рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Просветительская деятельность декабристов Сибири

Дипломная работа: Просветительская деятельность декабристов Сибири

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

Просветительская деятельность декабристов в Сибири

Дипломная работа

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Исторического факультета

Лаврова Светлана Сергеевна

____________________________

Научный руководитель

Скопа Виталий Александрович к.и.н.,

старший преподаватель

Выпускная работа защищена

«______»_____________2009г.

Оценка ________________________

Председатель ГАК ______________

Барнаул – 2009г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕКАБРИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ

1.1 Условия формирования идеологии декабристов

1.2 Основные черты декабристской идеологии

II.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕКАБРИСТОВ В СИБИРИ

2.1 Уровень просвещения в Сибири до декабристов

2.2 Научно-преподавательская деятельность

2.3 Литературная и музыкальная деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом – творческим наследием ссыльных декабристов.

Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой. Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.

Рассматриваемая проблема предполагает обращение к целостному исследованию истории региональной культуры и воссозданию полной историко-культурной картины жизни Сибири, в которой значительное место занимала деятельность сосланных (первая половина XIX века) декабристов. Это предусматривает анализ разных видов и форм их деятельности, истории адаптации их к новым условиям жизни и последующего интеллектуального и духовного влияния на местную культуру.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.

Объект исследования - общественное движение в России во второй четверти XIX века.

Предмет исследования – просветительская деятельность декабристов в Сибири со второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.

Целью дипломного исследования является анализ просветительской деятельности декабристов в Сибири. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

- выявить условия формирования декабристской идеологии;

- рассмотреть причины, побудившие декабристов заниматься просветительской деятельностью в Сибири;

- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристов в Сибирском регионе;

- определить влияние просветительской деятельности декабристов на дальнейшее развитие Сибири.

Территориальные рамки исследования включают территорию Западной и Восточной Сибири в период второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.

Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница – вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.

Методология и методы исследования

Методологическую основу исследования составили труды отечественных учёных, в которых раскрывается понимание культурного наследия декабристов.

Междисциплинарный подход к изучению культурного наследия декабристов определил следующие общенаучные методы исследования: описание, анализ, синтез. Сочетание их позволило выявить общее и особенное в процессе развития культуры Сибири в прошлом, где декабристы были своеобразным адаптером между двумя полюсами «Восток» – «Запад».

В качестве базового методологического принципа было избрано сочетание исторического и логического методов познания, способствовавших обобщению и систематизации фактов по теме исследования. Среди исторических методов использовались историко-сравнительный, историко-генетический и типологический методы. Так, с помощью историко-сравнительного метода было проведено сравнение уровня просвещения в Сибири до появления декабристов и в период их ссылки.

Отдельного внимания заслуживает герменевтический подход. Герменевтика - наука о постижении значения (смысла) знаков, знаки не обязательно являются языковыми (текстовыми), но любой продукт познания (мыслительной деятельности) выражается в знаковой форме (системой знаковых форм), герменевтика осуществляется посредством понимания, объяснения, чувствования в процессе осмысления как мемуаров декабристов, так и воспоминаний их современников.

Историография

Исследуемая проблема давно привлекает внимание учёных различных областей знаний, и пути исследования её многообразны, ибо декабризм был не только революционным, общественно-политическим, но и широким идейным и общекультурным движением. Изучение культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без использования опыта исследований различных вопросов российской культуры и мировоззрения.

Литература, посвящённая декабристам, огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Для раскрытия данной темы были проанализированы концепции ученых, сложившиеся в историографии декабризма.

Первой по времени в историографии декабризма стала охранительная концепция, сформулированная уже в манифесте о воцарении Николая I от 13 июля 1826 г. (день казни вождей декабризма): «Не в свойствах и не во нравах русских был сей умысел. Сердце России для него было и всегда будет неприступно». Классический образец этой концепции - книга барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I»[1]. Декабристы здесь представлены как «скопище безумцев», «чуждых нашей святой Руси», а их заговор - как «гнойный нарост на великолепном теле самодержавной России», «без корней в прошлом и перспектив в будущем». Охранителям противостояла революционная концепция. Ее зачинателями были сами декабристы (М.С. Лунин и Н.М. Муравьев), а классиком стал А.И. Герцен, который в ярких трудах «О развитии революционных идей в России»[2] показал национальные корни, величие и значение декабристов, как первых русских революционеров, вскрыл главный источник их слабости (отрыв от народа), но в общем идеализировал их («фаланга героев», «богатыри, кованные из чистой стали» и т. д.). Для данной работы эти труды имеют большое значение, поскольку в них уделено внимание становлению революционных идей декабристов.

Самым выдающимся в дореволюционной литературе о декабристах является труд В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов»[3]. Ученый рассмотрел развитие социально-политических взглядов и первых идей социальных преобразований под влиянием французских просветителей и Великой французской революции еще в эпоху Екатерины II, их формирование, начиная от взглядов Н.И.Панина, М.М.Щербатова, А.Н.Радищева и заканчивая проектами Сперанского и идеями декабристов. Семевским В.И. исследовано отношение декабристов к политическому и общественному строю России, и причины такого отношения. Ученый раскрыл устройство российской государственной системы и механизмы управления в первой четверти XIX в. Особенно углубленному анализу подверглась деятельность основных декабристских обществ, проекты и программные документы, разработанные их лидерами: проекты конституции Никиты Муравьева, «Русская правда» Пестеля и др. Анализ данного исследования хорошо раскрывает вопрос становления и развития декабристкой идеологии, где не исключением являются просветительские идеи.

Своеобразную трактовку декабристам и декабризму дал В.О. Ключевский.[4] Выясняя идейные истоки декабризма, он усматривает связь декабризма с теми настроениями, которые утвердились в умах русских вольнодумцев XVIII века. Исследователь указывает, что новые взгляды и вкусы привили русским дворянам французская философия и французская литература. Для данной работы взгляды Ключевского В.О. важны, так как он уделяет внимание просвещению декабристов и их взглядам на просвещение в целом.

Таким образом, дореволюционная литература о декабристах была представлена работами, в которых описываются условия формирования идеологии и становления политических взглядов декабристов, а это имеет большое значение для дипломной работы при рассмотрении вопроса становление и развитие декабристкой идеологии и формирование идей просвещения.

Основная заслуга в изучении декабризма и декабристов принадлежит советской историографии. Это – одна из «любимых» тем советских историков, каковой она остается до сих пор. Советские историки начали изучать все стороны декабризма: его происхождение, идеологию, развитие, характеристику обществ Северного и Южного, восстание декабристов, расправу с ними. Этому посвящено исследование В.М. Боковой «Декабристы и их время»[5]. В данной работе содержатся сведения, как о самих декабристах, так и их просветительской деятельности, а это имеет особую значимость при рассмотрении вопроса о просветительской деятельности декабристов.

Отдельного внимания заслуживает целый ряд биографических трудов: Н.М. Дружинин о Никите Муравьеве, В.Н. Болоцких о декабристе М.И. Муравьеве-Апостоле, М.С. Заменский о И.Д. Якушкине и др, в которых освещены вопросы, касающиеся педагогической деятельности декабристов в Сибири.[6]

Наиболее крупный обобщающий труд принадлежит академику М.В. Нечкиной «Движение декабристов».[7] В данном исследовании анализируются истоки декабристкой идеологии, рассматривается идейное наследство русских предшественников декабристов-просветителей.

При рассмотрении и анализе просветительской деятельности декабристов в Сибири научный интерес представляло издание «История Сибири» Том III, которое и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири. В данной работе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся жизни и деятельности декабристов в период ссылки, процесс социально-экономического, политического и культурного развития Сибири, вклад ссыльных декабристов в культурное развитие региона.

Таким образом, в советской историографии большое внимание уделяется личностному фактору, сыгравшему большую роль в процессе развития научно-просветительской деятельности декабристов, а это является важным аспектом при рассмотрении вопроса о просветительской деятельности декабристов в Сибири.

В современной историографии можно выделить отдельные исследования, в которых поднимаются разноаспектные проблемы, касающиеся декабристов, где не исключением является их просветительская деятельность. Так, В.А. Федоров «Декабристы и их время[8]», рассмотрел ключевые проблемы декабристского движения: формирование декабристкой идеологии, структура и деятельность декабристских организаций, тактические принципы и программные документы декабристов, подготовку и проведение восстания, следственный суд над декабристами. В работе хорошо освещен вопрос становления и развития декабристской идеологии, а также формирования идей просвещения.

Ссыльные декабристы представляли собой в Сибири всю ее интеллигенцию, весь ее образованный класс. Не один десяток в прошлом видных революционеров в условиях ссылки навсегда оставили революцию и, посвятив свою жизнь научной и просветительской деятельности, внесли огромный вклад в культурное и общественное развитие края. Особый интерес вызывает анализ региональных исследований. Так, Л.П. Рощевская, Т.П. Юдина в своих работах рассматривали вопросы ссылки и общественно-политической жизни декабристов в Сибири и их эволюцию правовых взглядов[9].

Вопросы, касающиеся научной и культурно-просветительской деятельности политических ссыльных рассматривали такие ученые как Т.А. Бочанова, А.Н. Копылов, Кокошко Б.Г. и др[10]. Эти исследования имеют особую значимость для данной работы, так как в них освещены вопросы, как педагогической, так и литературной деятельности декабристов в Сибири. Так, А.Н. Копылов «Декабристы и просвещение в Сибири» и Б.Г. Кокошко «Из неопубликованного наследия декабриста Д.И.Завалишина» делают акцент на литературной деятельности ссыльных декабристов: их занятия литературой и вклад в просвещение Сибири. Исследователи подробно анализируют литературные направления ссыльных декабристов.

Научный интерес представляет исследование А.Г. Эпова[11]. В своем труде «Декабристы в Забайкалье» он рассматривает педагогическую и музыкальную деятельность декабристов, а это имеет большое значение при рассмотрении вопроса о главных направлениях в просветительской деятельности декабристов.

Отдельный интерес представляет сборник, который посвящен ссылке первого этапа освободительного движения в России - «Ссыльные декабристы в Сибири»[12]. Его основу составили материалы симпозиума по проблеме изучения политической ссылки в Сибирь. В сборнике были использованы труды таких ученых как, М.К. Азадовский, Л.М. Горюшкин, П.И. Рощевский, Л.П. Рощевская, А.В. Тиваненко и др.[13] Анализ данных работ позволяет определить влияние научно-просветительской деятельности декабристов на дальнейшее развитие Сибири, а вместе с тем разобраться в основных направлениях их деятельности.

Итак, для современной историографии характерно разнообразие исследуемых вопросов, а также постановка новых проблем и подходов. В исследованиях уделяется большое внимание общественно-политической деятельности ссыльных декабристов в Сибири, их влияние на общественное сознание сибиряков, эволюция мировоззрения декабристов в период ссылки и после амнистии.

В целом, анализируя историографию декабризма, можно отметить, что отдельные вопросы, касающиеся данной проблемы, освещены различными исследователями. В тоже время, не создано обобщающей монографии по данной проблеме, поэтому в дипломной работе внимание будет уделено проблеме влияния ссыльных декабристов на развитие культуры Сибири, реализации их просветительских идей, а также особенности их педагогической, литературной и музыкальной деятельности.

Источниковая база

Основу источниковой базы составили следующие источники по декабризму: Следственные дела декабристов, произведения самих декабристов – мемуары, записки, письма, мемуаристика о декабристах их современников.

Следственные дела декабристов[14] содержат ценные сведения о формировании декабристкой идеологии, возникновении, структуре и деятельности тайных обществ, разработке планов восстания, его хода и т.д.

Ценнейшим источником являются произведения самих декабристов. В первую очередь – декабристские мемуары. Воспоминания декабристов отличаются исключительной многогранностью содержания. Из декабристских мемуаров наибольшую ценность представляют записки Завалишина Д.И., Корнилович А.О., Свистунова П.Н., и др.[15] Они рассказывают и о самом декабристском движении, и об эпохе в целом. К тому же, данные материалы позволяют проанализировать деятельность ссыльных декабристов, где немалое место уделено просвещению.

Отдельно представлено эпистолярное наследие декабристов – письма. Данный вид источника носит сугубо личный характер: в них раскрываются личные связи, общественные интересы и элементы мировоззрения, говорится о научных и литературных занятиях, повседневной жизни (Г.С.Батеньков, И.И. Горбачевский и др.),[16] что является существенным дополнением при рассмотрении вопроса о направлениях просветительской деятельности.

Отдельно проанализированы избранные социально-политические и философские произведения декабристов (А.П.Беляева, М.С. Лунина, Завалишина Д.И.), в которых просматриваются основные мировоззренческие установки, сыгравшие важную роль в распространении идей просвещения на территории Сибири.[17] Следует отметить многообразную мемуаристку о декабристах их современников. Эту группу источников составили мемуары лиц, непосредственно общавшихся с декабристами, сотрудничавших с ними (Н.И. Тургенев, О.Н. Балакшина, М.С. Знаменский и др).[18]

Таким образом, выявленный и привлеченный круг источников широк и включает в себя документы различных видов, что позволяет решить поставленные задачи в полном объеме.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при подготовке студентов ВУЗов при написании ими курсовых работ и рефератов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, определены методы исследования, рассмотрена историография и источниковая база.

В первой главе рассматриваются условия формирования и основные черты декабристской идеологии, что во многом имело предопределение их дальнейшей судьбы и деятельности.

Во второй главе внимание уделено научно-преподавательской, литературной и музыкальной деятельности декабристов в Сибири.


I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕКАБРИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ

1.1 Условия формирования декабристкой идеологии

Истоки формирования идеологии декабристов сложны и многообразны. Декабристы по происхождению были дворянами, принадлежали к привилегированному сословию тогдашней крепостной России. Множество разнообразных явлений русской жизни с детства протекало через их сознание, было воспринято ими: жизнь барской усадьбы, дворянского имения, первоначальное домашнее обучение, поступление в учебное заведение. Декабристы наблюдали резкую разницу между положением помещика и крестьянина, барина и дворового человека, так как были в основном из дворянских семей. И поэтому одной из причин, побудивших их восстать против самодержавия, декабристы на следствии называли саму российскую крепостническую действительность во всех крайне неприглядных ее проявлениях. «Это страм нашего просвещения... иметь крепостных, когда все прочие государства имеют вольных подданных и что соседственное оное государство смеется, что у нас торгуют людьми, как скотом...».[19] «Вольномыслие» декабристов возникло в первую очередь как протест молодого поколения передового дворянства против произвола самодержавия, угнетенного, бесправного положения народных масс, в особенности крепостного крестьянства.

Следует отметить и высокий уровень образованности будущих декабристов. Одни из них учились в Московском университете, другие – в Московской школе колонновожатых (будущей Академии Генерального штаба), третьи – в Царскосельском лицее. Даже привилегированные учебные заведения были затронуты, как говорили сами декабристы «Духом времени». Так, из мемуарной литературы мы узнаем, что в Царскосельском лицее «был обычай злословить царя, называть его дураком, и положено жесточайше наказывать того, кто выдаст».[20] Правилами хорошего тона в лицейской среде также считалось «порицать начальство, развивать идеи равенства, знать все дерзкие и возмутительные стихи или самому быть сочинителями оных, знать и толковать о конституциях, насмехаться над выправкой в войсках, презирать звание верноподданного, высоко чтить либерала».[21]

Дворянство жило широкой и веселой жизнью. В Москве в день бывало по несколько десятков балов, сияли огнями великолепные особняки дворцы, а рядом в бедных домишках и лачугах ютились бедные люди. В учебнике же естественного права студенты, готовясь к экзамену, читали, что законы должны быть для всех граждан одинаковы. Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан.[22] Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги опять к русской действительности. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.

Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Человек «родится в мир равен во всем другому»[23], говорилось в этой книге. Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей. Но, конечно, дело не ограничивалось чтением запрещенных русских книг. С Запада более свободно проникали – еще в библиотеки дедов и отцов – произведения философов – просветителей. Особенно часто попадали в руки передовой молодежи книги французских просветителей – Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция. Их читали в подлиннике: знание французского языка являлось обязательным для каждого образованного человека в России. Декабрист Тургенев писал: «Имена знаменитых французских публицистов были в России так же популярны, как и у себя на Родине» [24]. Французские просветители, по его словам, «как будто предприняли политическое воспитание европейского континента»[25].

Возрастал интерес и к литературе начала 19 века. Читались новые книги, передовые иностранные газеты и журналы. Изучение конституций Франции, Англии, США было школой для ищущего политического сознания. Конечно, идеи Западной Европы и Америки не явились причиной, породившей русскую освободительную идеологию, но они облегчили и ускорили ее развитие, передали свой опыт новому поколению. Против положения о «прирожденном» праве дворянина владеть крепостным человеком восставала идея о прирожденном равенстве всех людей, идея о необходимости уничтожения всех феодальных привилегий.

Против неограниченного права абсолютного монарха повелевать своими подданными поднимала на борьбу идея о власти, принадлежащей народу. Огромное влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала и Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», не раз подчеркивали, что 1812 год явился началом их движения. «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все даже саму жизнь ради любви к Отечеству было сердечным побуждением». М.И. Муравьев-Апостол говорил: «Наши чувства были чужды эгоизму».[26] Среди участников этой войны – более ста будущих декабристов; 65 человек из тех, кого в 1825 году власти назовут «государственными преступниками», насмерть сражались с врагом на Бородинском поле. Известно, что победа русского народа в Отечественной войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России.

М.А. Фонвизин в следственных показаниях писал: «Великие события отечественной войны, оставя в душе глубокия впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».[27] Направленность этой деятельности пояснил А.А. Бестужев в своем знаменитом письме Николаю I из Петропавловской крепости: «…народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной».[28] Участие народа в войне с Наполеоном хорошо вписывалось в рамки просветительских идей о праве народа на восстание против тирана, угрожающего народной свободе. Поэтому победа над Наполеоном мыслилась не только как победа России над Францией, но и как освобождение русского народа, а сохранение крепостного права воспринималось как вторичное порабощение. Все это порождало представление о возможности немедленного освобождения крепостных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.