рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

Словацкий национальный совет, выступая в качестве ведущего политического органа восставшего народа, в этот период осуществил ряд других важных революционных мер, направленных на установление демократических порядков, утверждение народно-демократической власти. Созданные на местах национальные комитеты явились важнейшим орудием народной демократии. Их первой задачей стала мобилизация всех сил и средств для победы над врагом.

В ходе Словацкого национального восстания коммунисты, входившие в революционные органы власти, настойчиво отстаивали интересы трудящихся. Постоянно рос и укреплялся их авторитет в массах. Большое значение для идейного сплочения рабочего класса Словакии и усиления его роли в революционном процессе имело объединение коммунистической и социал-демократической партий. Их объединительный съезд, состоявшийся 17 сентября 1944 г., определил задачи дальнейшего развития революции: национализацию крупных предприятий и банков, проведение земельной реформы, демократическое решение национального вопроса в рамках единого народно-демократического государства. Созванная через месяц в Подбрезовой конференция заводских комитетов полностью поддержала выработанную объединительным съездом программу революционных мероприятий.

Чехословацкое эмигрантское правительство настойчиво стремилось остановить процесс развития революции, лишить новые органы власти законодательных функций, полностью поставить их под свой контроль. Оно требовало, чтобы все свои действия СНС согласовывал с президентом и правительством, поступал в духе действующей конституции, и добивалось предоставления его представителям возможности управлять освобожденной территорией. Словацкий национальный совет решительно отверг эти притязания. 16 октября 1944 г. он принял постановление, в котором прибывший из Лондона «правительственный делегат» рассматривался лишь как посредник между СНС и правительством[31].

В освобожденных советскими войсками и словацкими повстанцами районах в активную политическую жизнь включались широкие слои трудящихся. Развертывалась деятельность воссозданных партийных организаций и национальных комитетов. Эти районы стали базой мобилизации сил народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов.

В Болгарии народная власть была установлена в результате всеобщего восстания 9 сентября 1944 г. Независимо от того, что в первое правительство Отечественного фронта кроме коммунистов входили и представители других партий, оно осуществляло власть рабочего класса, выступавшего в союзе с трудовым крестьянством и народной интеллигенцией под руководством коммунистической партии.

Правительство Отечественного фронта, возглавляемое руководителем союза «Звено» К. Георгиевым, немедленно приступило к осуществлению глубоких политических и социально-экономических преобразований. Первыми его актами были фактический разрыв союза Болгарии с фашистской Германией и активное участие в войне против гитлеровцев, слом старого буржуазно-фашистского государственного аппарата и создание народных органов власти в лице комитетов Отечественного фронта, роспуск фашистского Народного собрания, образование народной милиции и демократизация армии. По инициативе БРП и при участии партий Отечественного фронта были созданы единая молодежная организация, 30 отраслевых профсоюзов, Болгарский народный женский союз, Общество дружбы с Советским Союзом.

Народная власть сосредоточила свои основные усилия на мобилизации материальных ресурсов страны для борьбы с гитлеровской Германией и принимала решительные меры, направленные против иностранного и местного монополистического капитала. Специальным решением Совета министров от 15 сентября 1944 г. под контроль государства была поставлена вся находившаяся в стране собственность гитлеровской Германии и ее граждан (159 предприятий и фирм с общим капиталом более 2 млрд. левов). Народное государство начало национализацию банков, страховых обществ, шахт, электростанций, ввело контроль над частными внешнеторговыми фирмами. Сильный удар по крупному капиталу нанесли судебные процессы над военными преступниками. У предпринимателей, совершивших преступления против народа и сотрудничавших с гитлеровцами, было конфисковано 146 предприятий.

На предприятиях был установлен общественный контроль за производством и распределением. Его осуществляли первоначально комитеты Отечественного фронта, а с созданием профсоюзных организаций — фабрично-заводские комитеты. Государство определяло частным предпринимателям норму прибыли, снабжало их сырьем, электроэнергией, топливом. Рабочим и служащим была увеличена зарплата, женщины стали получать оплату за труд наравне с мужчинами.

Органы государственной власти занимались также аграрным вопросом. Крестьянство, освобожденное от монархофашистского гнета и эксплуатации крупных монополий, получало землю и объединялось в трудовые кооперативные земледельческие хозяйства.

Характеризуя путь народной Болгарии, Первый секретарь ЦК БКПТ Председатель Государственного совета Народной Республики Болгарии Т. Живков отмечал, что «этот путь — подтверждение марксистско-ленинского положения о характере революции 9 сентября, явившейся продолжением и развитием Великой Октябрьской социалистической революции условиях Болгарии, подтверждением всемирного значения общих закономерностей социалистической революции и социалистического строительства, проверенных опытом КПСС и Советского Союза и примененных с учетом специфических условий нашей страны»[32].

В Румынии в результате разгрома немецко-фашистских войск на ее территории и антифашистского вооруженного восстания 23 августа 1944 г. был свергнут военно-фашистский режим И. Антонеску.

«Историческое событие 23 августа 1944 года, — отмечал Генеральный секретарь РКП, Президент Социалистической Республики Румынии Н. Чаушеску, — ознаменовало начало народной революции в Румынии, эпохи великих революционных преобразований в экономической и общественной жизни страны, в структуре общества, обеспечило подлинную независимость нашей родины».

После свержения фашизма трудящиеся страны получили возможность более активно воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику государства. Однако новое правительство во главе с генералом К. Санатеску не было подлинно демократическим. Оно состояло в своем большинстве из реакционных генералов, связанных с банковско-промышленными монополиями, и представителей буржуазно-помещичьих партий. Это правительство пыталось остановить революционный процесс, рассчитывая на помощь международной реакции. Оно оставило в неприкосновенности старый государственный аппарат, где видные посты продолжали занимать чиновники, которые раньше служили фашистскому режиму. Вместе с тем правительство Санатеску ставило своей задачей немедленный вывод страны из антисоветской войны и заключение перемирия, восстановление национальной независимости и суверенитета. Поэтому РКП приняла решение войти в правительство.

Несмотря на столь сложную политическую обстановку в стране, революция продолжала развиваться. Реакция была уже не в силах остановить революционный процесс, подавить политическую активность народа, который под руководством коммунистической партии поднялся на борьбу за свое социальное освобождение. Роль гегемона в развернувшейся революции принадлежала пролетариату, который выступал в союзе с основными массами крестьянства и другими мелкобуржуазными слоями населения. Временным попутчиком движущих сил революции на этом этапе являлась часть буржуазии, заинтересованная в проведении мероприятий антифеодального и антифашистского характера. Это обстоятельство позволяло рабочему классу взять курс на мирное развитие революции. Дальнейшему сплочению его рядов способствовало создание единых профсоюзов.

Коммунистическая партия, опираясь на боевые патриотические отряды и возникшие в деревне крестьянские комитеты, разоблачая антинародную политику буржуазно-помещичьих партий, вовлекала массы в борьбу против фашистских элементов и их пособников, за демократизацию государственного аппарата и мобилизовывала трудящихся на оказание помощи фронту.

Развитие революции поставило на повестку дня требование отставки правительства Санатеску. В целях мобилизации антифашистских сил, укрепления союза рабочих и крестьян и дальнейшего углубления революционного процесса по инициативе компартии 2 октября был создан Центральный комитет Единого рабочего фронта, а спустя десять дней — Национально-демократический фронт, в который вошли коммунистическая партия, социал-демократическая партия, единые профсоюзы, «Фронт земледельцев», «Союз патриотов» и МАДОС (организация венгерских трудящихся в Румынии). Это позволило демократическим силам значительно укрепить свои позиции в борьбе с буржуазными «историческими» партиями, а затем и одержать победу, взять власть в свои руки.

В середине октября 1944 г. представители рабочих партий вышли из состава правительства Санатеску. Это означало, что рабочий класс лишил правительство своего доверия. Король вынужден был согласиться на существенную реорганизацию правительства, предоставив больше министерских постов, чем прежде, деятелям Национально-демократического фронта. Однако это не могло удовлетворить требования народных масс. Усилились чистка государственного аппарата от антинародных элементов и самочинный раздел помещичьих земель.

Чтобы сорвать процесс дальнейшей демократизации страны, король при поддержке лидеров буржуазных партий назначил 6 декабря главой правительства начальника генерального штаба генерала Н. Радеску, который пообещал провести земельную реформу. Вскоре, однако, стало ясно, что правительство, в котором преобладали реакционеры, не собирается проводить в жизнь свои обязательства[33].

В сложной и трудной борьбе протекал процесс становления и укрепления народно-демократической власти в Венгрии. Здесь, как и в Румынии, в предшествующие годы не было условий для широкого освободительного движения и деятельности коммунистов. Тем не менее, в стране все более углублялся политический кризис, вызванный сокрушительным разгромом немецких и венгерских войск на советско-германском фронте. Это проявлялось в дезорганизации производства, обострении продовольственного положения в стране, активизации партизанской борьбы, росте антигерманских настроений в армии.

Вступление Советских Вооруженных Сил на территорию Венгрии революционные силы страны использовали для сплочения своих рядов и создания антифашистского фронта. Опираясь на этот фронт и на примкнувшую к нему часть офицерства, Венгерская коммунистическая партия начала готовить народное восстание против немецких оккупантов и нилашистов.

По инициативе коммунистов антифашистский фронт создал Повстанческий национально-освободительный комитет во главе с Э. Байчи-Жилински. В него вошли представители компартии, социал-демократической партии, партии мелких сельских хозяев, национальной крестьянской партии и Общества друзей Советского Союза. Комитет возглавил формирование боевых групп, разработку плана восстания. Однако в конце ноября 1944 г. его ведущие руководители Э. Байчи-Жилински, генерал Я. Кишш и другие были схвачены нилашистами и в декабре казнены.

Несмотря на то, что назревавшее вооруженное выступление было сорвано, движение Сопротивления продолжало развиваться. Освобожденная в сентябре — октябре Советской Армией значительная часть восточных районов Венгрии стала базой формирования революционных органов власти, развертывания народно-демократической революции в стране. По инициативе коммунистов создавались национальные комитеты. Они обеспечивали охрану порядка, снабжение населения продуктами, налаживали работу промышленных предприятий и транспорта, осуществляли другие первоочередные мероприятия.

2 декабря 1944 г. на основе разработанной ВКП «Программы демократического восстановления и подъема Венгрии» был создан Венгерский национальный фронт независимости (ВНФН). В него вошли коммунистическая, социал-демократическая, национальная крестьянская, буржуазно-демократическая партии, партия мелких сельских хозяев, профсоюзы. Программа венгерских коммунистов стала отныне программой ВНФН. Она получила одобрение широких народных масс.

Событием большого политического значения явилась первая сессия Временного национального собрания, состоявшаяся в городе Дебрецене 21–22 декабря 1944 г. Выборы депутатов проводились на основе выдвижения кандидатов национальными комитетами. Сессия сформировала центральные органы власти: Политический совет — коллегиальный орган, исполнявший функции высшего органа государства, и Временное правительство, в состав которого вошли три представителя от коммунистической партии, по два от партии мелких сельских хозяев и социал-демократической партии, один от национальной крестьянской партии, а также четыре беспартийных, трое из которых — бывшие хортистские генералы. Эти генералы заняли посты премьер-министра, военного министра и министра снабжения. Однако большинство в Совете министров составляли представители рабочих и крестьян, что явилось большой победой народно-демократической революции в стране[34].

На характер и активность проведения революционных преобразований в странах Центральный и Юго-Восточной Европы оказывали влияние не только уровень политической зрелости и готовность масс поддержать их, но и соотношение сил на международной арене.

Немалое значение для социально-политического развития Румынии и Болгарии имело заключение соглашений о перемирии с Советским Союзом, США и Великобританией. Они обеспечивали благоприятные условия для дальнейшего продвижения этих стран по демократическому пути, для устранения угрозы возрождения фашизма. Во всех соглашениях содержалось обязательство этих стран немедленно распустить находившиеся на их территории фашистские политические, военные, военизированные и другие организации и впредь не допускать их существования[35].

Таким образом, во второй половине 1944 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы по мере их освобождения Советской Армией развертывались народно-демократические и социалистические революции.

Несмотря на различия в темпах и масштабах, социально-политические преобразования в этих странах имели общие черты, которые были главными, определяющими. Развитие революционного процесса определялось здесь общими закономерностями перехода от капитализма к социализму, протекало на основе общей стратегической линии коммунистических и рабочих партий, общей направленности их деятельности на сплочение прогрессивных сил в борьбе за установление власти народа и осуществление глубоких революционных политических и социально-экономических преобразований.

Победа революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы составила новый этап мирового революционного процесса, привела к дальнейшему укреплению мирового социализма и ослаблению империализма.

1.5 Военно-политическая и экономическая помощь Советского Союза странам Центральной и Юго-Восточной Европы

Советский Союз оказывал освобожденным странам большую помощь в укреплении их международных позиций. Это было особенно важно, поскольку империалистические круги Англии и США строили в отношении их коварные планы. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах правящих кругов США и Англии относительно путей осуществления этих планов, они были едины в главном: в стремлении сохранить страны Центральной и Юго-Восточной Европы под своим влиянием и по-прежнему использовать их в антисоветских целях в качестве «санитарного кордона».

Однако проискам империалистических кругов не суждено было сбыться. Эти страны прочно становились на путь демократического развития. Советский Союз признал и решительно поддержал их новые, революционные органы власти, являвшиеся подлинными выразителями интересов своих народов. В Люблине был аккредитован представитель Советского правительства при ПКНО, а в Москве — представитель ПКНО при Советском правительстве. В начале декабря 1944 г. в Москву прибыл представитель болгарского правительства Отечественного фронта. При Национальном комитете освобождения Югославии продолжала официально действовать советская военная миссия, выполнявшая не только военные, но и политические функции, а в Москве с апреля 1944 г. находилась миссия НКОЮ и Верховного штаба НОАЮ.

Укреплению внешнеполитических позиций народной Полыни в значительной мере способствовало подписание 26 июля 1944 г. соглашения между Советским правительством и ПКНО об отношениях между Советским Главнокомандующим и местной администрацией после вступления советских войск на польскую территорию. В соответствии с Постановлением ГКО от 29 июля 1944 г. в каждом освобожденном крупном населенном пункте, а также на железнодорожных станциях, шоссейных и водных путях сообщения создавались советские военные комендатуры. К 20 октября на территории Польши уже работало 225 таких комендатур. Они действовали до налаживания нормальной работы органов польской администрации. Как только какая-либо часть освобожденной территории переставала быть зоной непосредственных военных действий, ПКНО полностью брал на себя руководство всеми делами гражданского управления, а советские военные комендатуры упразднялись, за исключением комендатур на путях сообщения.

Командование советских войск и военные комендатуры тесно сотрудничали с органами власти, созданными Польским комитетом национального освобождения. Советскому представителю при ПКНО было предписано следить за точным и неукоснительным соблюдением советскими военными органами соглашения от 26 июля 1944 г.

Установлению дружественных отношений с народной Польшей способствовали также соглашения между ПКНО и правительствами Украинской, Белорусской и Литовской ССР, подписанные в сентябре 1944 г., об эвакуации украинского, белорусского и литовского населения с территории Польши и польских граждан с территории Украины, Белоруссии и Литвы.

Проявляя уважение к суверенитету новой Югославии, советское командование в сентябре 1944 г. согласовало с НКОЮ и верховным командованием НОАЮ вопросы, связанные с вступлением советских войск в Югославию. При этом стороны договорились, что на югославской территории в районах временного расположения советских войск будет действовать гражданская администрация Национального комитета освобождения Югославии.

Этими актами Советское правительство недвусмысленно продемонстрировало, что осуществление суверенных прав Польши и Югославии находится исключительно в руках их революционных органов государственной власти.

Акции СССР подкрепляли усилия новых, народных властей Польши, Югославии в их борьбе за упрочение внешнеполитического положения своих стран.

Для укрепления международных позиций Болгарии и Румынии важное значение имело подписание благодаря Советскому Союзу действительно справедливых соглашений о перемирии, которые позволяли этим странам занять достойное место в борьбе с фашизмом, а также в послевоенном мире.

Большую роль в становлении и укреплении народного строя в странах Центральной и Юго-Восточной Европы играла экономическая помощь СССР. ЦК ВКП(б) и Советское правительство, несмотря на значительные трудности военного времени, сочли возможным выделить для них продовольствие, медикаменты, товары широкого потребления, промышленное оборудование и сырье. Так, во второй половине 1944 г. Советский Союз предоставил населению польских городов 25 тыс. тонн муки. Для детей погибших патриотов выделялись крупа, сахар, сгущенное молоко из расчета на годовую потребность. Восемь советских военных госпиталей оказывали жителям Варшавы бесплатную медицинскую помощь. Для сельского населения из СССР доставлялись товары первой необходимости: керосин, соль, чай, мыло и т. и. В Польшу поступали машины, оборудование и другая техника, а также уголь, нефтепродукты, хлопок, шерсть, кожа. В конце 1944 г. ей был предоставлен советский беспроцентный кредит на сумму 10 млн. рублей.

В октябре 1944 г., когда были освобождены первые населенные пункты Чехословакии, советское командование из своих ресурсов безвозмездно передало населению 500 тонн муки. В декабре для улучшения продовольственного снабжения югославского населения Советское правительство направило свыше 53 тыс. тонн продовольствия. В Белграде и прилегающих к нему районах была развернута советская госпитальная база на 5000 коек для раненых воинов НОАЮ. Для болгарских детей Исполком Союза обществ Советского Красного Креста и Красного Полумесяца отправил из Москвы, Челябинска и Уфы девять вагонов витаминных препаратов (35 млн. человеко-доз)[36].

Помощь советского командования народной власти освобожденных стран носила самый разнообразный характер. Так, в ходе уборочной камлании в ряде сельских районов Польши Военный совет 1-го Украинского фронта выделил горючее и смазочные материалы для молотилок. Им также были приняты меры по обеспечению железных дорог в полосе действий фронта углем и дровами. Большую помощь органам народной власти оказывал и 1-й Белорусский фронт. Военный совет 3-го Украинского фронта выделил около тысячи тонн жидкого топлива и смазочных материалов и часть техники для проведения осенних полевых работ в Болгарии. Пароходству в городе Русе было передано несколько судов. Советские воины участвовали в восстановлении разрушенных участков железных дорог. Совместно с местным населением ими были построены мосты через Вислу, Дунай, Тису и другие реки.

В ходе боевых действий советские войска стремились по возможности сохранять от разрушения населенные пункты и промышленные предприятия. Удалось, в частности, уберечь Борские рудники в Югославии. В связи с этим уполномоченный НКОЮ по торговле и индустрии 22 ноября 1944 г. писал Маршалу Советского Союза Ф. И. Толбухину: «...пользуясь случаем по поводу приема Борских рудников и плавильных печей от командования 3-го Украинского фронта, хочу выразить теплую благодарность братской Советской Армии за то, что она при занятии этих рудников, имеющих для нас жизненно важное значение, как и всюду в Югославии, отнеслась с особым вниманием и предприняла все меры, обеспечивающие охрану оборудования и всего имущества этого предприятия... Советская Армия не жалела ни трудов, ни жизни лучших сынов своей Родины для освобождения нас от ненавистных оккупантов, защищая при этом подчас ценой тяжелых потерь даже хозяйственные интересы нашей исстрадавшейся страны».

Большую помощь народным властям освобожденных стран оказывали советские военные комендатуры. Они поддерживали твердый порядок в населенных пунктах, содействовали местной администрации в обеспечении нормального функционирования промышленных и торговых предприятий, почты, телеграфа, школ, культурно-просветительных учреждений.

Для широкого ознакомления местного населения с жизнью в Советском Союзе политорганы Советской Армии наладили издание газет на национальных языках. Так, политуправление 1-го Украинского фронта выпускало газету «Нове Жице», а политуправление 2-го Белорусского фронта — газету «Вольна Польска». Политуправление 4-го Украинского фронта для населения Венгрии издавало газету «Мадьяр уйшаг». В Румынии политуправление 2-го Украинского фронта выпускало газету «Грайул либер». Перед местным населением выступали советские воины — участники боев за освобождение народов европейских стран. Они рассказывали о жизни трудящихся Советского Союза, об осуществлении под руководством Коммунистической партии ленинского плана построения социализма. Особенно много таких встреч состоялось в связи с 27-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Миллионы трудящихся Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии к Венгрии непосредственно из уст советских людей узнавали правду о первом в мире социалистическом государстве, о победах его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. При переполненных залах демонстрировались советские кинофильмы, проходили концерты армейских ансамблей песни и пляски. Эти массово-политические и культурные мероприятия обычно выливались в манифестации дружбы с Советским Союзом[37].

Советское правительство всемерно помогало освобожденным народам и в создании, укреплении и оснащении новых армий, включавшихся в боевые действия против немецко-фашистских захватчиков. Кроме вооружения, показанного в таблице, народным армиям были выделены крупные денежные суммы, транспортные средства, снаряжение и продовольствие. Значительная помощь, главным образом боеприпасами: и горючим, оказывалась болгарской Народной армии и войскам Румынии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.