рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

Несмотря на все трудности и неустройства, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечивали проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры.

В 30-50-ые годы складывается система дворянского сословного образования, поскольку дворянство тяготил тот факт, что они обучаются вместе с разночинцами и «подлыми», а государству нужна была образованная классовая база. В 1731 году в Петербурге был основа, но России нужны были и мастеровые, и унтер-офицеры, и академики – «приходилось создавать школы и для «подлого народа», допускать в гимназии и университеты разночинцев, мириться с совместным их обучением с дворянами» [краснобаев]. Правда, во всех отношениях они подвергались притеснениям и оскорблениям, образование становиться орудием защиты и оправдания господствующего положения дворянства. Но появляются и оппозиция в лице М. В. Ломоносова, считавшего, что «образование должно служить национальным задачам подъема хозяйства и культуры, а не своекорыстным сословным интересам, он стремился повысить роль русской науки в глаза мировой ученой общественности и обеспечить ученым, профессорам и студентам Университета более прочное, независимое положение в обществе, где порода и чин ценились выше знаний и таланта».

Во внутренней политике правительства при Анне Иоанновне заметны значительные отступления от петровских взглядов, «одна из самых мрачных страниц русской истории, наиболее темное пятно в котором была сама императрица» [валишевский] характеризуется «мнимой законностью» во всех сферах жизни, бесцельным и всеобъемлющим мотовством правительства и самой императрицы. Единственным способом удержанием власти безотказно оставалась армия, именно по этому Анна Иоанновна объявляет себя капитаном кавалергардов, создает два новых гвардейских полка – Измайловский и Конногвардейский, где значительную часть офицеров составляли иностранцы. С 30-х годов дворянских недорослей было разрешено записывать в гвардейские полки, обучать дома и после экзамена производить в офицеры. В 1732 году был открыт Сухопутный шляхетский кадетский корпус для обучения дворян. Затем последовало открытие Морского, Артиллерийского, Пажеского корпусов. С 1736 года срок службы для дворян ограничивался 25 годами.

Правление Елизаветы Петровны, дочери Петра I, характеризуется возвращением к порядкам её отца в области политики, экономики и образования. 25 января 1755 года состоялась публичная торжественная инаугурация Московского университета («создание университета…говорит о завершении образования русской нации»), чему во многом поспособствовал сам Ломоносов. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных русских ученых, которые последовательно вели нелегкую борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры, настаивали на величии и могуществе русского народа и языка. Видны попытки противостояния средневековой педагогике, построенной на устрашении ребенка, подавлении его личности, механической зубрежке, обращение к «естественному воспитанию», раскрывающему природные добрые свойства человека. После смерти Ломоносова университет практически прекратил свое существование.

Царствование Петра III, внука Петра I по материнской линии, поклонник прусской муштры, говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором, большую часть времени он проводил в кутежах, обожал вахтпарады. Его шестимесячное царствование поражает обилием принятых государственных актов, порядком 192 указа, большей частью они были направлены на превращение дворянства из служилого в привилегированное сословие. Вопросы образования занимали отстающие позиции в политике Петра III.

Екатерина II продолжает политику Петра в области образования, стремясь просвещение русского общества поднять на недосягаемо высокий уровень, сделать обучение неотъемлемой частью народа. Во времена правления Екатерины II была предпринята попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений для возможности господствовать над умами и душами подданных. В 1764 году была открыта Академия художеств, воспитательные дома в Москве (1764), в Петербурге (1770), Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764), отделение для мещанских девиц (1765), коммерческое училище (1772), каждое из которых имело свой устав, в которых явно прослеживалось преимущество «благонравия» над просвещенным разумом, но в действительности преподаватели продолжали бесчинствовать и оскорблять детей. В Академии художеств, на которую И. И. Бецкий (фаворит Екатерины в области образования) возлагал небывалые надежды творился такой же беспорядок, но она дала России многие таланты Е. Чемесова, И. Старова, Ф. Шубина, М. Козловского и других.

В XVIII веке мысль о среднем женском образовании воплотилась в образовании Смольного института, где и дворянок и мещанок обучали благонравию, скромности, музыке, стихотворству, домашней экономии и другим возвышенным идеям, правда в реальной жизни они были порой беспомощны и беззащитны.

В 1782 году Екатерина II при поддержке Ф. И. Янковича де Мириева воплощает в жизнь школьную реформу, на основании которой в городах создаются «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Меняются методики преподавания, теперь главное для человека – чистая совесть, здоровье и довольство своим состоянием посредством исполнения своих общественных обязанностей, беспрекословная вера в императрицу и почитание Бога. Основные принципы познания этих истин были заложены в книге «О должностях…», опубликованной в 1783 году в двух вариантах: для учащихся (189 страниц) и для учителей (250 страниц). Было положено начало классно-урочной системе, обучение было раздельным для юношей и девушек, телесные наказания запрещались, появляются первые пособия по методике преподавания И. И. Фельбигера, В.Ф. Зуева, М.Е. Головина, Е. Б. Сырейщикова.

В 1783 году в Петербурге было открыто первое Главное народное училище, в котором готовили будущих учителей народных училищ, в 1801 учительская семинария была выделена в самостоятельное учебное заведение. В 1786 году были открыты главные училища в 25 губерниях, в которых обучались примерно 10 тысяч детей, хотя здесь действовал принцип бессословности, окончание обучения не обеспечивало равные возможности лицам разных сословий, в полной мере развивались чисто сословные учебные заведения. К концу XVIII века в 288 главных и малых народных училищах обучалось более 22 тысяч человек. В 70-80 годы по почину Н. И. Новикова частные лица основывают училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Иркутске, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 году при Московском университете на средства Новикова и его товарищей открывается первая учительская семинария – первое в России педагогическое учебное заведение. Главным объектом образования становиться личность человека, его счастье и благополучие, а не слепое подчинение государству, в человеке должны гармонично сочетаться физическое, нравственное и умственное воспитание, он такая трактовка целей направлена сугубо на дворянское сословие.

Диалектика движения общественной мысли привела к отрицанию выработанного передовой культурой взгляда на угнетенного крестьянина как на человека, наделенного теми же чувствами и способностями, что и дворяне, но крестьяне ещё нам многие годы останутся на рабском положении у своих «хозяев». Появляется огромное количество новых светских учебных заведений – Навигационная школа, академические гимназии, университет, кадетские корпуса, Московский университет, малые и главные училища, но восхититься этими новыми явлениями мешает мысль о том, что большинство народа продолжало оставаться вне стен школ, училищ и университетов, вне воздействия гуманных воспитательных идей. По этой причине сфера народного просвещения XVIII века вызывает противоречивые чувства.

Церковь

В данном пункте автор раскрывает процесс обмирщения общества петровского и послепетровского периода, опираясь на литературу Е. Анисимова, А. С. Орлова, Х. Баггера.

Времена Петра I стали переломными и для русской церкви, она стала терять свое привилегированное положение, происходит секуляризация церковной собственности (в первую очередь, земли), ослабло её влияние на русского человека, происходит постепенный процесс подчинения церкви государству, основывающийся политикой царя, направленной на укрепление своей самодержавной власти – «Государство – это творение человека, а не Бога». Поворот к новой политике в отношении церкви происходит после смерти патриарха Адриана в октябре 1700 года. 16 декабря 1700 года вместо патриарха назначается «местоблюститель» патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. 27 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, под руководством И. А. Мусина-Пушкина, который получил в распоряжение земельные и финансовые дела церкви, что положило начало закрепощения церкви под началом единственной сильной власти, власти государя. Богатства церкви используются на нужды армии, флота и внешней политики.

Архиепископ Псковский Феофан Прокопович вводит азы коллегиальности в церкви, участвует в составлении «Духовного регламента» (1721). Церковь постепенно становиться элементом бюрократической машины, созданной для обслуживания этой власти. Проводя подобную политику, Петр пытался уберечь себя от оппозиционного положения, которое могла занять церковь, поддерживаемая по началу большими массами населения. И не смотря на свое довольно лояльное отношение к церковным обрядам, царю пришлось так сильно урезать права церкви и отодвинуть её на второй план для осуществления своих замыслов по кардинальной перестройке нашей страны и фактически строительства нового государства на старых территориях. Создание в 1721 году «Святейшего правительственного Синода», лишь официально уравненного в правах с Сенатом, стало наиболее ярким свидетельством превращения Российской православной церкви в одно из государственных учреждений, а её служителей – в служащих этого учреждения.

Немалые изменения претерпели и внутреннее устройство церкви, происходит унификация церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц, отмена привилегий детям духовенства автоматически занимать эти места. С введением подушной подати в 1722 году были определены штаты церковнослужителей: 100-150 дворов прихожан, 1 священник, все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью, старообрядцы обязаны были выплачивать подать а двойном размере. Многие бывшие церковники стали крепостными, и возвращение их в свое сословие стало невозможным.

С течением времени, церковь становиться проводником самодержавной идеологии, меняются веками складывающиеся традиции и догмы, составляются новые молитвы в честь государственных событий. В церквях вводятся табельные праздники: 1 января – Новый год; 3 февраля – тезоименитство цесаревны Анны Петровны; 19 февраля – «воспоминание брака императорского величества»; 30 мая – рождение Петра; 25 июля – коронование Петра; 27 июля – «преславная виктория под Полтавою»; 29 июля – тезоименитство Петра; 29 июля – взятие фрегатов при Ангуне и Грингале; 5 сентября – тезоименитство Елизаветы Петровны; 18 октября – взятие крепости Нотербург; 23 ноября – День Александра Невского; 30 мая – день «Святого апостола Андрея Первозванного». На веру и церковь стали смотреть как на инструмент воспитания вернподданых. И. Голиков замечает по этому поводу, что Петр воспитывал не прихожан, а подданных, обряды верующих рассматривал как обязанности, а священников, не доносивших на прихожан, облагал штрафами. Каждый священник давал клятву быть всегда готовым к государевой службе. Монастыри обладали богатейшими земельными фондами и огромным количеством душ, царь решил искоренить это раз и навсегда, он ограничил норму содержания церковнослужителей до 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год на человека.

18 января 1723 года Петр запрещает постригать вновь желающих, а на места ушедших назначает ответственных солдат, пытаясь тем самым сделать из монастырей богадельни для отставных солдат. Один монах брал на себя ответственность за 24 отставными и нищими, остальные монахи занимались сельским хозяйством, за всеми устанавливался тщательный надзор со стороны духовного и светского начальства.

Интегрирование церкви в государственной системе носило многоплановый характер и касалось не толок самого управления церковью, но и богослужения, вероучения. Борьба с раскольниками являлась полицейской акцией, их облагали двойной податью, изымали все их книги, лишали политических прав. Раскольники носили определенную одежду – козырь (лоскут красного сукна с желтой нашивкой), не имели права носить красные одежды, жены раскольников носили «платья опашни и шапки с рогами» [ансимов]. Самосожжения стали постоянным проявлением их протеста, святая смерть лучше, чем страна, в управлении которой, по их мнению, стоит антихрист, их не пугали постоянные гонения и преследования, они хоронились в лесах, жили собирательством и охотой, не вступали в переговоры с правительством, свято верили своему наставнику Нектарию «люди все здесь были ломаные, ушедшие от сельской истомы…пухли от болотной сырости, ели хлеб с толченой корой…велят гореть душой, - никуда не подаешься – гори…»[Петр 1].

Петровские реформы привели к решительной победе светского начала над конфессиональным, религиозным, предпосылки тому были заложены ещё при расколе в XII веке, но петровские реформы отличались темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы. Превращение православной церкви в правительственное учреждение, прислуживающее политики самодержавия, покорно освещала все его начинания, тем самым теряя уважение народа, как хранительницы духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.

Последователи Петра I продолжили политику отделения церкви от государства с целью понижения её авторитета и увеличению власти императора над народом, желая заполучить её земельные угодья и крестьян. При Петре III была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну. Прекратилось преследование старообрядцев, император хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, бывшие монастырские крестьяне, которых было около 1 миллиона душ мужского пола, перешли под власть государства, они стали называться экономическими, для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 году был введен принцип веротерпимости.

Благотворительность

Данный пункт целью свой ставит раскрыть понятие благотворительность в контексте XIII века, исследуя работы В. Л. Прохорова, Ю. М. Лотмана, Е. Анисимова.

По мере ограничения властных церковных функции, секуляризации церковных земель государство сосредоточило в своих руках структуру по контролю за сферой благотворения. Осуществление комплекса мер по государственному регулированию социальных конфликтов заложило начало государственного общественного призрения. Основное направление их деятельности заключается в уменьшении количества россиян, лишенных средств к существованию. Указ 1712 года предусматривал учреждение госпиталей в губерниях, в 1724 году провели перепись призреваемых. Было предпринято определенное количество мер, направленных на решение поставленных проблем: назначение песий (инвалидных содержаний) военным, сумасшедшие перестали считаться бесполезными членами общества, к словам юродивых народ прислушивался, боялся противоречить или спорить. 1 февраля 1720 был оглашен указ о строительстве госпиталя для незаконнорожденных в Москве, в 1706 году был отстроен приют для детей в Новгороде, разворачивается активное строительство сиротских домов.

Источниками финансирования домов общественного призрения становились в первую очередь сборы венечных денег, средства, получаемые с продажи восковых свечей, плата монахиням за обучение желающих ремеслам и, конечно же, подаяния сочувствующих жителей.

Во второй половине XIII века в силу вступает закон о сословных привилегиях, осуществляющий помощь обездоленным. В это время зарождаются государственные формы призрения, в частности это выразилось в выдаче пособий, пенсий, обеспечении профессий, жаловании земельных наделов. Появляются аптеки, богадельни, больницы, дома для сумасшедших, инвалидов, служебные, смирительные, сиротские школы и приюты.

При Екатерине II создаются государственные структуры по организации и управлению учреждений призрения. С 7 ноября 1775 года «Учреждения для управления губерний» предусматривает создание Приказов общественного призрения в 33 губерниях под представительством гражданских губернаторов, дворянской опеки, сиротских судов, на устройство которых было выделено по 15 тысяч рублей из казны. Каждое сословие на правах самоуправления обязано было заботиться об организации помощи своим нетрудоспособным членам. Приказы выполняли функции административно – политического надзора за населением, оказывали содействие в помощи нищим и увечным, калекам и инвалидам, незаконнорожденным детям, также осуществляли карательные функции. Их финансовая деятельность по постановлениям 1781, 1785 годам предполагала кроме частной инициативы также поддержку императорского двора. Министерства внутренних дел и полиция осуществляли надзор над приказами, поощряли и самостоятельную коммерческую деятельность (сдача в наем недвижимого имущества, торговля, добыча полезных ископаемых, банковские операции).

Благотворительные общества, образованные в XIII веке: 1764 год - «Общество воспитания благородных девиц»; 1765 – Вольное экономическое общество (ВЭО), организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении новой агротехники, проведение конкурсов на лучшие проекты по устройству хозяйства, оказание материальной помощи. Эти меры привели к созданию целой сети благотворительных учреждений. К основным недостатком таких учреждений относятся: отсутствие центрального органа управления, нехватка средств, недостаточность квалифицированных кадров, слишком разрозненное направление деятельности, однородность приказов (только светские лица). В 1781 году обнародуется указ на право частных лиц открывать благотворительные заведения, что впоследствии получило повсеместное распространение.

Книгопечатание

Книгопечатание в России возникло во второй половине XVI века, было издано около 20 книг, в XVII веке – 382, в XVIII веке только один Н. И. Новиков издал свыше 1000 книг. Печатная книга становиться оружием просветителей в борьбе с духовным и политическим гнетом, представляет собой напряженную борьбу за национальную культуру, за свободу мысли, борьбу против невежества, против старины и консерватизма. За свободу выражения своих взглядов многие прогрессивный писатели поплатились свободой и жизнью. Первое в России революционное выступление против самодержавия произошло в форме издания книги – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

В XVIII веке наблюдается кризис религиозного мировоззрения, людей начинает интересовать учебная, научная, беллетристическая, военная литература, сведения по всеобщей и русской истории, информация о природных явлениях, о природы и быте других стран. «Книги петровского времени служат не только знанию, но и пропаганде, прославлению государства и самодержавного царя» [красн], эта особенность ярко видна в «Арифметике» Магницкого большую часть фронтисписа занимает изображение государственного герба.

В первые годы XVIII столетия появляются настенные научно – технические плакаты для учебных целей, первыми такими работами были плакаты Каприана В. А. «Сигналы, надзираемые в случае бросания или вынимания якоря» (1701 год), «Новый способ арифметики феорики или зрителныя» (1705 год). Со временем у книги появляется титульный лист, сообщающий выходные данные о книге, оглавление, именитые и предметные указатели, иллюстрации, чертежи, схемы, всё это повышает познавательную ценность книги, создают предпосылки для будущей научной и торговой библиографии.

Окончательный отрыв светской литературы от религиозной произошел после реформы шрифта 1708 года, когда кирилловский шрифт был заменен гражданским и было обозначено, что Кирилловский шрифт предназначался только для изданий церковных. Гражданский шрифт позволил упростить работу типографского наборщика, сделал книги тоньше, меньше по формату, устранил перенагруженность текста. Реформа упростила правописание и изменила графику шрифта, были ликвидированы титлы и силы, изъяты некоторые лишние буквы («от», «омега», «пси», «кси», «ижица»), введена «й». Новый русский шрифт сочетал в себе национальные особенности русской буквы и черты букв классических западных. Первая книга гражданской печати – «Геометрия словенски землемерие…», предназначалась для инженерно – технических работников в качестве учебного пособия. В 1708 году вышла первая на русском языке книга по гидротехнике – руководство к постройке каналов, доков, шлюзов – «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное»; были изданы книги по военному делу – «Побеждающая крепость», «Рамплиева манира о строении крепостей…», обучающие техники ведения войн, что было дополнительным стимулом к победе в Северной войне. Не переставали издаваться и церковные писания для верующих людей – «Феатрон или Позор нравоучительный, Царем, Князем, Владыкам и всем Спасительный…», они были превращены в одно из орудий для укрепления абсолютизма. В «Объявлении…» Синода 1722 года предписывалось священникам доносить в Тайную канцелярию обо всех не усердно исполняющих службу.

«Введение русской гражданской азбуки обозначало упадок церковно – книжной культуры средневековья, утрату церковнославянским языком господствующего положения в структуре русского литературного языка и намечало пути дальнейшего развития национального – русского языка» [красноб]. В идеологической борьбе книга в основном защищала прогрессивны позиции, обосновывала необходимость реформ, просвещения, способствоавла дальнейшему обмирщению русской культуры.

Популярным видом печатной продукции стали в XVIII веке календари, в 1708 году вышел «Календарь или месяцеслов христианский». Издательская политика беспрекословно находилась в руках Петра I, что придавало книжному делу цельность, но ограничивало его, направляя строго по пути выгодному дворянскому двору. Издавались книги только практического характера – научно – техническая литература, идеологическая и направленная на европеизацию российского общества.

Значимым событием в истории русской издательской деятельности стало появление первой газеты «Ведомости». По формату газета был не больше почтовой открытки, количество страниц колебалось от 2 до 22, периодичность издания была не постоянной, название варьировалось. Первый номер дотируется 2 января 1703 годом. Периодическую печать стали использовать как средство идеологического воздействия, путем оглашения ране запрещенной информации военного и экономического характера в виде кратких сообщений о фактах, отсутствовали злободневные статьи и фельетоны. До 1711 года редактором газеты был Ф. П. Поликарпов, затем М. Аврамов, при котором газета потеряла свою популярность из-за консервативности его взглядов. В июле 1727 года «Ведомости» прекратили свое существование, по причине бюрократической постановки дела издания газеты.

В 20 – 60-х годах XVIII века русская культура развивалась в нелегких условиях постоянной смены власти, на книгопечатании это также незамедлительно отразилось. Количество издаваемой литературы резко упало, с 1725 по 1739 года было издано книг в пять раз меньше, чем за предыдущее пятилетие. Появляются оригинальные научные исследования, выполненные российскими учеными в научной и научно – популярной периодике; Академия Наук издает труд на латинском языке «Комментарии Петербургской Академии Наук», предназначенный для узкого круга интеллигентных людей.

В течение пятнадцати лет (1728 – 1742 года) издается научно – популярный журнал Академии – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в ведомостях» на примере немецкой газеты «Ведомости». Редакторы остро столкнулись с проблемами перевода научных терминов и вскоре сфера деятельности журнала становиться более обширной – появляются статьи по философии, по истории, по истории театра, по вопросам литературы, поэтические произведения и описания придворных празднеств для привлечения пресытившегося фактами читателя. 30-е годы являются кризисными для научной и философской литературы, обывателей и правителей больше интересуют похвальней оды, описания иллюминаций, фейерверков, придворных празднеств. Русская интеллигенция в лице М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева,

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.