рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Погребально-поминальный ритуал

Было принято заказывать по умершим заупокойные литургии: очень бедные заказывали 3-5 обеден, богатые – 10, 20, 40 (так называемы сорокоусты). Обычно, когда на 40-й день завершалась заупокойная литургия, родственники умершего приносили с собой в церковь еду. Так, в Устьсысольском уезде Вологодской губернии в церковь приходили с "лукошком", наполненным пирогами (шаньгами, сочнями, рыбниками), чаем, сахаром, которыми угощались после обедни притч и церковные сторожа в доме священника или псаломщика. Оставшееся от трапезы делилось между членами притча. В конце заупокойной литургии многие имели обыкновение раздавать присутствующим просфоры. Разломав на мелкие кусочки, их подавали со словами: "Помяни раба Божьего такого-то". В старину был обычай выходить на двор и кричать, чтобы криком проводить душу на тот свет. Этот интересный обряд проводов души до наших дней сохранился в Пермском крае.

Такие же обряды совершались и на годовщину смерти, только чаще без причетов. Если церковь была расположена далеко от деревни, то обрядовые действия проходили на деревенском кладбище и дома. Считалось необходимым и важным прочитать псалтырь по умершим родителям и родственникам. На такие поминки приглашалась вся деревня, средств на угощение не жалели. Как и других народов, сороковины демонстрировали сплоченность и единство не только членов семьи и близких, которых связывало кровное родство и свойство, но и всего коллектива (деревни, части села, по сути дела – общины). На поминки приходили все односельчане, по крайней мере те, кто хорошо знал покойного.

Но на этом не прекращалось поминание умершего. В православной традиции есть ежегодные общие поминальные дни: суббота мясопустная, по-народному "суббота перед сырной (масленой) неделей; суббота Троицкая – накануне праздника Пятидесятницы; субботы "родительские" – в Великий пост (недели 2, 3, 4-ая), Радуница (вторник Фоминой недели) и Дмитриевская суббота (перед 26 октября). Поминовение умерших в Дмитриевскую субботу ведет свое начало в русской церкви с 1380г., когда оно было установлено Дмитрием Донским в память русских воинов, погибших в борьбе с татарами, и посвящается главным образом поминовению вообще воинов, "на брани живот свой положивших". С этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших. В русском быту поминовения и посещения кладбищ были обязательны. В Родительские субботы все верующие варили кутью, пекли пироги, заготовляли поминальные "книжки-поминания", наполняли припасами целые корзины и шли поминать "родителей". Священники после службы кадили над каждой могилой. Родственники покойных относили часть припасов притчу, нищим. Обрядовым кушаньем, приготовлявшимся в эти дни, были блины. В Архангельской губернии соблюдался такой обычай: после семейной молитвы, совершавшейся дома, присутствующие подходили к столу, на котором лежали пироги и яйца, и минут пять стояли в полном молчании, не прикасаясь к кушаньям, - считалось, что в это время едят умершие. По воспоминаниям очевидцев, в родительские субботы в разных местностях России люди двигались на кладбище с целыми возами пирогов.

Покойных оплакивали на могилах и в храмовые праздники. В с. Борисове Новгородской губернии Череповецкого уезда на храмовый праздник народ нес в церковь деревянные рученьки (ведерко с крышкой). В рученьках находилась кутья из медовой сыты, разваренного ячменя или пшеницы. Ведерки ставились на специально подготовленный большой стол в здании храма. К каждому из них прикреплялась зажженная восковая свеча. На стол клали деньги на поминовение умерших. После обедни священник служил общую панихиду, затем народ разбирал рученьки по домам для тех, кто не смог прийти в церковь, чтобы и они помянули родителей.

Поминовение предков являлось одним из основных компонентов русской масленицы. Следы весеннего культа предков прослеживаются в масленичной обрядности разных местностей. Суббота перед масленицей отмечалась как Родительская. В первой половине XIX в. обычай отдавать первый блин покойным родителям или поминать их блинами, видимо, бытовал широко. В Тамбовской и других губерниях первый блин, испеченный на сырной неделе. Клали на слуховое окошко "для родительских душ". Набожные женщины ели первый масленичный блин за упокой души. Жители Ярославской губернии ходили в Прощеное воскресенье на могилы к своим усопшим родителям и родственникам, объясняя, что, согласно Евангелию, покаяние и пост могут доставить спасение и прощение грехов только тогда, когда мы искренне примиримся со всеми ближними и от души простим им обиды, причиненные нам. В Прощеное воскресенье был широко распространен обычай ходить вечером на кладбище "прощаться" с умершими родными. В Пензенской губернии в Краснослободском уезде в с. Лемина Поляна в Прощеный день собиралось по 10-20 молебных старушек, которые молча шли на кладбище. Там они три раза кланялись могилам, просили у родителей прощения, клали на могилы блины и уходили.

Поминовения умерших совершались также с Пасхи и до Петрова дня. В первый день Пасхи во многих местах приходили "похристосоваться с умершими родителями", приносили яйца, пироги, низко кланялись могилам и говорили: "Христос воскресе!". Многие были уверены, что в этот день умершие все слышат. Яйца крошили на мелкие кусочки и разбрасывали на могилках. В церковь приносили сдобные пироги и, после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. Любопытно замечание одной пожилой женщины: "Раньше, в старину, когда народ был праведный, придя на кладбище на восклицание "Христос воскресе!" можно было услышать и ответ от умерших, а теперь народ исплутовался, так и не слыхать".

Радуница (Радовница, Радольница) – поминовение усопших после Пасхальной недели в понедельник, а в иных местах – во вторник Фоминой недели (т.е. первый вторник после Пасхальной недели). Игры, сопровождавшие праздник Радуницы, были запрещены церковью еще в XIV в. В связи с этим Радуница дошла до наших дней лишь как праздник поминовения умерших, причем в одних местах принято было ходить на кладбище, а в других – нет. В этот день в церкви служили панихиды, приходило много народу. После обедни бывала общая лития по усопшим, по окончании которой все возвращались домой. В домах к этому времени был приготовлен обед с выпивкой. В некоторых местностях Пермской губернии "под стол ставили несколько кушаний – они предназначались для скоропостижно умерших, утонувших, сгоревших, недостойных сидеть за общим столом". Накануне родительского дня вечером специально топили баню для умерших. В этот день в бане никто не мылся; считалось, что там невидимо для живых моются умершие (их души).

По представлениям крестьян, воскресший из мертвых Иисус Христос сошел в ад и освободил всех грешников. С этим народная этимология связывала название Радольница: в его основе якобы слово "радость". В Вологодской губернии на Радуницу в церкви бывало много народу, даже больше, чем в иные праздники. С собой приносили пироги и сосуды с пивом. Все это ставилось на время службы к алтарю. После службы большинство отправлялось на могилы помянуть усопших, т.е. разделить с ними трапезу, на могилах оставляли яйца. Девушки и женщины плакали и причитали у могил тех, кто ушел из жизни недавно. В Тульской губернии на Радуницу на могилах расстилали столешник (скатерть), ставили питье, блины, пироги, кутью, мед, яйца; по отслужении панихиды часть припасов раздавали притчу, часть – нищим, а часть оставляли себе на поминовение умерших.

В ряде областей России было в обычае поминать умерших в Семик (последний четверг перед Троицей). Этот обычай, видимо, имеет свои особые корни и первоначально связан с покойниками, которых считали недостойными кладбища (умерших неестественной смертью, опойцы, утопленники, самоубийцы и т.д.), их погребали вне кладбищ, иногда в особых местах. Об этом обстоятельно написал Д.К. Зеленин. В Семик в Пермской губернии поминали умерших принесенными пирогами, окуривали могилы, пили пиво и брагу. На кладбище в этот день бывало много нищих. Им подавали оладьи, яйца и пр. в г. Соликамске городское духовенство с запрестольным крестом и хоругвями в сопровождении собравшегося народа шло из собора в кладбищенскую часовню и там совершало панихиду, поминая православных воинов, могилы которых сохранились на местах погребения погибших в ходе "завоевания" Сибири. По рассказам очевидцев, массовый выход на кладбище в те дни напоминал древние дохристианские славянские тризны. Этот обычай сохранялся до начала XIX в. В одном из описаний конца прошлого века читаем: "Ни один день из поминальных, установленных церковью, не почитается как Семик – четверг перед Троицыным днем. Хотя церковью в этот день не установлено поминовение умерших, но, по установившемуся обычаю, совершается во многих приходах епархии, не исключая и некоторых городов. В этот день на кладбище собиралось много народу даже из смежных, если у кого-либо там были схороненные умершие". В Вятской губернии люди, выздоровевшие от болезней незадолго перед Семиком, собирали в виде милостыни муку для печений, предназначавшихся для поминовения "в лесу заблудившихся, без вести потерявшихся, в реке утонувших". Из собранной муки в Семик рано утром пекли блины и булки. Сначала шли к обедне в церковь, потом отправлялись на кладбище, где все принесенное выкладывалось на разостланную рогожку, и служилась панихида. После нее все кушанья с бесчисленными пятаками поступали в пользу духовенства.

Поминовение умерших совершалось и в Троицкую субботу. Традиция эта старинная, когда-то осужденная Стоглавым собором: "В Троицкую субботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробам умерших с великим воплем". Но впоследствии церковь объявила Троицкую субботу одной из родительских и она в народной традиции стала основной, наиболее распространенной поминальной субботой. Под Троицу, по утверждению жителей Тамбовской губернии, поминают "всех удушенных, умерших не своей смертью, порватых зверями". В с. Кривополянье до наших дней сохранился обычай топить баню под Троицу и после бани, одевшись в нарядную одежду, идти в церковь. После службы все отправлялись на кладбище и в прикладбищенской часовне служили обедню, а потом расходились по могилкам родственников. На кладбище приносили с собой блины, яйца, окрашенные в зеленый или розовый цвет, пряники, конфеты. На могилках стелили скатерть и ставили стопку водки. В Рязанском крае "ходили по своим могилкам и несли сплетенные из трав и живых цветов венки, а яйца красили в зеленый цвет березовым листом. Приносили с собой блины, пирожки, вина не полагалось". В Вологодской и Новгородской губерниях также плели и клали на могилы венки.

Подобных сведений, относящихся к разным губерниям и местностям России, можно привести много. Поминальная обрядность представляла собой самостоятельный цикл ритуалов, совершавшихся в течение года и затем в этой же последовательности повторяющихся вновь. Эта обрядность соответствовала религиозным представлениям народа о душе и загробном мире. Она также несла в себе важную социальную функцию, подчеркивая тесную связь между ушедшими в иной мир и живыми.

Умершие не подвергались забвению. Обычаи и обряды поминального цикла способствовали постоянному обращению к ним, посещению их могил, проявлению заботы об умерших в виде молений и особых трапез, а также ряда других обрядовых действий. Сохранение памяти об умерших и регулярное "общение" с ними являлись важным нравственным принципом, выражавшим убеждение народа в необходимости беречь родственные и соседские связи, на которых покоился сложившийся веками бытовой уклад.


§3 Похоронные обряды советского и постсоветского периода

В советское время похороны стали по преимуществу гражданским ритуалом, включившим в себя как почти обязательные элементы траурный митинг и музыку духового оркестра. Эти элементы сочетались с некоторыми проявлениями традиционной обрядности, более многочисленными и явственными в деревне. Сохранялся обычай устраивать после похорон поминальный обед, на котором произносились добрые слова об умершем. Соблюдались поминки на девятый и сороковой дни и в годовщину после смерти; значительная часть русского народа исключила из поминальных действий в эти дни традиции религиозного характера, и смыслом поминальных трапез стали теплые воспоминания собравшихся о близком человеке, ушедшем из жизни. При этом почти повсеместно, как символ памяти об умершем, на стол или какое-то другое место, нередко перед фотографией умершего, ставили стопку водки, накрытую куском хлеба.

Внедрение гражданского, светского элемента в похоронно-поминальную обрядность началось еще в XIX в., на что указывали исследователи народной жизни. Первые гражданские похороны в России состоялись в 1877г., когда Петербург хоронил Н.А. Некрасова. Эти похороны совершались по православному обряду, но многолюдное шествие и значение, которое придавалось участию в проводах известного поэта, сделали их особым явлением в общественной жизни страны. Однако новый похоронный обряд ("похороны-демонстрации", по удачному выражению Н.С. Полищук), вошел в жизнь как широко распространившийся обычай лишь в 1905 г., во время первой революции. Этот обряд или полностью исключал церковный ритуал, или объединял в себе церковный и гражданский ритуалы. Для гражданских и полугражданских похорон были характерны речи, произносимые у гроба, пение революционных песен во время шествия к кладбищу и введение красного цвета в похоронную символику: флаги, ленты, материя, которой обивали гроб, а в ряде случаев и красная рубашка, надевавшаяся на покойного.

В послереволюционный период гражданская похоронно-поминальная обрядность вошла в быт широких масс.

Создание нового советского общества в стране привело к разрушению тех социальных связей, которые поддерживали жизнь традиционной культуры в целом. Одна из непосредственных причин изменений, произошедших в похоронно-поминальной обрядности, - длившееся десятилетиями жестокое ограничение деятельности православной церкви, которое наглядно проявилось в закрытии и разрушении храмов. Немалую роль сыграла и антирелигиозная пропаганда (атеистическое воспитание); она сумела внушить не одному поколению русских людей равнодушие не только к религии, но и вообще к традициям предков.

Однако было бы неправильно объяснять изменения в похоронно-поминальной обрядности, произошедшие в советское время, одними лишь идеологическими причинами. Идеологический фон сочетался с коренными преобразованиями в жизни страны в XX в. Особо следует подчеркнуть значение мощных процессов урбанизации. Рост городов препятствовал сохранению старых кладбищ. Новые же кладбища, особенно в больших городах. Постепенно перемещались на далекие окраины и даже за пределы города, что, разумеется, затрудняло частое посещение их.

В 1921г. В России строится первый крематорий. И хотя кремация не соответствует русскому традиционному погребальному обряду, тем не менее, в Москве и Санкт-Петербурге в послевоенный период она уже вошла в обычай.

В жизни больших городов с особенной отчетливостью проявилось то пренебрежение к памяти о прошлом, следовательно, и о мертвых, которое сделалось характерным для идеологической атмосферы в нашей стране в послереволюционные годы. Массовое уничтожение церквей сопровождалось и массовым уничтожением кладбищ; постройка зданий на месте закрытых кладбищ давно вошла в обычную практику. Известны случаи, когда на месте кладбищ появлялись танцплощадки. Некогда естественная для русского человека "любовь к отеческим гробам" попала в зависимость от бюрократического аппарата. Кладбище перестало быть неприкосновенным и почитаемым местом.

Переселение неперспективных деревень и стремление крестьян переехать в город также внесли свою лепту в разрушение народных обычаев, в том числе поминально-погребального ритуала. Ликвидация деревень приводила к запустению и уничтожению старинных кладбищ. В городе и большом поселке, где до церкви, если она сохранилась, многим верующим порой сложно было добраться, не так-то легко оказывалось отпеть умерших.

Бесцеремонность по отношению к ушедшим из жизни, молчаливо возведенная в правило бюрократической системой, не могла не воспитать людей, позволяющих себе глумиться над прахом мертвых.

С начала "перестройки" в печати и на государственном уровне стал обсуждаться вопрос о введении общерусского Дня памяти (Дня поминовения). Высказывались разные соображения о том, какой день следует избрать Днем памяти для России: 21 сентября, 22 июня, 9 мая, последнюю субботу апреля? Говорили о том, что нет нужды увязывать этот день с каким либо историческим событием давнего или недавнего прошлого. В России издавна отмечались Родительские дни, бывшие частью церковной службы. В Иркутске в 1988 и 1989 гг. горожане собирались у памятника воинам, павшим в Великую Отечественную войну, 21 сентября – в день Рождества Богородицы, в тот самый день, когда в 1380 г. произошла Куликовская битва. Примеру иркутян последовали новосибирцы. В Хабаровске Родительский день с 1988 г. отмечают весной. Сельское же население разных областей России и в советские годы не прекращало соблюдать Родительские дни. Кроме того, почти по всей России, в особенности в областях, где оставила свой страшный след война, значение Дня поминовения приобрел День Победы – 9 мая. Во многих деревнях и поселках сооружены памятники погибшим воинам; у этих памятников люди уже многие годы совершают поминальные обряды, в особенности там, где кладбища находятся далеко.

В последние годы происходит возрождение православия в России. При всех трудностях, осложняющих деятельность церкви, в условиях проникновения в страну иных конфессий и нетрадиционных сект, возрастает значение православия в жизни русского народа, что заметно сказывается на обращении все большего числа людей к православной погребально-поминальной обрядности.

Для современной православной похоронно-поминальной обрядности характерно сохранение ряда элементов гражданских похорон, прочно вошедших в жизнь в советское время. Так, похороны по православному чину могут включать в себя и гражданскую панихиду, и музыку духового оркестра, которая перемежается с пением певчих. До сих пор в народной памяти и быту сохраняются некоторые обычаи и поверья, уходящие корнями в глубокую древность. Например, и в наши дни совершаются отдельные очистительные действия, связанные с верой в магическую силу умерших. Сохраняются и представления о том, что душа мертвого навещает дом в течение 40 дней после смерти. Не забыт и обычай "тайной милостыни". В ряде местностей в гроб продолжают класть принадлежавшие покойному вещи: трубку, папиросы, костыли, а то и запасную пару белья. Распространены рассказы о том, что родственникам может явиться во сне умерший и выразить неудовольствие, если что-то из нужных ему вещей забыли положить в гроб, не так его одели или поминки прошли нехорошо. Столь же широко известны сообщения о благодарности, которую выразил приснившийся (или показавшийся, то ли во сне, то ли наяву) кому-либо из близких родных, за соблюдение всех положенных по обычаю обрядов.


Заключение

В заключение работы подведем некоторые итоги.

Человек – единственное живое существо, хоронящее своих умерших. Практика погребений первоначально мотивировалась не соображениями гигиены, а представлениями первобытных народов о сущности и предназначении человека. Это явственно подтверждает тот факт, что с древнейших времен обращение с умершими приобретает черты ритуала. В эпоху палеолита умерших не только хоронили, но снабжали пищей и всем необходимым, что указывает на наличие веры в то, что мертвый нуждается во всем этом в загробной жизни. Такая забота об умерших была свойственна не только человеку палеолита, но и его историческому предшественнику – неандертальцу. Таким образом, практика захоронения прослеживается вплоть до очень глубокой древности, предположительно на 50 тыс. лет до начала новой эры.

Ритуальное захоронение умерших объясняется нежеланием человека примириться со смертью как абсолютным концом существования. Невзирая на очевидность физического распада, вызываемого смертью, сохранилась вера в то, что некая часть индивидуальности умершего продолжает существовать и после гибели тела. Вера в посмертное существование породила множество представлений о дальнейшей судьбе умерших. Такие представления обычно бывают тесно связаны с пониманием сущности человека в той или иной религии.

Способы захоронения и ритуалы погребения разнообразны у народов мира и сообразны исповедуемой религии.

В процессе работы была пояснена важная роль похоронно-погребального обряда в русской традиционной культуре. Ритуалы перехода играют важное социально-культурное значение, они выполняют функции соединения и разделения двух миров. Четкое соблюдение ритуальных действий, распределение функций между участниками ритуала, а также регламентация обрядности направлены как на пресечение перехода, в то же время и на усиление похоронно-погребальной функции.

Большинство ученых-антропологов придерживаются мнения, что похоронно-погребальная функция отражает религиозную направленность данного акта. Существуют разнообразные способы погребения, зависящие от социокультурных, религиозных, исторических, географических условий. Данные условия выливаются в разнообразные запреты: ношение траурной одежды, воздержание в пище, развлечениях и др. Это объясняется простым проявлением уважения к памяти умершего. Все это формирует понятие "погребальный культ".

Опираясь на источники и имеющуюся литературу можно сказать, что в глубокой древности погребальный обряд, выражающий форму культа предков, приводит к оформлению комплекса представления о предках, которые якобы связаны с небом, с отлетом душ предков, что подводит обряд к проведению кремации и ингумации.

Погребение умерших у славян имеет четкую обрядность:

─  во-первых, обряды, направленные на приведение в надлежащий вид умершего, изготовление гроба-домовины;

─  во-вторых, процесс захоронения;

─  в-третьих, поминовение умершего на его могиле.

Традиционными обрядовыми блюдами признавались: кутья, канун, кисель, сыта, мед, блины, пироги.

Поминовению, как части ритуального комплекса тоже отводилось немаловажное место, здесь устанавливались определенные дни для поминовения, отпевания, чтобы умершие не подвергались забвению.

В наше время погребально-поминальный ритуал становится больше гражданским актом, нежели традиционным, что ведет к потере традиционных элементов обрядности.

Погребально-поминальная обрядность живет в любом народе как составная часть его культурных традиций; в ней отражаются особенности человеческих связей и моральных норм, определяющих состояние общества в тот или иной период. Уважение к мертвым свидетельствует об уважении к живым. Если в обществе деформированы и ослабли семейные, родственные и дружеские узы, бессмысленно ожидать проявления глубоких чувств к тем, кто покинул этот свет. Укрепление традиций, связанных с памятью об ушедших, позволяет думать, что в нашем обществе, несмотря на все трудности и социальные эксперименты, сохранены здоровые основы.


Список использованной литературы

1.  Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян. М., 1973.

2.  Арциховский А.В. Основы археологии. М., 1954.

3.  Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре

4.  Баран В.Д. Черняхiвська культура. Киiв, 1981.

5.  Богомольников В.В. Причины изменения погребального обряда радимичей. Минск, 1982.

6.  Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов. СПб., 1911.

7.  Ван Геннеп А. «Обряды перехода» Восточная литература 1999.

8.  Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

9.  Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982.

10.  Винокур И.П. Iсторiя та культура черняхiвських племен. Киiв, 1972.

11.  Вязьмитина М.И. Сарматские Курганы. Киiв, 1971.

12.  Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. Т. 2.

13.  Гончаров В.К., Махно Е.В. Могильник черняхiвського типу бiля Переяслав-Хмельницького. – Археологiя, Киiв, 1957. Т. XI.

14.   Гончаров В.К., Махно Е.В. Могильник черняхiвського типу бiля Переяслав-Хмельницького. – Археологiя, Киiв, 1965. Т. XIII.

15.  Гура А.В., Терновская О.А., Толстая С.М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу. М., 1983.

16.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1953.

17.  Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1910.

18.  Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953.

19.  Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону. – МИА, М.; Л., 1948. № 8.

20.  Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Курганный могильник у с. Боршева. МИА, № 8. М.; Л., 1948.

21.  Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880.

22.  Завитневич В.З. Вторая археологическая экскурсия в Припетское Полесье. Киев, 1892.

23.  Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // ЭО. 1914. № 3, 4.

24.  Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1: Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916. С. 350.

25.  Ибн-Фадлан. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М:, Л., 1938.

26.  Истрин В.М. Хроника Георгия Арматола. Л., 1930. Т. 3. Словарь.

27.  Каспарова К.В. Зарубинецкий могильник Велемичи II. – Арх. сбрн. Л., 1972. № 14.

28.  Корошец Паола. Поддела славянская культура. Нови Сад, 1959.

29.  Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868.

30.  Кремлева И.А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области // ПИИЭ 1978. М.,1980

31.  Летописец Переяславля-Суздальского / Изд. К.М. Оболенским. М., 1851.

32.  Ляховская Л.П. Календарь славянская жизнь и трапеза /Изд.ДОМ МСП.М.,1996.

33.  Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX-начало XX в.М.,1984.

34.  Максимов Е.В. Зарубинецкая культура. Киев, 1980.

35.  Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.

36.  Миклухо-Маклай Н.Н., Собрание сочинений Т. 11, М.

37.  Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре. М., 1982.

38.  Новгородская I летопись. М.; Л., 1950.

39.  Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1971. Т 1.

40.  Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1973. Т 2.

41.  Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1974. Т 3.

42.  Полищук Н.С. Обряд как социальное явление (напримере «красных похорон»)// СЭ 1991.№6

43.  Причитания, М. 1860.

44.  Равдоникас В. История первобытного общества. Л., 1939. Ч. 1.

45.  Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973.

46.  Рыбаков Б.А. Древности Чернигова. – МИА, № 11, М:, 1949.

47.  Рыбаков Б.А. Древняя Русь, М., 1963.

48.  Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, М., 1987.

49.  Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

50.  Ред.Симченко Ю.Б.,Тишков В.А. Русские (серия «Народы и культуры») Наука М.1999.

51.  Салмина М.А. Повести о начале Москвы. М.; Л., 1964.

52.  Седакова О.А. Материалы к описанию Полесского погребального обряда // ПЭС. М., 1983.

53.  Седакова О.А. «Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян» М.; 2004.

54.  Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. Археология СССР. М., 1982.

55.  Седов В.В. Длинные курганы кривичей. М., 1974.

56.  Седов В.В. Новгородские сопки. М., 1970.

57.  Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья. М., 1970.

58.  Соловьева Г.Ф. Славянские курганы близ с. Демьяненко. – Сов. Археология, 1967. № 1-4.

59.  Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным источникам. М., 1958.

60.  Токарев С.А. «Ранние формы религии» Изд.Полит.литература.М.; 1990.

61.  Тайлор Э. «Первобытная культура» Изд.Полит.литература.М.; 1989.

62.  Тернер В.У. проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М., 1977.

63.  Топоров В.Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера // Этимология - 1967, М., 1969.

64.  Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. //ТИЭ. 1957. Т. 40.

65.  Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пгр., 1916.

66.  Штернберг Л.Я., Первобытная религия в свете этнографии, М.

67.  Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды.ВЕЧЕ М.,2005.

68.  Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев.ВЕЧЕ М.,2001.


[1] Виноградова Л.Н.  Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982. С. 49.

  Ван Геннеп А. Обряды перехода. Восточная литература 1999г.

[2] Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М., 1977. С. 65.

[3] Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии // ЭО. 1914. С 81.

[4] Бурцев А.Е. Полное собрание этнографических трудов. СПб., 1911. Т.Х. С.68.

[5] Гура А.В., Терновская О.А., Толстая С.М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу; Программа полесского этнолингвистического атласа // ПЭС, М., 1983. С.21.

[6] Седакова О.А. Материалы к описанию Полесского погребального обряда // ПЭС. 1982. С. 256-258.

[7] Равдоникас В. История первобытного общества. Л., 1939. Ч.1, С. 184.

[8] Арциховский А.В. Основы археологии. М., 1954. С. 35.

[9] Ефименко П.П. Первобытное общество. Киев, 1953 С. 252.

[10] Штернберг Л.Я., Первобытная религия в свете этнографии, М., С. 331.

[11] Миклухо-Маклай Н.Н., Собрание сочинений Т. 11, М., С. 348-352.

[12] Powers S. Tribes of California. Washington, 1877. р. 169-170.

[13] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 267-284.

[14] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 520.

[15] Корошец Паола. Поддела славонска культура, Нови Сад, 1959. С. 14.

[16] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.73.

[17] Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пгр. 1916. С. 13.

[18] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка... М., 1958. Т. 1, С. 602.

[19] Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка... М., 1958. Т. 1, С. 834.

[20] Каспарова К.В. Зарубинецкий могильник Велемичи II. – Арх. сбрн. Л., 1972. № 14, С. 74.

[21] Баран В.Д. Черняхiвська культура. Киiв, 1981. С. 186.

[22] Винокур И.П. Iсторiя та культура черняхiвських племен. Киiв, 1972. С. 138.

[23] Рыбаков Б.А. Древняя Русь, М., 1963. С. 219 – 236.

[24] Новгородская I летопись. М.; Л., 1950. С.105.

[25] Новгородская I летопись, М.; Л., 1950. С. 106.

[26] Шахматов А.А. Повесть временных лет. Пгр. 1916. С.13.

[27] Летописец Переяславля-Суздальского / Изд. К.м. Оболенским. М., 1851. С.4.

[28] Рыбаков Б.А. Древности Чернигова. – МИА, № 11, М., 1949. С. 25.

[29] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981. С. 275.

[30] Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868. С. 129-130.

[31] Истрин В.М. Хроника Георгия Арматола. Л., 1930. Т. 3. Словарь, С. 164; 179.

[32] Ибн-Фадлан. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1938. С. 83.

[33] Соловьева Г.Ф. Славянские курганы близ с. Демьяненко. – Сов. Археология, 1967. № 1-4.

[34] Соловьева Г.Ф. Славянские курганы близ с. Демьяненко. – Сов. Археология, 1967. № 3-4.

[35] Завитневич В.З. Вторая археологическая экскурсия в Припетское Полесье. – В кн.: Чтение в Обществе          Нестора летописца. Киев, 1892. кн. VI С. 22.

[36] Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Курганный могильник у с. Боршева. МИА, № 8. М.; Л., 1948.

[37] Рыбаков Б.А. Древности Чернигова, М., 1983, с. 30

[38] Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1910. С. 664-666.

[39] Салмина М.А. Повести о начале Москвы. М.; Л., 1964. С. 202.

[40] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981. С. 249-255; 267-284.

[41] Максимов Е.В. Зарубинецкая культура. Киев, 1980. С. 53.

[42] Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1973. Т. 2. погр. 58, 63, 110.

[43] Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1971. Т. 1.; 1974. Т. 3.

[44] "Путь" шириною в 5-6 м начинался от въезда, доходил до ограды кладбища и далее шел так, что справа от идущего из городища оставались домовины.

[45] Максимов Е.В. Зарубинецкая культура, Киев, 1980. С. 51.

[46] Максимов Е.В. Зарубинецкая культура, Киев, 1903. С. 54.

[47] Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии, Минск, 1974. Т. 3.

[48] Вязьмитина М.И. Сарматские Курганы. – В кн.: Археологiя УРСР, Киiв, 1971. С. 192.

[49] Баран В.Д. Черняхiвська культура. Киiв, 1981. С. 71.

[50] Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян. М., 1973. С. 256.

[51] Гончаров В.К., Махно Е.В. Могильник черняхiвського типу бiля Переяслав-Хмельницького. – Археологiя, Киiв, 1957 Т. XI, Киiв, 1965.Т. XIII., С. 127-144.

[52] Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973.

[53] Баран В.Д. Черняхiвська культура, Киев, 1981. С. 16.

[54] Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973. С. 29, 94.

[55] Рыбаков Б.А. Древности Чернигова. – МИА, 1949. С. 33.

[56] Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. Археология СССР. М., 1982.

[57] Седов В.В. Длинные курганы кривичей. М., 1974.

[58] Седов В.В. Длинные курганы кривичей, М., 1974. С. 35.

[59] Седов В.В. Новгородские сопки. М., 1970.

[60] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. Археология СССР. М., 1982. С. 28-31.

[61] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981. С. 102-107.

[62] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси, М., 1987. С.106.

[63] Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону. – МИА, М.; Л., 1948. № 8.

[64] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М. 1987.

[65] Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. Археология СССР. М., 1982. С. 33-34.

[66] Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья. М., 1970. С. 115.

[67] Рыбаков Б.А. Древности Чернигова. М., 1949. С. 21.

[68] Богомольников В.В. Причины изменения погребального обряда радимичей. – В кн.: Древности Белоруссии и Литвы. Минск, 1982. С. 101.

[69] Рыбаков Б.А. Древности Чернигова. М., 1949. С. 21.

[70] Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре. – В кн.: Балто-славянские исследования 1981. М., 1982. С. 108.

[71] Завойко Г.К, Верования, обряды и обычаи великороссов  Владимирской губернии. // ЭО 1914. № 3-4, С. 98.

[72] Топоров В.Н. Из наблюдений над этимологией слов мифологического характера // Этимология - 1967, 1969. С. 39.

[73] Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси, М. 1987. С. 115.

[74] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 393.

[75] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 393.

[76] Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. т. 2, С. 34.

[77] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПб., 1903. С. 425 – 426.

[78] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1953. т. 1, С. 329.

[79] Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 423.

[80] Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. С. 168 – 171.

[81] Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. М., 1913. С. 183.

[82] Чичеров В.Н. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. М., 1957. С. 38.

[83] Чичеров В.Н. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. М., 1957., С. 38 -39.

[84] Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

[85] Завойко, Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // ЭО. 1914. № 3-4. С. 94.

[86] Причитания, М., 1960. С. 256.

[87] Причитания, М. 1960. С. 265.

[88] Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 179.

[89] Байбурин, Ритуал в традиционной культуре.

[90] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1-4 Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916. С. 350.

[91] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1-4 Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916. С. 387.

[92] Причитания, М., 1960. С. 239.

[93] Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1-4 Умершие неестественной смертью и русалки. Пгр., 1916. С. 117.

[94] Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 156.

[95] Кремлева


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.