рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административное право

начало течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом

(получение повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение

начинается с 00.00, административный арест начинается с того часа, когда

виновный помещен под стражу; в) правила определения окончания сроков -

сроки определяют время, в которое должны быть совершены определенные

действия, если действие не завершено, в порядке исключения восстанавливают

сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в 15-

дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3

части статьи устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение

строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки

(привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного

взыскания) если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки

(время осуществления отдельных мер административного принуждения),

устанавливаются законом или иным НПА.

Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую подведомственность; б)

специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа,

который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная

подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения

ПН, либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность

(ДЛ конкретного органа).

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных

производствах все стадии “сливаются” в один процесс).

Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам

несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами

государственных инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная

оценка, определяется мера воздействия: о наложении административного

взыскания либо о прекращении делопроизводства. Решение - юридический

властный акт оформленный в соответствии с требованием закона и содержащий

определенные реквизиты (наименование органа и должностного лица принявшего

акт; время и место принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность

нарушения; норма права, предусматривающая ответственность; характер решения

(вид и размер взыскания)).

Билет 5

1. Административно-правовые отношения

АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов

исполнительной власти по поводу выполнения её задач и функций, а также

некоторые внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные

нормами административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО,

переводят нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны

по отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и

определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть

взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у

другой – лишь обязанности.

Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются публично-

правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов АПО

обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д)

АПО, как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй

стороны необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой

стороной, как в гражданском праве, а перед государством в целом.

Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их

подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,

отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения

между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура,

законодательные органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по

сфере действия их подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные

отношения; в) по выполняемым функциям эти отношения могут быть

классифицированы на материальные и процессуальные; г) исходя из положения

субъектов правоотношений выделяют вертикальные и горизонтальные

(административно-правовой договор).

Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия

(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).

Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ

коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные

граждане и апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в)

объекты (право не воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше

сознание и через сознание – единственным объектом АПО является поведение

людей(.

2. Понятие и виды государственных служащих

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной должности

государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта

РФ.

Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную

должность в государственном органе (работа в ГУП и КП не является

государственной); в) замещает в таком органе должность государственной

службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д)

получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым

является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,

оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.

Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в

пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические

последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные

документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся

также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят

деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним

обязательные к исполнению требования (руководители многих структурных

подразделений органов управления). Должностные лица, совершающие

юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми,

наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее

широкими властными полномочиями обладают руководители государственных

органов, предприятий, учреждений и организаций, которые принимают решения

по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения и

дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:

а) представители административной власти - должностные лица, имеющие право

предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и

применять меры административного воздействия к органам и лицам, не

находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и

др.);

б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия нотариусы.

Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного

органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных

органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-

властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически

властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы

служащих позволяют им выполнять работу, связанную с подготовкой решений,

проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся

экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные

служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные

должности, а также руководители учреждений и организаций; к оперативному

составу – занимающие младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3

класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от

аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены, на

основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки

нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный состав - государственные служащие, служебная деятельность

которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические

последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности

и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности

должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых

для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т.д.). В

обязанности служащих данной группы может входить совершение действий,

имеющих юридическое значение (регистрация поступающих жалоб).

Билет 6

1. Источники административного права

Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых

актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права

(административного и уголовного, административного и гражданского).

Источники АП можно поделить на несколько типов:

1) Законодательные акты федеральных органов:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает

понятие об административно-правовом законодательстве и формировании

административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Кодексы РФ;

3. Федеральные конституционные законы РФ;

4. Федеральные законы РФ;

5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания

РФ.

2) Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах

исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,

Указами президента утверждаются положения о министерствах);

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников

административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности»

от 24.12.94 г., Постановлениями утверждаются положения о министерствах,

подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся

административными источниками);

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных

органов;

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов

исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

3) Законодательные акты субъектов РФ:

1. Конституции, уставы субъектов РФ;

2. Законы субъектов РФ.

4) Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

3. Приказы, постановления министерств субъектов РФ;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей

предприятий, учреждений субъектов РФ.

5) Акты местного самоуправления.

6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового

мореплавания и др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения

предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении

Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных

комитетов и других центральных органов СССР.

7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными

актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ,

таможенного контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной службы

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных

служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это

центральный институт АП.

В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ

РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;

Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. №

32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных

государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и

воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от

27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от

24.06.93 г. № 5238-1.

Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев):

Принцип федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную

государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов

РФ. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и

правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);

Принцип разделения властей: служба в органах представительной,

исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и

милитаризованную.

Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть

до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и

ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных

обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)

принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов

ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей;

д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)

принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых

вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований

предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции

госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за

принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип

внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от

государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих.

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,

поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые

следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный

круг служащих, не меняются при перемене власти).

Билет 7

1. Граждане как субъекты административного права

Для характеристики административно-правового статуса физических лиц важны

такие понятия, как административная правоспособность и административная

дееспособность.

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной

правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как

способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную

правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь

административные права и нести административные обязанности. АПС возникает

с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со

ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей:

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина

независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности».

В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность

граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть

одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16

лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и

административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц

(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме

того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе

реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают

охотники, водители транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на

участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих

представителей; право граждан на объединение (закон об общественных

объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями,

предложениями и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность

(ограничение возможно лишь по решению судебных органов); право на

неприкосновенность жилища; право на передвижение, выбор места проживания

(правила о регистрации – определённое ограничение); право иметь доступ,

передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от

23.07.93 г. «О государственной тайне»); право на возмещение вреда,

причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать

отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс

прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же

правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита

отечества, поступление на государственную службу и т.д.).

Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от

24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила

пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.

Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

2. Порядок наложения административных взысканий

Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение

административного взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы)

АВ: законность, целесообразность и своевременность (оперативность)

воздействия, сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может

быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав

проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации

кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние

виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или

добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение

правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых

обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной

женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является

открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного

деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года

совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего

в ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях

стихийного бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.

КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности

правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть

освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;

материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их

командирам для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18

лет передаются в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.

Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности) действий

АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К - конечный

момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38 КобАП

АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения

правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения

правонарушения, конец срока - день, когда вынесено постановление о

наложении взыскания. Имеется 2 исключения: а) при неоконченном длящемся

правонарушении срок исчисляется со дня обнаружения; б) при отказе в

возбуждении уголовного дела, но при наличии признаков проступка - не позже

1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а) наличие

нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные деяния

совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую

значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.

Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к

ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после

привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная

совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких

составов нарушений. Реальная совокупность - система составов, выполненными

разными действиями, разновременно.

Билет 8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на

совокупность прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит:

«Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и

несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ

или МНД РФ».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где

они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.

Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить

по кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и

индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не

являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие

особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.