рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая)

Военно-техническое сотрудничество России (СССР) и Индии продолжается уже несколько десятилетий. Начало его относится к 60-м годам, когда над Индией нависла реальная угроза со стороны Пакистана и маоистского Китая. Именно тогда начались массированные поставки советского оружия, прекрасно зарекомендовавшего себя в ходе индо-пакистанских конфликтов 1965 и 1971 гг. К началу 90-х годов доля советской боевой техники составляла не менее 70% вооружения индийской армии. Начиная со второй половины 70-х годов на авиасборочном предприятии в г. Насик индийская корпорация 'Хиндустан аэронотикс Лтд." ("ХАЛ") наладила лицензионное производство и ремонт советских МиГ-21, а затем и МиГ-27.

Доля советских систем оружия существенно превышала долю их западных аналогов, •закупленных Индией или произведенных ею по английским и французским технологиям. Так, соотношение советских танков Т-54/55 и Т-72 (в Индии последние производятся под названием "Аджея") к английским "Виккерс" Мк1 (одноименной фирмы, производились с 1965 г. в Великобритании и собирались из готовых узлов в г. Авади, Индия) и разработанным на его основе "Виджаянта" составило примерно 1:0,7 (1900 и 1250 единиц соответственно): тактических истребителей МиГ-23 БН и МиГ-27 (значительная часть последних была произведена по лицензии компанией "ХАЛ") к англо-французским "Ягуарам" - 4: 1 (330 и 80). Всего же в Индию было поставлено или изготовлено 596 боевых самолетов отечественной разработки против 180 западноевропейских.

К настоящему времени проблема противостояния Индии и Китая уже не столь остра, чему, в частности, способствовал взаимный отвод войск от границы в конце 80-х годов. Вместе с тем в Дели неоднократно высказывалась озабоченность усилением военного присутствия КНР в Индийском океане, в частности, использованием китайским флотом бирманских ба. Немаловажное значение уделяется и проблеме защиты шельфовых нефтепоеных районов, о чем свидетельствуют проводимые с 1992 г. у западного побережья Индостана совместные учения ВВС и ВМС страны.

Конфронтация Индии с Пакистаном продолжается. Это связано прежде всего с неурегулированностью кашмирской проблемы и других территориальных разногласий, а также с работами Исламабада по созданию собственного ядерного оружия, К тому же союзниками Пакистана являются такие сверхдержавы, как США и Китай, не только оказывающие поддержку Исламабаду в военно-технической сфере, но и использующие политические и экономические рычаги давления на Дели. Кроме того, в случае очередного конфликта с Индией Пакистан может рассчитывать на финансовую и экономическую помощь ряда исламских стран - Турции, Ирана, Ливии, Саудовской Аравии.

В конце 80-х - начале 90-х годов в военно-техническом сотрудничестве России (Советского Союза) и Индии наступило некоторое охлаждение. Причиной послужила неурегулированность финансово-экономических отношений и отказ российской стороны от бартера во взаимных расчетах. Свой вклад внесла также проамериканская позиция тогдашнего внешнеполитического руководства и превратное истолкование итогов войны в Персидском заливе как индийской, так, похоже, и российской стороной.

В результате индийские военные, ранее весьма прохладно относившиеся к США, обратились к новейшим американским технологиям. Так, на опытных образцах перспективного легкого индийского истребителя LCA были установлены двигатели фирмы "Дженерал электрик", а их испытания проводились на американских полигонах. Опытный образец комплекса авионики для самолета также был изготовлен американской фирмой "Локхид-Мартин". Впрочем, на LCA нашла применение и российская пушка ГШ-23. Американские газотурбинные двигатели предполагалось установить на перспективном индийском фрегате водоизмещением 4 тыс. т, разрабатываемом с использованием технологии "стеле".

Активно расширялись и чисто военные контакты. В 1991 г. были проведены первые совместные военно-морские учения флотов США и Индии, затем - американских и индийских воздушно-десантных войск на одном из индийских полигонов в джунглях. В 1992 г. индийская сторона обратилась к США с просьбой предоставить ей новейшие военные технологии в области электроники (радиоэлектронной борьбы), систем управления и связи, радаров дальнего обнаружения, а также зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Все это, видимо, привело американские военно-промышленные круги к эйфорической мысли о почти полном вытеснении новых российских оружейных технологий с индийского рынка, чем только и можно объяснить резкую реакцию США на поставки из России в Индию криогенных ракетных двигателей.

Последние мало пригодны для военного использования - время для их подготовки к запуску измеряется часами вместо необходимых для эффективного сдерживания потенциального противника нескольких минут. В то же время Индия и без них смогла к середине 90-х годов успешно испытать и принять на вооружение оперативно-тактические ракеты "Притхви" (дальность действия до 250 км) и баллистические ракеты среднего радиуса действия "Агни" (2,5 тыс. км). С самого начала было известно и перспективное назначение криогенных двигателей - создание национальной космической системы многоразового использования, позволявшей снизить стоимость 1 кг выводимого на околоземную орбиту полезного груза с 350 тыс. до 17,5 тыс. рупий. Ссылки со стороны Вашингтона на Договор о нераспространении ракетных технологий выглядели тем более странно, что сами США отнюдь не собирались придерживаться его в отношении собственных стратегических партнеров. Несмотря на все проблемы уже к середине 1996 г. Индия запустила в про­изводство криогенные двигатели и активно вела разработку перспективных кислородо-водородных двигателей.

Не менее активно на индийский рынок оружия устремились компании третьих стран. В частности, израильская авиастроительная фирма "ПАИ" предложила широкомасштабный план модернизации индийских истребителей МиГ-21. Франция выразила готовность продать Индии на льготных условиях новейшие истребители "Мираж-2000-5", способные нести ядерное оружие. Нидерланды предложили свои услуги в качестве поставщика композиционных материалов с использованием элементов технологии "стеле" для истребителя LCA, а также электронику для перспективного танка "Арджун". В Сирии и Египте были закуплены запасные части для российских истребителей МиГ-21 на сумму 30 млн. долл. Подписаны контракты и с бывшими членами Варшавского договора: только Румыния поставила в Индию 100 тыс. автоматов Калашникова на сумму 85 млн. долл. Позднее аналогичное соглашение о закупке АК было заключено с Болгарией. Все эти контракты, без сомнения, следует признать упущением российских внешнеторговых организаций, поскольку лишь фирмы-разработчики способны наиболее эффективно осуществить поставки, обслуживание и модернизацию своих образцов.

Тем не менее взаимная заинтересованность в военном сотрудничестве сохранялась, что привело к смягчению позиций российской стороны в финансовых вопросах. Интенсификации российско-индийских экономических и военно-технических взаимоотношений в значительной степени способствовал визит B.C. Черномырдина в Дели в ноябре 1994 г. В ходе его был подписан блок соглашений, в том числе о защите инвестиций, торговле, космических исследованиях и т.д. С российской стороны для оплаты поставок военной техники и технологий были снова открыты кредитные линии и частично возобновлена система расчетов по бартеру.

Немаловажное значение имел визит в Дели представительной российской делегации в январе 1998 г. В ходе переговоров обсуждался и блок вопросов военно-технического сотрудничества. В частности, было достигнуто соглашение о поставках в Индию зенитно-ракетных комплексов производства Ульяновского механического завода. Индийская сторона проявила также интерес к новейшим российским танкам Т-90 "Черный орел".

В отличие от предыдущих лет характерной особенностью нового этапа военного сотрудничества стали не только прямые поставки отечественного вооружения и военной техники или продажа лицензий, но и взаимодействие в области оборонных прикладных исследований, а также совместного производства вооружения и техники для продажи в третьи страны. Последнее крайне важно для Индии, ибо, несмотря на быстрый рост экспорта национальной оборонной продукции (только с 1992 по 1994 гг. он увеличился вдвое) в стоимостном выражении он к середине 90-х годов составлял всего около 50 млн. долл.

Для России и ее ВПК немаловажно, что в отличие от ряда других рынок оружия Индии расширяется. Так, бюджет индийского министерства обороны на 1996-1997 фин. г. превысил S млрд. долл., что на 10% больше предыдущего. На 1997-1998 гг. запланирован рост оборонных расходов уже на 20%, на сумму свыше 10 млрд. долл. Значительная часть этих средств предназначена для закупок новых систем оружия, в том числе и иностранного производства, а также для проведения НИОКР с использованием зарубежных высоких технологий.

Как неоднократно заявляла российская сторона, Россия и Индия являются стратегическими партнерами. С экономической точки зрения военные поставки в Индию означают сохранение нескольких тысяч рабочих мест и поддержание в рабочем состоянии оборудования ряда российских оборонных предприятий. Существенно и то, что во внешней политике Россия и Индия традиционно придерживаются совпадающих или сходных позиций.

Сегмент истребительной авиации на мировом рынке оружия является, пожалуй, наиболее дорогостоящим. Так, по оценкам зарубежных специалистов, до 2005 г. его объем составит не менее 88 млрд. долл., причем на долю семейства российских Су-27 придется до 16% продаж. Не менее выигрышными выглядят и шансы МиГ-29. Очевидно, что при этом значительная часть экспортных поставок российских истребителей пойдет в Индию.

Одним из наиболее значительных контрактов между Россией и Индией стал заключенный в 1995 г. договор с фирмой МИГ-МАПО о поставках 10 модернизированных истребителей МиГ-29М, составляющих основу индийской ПВО. Оплата будет осуществляться в счет части государственного кредита России Индии на общую сумму 890 млн. долл. Соглашение предусматривает дополнительную продажу еще 20 самолетов, однако расчет за них предусматривается в СКВ, а также бартерными поставками товаров производственного и потребительского назначения. Кстати, в ходе проведенных в 1995 г. на полигоне в г. Покхаран показательных учениях ранее поставленные МиГ-29 были наиболее эффективны в боевых стрельбах по сравнению с другими состоящими на вооружении индийских ВВС самолетами, включая новейшие "Мираж-2000".

Крупнейшим контрактом за последнее время стала договоренность 1996 г. о поставках в Индию 40 многоцелевых тактических истребителей Су-ЗОМКИ (АО "ОКБ Сухого", Иркутское авиационное производственное объединение) на сумму 1,8 млрд. долл. Предполагается, что самолеты будут поставлены до 2003 г., после чего ожидается начало их лицензионного производства на предприятиях "ХАЛ".

Принятию данного решения способствовал ряд факторов. Прежде всего, это естественное желание командования ВВС Индии не отстать от своих потенциальных противников - Китая и Пакистана. Как известно, обе страны активно модернизируют свой парк авиационной техники. В частности, КНР закупила в России и налаживает дополнительное лицензионное производство истребителей Су-27, а Пакистан получает из Франции новейшие самолеты "Мираж-2000-5". Су-ЗОМКИ по всем параметрам превосходят французские истребители и не уступают модели Су-27. Более того, по мнению летчика-испытателя ИАПО В. Подгорного, они даже превосходят последние, поскольку экипаж Су-30 из двух человек способен эффективнее реализовать потенциальные возможности этой модели. В целом же предполагается, что до 2015-2020 гг. истребители семейства Су останутся лучшими в мире.

Выбор Су-ЗОМКИ связан и с хорошо отлаженным сервисным обслуживанием самолетов "ОКБ Сухого" и головного производственного объединения - КНААПО.В частности, лишь эта корпорация предоставляет гарантийное обслуживание на срок до 36 месяцев. Кроме того, на предприятии большое внимание уделяется обучению иностранного инженерно-технического персонала, комплексным поставкам запасных частей и инструментов. Для сборки, облета и гарантийного обслуживания объединение направляет к заказчику бригаду высококвалифицированных специалистов, включая представителей предприятий-смежников. По желанию заказчика на его территории можно создать постоянно действующие гехцентры по обслуживанию и модернизации самолетов. Нельзя не отметить и то, что, используя одну базовую модель (Су-27), "ОКБ Сухого" создало на его основе большое число его различных модификаций.

Таким образом, российские истребители МиГ-29М (в качестве перехватчиков ПВО) и Су-ЗОМКИ (как истребители завоевания превосходства в воздухе и ударные самолеты) на ближайшие 20-25 лет станут ядром ВВС Индии. Собственно индийские истребители LCA, которые начнут поступать на вооружение с 2003 г., предназначены лишь для замены части истребителей МиГ-21 и "Ягуар". Вместе с тем очевидно, что практически при той же цене, что и новейший МиГ-29М (стоимость индийского самолета на данный момент -22 млн. долл., российского - около 25 млн.), LCA будет существенно уступать отечественным истребителям по ряду параметров.

Еще одним крупным контрактом, подписанным между Индией и российскими авиастроителями является соглашение о модернизации 125 самолетов МиГ-21 бис, ранее поступивших на вооружение индийских ВВС, что позволит продлить срок их службы минимум на 15 лет. Нижегородское объединение "Сокол", вступив в острейшую конкуренцию с израильской корпорацией "ИАИ", выиграло конкурс на проведение этих работ. В их ходе предусматривается доведение ранее произведенных в Индии истребителей до уровня МиГ-21-93 "Копье", впервые представленного на первом индийском авиасалоне в декабре 1993 г. На самолеты будет поставлен новый многоцелевой радиолокационный комплекс, аналог используемого на МиГ-29, новые системы оружия, включая управляемые ракеты (УР) класса "воздух - воздух", противокорабельные УР Х-31А и противорадиолокационные X-25МР, а также более совершенная авионика. В качестве субподрядчиков выступают некоторые индийские компании, в частности, "Бхарат электронике" отвечает за поставки систем радиоэлектронной борьбы и связи.

Важной составляющей российско-индийского сотрудничества стало созданное усилиями индийской "ХАЛ" и российским МАПО-МИГ совместное предприятие "ХАЛ-МИГ-МАПО". Предполагается, что накопленный за долгие годы опыт взаимодействия "ХАЛ" с российскими авиастроителями по сборке, лицензионному производству и обслуживанию истребителей МиГ-21/27 будет реализован в масштабах всего региона, например, при сервисном обслуживании малазийских МиГ-29. Кроме того, на предприятии "ХАЛ" в г. Карапут продолжается лицензионный выпуск российских авиадвигателей Р-29Б для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27м.

Предполагается, что в ближайшее время будет подписано соглашение и о поставках в Индию 66 учебно-тренировочных самолетов МИГ-АТ, что явится логическим продолжением контракта на поставки истребителей МИГ-29 и Су-ЗОМКИ. В печати подчеркивалось, что российский самолет (как ожидается, его экспортный вариант будет оснащен высокоэкономичными французскими двигателями фирмы "СНЕКМА") по своим параметрам не уступает английскому учебно-боевому самолету "Хок" и французскому "Альфа Джет", однако существенно дешевле благодаря применению новейших технологий. Притягательным для индийской стороны является и возможность совместного производства МИГ-АТ, что позволит экспортировать их в третьи страны.

При участии России разрабатывается и легкий 14-местный военно-транспортный самолет LTA (для замены давно устаревших АН-2), который будет использоваться и в гражданской авиации. Головными организациями при его создании выступают индийская Национальная аэрокосмическая лаборатория и КБ им. Мясищева, при этом стоимость разработки, по оценке, не превысит 33 млн. долл. Самолет будет оснащен двумя российскими турбовинтовыми двигателями ТВД-20М, производимыми в Индии по лицензии. Это решение принято после проведения конкурса с участием американской "Пратт энд Уитни", представившей собственную силовую установку РТ-6А-66. Первые два опытных самолёта будут изготовлены в России с последующим серийным производством на индийских предприятиях, объем заказов на ближайшие пять лет оценивается в 120 единиц.

Основой индийской транспортной авиации и авиационной техники двойного назначения по-прежнему остаются машины российского (советского) производства. Это состоящие на сооружении 120 легких военно-транспортных самолетов Ан-32 и 24, Ил-76, а также планируемые к замене ан-12 и Ан-2. Не менее внушителен и парк транспортно-десантных вертолетов - 80 отечественных Ми-17, 50 Ми-8, 10 Ми-26. Вместе с тем ожидаемое развитие транспортной, специальной и вспомогательной авиации открывает российским авиастроителям хорошие перспективы, разумеется, если они окажутся готовыми к борьбе со своими потенциальными конкурентами.

Несмотря на уже поставленные в ВВС Индии 4 английских самолета ВАе-748, оснащенных аппаратурой дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) немецкой фирмы "Дойче аэроспейс", проблема поставок более мощных систем данного класса остается для страны с ее протяженными воздушными и морскими границами крайне актуальной. Национальные разработки по этой тематике (соответствующие образцы предполагалось создать к 1993 г.) оказались сорванными. Это оставляет большой простор для маневра российским производителям самолетов ДРЛО на базе Ил-76. Также несмотря на соглашение с США о замене военно-транспортных самолетов Ан-12 на С-130 ("Локхид", 24 ед.) в связи с созданием национальных "сил быстрого развертывания" может встать вопрос о закупках машин с большей грузоподъемностью.

Однако российским авиастроителям следует заранее готовиться к острой конкурентной борьбе. Не меньшей остроты можно ожидать и при разрешении давно наболевшей проблемы оснащения индийских ВВС самолетами-заправщиками. Здесь опять-таки определенное преимущество имеют танкеры на базе Ил-76, особенно если отечественные производители предложат комплексное решение всех трех вопросов (ДРЛО, транспортные самолеты, заправщики) на основе одной базовой модели, что позволило бы существенно упростить и удешевить обслуживание парка этих машин.

Сотрудничество России и Индии в области военно-морских вооружений имеет давние традиции. В 60-80-е годы индийской стороне было поставлено значительное количество современных по тем временам кораблей и катеров, в том числе 5 больших противолодочных кораблей проекта 61МЭ (водоизмещение - 5 тыс. т, оснащены противокорабельными П-20 и ЗРК "Волна"; были переданы Индии в 1980-1988 гг.). В Индию также были проданы и построены по лицензии 3 малых ракетных корабля (корвета) типа "Нанучка" (по терминологии НАТО; водоизмещение - 660 т, вооружение - противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, поставки начались с 1980 г.), 10 - типа "Петя II" (разработки начала 60-х годов, водоизмещение - свыше 1 тыс. т, артиллерийско-торпедное вооружение), 8 - типа "Тарантул 1" (580 т, 4 ПКР, ЗРК и артиллерийское вооружение, с 1987 г.). Строительство корветов последнего типа на национальных верфях продолжается и их общее число предполагается довести до 35. На вооружении индийских ВМС состоят также российские ракетные катера "Оса 1/11" (10 ед.).

Минно-тральные силы также в основном представлены кораблями советских проектов. Уже во времена перестройки в 1988 г. Индии была сдана в аренду ракетная подводная лодка (пр. 670 "Скат" или "Чарли 1" по терминологии НАТО, оснащена ПКР "Аметист") с ядерной силовой установкой, которая, как предполагалось, должна была стать прежде всего учебной базой в преддверии оснащения индийских ВМС собственными атомными субмаринами. Впрочем, и дизель-электрические подводные лодки далеки не утратили своего значения.

Из 15 находящихся в строю субмарин II построены по советским проектам. Из них 3 типа "Фокстрот" (разработки 50-х годов, всего было поставлено 8 ед.), 8 - пр. 877 "Варшавянка" (производство началось в 1977 г.)-

Российские специалисты участвуют в проектировании и строительстве кораблей и судов нового поколения для индийского флота. Большое значение при этом придается их оснащению не имеющими аналогов в мире отечественными системами оружия, такими как ПКР "Москит", зенитными комплексами и т.д. Российские ноу хау применяются при создании эскадренных миноносцев УРО "Дели" (3 строятся на верфях "Мэзэгаон док", г. Бомбей, еще три предполагается построить), фрегатов УРО "Годавари" (разработаны на основе английских кораблей "Линдер", но оснащены российским вооружением, включая ПКРК и ЗРК "Оса"; строятся на предприятиях "Гарден рич шипбилдинг энд энджиниринг", Калькутта; общий заказ - 7 кораблей) и более мелких кораблей и катеров (верфи Гоа и Вишакапатнам). Общая стоимость поставленного при этом из РФ в Индию пакета высоких технологий оценивается более чем в 100 млн. долл.

Особого внимания заслуживает история с российским авианесущим крейсером "Адмирал Горшков" (проект 1143,4, водоизмещение - 44,5 тыс. т., срок службы - 10 лет). Он - последний и наиболее совершенный корабль данной серии, однако после разрушительного пожара крейсер стал небоеспособен, а денег на его ремонт, естественно, у российских моряков нет. Индия неоднократно поднимала вопрос о его продаже с целью замены одного из собственных давным-давно устаревших и изношенных (срок службы - около 50 лет) легких авианосцев, один из которых уже списан и планируется к использованию в качестве музея. Наши специалисты, однако, сочли предложенную за авианесущий крейсер цену слишком низкой. Российские же адмиралы вообще против продажи, считая, что данный корабль необходим для отечественного флота. Однако их позиция не подкреплена реальными денежными средствами, а потому, похоже, крейсер ждет участь его собратьев, проданных за рубеж по цене металлолома.

Закупка Пакистаном французских субмарин класса "Агоста" вызвала естественную реакцию со стороны Индии. Сейчас обсуждается вопрос о закупке или аренде самых современных российских дизель-электрических подводных лодок. Видимо, речь идет о подводных лодках проекта 677 (улучшенная по уровню шума версия пр. 877 "Варшавянка" или "Кило", по натовской терминологии), пока они состоят только на вооружении рос­сийского ВМФ. Сумма контракта может превысить 1,7 млрд. долл.

В перспективе возможна поставка в Индию подводных лодок семейства "Амур" со смешанными энергетическими установками. Использование в них анаэробных (водород-кислородных) силовых двигателей позволяет резко увеличить дальность и скрытность подводного плавания, что приближает возможности этих субмарин к атомным подводным лодкам. Единственным конкурентом российским судостроителям может выступить немецкая компания "Ховальдсверке дойче верфт" с ее ПЛ проекта 212, но ее субмарина существенно уступает российским по автономности подводного хода. Вместе с тем Индия уже закупила две новые подводные лодки проекта 1500 ("Тиссен верфт", Германия), еще две были построены на индийских верфях "Мэзэгаон".

При рассмотрении перспектив экспорта российских кораблей и военно-морских технологий нельзя не учитывать и то, что оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение ее военного присутствия в Аравийском море. Освоение нового морского театра военных действий потребует третьего авианесущего корабля (индийские же судоверфи на строительство столь крупных судов не рассчитаны), а также как минимум одной атомной подводной лодки. Своевременное предложение соответствующих услуг российской стороной способно принести ей нс менее 1,5-2 млрд. долл.

Индия осуществляет широкую программу переоснащения сухопутных войск ракетным оружием национального производства. К ним прежде всего относятся ПТУР третьего поколения "Наг" (при использовании инфракрасной головки самонаведения и современной процессорной техники он станет одним из первых в мире серийных комплексов, в котором реализован принцип "выстрелил - забыл") и зенитные ракеты "Тришул" ближнего и "Акаш" среднего радиуса действия (последние начали поступать в армию с середины 90-х годов). На вооружении армейской ПВО и ПВО страны остаются российские ЗРК "Оса-АКМ", 'Печора" и "Квадрат" (всего было поставлено или произведено по лицензии около 370 комплексов этих типов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.