рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основные этапы истории России

Кошелев «Записки»: «Они ожидали свет только с Запада, превозносили все там существующее, старались подражать всему там установившемуся и забывали, что есть у нас свой ум, свои местные, временные, духовные и физические способности и потребности. Мы вовсе не отвергали великих открытий и усовершенствований, сделанных на Западе, но мы находили необходимым все пропускать через критику нашего собственного разума и развивать себя с помощью, а не посредством позаимствований от народов, опередивших нас на пути образования. Западники с ужасом и смехом слушали, когда мы говорили о действии народности в областях науки и искусства, они считали последнюю чем то отвлеченным, не подлежащим в своих проявлениях изменению согласно с духом и способностями народа, с его временными и местными обстоятельствами, и требовали деспотически от всех беспрекословного подчинения догматам, добытыми или во Франции, или в Англии, или в Германии… Мы признавали первою. Самою существенною нашею задачею – изучение самих себя в истории и в настоящем быте; и как мы находили себя и окружающих нас цивилизованных лет утратившими много свойств русского человека, то мы считали долгом изучить его преимущественно в допетровской истории и в крестьянском быте. Мы вовсе не желали воскресить Древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели ввиду себя и других в него преобразовывать. Все это клеветы, ни на чем не основанные, но в этом первобытном русском человеке мы искали, что именно соответственно русскому человеку, в чем он нуждается и что следует ему развивать. Вот почему мы так дорожили собиранием народных песен и сказок, узнаванием народных обычаев, поверий, пословиц, и др.»

А.С. Хомяков «Аристотель и всемирная выставка».

– Прекрасна была судьба древней Эллады. Земелька маленькая по пространству и по числу жителей, ничтожная в сравнении с другими государствами древнего мира, – какою не увенчалась славою, каких не оставила воспоминаний!

Ее первоначальный характер, ее отличительная черта есть полнейшее развитие антропоморфизма (человекобожия). Любопытно было бы дознаться, вследствие какого падения других высших идей возникла эта мелкая религия? Но так как читатель, вероятно, не разделяет моего любопытства, то вопрос этот можно оставить в стороне. Довольно того, что собственно человекообожание было действительно отличительной чертою древнего эллина и что предметом обожания был человек со всеми случайностями его земного бытия. Красив был человек – он богоподобен; разумен был человек – он богоподобен. Сами боги были сильны, разумны, прекрасны, богаты по-человечески. Божество было только высочайшей ступенью человека в его случайностях. Эта эпоха восторженного самоупоения так богата произведениями, исполненными простодушной прелести и величия, что мир ее никогда не забудет; но разум, пробужденный в человеке самим неразумием его безграничного самоуважения к себе, стал мало-помалу подкапывать эту веру, сначала будто очищая ее. Сперва перестала Эллада поклоняться тем случайностям жизни человеческой, которые слишком явно чужды самому человеку, например, счастью. Могуществу и богатству. Она стала поклоняться единственно его красоте внешней и внутренней, его телесной стройности – источнику прелести или силы, его красоте душевной – источнику ума или доблести. И опять пошел дальше разум человеческий; он понял случайность внешнего человека, он стал поклоняться его разуму. И опять пошел дальше разум, и, в себе отстраняя случайность, он стал поклоняться закону своего разумения. Такова внутренняя история эллинского ума.

– Прекрасен он (Аристотель) был со своим светлым умом, глубоким разложением человеческих способностей, со своими строгими и последовательными выводами. Он был достойным наставником для темного средневекового ума; он был светильником во тьме и много помог к разогнанию этой тьмы; он был в свое время истинно полезен, быть может, даже необходим. И вот он же самый сделался умственным игом, которого падение было торжеством разума.

– Трудно сказать, чего именно хотел Петр и сознавал ли он последствия своего дела. По всем вероятностям, он искал пробуждения русского ума. Многие из его современников, может быть, самые достойные его понимать, не поняли… Петр вводил нам европейскую науку: через это он вводил нам всю жизнь Европы. Таково было необходимое последствие его дела, но в этом отношении он был небессознателен. Его борьбы была с целою, несколько закосневшею жизнью… и он боролся с нею во всех ее направлениях. Он вводил все формы Запада, все даже самые неразумные, он искажал многое, чего бы не должен был касаться: он искажал прекрасный язык русский, он искажал самое свое благородное имя, коверкая его в голландскую форму Питер; но ему это было необходимо. Он хотел потрясти вековой сон, он хотел пробудить спящую русскую мысль посредством болезненного потрясения…. Путь, избранный Петром, был отчасти ложно избран…

Медленно и лениво развивались семена мысли, принесенной с Запада; еще бы медленнее развились они, если бы из самых недр России не вырос гениальный простолюдин Ломоносов. Но быстро и почти мгновенно разрослись другие плоды дел Петровых, плоды той несчастной формы, в которую облекал он или в которую, может быть, облекалась мысль, которой он хотел обогатить нас… В России эта ошибка достигла громадных, почти невероятных размеров. Сознательно введены были к нам одним человеком все формы Запада, все внешние образы его жизни; бессознательно схватились мы именно за эти формы и за эти образы, – вследствие ли тщеславия, или подражательности, или личных выгод. Или слабости, естественной всем людям, принимать охотно все, что может их отличить от других людей, получивших в жизни менее счастливый удел, и поставить их, по-видимому, выше братий. Формы, облекающие просвещение, приняты были нами за самое просвещение, и самодовольное невежество воображает себе, что оно приняло образованность. Разумеется. Нельзя отрицать того, чтобы с этими формами не были приняты нами и некоторые знания; но как скудны эти познания!…

Вот против чего мы протестуем. Мы действительно не приняли знания от Запада. Мы находимся в тех же отношениях к нему, в которых находился аристотелист или схоластик средневековый к Аристотелю (высшему представителю греческой науки): та же самая печать схоластической мертвенности, которая лежала на нем, лежит и на нас, несмотря на кажущееся различие в проявлениях. «…» Сказать проще, по-видимому, у нас есть мысли и чувство, но мы думаем не своей головой и чувствуем не своей душой. Таков плод того умственного порабощения, которому мы поддались так охотно и гордо. Еще раз скажу: вот против чего мы протестуем.

– Почтение к прошедшему не остается без награды.

– Целая бездна отделяет их от духовной жизни Святой Руси, от ее основ и от ее общения. Вот в чем должен был убежден всякий русский образованный человек, как бы он ни был самодоволен. Вот чем объясняется в его собственных глазах невозможность для него полезной деятельности… Причина… лежит в нашей внутренней слабости и мертвенности, в наших, так сказать, колонистских отношениях к истинной русской жизни… Зато для нас и не существует жалобы на невозможность деятельности полезной. Эта деятельность для нас легка и неотъемлема: она состоит в том великом подвиге, в том великом труде самовоспитания, который нам предстоит; она состоит в прямой и явной для нас обязанности настолько уяснить свою мысль и свое чувство, настолько сблизить свой быт внешний и внутренний с русским бытом, чтобы мы могли понять и сочувствовать русской жизни, чтобы русская жизнь могла нам сочувствовать и верить, чтобы в нас самих. По крайней мере, мог исчезнуть или исцелиться тот разрыв между жизнью и знаниями, который составляет нашу общую болезнь…

– …забавнее русского англомана я не знаю в мире ничего. Общим их представителем я готов бы считать того почтенного барина, который живет в деревне, пьет рано поутру чай с хлебом, маслом и ветчиной, в полдень накушается нескольких блюд и опять повторяет свою сытную трапезу в часов 9 вечера, называя свой полуденный стол завтраком, а вечерний – обедом, и ужасно сердиться, если кто скажет, что он в полдень обедает, а вечером ужинает. Ему это просто кажется обидным. Правда, что русские деревенские жители ужинают в 9 часов, но англичане в это время обедают, – следовательно, он обедает. О, милые русские англоманы! Какой ущерб был бы русскому комизму, если бы вас не было на свете! Если бы эти мнимые поклонники английского просвещения поняли, хоть на сколь-нибудь, в чем оно состоит, они бы знали, что в понятии англичанина человек обязан принадлежать вполне своему народу. Быть с ним в неразрывном единении мысли и жизни;…

Историография декабризма (по М. Нечкиной)

После подавления восстания оформилось две концепции:

1)         Правительственная – давала резко отрицательную оценку восстанию. Концепция сформулирована в манифесте о восшествии на престол императора Николая I и в ряде официальных документах, посвященных восстанию. Детализирована концепция в «Донесении Следственной комиссии». Концепция не представляет программу декабристов, концентрирует внимание на факте выступления против власти. В записках Николая I явно прослеживается страх перед восстанием. Эту концепцию с 1860-х гг. развивали барон Корф, Богданович, Дубровин и др. Богданович и Дубровин могли работать со следственными документами.

2)         Революционная – разработана концепция декабристами и в ряде незаконченных произведениях Пушкина. В рамках данной концепции Герцен выделил предпосылки движения, показал его закономерность, обозначил причины поражения, определил значение восстания в общем процессе русского революционно – освободительного движения.

3)         Либеральная – декабристы не поняты властью. Выдвинута концепция Ник. Тургеневым. В 1870-х гг. Пыпин в «Исторических очерках» назвал декабристов продолжателями дела Александра I и М.М. Сперанского. Правительство переусердствовало с репрессиями. В.О. Ключевский называет декабристов исторической случайностью. Семеновский (1909) широко привлек следственные дела, поставил в центр внимания идеологию. концепция декабризма как формы народничества сложная и противоречивая. В рамках данной концепции декабристы предстают как внеклассовая интеллигенция.



Билет 21. (2). СССР в системе международных отношений в середине 60-х годов

1. Никита Сергеевич Хрущев (1953–1964)

Придя к власти, Хрущев попытался остановить холодную войну. На ХХ съезде партии Хрущев выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности и контроля над количеством ядерного оружия. Одновременно с этими инициативами в СССР продолжалась разработка новых видов вооружения. Большое значение во внешней политике придавалось поддержке коммунистических партий других стран. В 1961 году обострились отношения с США. В результате конфронтации в Берлине была возведена стена по границе оккупационных зон и запрещен свободный переход граждан из ГДР в ФРГ.

В 1962 году СССР решило разместить свои ядерные ракеты на Кубе. Это решение послужило началом к Карибскому кризису. В ответ на действия СССР США начало планировать вооруженное вторжение на Кубу. Тогда СССР пригрозило применить ядерное оружие. Длительные переговоры между Хрущевым и Кеннеди помогли найти компромиссное решение и избежать ядерной войны. В 1963 году был заключен договор о запрете ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле. Тесные экономические связи были установлены с Индией и Индонезией.

В конце 50-х в начале 60-х годов в странах соцлагеря прошли массовые выступления против коммунистов. В Венгрию, Польшу и Чехословакию СССР ввело свои войска и волнения были подавлены. Для обеспечения взаимной безопасности и поддержания внутреннего порядка страны соцлагеря объединились в военный союз – Варшавский договор.


2. Леонид Ильич Брежнев (1964–1982)

Брежнев оценивал США как постоянно слабеющую страну. В начале 1970-х годов СССР заключило с США ряд договоров о предотвращении ядерной войны. Главным из них стал Хельсинский договор 1975 года о:

– неприменении первыми ядерного оружия;

– нерушимости послевоенных границ;

– мирном разрешении конфликтов;

– соблюдении прав человека.

Однако СССР не отказалось от идеи военной защиты стран соцлагеря. С этой целью оно разместило ядерное оружие в ГДР и Чехословакии и начало военную помощь Афганистану.

В начале 1970-х годов в странах соцлагеря проявились элементы кризиса. Массовые выступления рабочих прошли в Польше. В итоге этих выступлений была создана система независимых профсоюзов «Солидарность». В 1981 году польские коммунисты были отстранены от власти.


Билет 22. (1). Развитие культуры России в первой половине XIX века

На развитие русской культуры первой половины XIX века оказали большое влияние два события: Отечественная война 1812 года и развитие национального самосознания.

С 1804 года завершилось создание системы образования. Страна разделена на 6 учебных округов. Во главе округа стоял университет. Низшей образовательной ступенью стала церковноприходская школа для всех сословий, на средней ступени находились уездные училища и гимназии для всех сословий, кроме крепостных. На высшей ступени находились университеты. Помимо университетов открывались специальные учебные заведения: педагогический институт, коммерческое училище, земледельческое училище. Дети дворян обучались в специальных закрытых учебных заведениях: Царскосельский Лицей, кадетские корпуса. Развитие системы образования позволило прекратить массовую посылку студентов за границу. Теперь в заграничных университетах обучались только особо одаренные студенты. При Николае I сословное разделение в обучении было усилено, значительно повышена плата за обучение.

Значительных успехов достигла российская наука. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию (применяется в современной космологии для расчета траекторий движения). Физики Петров, Якоби, Ленц делают успехи в изучении электричества. В период Крымской войны создает полевую оперативную хирургию для раненных хирург Н.И. Пирогов. Значительных успехов достигают химики Зинин, Бутлеров.

Во время путешествий в 1819–1821 годах Лазарев и Беллинсгаузен открывают Антарктиду. Историк Н.М. Карамзин публикует труд «История государства Российского». Золотой век наступает в развитии русской литературы, который связан с творчеством Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. В это время начинают свою литературную деятельность писатели второй половины XIX века: Некрасов, Гончаров, Тургенев, Достоевский.

Происходит формирование русской музыкальной школы. Родоначальник музыкальной исторической оперы М. Глинка, написавший в 1836 году патриотическую оперу «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), выразил общий принцип русской музыкальной школы: «Музыку создает народ, а мы, музыканты, ее аранжируем».

Важнейшей особенностью русского искусства стало объединение в одно целое архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В архитектуре господствуют стили классицизма и ампира. Возводятся здания Казанского собора, Адмиралтейства в Петербурге, Триумфальные арки в Москве и Петербурге, формируется ансамбль Дворцовой площади.

В живописи соседствует достаточно большое количество стилей и направлений. В романтизме работает Кипренский, бытовой жанр представлен Венециановым. Многие художники обращают свое внимание на жизнь простого народа. Крупнейшим историческим живописцем стал К. Брюллов (Последний день Помпеи).

В скульптуре господствует стиль классицизма. Скульптуры возводят памятники героям Отечественной войны, на Красной площади устанавливают памятник Минину и Пожарскому. Значительным явлением стало творчество скульптора – анималиста Клодта. Ему принадлежит скульптурные группы с конями.



Билет 22. (2). Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы (1985–1991)

В марте 1985 года главой СССР был избран Михаил Сергеевич Горбачев. К этому времени страна находилась в тяжелом экономическом кризисе: упали мировые цены на нефть, большие затраты шли на холодную войну, войну в Афганистане и финансовую поддержку системы мирового социализма. Горбачев был убежден, что все проблемы возникли от искажения ленинского понимания социализма. Поэтому целью начатых им реформ стало реставрация ленинского социализма.

Основными задачами перестройки были:

1) реформирование экономики с целью преодоления экономической отсталости;

2) прекращение холодной войны и уменьшение затрат на ВПК;

3) демократизация общества путем реального предоставления населению записанных в Конституции СССР политических прав и свобод.

Перестройка была начата в апреле 1985 года. Однако с самого начала перестройка вышла из под контроля и приобрела стихийный характер.

Причины:

1) руководство не имело четкой программы;

2) борьба в партии консерваторов (партийной бюрократии) и реформаторов;

3) кризис был значительно глубже, чем это представлялось Горбачеву.

Важным элементом перестройки стала гласность. СМИ освободились от цензуры и подвергли резкой критике деятельность всех лидеров СССР, что значительно подорвало доверие населения к КПСС. В экономике была разрешена деятельность частных кооперативов. Однако кооператоры мало интересовались сферой производства и активно действовали в области торговли. Для свой деятельности они скупали продукты в розничной сети, чем увеличивали дефицит товаров и экономическую анархию.

В результате уменьшения военного давления на страны СЭВ начался распад соцлагеря. В странах бывшего социализма начались перевороты, в результате которых к власти приходили демократы западной ориентации.

В результате демократически проведенных выборов у Горбачева образовалась оппозиция (Сахаров, Собчак, Попов, Ельцин). Оппозиция требовала ускорения и углубления реформ, отказа от социалистической модели развития. В этих условиях Горбачев начал искать опоры в рядах бюрократии, чем еще сильнее настраивал оппозицию против себя.

В республиках СССР резко обострился национальный вопрос. Большое влияние приобрели национальные фронты, которые требовали отделения от России. В этих условиях был проведен референдум по вопросу сохранения СССР как государства. Большинство населения высказалось положительно. Администрация Горбачева начала работу над составлением нового союзного договора, подписание которого планировалось на 20 августа 1991 года.

Несомненной удачей Горбачева стала внешнеполитическая деятельность, в результате которой СССР прекратили воспринимать как источник военной угрозы. Улучшение отношений с США позволило прекратить испытания ядерного оружия.


Билет 23. (1). Реформы 1860–1870-х годов в России, их влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны

Поражение России в Крымской войне обозначили необходимость реформ во всех областях жизни и преодоления отставания от Запада. Вокруг императора Александра II сложился круг лиц, которые были готовы к проведению этих реформ. Во многом этот круг лиц сформировался в годы правления Александра I и в кружках 30–40-х годов. Реформы Александра II позволили сохранить Россию как великую мировую державу.

Вступив на престол, Александр II во многом смягчил полицейский режим Николая I: разрешен свободный выезд дворян за границу, смягчена цензура, амнистированы декабристы и петрашевцы, уничтожены военные поселения.

Важнейшей реформой Александра II стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Проведение реформы первоначально подготавливалось в глубокой тайне. Но постепенно к работе был привлечен большой круг людей, который собрали статистический материал по положению крестьян в стране. К работе в комиссиях привлекались не только высшие сановники, но и представители губернских и уездных дворянских собраний.

Основные положения крестьянской реформы:

1) крестьяне получали личную свободу без земли. Земля выкупалась у помещика. Четверть выкупного платежа вносили крестьяне, а три четверти – государство. Свой долг государству крестьяне должны были вернуть в течение 49 лет.

2) до выкупа крестьяне находились в положении временно обязанных, то есть должны были нести все повинности в пользу помещика.

3) величина земельного надела, подлежащего выкупу определялся для каждой местности индивидуально и зависел от качества земли.

4) крестьяне объединялись в общину, с которой и строили свои отношения помещик и государство.

5) выкупившиеся крестьяне получали свободу в определении рода занятий и могли переходить в другие сословия.

Таким образом, крестьянская реформа стала компромиссом между крестьянами, помещиками и правительством. Земельные наделы, подлежащие обязательному выкупу, были очень малыми и их цена явно завышенной. Кроме того, помещики отдавали крестьянам малопригодные земли, оставляя себе земли более качественные.

После опубликования манифеста по стране прокатилась волна выступлений крестьян, недовольных условиями реформы. Крестьяне явно ожидали более качественного улучшения своей судьбы.

Освобождение крестьян ломало всю прежнюю систему административного управления и требовало реформирования других сторон жизни. В 1864 году проведена Земская реформа, по которой в уездах и губерниях создавались выборные Земские собрания, в которых из-за имущественного ценза лидировали дворяне. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования и благотворительные учреждения. На деятельность земств отпускались все местные налоги. Первоначально земства создавались в 34 губерниях и постепенно распространялись на всю Россию. Процесс создания земств растянулся до 1911 года. Работа земств активизировало местное самоуправление и вскоре земства превратились в очаги оппозиции правительству.

Судебная реформа 1864 года. В основу реформы легли принципы: бессословности, равенства перед законом, независимости суда, создание суда присяжных и права на адвокатскую защиту. Все мелкие гражданские и уголовные дела рассматривались в уездном мировом суде. Мировые судьи избирались земством. Более значительные дела рассматривались в коронном суде, состоявшем из окружного суда и судебной палаты. В судебные округа входило несколько губерний. К судопроизводству привлекались присяжные заседатели.

Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Он рассматривал политические и тяжкие уголовные дела и принимал апелляции из окружных судов. Судьи сенаты и округов назначались правительством по представлению министра юстиции.

Судебный процесс становился гласным (в присутствии зрителей) и состязательным. В суде требовалось доказать вину подсудимого. Подсудимый имел право на адвокатскую защиту.

Судебная реформа стала самой последовательной из всех реформ Александра II.

Городская реформа 1870 года. В городах создавались выборные городские Думы. Выборы в Думу проводились на основании имущественного ценза, что обеспечивало господство в думе дворян и буржуазии. Думы занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения и образования. На деятельность Думы передавались местные налоги. Деятельность городских Дум контролировалось губернаторами и Сенатом.

Военные реформы. Страна делилась на военные округа во главе с генерал-губернаторами. С января 1874 года вводилась всеобщая воинская повинность с 20-летнего возраста. Срок службы сокращался до 6 лет. В зависимости от уровня образования срок службы мог быть сокращен до 6 месяцев. Вводились многочисленные льготы и отсрочки по призыву. Военные реформы во многом подняли гражданское самосознание общества и боеготовность армии, что проявило себя во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

В итоге реформ 60–70-х годов Россия значительно продвинулась по пути модернизации, появились предпосылки к переходу к капитализму. Однако многие реформы носили компромиссный характер, в результате реформ общество не получило никаких конкретных рычагов для влияния на правительство. Из-за убийства Александра II! марта 1881 года не была проведена самая главная реформа: создания при правительстве представительного органа с совещательными функциями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.