рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История древнего мира (Египет)

Реферат: История древнего мира (Египет)

РЕФЕРАТ

Тема: История древнего мира


Оглавление

I.   Введение…………………………………….……………………….… 3

II.  Основная часть………….…………………….…………………….… 4

Глава 1.    Нил - основа ирригационного земледелия.………………..... 6

Глава 2.    История возникновения додинастического периода.…….... 8

Глава 2.1. История возникновения династического периода……….... 11

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта………….…... 13

Глава 3.    Культура древнего Египта………………………………...… 21

Глава 4.    Боги Древнего Египта……………………………...……....…31

Глава 5.    Египетские пирамиды……………………………………...... 34

Глава 6.    Загадочный Сфинкс……………………………………..….... 45

Глава 7.    Загробный мир Египтянина……………………………..........49

III. Заключение ………………………………………….……………..... 54

IV. Список литературы..………………..…………...…..…...….……..... 56


I. Введение

Возникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии - особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды - одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара на Африканском континенте около 2500 до н.э. То, что с далеких времен напоминает нам о когда-то существовавшей древней цивилизации, имеющее в то время познания в науках как математика, геометрия, астрономия и многих других науках к которым современная цивилизация подошли совсем не давно. На мой взгляд, это единственная цивилизация оставившая после себя так много памятников архитектуры, памятников в различных областях искусства, дошедших до наших дней, о которых знают не мало людей живущих в современном мире. Египет таит в себе больше загадок, чем любая другая цивилизация древнего мира. Я даже не помню, с каких лет я был заинтересован историей древнего Египта. Объем информации входивший в школьную программу мне казался не полным и с тех пор, через мои руки прошли многие книги различных авторов, которых также как и меня интересовали загадки этой исчезнувшей древней цивилизации. Я не мог изменить своим интересам и выбрал для темы «История Древнего мира» цивилизацию древнего Египта. 


II. Основная часть

Без достижений древних

цивилизаций наш мир

немыслим ни в одном

своем звене.

Древний мир - понятие, объединяющее цивилизации, существовавшие, согласно традиционной хронологии, до V века н. э. Именно в эпоху Древнего мира люди создали неповторимые храмы, гробницы, загадочные пирамиды, над тайной которых бьются ученые всего мира. Появилась письменность - клинопись, иероглифы.

Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта. Не известно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира, возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории. Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4 - го тысячелетия до н.э. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования. Название страны - Египет произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хетт - Ка - Птах - «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Сами египтяне называли свою страну kmt (Кемет) или Та - кемет, что в переводе на русский означает «черный» или «черная земля», а точнее - «чернозем», - в честь плодородной черной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. Более 90% территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.



Глава 1. Нил - основа ирригационного земледелия

Истоки Нила, расположенные за тысячи километров от Египта, не были известны египтянам, а именно там следует искать причины своеобразного водного режима реки, тех ее особенностей, которые на протяжении тысячелетий оказывали огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе - сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере на 8 -10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство. Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву.

Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев. Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины блестит, как черный лак. В суровых природных условиях Северной Африки с ее жарким и сухим климатом, в окружении безводных пространств каменисто - песчаных пустынь, только на почве, созданной и обводненной Нилом, только на этой наносной черной земле появилась и сама возможность поселения людей, основным источником существования которых стало ирригационное земледелие.

Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила. В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком.

Обильные и устойчивые урожаи обеспечивались тем, что во время разлива египетская почва ежегодно восстанавливала свое плодородие, обогащаясь новыми отложениями ила, который под воздействием солнечного тепла имел способность выделять соединения азота и фосфора, столь необходимые для будущего урожая. Следовательно, египтянам не надо было заботиться об искусственном поддержании плодородия почвы, которая не нуждалась в дополнительных минеральных или органических удобрениях. Еще важнее то, что ежегодные разливы Нила препятствовали засолению почв, которое было бедствием для Месопотамии. Поэтому в Египте плодородие земли не падало на протяжении тысячелетий. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватил, по-видимому, целиком все IV тысячелетие до н. э.

 


Глава 2. История возникновения додинастического периода

Еще недавно завершилось таяние льдов, покрывавших часть Европы в конце Ледникового периода. Над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. Около  8000 - 4000 до н. э. Сахару заселяют племена скотоводов. Потомками их становятся гараманты (описанные Геродотом), берберы и туареги. В самой долине люди поселились только на стадии неолита, имея уже довольно совершенные каменные орудия и разнообразные производственные навыки, да и пришли они сюда под давлением внешних условий. С появлением медных орудий, со вступлением в эпоху энеолита (медно - каменный век), люди начинают решительное наступление на Нильскую долину. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода. Так в первой половине IV тысячелетия до н.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века.

Основы оседлого оросительного земледелия проникают в дельту Нила, дав начало развитию египетской культуры. Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции такие общественные организации называются греческим термином ном. Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества. К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой Верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами. Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно - хозяйственных единиц, однако сохранив свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков. От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. На них изображены кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома - победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям. В конце концов, где-то во второй половине IV тысячелетия до н.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил Верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно - белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории. История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном Верхнеегипетских. Мало известно и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна. Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления. Сама природа как бы позаботилась о том, чтобы Верхний и Нижний Египет экономически дополняли друг друга. В то время как узкая Верхнеегипетская долина почти сплошь использовалась под пашню, а угодья для выгона скота здесь были весьма ограниченны, в просторной Дельте большие пространства земли, отвоеванные у болот, можно было использовать также и как пастбища. Недаром существовала засвидетельствованная позже практика доставки в определенное время года Верхнеегипетского скота на пастбища Нижнего Египта, ставшего центром египетского скотоводства. Здесь же, на Севере, была расположена большая часть египетских садов и виноградников. Так к концу IV тысячелетия до н.э. завершился, наконец, продолжительный, так называемый додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности, по-видимому, первоначально вызванной к жизни хозяйственными потребностями нарождавшегося государства. С этого времени начинается история династического Египта.

Глава 2.1. История возникновения династического периода

Народ, освоивший Нильскую долину и создавший в столь глубокой древности великую самобытную цивилизацию, говорил на египетском языке, ныне не существующим. Первые письменные памятники на этом языке восходят еще к концу додинастической эпохи, последняя иероглифическая надпись датируется IV в до н.э., Египетский язык относился к одной из африканских групп афразийских, или семито-хамитских, языков.

Известно как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян - мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин - в желтоватый.

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. Наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.

Раннее царство - это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории динамического Египта.

Около 3120 до н. э. начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.- египетское per-o = ‘большой дом’, само же имя царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер, или Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно - белая корона. Столицей объединенного государства стал Мемфис в южной части дельты Нила на границе двух царств. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города  Хетт - ка - Птах, что значит "Усадьба двойника Птаха" - главного бога столицы, - и восходит греческое «Айгюптос» и наше наименование страны - Египет.

Создание и упрочение единого государства - процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. При Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал признавать свое поражение, и там, в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения. Междоусобные войны на Севере завершились окончательной победой Юга при последнем царе II династии Хасехемуи, который жестоко подавил последнее восстание в Дельте. Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них в цифры павших в этой последней битве врагов - около 50 тыс. северян.

Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта

Единство Египта воплощалось во власти фараонов - неограниченных хозяев всей страны. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона - большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, большие религиозные и династийные праздники. Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу.

По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплощение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплощения двух владычиц - богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось "устойчивое явление Ра". Третьей частью имени было имя фараона как "золотого Хора". В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта.

К примеру, личное имя фараона Тутмоса III было Мен - Хепер - Ра. И, наконец, пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести, как отчество. Оно предварялось словами "сын Ра", а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос - Нефер - Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона.

Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины - фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. Во всех египетских храмах живого фараона воспевали, как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно ему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут.

В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Выражением этого было строительство в этот период пирамид - гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Форма государственного устройства и правления являлся – деспотизм, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у самодержавного правителя.

За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена - гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию.

В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову.

Правление в Египте фараона Джосера (Джесер, Тосорфрос) 2667 - 2648 до н. э. считается «Золотым веком» древнего царства в Египте. Создание придворными учеными первого солнечного календаря. Первая семиступенчатая 60 - метровая пирамида была воздвигнута для фараона близ современного местечка Саккара (близ Мемфиса) к югу от Каира по планам талантливого архитектора, врача и жреца знаменитым Имхотепом. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Облицованная белыми плитами, с дворами и храмами, пирамида была окружена высокой каменной стеной.

Возведение первой гладкосторонней пирамиды приписывается последнему фараону третьей династии Хуни (Ху, Небка) 2637 - 2613 до н. э. (достроенной его сыном Снофру).

Одни из самых известных фараонов древнего царства (IV династия) являются Хеопс (Хуфу), Хефрен (Хафра), Микерин (Менкаура), чьи величественные постройки в г. Гизе сохранились до наших времен и вошли в одно из чудес света.

Хеопс (Хуфу) 2589 - 2566 до н. э возвел трудами рабочими – общинниками, по планам зодчего Хемиуна, гладкостороннюю великую пирамиду на плате в г. Гизе высотой 147м. сложенная из 2 млн. 300 тыс. великолепно пригнанных огромных каменных глыб. Греческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100 000 человек, которые сменялись каждые три месяца.

Правление в Египте фараона Хафры (Хефрена) 2558 - 2532 до н. э. знаменито возведением второй по величине пирамиды в г. Гизе, которая на три метра ниже пирамиды Хеопса. Создан Великий Сфинкс (по отдельным источникам, великий Сфинкс был сооружен несколько раньше). Здесь же высится пирамида преемника Хеопса, которая значительно уступает первым двум, 66 - метровая пирамида еще одного фараона этой же династии, которого звали Микерин (Менкаура). Каждый царь Древнего царства начинал строить себе усыпальницу сразу же по восшествии на престол и возводилась она порой в течение нескольких десятилетий.

Около 1640 до н. э. Гиксосы завоевывают и разоряют нижний Египет. Верхний Египет вынужден признать вассальную зависимость от гиксосов. Около 1640 - 1552 до н. э. Гиксосы в качестве ХV и XVI династий правят в Египте. XVII династия из Фив (Фивы являлись столицей Египта в эпоху одиннадцатой династии (Среднее царство) и частично двенадцатой династии (Новое царство) Таа I, Таа II Секененра, Камос в союзе с критянами и нубийцами пытается противостоять. Основатель XVIII династии Фараон Яхмос 1 1552 - 1527 до н. э., наследник ХVII фиванской династии, формирует сильную армию, берет столицу гиксосов Аварис и окончательно изгоняет гиксосов из Египта. С началом его правления начинается по манефоновской традициии новое царство Египта. Столицей является - Фивы. Крупными завоевательными походами фараона создается египетское мировое государство (фактически - империя), которое включало в себя Нубию, Ливию, Сирию, Палестину. Правление фараона Яхмоса 1 - наивысший подъем государства, создание сильного объединенного Египта. Расцвет науки (арифметика, геометрия, астрономия) и искусств. Культ Амона, синкретизированного с Ра (Амона - Ра). Создание колесничих войск. Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.