рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Истории России

Учебное пособие: Истории России

CORPUS

I. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

VII-VIвв до н.э. - основание важнейших греческих колоний в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Боспор) конец V-начало VI вв до н.э. - образование Скифского государства в Северном Причерноморье

На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен). В русском языке с тех времен остались слова, заимствованные из иранского. Для скифов было характерно развитие патриархального рабства.

Первые города возникли в Северном Причерноморье еще в концеVII-началеVIвв до н.э. как результат греческой колонизации. Крупнейшие политические и хозяйственные центры - Ольвия и Херсонес на Крымском полуострове и Боспорское государство, располагавшееся по обоим берегам Керченского пролива. (ближайшими соседями этих колоний были скифские племена.)

В VI-IVвв до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в до н.э. на его основе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). Скифы-земледельцы выращивали пшеницу и экспортировали в Грецию. Посредниками в торговле выступали греческие колонии: Ольвия (недалеко от нынешнего Николаева), Херсонес (ныне территория Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Лота), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Города Северного Причерноморья во многом копировали образ жизни и устройство греческого мира.

В 107г до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян и рабов под предводительством Савмака, который был провозглашен царем Боспора (первое крупное восстание на территории нашей страны). С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Савмак казнен.

В первых веках нашей эры города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима, а в IV-Vвв пали под натиском племен готов и гуннов.

II. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

IV-VIIвв - великое переселение народов VIIIв - возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения)

Славяне относятся к индоевропейской семье народов (историки считают, что они обособились в середине II тысячелетия до н.э., а праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н.э.).

Их предки заселяли центрально- и восточноевропейские земли с естественными границами: р. Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге. Значительный рост численности славян привел к их миграции в VIв.

Источники: 1. Античные. Римские историки Плиний Старший и Тацит (Iв н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов. Похожие сведения у географа Птолемея Клавдия (IIв), а также в греческих, арабских и византийских источниках. Многие современные историки полагают, что венеды заселяли территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

2. Византийские авторы VIв. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует начало их разделения в VI-VIIIвв.

Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграции, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и в результате взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах находим в Повести временных лет монаха Нестора (нач XIIв). Прародину славян он определяет в бассейне Дуная(что связывает с библейской легендой о Вавилонском столпотворении). Приход славян на Днепр с Дуная он объясняет нападением на них воинственных соседей - волохов (кто такие,непонятно). Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень, что подтверждено данными археологии и лингвистики.

В эпоху Великого переселения народов (III-VIвв) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

III. Расселение славян к VIIIв.

Нестор пишет о следующих восточнославянских племенных союзах:

- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье ("в полях")

- древляне, жившие от них к северо-западу в лесах

- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец - дреговичи - между Припятью и Западной Двиной (предположительно от древнерусского дрягаа/дрего - болото) - полочане - в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины) - кривичи - в верховьях Волги и Днепра

- радимичи и вятичи - по летописи, произошли от рода ляхов (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже, и Вятко - на р. Оке

- ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов

- бужане, или дулебы (с Xв - волыняне) - в верховьях р. Буг

- белые хорваты - в Прикарпатье

- уличи - между реками Южный Буг и Днестр

- тиверцы - между Днестром и р. Прут

Крупнейшими политическими образованиями в VII-VIIIвв в южно-русских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтай - Тюркский каганат. Государства кочевников промышляли военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована южными славянами. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникло новое государство - Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян до конца IXв.

Славяне в VIв неоднократно совершали военные походы против Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов. Прокопий Кессарийский (VIв) писал, что племена славян и антов не управлялись одним человеком и все важные решения принимали сообща ("народоправство", которое историки прозвали "военной демократией" - праобраз народных собраний вече, в которых могли принимать участие только мужчины - воины). Маврикий Стратег (VIв) обращает внимание на соперничество между военными вождями: результаты раздачи награбленных богатств укрепляли престиж выборных военных представителей и приводили к складыванию дружины, состоящей их профессиональных военных.

Византийцы считали славян весьма отсталым народом.

В это же время происходит переход от родовой общины к соседской (земледельческой).

Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. В отношении полян существует легенда о князьях-основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и  их сестре Лыбеди (историки считают. что эти события произошли в конце V-VIвв)

Именно земля полян, по указанию летописей, называлась "русь". Возможно, так называлось одно из славянских племен, жившее по реке Рось и ставшее основой полянского племенного союза.

Арабский энциклопедист ал-Масуди (Xв) писал, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь шла о волынянах (дулебах), чей союз был сокрушен (по данным ПВЛ) аварским нашествием в начале VIIв. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии и Артании. Первый некоторые историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй - Новгорода. Что такое Артания, доподлинно неизвестно.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь, эсты, ливы)  племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. на востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южно-русские степи в VIII-IXвв занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в печенеги. На Нижней Волге и в степях между Азовским и Каспийским морями - Хазарский каганат. В районе Черного моря - Дунайская Болгария и Византийская империя.

Основу хозяйственной жизни славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. Развивались ремесла. Большое значение впоследствии будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Великий водный путь "из варяг в греки" связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IXв. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали а ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя, Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян.

IV. Религия восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя и часто даже свой пантеон.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (полянские имена) - бога неба, и его сыновей Даждьбога и Стрибога - богов солнца и ветра. Со временем все большую роль играет Перун - бог грозы и дождя, который особенно почитался в среде воинов и князей. Самые известные представители славянского пантеона - Велес, Мокошь, Белобог и др. находят своих почитателей и в наши дни, хотя их культы по сравнению с изначальными значительно деформированы. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.

О языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XIв с христианством. Главой культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол), богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К Xв религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

[Сам термин "язычество" произошел от церковнославянского "языци" - народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство.] а про богов мы и так уже все знаем 8)

V. Формирование древнерусского государства.

862г - призвание Рюрика

862-879гг - правление Рюрика

879-912гг - правление Олега

882г - покорение Новгородом Киева, образование государства

907г, 911г - походы Олега на Византию,  русско-византийский договор

912-945гг - правление Игоря

941-944гг - походы Игоря на Византию

945г - убийство Игоря древлянами

945-972гг - правление Святослава

945-964гг - регентство Ольги

965г - покорение Хазарского каганата

968г - победа над Волжской Булгарией

972-980гг - правление Ярополка

980-1015гг - правление Владимира Святого

988г - принятие христианства

Предпосылки объединения русских земель:

1. Социально-экономические: а) Развитие земледелия. Приводило к появлению избыточного продукта, что создавало возможность для выделения княжеско-дружинной группировки из общины (отделение военно-управленческого труда от производительного).

б) На Северо-Востоке Европы из-за неподходящих для земледелия климатических условий большую роль играли промыслы; возникновение же избыточного продукта стало причиной возникновения обмена и внешней торговли.

в) Эволюция родовой общины, трансформация ее в соседскую (территориальную). Это создавало условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения внутри общины не происходило.

г) Неравномерность развития отдельных племенных союзов.

2. Социально-политические:

а) Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в роли арбитров во внутренних спорах.

б) Борьба между племенами приводила к складыванию племенных союзовво главе с наиболее сильным племенем и его князем. В итоге власть князя укреплялась и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

3. Духовные: По мере роста военного могущества князя происходило его отчуждение от жизни рядовых общинников. Помимо этого, он выполнял управленческие функции; все вместе приводило к сакрализации княжеской власти. Личность князя наделялась сверхъестественными силами, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени.

4. Внешние: а) Стремление норманнов взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных групп, втягивавшихся во внешнюю торговлю (они меняли продукты промыслов и военнопленных на серебро и предметы роскоши). Со временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начала осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что привело к укреплению и объединению ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

б) Взаимодействие с более развитыми цивилизациями - Хазарским каганатом и Византией – приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Идеалом государственно-политического устройства считалась Византийская империя. При этом великие князья назывались по примеру хазар - хаканами.

Существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи(гунны в IV-Vвв и авары в  VIII в) тормозили их развитие.

Основные этапы складывания древнерусского государства:

I. VIII-середина IXвв. Происходит вызревание предпосылок. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, были свои предгосударственные образования - княжения. Между ними разворачивалась борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IXв восходит появление системы полюдья - сбора с общинников в пользу князя дани, которая в то время носила еще добровольный характер, нерегламентированный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

II. Вторая половина IXв-середина Xв. Процесс складывания государства ускорился во многом благодаря вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варяг). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары взимали мзду с полян, северян, радимичей и вятичей.

VI. Теории образования древнерусского государства.

I. Норманнская.

В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем дружины и доверенным лицом конунга.

Сама норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.

Основная сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора; кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

II. Антинорманнизм.

В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

III. Центристская.

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности

- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам

- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.


VII. Теории происхождения названия Русь.

1. В Византии в первой половине IXв возник термин "рос". Так называли варяг, или шведов. Германский летописец говорит, что это самоназвание викингов (росы, или русы). Короля русов называли каган - непонятно, является ли это слово производным от тюркского "хакан" или скандинавского "конунг".

2. Аль-Масуди в Xв пояснял смысл названия так: "Византийцы нарекают их русийа, смысл этого - "красные", "рыжие"." Арабы отмечают красноту лиц русов и славян - возможно, последствия нахождения на солнце непривычных северян.

3. Ломоносов и кое-кто из его последователей отмечают, что народ "рос" упомянут еще в VIв Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к сарматским племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.

4. Вернадский полагал, что русы жили в дельте Кубани и взяли это имя от роксаланов ("светлых аланов", т.к. ruksi - белый, светлый -> rutsi -> russi), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

5. Ираноязычные племена, проживающие на северо-западе нынешней России, именовались рохсаланами (рухсаланами), вероятно от имени земли Рухс (Рохс) (от сарматского ruh (rohs) - светлый, святой).

6. Финское ruotsi обозначает "шведы", на эстонском шведы называются rootsi. Считается, что финно-угорское население называло так скандинавов, собирающих дань. А в финском языке слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с греблей, судоходством. Возможно, первоначально ruotsi обозначало "гребцы", и тогда это собирательное имя, под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей разных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей.

7. Писатель XIIв Саксон Грамматик упоминает некую Руссию, а жителей называет русинами. По его версии, Русь находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией, имела много вождей и сильный флот на Балтике.

8. Некоторые историки полагают, что Рюрик мог прийти из Пруссии. Косвенно это подтверждается направлением торговых потоков пути "из варяг в греки". В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. В том же регионе около современного Велево (Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня со значением "медленно течь". Между р. Немонин (древнейшее русло Немана) и современной Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь название Русь.

В эпоху правления Олега (879-912гг) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входивших в это объединение племен. Олег. опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников), совершил в 907г успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи.

Игорь (912-945гг) стремился сохранить единство государства, а также защищал его границы от печенегов. В 40-х гг он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В 944г он заключил менее выгодный договор с империей. В 945г во время сбора полюдья в древлянской земле был убит за требование дани, превышавшей обычный размер.

После его смерти регентшей при трехлетнем сыне Святославе стала Ольга (945-964гг). Отомстив за смерть мужа, Ольга установила фиксированный размер дани и определила места ее сбора - погосты, где сидел боярин с малой дружиной.

Святослав фактически начал править в 964г. Он добился победы над Хазарией и предпринял походы на Дунай (970-971гг), куда собирался перенести столицу Руси.

Окончательная ликвидация племенных княжений произошла в правление Владимира Святого (980-1015гг), сына Святослава и Малуши. Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972-980гг) в борьбе за киевский стол. В 981г, продолжив политику расширения территории, он присоединил юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.