рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

Успех развития революционного процесса в решающей степени зависел от марксистско-ленинских партий, от того, насколько умело они используют благоприятно сложившуюся внешнюю и внутреннюю обстановку, чтобы, опираясь на антифашистское единство народных масс, осуществить переход от народно-демократической революции к социалистической, не перескакивая через объективно необходимые этапы, последовательно решая назревшие социальные проблемы. Важно было также учитывать стремление оппозиционной фашизму части национальной буржуазии участвовать в решении некоторых демократических антифеодальных и антиимпериалистических задач, использовать все возможности для сотрудничества с ней в восстановлении и развитии экономики. Такой подход предполагал определенный политический компромисс между пролетариатом и антифашистски настроенной мелкой и средней буржуазией при условии сохранения за рабочим классом полной самостоятельности в осуществлении классовой политики. Этот подход обеспечивал пролетариату массового союзника в осуществлении демократических преобразований, в создании необходимых предпосылок для последующего углубления революции.

Исходя из такого понимания революционного процесса, коммунистические и рабочие партии считали, что на данном его этапе главным была борьба за национальное освобождение, создание прочных основ для уничтожения фашизма и разгрома внутренних реакционных сил. Поэтому в их программных документах указывалось на необходимость обеспечения максимального участия всех классов в борьбе против фашистской Германии и в демократизации политического, строя как главной предпосылки установления власти народа и последующего революционного преобразования общества. В этих документах содержались требования об искоренении остатков фашизма, очищении государственного аппарата от сотрудничавших с оккупантами лиц и суровом наказании их, запрещении деятельности фашистских и других реакционных партий.

Из экономических мер на первый план выдвигалось проведение земельной реформы, конфискации собственности граждан стран фашистского блока и коллаборационистов. Эти требования преследовали цель серьезно ослабить экономические позиции крупной монополистической буржуазии, не затрагивая при этом коренных интересов средней буржуазии, а следовательно, и не подрывая складывавшегося в то время единства антифашистских сил.

При разработке основных направлений революционной борьбы коммунистические и рабочие партии учитывали конкретные условия своих стран.

Особенность революционного процесса в Югославии состояла в том, что он протекал в рамках возглавляемой коммунистической партией освободительной войны югославского народа против фашистских оккупантов и их местных приспешников. В конкретных условиях этой страны освободительная борьба, направленная против оккупантов, слилась с борьбой против восстановления буржуазного строя в Югославии, за социальное освобождение. Буржуазные партии здесь до такой степени себя скомпрометировали, что от них стали отходить даже те слои населения, которые в первые годы войны находились под их влиянием. В то же время компартия, руководствуясь линией, выработанной майским совещанием 1941 г. в Загребе, успешно добивалась укрепления единства всех народов страны в борьбе за национальное и социальное освобождение. Югославские коммунисты постоянно укрепляли свой авторитет среди широких народных масс[19].

В Болгарии разработанная Заграничным бюро ЦК БРП летом 1942 г. программа Отечественного фронта преследовала цели, остававшиеся актуальными до победы вооруженного восстания в сентябре 1944 г., — разорвать союз с державами оси, установить дружественные отношения и сотрудничество с Советским Союзом и народами других стран антигитлеровской коалиции; прекратить вывоз продовольствия и сырья в Германию; восстановить политические свободы, демократизировать армию; распустить фашистские организации, наказать предателей; создать необходимые условия для быстрого развития экономики; добиться коренного изменения социальных условий жизни трудящихся[20].

Программная декларация ППР предусматривала объединение всех патриотических и демократических, сил Польши в антифашистский Национальный фронт. Партия считала, что органы руководства национально-освободительной борьбой в момент освобождения должны стать органами политической власти. В качестве важнейших и первоочередных задач временного правительства этого фронта намечалось немедленное проведение аграрной реформы, введение демократических форм общественной и государственной жизни, возвращение Польше ее западных земель. «Созданная в оккупированной стране коммунистами, сражавшимися в подполье и действовавшими в эмиграции на территории Советского Союза, Польская рабочая партия соединила в своей программе задачи национального и социального освобождения», — подчеркивает Первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии Э. Терек[21].

Идеи демократизации общественной жизни, укрепления единства антифашистских сил в Чехословакии нашли свое отражение в предложениях, выдвинутых представителями Заграничного руководства КПЧ на переговорах с Бенешем в Москве, а также в заключенном в декабре 1943 г. соглашении словацких коммунистов с патриотическими группами движения Сопротивления, представлявшими другие антифашистские партии. Это соглашение предусматривало создание Словацкого национального совета в качестве общего органа руководства борьбой за ликвидацию фашистского гнета и образование единого демократического государства чехов и словаков на основе полного их равенства, а также «тесного сотрудничества со всеми славянскими государствами и народами, особенно с СССР»[22]. Исходя из этих принципов, Словацкий национальный совет летом 1944 г. приступил к непосредственной подготовке общенародного восстания.

Коммунисты Венгрии в сентябре 1944 г., когда началось освобождение страны, переименовали свою партию Мира в Венгерскую коммунистическую партию (ВКП). По-прежнему находясь в глубоком подполье, партия возобновила издание своего боевого органа — газеты «Сабад неп», через которую призывала трудящихся, все прогрессивные силы объединиться для борьбы с фашизмом, создавать партизанские отряды. В конце сентября по инициативе коммунистов был создан Исполнительный комитет Венгерского фронта, куда вошли представители ВКП, социал-демократической партии, партии мелких сельских хозяев и национальной крестьянской партии. Комитеты Венгерского фронта были образованы и на местах, что имело большое значение для развертывания антифашистского движения. Вскоре ВКП удалось подписать соглашение о единстве действий с социал-демократической партией. В этом документе провозглашалось боевое единство рабочего класса, а конечной целью его борьбы — построение социализма в Венгрии. Партии договорились о создании единых профсоюзов и по другим вопросам. Однако совершенный в октябре главарем нилашистов Салаши путч и новая волна террора помешали осуществлению этих мер. Члены Заграничного бюро Венгерской коммунистической партии, прибыв на освобожденную Советской Армией территорию Венгрии, установили связь с находившимся в Будапеште ЦК ВКП во главе с Я. Кадаром.

В мобилизации народных масс на борьбу большое значение имела разработанная Венгерской коммунистической партией программа демократических преобразований в стране. Из экономических мер программа намечала установление государственного контроля над монополиями и крупными банками, национализацию нефтепромыслов, шахт и электростанций, проведение земельной реформы и ряда социальных мероприятий в интересах рабочего класса (8-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, повышение реальной зарплаты и т. и.), конфискацию владений предателей, военных преступников, немецких собственников.

В политической области программа предусматривала разрыв военного союза с Германией и активное участие в войне против нее, установление добрососедских отношений с Советским Союзом, роспуск всех фашистских организаций, привлечение к уголовной ответственности военных преступников и изменников родины, очищение армии и органов государственной власти от фашистов, отмену антинародных законов, восстановление демократических свобод и политических прав народа, передачу власти национальным комитетам, созыв Временного национального собрания и создание Временного правительства[23].

Коммунистическая партия Румынии 26 сентября 1944 г. опубликовала «Проект платформы Национально-демократического фронта», ставший программой дальнейшего развития революции в стране. Этот документ предусматривал выработку новой демократической конституции, очищение местных органов власти от фашистских и реакционных элементов, последовательное проведение аграрной реформы и наделение землей в первую очередь участников борьбы против германского фашизма, демократизацию армии и отмену произвола офицеров по отношению к солдатам. В проекте специально подчеркивалась необходимость проведения политики искренней дружбы с Советским Союзом. Все демократические партии и организации заявили о своей поддержке «Проекта платформы Национально-демократического фронта»[24].

Выработанные коммунистическими и рабочими партиями стран Центральной и Юго-Восточной Европы революционно-демократические платформы явились основой сплочения патриотических сил широких социальных слоев, объединившихся в антифашистском фронте, обеспечения ведущей роли рабочего класса в национально-освободительном движении, в политических блоках трудящихся масс. Все это способствовало созданию прочной социальной базы демократической власти. Примечательно, что уже в ходе национально-освободительного движения возникли прообразы новых органов власти в форме народно-освободительных комитетов (Югославия), национальных комитетов (Чехословакия), рад народовых (Польша), комитетов Отечественного фронта (Болгария), национально-освободительных советов (Албания) и т. и.

Растущее влияние компартий ярко проявилось, в частности, в росте их рядов. Если БРП до 9 сентября 1944 г. насчитывала около 25 тыс. членов, то уже в первые месяцы после победы революции в ее рядах состояло 53 090 рабочих, 100 915 крестьян, 16 424 представителя интеллигенции и 11 353 ремесленника и кустаря. А к середине января 1945 г. общая численность партии достигла 254 140 человек. Если ППР на 1 сентября 1944 г. в освобожденных воеводствах Польши насчитывала 4633 члена, то в конце декабря она здесь имела уже 21 649 членов. Всего же к концу декабря в стране ее численность составила около 34 тыс. человек. Росли ряды и КПЧ, особенно в освобожденных районах Словакии. В частности, Компартия Словакии в феврале 1945 г. насчитывала 22 тыс. членов. Свою ведущую роль в народно-освободительной войне и революции в Югославии продолжала закреплять КПЮ. В ее рядах в 1944 г. состояло 140 тыс. человек. В борьбе за победу народно-демократической революции росли и закалялись компартия Румынии, а также Венгерская коммунистическая партия, насчитывавшая в своих рядах к февралю 1945 г. свыше 30 тыс. членов[25].

Таким образом, самоотверженная борьба коммунистических и рабочих партий за освобождение своих народов от фашистского гнета и оккупации, за восстановление экономики и демократические преобразования еще более повышала их авторитет и влияние среди народных масс.

1.4 Первые революционные политические и социально-экономические преобразования

Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы явились продолжением и развитием в главном и основном исторического революционного поворота человечества от капитализма к социализму, который начался победой Великой Октябрьской социалистической революции; в России. Поэтому их характеризуют основные черты, присущие процессу социалистической революции и социалистического строительства в СССР.

Исторический опыт показывает, что главным вопросом революции является вопрос о власти. Поскольку эксплуататорские классы не уступают власти без сопротивления, то для надежного закрепления достигнутых завоеваний и подавления попыток реставрации капитализма рабочий класс должен укреплять и защищать свою государственную власть.

В странах Центральной и Юго-Восточной Европы были обеспечены победа над буржуазией и утверждение народной власти благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при гегемонии пролетариата.

Революционные преобразования в освобожденных странах стали возможными потому, что во главе движущих сил революции стояли коммунистические и рабочие партии. В этом нашло новое убедительное подтверждение о роли пролетарской партии как решающего оружия рабочего класса в борьбе за власть.

Эти и некоторые другие общие закономерности революции проявлялись в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в неразрывной диалектической связи между собой.

Наряду с общими закономерностями и чертами революционного перехода от капитализма к социализму эти революции характеризуются рядом особенностей и специфических черт, отличающих их не только от Октябрьской революции, но и друг от друга в разных странах.

Важнейшая особенность народно-демократических и социалистических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы состояла в том, что они совершались в условиях, когда советский народ построил социализм и Советский Союз, выполняя свой интернациональный долг, оказывал им всестороннюю помощь в становлении и укреплении новой власти.

Другая особенность этих революций заключается в том, что они назревали в ходе национально-освободительной борьбы против фашистских оккупантов и имели целью, прежде всего уничтожение фашистских порядков и установление народной власти. В некоторых странах уже во время освободительной борьбы в едином непрерывном процессе осуществлялись глубокие революционные преобразования, открывавшие путь к социализму. Соотношение решаемых общедемократических и социалистических задач зависело от многих факторов и в разных странах было неодинаковым[26].

Своеобразие народно-демократических и социалистических революций выражалось также в том, что после их победы продолжали существовать политические партии не только трудящихся, но и буржуазии (исключая военных преступников и коллаборационистов), которая была лишена власти и прежних привилегий, но сохраняла известные политические права.

В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы народно-демократические и социалистические революции начались с антифашистских вооруженных восстаний. В Югославии, Болгарии, Чехословакии, Румынии они осуществлялись силами широкого антифашистского фронта, в состав которого входили рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и часть патриотически настроенной буржуазии. Значительную роль в восстаниях сыграли партизанские силы и армейские части, перешедшие на сторону народа. Участие в них широких народных масс обеспечило успех в ликвидации фашистских и профашистских клик, в проведении коренных политических и социально-экономических преобразований. Однако размах, характер и политические итоги вооруженных выступлений в каждой стране были неодинаковыми[27].

В Югославии антифашистское вооруженное восстание, вспыхнувшее в июле 1941 г., переросло во всенародную борьбу за национальное и социальное освобождение. Ее руководящей и направляющей силой был рабочий класс и Коммунистическая партия Югославии. Новая власть на постоянно расширявшейся освобожденной территории стала приобретать черты диктатуры пролетариата, основанной на широком союзе всех антифашистских и демократических сил. В мае — августе 1944 г. антифашистские веча Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Боки были провозглашены высшими законодательными и исполнительными органами народной власти этих земель. 9 ноября в Белграде состоялось первое заседание Великой антифашистской скупщины народного освобождения Сербии, которое подтвердило решение Второй сессии АВНОЮ о вхождении Сербии в состав Демократической Федеративной Югославии на равноправной основе. По мере освобождения страны народно-освободительные комитеты, созданные в качестве местных органов государственной власти, осуществляли мероприятия, которые положили начало преобразованиям социалистического характера.

Важнейшей задачей центральных и местных органов народной власти было восстановление разрушенных оккупантами промышленных предприятий и рудников, транспорта и средств связи, школ и больниц, обеспечение населения продовольствием и топливом. НКОЮ, выполняя функции народного правительства, принял ряд важных решений в области экономики, в том числе постановление о национализации собственности оккупантов и предателей. В декабре 1944 г. были созданы Экономический совет, Управление по производству и распределению угля, Государственное управление народным имуществом и Государственное финансовое управление, что позволило приступить к плановому ведению хозяйства.

Большое значение для демократизации жизни на освобожденной территории имело решение НКОЮ о ликвидации квислинговских организаций и отмене законодательных актов, принятых оккупационными властями. Повышалась активность массовых антифашистских союзов, женских и молодежных организаций. В течение зимы 1944/45 г. во всех освобожденных районах состоялись выборы в народно-освободительные комитеты, были созданы районные, областные и краевые скупщины, прошли республиканские конгрессы народного фронта. «На всех территориях, — отмечал позднее И. Броз Тито, — где мы были хозяевами положения, мы уничтожали старый, буржуазный государственный аппарат... Мы создавали новые, народные органы власти и ее органы безопасности. Когда страна была полностью освобождена, мы поступили таким же образом на всей территории Югославии»[28].

Свои особенности имело развитие революции в Польше. Под воздействием побед Вооруженных Сил СССР, успешного грандиозного наступления советских войск усиливалось освободительное движение в стране. Польская рабочая партия использовала благоприятную обстановку для укрепления Национального фронта и влияния Крайовы Рады Народовой (КРН), создания на оккупированной территории Армии Людовой и местных органов народной власти. В состав народных органов власти входили и представители других патриотических сил, стоявших на позициях активной борьбы с оккупантами.

Созданный 21 июля 1944 г. центральный орган исполнительной власти — Польский комитет национального освобождения (ПКНО) 22 июля обратился с Манифестом к польскому народу, в котором была изложена программа завершения вместе с Советской Армией борьбы против фашистских оккупантов и строительства нового государства, обеспечивающего равенство всех граждан, избавление их от угнетения и эксплуатации, демократическое развитие общества. В Манифесте содержались положения о проведении в жизнь социально-экономических преобразований в интересах трудящихся и разрешении ряда социальных проблем. Их осуществление наряду с созданием ПКНО и рад народовых означало победу революции в Польше. Это явилось историческим переломом: в Польше «началась социальная революция, начался процесс социалистических преобразовании».

Изменения в характере власти повлекли за собой преобразования: в социальной структуре общества и в формах собственности на средства производства. Важнейшими актами революции явились земельная реформа и национализация промышленности. Реформа, проводившаяся на основе декрета ПКНО от 6 сентября 1944 г., предусматривала конфискацию земли сверх 100 га общей площади, в том числе пахотной — сверх 50 га, и передачу ее в государственный земельный фонд для надела безземельным и малоземельным крестьянам, сельскохозяйственным рабочим и служащим. Демократический характер этого акта усиливало активное участие в нем беднейшего крестьянства. Большую роль в осуществлении реформы, проходившей в обстановке ожесточенной классовой борьбы, сыграли рабочие бригады. На освобожденной территории Польши она была завершена к концу 1944 г. В ходе ее почти 110 тыс. семей, в том числе малоземельные (более 63 процентов), безземельные и сельскохозяйственные рабочие (около 32 процентов), получили 212 084 га пахотной земли. Реформа показала, что новый, народный строй является подлинным защитником интересов трудящихся. Она способствовала росту политической сознательности и активности крестьянства.

В ходе революции буржуазия лишалась базы своего экономического и политического господства. Молодое государство брало в свои руки, управление крупнейшими предприятиями металлургической, военной, электротехнической, химической, пищевой, строительной, деревообрабатывающей промышленности. В ведение народной власти переходили все-предприятия, ранее принадлежавшие немецким акционерным компаниям и частным лицам, а также бежавшим из страны владельцам и предателям, сотрудничавшим с оккупантами. Во многих случаях руководство заводами и фабриками брали на себя советы на предприятиях. Так создавались, экономические основы народного строя Польши[29].

Укрепление народной власти свидетельствовало об успешном развитии революции в стране. Все более расширялись возможности для формирования Временного правительства Польши. Этому долгое время препятствовала польская реакция, особенно эмигрантское правительство в Лондоне. Антинародные силы пытались игнорировать ПКНО, вели подрывную и террористическую деятельность. Но освобождение Советской Армией польских земель ослабило силы реакции и не позволило им развязать гражданскую войну.

В октябре 1944 г. во время пребывания У. Черчилля и С. Миколайчика в Москве велись переговоры о создании единого польского правительства. Советский Союз твердо и последовательно поддерживал ПКНО как подлинного выразителя воли польского народа. Черчилль вынужден был встретиться с делегацией Польского комитета национального освобождения, но переговоры положительных результатов не дали.

Между тем авторитет и влияние ПКНО в стране все более росли. Он успешно решил ряд важных вопросов восстановления народного хозяйства, осуществил крупные социально-экономические преобразования. Его политика пользовалась широкой поддержкой польского народа. Поэтому ППР выступила с инициативой преобразования ПКНО во Временное правительство. 31 декабря такой закон был принят Крайовой Радой Народовой. Через несколько дней СССР признал Временное правительство Польши.

«В союзе с Советской Армией, победа которой спасла польский народ от уничтожения и послужила решающей предпосылкой обретения независимости, — говорил Первый секретарь ЦК ПОРП Э. Терек на торжественном заседании Сейма ПНР 21 июля 1974 г., — солдаты польской армии, сформированной в СССР, партизаны Гвардии Людовой и Армии Людовой, а затем воины народного Войска Польского освобождали родную землю, закладывали фундамент народной власти. Эта новая Польша, образование которой возвестил Манифест Польского комитета национального освобождения, облик которой определили и строительством которой руководили левые силы, — эта Польша претворяла в жизнь кровные интересы всего народа и увенчала победой его освободительную борьбу»[30].

Определенную специфику имело становление народно-демократической власти в Чехословакии. Уже в первые дни Словацкого национального восстания руководящий орган восставшего народа — Словацкий национальный совет, в котором ведущую роль играла компартия, принял декларацию, в которой провозглашался переход в его руки всей законодательной и исполнительной власти. В этом документе нашло отражение стремление словацкого народа жить вмеете с чешским народом в новой, демократической Чехословацкой республике и наряду с национальным освобождением добиться улучшения социального положения трудящихся путем справедливого распределения национального дохода, перераспределения земельной собственности в интересах крестьянской бедноты и получения рабочими большей доли создаваемого ими общественного продукта.

Большое значение имело проведение в жизнь принятых СНС по инициативе компартии решений, определявших статут новых революционных органов власти и предусматривавших ряд революционных мер. На освобожденной территории начали функционировать ведомства СНС по внутренним делам, финансам, экономике, снабжению, транспорту, школам и просвещению, правосудию и социальному страхованию. Осуществлялись акты, обеспечившие народу широкие демократические свободы, были освобождены политические заключенные. 8 сентября 1944 г. Словацкий национальный совет постановил конфисковать предприятия немецких монополий, а также словацких коллаборационистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.