рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Совершенствование библиотечного дизайна Сибайского института Башкирского Государственного Университета (БГУ)

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ – это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).

3.3 Детский читальный зал

Основываясь на ряде публикаций специалистов можно выделить главные принципы: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей, наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в детских библиотеках воплощается идея преобразования открытого фонда?

Например, ЦРДБ имени Н.А. Зайцева г. Новгорода обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1 – 5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван “Третьей планетой” (В основу оформления положена книга Кира Булычева “Тайна третьей планеты”). Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) – добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые – для научно-познавательной литературы, красные и желтые – для художественной литературы.

На отдельном стеллаже расположена выставка “Сокровища звездного неба”, где демонстрируется работа библиотеки с читателями. Ее разделы: “Самые читающие астронавты” – полочная выставка читательского формуляра; “Властелины Вселенной” – представлена литература о писателях – юбилярах и их произведениях; “Помогай-ка” – полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; “Обаяние старых изданий” – полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат “Их разыскивает патрульная инспекция Галактики”. На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского.

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой “Дом Почитайки”. Хозяином дома выступает человек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т.д. В этом доме стеллажи – это подъезды, книжные полки – этажи, полочные разделители – ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система “светофор” и представлена в виде человечка-светофорика.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке становится более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей. (12, с.40).

В качестве принципиального положения необходимо отметить, что специфика планировки помещении, отделка стен, оборудование и мебель детских библиотек, в частности читальных залов, должны отличаться от помещений, предназначенных для взрослых читателей. В выборе масштаба оформления, размеров декоративных и художественного убранства стен, потолка предпочтение следует отдать более крупному рисунку. В отделке рекомендуются яркие цвета, возможны контрастные сочетания красок. Размер мебели должен соответствовать росту детей, окрашена, она должна быть в яркие цвета или покрыта пластиком. В таких читальных залах целесообразна более свободная не консервативная расстановка мебели.

Большое значение в оформлении имеют подвесные шкафы, полки, витрины и т.д.

Известно, что детей привлекают яркие панно, декоративные росписи стен, мозаика и другое художественно-декоративное оформление.

Панно выполняется из ткани или рулонной бумаги, на поверхность который наклеивается аппликация из цветной бумаги, образующая выбранный рисунок.

В настоящее время большой популярностью пользуются современные изобразительные средства наглядной пропаганды (кино, диапозитивы, телевидение и т.д.)

Еще одно решение оформления детского читального зала – стенды в виде раскрытой книги. На их страницы наклеиваются иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Каждая страница выполнена из фанеры или представляет собой деревянный каркас, на который наклеена плотная бумага (картон). Листы укреплены на специальном металлическом стержне, благодаря которому они могут поворачиваться.

Оборудование и мебель для читальных залов состоит из читательских столов, которые могут быть использованы, в одном случае как ящики для хранения игрушек, в другом как станки для рисования или изготовления различных игр (мелками, цветными карандашами и т.д.). Крышки столов изготовлены из фанеры и реек, а ящики – из мебельных щитов. Крышки укрепляются при помощи деревянных шипов, которые выставляются в верхнюю часть ящика. Угол наклона доски стола при рисовании можно изменить. Иногда соединяют два ящика вместе, создавая надежную опору для крепления двух досок.

В детских читальных залах надо предусмотреть место для размещения выставок, стендов, витрин и т.д. Легкие настенные щиты, выполненные из фанеры или картона, оклеиваются бумагой (белый, цветной). Для детей и подростков удобны наклонные стенды и витрины с верхним подсветом.

Оформление помещений для детей может быть и другим. Но во всех интерьерах желательно сделать так, чтобы оформление и оборудование было единым по стилю, характеру, цвету (51, с.72).

В небольших библиотеках все читательские зоны располагаются обычно в одном помещении, где оборудованием выделяется зона с аванзалом, каталогами, выставками и кафедрой. Для массовой работы желательно организовать трансформирующееся помещение многофункционального использования. Оно должно быть связано с вестибюлем, оборудовано аудио визуальными средствами, складируемой мебелью.


3.4 Книгохранилище

В зоне хранения и стационарного книгохранилища размещаются все фонды закрытого хранения, куда не допускаются читатели. В малых и небольших библиотеках (с фондами до 50 тыс. томов) закрытое книгохранилище, именуемое запасником, предназначается для временного размещения дублетных экземпляров литературы в открытом доступе абонемента и читальных залов. Также для хранения ценных изданий по искусству и некоторых видов медицинской литературы, рукописей и других документов, располагаемых в определенном порядке с целью легкого поиска и оперативной выдачи в соответствующие пункты библиотеки. Здесь используются семиполочные односторонние и двухсторонние стеллажи.

Под специально выделенными под книгохранилище помещениями следует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяющим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фиксируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной защищенности от микроорганизмов.

Помещения для хранения и использования фонда располагают по возможности смежно друг с другом, чтобы коммуникации между ними были наиболее короткими и не пересекались между собой. Чтобы библиотекарю было удобно работать с документами, очень важно правильно организовать коммуникации между отделом обработки и книгохранилищем, между книгохранилищем и читальными залами (здесь перемещается основная масса всех транспортируемых в библиотеке книг – 90%). Путь на этих участках должен быть по возможности прямым, коротким и горизонтальным. Отсеки книгохранилища проектируются с учетом максимально допустимых расстояний подноски литературы вручную (до тележки) – 6 метров и доставки литературы на тележках (до поста механического транспорта) – 24 метра.

Книги и журналы в хранилище в переплете форматом до 25 см, ставят на полках вертикально. Большеформатные (длиной свыше 11 см) документы, например газеты, хранят горизонтально, чтобы не сломался переплет и не выпали листы. Листовые материалы хранят в коробках. Все книги и журналы переплетаются. Микрофильмы, магнитофонные катушки и кассеты, кинофильмы укладывают в металлические, пластмассовые и картонные коробки боксы. Издания располагаются на стеллаже корешками наружу, что обеспечивает возможность визуального считывания заголовков и шифров, доступа к документам без дополнительных устройств. (44, с.413).

3.5 Специализированные и служебные помещения

Многие библиотеки имеют комнаты для прослушивания музыки, фонотеки, оборудование таких помещений имеет свою специфику. Стеллажи для хранения грампластинок и нот отличаются от тех, которые предназначены для книг, своими размерами. Помещение для прослушивания должно быть оборудовано специальными столами с дополнительной полкой, где хранятся магнитные пленки, пластинки. Непременное требование в библиотеке – тишина. Она достигается путем использования наушников.

Можно оборудовать специальные кабины для прослушивания музыкальных записей, выступлений чтецов и т.д. Но в этом случае необходимо наблюдение за ними библиотекарей. Для удобства кабины отделяются невысокими экранами. Рядом с каждым столиком находятся один, два стула. Наушники подключены к звукопроигрывающей аппаратуре.

Если в библиотеке имеется пианино, то для него нужно выделить специальную комнату, или отделить его звукопроницаемым экраном – перегородкой (44, с.422).

В настоящее время в библиотеках следует выделить зоны для работы и с персональным компьютером, который дает возможность намного ускорить процесс получения информации.

За рубежом давно применим термин медиатека. Медиа – материал, техническая среда, в которой хранятся, перемещаются и используются аудиовизуальные, видно и другие записи.

С появлением понятия “медиа” возник термин “медиатека”, а некоторые современные, хорошо технически оснащенные библиотеки, накапливающие кроме визуальных и аудиозаписи, стали называть себя медиатеками. На современном этапе развития техники медиа – это компьютеризированная среда, так как именно компьютер позволил решить множество технических трудностей на пути создания медиатек. Медиа считает в себе не только текст, но и речь, музыку, рисунки, графику, фотографии, кино, видео и другие материалы на единой электронной цифровой компьютерной основе, в которой документ (произведение) теряет свою авторскую форму и хранится и транспортируется в двоичных кодах.

Сегодня также стоит задача охарактеризовать и довести рабочие места библиотекарей до современного уровня. Рабочее место определяется как “пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников”. Рациональная соответствующая нормативным требованиям, организация рабочего места должна создавать максимальные удобства и благоприятные условия труда, освобождать от нерациональных перемещений и движений в течение рабочего дня. Рационально организованным рабочим местом при аттестации признается такое, которое оснащено в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Оно должно способствовать снижению утомляемости работника за счет рационального освещения, ликвидации излишнего шума, благоприятного микроклимата, правильно подобранного цветового оформления, улучшения рабочей позы, а также располагать простыми и надежными приспособлениями для хранения и поиска документов, средств оргтехники и личных вещей.

Эффективному использованию площади способствует рациональная оснащенность мебелью рабочего места. В библиотеках, как правило, применяется стандартная библиотечная мебель, специальные столы, стулья, шкафы, кресла. Мебель должна удовлетворять следующим требованиям: создать максимум удобств, для работы, т.е. соответствовать требованиям сохранения правильной рабочей позы и обеспечивать возможность хранения, рационального поиска и легкого извлечения документов, средств оргтехники и личных вещей. При подборе компонентов типовой мебели следует обращать внимание на ее спецификацию, на то, чтобы размеры рабочей поверхности предметов мебели были минимальны по площади. Но не надо забывать, что кафедра связана непосредственно с фондом, недоступным для читателей. С кафедры должен быть обеспечен обзор непроходных зон фонда, открытого доступа и читательских мест. Кафедры выдачи, как правило, приближают к хранилищу фондов, чтобы сократить затраты физического труда библиотечных работников. В библиотеках с небольшим штатом целесообразно абонемент и читальный зал иметь рядом, чтобы один сотрудник мог обслуживать читателей.

К планировке служебных и вспомогательных помещений библиотеки предъявляются следующие функциональные требования:

1. Помещения отделов комплектования, научной и технической обработки и организации каталогов и служебного каталога должны объединяться в единый комплекс и размещается на нижних этажах здания.

2. Нормы площади помещений административно-хозяйственного аппарата библиотеки (кабинеты, приемные, рабочие комнаты, комнаты отдыха персонала и пр.) следует предусматривать в зависимости от штата библиотеки, в соответствии с требованиями действующих строительных норм.

3. Согласно рекомендациям ИФЛА, под служебные помещения публичных библиотек рекомендуется выделять площадь не менее 20% от площади читательской зоны. В том случае, если библиотека имеет несколько филиалов, площадь служебных помещений увеличивается до 25%, а в филиалах снижается соответственно до 10%.

4. В библиотеке обязательно должна быть оборудована комната отдыха для сотрудников. Если речь идет о большой библиотеке, то такие помещения должна быть при соответствующих подразделениях. Норма площади на одно место для отдыха – 2,5 кв.м. Площадь для размещения кухонного оборудования – 2,0 кв.м. Например, комната площадью 12 кв.м. достаточно для организации отдыха 6-10 сотрудников библиотеки.

В помещении библиотеки важно направить по разным направлениям пути читателя и персонала. В идеале для читателей и для сотрудников должны быть разные входы и выходы.

В заключение этой главы, хотелось бы сказать, что при проектировании библиотечных зданий и оформлении интерьера библиотеки важно четко определить систему указателей (табло) как для читателей, так и для библиотекарей. Оформление должно начинаться с фасада библиотечного здания, с вывески библиотеки, режима работы, нахождения входа и выхода и т.п. Система координатных указателей внутри помещений библиотеки должна играть роль путеводителя Естественно, чем меньше библиотека, тем меньше потребность в самих знаках. Указатели должны быть красочными. Между фоном и надписью должен быть использован контраст. Особенно хорошо виден черный цвет на белом фоне, зеленый на белом. Размещение указателей должно быть очень четко продумано (44, с.421).


4. ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО

ДИЗАЙНА СИБАЙСКОГО ИНСТИТУТА БАШКИРСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Интенсивно развивающийся научно-технический прогресс вызывает необходимость реформ в сфере высшего образования. Значительно выросли требования к результативности учебной подготовки студентов. Современные тенденции существенно повышают роль вузовской библиотеки в процессе образования.

Библиотека Сибайского института Башкирского Государственного университета (БГУ) была основана в 1990 году, практически с первых дней работы института.

Задачи, стоящие перед библиотекой типичны для библиотеки ВУЗа:

- Создание современной информационной среды для студентов и преподавателей;

- обеспечение учебного и научного процессов данного вуза, учебной и специальной литературой;

- осуществление в нераздельном единстве библиотечной, библиографической и научно-информационной деятельности, удовлетворение этих потребностей в сфере обслуживания;

- содействие междисциплинарному сотрудничеству, участие в процессе непрерывного обновления и совершенствования знаний, как в отдельных узкоспециализированных областях и отраслях знаний, так и в повышении культурного уровня своих потребителей;

- сохранение, освоение и пропаганда (доведение до читателя) культурного наследия.

Цель работников – сделать фонд библиотеки универсальным, удовлетворяющим, по возможности, запросы всех читателей.

Основной контингент обслуживания вузовской библиотеки – две группы читателей: студенты и профессорско-преподавательский состав учебного заведения, являющийся, как правило, научным персоналом соответствующих подразделений вуза. Поэтому, фонд комплектуется с учетом специфики ВУЗа, особенностей учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, неоднородности информационных потребностей этих категорий читателей.

Фонд библиотеки формируется различными видами документов (книги, брошюры, периодические издания, ноты, дискеты, кассеты).

В институте собрана литература по всем отраслям наук, т.к. здесь на сегодняшний день существует 15 факультетов.

Библиотечный фонд нуждается в рациональном размещении, т.е. в установлении наилучшего месторасположения и способа хранения каждого издания в структурном подразделении библиотеки.

Задача размещения – распределить издания таким образом, чтобы они были приближены именно к тем группам читателей, которым нужны в первую очередь и в наибольшей мере.

В библиотеке Сибайского института БГУ сталкиваемся с примером горизонтального размещения фонда, т.к. в институте нет отдельно стоящего здания библиотеки, и вообще, помещение под библиотеку не планировалось, а приспосабливалось уже имеющееся здание, что вызывает определенные сложности в работе.

Библиотека занимает часть первого и второго этажа института и состоит из читального зала, общего абонемента, отдела комплектования и обработки фонда (прилож. 4,5).

На первом этаже находятся фонды читальных залов историко-филологического факультета и факультета права и экономики. Для студентов отведен большой читальный зал на 100 посадочных мест, а для профессорско-преподавательского состава отдельный читальный зал на 30 посадочных мест. Здесь же имеется большое книгохранилище, кабинет для заведующей и буфет для читателей.

На втором этаже расположен фонд общего читального зала, общего абонемента, книгохранилище этих фондов и отдел комплектования и обработки фонда, два читальных зала на 180 посадочных мест.

Общая площадь библиотеки составляет 1018 м², посадочных мест в читальных залах 310.

Я дала краткую характеристику библиотеки, а теперь перейдем к рассмотрению библиотечного дизайна.

В ходе анализа библиотечного дизайна, было проведено исследование, где были опрошены читатели библиотеки и сами библиотекари. Анкетирование проводилось для того, чтобы понять, какова удовлетворенность качеством библиотечного дизайна читателей и библиотекарей; какие недостатки есть при оформлении библиотеки, и как их устранить. Некоторые вопросы включены в эту главу, исходя из которых, делаются выводы (прилож.2,3).

Среди опрошенных библиотекарей возраст составляет от 20 до 50 лет. Опрошено 16 респондентов. Из них 25% имеют среднее специальное образование, 36% филологи и педагоги с высшим образованием, со средним техническим образованием 32%, 7% - со средним образованием. Библиотечный стаж варьируется от 1 до 14 лет.

Из числа читателей опрошено 150 респондентов. Из них 65 мужчин, и 85% женщин. Основной возраст респондентов от 17 до 25 лет.

Некоторые вопросы в обеих анкетах не отличались друг от друга, т.к. исследовалась одна и та же проблема. Так, первые вопросы помогли определить, что для читателей и библиотекарей представляет «дизайн», и обращают ли они внимание на библиотечный дизайн. Результаты оказались весьма неожиданными: выяснилось, что многие (89%) читателей, и (100%) библиотекари обращают внимание на библиотечный дизайн, и дизайн для них представляет уют, комфорт, спокойную обстановку. Библиотекари получают информацию о библиотечном дизайне в профессиональной печати (78%), особенно в журнале «Библиотека». В нашем исследовании мы также попытались выяснить, какова планировка библиотеки для библиотекарей. Большинство (94%) считают планировку неудобной.

Действительно, структура помещения библиотеки, ее планировка является очень сложной и неудобной. Оно состоит из множества маленьких помещений, что отрицательно сказывается на организации всей работы библиотеки. Достаточно сказать следующее:

-Чтобы попасть в книжный фонд историко-филологического факультета и факультета экономики и права, читателям надо пройти через весь читальный зал, что мешает заниматься и отвлекает всех читателей;

-к тому же, читательские столы расставлены не перпендикулярно к окнам, а параллельно, т.к. если их расставить перпендикулярно, то получится так, что читатели будут сидеть спиной к входящему, или же спиной к библиотекарю;

-кафедры выдачи литературы и на первом и на втором этаже расположены в таком незначительном расстоянии друг от друга, что в момент обслуживания читателей происходит настоящее столпотворение;

-некоторые неудобства доставляют в читальном зале колонки, которые мешают библиотекарям обозревать своих читателей.

Такая нерациональная, неудобная планировка библиотеки обусловлено самой конструкцией помещения, и нормализовать ее усилиями библиотекарей невозможно. Но, что хорошо на втором этаже кафедры выдачи находятся близко к выходу, что вход и выход из библиотеки под контролем библиотекаря.

В любом случае важно оптимально организовать объемно-пространственную композицию и интерьер (выбрать наиболее подходящий в условиях данной библиотеки способ размещения, а также рационального расположения стеллажей и другого оборудования). Принятый вариант при оптимальных затратах должен:

1. Не противоречить условиям сохранности фонда.

2. Обеспечивать высокий уровень обслуживания читателей.

3. Создавать удобства работникам библиотеки.

Зайдя в библиотеку на первом этаже, читатель сразу попадает в читальный зал. Отсюда напротив видно окно выдачи, около окна сделаны вывески, и студент может сориентироваться к какой кафедре выдачи подойти.

Фонд читального зала частично открыт. В открытом доступе находятся текущие газеты, расположенные в читальном зале на журнальных столиках, параллельных к окнам. Закрытый фонд полностью изолирован в отдельное помещение и имеет свои особенности, которые вызывают определенные трудности при работе.

В первую очередь надо затронуть вопрос о библиотечных стеллажах, основном оборудовании, предназначенном для хранения фонда.

Книжные стеллажи, как и в большинстве библиотек, на что неоднократно указывалось в библиотечной печати, представляют собой разнородный по конструкции, размеру, цвету, и материалу набор. Это – пяти полочные, шести полочные, семи полочные и восьми полочные; односторонние и двухсторонние металлические и деревянные стеллажи. Цвет стеллажей – серый, коричневый, зеленый. Самое первое, что бросается в глаза при входе в фонд библиотеки – это стеллажи. Даже при проведенном исследовании, на вопрос «Если бы у Вас была возможность, какую мебель заказали бы для библиотеки?», 70% библиотекарей ответили «стеллажи». И из этого можно сделать вывод, что при оформлении библиотеки, самый больной вопрос встает «о стеллажах».

В фонде читального зала стеллажи расставлены перпендикулярно к окнам в 6 рядов по 3 стеллажа, и односторонние стеллажи вдоль стены. Посередине этих стеллажей перпендикулярно к стене стоят еще 2 деревянных стеллажа. Расстояния между стеллажами разное: от 62 до 72 см, хотя по стандарту минимальное расстояние проходов должно быть 75 см.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.