской империи.

В Среднем государственном гербе изменения произошли по аналогии с Большим государственным гербом. На малом государственном гербе размещение щитов с титульными гербами, в сравнении с 1857г., осталось прежним. На правом крыле орла (левом от зрителя) помещены гербы (сверху вниз): Казанского, Польского, Херсонес-Таврического царств, соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского в одном щите; на левом крыле – гербы Астраханского, Сибирского, грузинского царств и Великого княжества Финляндского. Средний и малый государственные гербы были утверждены 23 февраля 1883г.

После февральской революции 1917г. государственный герб был изменён. Формы Большого и Среднего государственных гербов были упразднены. Гербовый орёл лишился регалий, нагрудного щитка, цепи и знака ордена св. Андрея Первозванного, щитов с титульными гербами. Цвет оперения также был изменён, орёл из чёрного превратился в белого. Печати учреждений Временного правительства с двуглавым орлом использовались органами советской власти до августа 1918 года[14].


Глава 2. Новая история гербового орла России

2.1 Государственный герб после февральской революции

Г.Вилинбахов в статье «Родословная Российского герба» пишет: «После февральской революции Временное правительство внесло изменения в государственный герб. Газета «Речь» 29 апреля 1917 гола писала: «Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака государственного герба, признало что двуглавый орёл не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определённым государственным строем… орёл может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства». Рисунок государственного герба, принадлежащий художнику-графику И.Я. Билибину, был помещён на государственной печати, за образец взят орёл с печати Ивана III. Короны, скипетр и держава, гербы царств и земель (в том числе и московский) орденская цепь, украшавшие имперский герб, были убраны.

Это изображение некоторое время сохранилось и в послеоктябрьские дни. Его можно увидеть на первых банкнотах, выпущенных уже от имени Совнаркома. Лишь в апреле 1918 года двуглавый орёл перестал существовать в российской геральдике»[15].

Однако, как отмечает В.Лебедев «герб СССР, по существу, не что иное, как структура Большого герба России с замещённой символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень России заменена земным шаром. Девиз России: «Съ нами Богъ» - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Гербы российских территорий заменены лентами с коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец, торжество красной звезды над православным крестом»[16].


2.2 Возвращение гербового орла России

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании государственного герба и государственного флага РСФСР. Для проведения этой большой и сложной работы была создана Правительственная комиссии, по поручению которой комитет по делам архивов при совете министров РСФСР организовал работу «круглого стола».

В конечном итоге «круглый стол» выработал предложения, которые и были предоставлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР: в качестве Государственного герба РСФСР принять золотого двуглавого орла на красном поле.

В феврале 1992 года была образована Государственная геральдическая служба Российской Федерации для дальнейшей работы по созданию Государственного герба.

Работа шла по пути компромисса между вариантами, предлагаемыми Правительством (на красном фоне золотой двуглавый орёл без короны, скипетра, державы и Московского герба) и депутатами (чёрный двуглавый орёл с тремя коронами, скипетром, державой и московским гербом на золотом поле).

К маю 1993 года Геральдическая служба, к тому времени переименованная в управление геральдики Госархива, подготовила рисунок герба, который был согласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Конституционного совещания. Однако, дальнейшие бурные политические события задержали решение вопроса о Государственной символике Российской Федерации до ноября 1993 года[17].

Распоряжением Президента Российской Федерации от 16 ноября 1993 года № 740-рп была образована Комиссия по разработке проекта Государственного герба Российской Федерации[18], которая в двухнедельный срок представила его Президенту РФ. Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утверждён Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года[19]. Автором эскиза герба является художник Е.И. Укналев.

Конституцией России, принятой 12 декабря 1993 года, главный символ ещё не был закреплён. Однако, в статье 70 указано на то, что государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом[20].

Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 08 декабря 2000 года, одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписан Президентом Российской Федерации 25 декабря 2000 года[21]. В 2002, 2003 и 2009 годах в него были внесены изменения.

В статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2002 года № 2-ФКЗ закреплено описание Государственного герба Российской Федерации: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона»[22].


Заключение

На рубеже XX-XXI веков Россия обрела государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений.

Государственная символика знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.

Государственная символика несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно в истории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу - лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие.

Современный российский герб олицетворяет историческую преемственность России, ее устремленность в будущее, к государству равных прав и возможностей, где удовлетворяются интересы каждого гражданина. К этому постепенно и продвигается новая Россия, выйдя на путь построения правового государства.


Библиографический список

I.  Нормативные правовые акты

1.  Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2010 года. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с.

2.  Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 52. – Ст. 5021.

3.  Федеральный конституционный закон 09 июля 2002 № 2-ФКЗ «О внесении дополнений в статью 5 Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. – 2002. – № 28. – Ст. 2780-2781.

4.  Федеральный Конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 № 2-ФКЗ, от 30.06.2003 № 1-ФКЗ, от 10.11.2009 № 6-ФКЗ). – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – С. 51-56.

5.  Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 № 2050 «О государственном гербе Российской Федерации» // Собрание актов президента и правительства Российской Федерации. – 06.12.1993. – № 49. – Ст. 4761-4762.

II.  Научная и методическая литература

1.  Борисов, И.В. Геральдика России / И.В. Борисов, Е.Н. Козина. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 424 с.

2.  Васькин, В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского: Пособие для студ. вузов, учащихся общеобразоват. школ, гимназий и лицеев / В.В. Васькин. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. – 54 с.;

3.  Вилинбахов, Г. Родословная Российского герба / Г. Вилинбахов // Родина. – 1993. – № 1. – С. 112-115.

4.  Кучкин, В. Палеологи или Габсбурги? Двуглавый орел с римским профилем / В. Кучкин // Родина. – 2002. – №7. – С. 30-33.

5.  Лакиер, А.Б. Русская геральдика: Исследования. Документы / А.Б. Лакиер А.Б.; худож. Б.А. Лавров. – М.: Книга, 1990. – 399 с.

6.  Лебедев, В.А. Державный орел России / В.А. Лебедев; под ред. В.Н. Денисова. – М.: Родина, 1995. – 239 с.

7.  Медведев, М. Отцы русской геральдики / М. Медведев // Родина. – 2002. – №3. – С. 96-99.

8.  Мельников, Л. Русский орел с античным профилем / Л. Мельников // Родина. – 2002. – №7. – С. 28-30.

9.  Новиков, В.С. Русский государственный орел: Мистерия 445-летней исторической эволюции / В.С. Новиков. – М.: Московский писатель, 1991. – 108 с.

10.  Похлебкин, В.В. Международная символика и эмблематика: Опыт словаря / В.В. Похлебкин. – М.: Международные отношения, 1989. – 304 с.

11.  Пчелов, Е.В. Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте / Е.В. Пчелов; отв. ред. В.В. Иванов; РГГУ, Историко-архивный ин-т, каф. источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин, Ин-т РАШ (Русская антропологическая школа). – М.: РГГУ, 2005. – 162 с.

12.  Сенин, А.С. История российской государственности: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / А.С. Сенин; МО РФ. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

13.  Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев. – М.: ФАИР- ПРЕСС, 2003. – 240 с.

14.  Соболева, Н.А. Российская государственная символика: История и современность / Н.А. Соболева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

15.  Соболева, Н.А. Символы России / Н.А. Соболева, В.А. Артамонов. – М.: Панорама, 1993. – 208 с.


[1] Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208с.; Васькин В.В. Двуглавый орел в истории государства Российского: Пособие для студ. вузов, учащихся общеобразоват. школ, гимназий и лицеев. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. – 54с.; Лебедев В.А. Державный орел России. – М.: Родина, 1995. - 239с.; Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика: Опыт словаря. – М.: Международные отношения, 1989. – 304с.; Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 240с.; Сенин А.С. История российской государственности: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.; Борисов И.В. Геральдика России. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 424с.; Пчелов Е.В. Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. – М.: РГГУ, 2005. – 162с.; Новиков В.С. Русский государственный орел: Мистерия 445-летней исторической эволюции. – М.: Московский писатель, 1991. – 108с.; Лакиер А.Б. Русская геральдика: Исследования. Документы. – М.: Книга, 1990. – 399с.; Соболева Н.А. Символы России. – М.: Панорама, 1993. – 208с.

[2] Медведев М. Отцы русской геральдики // Родина. – 2002. – №3. – С. 96-99;

[3] Мельников Л. Русский орел с античным профилем // Родина. – 2002. – №7. – С. 28-30.

[4] Кучкин В. Палеологи или Габсбурги? Двуглавый орел с римским профилем // Родина. – 2002. – №7. – С. 30-33.

[5] Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – М.: Владос, 1981. – С. 18-19.

[6] Там же. – С. 19.

[7] Герб и Флаг России X-XV века. – М.: Юридическая литература, 1997. – С. 19.

[8] См: Шаповалов В.А. Основы Российской геральдики. – Белгород: Издательство Белгородского университета; Издательство «Везелица», 1997. – С. 20-22.

[9] См.: Соболева Н.А. Указ. Соч. – С. 97-99.

[10] Герб и Флаг России X-XV века. Указ. соч. – С. 128.

[11] Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. – 1993. - № 1. – С. 112.

[12] См. Шаповалов В.А. Указ. соч. – С. 23-29.

[13] См. Шаповалов В.А. Указ. соч. – С. 29-32.

[14] См. Шаповалов В.А. Указ. соч. – С. 32-36.

[15] Вилинбахов Г. Указ соч. – С. 113.

[16] Лебедев В. Большой государственный герб России // Родина. – 1993. – № 10. – С.35.

[17] См.: Российская Федерация сегодня. - № 2. – 1994. – С. 8.

[18] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 22.11.1993 – № 47. – Ст. 4587.

[19] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 06.12.1993. – № 49. – Ст.ст. 4761-4762.

[20] Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2010 года. – М.: ОМЕГА-Л, 2010. – С. 20.

[21] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 52. – Ст. 5021.

[22] Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации». – М.: ОМЕГА-Л, 2010. – С. 51.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.