рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: История отечественного государства и права (с 1917 г. по настоящее время)

Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном, либо в примирительном порядке.

КЗоТ РСФСР 1922 г. вместо социального обеспечения вводил социальное страхование на государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных и частных предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат, которые производились из средств данного предприятия или лица.

Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК РСФСР принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. — Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. действовал до принятия нового Кодекса законов о труде в 1972 г.

20.       Понятие преступления и состав преступления по УК РСФСР 1922 г.

21.       Система наказаний и меры социальной защиты по УК РСФСР 1922 г.

Был утвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей —Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.

Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.

Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.

22.       Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г.: Общее и особенное

В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (на деле фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган - Совет народных комиссаров СССР. Конституция РСФСР 1925г. создавалась по образцу союзной.

Национально-государственное размежевание

В 1924 г. ЦК решил упразднить Туркестанскую АССР и "независимые" Хорезм и Бухару. Образованы две союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР; две автономные республики: Таджикская в составе Узбекской ССР и Киргизская в составе РСФСР; автономная Кара-Киргизская область в составе РСФСР. Устанавливались новые границы между республиками на основе национального принципа. Выработанный на опыте Западной Европы, этот принцип, по словам крупнейшего знатока Азии академика В.Бартольда, оказался совершенно чуждым местным историческим традициям. Итог - не менее десятка спорных территорий, охваченных огнем "басмачества". Первые годы Советской власти характеризовались определенным поиском форм национальной государственности народов. Народы ожидали от центра удовлетворения своего национального чувства, компенсации за годы и века унижений в Российской империи. РСФСР передал Белоруссии ряд областей с преобладанием белорусского населения, в результате территория и население БССР выросли в 2-3 раза. На Украине и в Белоруссии создавались национальные районы, в которых управление, школа, печать осуществлялись на родном (еврейском, польском, чешском и других) языке. Но часто изменения, в т.ч. пограничные, решались не опросом жителей, а партийными чиновниками. В 1924г. в составе УССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичиванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В 1924 г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для национально-этнической ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР, все основные положения которой строились в соответствии с Конституцией СССР 1924 г.

23.       Изменения в государственном аппарате СССР в конце 1920-начале 1940-х годов

24.       Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г.

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик. Совет Союза взбирался гражданами СССР по норме - 1 депутат на 300 тас. населения. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по форме: от каждой союзной республики - по 25 депутатов1, от автономной республики - по 11 депутатов, от автономной области - по 5 депутатов и от национального округа - по 1 депутату. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрес­сии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал меж­дународные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

25.       Система органов правосудия по Конституции СССР 1936 г.

В главе XI Конституции "Суд и прокуратура" были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По Конституции, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пядь лет. Органы прокуратуры, по Конституции, должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, широко используемые тогда для незаконных репрессий. Многие работники прокуратуры, которые честно выполняли свой долг, стараясь помешать незаконным репрессиям, сами подчас подвергались этим репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе.

26.       Основные тенденции развития права в 1930-е годы и массовые политические репрессии

Во второй половине 1930г. появилось сообщение о раскрытии контрреволюционной организации — Трудовой крестьянской партии, которую якобы возглавляли экономисты Н. Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Л.Н. Юровский и др.

Обвинения всем трем группам были предъявлены стандартные: вредительские действия, направленные на развал экономики СССР, подготовка свержения Советской власти.

Два последних процесса были открытыми, обвиняемые полностью признали свою вину, получили разные сроки лишения свободы. Механизм добывания признания был прост. На обвиняемого «надавливали», и он оговаривая сам себя.

Политические процессы конца 20-х — начала 30-х гг. стали поводом к массовым репрессиям против старой интеллигенции. Они служили воспитательным целям, прививая рабочим недоверие к «гнилой» интеллигенции.

Аппарат ОГПУ был уже готов к действиям, имелась и соответствующая теория об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма, сформулированная И. Сталиным в 1928 г. Нужен был толчок, чтобы репрессивная машина начала работать.

Форсированная индустриализация, нарастание кризисных явлений привели к росту недовольства, брожению в партийной среде. В конце 1930 г. против сталинских методов индустриализации выступила «группа» С. И. Сырцова — В.В. Ломинадзё. "Первый являлся кандидатом в члены Политбюро, председателем СНК РСФСР, второй — секретарем Закавказской парторганизации. «Дело» завершилось исключением из состава ЦК, отправкой на периферию.

В 1932 г. было открыто дело так называемого «Союза марксистов-ленинцев» во главе с М. Н. Рютиным. Он возложил личную ответственность на Сталина за гибельные последствия авантюристических темпов индустриализации, коллективизации, требовал его смещения с поста Генсека. М. Рютин и его сторонники были исключены из партии и сосланы.

После этого в партии была проведена чистка, которая продолжались полтора года, и завершилась исключением 18% коммунистов (15% «вышли» из нее добровольно).

На XVII съезде ВКП(б) (1934 г.), «съезде победителей», все бывшие оппозиционеры в очередной раз выступили с покаянными речами и прославлением вождя. Всех превзошел Бухарин, назвавший Сталина «генералиссимусом мирового пролетариата». В литературе приводится версия о том, что ряд делегатов съезда, недовольных Сталиным, обратились с предложением к Кирову возглавить партию. Однако тот рассказал обо всем Сталину, своему другу. Во время выборов ЦК против Сталина было подано 300 бюллетеней. Сталин, узнав об этом, потребовал изъять бюллетени и сделать так, чтобы против него было подано 3 бюллетеня. Эту версию сложно проверить из-за отсутствия документов.

1 декабря 1934 г. в Смольном был убит С. М. Киров. Это дало повод к началу «большого террора». Убийца С. Кирова, Л. Николаев, был схвачен на месте преступления.

Убийство Кирова привело к ужесточению политического режима. Уже 1 декабря в Уголовный кодекс СССР вносятся изменения по делам о терроре. Следствие по ним длилось не более 10 дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон; обжалования приговора не допускалось; приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В 1935 г. принимается закон о наказании членов семей изменников Родины. Вводится уголовная ответственность для детей начиная с 12-летнего возраста.

В 1935 г. начался обмен партбилетов, основная задача акции сводилась к изгнанию из партии бывших троцкистов и зиновьевцев. 9% коммунистов не прошли очередную чистку.

Характерной чертой кампании являлось подключение к ней НКВД. У органов госбезопасности появился «материал» на всех коммунистов, которые в то или иное время входили в «антипартийные» группы.

Для политических процессов 30-х гг. характерна одна черта: обвинения строились на одном виде улик — признание самих обвиняемых. Поэтому перед следствием стояла только одна задача — получить их. В ход шло все: угрозы, уговоры, «конвейерная» система допросов, пытки, шантаж.

Феврапьско-мартовский 1937 г. Пленум ЦК ВКП(б) санкционировал «большой террор», В 1937 - 1938 гг. страну захлестнула волна арестов и расстрелов. Сотни тысяч кадровых работников народного хозяйства, партийных, военных и т. п. ведомств оказались «врагами народа».

Так, в июне 1937 г. органы НКВД раскрыли «заговор» в армии, во главе которого стоял маршал М. Тухачевский. Он и большая группа военачальников были расстреляны. А в Красной Армий началась «чистка», результате которой было репрессировано около 40 тыс. командиров.

Из центра на места отправилась группа уполномоченных:

Берия в Грузию, Каганович в Смоленск, Маленков в Белоруссию и Армению, Молотов, Хрущев, Ежов на Украину, учинившие в республиках кровавую расправу.

За 1930—1953гг. по обвинению в контрреволюционных преступлениях были осуждены 3 778 234 человек, из них 786 098 расстреляны.

В результате террора страна лишилась квалифицированных кадров всех уровней управления, была разгромлена армия, уничтожены специалисты хозяйственных наркоматов, деморализована партия.

Новый слой руководителей не обладал ни знаниями, ни опытом, боялся проявить инициативу без угрозы самим оказаться в числе «врагов народа».

На XVIII съезде ВКП(б) (1939 г.) И. Сталин выразил удовлетворение проведенной чисткой. При этом было отмечено, что она сопровождалась «многочисленными ошибками», ответственность за которые возлагалась на местные парторганизации. В 1939 г. из ГУЛАГа были освобождены 327 тыс. человек. Это способствовало созданию вокруг имени И. Сталина и нового шефа НКВД Л. Берия имиджа «справедливых» руководителей.

В результате тотальной «чистки» всех сфер жизни и деятельности государства И. Сталин укрепил личную власть; ликвидировал всякую возможность появления оппозиции; усилил власть центра над периферией; «снял» социальное напряжение в обществе, направившего на поиск «врагов».

27.       Развитие гражданского права в СССР в 1930-е годы

28.       Семейное право в СССР в 1930-е годы

29.       Особенности развития уголовного права и процесса в 1930-е годы

Развитие права в 30-е г.

1. Гражданское право 2. Семейное право

3. Трудовое право 4. Колхозное и земельное право

5. Уголовное право 6. Уголовный процесс

1. В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами.

Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки.

Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный по рядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т. д.

2. Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.

Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях — представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.

3. Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г. закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.

С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице.

С 20 декабря 1938г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.

Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.

4. Главными задачами в сфере колхозного и земельного права были задачи развития и укрепления правового статуса колхозов.

17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов.

В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах — до 1 га. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посевную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их культурный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общее собрание ее членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.