рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, начинает тяготиться императорской цензурой и пристрастием народа к помпезной и бессодержательной книге. В это время начинают печататься художественные произведения, беллетристические сочинения «екатеринским» шрифтом – красивым и компактным – предназначенные для придворных кругов и невзыскательных читателей.

По инициативе Ломоносова Академия с 1758 года вновь стала издавать журнал «Ежемесячные сочинения пользе и увеселению служащие», имеющий статьи по экономике, рукоделию, географии, о мануфактурном производств, механическом рукоделии, об архитектуре, литературе, музыке, живописи, архивные документы, старинные грамоты, статьи на естественнонаучные темы, метеорологические наблюдения, статьи о природных явлениях, по домашней медицине, советы домохозяйкам, то есть, ориентировался на демократическую аудиторию. «Ежемесячные сочинения» были слишком академичны, они сознательно уклонялись от острых проблем современности, от полемики. Крестьянский вопрос, являющийся наиболее актуальной проблемой XVIII века не отражался на страницах журнала, что вызвало паление интереса читателей и его прекращения в 1764 году.

Московский университет после издания нескольких, содержащих публичные лекции профессоров, учебников по различным дисциплинам, научно – популярных и художественных работ с 26 апреля 1756 года начинает издавать газету «Московские ведомости». Первым капитальным изданием университета стало «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе коллежского советника и профессора Михайла Ломоносова», включавшим не только художественные произведения, но и научные труды ученого.

Университетская типография издавала учебники и пособия для студентов, особое внимание уделялось литературе прикладного характера в области изучения других языков, работам по истории российской, художественная литература зарубежных авторов.

В период с 1759 по 1764 года появляется большое количество частных типографий, сыгравших немалую роль в развитии русской литературы и публицистики. Частные журналы выражали созревшую в русском обществе потребность публичного обсуждения злободневных проблем.

С января 1759 года начинает издаваться журнал «Трудолюбивая пчела» под редакцией Сумарокова, который находился в оппозиции к правящей группировке дворянства и в сатирической форме освещал злободневные проблемы России, оправдывал существование монархического строя и существование крепостного права.

В начале 60-х годов в Москве выходило пять журналов. М. М. Херасков издавал «Полезное увеселение» и «Свободные часы», в которых освещались проблемы суетности мира, мысли о необходимости личного самосовершенствования, вопросы общественного характера они не затрагивали, поддерживали Екатерину II. Призыв к умеренности в жизни, к отказу от сатиры встречается и в журнале «Невинное упражнение», издававшимся И. Ф. Богдановичем и Е. Р. Дашковой, но в отношении императрицы он занимает осторожно – оппозиционное положение. Таким образом, складывается скрытая и прямая полемика между журналами различных направлений, что впоследствии станет одной из форм политической борьбы.

В условиях частичной гласности по делу крестьянского вопроса и необсуждаемости этого дела в периодике приводит Екатерину II к решению стать журналистом и издавать журнал «Всякая всячина». Основная линия журнала заключалась в том, чтобы «не запрещать критики недостатков российской действительности, но самой критиковать отдельные, второстепенные недостатки, не клеймить коренные пороки дворянского общества и сановной бюрократии, но нападать на «общечеловеческие» пороки и слабости» [красноб]. Передовые журналисты и литературоведы стали активно нападать на самодержавие и на «Всякую всячину», завуалировав свое отношение к императрице лестью и сатирой. Наиболее смелыми по содержанию были журналы «Трутень», «Живописец» и «Смесь» Н. И. Новикова, которые бичевали «жестокосердечие» помещиков, взяточничество судейских чиновников, указывая при этом конкретных лиц, почти отсутствуют статьи научно – популярного характера. Для привлечения читателя стали применяться новее формы, публикуется переписка читателей и редакторов журналов, антикрепостнические статьи. Екатерина II в условиях начавшейся крестьянской войны усилила цензуру, запретила освещение многим тем в печати, запретила сатиру в результате этого у читателей резко снизился интерес к периодике, тиражи упали. В 1768 году императрица организовала при Академии наук «Собрание, старающиеся о переводе иностранных книг», возглавляемое Г. В. Козцким, целью которого стало – влиять на выбор книг для перевода в желательном для неё направлении, увести от животрепещущих проблем русской жизни.

Потребность в книге, журнале, газете стала так велика, что правительству приходилось вести гибкую политику и идти на уступки. 15 января 1783 года Екатерина II подписала указ «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках с освидетельствованием оных от Управы благочиния». Русские писатели и переводчики активно пользовались правом открытия «вольных» типографий, издавали статьи самого дерзкого и злободневного содержания, боролись за воспитание вкуса читателей, через 13 лет право на производство печатной продукции «вольного» содержания было отменено. Н. И. Новиков начинает играть дну из главнейших ролей в развитии русской национальной культуры по средствам печати – выпускает «Словарь» обо всех крупных и второстепенных писателях XVIII столетия, издает журнал «Древняя российская вивлиотека», в котором публикуются материалы по истории России, книга «Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков, сочинение господина аббата де Мабли. Переведено с французского». С 1779 по 1789 Новиков занимается возрождением типографии Московского университета с целью распространения просвещения путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы, организации педагогических и переводческих семинарий, назначения стипендий студентам. В 1784 году Новиков со своими товарищами учреждают первую в России «Типографскую компанию», которая в 80-е годы издает почти треть всех книг в стране, с 1766 по 1792 года было издано около 1000 наименований. Распространяются произведения античных и отечественных писателей, документов и сочинений по русской истории, научная, познавательная, учебная, воспитательная литература. «Московские ведомости» обогатились статьями по литературе, искусству, экономике, географии, этнографии, воспитанию и дополнительными бесплатными приложениями, направленными на различный контингент людей. Еженедельно выходил первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума», под редакцией А. А. Петрова и Н. М. Карамзина. Издаются журналы религиозного и мистического содержания – «Вечерняя зоря» под редакцией И. Г. Шварца. И. Г. Рахманинов издает журнал «Утренние часы», содержащий переводы Вольтера, Мерсье, И. А. Крылова, который сам начинает заниматься издательской деятельностью, продолжая традиции русской сатиры в журнале «Почта духов», где он бичует фаворитизм, бессовестную эксплуатацию крестьян дворянами ради роскоши и богатства, галломанию и тунеядство правящего класса.

Разразившиеся Французская революция дала толчок к репрессиям, первым шагом стало закрытие типографий, как источника свободомыслия, был запрещен журнал Д. И. Фонвизина «Друг честны людей, или Стародум», в котором четко прослеживается борьба с екатерининским режимом. Начинают возникать провинциальные журналы, первым из них был Ярославский «Уединенный пошехонец» (1786 год), затем журналистика зарождается в Тобольске и других провинциях, в них печатаются материалы по истории географии, этнографии своих местностей.

Кульминацией истории русской книги XVIII века стало издание А. Н. Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву», эту книгу считают первым революционным выступлением в России, за которую автор поплатился своей свободой. Затем последовало закрытие «Типографской компании» и ссылка Новикова в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 году последовал указ императрицы «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг…и об упразднении частных типографий». Павел I освободил Новикова, разрешил Радищеву переселиться в Саратовскую губернию, но цензуру ещё более усилил, запретил ввоз иностранных книг. Однако совсем уничтожить издательское дело, прекратить совсем выпуск книг было не под силу никакому деспоту, и уже в 1802 году правительство было вынуждено вновь разрешить открывать частные типографии.

В итоге проведенных преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость, зарождались элементы капиталистического уклада.

Политику Петра I, направленную на развитие российской промышленности и культуры, продолжали Елизавета Петровна и Екатерина II. Во второй половине XIII века производственные силы страны сделали большой шаг вперед не только в количественном отношении, он и в качественных параметрах, формируется всероссийский рынок, начинается необратимый процесс складывания капиталистических производственных отношений. Успехи в области экономики позволили обратить внимание русских монархов на культурную жизнь страны, мобилизовать силы и в отношениях взаимопомощи государства и меценатов заложить процесс складывания русской нации. Неоспорима победа светского направления в искусстве и жизни в целом, что ярко проявилось в отношении церкви, которая ушла на второй план, перестав диктовать свои условия жизни и моральные принципы и ценности русского народа, установились связи с культурой жизнью других народов.


Глава II. Влияние внутренней политики императоров XVIII века на развитие Пермского края

Автор данной главы ставит перед собой цель рассмотреть имперскую политику правителей XVIII века в спектре её влияния на развитие отдельных районов России, на примере Пермского края, выявить влияние этой политики на дальнейшее развитие региона. Для оценки значимости деятельности различных лиц необходимо исследовать решить следующие задачи: исследовать процессы, повлиявшие на развитие Пермского края в период XVIII столетия; рассмотреть политическую, культурную, социальные сферы деятельности дворянства в Пермском крае; проанализировать систему просвещения и образования в крае.

А. А. Введенский, Е. П. Карнович, С. В. Бахрушин, А. Р. Андреев, Б. Бурсов обращаются к вопросу о деятельности дворянства в Пермском крае, особенное внимание в своих работах они уделяют деятельности купцов Строгановых, рассматривают их экономическую, политическую, социальную и культурную деятельность.

Т. А. Калинина, К. В. Сивков, В. Н. Шишенко, И. В. Вологдин, Л. Е. Воеводин, Н. А. Рогов, А. Гартвич, М. Д. Курмачева, Ф. М. Маклаков исследуют процесс распространения крепостных школ в вотчине Строгановых.

Э. А. Пензин, Н. В. Нечаев, Ф. Ф. Павленкова, Л. Юзефовича, Н. П. Горбацевича, Н. В. Шатрова, Н. Н. Алеврас, А. И. Конючен, Н. С. Попов рассматривают проблемы и перспективы развития образования на Урале в XVIII веке, выявляют причины обнаруживающихся проблем образования, исследуют влияние сформировавшихся в XVIII столетии структур на дальнейшее развитие образования в Пермском крае.

Н. А. Фирсов, В. Иконников, В. К. Семченков, В. Н. Шишонко, Н. Диомидов, А. П. Шалин, В. Е. Попов, А. П. Зверев, И. В. Вологдин, Е. Н. Медынский, Ш. М. Галелин, Н. А. Константинов, Н. В. Нечаев, Н. Н. Кузьмина, А. Г. Козлов, М. А. Горловский, П. В. Якунин, А. М. Сафронов, Б. А. Сутырин обращаются в своих работах к проблеме народного образования на Урале в XVIII столетии.

В. Коробейников акцентирует свое внимание на политике Екатерины II, направленной на формирование столицы Урала из Егошихинских заводов.

II.1 Культурно–просветительская деятельность дворянства в Пермском крае

В данном параграфе рассматривается жизнь и деятельность различных дворянских фамилий, чья деятельность повлияла на формирование и развитие различных культурных институтов в Пермском крае. Для изучения жизни дворян Строгановых и выявления значения их деятельности на дальнейшее развитие региона автор обращается к исследованиям историков и краеведов, к работам А. Р. Андреева, А. А. Введенского, С. В. Бахрушина, Е. П. Карновича, Б. Бурсова, Т. А. Калинина, К. В. Сивкова, И. В. Вологдина, Л. Е. Воеводина, Н. А. Рогова, Ф. М. Малкова. В. Коробейников рассматривает политику Екатерины II в отношении Пермских земель, вклад императрицы в экономическую и социальную жизнь региона. Л. Юзефович, Н. П. Горбацевич, Н. В. Шатрова исследуют характер деятельности Петра I и Екатерины II в Пермской земле в период её оформления как экономического, культурного и политического центра.

По распоряжению Петра I в 1723 году на Урал был направлен капитан артиллерии Василий Никитич Татищев, для формирования нового экономического района, что было необходимым элементом политики императора, направленной на становление экономики России на европейский уровень. Последующие правители Егошихинским заводам на Урале не придавали должного значения, и судьба этого региона выходила за рамками их политики, направленной исключительно на удержание верховной власти в своих руках.

Именно дочери Петра Великого мы обязаны тем, что полузаброшенный Егошихинский завод стал столицей Урала и наш город получил имя Пермь. Будущность Егошихинского завода была предрешена высочайшим манифестом от 7 ноября 1775 года о велении «Учреждений о губерниях», реформа предполагала создание нового Пермского наместничества, границы которого простирались от Вятской губернии до казахских степей. 7 мая 1780 годы императрица дала именной указ: «Предполагая в будущем 1782 году устроить Пермское наместничество, повелеваем генералу – поручику Евгению Кашкину, определенному в должность генерал – губернатора Пермского, объехать места и …указать новый город - губернию», его выбор пал на Егошихинские заводы. Екатерина II очень внимательно и трепетно отнеслась к основанию нового города и 20 ноября 1780 года дала именной указ Кашкину: «Уважая выгодность положения Егошихинских заводов и способность места сего для учреждения в нем губернского города, Мы предписываем город губернский назначить на сем месте, наименовать оный Пермь».

Благоволение императрицы к Перми выразилось и в том, что она по собственной инициативе одарила священнослужителей пермских Петропавловского собора церковными одеждами и ризами. 31 марта 1781 года Екатерина при содействии Кашкина наложила на доклад о переводе Преображенского Пыскорского монастыря в Соликамск резолюцию, повелевая перевести этот монастырь в город Пермь, следовательно, украшающий набережную пермский кафедральный собор, построенный из материалов разобранного Преображенского монастыря, можно считать своеобразным памятником Екатерине Великой.

Императрица ослабила налоговое бремя жителей Пермского края, в областном архиве в подтверждение этого храниться документ Кашкину, дотированный августом 1782 года: «Мы распространяем собственности на все сокровенные в земле металлы и минералы освободили от всякого принуждения горные промыслы. Удостоверили Мы, что таковая совершенная свобода послужит к размножению их, и что казна наша без тяготы народной может получить большее количество металла, камней и тому подобного. Для опыта в том и для поощрения указами Мы доставим из кабинета Нашего в казенную палату Пермского местничества 10 тысяч рублей с тем, чтоб она старалась закупать на сии деньги добровольною ценою добываемые тамошними жителями камень и по редкости своей и по свойству их того достойны могут быть, и отныне доставлять в кабинет Нам». Благодаря Екатерине горнорудная промышленность Урала получила новый толчок к развитию, и на долгие десятилетия Урал стал ведущим в мире районом добычи и переработки металла и других драгоценных камней.

Активная производственная и просветительская работа бояр Строгановых в Пермском крае начинается ещё в XVI веке, с «государственного пожалования» от 7 апреля 1579 года о назначении им добавочных земель в Перми Великой от прежней межи по Каме, в них по реке на 55 верст, от реки Ласвы до реки Ошала – в Строгановских вотчинах возник Очерский округ с Очерским острожком. В 1606 году Николаем Григорьевичем Строгановым была основана соляная слобода Новое Усолье, в которую был перенесен цент солеварения. Во время Смуты, Строгановы оказали ряд важных услуг Московскому государству в области финансирования и перевооружения отрядов. Во времена правления династии Романовых Максим, Никита, Петр и Андрей Строгановы получили во владении новые земли по реке Каме в Перми Великой. Все представители семьей Строгановых в Сольвычегодске вносили плату от четверит до одной пятой суммы налога, вносимого всем населением страны. По данным жалованной грамоты 1692 года Строгановы только в годы междуцарствия даровали правительству деньгами, жемчугом, серебром, хлебом и солью сумму более 428706 рублей.

Постепенно сольвычегодцкие варницы давали все меньше соли и солеварение переместилось в пермские вотчины Строгановых. Тогда стали создавать прообразы железоделательных и кожевенных предприятий – мануфактур. Также купцы занимались и жемчужным промыслом, часть добываемого жемчуга они использовали в своих нуждах, небольшие партии отправляли в качестве даров в Москву.

Значительное развитие получило иконное производство. Организация иконного производства Строгановыми была поставлена необычайно солидно и широко, их иконы были предметом производства и выдающимся художественным произведением, открывшим новую и блестящую страницу в русском искусстве.

Зодчество Строгановых оставило значительный след в русском искусстве, их покровительство искусству выразилось в постройке величественных храмов и монастырей, организации живописных мастерских и различных художественных ремесел. На деньги Григория Дмитриевича Строганова, получившего от Петра Великого восемь жалованных грамот на новые земли и объединившего в своих руках все Строгановские вотчины, в 1689 – 1693 годах в Сольвычегодске были построены Введенский собор, в 1694 году в Устюжне Казанская церковь, в 1694 – 1697 году в селе Гордеевка Смоленская церковь.

Григорий Дмитриевич Строганов активно участвовал в петровских реформах, был пожалован портретом Петра I, украшенным бриллиантами, в награду за помощь и труды в 1722 году император пожаловал его сыновьям Сергею, Александру и Николаю баронский титул. В честь этого события были построены три церкви – Сергеем в пермских вотчинах, Александром – в Великом Устюге, Николаем – в Нижнем Новгороде.

С середины XVIII века все три ветви Строгановых уже почти не занимались производством и торговлей, перепоручив все дела главноуправляющим, управляющим и приказчикам. Представители Строгановского рода были и известными меценатами, первым из которых стал Александр Сергеевич Строганов – граф Священной Римской империи, граф Российской империи, Действительный тайный советник 1 класса, обер – камергер, член Государственного Совета, сенатор, кавалер орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Владимира I степени, почетный командор ордена Святого Иоанна Иерусалимского, президент Академии художеств, главный директор имперских библиотек. «Императрица Екатерина Великая нередко говаривала, что два человека делают все возможное, чтобы разориться, и не могут. Под счастливцами она разумела Льва Александровича Нарышкина и графа Александра Сергеевича Строганова. О графе Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств. Он составил галерею картин, написанных известнейшими художниками, собрал дорого стоившие коллекции эстампов, медалей и камней, но особое внимание он обращал на составление библиотеки, которую, по огромному числу находившихся в ней редких изданий, можно было считать одною из первых в целой Европе»[андрее]. После смерти мецената его коллекции составили большое собрание картин, художественной утвари, мебели, бронзы. Последующие поколения знатной фамилии продолжили благородное дело, начатое их отцами, отдав тем самым свою дань русской культуре и истории России в целом.

Значителен вклад строгановских мастеров в развитие русской культуры XVI – XVIII веков. Работа их иконных горниц положила начало новому направлению в русской живописи, создав нарядно – торжественную «Строгановскую школу» иконописания. Строгановы распространили по всей стране полифонию в церковно-певческих хорах через своего служилого человека, композитора и режиссера Дилецкого. Они поставили на книжный рынок рукописные, каллиграфически оформленные книги, писанные в их мастерских.

Строгановская каменная и деревянная архитектура развила ранее сложившееся народное творчество, утвердила и распространила её образцы в строительстве. Строгановых можно отнести к одним из самых влиятельных и авторитетных агентов русских царей, чья деятельность оказала колоссальное влияние на культурную, политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь русских людей и на жизнь жителей пермского края в частности.

Крепостные школы в вотчине Строгановых

Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просветления умов» [рябинов] особенно в крестьянской среде.

Своеобразную «систему просвещения» крепостных в рамках своего хозяйства и в его интересах создают Шереметьевы, Юсуповы, Орловы, Румянцевы, Муравьевы, Голицыны, Строгановы. Объективной причиной создания подобных школ стали своекорыстные интересы вотчинников.

Имение Строгановых было обширным и сложным хозяйством, оно имело разветвленный аппарат управления и постоянно нуждалось в служащих – от главнокомандующих до писарей и разнообразных специалистов горноркдного, заводского, лесного дела. Строгановы желали иметь образованных слуг и быть «гуманными и «пресвященными» владельцами.

Считалось, что обучение грамоте необходимо сочетать с полезными занятиями, предлагалось создание школы «практического земледелия и сельского домоводства», где бы обучали грамоте для получения необходимых агрономических знаний. По такому принципу работали десятки «сельских», «поселянских», «заводских», «домашних» школ. Учащиеся обучались чтению, закону божьему, письму, арифметике, девочки – рукоделию. Занятия проводились в свободное от посевных работ время; учительские обязанности исполняли члены местного церковного причта, певцы, отставные унтер – офицеры.

Подготовкой кадров управленческого аппарата занималось училище в селе Ильинском Пермского уезда, основанное в 1793 – 1794 годах как малое народное училище для мальчиков, где изучали арифметику, физику, геометрию, русскую грамматику, чистописание, всеобщую и российскую историю, математическую географию, немецкий и латинский языки, черчение, рисование, пение. Ученики, отличающиеся особыми дарованиями, примерным поведением и крепким здоровьем отправлялись получать образование в государственные учебные заведения: гимназию в Перми, Московскую земскую школу, Горный институт в Петербурге либо за границу.

Строгановы обеспечивали столичные школы и приходские училища Пермского имения жильем, учебными пособиями, обслуживанием помещений, материальной базой, персоналом.

Руководствуясь интересами своей вотчины, Строгановы «приоткрыли двери» к среднему и высшему образованию для части крепостного населения, вопреки установкам правительства не исключили из учебных планов предметы, не имеющие отношения к техническим наукам. Но «мудрость» Строгановых была вызвана не желанием просвещения народа, а нуждами развивающегося имения. Школы, где обучались крестьянские заводские дети, по преимуществу находились на обеспечении народа, в результате чего испытывали постоянные финансовые затруднения, вплоть до бесплатной работы персонала в непригодных для хозяйства помещениях.

Реальное право на получение образования в помещичьих школах имели сыновья служителей, которые составляли всего 2 - 2,3 % от числа ревизских душ Строгановской вотчины. Сыновья управляющих, приказчиков, караванных имели возможность пройти весь курс обучения, сыновья мастеровых, промысловых работников и крестьян обучались только до 12 -14тилетнего возраста, после чего их распределяли на работу. Школы в Пермском имении Строгановых имели много общего с крепостными школами феодальной России, все вопросы организационного и финансового порядка решались владельцем.

Учебный день был очень насыщенным и трудным, школьники вставили в 6 часов, занимались уроками по восемь часов, от них требовалось не быть праздными, не грубить, не шалить, не ругаться, быть вежливыми, послушными, исполнительными, ежедневно оп дав раза в день учить молитвы, за непослушание учащиеся строго наказывались.

В некоторых приходских школах применялись передовые методы обучения, например, канкастерский (метод взаимного обучения грамоте), где-то отказывались от физического наказания.

Их образованного крепостного населения формируется категория служителей, которые занимают особое положение в крепостной среде, имеют ряд льгот – могли рассчитывать на освобождение от крепостной зависимости, освобождение от рекрутской повинности взамен полученных привилегий они надежно служили владельцам, защищали классовые интересы.

Сельские школы отличались немногочисленностью контингента обучающихся в ней учеников. Сказывалась удаленность населенных пунктов от местонахождения школ, бедность крестьянства, неудовлетворенность организацией учебного процесса. Школы сыграли важную роль в формировании крепостной интеллигенции. В Пермской губернии сосредоточилась большая часть образованного крепостного и вольноотпущенного населения, занимавшегося распространением культурной и просветительской деятельности, распространением проектов учреждения школ, их финансирование и организация. Крестьянская интеллигенция внедряла новшества в жизнь помещичьей деревни, организовывались библиотеки, клубы, музыкальные кружки, любительские театры; некоторые из новой прослойки населения трудились в государственных учреждениях, успешно занимались научной деятельностью, краеведением.

Таким образом, хотя крестьянская школа призвана была в первую очередь удовлетворить потребности вотчины, заводского хозяйства, но объективно она способствовала формированию крепостной интеллигенции, развитию народного творчества и демократической культуры.

II.2 Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке

В следующем параграфе автор рассматривает причины возникновения потребности в создании учебных заведениях в Пермском крае, особенности развития образовательных и просветительных учреждений, обращается к персоналиям, чья деятельность была направлена на сферу образования и просвещения в крае, выявляет проблемы формирования сферы просвещения и образования в Пермском крае. Для исследования данной проблемы мы обращаемся к трудам Э. А. Пезина, Н. В. Нечаева, Ф. Ф. Павленкова, Л. Юзефовича, Н. П. Горбацевича, Н. В. Шатрова, Н. А. Фирсова, В. Иконникова, В. К. Семченкова, А. П. Шалина, В. К. Попова, которые рассматривают вопросы появления и распространения образования в Пермском крае с точки зрения изучения работы появляющихся учебных и просветительных заведений.

Создание школ при горных заводах Урала в 20-е годы XVIII века было ответом на насущные требования действительности, в период активного процесса вливания Пермского края в экономическую жизнь России, вследствие роста экономического потенциала района, активного промышленного освоения природных ресурсов, появилась потребность в значительном количестве грамотных, квалифицированных кадров. Следует отметить сложность обстановки, в которой проходило становление системы школьного образования в Пермском крае, с одной стороны росла потребность в грамотных людях и распространение научных знаний, обусловленные объективными потребностями поступательного развития страны, а с другой – воздействие реакционной политики господствующего класса, заинтересованного в сохранении отжившего феодального общественного строя и укреплении его основ.

Инициатором открытия первых школ был Василий Никитич Татищев – выдающийся государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, направленный в 1723 году Петром I на Урал, для строительства новых заводов и ремонта старых медеплавильных предприятий, в нем соединились «администратор с ученым человеком, и этим он обязан не только своим личным дарованиям и наклонностям, но и характеру петровских реформ»[пензин]. Во время первого пребывания Татищева на Урале (1720 – 1722 года) было открыто 4 школы: две на Уктусском заводе (словесная и арифметическая), арифметическая в Кунгуре и словесная в словесная на Анапаевском заводе, в которой летом обучалось порядка 104 учеников. Но программа создания школ на Урале не была реализована в полном объеме по ряду причин:

1) отсутствие квалифицированных преподавателей;

2) не было высших учебных заведений, готовивших педагогические кадры;

3) нежелание части населения отдавать своих детей в школы.

Новый этап деятельности горнозаводских школ начинается с 1735 года, во время второго посещения Татищевым Урала. В течение 1735 года были открыты школы на восьми уральских заводах, также система образования подверглась реформированию в Кунгуре, в Екатеринбурге, где появляются немецкая и латинская школы.

Библиотечное дело

Библиотечное дело стало активно развиваться только в XIX веке, ознаменовавшись появлением первых общественных библиотек.

Первые же библиотеки в Пермской губернии появляются в конце XVIII –начале XIX веков. Это были библиотеки при Пермской гимназии (1786) и Пермской семинарии (1802), книгами которых пользовались только преподаватели и учащиеся.

Августа 17 дня 1786 года Ее Императорское Величество Екатерина II отправила из Царского Села в Пермь на имя губернатора Пермского и Тобольского рескрипт, начинающийся следующими словами: «Господин генерал-поручик Кашкин, комиссия об учреждении училищ, продолжая по воле нашей труды ея к снабжению империи народными училищами, приготовилась уже к открытию оных в двадцати пяти губерниях, в том числе и наместничестве Пермском. Утвержденные Нами устав и штат сих училищ, с книгами, сим заведениям присвоенным, будут от комиссии присланы. Впоследствии чего возлагаем Мы на попечение ваше, чтоб к открытию оных, к назначенному от комиссии времени, то есть к 22 сентября, все нужное было приготовлено». Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин добросовестно исполнил повеление. 22 сентября 1786 года «под колокольный звон и пушечную пальбу» в Перми состоялось открытие народного училища.

В учебный план училищ входило – в первых двух классах давалось элементарное образование, которое заключалось в чтении, письме, чистописании, арифметике, катехтзисе (катехизис – книга, излагающая христианское учение в форме вопросов и ответов). В старших классах изучались закон Божий, русский язык, арифметика, география общая и русская, история, геометрия, архитектура, механика и физика.

22 сентября 1786 года следует считать днем открытия самого первого книгохранилища в городе, так как, согласно «Уставу народных училищ в Российской империи», при главном народном училище в Перми начала создаваться библиотека. В 1808 году гимназия пользовалась довольно богатой библиотекой и разными учебными пособиями, которые были переданы ей главным народным училищем. Унаследованная гимназией библиотека состояла из 187 названий в количестве 678 книг. Известно, что потребность училища в книгах, учебных пособиях и учебниках была чрезвычайно велика.

Книжное собрание главного народного училища в Перми почти не сохранилось. Основная его часть погибла во время пожара, который случился в сентябре 1842 года, но историки и краеведы донесли до нас некоторые факты, помогли частично воссоздать его состав, а также поведали о людях, много потрудившихся для организации первого в Перми книгохранилища: П. А. Назаретском и Н. С. Попове. Дело собирания первой библиотеки было продолжено последующими поколениями педагогов, ученых, общественных деятелей, краеведов Прикамья. Нынче наш край по праву можно назвать крупнейшим хранителем произведений письменности, центром просвещения Урала.

Деятельность Екатерины в Пермском крае неоценима с точки зрения


Заключение

XVIII век прошел не бесследно в истории русской культуры. Громадная работа мысли и чувства множества известных и безвестных людей, воплотившаяся в произведениях литературы и искусства, в философских и публицистических сочинениях, в научных исследованиях, создала национальную культуру яркую, сложную, противоречивую и своеобразную. Эта работа продолжала и развивала достижения предыдущего периода, однако многое было преодолено и отброшено, в первую очередь то, что было связано с религиозно – церковным характером средневековья. В XVIII столетии интенсивно шел процесс складывания русской нации, что обусловливало национальное единство культуры, её основные черты и особенности.

Русская национальная культура складывалась в условиях господства феодально – крепостнического строя, в недрах которого назревали капиталистические отношения, в условиях усиления классовой борьбы крепостного крестьянства, что определяло сложность и противоречивость в процессах развития культурно – просветительской деятельности в России. Подчеркивая положительное, передовое в культурном «наследстве» XIII века нельзя забывать и о многих противоречиях – высокие достижения человеческого гения оставались недоступными большинству народа. Тем не менее культурное наследие этого исторического периода трудно переоценить и наша жизнь будет казаться ущербной без произведений литературы и искусства XVIII столетия.

Происходит постепенное обмирщение культуры, она становиться светской, это расширило границы и возможности человеческого интеллекта и чувства. Знание освобождалось от средневековой схоластики и провиденциализма, превращалось в науку.

Активная реформаторская деятельность Петра Великого и его дочери Екатерины II способствовала переходы страны на качественно новый уровень развития, Россия становиться сильным государством европейского уровня, с зарождающимися элементами капиталистических отношений, во многом наблюдается преодоление техническо-экономической отсталости. Прогрессивная часть общества, недовольная сложившейся ситуацией, начинает проявлять оппозиционные настроения, что свидетельствует о желании народа высказать свой протест не смотря на крепостнический гнет, который многие годы приучает людей к покорности и терпимости.

Многоотраслевая экономика, формирование капиталистических отношений, осуществлявшиеся неравномерно в разных сферах хозяйства, социальная неоднородность населения Пермской губернии определяло своеобразное развитие школьного дела в крае. С одной стороны – создание начальных школ для обучения детей всех слоев населения, распространение среднего, профессионального и начало развития женского образования, привлечение крепостной молодежи к обучению, попытки организации всеобщего начального образования для мужского населения казенных заводов и детей служащих частных горных заводов, сравнительно широкая программа частновладельческих училищ. С другой – неравномерное распределение школ в городах, промышленных поселках и сельской местности, сохранение сословного характера обучения, ведомственности управления школьного дела, проявление неограниченной власти помещиков – заводчиков в организованных ими школах, низкое качество обучения.

В условиях разложения и кризиса крепостнической системы образование в стране находилось в состоянии подъема, который был обусловлен прогрессивными сдвигами во всех сферах экономической, общественно – политической и культурной жизни страны. Вместе с тем непосредственное влияние на школу оказывало состояние феодально-крепостнической системы. Анализ процесса развития образования даже в масштабе Пермского региона показал что правительственная программа создания общегосударственной системы школьного образования носила декларативный характер. Вынужденный считаться с потребностями времени, господствующий класс хотя и сознавал необходимость проведения школьных реформ, но не заботился ни о создании необходимой материальной базы, ни о подготовке квалифицированного аппарата, необходимого для осуществления школьных преобразований. В результате чего уже к началу XIX века система образования переживает кризис, решить который станет возможным только после ликвидации крепостнический отношений. Только благодаря прогрессивным устремлениям передового учительства и демократически настроенной молодежи школа становиться средоточием антикрепостнических взглядов и играет все более значительную роль в освободительном движении. В крепостническую эпоху были заложены предпосылки буржуазных преобразований в стране в области культуры и просвещения.


Список использованных источников

1.  Андреев, А. Р. Строгановы. XIV – XX века : энциклоп. изд. / А. Р. Андреева. – М. : Белый Волк – КРАФТ, 2000. – 592 с.

2.  Анисимов, Е. Время петровский реформ / Е. Анисимов ; Историч. библ. «Хроника трех столетий». – СПб. : Лениздат, 1989. – 496 с.

3.  Анна Иоановна. Её личность, интимная жизнь и правление / ред. С. Б. Паина. – М. : Галактика, 1991. – 50 с.

4.  Баггер, Х. Реформы Петра Великого / Х. Баггер ; перевед. с датского кан. педагог. наук В. Е. Возгриным – М. : Прогресс, 1985. – 200 с.

5.  Власть и реформы от самодержавной к светской России / ред. кол. : Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, В. М. Панеях ; Российская академия наук. Институт Рос. Истории Санкт Петерб филиал. – СПб. : Дмитрий Буланин, 1996. – 802 с.

6.  Всемирная история : учебник для вузов / под. ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 2000. – 496 с.

7.  Валишевский, К. Царство женщин / К. Валишевский – М. : ЦКПА, 1989. – 448 с.

8.  Георгиева, Т. С. Русская культура: история и современность : учеб. пособие / Т. С. Георгиева. – М. : Юрайт, 1998. – 576 с.

9.  Захарова, О. Бал эпохи Петра Великого / О. Захарова // Родина. – 1995. - № 1. – С. 117-119.

10.  Из истории демократической культуры на Урале (XVIII – начало XX века) : сборник науч. трудов / ред. кол. : Я. Б. Рябинович, В. А. Оборин, Р. Г. Пихол, В. В. Мухин, Б. А. Сутырин ; Министерствот высш. и спец. образования РСФСР. Пермский ордена Трудового Красного Знамени. Гос. ун – т им. А. М. Горького. – Пермь, 1986. – 158 с.

11.  История России : учебник / ред. кол. : А. С. Орлов, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина ; Моск. гос. ун –т им. М. В. Ломоносова ; исторический факультет ; 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2006. – 528 с.

12.  История России с начала XVIII до конца XIX века / ответст. ред. А. Н. Сахаров ; ред. кол. : В. П. Дмитренко, И. Д. Ковальченко, А. П. Новосильцев ; Ин – т рос. истории РАН. – М. : АСТ, 1985, - 544 с.

13.  История русского искусства : учебник / отв. ред. В. И. Плотников ; ред. кол. : И. А. Бартенев, Р. И. Власова ; Ин – т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ордена Ленина Академии художеств СССР. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1980. – 400 с.

14.  История русской культуры IX – XX века : пособ. для вузов / В. С. Шульгина [и др.]. – 3-е изд. Испр. и доп. – М. : Дрофа, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).

15.  Комиссаренко, А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII веке / А. И. Комиссаренко. – М., 1990. – 203 с.

16.  Коробейников, В. Город Екатерины / В. Коробейников // Пермские новости. – 1992. – 21 марта. – С. 10

17.  Краснобаев, Б. И. Очерки русской культуры XVIII века : книга для учителя / Б. И. Краснобаев. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 319 с.

18.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XIII – начало XIX веков) / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство, 1994. – 399 с.

19.  Народное образование на Урале в XIII – начале XX веков : сборник науч. трудов / ред. кол. : И. С. Капцугович, Л. В. Ольхова, А. С. Солов, Р. Г. Пихоя, Б. А. Сутырин, А. С. Черкасова ; Гос. комитет РСФСР по делам науки и высшей школы. Уральский ордена трудового красного знамени. Гос. ун – т им. А. м. Горького. – Пермь : УрГУ, 1990. – 144 с.

20.  Николаев, В. Н. Загадка царя Петра / В. Н. Николаев // Русский дом. – 2002. - № 6. – С. 14-15.

21.   Очерки русской культуры XVIII век. В 4 т. Т. 4. XVIII век / гл. ред. Б. А. Рыбаков. – М. : МГУ, 1990. – 378 с.

22.  Павленко, Н. И. …на троне вечный был работник / Н. И. Павленко // Наука и жизнь. – 2006. - № 2. – С. 90-95.

23.   Прохоров, В. Л. Этапы развития благотворительности в России / В. Л. Прохоров // Вопросы истории. – 2005. - № 3. – С. 158-164.

24.  Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII – XIX века / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 648 с.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.