рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Экономическое развитие Киевской Руси

Реферат: Экономическое развитие Киевской Руси

                         ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                       им. В. Н. КАРАЗИНА


Экономическая история

Тема: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

                                                                                       Выполнил: Пригара С. Г.

                                                                                       


                                                               Харьков 2007

                            

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Введение................................................................................................................1

2.      Феодальное землевладение..................................................................................3

2.1    Административно-территориальные владения............................................3

2.2    Частная собственность....................................................................................4

2.3     Община............................................................................................................5

2.4    Церковь.............................................................................................................5

2.5    Колонизация.....................................................................................................6

2.6     Наследование..................................................................................................6                                            

3.      Города

3.1    Протогорода.....................................................................................................7

3.2    Торгово-ремесленные поселения...................................................................7

3.3    Погосты.............................................................................................................8

3.4    Древнерусские города.....................................................................................8

4.      Денежное обращение и финансы.........................................................................10

5.      Земледелие.............................................................................................................12

6.      Ремесла...................................................................................................................15            

7.      Внутренняя торговля.............................................................................................16

8.      Внешняя торговля

8.1    Балтийско-черноморский торговый путь....................................................17 

8.2    Волго-балтийский торговый путь.................................................................18

8.3    Великий Новгород..........................................................................................19                                                       

8.4    Торговля с Западом.........................................................................................20

9.      Промыслы

9.1    Бортничество....................................................................................................21

1.1    Охота.................................................................................................................22

1.2    Рыболовство и морские промыслы................................................................23

2.      Налоги.....................................................................................................................24


1. ВВЕДЕНИЕ

В VIII-IX вв. у восточных славян, наряду с распадом родоплеменных отношений, шёл процесс создания племенных объединений, у каждого из которых было своё «княжение». Эти союзы, представлявшие собой территориальные этнополитические общности, раз­ме­щались следующим образом: в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины обитали кри­вичи, продвигавшиеся на север и северо-восток. Часть кривичей, заселивших берега реки Полоты, назывались полочанами. У реки Волхов и озера Ильмень жили словене; в Поле­сье, между Припятью и Березиной – дреговичи; между Сожем и Ипутью – радимичи. По рекам Десне, Сейму, Суле тянулись земли северян; в верховьях Оки, расселяясь всё дальше вниз по течению, жили вятичи; по берегам Среднего Днепра обитали поляне. По рекам Уж и Тетерев лежали земли древлян; на Волыни жили дулебы (волыняне), по скло­нам Карпатских гор – хорваты, уличи (угличи) – часть в районе Карпат, другая отделив­шаяся часть  в Лесной Руси (Великороссии); тиверцы – по Днестру.

 Понятие племени относится к временам общинной демократии существовавшей у древних славян на этапе разложения первобытнообщинного строя. Территориальные объединения состояли из не­скольких племён, а те, в свою очередь – из групп поселений. Каждое из|с| этих образований было отдельной этнической группой с определенной территорией, свойственными ей элементами материальной культуры. Для нее характерна трехкомпонентная система власти: предводитель-князь, наделенный военными, судебны­ми и другими функциями, племенная знать и народное собрание (вече). Центрами союзов племен и их земель считаются древнейшие племенные города: Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк, Изборск (у псковских кривичей), Искоростене (у древлян), Турове (у дреговичей), Перемышле (у хорватов), Пересечено (у уличей), Волыни (у волынян) и др.  

В первой половине I тысячелетия н.э. значительная часть лесной зоны Восточной Ев­ропы была заселена восточнобалтскими, угро-финскими и другими пле­менами. Редкое разбросанное население, небольшие родовые поселки, укрепленные в об­ластях Верхнего Поднепровья, Поволжья, Подвинья; и, чаще, вообще не укрепленные се­вернее; комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте подсечно-огне­вым земледелием – на втором; с большой ролью охоты, рыболовства, лесных промыслов,– вот характерные черты его быта. В III-VIII вв. происходило переселение славян с запада в восточном и северном направлении.

В первой половине IX в. ряд племенных союзов (поляне, северяне, вя­ти­чи) платили дань хазарскому каганату. С севера, из Скандинавии, на земли восточных сла­вян в VIII-IX вв. проникают норманны (варяги). Скандинавский элемент (так же, как и греческий, тюркский, кавказский, угро-финский и балтский) сыграл роль в формировании  традиций, материальной и духовной культуры древнерусской народности. В историче­ских докумен­тах того времени сохранилось немного имен вождей союзов племен (князей), поскольку славяне и анты в это время не имели своей письменности; среди них – Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд, Бож, Гостомысл, Мал.

Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Се­верную и Южную Русь.

Границы древнерусского государства не были неизменны и проходили через: побе­режье Финского залива, Волхов, Северную Двину в южном ее течении, верховья Волги, Дона, Северского Донца,– Ворсклу, Днепр в среднем течени, Южный Буг, Карпаты, Сан, Неман. Население – в различные периоды могло колебаться от 2 до 5 млн. человек. Киев­ская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Ев­ропы, современной Европы – ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей – земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плот­ность населения – была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными района­ми – часто затруднено или зависело от сезонных факторов.

Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопро­сы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, счита­лись в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопро­сов городского самоуправления. В Киеве вече обычно соби­ралось на торговище возле Туровой божницы или на горе, на нем присутствовали представители местной знати,  церкви, городские старосты; а иногда –  князь и иноземные послы. Наибольшее значение вече имело на северо-западе – в Новгороде (после 1136 г.: «введоша» князя себе), Пскове и Полоцке. В Древней Ру­си вече не имело определенной компетенции, формы пред­ста­ви­тельства и порядка созыва.

Рядом с государством возникает и развивается церковная организация, созданная гре­ческими священнослужителями и княжеской властью по образцу Византии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами – стали епархии, приходы и монастыри. В дальней­шем ей были переданы значительные по объему сферы юрисдикции (семейное и брачное право, охрана жизни и чести женщин, отчасти наследственное право), которые раньше принадлежали ведению общины; она выступала против рабства. Система наказаний в новом церковном праве при по­добных делах была заимствована из княже­ского права – судебные штрафы: типа вира, продажа и возмещение ущерба в гривнах. Кроме того, церковь занималась сельским хо­зяйством, промыслами, ремеслами, покрови­тельствовала торговле, вмешивалась в поли­тику а также участ­вовала в обороне.

Киевская Русь представляла собой военно-политическое объединение с элементами государственной общности по этнографическим, экономическим, родственным (Рюри­ковичи и пр.) и другим признакам. Внешнее окружение – было очень разнообразным: православная рабовладельческая Византия, имевшая тысячелетнюю историю письменной культуры; Скандинавия, известная своими воинами-мореплавателями; католические сла­вян­ские Польша и Чехия; мусульмане-тюрки волжские булгары; разноэтническая Хаза­рия, включавшая пограничную Салтово-Маяцкую культуру; языческие племена и народности Севера и Юга, находившиеся на разных стадиях родового строя.

                                        2. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

  1. налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.);
  2. исполнения земледельцами-производителями различных повинностей;
  3. непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения);
  4. использованием наемного труда;
  5. правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

      Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.                                                    

                          АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Центром административно-территориального владения князя (княжества, земли), где находилась его дружина, резиденция, администрация и казна – был стольный город. В Киеве, Новгороде, Смоленске,  Полоцке, в Ростово-Суздаль­ской земле князья имели городские теремные дворы и загородные резиденции, среди которых известны: Вышгород («Ольгин град»), новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростов-суздальских – Владимир, Боголюбово – Андрея и др.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1.    непосредственного руководства князем территориальных военных формирований  и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2.    прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3.    получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

4.    торговли.

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

Возникновение постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе по данным современных источников датируется VI-VII вв. Дружина князя существовала за счет его доходов и делились на старшую, состояв­шую из «княжих мужей» (позднее – боярская дума), и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный от­ряд. Старшие дружинники принимали участие военных, админисративных, политиче­ских, торговых, финансовых и других делах князя. Младшие дружинники находились при князе, прожи­вая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли ис­полнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

В Галицко-Волынской земле был случай, когда княжеский стол занял боярин: в 1210 г. «Володислав (боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».

                                           

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.                                                            

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.                                                            

                                                          ОБЩИНА                           

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.  

                                                           ЦЕРКОВЬ   

      После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

                                                           КОЛОНИЗАЦИЯ     

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

      Правильная колонизация южных степей остановилась в X в. где-то по линии Воин (Желни) – Лтава – Донец; и рече Володимеръ: «Се не добро, еже малъ городъ около Киева. И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати муже лучшие от словенъ, и от кривич, и от чюди, и от вятичь. и от сихъ насели грады; бе бо рать от печенегъ»;  и вовсе была прекращена половцами в XII в.; славянские поселения Се­верного При­черноморья пришли в упадок – Тмутаракань последний раз упоминается в летописи в 1094 г.

                                                          НАСЛЕДОВАНИЕ       

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.