рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Учебное пособие: Истории России

Попытался реорганизовать языческую веру - создал пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном. Но племенные полянские боги не были приняты другими славянами. Тогда в 988г он ввел христианство, установив обязательное отчисление в пользу церкви в размере десятой части полюдья. Всех местных племенных князей Владимир заменил своими сыновьями, превратив тем самым Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.

VIII. Русь конца IX-начала Xвв.

1015-1019гг - правление Святополка I Окаяного

1019-1054гг - правление Ярослава Мудрого

1054г - разделение христианской церкви на православную и католическую

1054-1078гг - правление Изяслава I

1078-1093гг - правление Всеволода I

1093-1113гг - правление Святополка II

1097г - съезд князей в Любече

1113-1125гг - правление Владимира Мономаха

[Аскольд и Дир освободили Киев от хазарской дани, хотя в большинстве учебников по истории пишут, что это сделал Олег. Есть даже версия, что они - последние представители рода Кия. Но в таком случае как они попали в дружину Рюрика и кем этнически являлся Кий и его родня?]

[Князь Святослав был убит в 972г по дороге в Киев - попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Печенежский хан приказал сделать из его черепа чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдут достоинства убитого.]

[Христианство на Руси было распространено задолго до его принятия в качестве государственной религии. Его, якобы, проповедовал Андрей Первозванный, хотя в этом случае возникает ряд проблем с хронологией. Как свидетельствует ПВЛ, Андрей отправился сначала в Скифию, оттуда поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

Княгиня Ольга с дружиной приняла крещение в Константинополе в 957г под именем Елены.

Предполагают, что Аскольд и Дир также были христианами.

Братья Константин и Михаил проповедовали христианство в середине IXв.]

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями на Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019гг). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового князя были убиты братья - Борис Ростовский и Глеб Муромский. Позже они были причислены к лику святых, а Святополк за сие зверство получил прозвище Окаяный.

[В древнерусской литературе сюжет об убиении Бориса и Глеба был очень распространен. Наиболее полные версии приписываются Нестору и черноризцу Иакову.

В некоторых источниках Святополка называют пасынком Владимира. Борис и Глеб, как родные сыновья князя, были ближайшими претендентами на престол. Не желая междоусобицы, Борис признал власть Святополка и в знак повиновения распустил свою дружину. Но убийцы - вышгородцы согласно "Житию Бориса и Глеба" или варяги-наемники по "Саге об Эймунде" (варяг Эймунд с дружиной якобы во времена усобицы воевал на стороне Ярослава) - вошли к нему в шатер, когда он молился, и закололи копьями.

Гонец, посланный от Ярослава, передает Глебу весть о смерти отца и убийстве Бориса. Но, по-видимому, раньше до Глеба добирается гонец Святополка с известием о том, что отец тяжело болен и желает видеть его. Князя окружают разбойники, когда он плывет по реке в лодке. По приказу главаря разбойников повар Глеба зарезал своего хозяина ножом.

Учитывая, что, согласно летописи, Борис и Глеб первыми из братьев признали власть Святополка, эта история кажется нелогичной. Некоторые исследователи полагают, что их смерть - дело рук Ярослава, а Святополк стал жертвой грамотной фальсификации.]

Опираясь на помощь новгородцев и варягов, победу в усобице одержал Ярослав Владимирович (1019-1054гг), княживший до того в Новгороде Великом. Вскоре против него выступил другой сын Владимира - Мстислав. После ряда столкновений братья пришли к соглашению, разделив в 1024г Русь на две части: левобережье Днепра с центром в Чернигове отошло к Мстиславу, а правобережные земли с Киевом и север Руси с Новгородом остались за Ярославом. В 1036 (1035?)г умер не имевший наследников Мстислав, что позволило Ярославу вновь объединить под своей властью русские земли.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030г после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим сведениям, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию., в 1037г на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор. При нем же в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу.

Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Польский король женился на сестре Ярослава, а его внучка вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Рост авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XIв на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную надпись "об успении царя нашего".

Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Началось составление письменных законов.

IX. Русская Правда.

Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известно три редакции Русской Правды:

- Краткая Правда, состоящая из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016?) и устава Ярославичей (1072?)

- Пространная Правда (XIIв)

- Сокращенная Правда (XIV-XVвв)

1. Правда Ярослава состоит из 17 статей. В первой статье говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа. Однако, строго ограничен круг родственников, имеющих право мстить, и введен альтернативный штраф за убийство в 40 гривен, что говорит о распаде родоплеменных отношений и усилении власти князя.

Перерастание родовой общины в земледельческую приводило к потере многими людьми своего социального статуса и ослаблению социальной защиты со стороны рода. Они вынуждены были искать покровительства у князя и его окружения, попадая при этом в некоторую зависимость. Таким образом, назрела необходимость несколько систематизировать правовые нормы.

2. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, в ней фиксируется и более сложная структура общества, в которой появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Жизнь некоторых княжеских людей - тиунов, огнищан (скорее всего, управителей хозяйств) - стоила 80 гривен.

Есть статьи. стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

3. В Уставе Владимира Мономаха (1113г), входящем в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивавших ростовщичество.

X. Социально-экономический строй.

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси считается одним их самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И.Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладали общинные отношения (И.Я.Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, еще значительно отличавшегося от зрелого феодализма.

Основные черты зрелого феодального строя:

- монопольная собственность феодалов на землю

- наличие самостоятельного крестьянского хозяйства, в котором производитель владел

орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом

- за пользование землей крестьянин нес повинности – оброк, барщину или денежную ренту

- личная зависимость крестьянина от феодала

- господство натурального хозяйства

1. Община и свободные общинники.

Основным населением Древней Руси были свободные общинники - люди (отсюда термин, обозначающий сбор дани - полюдье). Земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества (слово это, вероятно, происходит от "вервь" в значении "веревка", которую поначалу использовали для выделения границ отдельных участков). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (например, за труп, найденный на ее территории, она должна была заплатить штраф или найти и выдать убийцу), платила штрафы за своих членов, владела землей, которую периодически разделяла между семьями. За владение землей и охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который считался верховным собственником земли.

2. Князь и дружина.

Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.

С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки

- сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и

угасание торгового пути "из варяг в греки" в конце XIв

- развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и

увеличением численности различного рода социальных изгоев

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все

более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой - главной

ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.

3. Зависимое население.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему. пока не вернет долг.

Разорившиеся общинники часто шли в кабалу по договору - "ряду", за что и звались рядовичи.

В княжеской и боярской вотчине были рабы - холопы и челядь. То были военнопленные и даже бездомные соплеменники. Другими источниками холопства были женитьбы на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане - от "огнище" - дом). Запрещалось обращение в рабство за долги.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

XI. Государственный строй и политическая жизнь в XIв.

И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).

Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:

1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.

2. Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя (думу), назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины - именовались отроками и гриди.

3. Вооружение свободных общинников - воев, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшавшемся масштабе.

4. Династический характер наследования власти предполагал лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (не старшему сыну, а брату умершего князя, ставшего старшим в роду, и лишь после смерти последнего из братьев - старшему сыну старшего брата и т.д.). Таким образом, князь имел власть не столько личную, но лишь как представитель своего рода.

5. Сакрализация личности князя создавала духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти.

Социально-политическая борьба.

До недавнего времени народные движения, имевшие место в древнерусском обществе, трактовались как "проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер". Современные исследователи подчеркивают как неоднозначность их социальной природы, так и разнообразие порождавших их факторов. Крупнейшие народные выступления:

1. Волнение в 1024г в Суздальской земле было вызвано неурожаями и проходило под руководством волхвов. Волхвы-провидцы "увидели", что племенная знать задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не проявлением классовой борьбы, а ритуальным действом, призванным обеспечить урожай. По другой версии, причиной восстания стал конфликт между волхвами и христианскими священниками.

2. Восстание 1068г в Киеве вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава - Изяслав (ум. 1078), Святослав (ум. 1076) и Всеволод (ум. 1093) - от половцев на реке Альте. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились к князьям с просьбой выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр и разграбил имущество князя Изяслава. Последний бежал в Польшу, и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г.

3. Восстание в 1113г в Киеве стало следствием социального кризиса, вызванного ухудшением экономического положения, засилием ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка Изяславича, способствовавшей закабалению свободных людей. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами на половцев переяславского князя Владимира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославича. Узнав о планах верхов, киевляне разгромили дома тысяцкого, сотских и ростовщиков и настояли на приглашении Владимира. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограничивший ростовщическую ставку двадцатью процентами и запретивший полное порабощение за долги.

Умирая, Ярослав Мудрый разделили территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и слушаться во всем старшего брата Изяслава.

Сложность династических счетов с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества с другой, личные амбиции с третьей неминуемо вели к княжеским усобицам.

Со смертью в 1093г последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1993-1113гг). Новый князь не сумел справится с усобицами, противостоять половцам. При нем процветало ростовщичество, широко велась спекуляция хлебом и солью.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097г состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "каждый да держит отчину свою", соблюдение которого привело к замене родового владения семейным, а родового старейшинства - политическим единовластием. Однако усобицы продолжались.

Внешний фактор, а именно - необходимость отпора появившимся к середине XIв в южнорусских степях кочевникам-половцам, еще удерживал некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XIв до начала XIIIв.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При нем укрепился международный авторитет Руси. Он женился на английской принцессе. При нем была составлена начальная русская летопись - ПВЛ.

Сыну Владимира - Мстиславу I Великому (1125-1132гг) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.

XII. Государственная раздробленность Древней Руси XII-XIIIвв.

Предпосылки: 1. Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения

Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей

на определенных территориях. Нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и

расширить свои владения.

2. Укрепление местного боярства. Складывание боярских региональных группировок,

вызванное как успехами земледелия, так и ростом численности дружины.

3. Развитие ремесла и торговли. Рост и укрепление городов, которые превращались в центры отдельных территорий. Городское население тяготилось необходимостью выплаты дани киевскому князю, а защиту от набегов кочевников теперь обеспечивали местные княжеские дружины.

4. Изменились положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути "из варяг в греки" в XIIв ослабевала экономическая основа единства. Население покидало землю в поисках пахотных угодий и спасаясь от междоусобиц и набегов половцев.

5. когда прекратились половецкие набеги, потребность в единстве пропала. Русские князья и половцы наконец договорились, заключались даже браки с представителями ханских семей.

6. Духовные предпосылки. Формирование представления о божественном происхождении княжеской власти -> население каждой области поддерживало собственного князя.

7. Господство натурального хозяйства. Земли обеспечивали себя сами, не было потребности в укреплении торговых связей.

На основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XIIв, около 50 к началу XIIIв, примерно 250 - в XIVв.

Тенденция к разделению наметилась еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенно нарастая, вылилась в XIв в княжеские междоусобицы. Однако в начале XIIв разделение страны было приостановлено под воздействием активной деятельности Владимира Мономаха. Его сыну, Мстиславу Великому, удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое; но сразу же после его смерти начинается разделение.

Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку, действию общих законов.

Некоторые историки считают, что произошел не полный распад древнерусского государства , а его трансформация в федерацию княжеств во главе с князем киевским. Но его власть была номинальной, а со временем и вовсе утратила значение.

1. Владимиро-Суздальское княжество (Ростово-Суздальская земля).

Расположена на Северо-Востоке Руси в междуречье Оки и Волги. Значительную часть ее территории занимали леса, почвы были подзолистые, малоплодородные, за исключением так называемых ополий - огромных полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля-Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземным слоем. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины.

Возникала новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221г был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Новые города-крепости: Дмитров, Юрьев, Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва (предположительно 1147г), Галич-Костромской.

[Москва была построена на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. 4 апреля 1147г там состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру барса.]

Торговые пути проходили через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток. Волжский торговый путь связывал северо-восточную Русь со странами Востока.

Территория была хорошо защищена от вторжений естественными преградами.

Большой приток населения с северо-запада.

Ростово-Суздальская земля вышла из-под власти Киева в 30е гг XIIв при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии (1125-1157гг), получившем прозвище Долгорукий за стремление править в Киеве и вмешиваться в дела соседних княжеств. Центр своей земли он перенес из Ростова в Суздаль. Опираясь на поддержку своего боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких попыток Юрий занял киевский престол в 1155г. В 1157г он умер (по одной из версий - был отравлен киевлянами, недовольными его правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты.

В 1155г сын Юрия - Андрей - со своими приближенными бежал из Киева, прихватив "святыню Руси" - икону Владимирской Богоматери, в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Икона была поставлена во Владимире-на-Клязьме.

Андрей Боголюбский (1157-1174гг) перенес столицу княжества из Ростова в тот же Владимир. Там были возведены Золотые ворота, Успенский собор. В шести километрах о столицы на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово, за что и получил свое прозвище. Перенос столицы был вызван стремлением Андрея к самовластию и его желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных, получавших за свою службу земельные владения. Однако верховная собственность на землю сохранялась за князем.

Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. В 1169г старший сын Андрея с союзными половцами захватил Киев и разграбил его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.