рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Понятие интерьера традиционно включает в себя архитектурно организованное пространство – собственно внутренность здания или отдельного помещения с необходимыми конструктивными и чисто декоративными деталями: балками, колоннами, карнизами; теми или иными элементами декора стен, пола и потолка – росписью, скульптурой, деревянными обшивками, мозаикой и т.п.; и наконец, предметами обстановки, призванными обеспечить простые и естественные потребности людей – мебелью, осветительными приборами, всевозможной утварью и т.д.

Можно сказать, что интерьер – это не только специфический вид искусства или раздел архитектуры, не только особая сфера приложения творческих сил архитекторов, художников и декораторов, но и единая бытовая среда, отражающие устремления и потребности его хозяина.

Человек организует в жизни пространство, в соответствии со своими вкусами, пристрастиями, привычками, правилами и убеждениями. Но и уже сформированный интерьер, тоже оказывает немалое воздействие на людей, их поведения, мысли, чувства, словно диктуя им, в зависимости от окружения, особую манеру держать себя, подобно тому, как те или иные виды мебели заставляют человека сидеть прямо и чопорно, или принимать позы свободные и раскованные. «Интерьер» таким образом, представляет собой тщательно сконструированную декорацию для повседневного театра жизни, а дизайн интерьера – метод проектирования предметно-пространственной среды интерьера, где учет его основных функций определяет эстетику его оформления. Найденные художественные решения способствуют наиболее оптимальному раскрытию основных функций интерьера, а также общему психологическому комфорту. Основная цель дизайна – организация целостности архитектурно-художественной среды интерьера (44, с.430)

Внедрение эстетического начала, повышение его роли обязательны в любой сфере культуры, особенно в библиотечной, одна из задач которой – эстетическое воспитание населения.

Впервые вопросы библиотечной эстетики поставил на повестку дня профессор МГИКа И.Фрумин. В своей статье «За библиотечную эстетику» он поднял ряд проблем этой отрасли библиотековедения. Некоторые положения статьи вызвали споры, различные точки зрения на ряд вопросов, но главное заключается в том, что автор заставил библиотекарей думать, исследовать, смелее внедрять новое.

Кроме того, И.Фрумин впервые определил основные направления библиотечной эстетики и тот круг задач, которые она должна решать (56, с.44)

Разработка требований и условий, способствующих повышению культуры обслуживания читателя, оформление интерьера, наглядной агитации, эстетика книжного фонда – важнейшие пути повышения эстетического уровня библиотек, намеченные И.Фруминым.

Интерьер библиотеки – это внутренняя объемно-планировочная организация библиотечных помещений и комплекса библиотечного оборудования, воспринимаемая в единстве функционального и эстетического назначения. Он во многом определяет взаимодействия человека (читателя, сотрудника) с архитектурной средой, с материально-предметными элементами этой среды, с другими людьми в процессе функционирования библиотеки.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что окружающая обстановка (интерьер, свет, цвет) влияют на поведение, настроение читателя, от интерьерных качеств зависит работоспособность, производственная деятельность.

Поэтому задача работников библиотеки создать все оптимальные условия для работы и отдыха своих читателей.

Зарубежные специалисты считают, что отсутствие осознанного представления о возможностях дизайна в современном библиотечном деле может нанести серьезный ущерб и читателям, и библиотечному персоналу. К сожалению, художественное конструирование не стало обязательной частью при проектировании новых и реконструировании существующих библиотек. Дизайнерские проекты даже если и принимаются, часто не реализуются, либо внедряются без учета специфики библиотечной деятельности.

Не все уделяют этому должное внимание, а чаще всего просто не знают, как оформить библиотеку и где лучше расставить. Поэтому нередко библиотекари занимаются украшательством, которое не помогает, а мешает работе.

Еще до входа читателя в библиотеку на него определенным образом влияют такие факторы, как название остановки транспорта «Библиотека», наличие указателей, ведущих к библиотеке, архитектура здания, наличие легко читаемой вывески, освещение здания библиотеки и т.п. (14, с.67)


2. СРЕДСТВА ДИЗАЙНА

Библиотека должна привлекать читателей не только богатыми книжными фондами, но и благоустроенным двором, цветниками, окраской фасада, образцовым внутренним устройством и художественным оформлением.

Удобство и красота – основные критерии современного художественного оформления библиотечного дизайна. Интерьер библиотеки призван создавать соответствующий настрой, который заставляет не только взять книгу, но и посидеть в читальном зале, подумать над прочитанными книгами.

Строгость, организованность, уют в интерьере все должно служить читателям. Все детали интерьера должны подчеркивать образность библиотечного дизайна. В нем нет мелочей, любая деталь либо портит его, либо украшает.

Одна из важнейших проблем формирования интерьера библиотеки - проектирование среды, непосредственно окружающей человека, это проблема тесно связана с работой дизайнеров. Продуманность размещения, высокое качество оборудования, осветительных приборов, различных технических приспособлений, мелкой детали интерьера, начиная от дверной ручки и кончая информационной надписью, рациональная организация труда и отдыха и многое другое, что входит в понятие «индустриальный дизайн» играет важную роль в создании комфортного состояния человека.

2.1 Цвет в библиотечном дизайне

Цвет – это прекрасное средство, с помощью которого можно предать неповторимость и индивидуальность помещению.

Знание особенностей цветового воздействия на человека позволяет создать в помещении такую цветовую гамму, которая будет не только влиять на пространственное устройство помещения, но и способствовать изменению самочувствия и настроения.

Для создания гармоничных интерьеров дизайнеры пользуются цветовым кругом.

Все цвета круга можно условно разделить на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Теплые цвета называют приближающими, т.к. окрашенные в них поверхности кажутся ближе, чем есть на самом деле. Помещение окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми, гостеприимными, но при этом меньшими по размеру.

Цвета холодной гаммы называют удаляющими, так как помещение становится более просторным на вид. Принцип несовместимости теплых и холодных тонов работает не только в одежде; комната, выдержанная в цветах одной «температуры», всегда выглядит гармонично.

Цветовой круг помогает также создать гармонию и контраст цветов.

Соседствующие или близкие цвета называются гармоничными, и действуют успокаивающе. Однако слишком правильное, однообразное цветовое решение помещения будет выглядеть монотонным и утомительным.

Особенно изысканны комбинации по принципу дополнения. Дополнение означает: два цвета противоположены друг другу в цветовом круге. Самое удивительное то, что если смешать противоположные цвета, например, желтый с фиолетовым, красный с зеленым и синий с оранжевым – получится серый цвет. Если же дополняющие цвета не смешивать, а помесить рядом, то они взаимно усиливают друг друга, делают тона насыщеннее, ярче и выразительнее. Конечно, не стоить красить стенки в красно-зеленую полоску или оранжево-синий ромб. Однако если применить контрасты для небольших деталей, можно получить очаровательный результат.

Каждый человек воспринимает цвет по-своему. И все же психологи установили общие законы воздействия различных цветов на человека.

Красный. Красный цвет, издавна ассоциирующийся у человека с пламенем, кровью, опасностью, возбуждает нервную систему, повышает внутренние ресурсы организма. Красный цвет и его оттенки особенно любят мужчины, хотя длительное пребывание в помещении с красными стенами утомляет глаза и раздражает.

«Красный» интерьер выглядит очень эффективно и тепло. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже.

Желтый и оранжевый. Желтые тона создают ощущение тепла, поднимают настроение. Успокаивают, способствуют творчеству. Вообще желтый цвет является антиподом негативных ощущений. Еще одно важное его преимущество - он оптически не изменяет размера помещения.

Оранжевый цвет (смесь желтого и красного) хорош для пессимистов, тех, кто часто впадает в состояние депрессии, не видит выхода в сложной ситуации.

Любые сочетание этих цветов хорошо подходят для детских помещений.

Оба эти цвета очень насыщенные и интенсивные. Поэтому лучше несколько приглушить их белилами, добавить немного фиолетового тона.

Зеленый. Смесь желтого и красного. Зеленый цвет является символом роста, движения. Он благотворно влияет на зрение, не вызывает чрезмерной активности или, напротив, упадка сил, создает хорошие условия для отдыха и часто используется для отделки помещений, но так как его считают холодным, лучше всего он смотрится на стенах солнечной комнаты.

Синий и голубой. Голубой и синий цвета успокаивают, от них исходит особая свежесть.

Мы привыкли к чисто-белым потолкам, однако именно светло-голубые потолки визуально сделают помещение выше и просторнее.

Оттенки синего цвета особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.

Фиолетовый. Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали и даже угнетает. Прямо сказать, не самый удачный цвет для стены.

Но в интерьерах его стоит использовать только в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками (например, желтый и оранжевый), либо в разбавленном (светло - сиреневом) виде.

Белый. Особое место в интерьере занимает белый цвет. Он прекрасно сочетается с любыми цветами, оттеняет их, увеличивает их яркость и чистоту. Он незаменим для отделки и разграничения чистых цветов, так как придает им благородство и смягчает пестроту (4, с.86).

Особое значение имеет для библиотечного дизайна цвет отделки помещения. Цветовая отделка должна соответствовать общему архитектурно - композиционному решению интерьера, с учетом физиологического воздействия цвета, и способствовать улучшению освещения помещений.

Нередко помещение портится неудачной окраской и безвкусным использованием наглядной агитации.

Некоторые работники раньше не разрешали окрашивать стены в различные цвета, считая это только капризами моды. В основном потолки и часть стен в библиотеках красились известью или мелом в белый цвет, а панели - масляными красками в более темный, случайно подробный. Такая окраска не вызывала хлопот.

В настоящие время многие работники библиотек отказывались от такого стандарта. И оформление помещения решают по-новому, тщательно подбирая цвета. Ведь библиотека воспитывает эстетические вкусы читателей, и все в ней должно быть красиво.

Разумеется, точные рецепты о том, как красить, дать не возможно, поскольку у людей различные вкусы. Однако ряд общих принципов уже определился. Исключительно большое значение имеет цвет, в которой окрашиваются стены, потолки, окна, двери (35, с.43).

Естественное освещение, расположение и величина окон во многом предопределяют выбор окраски для комнаты. Светлые помещения, с обращенным к югу окнами, красятся в сочные и более холодные тона (синеватый, голубой, зеленоватый и т.д.). Темные - с окнами, обращенными к северу или заслоняемые деревьями в светло-желтый цвет. Сочных (ярко-желтых, красных) следует избегать, они увеличивают нервное напряжение человека.

Требование цветового комфорта удовлетворяется наличием в интерьере дополнительных, насыщенных цветов, снимающих утомление от основного цвета. Эти цвета рекомендуются для предметов, занимающих относительно небольшую площадь в интерьере и находящихся вне поле зрения человека. Во время работы к таким предметам относятся разделительные экраны и стеллажи, зелень, обложки книг, визуальная информация, элементы декора и.т.д. Между оформлением подразделений библиотеки, которые имеют различия по формам труда (работа каталогами, книгой, аудиовизуальными материалами) и отдыха, должен быть определенный контраст светоцветовой среды, и решение в цвете библиотеки в целом строится на этом противопоставлении. Так, например коридоры окрашиваются в более насыщенные цвета, для того, чтобы читатель мог отдохнуть и, освежившись, вновь заняться работой (44, с.429).

Применяя разные окраски, можно оптически «выравнивать» помещение. Известно, что все красно-желтые цвета, а особенности их яркие оттенки, кажутся выступающими, сближающими стены, что как бы сокращает размер помещения, а все сине-голубые цвета будто отделяют стены друг от друга, и поэтому комнаты выглядят более просторными. Так, узкие боковые стены светло-синего цвета, похожие на небесную гладь, как бы расширяют комнату. Выбирая тот или иной цвет для отделки стен, следует помнить, что темные и яркие цвета зрительно уменьшают размеры комнаты, а светлые и мягкие оттенки как бы увеличивают их. Следовательно, для маленьких комнат наиболее применимы светлые расцветки, а для больших допустимы более темные и резкие цвета.

Сочетая краски, четко «спланированные» в цветовую систему, можно получить интересные эффекты. Известны, к примеру, что если высота очень велика, по отношению к ее площади, то комната кажется не уютной, этот недостаток можно уменьшить, закрасив потолок и верхнюю часть стены одним цветом, причем в высокой комнате окрашивают в один цвет с потолком вплоть до дверных проемов или несколько выше. Когда комната имеет низкий потолок, высоту стены зрительно увеличивают, закрашивая их одним цветом до самого потолка. Иногда в цвет стены окрашивают и часть потолка. При окраске стены в два цвета верхняя часть должна быть светлее нижней, не наоборот. Вообще надо стараться не применять тонов, резко отличавшихся от общего колорита окраски, чтобы комната не получилась грубой и беспокойной (37, с.56).

На протяжении ХХ века произошел переход от темных тонов древесины и белых потолков, к почти бесцветным библиотечным помещениям, с желтовато коричневыми стенами и окраской оборудования умеренных тонов. Затем преобладали тона землистого оттенка. К концу века победили яркие оживленные цвета. Во многих помещениях стало преобладать оборудование белого цвета. Эта белизна подчеркивается живой зеленью растений и яркими тонами других элементов интерьера. Библиотека, выступая в роли информационного центра, активно привлекающего к себе пользователя должна использовать в интерьере хорошо освещенные и красочно оформленные информационные стенды. А вот на абонементе это, напротив не требуется, здесь следует использовать тона более приглушенные. Так, например пожилые люди воспринимают оттенки голубого и зеленого цвета как мутные. Можно использовать нетрадиционные решения во внутренних помещениях, лишенных естественного освещения. Так, неожиданное использование цвета всегда привлекательно, например, цветовое пятно в конце длинного коридора или ряда стеллажей. Можно покрасить в яркие цвета отдельно стоящие радиаторы отопления, чтобы они выделялись на окружающем фоне. Окраску можно использовать для так называемого «цветового кодирования» отдельных частей помещения библиотеки. Так отдел художественной литературы может иметь синий цвет, а истории – оранжевый. Но при этом гамма цветов не должна быть хаотичной. Выделение деталей интерьера (панели, обшивки, оконные рамы и плинтусы) оттенками одного цвета или родственных цветов создает впечатление изящества, а использование контрастирующих цветов – броское впечатление. При этом двери и оконные рамы следует окрашивать в более светлые тона, чем стены. Цветовую гамму дополняет и окраска мебели. Для читального зала более приемлема мебель с не пёстрой, не кричащей обивкой. Цвет мебели и цвет стен должны соответствовать друг другу. Требуется гармония тонов.

Полы не должны быть слишком светлыми. Психологи утверждают, что светлый пол вызывает у человека чувство неуверенности – ему нужна темная «почва под ногами». Корме того белый пол не практичен. Однако пол не должен быть излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Пестрые декоративные элементы узора на полу больших размеров воздействует на человеческую психику как преграда.

Несколько слов о батареях, стояках, трубах, которые нередко портят вид помещения. Чтобы они меньше выделялись, их окрашивают маслеными или водоэмульсионными красками в цвет стен или в тон фона обоев.

В цветодизайне немалую роль играет и цвет занавески. Его следует применять с учетом общего цветового решения помещения. Занавески могут зрительно смягчить недостатки окон – удлинить или расширить. Желательно чтобы фон или рисунок ткани соответствовал окраске стен, был с ним одного цвета, но другого оттенка.

Цвет неразрывно связан со светом. Мир материальных вещей и их цвета могут быть восприняты человеком лишь при освещении. Известно, что человек обладает дневным и сумеречным зрением, при переходе от дневного зрения к сумеречному зрению, зеленые и синие цвета кажутся светлее красных и оранжевых. В сумерках же или при слабом освещении красные цвета заметно темнеют и кажутся почти черными, а васильки наоборот, светлеют и кажутся светло-серыми. Это обстоятельство надо учитывать при цветовой отделке интерьера (55, с.65).

При цветовом решении ни один уголок в библиотеке и вокруг нее (ни центральный вход, ни рекламный щит) не должен быть оставлен без внимания.

А теперь перейдем к рассмотрению светового дизайна, т.к. без света существование цветового дизайна немыслимо.

2.2 Световой дизайн

Ведущую роль в создании психологического комфорта в интерьере играет освещение. Освещение помещения библиотеки во многом определяется функциональным назначением той или иной библиотечной зоны, т.е. необходимо учитывать, что это читальный зал, абонемент или подсобное отделение. Необходимым является обеспечение нормируемого уровня освещенности, правильное распределение яркости в поле зрения, учет воздействия света на восприятие цвета, соотношение естественного и искусственного света.

Прежде всего, следует обеспечить достаточно полное использование доступного естественного солнечного цвета. Помещение библиотеки с длительным нахождением людей, должны иметь естественное освещение, которое подразделяется: на боковое освещение, верхнее и верхнее - боковое. При характерном для большинства библиотек естественном освещении читальных залов через оконные проемы в стенах, фонды открытого доступа следует концентрировать в удаленной от окон (менее освещенной) части читальных залов. Комнатные цветы, занавесы, гардины не должны мешать естественному освещению, особенно надо следить за чистотой оконных стекол, имея в виду, что загрязненные стекла могут поглотить значительную часть солнечного цвета (до 30%). Для достаточного, естественного освещения, удобства и предотвращения излишних расходов на энергию, места для читателей и персонала необходимо размещать в форме компактных групп, по возможности, у внешних стен здания. Служебно-производственные помещения следует располагать по периметру наружных стен в соседстве с функциональными зонами, не требующими интенсивного освещения (стационарные книгохранилища, фонды открытого доступа, вестибюль и др.).

Следует избегать воздействия интенсивного солнечного света на рабочие помещения персонала, читальные залы или книгохранилища; прямой свет создает эффект блика и ослепляет при чтении, от его воздействия быстро желтеет и разрушается бумага. Этим неблагоприятным явлениям препятствует регулируемые металлические пластики или жалюзи, которые одновременно выполняют функцию теплоизоляторов.

Очень важно правильно устроить и расположение искусственного освещения. Так же как солнечный свет оживляет в комнате все предметы, делает ее веселый и уютной, искусственное освещение может придать всей обстановке более привлекательный вид.

Светящийся потолок за последние годы стал поистине универсальным средством решения светотехнических проблемы освещения производственных помещений, самых различных размеров и назначения. При таком освещении создается большая равномерность освещенности по всему пространству. Если необходимо усилить освещенность на каких-то отдельных участках, можно расположить группы светильников с направленным излучением или сконцентрировать источники цвета под этими участками.

Красивая люстра, плафон с матовым колпаком, освещая комнату, делает окружающую обстановку «теплее». Наилучшим считается смешанное освещение, при котором нижняя часть люстры закрыта матовым колпаком и дает рассеянный свет, а верхняя ее часть открыта и освещает потолок и верхнюю часть стены. Кроме плафона или люстры с матовым колпаком нужны дополнительные источники света за письменным столом. Дают приятный для глаз рассеянный свет и хорошо освещают столы, стеклянные, матовые абажуры открытые снизу. Независимо от цвета окраски помещения, белый или светло-желтый цвет для абажура самые лучшие, красный или ярко- оранжевый чрезвычайно неприятны и раздражают зрение; голубой, синий и зеленый – придают комнате темную окраску, а лицам болезненно-мертвенный оттенок.

Все многообразие форм и видов светильников сводится к двум большим группам: свободно размещенные в пространстве (подвесные); встроенные (или спрятанные частично или полностью). Светильники встроенные являются решением более прогрессивными (62, с.46).

Возможны различные варианты и сочетание при одновременном применении основных приемов.

Давно подмечено и широко используется для различных целей психологическое воздействие света и его роль в создание психологического климата помещения. В обычных условиях человека из темного пространства тянет к свету, поэтому направленный свет создает «зону притяжения».

Так, если осветить стену с дверью, будет тянуть к выходу, если освещенная стена в глубине комнаты, в ней хочется остаться. Равномерное освещение всего помещения создает безразличное отношение, т.е. не имеющие эмоциональной окраски. Наконец, выделение ярким освещением одного из предметов привлекают к нему внимание. Все эти факторы могут быть широко использованы в декоре библиотечных помещений (7, с.130).

Неравномерность освещения приводить к появлению в поле зрения работающих сильных контрастов. Для снижения неравномерности освещения следует поверхности больших размеров, постоянно находящихся в поле зрения, окрашивать в малонасыщенные цвета с относительно большими коэффициентами отражения. Окраска иных элементов должна наоборот быть насыщеннее, активнее. Равномерность освещения поверхностей обеспечивается системой искусственного освещения, расстановкой оборудования относительно источников света, подборе цвета отделочных материалов. Например, рекомендуется размешать светильники параллельно линии окон, благодаря этому ограничивается площадь слепящей поверхности светильника (23, с.107).

В библиотечных зданиях необходимо предусматривать запасное осветительное оборудование, которое должно быть подключено к резервному (аварийному) энергоснабжению, и с его помощью, при необходимости должны быть освещены все пути, ведущие к выходу из здания, все лестницы, наружные двери, запасные выходы и т.д.

2.3 Фитодизайн

Первый вопрос, которым должен задаться начинающий фитодизайнер, принимая решение о введении в интерьер того или иного решения: «зачем мне это надо?»» и действительно, растительная группа в помещении может выполнять совершенно разные функции. Композиция в стационарном напольном контейнере в вестибюле, холле будет выступать «точкой сбора» всего интерьера. Размещение возле бюстов, скульптур, декоративных панно растения послужат неплохим естественным фоном для произведения монументальных или декоративно прикладного искусства. Кашпо с цветами необходимая деталь современно интерьера офисов, аудиторий, жилых помещений. Букеты и корзины с цветами – главный элемент праздничного дизайна… Вариантов масса, свобода творчества воистину безграничная (22, с.5).

Растение в интерьере библиотеки не только украшает его, но и способствует поддержанию в библиотечном помещении устойчивого своеобразного микроклимата. Размещение растений может влиять на восприятие пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Так, вьющиеся растения, направленные вверх, могут создать ощущение более высоких потолков, эти растения уместны в холлах, вестибюлях. Но не в читальных залах, так как здесь они будут, часто загораживать свет. Размещать растения следует на специальных напольных подставках различной формы или в кадках, нельзя использовать для размещения библиотечную мебель и оборудования. Применяя зеленые растения в библиотечном помещении, следует учитывать их естественное происхождение. В принципе, в библиотеках могут применять комнатные растения различных климатических зон – влажных тропических лесов; растения субтропиков; растения пустынь и множество других видов; водные растения (в основном аквариумные). Само существование аквариума в библиотеке вполне допустимо и даже желательно, так как в сочетании с соответствующим подбором других растений он создает особый, неповторимый природный декор и хорошо вписывается в интерьере библиотеки. Растительное убранство в помещении библиотеки не только украшает интерьер, но и прекрасно увлажняет воздушную среду, очищает ее от пыли. Следует только очень прекрасно тщательно и избирательно подходить к выбору цветущих комнатных растений, так как они иногда плохо воспринимаются людьми, склонным к аллергии (44, с.430).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.