рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Развитие права стран Западной Европы

Дипломная работа: Развитие права стран Западной Европы

Оглавление

Введение

1. Основы зарождения государства и права

1.1 Происхождение государства

1.2 История права

2. Развитие феодального государства и права

2.1 Государство франков

2.2 Византия

2.3 Франция

2.4 Германия

2.5 Англия

3. Основы феодального права стран Западной Европы

3.1 Салическая правда

3.2 Новые источники права

3.3 Вещное право

3.4 Брачно-семейные отношения

3.5 Уголовное право и процесс

Заключение

Список литературы


Введение

Феодальное государство представляет собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен).

Актуальность темы "Феодальное право стран Западной Европы" определяется тем, что необходимо разбираться в непростых отношениях власти и населения стран Западной Европы в Средние века.

Цель написания дипломной работы - разобраться в основе производственных отношений феодализма, а именно - в собственности феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.

Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время само лицо общества, характер его социального и политического строя.

Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального общества, отражавшая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т.е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.

Для решения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1) определить особенности феодальной земельной собственности;

1) дать понятие её иерархическому и сословному характеру;

3) определить ограничения на права распоряжаться землей;

4) разобраться в основах феодального права некоторых стран Западной Европы.

Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения.

Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенные закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального государства.

Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.) - характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.

2. Вассально-сеньориальная монархия (Х-ХIII вв.) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.

3. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв) - для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. [1]

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.

Можно выделить следующие характерные черты феодального права.

Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.

Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе.

В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом.

В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

В-пятых, для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества.

По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую "рецепцию" римского права, которая будет рассмотрена в главе 1.2


1. Основы зарождения государства и права

1.1 Происхождение государства

Государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками.

Государство возникает в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые.

К первому типу относятся государства, возникшие вследствие разложения первобытно-общинного строя:

деспотии, сложившиеся в древности на Востоке (Египет);

рабовладельческие государства Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы Афины, Спарта);

феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь).

На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистко-ленинская теория ХХ в. также добавляет сюда еще один исторический тип - "социалистическое государство".

В первых, известных истории цивилизованных обществах в Египте, Древнем Вавилоне государство существовали уже к III тыс. до н.э. [2] Рабовладение в них не играло существенной роли, хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних государственных образований (в частности городов-государств Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родо-племенной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу государства, давали ему советы во всех важнейших делах, контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом.

Такой способ организации государства в фактически бесклассовом обществе Маркс и Энгельс в свое время назвали "азиатским способом производства", рассматривая его как один из вариантов возникновения государства.

Процесс образования государства у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское государство).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с государствами Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н. э) и Рима (c VIII в. до н. э). Эпоха классической Греции приходится на VI-IV вв. до н.э., а Римское государство наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в до н.э. - I в. н. э). [3]

Средневековая история государств Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных государств (Франция, Италия, германские королевства и др.) Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) - традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в) и его преемника князя Олега, хотя они по сути дела лишь завершили процессы, начавшиеся несколькими веками раньше. Образование русского централизованного государства приходится на XII в. [4]

Эпоха нового времени в Европе открывается событиями Английской буржуазной революции 1640-1653 гг. В целом же складывание капиталистических отношений в передовых странах Западной Европы (Нидерланды, Великобритания) происходит главным образом в XVII-XVIII вв. [5]

Исторический период, начавшийся после окончания первой мировой войны и продолжающийся по наше время, принято назвать эпохой новейшего времени.

В теории государства и права существует множество разнообразных концепций происхождения государства.

Авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Ж. - Ж. Руссо, Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно.

По мнению одного из последователей этой теории Г. Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. [6] Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей.

"Самой чистой", классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось "непосредственно из классовых противоречий".

Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации.

Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа государства в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают государство так называемого "азиатского способа производства", которые по своим признакам не соответствуют определению классового государства.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства капиталистам.

Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем "принадлежат трудящимся" - т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

От понятия "исторические типы государств" следует отличать понятия "формы организации государственной власти" (монархия, республика,) и "политический режим государства" (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

1.2 История права

С момента своего возникновения право прошло в своем развитии длительный путь. Исторически первым регулятором поведения людей были обычаи, применение которых не требовало государственного принуждения. Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы права от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определенных классов и слоев, а не всего населения.

С появлением государственной власти правило, вначале выражающееся в обычае, становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение.

Таким образом, первой формой права явилось обычное право, которое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное право (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н.э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н.э., Хеттские законы, 14 в. до н.э., Драконта законы в Афинах, 7 в. до н.э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, сер.5 в. до н.э., и др.). [7]

В древнейшем писаном праве наряду с обычным правом важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе права большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее право имело религиозную окраску.

Право было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме).

Право фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. Наиболее развитой системой права древности было римское право. Оно оказало огромное влияние на феодальное право и современное право, поскольку выработало универсальную систему норм, регулирующих гражданские имущественные отношения, основанные на частной собственности.

Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Изучение римского права начинается уже с XI века. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. [8]

Процесс формирования феодального права в различных странах шел по-разному. В некоторых европейских странах право раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния римского права (англо-саксонские правды, Русская правда и др.).

В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытно-общинных отношений, существовал дуализм правовых систем.

Так, для гало-римского населения действовало с определенными модификациями римское право, а для завоевателей - обычное право, которое было зафиксировано в так называемых варварских правдах.

В ряде случаев образование феодального права происходило путем трансформации римского права. Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис был попыткой приспособить рабовладельческое право к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой права было обычное право, отличавшееся крайним партикуляризмом.

Для феодального права было характерно открытое закрепление юридического неравенства, различия прав сословий, оно выступало обычно как право - привилегия.

С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе.

С 11 в. происходит рецепция римского права с его детальной регламентацией отношений товарного оборота. Параллельно с рецепцией римского права складывается система канонического права, регулировавшего внутрицерковные дела, брачно-семейные отношения и ряд иных отношений.

С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании права, постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития права в каждом государстве складывалась собственная система права, отразившая его исторические и национальные особенности и традиции.

По типу правовые системы, сложившиеся в 17-19 вв. и сохранившиеся в целом в современных государствах, делят на следующие:

романо-германскую, основой для которой служило римское право;

англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного права, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего, в бывших английских колониях. [9]

Особую систему права представляет мусульманское право, основой которого является ислам.

Буржуазно-демократические революции 18-19 века провозглашают новые принципы права - свободу, равенство, права личности, народный суверенитет. Для ранней стадии развития современного права (т. н. "буржуазное право") был, однако, характерен разрыв между высокими принципами и реальной законодательной и правоприменительной практикой.

Вся история современного права представляет собой нескончаемую борьбу за осуществление на деле демократических принципов, провозглашенных Великой французской революцией.

Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного права, т.е. отраслей права (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников коммерческого оборота, а также процессуального права, регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль права в процессе политической власти и управления (конституционное и административное право).

Со второй половины 19 в. право западных государств начинается новая революция. Под напором рабочего движения возникают целые отрасли законодательства, неизвестные ранее - трудовое право, право социального обеспечения. Происходит быстрая демократизация государственного (конституционного) права путем распространения избирательных прав на средние, а затем и малоимущие слои населения. Впервые в истории право становиться действительно общесоциальным.

Этот процесс, однако, был заторможен и даже в ряде стран отброшен назад полосой острейших социально-политических кризисов в Европе и некоторых др. районах, разразившихся в начале 20 века. Расширенными демократическими правами и свободами воспользовались леворадикальные, коммунистические движения, попытавшиеся захватить власть в ряде стран.

Установление большевистской диктатуры в России в 1917 г. показало, что политикой коммунистов является уничтожения всех демократических правовых институтов и принципов, выработанных человечеством за столетия. На место современного права коммунисты поставили сконструированное ими т. н. "социалистические право".

Демагогически провозглашая многочисленные социально-экономические права "трудящихся", это право на деле стало ширмой для невиданного беззакония и произвола всесильного тоталитарного государства. Если отвлечься от современных юридических форм, "социалистическое право" можно поставить исторически в одном ряду с правом азиатских деспотий древности и средневековья.

Другой вызов современному демократическому праву был сделан со стороны различных праворадикальных движений, часто определяемых общим названием "фашизм". Фашистские движения возникли, чтобы отразить коммунистическую угрозу ее же методами.

В тех странах, где праворадикальные силы пришли к власти (Италия - 1922 г., Португалия - 1926 г., Германия - 1933 г., Испания - 1936-39 гг.) возникли своеобразные правовые системы, во многих отношениях перекликавшиеся с "социалистическими". [10] Отрицая традиционные либерально-демократические принципы организации государственной власти, третирую политические и личные права и свободы, право фашистских государств в то же время сполна воплотило в себе многие положения социального законодательства.

Если не считать ряда репрессивных норм, уголовное законодательство этих стран было вполне приемлемым с точки зрения демократического права. Гражданское же законодательство и вовсе отличалось от классических образцов только более широким вмешательством государства в экономическую жизнь. Не случайно поэтому, большинство итальянских кодексов Муссолини пережило его режим на десятилетия (с минимальными изменениями).

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.