рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

Таким образом, Лейбористская партия Великобритании предложила избирателям внятную эффективную программу преобразований, затрагивающие все основные сферы жизни общества, определяющие будущую внутреннюю и внешнюю политику. Грамотно построенная избирательная кампания с использованием эффективных технологий, апробированных в США, подавляющая поддержка в средствах массовых информаций обеспечили голоса не только трудовых и социально-незащищенных слоев населения, но также многочисленного среднего класса и жителей национальных окраин: ирландцев, шотландцев, валлийцев. В итоге по результатам выборов лейбористы одержали внушительную победу над соперником и получили право сформировать впервые за 18 лет кабинет министров, премьер-министром которого стал лидер партии Тони Блэр, он и еще 24 министра незамедлительно приступили к исполнению своих обязанностей, и этому посвящена заключительная глава исследования.


ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ПЕРВОГО ЛЕЙБОРИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА (1997-2001)

§1. Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов

Завоевание подавляющего парламентского большинства на выборах 1997 г., стабильная ситуация в экономике, высокие рейтинги популярности лейбористов и лично Блэра позволили правительству почти беспрепятственно проводить политику, не слишком обращая внимание на критику справа и слева. Лейбористы двигались по пути, проложенным экономическим курсом консерваторов, то есть сочетание свободного рынка с некоторым регулированием хозяйства с многообразием форм собственности, но без лишней регламентации со стороны государства – дерегулирование стало важным направлением экономической политики. «Третий Путь» – официальная, и часто критикуемая как справа так и слева, идеология «новых лейбористов», направленная на сочетание элементов свободного капиталистического рынка и демократического социализма для достижения наибольшего общественного эффекта при рациональном потреблении ресурсов. Министр финансов Гордон Браун завоевал репутацию «железного канцлера» и внушил доверие в способность лейбористов управлять экономикой. Одним из первых шагов нового правительства стало «наделение Банка Англии полномочиями самостоятельной монетарной политики, что дает право Комитету банковской монетарной политики устанавливать процентную ставку по доходности вложений вне зависимости от политической конъюнктуры»[122]. Предоставление независимости было одним из условий Маастрихтского договора 1992 г. и британские финансисты встретили такое решение восторженно. Гордон Браун также «переложил ответственность по банковскому надзору на Управление по финансовым услугам, а инфляционные показатели стали высчитываться по индексу потребительских цен»[123] (средняя стоимость корзины продуктов и услуг домашнего хозяйства), вместо индекса розничных цен (средняя стоимость корзины продуктов и услуг человека).

Браун предложил проект бюджета, который вначале прошел процесс обсуждения в течение 15 слушаний в бюджетном комитете Палаты Общин. Бюджет получился умеренно-перераспределительным, выступающим за сокращение абсолютных и относительных размеров государственных расходов с параллельным уменьшением государственных займов. Особое внимание обращено на более эффективное использование государственных средств как правительством – ¾ всех расходов, так и местными органами власти – ¼ расходов. Министерствам и ведомствам предписывалось жестко придерживаться предельного уровня расходов. Финансирование социальной политики было утверждено в размере 95 миллиардов фунтов стерлингов, а это 1/3 всех государственных обязательств. Приоритетными были обозначены такие программы как борьба с безработицей, образование, поддержка семьи и детства, развитие здравоохранения.

Важным источником поступления в бюджет стало реализации идеи единовременного налога на непредвиденные доходы, полученные приватизированными компаниями в течение первых четырех лет продажи. Лейбористы пояснили, что государственная собственность в период консерваторов была продана по низким ценам и дальнейшая перепродажа принесла огромные прибыли владельцам. «Ставка налога была установлена на уровне 23 % от разницы между стоимостью компании по состоянию на момент приватизации и ее последующей стоимостью, которая определялась как девятикратный размер средней прибыли, заработанной компаниями в течении первых четырех лет после приватизации»[124]. Бизнес получил срок в два года для уплаты этого налога, который полностью достиг своей цели – были получены дополнительные бюджетные доходы для финансирования социальных программ, удалось избежать снижения экономической активности, развеяло недовольство итогами приватизации времен Тэтчер.

Приватизация государственных предприятий, а также продажа муниципального жилого фонда по льготным санкционированным из центра ценам, что способствовало одновременному решению нескольких задач: дополнительные поступления средств от продажи в бюджет, налоговые доходы от новых собственников, сбережение средств бюджета по обслуживанию зданий. Еще одним средством пополнения бюджета стала «продажа государственных запасов золота с 1999 г. по цене 275 долларов США за унцию»[125], а всего продали 395 тонн за 3,5 миллиарда долларов США. Многие критики отмечают поспешность такого решения, ведь мировые цены находились в самом минимуме за последние 20 лет.

 В арсенале средств государственного регулирования особое место занимает налоговая политика. Лейбористы остались верны своим предвыборным обещаниям не повышать существующие налоги, более того для стимулирования экономического роста снижается ставка подоходного налога с 23 % до 20 %, налог на прибыль предприятий с 33 % сократился до 28 %, а для малого бизнеса с 24 % до 19 %, что в итоге привело к долгосрочным инвестициям. «В 2000-2001 финансовых годах на долю Британии пришлось 24 % общего объема иностранных инвестиций, вложенных в экономику государств Евросоюза»[126]. Разработаны и введены различные льготные и сберегательные схемы, при которых вложения, прежде всего мелких инвесторов, полностью или частично освобождаются от обложения налогами, что делает британский малый и средний бизнес самым динамичным в Евросоюзе по способности создавать новые рабочие места.

Важным направлением внедрения рыночных начал в деятельность государственного сектора стало контрактирование. Правительством было предписано размещать с торгов подряды на уборку территорий и помещений, строительные и ремонтные работы, перестройку домов, услуги специалистов. Профсоюзам было отказано в привилегированных отношениях, но в одном их интересы совпали с правительственными – это присоединение к Социальной Хартии Евросоюза. Теперь на Британию стали распространяться директивы Евросоюза в области социального права и трудовых отношений. Правительство обязало кампании с числом наемных рабочих более 21 человека признавать профсоюзы, если за это проголосовало 40 % от общего числа занятых на данном производстве. В случае если 50 % рабочих состоит в профсоюзе, такое признание становится автоматическим. Каждый рабочий получил право иметь представителя от профсоюза на слушаниях по трудовым вопросам. Компаниям, с численностью рабочей силы более 1000 человек и имеющим производство более чем в одном государстве Евросоюза, была вменена в обязанность организация консультационных советов для рабочих. Увеличились штрафные санкции для работодателей, нарушающих нормативно-правовые положения. С двух до одного года снизился обязательный трудовой стаж на производстве для тех, на кого распространялось законодательство, защищающее рабочих от незаконного увольнения, были уравнены в правах занятые на половинную ставку и полную. Рабочие получили право на оплачиваемый трехнедельный, а с 1999 г. четырехнедельный отпуск.

С 1 апреля 1999[127] г. на всю территорию Великобритании распространился закон о минимальном размере оплаты труда, который составил 3 фунта стерлинга в час для работников в возрасте от 18 до 21 года и 3,6 – для тех кто старше, затем каждый год в октябре эти показатели корректировались в сторону увеличения. Беднейшим слоям гарантировался минимальный уровень доходов в размере 78,45 фунтов стерлингов в неделю для одиноких и 121,95 – для семейной пары, государство выделяло участвующим в программе работодателям средства на оплату труда лиц, не имевших работы более двух лет. Правительство разработало новые подходы к выплате пособий по безработице, которые были меньше, чем в других странах Европы: были ужесточены квалификационные критерии и сокращены сроки их предоставления, открывались одновременно консультационные средства по трудоустройству, насчитывавшие 225 000 человек. В качестве стимула для поиска работы был введен так называемый бонус в размере до 1 тысячи фунтов стерлингов, который выплачивался за возвращение в ряды работающих, расширялась система профессиональной подготовки и переобучения. Для решения проблем занятости среди молодежи Великобритании в рамках программы «Новый контракт», финансируемой за счет дополнительных прибылей бюджета, было создано 15 зон занятости, в результате смогли трудоустроиться «более 200 000 человек в возрасте от 18 до 24 лет»[128]. Всего количество безработных с 1,5 миллионов человек сократилась до миллиона и составил 6 %, что стало лучшим показателем с 1975 г.

Английский фунт в течение 4 лет правления лейбористов неизменно рос так же как и внутренний валовой продукт, страна избежала экономического кризиса, был зафиксирован самый низкий уровень инфляции за 30 лет, но по уровню часовой производительности труда Британия все же уступает США, Франции, Германии и даже Италии. Лейбористское правительство Тони Блэра отказалось от идеи вхождения в Еврозону и замены национальной валюты фунта стерлинга валютой Евросоюза евро, это идея была поддержана всеми партиями и общественным мнением. В производственном секторе британской экономике был упразднен один миллион рабочих мест, а внешнеторговый дефицит достиг максимума. Такие известные в автомобилестроении торговые марки как «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Бентли» в результате приватизации оказались в руках иностранцев, а каждый третий британец работает на иностранного инвестора. Ряд авторитетных публикаций, в том числе британского Института исследований общественной политики и Фонда Джозефа Роунтри, показывают, что социальное неравенство Великобритании в 90-е гг. увеличилось, конфликтность продолжала сохраняться в обществе. Рост зарплат чаще наблюдался на хорошо оплачиваемых должностях, средние зарплаты росли достаточно медленно. Таким образом, улучшение благосостояния коснулось, прежде всего, верхних и отчасти средних слоев общества, в то время как низшие слои, которые в принципе должны служить главным объектом заботы лейбористов, серьезных изменений не почувствовали.

В соответствии с предвыборными обещаниями, образование должно было стать одним из приоритетных направлений социальной политики, превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе. Причем в соответствии с новыми подходами лейбористов доступное образование вписывалось в концепцию равных возможностей, а значит востребованность на рынке труда, именно поэтому «Дэвид Бланкетт обладал на должности секретаря по вопросам образования и профессиональной подготовки»[129] взаимосвязанными полномочиями. В 1997-1998 гг. расходы на образование составили 13,3 % бюджета страны. В июле 1998 г. была принята программа развития образования стоимостью 19 миллиардов фунтов стерлингов. Расширялась сеть бесплатных школ и были отменены ваучеры в системе образования, количество начальных классов для детей от 5 до 7 лет, в которых учиться более 30 человек, снизилось в два раза. Территория страны была поделена на 25 региональных зон образовательной активности, где школы осуществляли совместное партнерство с бизнесом и общественными организациями по внедрению инновационных стратегий: совершенствование школьных стандартов с упором на индивидуальные способности детей и приближение к будущей профессии, переподготовка учителей и директоров школ для овладения навыками использования ресурсов интернета и применение в учебном процессе новейших компьютерных, телекоммуникационных технологий. В июне 1999 г. был создан Совет по обучению и развитию, в функции которого входила помощь подросткам старше 16 лет и намеревающиеся продолжить образование. В 2000 г. более 35 % британских школьников продолжили обучение в высших учебных заведениях, тем не менее ¾ студентов принадлежало к высшим слоям общества, поэтому правительство решило отказаться от принципа бесплатного наставничества и ввело плату в размере 1 тысячу фунтов стерлингов для всех абитуриентов. Политика правительства Тони Блэра в сфере образования во многом отводила значительную роль гражданской активности, повысился уровень образованности молодежи.

Лейбористы осуществили реформу Национальной Службы Здравоохранения, финансирование которой составило 19,3 % бюджета. Франк Добсон[130] на посту государственного секретаря по вопросам здравоохранения начал осуществлять на практике внедрение программы «Частная финансовая инициатива», суть которой заключалась в привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры, с последующим дерегулированием в пользу корпораций. В октябре 1999 г. Алан Милберн[131] занял пост в министерстве, но политика осталось той же – сокращение ожидающих в очереди на получение медицинской помощи, дальнейшая модернизация с привлечением частных инвестиций. Результатом реформы стало появление к 2001 г. 68 новых больниц, создание около 2 000 больничных мест, значительно увеличился медицинский персонал: медсестер – на 39 500, фельдшеров – на 5 000, врачей общей практики – на 1500. Существенно уменьшились сроки ожидания медицинской помощи: количество пациентов, ожидавших операцию более года, сократилось на 62 % – с 33 000 до 12 000 человек. Около 81 % населения имело возможность попасть на прием к врачу общей практики в течение не более 48 часов. Пенсионерам вернули право на бесплатные глазные тесты, а всего более 3,5 миллионов малоимущих британцев получили бесплатную медицинскую помощь. Правительство развернуло борьбу с вредной привычкой населения – курением. Благодаря специальным программам 220 000 курильщиков отказалось от сигареты. Не смотря на достигнутые успехи и увеличившееся финансирование, общественность полагала, что работа в этом направлении проводиться не достаточно эффективно, относилась скептично к заявленным достижениям.

В 1997 г. Британия занимало последнее пятнадцатое место среди стран Евросоюза по показателям детской бедности, в связи с чем было принято решение увеличить отчисления по программам поддержки семьи и детства до 10,6 % бюджета. Первоначально министерство социального обеспечения во главе с Харриет Харман[132] придерживалось плана прежней администрации, в соответствии с которым планировалось сокращение выплат одиноким родителям, но в декабре 1997 г. левое крыло Лейбористкой партии в Палате Общин в количестве 47 депутатов решительно выступили против таких планов. Правительство пошло на уступки и разработало программу «Уверенный старт» для бедных семей с детьми, которых должны посещать врачи и педагоги, создание мест в детских садах, консультация родителей по вопросам детского воспитания, были увеличены еженедельные детские пособия: 15 фунтов стерлингов выплачивалось для первого ребенка, 10 фунтов стерлингов – для второго. Понимая, что этих средств недостаточно, правительство разработало специальные программы трудоустройства одиноких родителей, особенно женщин. Также будущие мамы получили право на шестимесячный оплачиваемый отпуск по беременности, а отцы – две недели для ухода за новорожденными. Пенсионеры получили «льготы при оплате счетов за зимнее отопление»[133], но возрастной порог выхода на пенсию был разным для мужчин и женщин, что противоречило европейским нормам социального права и рассматривал как признак дискриминации, ведь мужчинам приходилось ждать на пять лет дольше, чем женщинам, прежде чем они смогу воспользоваться своими льготами. В итоге было принято решение, что «все получат право на такой вид льготы при достижении возраста 60 лет»[134]. Под давлением обстоятельств Харриет Харман уступила пост в июле 1998 г. Алистеру Дарлингу.

«К 2000 г. рождаемость в стране упала до рекордно низкого уровня – 1,66 ребенка на одну женщину, а рост населения поддерживается в основном благодаря иммиграции»[135]. Демографы и социологи отмечают, что с одновременным улучшением жизни населения, массовым вовлечением женщин в трудовые отношения, новыми возможностями для карьерного роста связано решение о рождение ребенка на более поздний срок и желанием чаще воспитывать одного или двух детей. Большое количество одиноких родителей, чаще всего женщин, более одного миллиона, воспитывающих детей на пособие и вынужденные искать дополнительные заработки свидетельствует об ослабление роли семьи, что влечет образование проблемы появления бездомных детей, детской бедности, подростковой беременности и другие асоциальные явления подталкивают к уличной преступности.

Лейбористы предприняли ряд мер по уменьшению конфликтности в обществе как основной причины появления преступности. Большим шагом в развитии демократии стало включение Европейской конвенции по правам человека в структуру британского права с принятием 9 ноября 1998 г. закона о «Правах человека»[136] и вступившего 2 октября 2000 г. в силу. Теперь у граждан отпала необходимость обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в случае их нарушения, так как суды Великобритании получили соответствующие полномочия, также вводился запрет на применение смертной казни. Вызовы современного мира, в частности интернет угрозы, терроризм, педофилия, диктуют свои правила игры, ответы на которые дал министр внутренних дел Джек Стро. Он внес 9 февраля 2000 на рассмотрение в Палату Общин закон о «Полномочиях в области расследований»[137], утвержденный Парламентом 26 июля. По принятому закону, уполномоченные органы получили: право требовать от интернет-провайдеров доступа к клиентским базам данных и, если потребуется, то и наблюдения, право досмотра груза, следующего транзитом, право требовать секретную информацию, для предотвращения злоупотреблений вся собранная информация по выданному ордеру должна быть представлена в суде. Таким образом, закон увеличил полномочия полиции в борьбе с терроризмом, и одновременно уменьшение роль суда присяжных, что служило об увеличении признаков авторитарности, но подобные действия даже заслужили одобрение со стороны «железной леди» Маргарет Тэтчер: «Я доверяю Джек Стро. Он очень справедливый человек»[138]. Министр вел борьбу в рядах полиции с таким явлением как «институциональный расизм», когда преступления совершенные против цветного населения расследуются вяло или вовсе спускается на тормоза. Для большей открытости и демократичности работы государственных учреждений 30 ноября 2000 г. был принят закон о «Свободе информации», гарантирующий на определенных условиях гражданину право на предоставление со стороны государственных структур требуемой информации.

Джон Прескотт[139], занимая пост заместителя премьер-министра и обладая полномочиями государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, в «1997 г. возглавил делегацию в Японию»[140] и провел успешные переговоры о судьбе планеты в условиях глобального потепления, грозившее таянием ледников и повышением уровня мирового океана, которое чревато последствиями для островного государства. В рамках Киотского протокола Британия взяла на себя обязательства снизить за период с 1990 по 2010 гг. выбросы двуокиси углерода на 20 %, в связи с чем граждан призывали ограничить использование автомобилей в путешествиях и уменьшить число регулярных поездок, пользуясь общественным транспортом. Тем не менее сам Прескотт был уличен в 1999 г. журналистами в комичном случае, когда, для «преодоления расстояния всего в 230 метров от отеля до места партийной конференции»[141] по вопросу популяризации общественного вида транспорта, он воспользовался автомобилем с личным водителем, а кроме того его останавливала полиция за превышение скорости и создание опасной ситуации на дорогах 4 раза за период с 1988 по 1997 гг.

Джек Каннингэм[142] на посту министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия приступил к реализации программы модернизации, которая заключалась в отстаивании интересов производителя и защите прав потребителей. Ему удалось договориться с Евросоюзом о снятии некоторых ограничений на поставку говядины, вызванной скандалами в связи с «коровьем бешенством», также предложил спорную идею по созданию независимого Агентства пищевых стандартов. В июле 1998 г. Каннингэм получает новые посты в Кабинете министров, а его пост занимает Ник Браун[143]. Тони Блэр обещал как до прихода власти, так и в июле 1999 г. запретить псовую охоту на лис, однако с тех пор был куда менее настойчив, понимая, что это не пользуется поддержкой как среди охотников – представителей крупной земельной аристократии, так и среди обслуживающего персонала, получающего, возможно, единственный источник дохода в сельской местности. Такими же скромными результатами закончилась попытка реформ земельных отношений в Шотландии. Дело в том, что «98 % территории Шотландии – это сельская местность, где 80 % принадлежат 1500 крупным собственникам, которые устанавливают размеры арендных платежей для арендаторов, оговаривают способы пользования землей и строениями»[144]. Правительство намеревалось создать условия, при которых арендаторы могли бы стать частными собственниками, однако в итоге лишь менее 7 % шотландских земель стали подлежать продаже, которое обставлено столь многочисленными условиями, что не всякий захочет связываться. Нику Брауну также пришлось столкнуться с новой напастью, постигшей сельское хозяйство – 19 февраля 2001 г. был выявлен случай ящура[145] у свиней в графстве Эссекс в Восточной Англии, который стал стремительно распространяться по сельскохозяйственным районам, обнаружив более 2 000 очагов инфекции. Экономический ущерб составил более 16 миллиардов долларов США, нанеся ущерб сельскому хозяйству и туризму. Более 10 миллионов голов скота составил падеж, а мясо свиней, овец и коров было запрещено к экспорту.

В конце 90-х гг. Великобритания стала получать более 17 миллиардов долларов США доходов от туризма, людей привлекали спортивные события, культурные достопримечательности, произведения искусства и музеи. Количество граждан государств, не входящих в Евросоюз, которые посещают Британию увеличилось в 90-е гг. на 60 %. Крис Смит[146] выполнял в правительстве обязанности государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта. В 2000 г. например ему удалось добиться налоговых льгот для музеев, в результате чего заведения могли позволить организовать бесплатный доступ посетителям, а уже в августе торжественно был отмечен 100-летний юбилей королевы-матери. Нужно отметить, что британская монархия полностью перешла на принцип окупаемости, лейбористское правительство сократило содержание королевской семьи на 10 миллионов фунтов стерлингов, королевский двор перешел на режим жесткой экономии, сократив количество придворных и служащих, зато отныне туристы получили право на посещение Букингемского дворца.

В британском обществе формируется двоякое отношение к иностранцам: доброжелательное к туристам, и негативное, подчас перерастающее в националистические и шовинистические настроения к иммигрантам, особенно цветным. Иммигранты, составляющие 5,5 % от общего числа населения в 59,5 миллионов человек к 2000 г., также не остаются в долгу, например в местах их компактного проживания в барах весят таблички с надписью: «Белым свиньям вход запрещен!»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.