рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История древнего мира (Египет)


Глава 4. Боги Древнего Египта

Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде, он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару - бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли или, по сути, сама Земля. Нут - богиня Неба или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.

Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить его. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила.

Вскоре она родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют Великой Живой Душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Бог Пта был одним из главных богов. Его называют владыкой истины, божеством справедливости. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой.

Богом потустороннего мира считался бог Анубис. Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Но все эти боги - это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.


Глава 5. Египетские пирамиды

Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь, конечно, пирамиды. Египет часто образно называют "Страной пирамид". Разброс в определении времени начала строительства пирамид составляет у исследователей около семи тысяч лет. Многие специалисты эту исходную дату египетской истории относят к 2500 году до н. э., а другие исследователи к 11 - 12 тысячелетию до нашей эры (во времена Атлантиды).

В додинастический период в Египте были распространены сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского - скамья). Это было прямоугольное, трапециевидное сооружение, сужающееся к верху. В них хоронили племенных вождей, жрецов. Уже тогда сложились основные положения расположения данного сооружения. Оно было ориентировано по сторонам света. Это связано с первобытными верованиями. Люди считали, что так же, как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света. Этот вечный дом умершего мог иметь различные размеры, в зависимости от социального положения умершего.

Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем-то выделить свои погребения от погребений своих подданных. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа - это пирамида фараона Джосера, построенная приблизительно в 2670 году до нашей эры, напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Именно Имхотеп разработал способ кладки из тесаного камня.

В эпоху Древнего царства (2600 - 2150 до н.э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. В непосредственной близости от Каира и к югу от него разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Древнего царства, немые свидетели невиданного доселе могущества египетских правителей, призванные навеки прославить имена фараонов. Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах. Большие каменные пирамиды строились в период наибольшего могущества древнеегипетского государства, после стали строить пирамиды из глиняных кирпичей.

Фараоны Нового царства не строили пирамид. Их хоронили в подземных гробницах знаменитой на весь мир Долины царей, расположенной в западной части Фив, где только скалистая вершина нагорья Курна напоминала своей формой пирамиду. К настоящему времени обнаружены 62 такие гробницы. Но далеко не все они принадлежали представителям царских династий. Часть гробниц строилась для родственников фараона и сановников. Для захоронения цариц южнее была отведена особая долина, которая называлась Долиной цариц.

Пирамида Хеопса (Хуфу) - одно из Семи чудес света. Единственное из семи чудес света сохранившееся до наших дней.

Первоначально ее высота составляла 147 метров, (примерно пятидесятиэтажный небоскреб), однако из-за землетрясений и наступления песков ее высота к настоящему времени уменьшилась на 9,8 метров и составляет сейчас 137,2 метров. Длина стороны пирамиды - 230 метров. Она сложена из примерно 2,3 миллионов каменных кубов. Этого материала хватило бы, чтобы построить современный город со стотысячным населением. Средний вес кубов составлял - 2,5 тонны, но есть и более крупные, чей вес доходил до 15 тонн. Более трех тысяч лет, вплоть до постройки Эйфелевой башни пирамида являлась самой высокой постройкой на Земле. Объем этой пирамиды приблизительно 2 521 000 кубических метров. Площадь ее основания 53 000 квадратных метров. Это площадь равна площади 10 футбольных полей! Вес пирамиды составляет 6 400 000 тонн.

Около 4 000 архитекторов, художников, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли подготовительные работы около 10 лет. И только после этого приступили к строительству пирамиды. 100 000 рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду примерно 20 - 25 лет. Но цифра в 100 000 рабочих вызывает у современных ученых сомнение. По их расчетам только 8 000 человек могли бы спокойно строить пирамиду, не мешая друг другу. Многие люди хотели принять участие в строительстве пирамиды. Это объясняется тем, что рабочим предоставляли жилье, одежду и платили небольшое жалование. В период разлива Нила крестьяне переплывали его на утлых лодках. Затем направлялись в каменоломню, вырубали и обтесывали огромные глыбы, которые потом по бревнам тащили к лодке. Парусная лодка переправляла рабочих, и блок весом в 7,5 тонн на другой берег Нила. Затем по бревенчатой дороге волоком доставляли эту глыбу на строительную площадку. Тут наступала очередь самой опасной и тяжелой работы. По наклонному въезду с помощью канатов, блоков и рычагов ее укладывали на нужное место с такой точностью, что между блоками нельзя было просунуть лезвие ножа. Пирамида сложена из известняковых блоков, которые были подогнаны к друг другу с непревзойденной точностью. При этом не использовались связующие вещества. Каждый блок весил более 2 тонн. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, за исключением погребальной камеры и ведущих к ней коридоров. В ней практически нет внутреннего пространства, за исключением узких вентиляционных шахт.

Более 3-х тысяч лет в пирамиду Хеопса никто не заходил. Все входы были замурованы. Первый кто проник в пирамиду, был халиф Абдалла аль-Ма’мун в XIX веке н.э. Он надеялся найти там несметные сокровища фараона. Но обнаружил там только 28 см слой пыли.

Вход в пирамиду находиться на высоте 14 метров, на ее северной грани. Уже в начале Среднего царства пирамида Хеопса начала привлекать большой интерес. Уже в Сказках папируса Весткар, действие которых отнесено ко времени Хуфу, встречается мотив поиска этим царем «числа тайных покоев бога Тота», необходимого для постройки пирамид. Геродот передает рассказы о том, как Хуфу отдал дочь в публичный дом, чтобы добыть средства для постройки пирамиды.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений, за исключением небольшого портрета в проходе, ведущем в камеру Царицы. Это изображение напоминает фотографию на камне. На внешних стенах пирамиды расположены многочисленные криволинейные бороздки больших и малых размеров, в которых при определенном угле освещения можно различить изображение высотой 150 метров - портрет мужчины, по всей видимости, одного из божества Древнего Египта. На северной стороне пирамиды размещен портрет мужчины и женщины с наклоненными головами друг к другу. Эти огромные изображения были нанесены всего за несколько лет до завершения строительства основной пирамиды и установки в 2630 г. до н. э. верхнего камня. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Строительство первой камеры не было закончено. Она вырублена в скальном основании. Чтобы попасть в нее, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося коридора. Первая погребальная камера связана со второй горизонтальным коридором длиной 35 м и высотой 1,75 м. Вторую камеру называют «камерой царицы», хотя по обряду жен фараонов хоронили в отдельных маленьких пирамидах. С камерой царицы связано предание, согласно которому пирамида являлась главным храмом некоего Верховного Божества, местом, где проводились древние тайные религиозные обряды. Где-то в глубине пирамиды обитает неведомое существо с лицом льва, которое держит в руках семь ключей Вечности. Никто не может его увидеть, кроме тех, кто прошел специальные обряды подготовки и очищения. Только им Великий жрец открывал тайное Божественное Имя. Человек, владеющий тайной имени, достигал магической силы, равной магической силе самой пирамиды.

От начала горизонтального коридора вверх идет еще один, длиной около 50 м и высотой более 8. В конце его горизонтальный проход, ведущий в погребальную гранитную камеру фараона, где размещен саркофаг.

Кроме погребальных камер, в пирамиде обнаружены пустоты и вентиляционные шахты. Однако, назначение многих помещений и различных пустотных каналов до конца не разгадано. Одним из таких помещений является комната, где на столике лежит открытая книга об истории и достижениях страны на период завершения строительства пирамиды. Непонятно назначение и подземных сооружений у подножия пирамиды Хеопса. Часть из них вскрыта в разное время. В одном из подземных сооружений в 1954 году археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной», длиной 43,6 м, разобранную на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса еще плавала по Нилу. Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песчаником, но облицовка не сохранилась. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом словно «сияющие чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н.э. арабы разграбили и сожгли Каир. Египтяне сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.

На сегодняшний день нет определенного мнения, для чего же строились пирамиды?

Но многие специалисты считают, что пирамиды строились с другими целями. Есть предположения - с целями общения живых с духами умерших или с богами.

Представления древних египтян, как отмечает египтолог Ливрага, основывались на гармонических отношениях между отдельными частями и на гармонии, которая определяла их бытие. В настоящее время все активнее высказывается мнение, что египетские пирамиды строились как генератор и усилитель энергетических колебаний. Сенсационными оказались подтверждения этой гипотезы экспедиции доктора Джозефа Мартина Шора. Эта экспедиция выявила четыре основные частоты, усиливаемые в большой "погребальной камере" пирамиды Хеопса. Эти частоты образуют аккорд фа - диез - мажор, который, согласно представлениям египтян, гармонирует с собственно частотой колебаний нашей планеты.

Рассмотрим гипотезу Н. А. Морозова, М.М. Постникова, А.Т. Фоменко и Г. В. Носовского о назначении пирамид. Они исходят из того, что стоимость пирамид и необходимые для их постройки трудовые затраты столь велики, что даже такая богатая и многолюдная страна, как Египет, не могла их себе позволить, не принеся в жертву свое хозяйство. Земные цари всегда более склонны заботиться о своей земной жизни и власти, чем о загробной. Забота о них всегда возлагалась людьми на своих переживающих родственников, которые и воздвигали посильно богатые мавзолеи". Представление о пирамидах как гробницах великих святых неполно. Как бы ни любили и не уважали своих мертвецов, тратить многие годы и колоссальные средства на сооружение их усыпальниц никто, конечно, не будет. Для покойников всегда строились посильно богатые мавзолеи, и хотя, скажем, замоскворецкие купцы и состязались в богатстве своих фамильных склепов, но что-то неизвестно, что хотя бы один из них разорился на их строительстве.
Строители пирамид явно должны были преследовать какие-то свои, личные цели, иначе невозможно объяснить их многолетние усилия и невероятные траты.

По мнению Морозова, пирамиды строились усилиями всех стран Средиземноморского бассейна, каждая из которых командировала в Египет отряды строителей и организовывала их снабжение, питание и культурный досуг. Объем необходимого труда был столь велик, что строительство каждой пирамиды продолжалось не менее сотни лет. За это время первоначальный энтузиазм поостыл, и постепенно строительство было прекращено. А. Морозов полагает, что причина была в сакральном, священном характере пирамид, которые задумывались и строились как усыпальницы великих государственных и религиозных вождей, основателей религиозных вероучений. Существование трех великих пирамид указывает на существование трех влиятельных сект, почитающих в качестве основателей трех великих религиозных вождей, которые в последующем расщепились в целый ряд государственных и клерикальных деятелей. Эти секты соревновались в постройке наиболее величественного памятника своему основателю, чтобы подчеркнуть его святость и посмертное могущество.

В последние годы ряд ученых обратил внимание на необходимость пересмотра дат египетской цивилизации и относит их гораздо дальше в глубь истории, чем это принято в официальной египтологии. То есть если сторонники новой хронологии значительно сокращают ход развития мировой цивилизации, то новые египтологи значительно удлиняют время земной цивилизации. Ими даже определена дата строительства пирамид в Гизе -10 450 год.

Эту дату определил археоастроном Роберт Бьювэл. Используя математические методы и вычислительную технику, он установил, что положение пирамид приближенно воспроизводит положение звезд Пояса Ориона всегда, но точно соответствует ему только в 10 450 году. Только в этом году расположение пирамид на земле точно отражает расположение звезд в небе. "Я имею в виду, - пишет он, - идеальное соответствие, безошибочное, и это не может быть случайным, поскольку весь комплекс правильно отображает два достаточно необычных небесных явления, которые происходили только в это время. Во - первых, абсолютно случайно Млечный Путь, как он был виден в Гизе в 10 450 году до н.э., точно воспроизводил меридиальное направление долины Нила; во-вторых, к западу от Млечного Пути три звезды Пояса Ориона находились на минимальной высоте согласно циклу прецессии, причем Ал - Нитак, соответствующая Великой пирамиде, пересекала меридиан под углом 11° 08'. Египетские пирамиды ориентированы строго по меридиану (Астрономы делят небесную сферу на восточную и западную части меридианом - воображаемой линией, которая проходит по небу через Южный и Северный полюс. Другая воображаемая линия - небесный экватор, который делит небесную сферу на южную и северные части.), и их грани смотрят на четыре стороны света. Вход всегда находится с северной стороны. При этом точность расположения пирамид по сторонам света поразительная даже по современным понятиям строительства (Средняя погрешность составляет около двух угловых минут. Погрешность в три угловых минуты соответствует относительной ошибке в 0,015%. Если бы даже основание пирамиды было перекошено не на две минуты, а на два - три градуса (ошибка порядка процента), эту разницу простым глазом было бы даже незаметно.). Египтологи обратили внимание на то, что расположение пирамид связано с расположением звезд на небе, при этом реку Нил можно рассматривать как символ Млечного Пути. Египетские пирамиды - зафиксированная карта звездного неба!

Но пирамиды стоят на одном месте, а Земля совершает сложные вращательные движения: оборот вокруг своей оси каждые 24 часа и оборот вокруг Солнца за 365 суток (точнее 365, 2422). Если стоять на вершине Великой пирамиды и каждую ночь в течение года смотреть на небо, то станет заметным, как из месяца в месяц меняется расположение звезд на небе. Но ровно через год картинка звездного неба станет прежней. Если же этот опыт проводить несколько сотен лет, то при внимательном наблюдении станет заметным, что картинка из столетия в столетие несколько меняется. Это происходит оттого, что ось Земли завершает вращательное движение (Это вращение земной оси называется прецессией. Прецессия земной оси состоит в том, что она не остается неподвижной, а движется по некоторому конусу. (Это - хорошо известное движение волчка.) Прецессия оси очень  медленная: один оборот продолжается около 26 тыс. лет. Прецессия не меняет наклона земной оси к плоскости орбиты. Поэтому в результате прецессии полюс мира за 26 тысяч лет описывает окружность с центром в полюсе эклиптики, имеющий радиус приблизительно в 23,5º. В настоящее время полюс мира находится около альфы Малой Медведицы (Полярной звезды), а 4 тысячи лет назад ближайшей к полюсу звездой была альфа Дракона, через 12 тысяч лет Полярной звездой сделается Вега (альфа Лиры). Если быть точнее полный период обращения земной оси длится 25 776 лет. Значит, только через 25 776 лет расположение звезд станет прежним.

Но можно ли представить звездное небо глазами древних египтян?

Недавно Госпатентом Украины преподавателю лицея "Подол" Михаилу Сергеевичу Волгину выдан патент № 1113.... на пирамиду Хеопса. Его версия интересна. Михаил Волгин, инженер и историк, считает: египетские пирамиды вовсе не усыпальницы фараонов, а пневматические водокачки, работавшие на солнечной энергии и спасавшие Египет от ежегодных засух.

Жизнь египтян зависела от разливов Нила. Власть была в руках того, кто владел верховьями реки: он мог оставить без воды жителей северных областей. Что будут строить люди перед лицом такой опасности? Ясное дело - то, что обеспечит им сытую жизнь. А вовсе не огромные памятники умершим властителям. В поисках сокровищ пирамиду Хеопса исследовали всеми возможными способами, но никому почему-то не пришло в голову, что она сама и есть сокровище. Создание автономной системы водоснабжения, состоящей из водонасосных станций, огромных водохранилищ и каналов, было для египтян древнего царства делом жизни и смерти, - утверждает Михаил Волгин.

У всех пирамид на участке Асуан - плато Гизе угол наклона граней примерно одинаков. С помощью аэрофотосъемки ученые выяснили: грани пирамиды Хеопса - своеобразные вогнутые "зеркала" общей площадью около 15 гектаров. Они служили для фокусировки солнечных лучей. В жаркие дни их облицовка раскалялась до тысячи градусов. Она была настолько отполированной, что Великая Пирамида сверкала, как бриллиант! Над вершиной колыхались волны раскаленного воздуха.

Пирамиды, как правило, возводили на западном берегу Нила. Волгин объясняет это тем, что сила вращения Земли создает мощное течение "подземного Нила" под скальным основанием пирамид. Часто подземелья пирамид были залиты грунтовыми водами. И это в пустыне! Так, археологам пришлось прекратить исследование пирамиды царя XII династии Аменнемхета I и его наследника именно по этой причине. Существуют свидетельства древних авторов о "бассейнах с чудотворной водой под пирамидами", которые египтологи считают вымыслом. Пирамиды - спутницы, как правило, строили рядом с большими пирамидами. По официальной версии в них хоронили дочерей фараонов. Волгин считает их водонапорными башнями.

Как же работала водокачка? Солнечные лучи раскаляли облицовку, через которую тепловая энергия передавалась в систему воздушных камер. Воздух в них нагревался и расширялся, создавая внутри пирамиды высокое давление. Из-за перепада температур (в камерах плюс 100 градусов, а у основания плюс 12) конденсировался пар. Его избыток выталкивал верхушку пирамиды, как крышечку чайника. Грунтовые воды устремлялись вверх из-за того, что их давление было меньше, чем внутри пирамиды. Их втягивало туда, будто шприцем. "Саркофаг", действительно напоминающий гроб, на самом деле клапан - поплавок. По мере подъема грунтовых вод он всплывал, и через открывшееся отверстие на дне камеры вода устремлялась в подземные храмовые хранилища. А оттуда в водонапорные башни (пирамиды - спутницы).


Глава 6. Загадочный Сфинкс

Около пяти тысячелетий от наших дней среди неоглядных песков африканской пустыни египетский фараон IV династии Хафра возвел для себя пирамиду - усыпальницу. А рядом, возле пирамид, раскинулся большой город мертвых - погребения знати времен расцвета Древнего царства. Сторожить пирамиды был поставлен каменный лев с головой человека - Большой Сфинкс.

Его взгляд, устремленный в вечность, и полуулыбка десятки столетий мучают человечество своей загадкой. Существуют предания (и не только в Египте), что разрешение его тайны связанно с концом света: "Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется, и мир прекратит свое существование".

Сейчас Большой сфинкс сильно поврежден. Лицо изуродовано. Царский урей в виде приподнявшейся на лбу кобры, безвозвратно исчез; праздничный плат, спускающийся с головы на плечи частично обломан; от  бороды остались лишь обломки. Раны на лице Сфинкса, напоминают следы от ударов долотом. В ХIV веке так изуродовал его некий набожный шейх, дабы выполнить завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо. Мамелюки использовали голову Сфинкса как тренировочную мишень для своих пушек.

Знаменитый американский ясновидящий Э. Кейс утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история исчезнувшей в водах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в специальном "Зале Летописи", который когда-нибудь люди найдут и обнаружат в нем музыкальные инструменты, хоругви, украшения храмов, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото. Тогда, возможно будут получены ответы на многие тайны Древнего Египта, и лучше будет понятен смысл загадочной фигуры человекольва...

Голова этой самой знаменитой скульптуры древности возвышается на 23,5 метра от скального основания, а длина тела достигает 57 метров. Сфинкс покоится в песках, спрятав между лапами храм Солнца. Доподлинный вид Сфинкса знали лишь современники, поскольку примерно в течение 1200 лет после сооружения эта гигантская скульптура оставалась захороненной под мощным слоем песка. Только фараон XVIII династии Тутмос IV приказал расчистить, отреставрировать и даже покрасить Сфинкса, превратив его в символ власти и силы Египетского царства. Прошедшие с тех пор годы не пощадили это величайшее творение человеческих рук. Бесстрастно возвышается оно над выжженным солнцем плато Гиза на окраине нынешнего Каира. Человеколев потерял к настоящему времени свою бороду и нос, левый глаз его стал сильно косить, и вообще левая половина лица наиболее сильно пострадала от непогоды и песчаных бурь. В усиливающиеся разрушительные процессы существенный вклад внесли подъем грунтовых вод и загрязнение воздуха. Подлинный "сигнал бедствия" в этом отношении прозвучал еще в начале 80 - х. годов XX века, когда у гигантского изваяния отвалился кусок лапы. Затем от правого плеча Сфинкса отпали два куска камня общим весом 300 килограммов, а шея стала на столько слабой, что огромная голова статуи может тоже вот-вот отвалится. А это уже трагедия далеко не только для Египта...

С давних пор считается, что черты лица Сфинкса носят сходство с самим фараоном Хафрой. Но здесь возникает ряд вопросов: зачем Хафре понадобился Сфинкс с его храмом; действительно ли человеколев был создан при этом фараоне; и, наконец, кому или чему он был посвящен?

Известно, что во времена фараонов было традиционным еще при жизни возводить пирамиду для будущего своего захоронения, примыкающий к ней погребальный храм, а также "храм долины" где-нибудь пониже для совершения различных очистительных ритуалов. Но Хафра, если считать, что Сфинкс с храмом возведены по его указанию, добавил к этим обязательным постройкам еще и эти два элемента, которые были совершенно новые и никогда никем больше не повторялись. Какой же смысл имело это добавление? И действительно ли сооружение было возведено при Хафре? Храм между лапами Сфинкса обнаружили в 20 - 30 - х годах XX века. Ученые пришли к выводу, что этот древнейший в Египте храм был построен вовсе не для того, чтобы "охранять" некрополь Гизы. Он символизировал бога Солнца! То есть отображал переход от поклонения главному египетскому богу Гору к культу Верховного бога Солнца. А этот переход имел место как раз во времена правления Хафры. Но против распространенного взгляда, что Сфинкс был создан по велению и подобию Хафры, выступил в начале 80 - х. годов историк А. Снисаренко. Его доводы сводились к следующему: Древние египтяне фиксировали события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью, однако ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, нам не известен. Египтяне украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Но ни на Сфинксе, ни в его храме упоминаний о Хафре нет. В Египте в разное время побывало немало греческих, а также римских историков и географов, но никто из них не упоминает о Сфинксе. Спрашивается: что за многовековой заговор молчания? В III веке до нашей эры составили список "семи чудес света". В этот список, как правило, включались египетские пирамиды, но, странное дело, Сфинкс - никогда. И, наконец: исследования техники обработки камня в Древнем Египте показали, что во время правления Хафры обработка скал еще не была известна, своего расцвета она достигла только во времена XVIII династии. Именно в это время превращения громадной глыбы известняка в замечательную статую Сфинкса было вполне реальным. Учитывая вышесказанное, А. Снисаренко отнес создание Большого Сфинкса ко времени XVIII династии. Казалось бы, ответы на поставленные вопросы найдены: старые папирусы не сообщали о Сфинксе потому, что он появился только в XV веке до нашей эры, то есть после правления фараона Хафры; Большой Сфинкс - это "проба пера" зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов; и, наконец, огромное изваяние часто засыпали пески, поэтому его не заметил ни один путешественник до Плиния. Значит, можно считать, что все точки над "i" поставлены? Увы, это далеко не так... "Смуту" внес американский египтолог М. Ленер, который в 1979 году занялся тем, чего никто никогда не делал. Он провел исследования Сфинкса с точки зрения геологии, археологии и архитектуры. В результате многолетних исследований получены неожиданные результаты. Оказалось, например, что египетские строители еще во времена Хафры имели удивительные познания в области ... геологии. Они превосходно использовали для своих целей особенности напластований твердого известняка и глиноподобного мягкого мергеля, чередование пластов которых, очень хорошо заметно на статуе Сфинкса, напоминающей по своей структуре сандвич.


Глава 7. Загробный мир Египтянина

Специфика большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространенный - камень), - ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь.

Книга мертвых - генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, которые должны были помочь покойнику преодолеть загробный путь и который клался вместе с погребенным.. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале - середине 19 века арабы прозвали «Книгами мертвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. Заглавие буквально переводится как "Изречения выхода в день". Этот древний текст посвящен жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Ведь жизнь для египтянина - это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все темные силы и перешел в вечную жизнь с Ра - источником света. Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих ее испытаний и ее существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти, а не нашем духовном состоянии в земной жизни.

Нам привычней говорить о человеческой "душе", египтяне же считали, что таких душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники - жрецы. Гробница рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли "Ка" (двойник умершего человека). Поэтому цари и вельможи еще при жизни не жалели золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом своего "Ка" красивым и приятным. К сожалению, большинство гробниц ограблено ворами и разбойниками еще в далекой древности. До нас дошли лишь отдельные, случайно сохранившиеся и наверняка не самые богатые захоронения. Широкую известность получила открытая английским археологом Картером в 1922 году гробница Тутанхамона, молодого царя, умершего в восемнадцатилетнем возрасте.

По своей структуре и оформлению - это самая скромная, но по своим огромным художественным и археологическим сокровищам - наиболее известная в долине гробница, обнаруженная в начале XX века. Она была торопливо подготовлена для фараона второстепенной важности, умершего очень молодым. Тутанхамон (1356 - 1338 до н. э.) жил в тот беспокойный период политической и религиозной борьбы, что последовал за смертью великого фараона - еретика Эхнатона. В гробнице нашли множество красивых предметов - мебель, модели лодок, драгоценности, сосуды, оружие. Огромные богатства сопровождали юного фараона в загробный мир. Мумия фараона была заключена в четыре саркофага. Наружный саркофаг был каменным. Последний, внутренний, саркофаг был сделан из чистого золота. Лицо на саркофаге изображено очень тщательно, и можно представить, как выглядел Тутанхамон при жизни. Когда последний саркофаг вскрыли, на мумии оказался маленький букетик полевых цветов. Это не входило в обычай погребения, но было знаком любви очень близкого человека, может быть, юной супруги фараона.

Короткий коридор ведет к вестибюлю, в который выходят погребальная камера и сокровищница - справа, в то время как с противоположной стороны - кладовая для приношений и утвари. Во всем комплексе только погребальная камера украшена настенными росписями. Они представляют Эйе, второго мужа Нефертити и преемника Тутанхамона, во время выполнения им в облике Осириса церемонии открытия уст и очей усопшего. Как только могила была заполнена приданным и запечатана, ее тут же посетили воры. Им, очевидно, помешали, и они в спешке захватили с собой лишь некоторые предметы. Приведенная в порядок и вновь запечатанная жрецами она, к счастью, сотней лет позже была погребена под строительными материалами при сооружении гробницы Рамсеса II. Строительные отходы скрыли все следы таким образом, что о гробнице забыли почти на три тысячи лет, пока она не была возвращена из небытия благодаря интуиции Говарда Картера. Открытие могилы в долине, уже полностью перекопанной, принесло археологу большую известность, но также и большую горечь. Найденные фантастические сокровища хранятся теперь в Каирском музее, наглядно показывая, что потеряло человечество с разграблением гробниц таких великих фараонов, как Яхмос I, Тутмос III великий, Рамсес II, Рамсес III и т.д.

Мумия - сохраненное бальзамированием тело. Мумией называется тело не только человека, но и любого другого живого существа, подвергнутого специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.

Впервые слово мумия появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000 - го года. Происходит слово мумия от арабского битум или нечто, пропитанное битумом. Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху". Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времен. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповрежденных женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завернуты в лен и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада - II (примерно 3600 г. до н.э.).

Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времен Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс. Геродот говорил, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:

Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфипским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70 - дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея).

Второй, более дешевый, представляет из себя следующее:

С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.

Еще интересны и необычны отдельные находки додинастического и начала раннединастического периодов: тела просто заштукатуривались и раскрашивались. Так, что "скорлупа" оставалась, а все, что находилось внутри ее - тлело.


III. Заключение

Вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, с великими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно - историческое значение.

Изменился ли человек за столь долгую эпоху; существует ли эволюция цивилизаций или им, как и человеку, суждено возникать, достигать расцвета и неизбежно приходить в упадок? Однозначных ответов на эти вопросы, безусловно, не может дать даже история цивилизации Древнего Египта.

Древний Египет вызывал удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. За последние 200 лет археологи перекопали Египет вдоль и поперек. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом.

Египет - колыбель древнейшей цивилизации. Египет - страна, где возникло первое государство, где зародились письмо, математика, астрономия, медицина. До сих пор не разгаданы загадки таинственных пирамид - кажется, что по сей день эту тайну свято охраняют фараоны. Наследие древнего Египта, к сожалению, пока еще не стало неотъемлемой частью нашей культуры и образования. Тем не менее, лучшим доказательством интереса к древней словесности являются регулярные переиздания переводов текстов, хоть и созданных руками просвещенных писцов несколько тысячелетий тому назад, но продолжающих говорить о вечных ценностях, пробуждать в человеке тягу к прекрасному и мудрому. Можно сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки  и искусства. Мир Древнего Египта продолжает привлекать к себе миллионы людей во всех странах. Колоссальные памятники и изящные статуи, богатые ювелирные украшения и шедевры литературы, - все это осталось после удивительной цивилизации фараонов как великая хвала таланту и усердию людей, которые все это создали. Созданная в течение тысячелетий культура Древнего Египта была унаследована народами, жившими позднее, и легла в основу современной культуры.


IV. Список литературы

1. Вигасин А.А., Дандамаев М.А., Крюков М.В., под ред. Кузищина В.И. 3-е изд., «История древнего Востока» - М, 2003.

2. Низовский А.Ю. «100 Великих чудес света» - М, 2004.

3. Ионина Н.А. «100 Великих чудес света» - М, 1999.

4. Вейс Г. «История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации» - М, 2005.

5. Солкин В.В. «Древний Египет. Энциклопедия» - М, 2005.

6. Большаков А. О. «Развитие представлений о загробных мирах в древнем Египте» - М., 1999.

7. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» - СПб, 2001.

8. Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта» - СПб, 2000.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.