рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалка: Основные этапы истории России

3. Коллективизация

В ноябре 1929 года Сталин выступил за ликвидацию единоличных хозяйств в деревне и организацию колхозов. На практике в колхозы объединялась сельская беднота. С 1930 года начались репрессии против кулаков и зажиточных крестьян и передача их имущества колхозам. Раскулачивание проходило по нормативам, что приводило к истреблению не только кулаков, применявших наемный труд батраков, но и зажиточных крестьян (середняков). В целом коллективизация нанесла сильнейший удар по сельскому хозяйству. Крестьяне начали переезжать в города. Чтобы удержать их в деревне, у крестьян отбирали паспорта. Работали крестьяне не за деньги, а за натуральный паек, социальные блага (пенсии, отпуск) им были не доступны.


Билет 14. (1). Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм

Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий. При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом. Таким образом Екатерина стремилась достигнуть союза между монархом и обществом не на принуждении (абсолютизм), а на добровольном осознании своих прав и обязанностей. Екатерина поощряла развитие образования и науки, торгово-промышленной деятельности, способствовала зарождению журналистики. В идеях просвещенного абсолютизма Екатерина руководствовалась трудами французских просветителей (Вольтер, Дидро).

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми. Став императрицей Екатерина смогла сочетать с своем характере ум и женскую слабость, настойчивость, дальновидность и гибкость. При Екатерине при дворе расцвел фаворитизм. Личные симпатии своего окружения Екатерина направляла на пользу государства. Видным фаворитом Екатерины стал граф Григорий Алексеевич Потемкин.

Внутреннюю политику Екатерины можно разделить на ряд этапов:

1. 1762 – середина 70‑х годов. Придя к власти в результате дворцового переворота и убийства своего мужа, главной задачей Екатерина видела оправдание своего пребывания на престоле. С целью продемонстрировать единство монарха и подданных созвала Уложенную комиссию (1767 год). Задача комиссии была определена как составление свода законов и замена Соборного Уложения 1649 года. Комиссия формировалась путем выборов от сословий, кроме частновладельческих крестьян. В Наказе для комиссии Екатерина выступила за верховенство закона в империи, развитие промышленности и торговли. В отношении крепостных крестьян комиссия должна была разработать меры по облегчению их жизни. Однако комиссия сразу же раскололась по сословному признаку и каждая группа депутатов пыталась отстаивать свои интересы. В итоге через полтора года работы Комиссия была распущена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Результаты работы комиссии стали основой деятельности Екатерины во второй период царствования.

В 1763 году Екатерина провела реформу Сената: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и руководством генерал-прокурора; Сенат лишен законодательной инициативы.

2. Середина 70‑х годов – начало 90‑х годов. Во второй период своего царствования Екатерина провела крупные реформы в империи. Причиной реформ стало восстание под руководством Емельяна Пугачева. Целью реформ было укрепление монархической власти. В области управления усилена власть местной администрации, увеличено количество губерний, упразднена Запорожская Сечь, распространено крепостное право на Украину, усилена власть помещика над крестьянами. Во главе губернии ставился губернатор, ответственный за все, происходящее в губернии. Несколько губерний объединялись в генерал-губернаторства. Жалованная грамота 1785 года подтвердила дворянскую вольницу, веденную Петром III. Дворяне освобождены от телесных наказаний и конфискаций имущества, разрешено дворянам создавать органы самоуправления. Жалованная грамота городам 1775 года расширяла права городов на самоуправление, освобождала купцов от подушной подати и рекрутской повинности, поощряла развитие предпринимательства. Управление городами возлагалось на городничего, в уездах – на избираемого дворянским собранием капитан-исправника. Создавалась система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, крестьян, духовенства) свои особые судебные учреждения. Таким образом центр тяжести власти перемещался с центральных органов на местные учреждения, что привело к сокращению центральных органов власти и повышению оперативности в решении вопросов.

3. Начало 90‑х годов – 1796 год. Из-за Французской революции 1789 года Екатерина берет курс на сворачивание политики просвещенного абсолютизма. Происходит усиление цензуры над книгами и газетами.

В целом в царствование Екатерины II Россия стала авторитетной мировой державой, дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие, произошло расширение прав дворянства в самоуправлении, созданы благоприятные условия для экономического развития страны. Однако недостатком экономической политики Екатерины стало продолжение политики меркантилизма и протекционизма, что приводило к слабой конкурентной борьбе и образованию в развитии промышленности застоя. Основным покупателем промышленных товаров оставалось государство и армия. Таким образом в условиях жесткого контроля со стороны государства и слабой конкурентной борьбы формирование капитализма шло очень медленно.


Билет 14. (2). Основные этапы и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 годах

1. Начало II Мировой войны

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. В ответ войну Германии объявляют Франция, Великобритания и страны от них зависимые. В соответствии с секретными протоколами к пакту о ненападении Молотова – Риббентропа СССР ввело свои войска в Западную Украину и Белоруссию. 28 сентября СССР и Германия заключили договор о дружбе. По этому договору СССР размещало свои войска в Прибалтике (Литва, Латвия, Эстония). Летом 1940 года СССР содействовало смене прибалтийских правительств, после чего эти государства были включены в состав Союза.

Осенью – зимой 1939/40 годов между СССР и Финляндией произошел военный конфликт из-за Кольского полуострова и Карелии. Путем больших потерь СССР войну выиграла. В результате этой войны СССР исключили из Лиги Наций, что еще больше усилило ее политическую изоляцию в мире.

Готовясь к войне с Германией, правительство начало пересмотр планов обороны. Однако основной идеей оставалось то положение, что Германия нападет на СССР не раньше 1943 года, когда закончит военные действия против Франции и Великобритании, что война будет быстрой и пройдет на территории противника.

2. Лето – осень 1941 года

22 июня 1941 года Германия и ее союзники напали на СССР. Против 5,5 миллионов человек СССР выставило 3 миллиона человек. Немецкое командование планировало наступая на Москву, Ленинград и Киев через 5 месяцев выйти к Волге и на линии Архангельск – Астрахань завершить войну.

Сталин пренебрегал информацией разведки и поэтому страна к нападению была не готова. Большое количество техники погибло в первые минуты войны от бомбардировки авиацией. После нападения Сталин практически на две недели устранился от руководства, центральная власть оказалась парализованной, а Генеральный штаб действовал на свой страх и риск. В пограничных боях особенно отличились защитники Брестской крепости.

После нападения Германии в срочном порядке пришлось эвакуировать на Урал промышленные предприятия из зон, которые могли подвергнуться оккупации. Из-за этого в половину снизились объемы выпускаемой военной продукции.

Основным направлением защиты летом – осенью стала Москва. Ценой огромных потерь наступление удалось остановить. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона. Участники парада прямо с Красной площади направлялись на передовую.

3. Зима 1941–1942 годов

В декабре 1941 года советские войска начали наступление с целью отодвинуть противника от Москвы. 16 декабря был освобожден город Калинин, первый областной центр. В результате наступления линия фронта была отодвинута от Москвы на 100 – 250 км. Развивая успех, наступление началось на всех фронтах с целью полного освобождения страны, но оно закончилось неудачно. Итогом битвы за Москву стало укрепление обороны Москвы, Ленинграда и Кавказа.


4. Лето 1942 года

Летом 1942 года главным направлением стало южное. Вермахт планировал захватить нефть Азербайджана и Кавказа, тем самым лишить топлива советскую технику, и втянуть в войну Турцию на Кавказе и в Закавказье, и Японию на Дальнем Востоке. В мае закончился захват Крыма. 17 июля немцы вышли к Сталинграду, где начались затяжные бои.

5. Международная реакция на нападение Германии на СССР

Нападение Германии на СССР оживило переговоры с США и Великобританией о создании антигитлеровский коалиции. Великобритания и США предложили СССР материальную помощь. Но они не спешили открывать второй фронт в Европе. Это было вызвано:

1) борьбой Великобритании и США с Германией, Италией и Японией в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах и в Африке;

2) выжидательной политикой в отношении СССР и Германии (ставка на победителя).

6. Итоги первого периода войны

В результате первого периода войны СССР удалось:

1) перевести экономику страны на военные условия (к 1942 году выпуск военной продукции был увеличен по сравнению с 1941 годом);

2) остановить наступление фашистов;

3) сорвать планы вермахта на молниеносную войну (блицкриг);

4) сковать на советско-германском фронте значительные силы гитлеровцев, чем облегчило действия США и Великобритании;

5) повысить международное значение СССР как руководителя в борьбе с фашизмом.


Билет 15. (1). Внешняя политика Российской империи в XVIII веке. Расширение территории, превращение России в великую европейскую державу

Внешняя политика России в XVIII веке продолжала сохранять основные направления XVII века: западное (борьба за выход к Балтийскому морю и борьба с Речью Посполитой), южное (борьба с крымским ханом, выход к Черному морю, Кавказ) и восточное (Сибирь и Дальний Восток). Историю внешней политики России в XVIII веке можно разделить на периоды:

1) правление Петра I (1696–1725) – внешнеполитическая активность, активные завоевания;

2) эпоха дворцовых переворотов (1725–1763) – снижение активности, стремление сохранить приобретения Петра I;

3) правление Екатерины II (1763–1796) – усиление внешнеполитической активности.

1. Западное направление

В 1697–1698 году Петр I с целью расширения антитурецкой коалиции и усиления борьбы против Турции и Крымского ханства организовал «Великое посольство» в Европу. После этой поездки Петр переориентировал свою внешнюю политику с южного на западное направление. Причины: 1) антитурецкая коалиция быстро распалась; 2) Польша и Дания готовились к войне против Швеции. В ноябре 1699 года оформился Северный союз, который в феврале 1700 года начал войну со Швецией. Целью России в Северной войне (1700–1721) был выход через Карелию к Балтийскому морю.

Северная война (1700–1721).

1 этап: 1700–1708. После начала войны в августе 1700 года Дания вышла из союза, поэтому вся тяжесть войны легла на Россию. 1700 год стал неудачным, но в 1702–1708 годах русские войска перешли в наступление и одержали ряд побед. 2 этап: 1708–1721. 27 июня 1709 года Россия одержала победу под Полтавой, после этого военные действия возобновили Дания и Польша. В 1710 году русские вошли в Ригу, о начале войны против России объявила Турция. Не имея возможности воевать на два фронта, пришлось оставить Приазовье. В 1717–1720 годах русский флот добился превосходства над флотом Швеции. 30 августа 1721 года Северная война закончилась подписание Нисштадского мира, согласно которому Россия получала выход к Балтийскому морю и ряд территорий в Прибалтике. В честь этой победы Сенат преподнес Петру I титул императора. С этого времени Россия стала принимать самое активное участие в европейской политике.

При Екатерине I Россия дипломатическими методами укрепляла антишведский Северный союз. При Анне Иоанновне Россия приняла участие в поставлении Августа III королем Польши. В этом вопросе она вступила в противоречие с Францией, которая спровоцировала русско – турецкую войну. Из-за выхода из антитурецкого союза Австрии России пришлось прекратить войну и Белградскому договору 1739 года ограничиться приобретением Азова. При Елизавете Швеция в 1741 году при поддержке Франции и Пруссии попыталась вернуть себе территории, потерянные в ходе Северной войны. Война оказалась для Швеции неудачной и в итоге мирных переговоров ей удалось отстоять за собой Финляндию, занятую русскими войсками. В ходе Семилетней войны (1756–1763) Россия присоединилась к союзу Франции и Австрии против Швеции, Англии и Пруссии. В течении 1757–1760 годов русские войска одержали ряд блестящих побед над прусскими войсками и заняли Восточную Пруссию. В сентябре 1760 года русские вошли в Берлин и поставили вопрос о существовании Прусского королевства. Однако из-за прихода к власти Петра III Россия вышла из франко-австрийского союза и вступила в союз с Пруссией, вернула Пруссии все захваченные территории и выплатила контрибуцию. В итоге Семилетней войны Пруссия была значительно ослаблена и на некоторое время вышла из активной внешней политики.

При Екатерине II состоялось три раздела Польши.

Первый раздел Польши состоялся в 1772 году. В 1764 году польским королем стал ставленник России Станислав Понятовский. Договором 1768 года было гарантировано равноправие в Польше православных и католиков. Недовольная шляхта организовала Барскую конфедерация и подняла восстание. Для подавления гражданской войны в Польшу были введены русские, австрийские и прусские войска. Состоялся первый раздел Польши, в ходе которого были отторгнуты приграничные районы, но Польша сохранилась как государство.

Второй раздел Польши произошел в 1793 году. В 1791 году Понятовский издал новую польскую конституцию, в которой значительно были урезаны права шляхты в пользу короля. Началась гражданская война, для подавления которой опять были введены войска соседних государств.

Третий раздел Польши произошел в 1795 году. В 1794 году началось восстание под руководством Костюшко против раздела Польши. Восстание было подавлено, Польша окончательно разделена и прекратило существование как государство. Россия получила правобережную Украину и Белоруссию, Литву и земли в Эстонии. На новые территории распространено законодательство и административное устройство Российской империи.

2. Южное направление

Первоначально внешнеполитическая деятельность Петра I была сориентирована на южное направление. В 1695 и в 1696 году он предпринял два похода на город Азов. Первый поход окончился неудачно из-за отсутствия единого командования, слабой инженерной подготовки и отсутствием военного флота в Азовском море. Второй поход окончился взятием Азова, основанием города Таганрога и созданием в 1697 году антитурецкой коалиции из России, Австрии и Венеции. Приазовье было возвращено Турции в 1711 году, нов 1739 году Турция вернула Азов России.

Персидская война 1722–1723 годов. Целью войны было установление свободной торговли по Каспийскому морю. В ходе похода русские заняли города Дербент и Баку, основали крепость «Святого Креста» (город Ставрополь), создали Каспийский флот.

При Екатерине II Россия дважды вступала в войну с Турцией. Боевые действия первой русско-турецкой войны (1768–1774) проходили на Дунае, в Крыму, Закавказье и в Черном море. Русский флот под командованием А. Орлова и Г. Спиридонова обошел Европу и разгромил турецкий флот в Чесменской бухте. В 1771 году русские войска заняли Крым. Войну пришлось срочно прекратить из-за мощного восстания Пугачева. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджинский мир по которому: Россия получала от Турции контрибуцию небольшие территории в Крыму, право прохода торговых кораблей через черноморские проливы в Средиземное море, запрещено Турции вмешиваться в дела Крымского ханства и Молдавии. Вторая русско-турецкая война (1787–1791) началась из-за присоединения Россией Крыма и Кубани. В ходе войны были заняты дунайские крепости Рымник и Измаил, адмиралом Ушаковым одержана победа над Турецким флотом. В 1791 году заключен Ясский мир по которому Россия получала побережье Крыма (Новороссия). Таким образом на юге полностью были ликвидированы остатки Золотой Орды, Россия вышла к естественным южным границами, получила права держать в Черном море флот, вести торговлю через черноморские проливы, вмешиваться в дела балканских народов находившихся под турецким игом, влиять на Кавказ. 1783 году по Георгиевскому трактату Россия брала покровительство над Восточной Грузией, обещано покровительство Армении.

3. Восточное направление

Колонизация Сибири и Дальнего Востока была вызвана социально-экономическим развитием России. Колонизация затруднялась противодействием Монголии и Китая. Мирные отношения с этими государствами удалось установить после заключения договора с Монголией о нейтралитете и с Китаем об отказе России от Амурской области (Нерчинский договор 1689 года). В 1784 году Г. Шелихов начал колонизацию Аляски. В колонизации активное участие приняли монахи Соловецкого монастыря.

В ходе XVIII века Россия приобрела значительные территории, подготовила сильные дипломатические кадры, военными и дипломатическим силами влияла на международную ситуацию в Европе и Азии. Военно-политические успехи России возвели ее в ранг влиятельной державы. К 1796 году на территории империи проживало 39 миллионов человек.


Билет 15. (2). Культура СССР в 20–30-е годы

1. Начало «культурной революции»

Сразу после октябрьского переворота для управления духовной жизнью общества был создан наркомат просвещения во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. Это ведомство осуществляло контроль над образованием, политическим просвещением, театрами, библиотеками, искусством, и т.д. Через эту централизацию большевики пытались «воспитать» нового человека в духе марксизма. С другой стороны, беднейшие слои населения получили доступ к культурным ценностям. Русская интеллигенция раскололась на три ветви: одни активно не принимали большевизм, другие были его сторонниками, третьи заняли нейтральную позицию. С 1918 года большевики начали активно привлекать старую интеллигенцию к работе на новую власть.

2. Культура в 20-е годы

С 1922 года большевизм начал борьбу со всеми небольшевистскими течениями. Были закрыты газеты других партий, ограничен доступ к образованию выходцев из непролетарских сословий, начались гонения на религию. С 1922 года все печатные издания стали подвергаться цензуре. В августе 1922 года около 160 ведущих профессоров были высланы из СССР.

В 1919 году был принят декрет о ликвидации безграмотности. С этой целью создавались ликбезы, где учили читать и писать. В школах большое значение придавалось изучению марксизма. Преподавание истории до конца 20-х годов было запрещено.

Литературно-художественная жизнь начала 20-х годов отличалась большим количеством творческих течений. К концу 20-х годов все писатели, художники и музыканты были объединены в профессиональные союзы. Через эти союзы они получали зарплату и должны были прославлять советскую власть. Исключение из союза означало голодную смерть. Неугодных деятелей травили через газеты, запрещали издавать свои произведения, устраивать выставки.

Несмотря на идеологическое давление, в 20-е годы был снят фильм «Броненосец Потемкин» (реж. С. Эйзенштейн), началось творчество М. Булгакова.

3. Культура в 30-е годы

В 30-е годы началось коренное искоренение старой интеллигенции, которые слабо критиковали большевизм за его экономическую и идеологическую деятельность. Их увольняли с рабочих мест и ссылали в лагеря. Из библиотек изымались книги дореволюционных изданий, разрушались храмы. Официальным историком стал М. Покровский.

С 1930 года было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1939 году 89% населения страны умело читать и писать.

Большими тиражами публиковались произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, А. Горького. Появились первые звуковые фильмы: «Чапаев» (реж. Братья Васильевы). В театре работали режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Ведущими композиторами были Шестакович и Прокофьев, скульпторами – В. Мухина.

Заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики, реактивного движения, математики, биологии.


Билет 16. (1). Развитие культуры и общественной мысли народов России в XVIII веке

XVIII век стал одним из наиболее значительных этапов в развитии русской культуры. В течении этого столетия русская культура достигла того уровня развития, к которому шла Европа шла в течении 2–3 веков.

В истории русской культуры XVIII века выделяются два периода: эпоха петровских реформ (первая половина XVIII века) и царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века).

Для культуры петровской эпохи характерны следующие черты: 1) обмирщвление (отрыв от церкви), развитие личностного начала, сближение с культурой Западной Европы; 2) соединение культур XVII и XVIII веков, часто достигаемое искусственно; распространение новой европейской культуры в среде дворянства и богатого купечества. Именно в XVIII веке происходит разрыв между дворянской (элитарной) и народной (низовой) культурами.

В ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие (Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные (артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные (цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных. После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук, при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли.

Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.