рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)

милиции позволяет более взвешено судить, во-первых, о существовании

реальной возможности сотрудника милиции прибегнуть к иным мерам

принуждения, во-вторых, о его стремлении к причинении минимального ущерба в

каждом конкретном случае действия оружием[39].

1. По направленности выстрела различаются основания применения и основания

использования огнестрельного оружия;

2. По ситуации, вызывающей необходимость производства выстрела, можно

назвать основания, связанные с нападением, задержанием и крайней

необходимостью. Отдельно находится обстоятельство, связанное с

обеспечением личной безопасности вооруженного сотрудника милиции;

3. По обстановке, связанной с производством прицельного выстрела возможно

выделение оснований применения и использования огнестрельного оружия в

неблагоприятной ситуации. Основаниями применения и использования оружия в

неблагоприятной ситуации следует считать нападение на граждан и

сотрудников милиции, угрожающее их жизни и здоровью; попытку

насильственного освобождения лица из-под стражи; попытку скрыться лица,

застигнутого при совершении определенных преступлений против жизни и др.

4. К основаниям применения оружия в благоприятной ситуации следует отнести

пресечение вооруженного сопротивления, а также пресечения попытки

задерживаемого лица приблизиться к сотруднику милиции, имеющему

обнаженное оружие[40]. Как отмечают отдельные авторы, в отличие от

нападения, инициатива правового конфликта при пресечении сопротивления

внешне исходит от сотрудника милиции[41]. При этом преступник не только

не пытается скрыться, но, наоборот, остается на месте. В этой ситуации, а

также в ситуации, когда задерживаемое лицо пытается приблизиться к

сотруднику милиции, не совершая очевидно опасных действий, должностное

лицо имеет возможность более полно контролировать действия

правонарушителя и адекватно реагировать на них, в том числе более

прицельно производить выстрелы.

5. По содержанию обстоятельств, являющихся основаниями применения и

использования оружия, последние могут быть разделены на безусловные и

условные. Безусловным основанием применения либо использования

огнестрельного оружия является такое, которое содержит одно конкретное,

названное в законе, действие, с наличием которого связана необходимость

применения данной меры пресечения. К таковым следует отнести вооруженное

сопротивление задерживаемого лица, групповое нападение на помещение,

вооруженное нападение на помещение, групповой или одиночный побег из-под

стражи и др. При выяснении вопроса о необходимости применения

огнестрельного оружия в названных случаях достаточно самого факта

противоправного действия.

Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами

административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной

свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения

правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Известны два

вида задержания: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК

РСФСР[42]. Первому подвергаются лица, совершившие административные

проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем

такие, за которые может быть назначено лишение свободы. Административное

задержание проводиться в порядке, установленном нормами административного

права, а задержание подозреваемого – на основе и в порядке, закрепленном

нормами УПК РСФСР. Подозреваемый должен быть допрошен в 24 часа, о

задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того,

ни другого не делается, но с задержанных берется объяснение.

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство

граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании

граждан является пунктом, где «остро сталкиваются противоречивые интересы:

интерес ограждения личности от административного произвола, с одной

стороны, и интерес охранения … порядка и безопасности, с другой»[43]. Это

обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и

порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал

все возможные основания, сроки, исчерпывающий перечень органов и

должностных лиц, которым предоставлено право производить задержание, и

основные правила применения этой меры, к сожалению, нет.

Задержание препятствует противоправной деятельности и позволяет

уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность нарушителя, составить

соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о

применении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью[44]. Как правило, административное

задержание не применяется к военнослужащим[45]. Однако при совершении

военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по

близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны

сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру

или военному коменданту.

Статьей 19 Закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе

депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»[46] установлено, что депутат не может быть задержан, арестован,

подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального

Собрания, кроме случаев задержания их на месте преступления.

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации»[47] говорится, что

судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно

принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в

порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и

следователя, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным

законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при

совершении преступления[48].

Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и

возможности его пресечения другими способами (выполнение правонарушителем

требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение

противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и

т.д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения

установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить

протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для наложения взыскания в виде

предупреждения или штрафа на месте совершения административного

правонарушения.

Законодательством предусмотрено две основные разновидности

административного задержания: превентивное и процессуальное.

Превентивное преследует цель предотвращения новых противоправных

деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком,

так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц.

Регулируется такое задержание разными правовыми актами. Примерами

превентивного задержания являются:

- помещение в медицинский вытрезвитель;

- неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в

принудительном лечении[49];

- помещение в центр временной изоляции для несовершеннолетних (ЦВИН)

лиц, направленных в специальные учебно-воспитательные учреждения

закрытого типа, а также самовольно ушедших из таких учреждений,

ожидающих решения вопроса направления в эти учреждения.

Несовершеннолетние, ожидающие решения вопроса о направлении в

учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут находиться

в УВИН ОВД до 30 суток. В исключительных случаях постановлением

судьи этот срок может быть продлен до 45 суток. Федеральным

Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года[50]

предусмотрены и иные случаи задержания – помещения в УВИН ОВД

несовершеннолетних;

- задержание лиц, совершивших противоправные действия на судах,

находящихся в плавании. Так, в статье 67 Кодекса торгового

мореплавания Российской Федерации сказано: «Капитан судна вправе

изолировать лицо, действия которого не содержат признаков

преступления…, но создают угрозу безопасности судна или

находящихся на нем людей и имущества»[51];

- задержание нарушителей гражданского часа.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в

состоянии сильного опьянения, задерживаются и помещаются в медицинские

вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение,

при котором лицо представляет опасность для себя (может стать объектом

преступного посягательства или несчастного случая) и для окружающих (может

совершить преступление или иное правонарушение). Такое состояние наступает

при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются,

как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении – в лечебные

учреждения. Помещение их в медвытрезвители допускается в лишь

исключительных случаях, когда невозможно установить их личность, место

жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих

за их воспитание и содержание. Все доставленные в вытрезвитель немедленно

осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении

лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости – и о санитарной

обработке.

Процессуальное задержание преследует двойную цель: предотвратить

наступление вредных последствий и уклонение виновного от ответственности.

Оно применяется в связи с административными правонарушениями и регулируется

КоАП РСФСР.

Процессуальное административное задержание может быть произведено,

если помимо общей предпосылки – совершение административного

правонарушения, - имеется одно из следующих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжаться, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте, например, личность виновного не установлена,

нужно провести медицинское обследование, отказ уплатить штраф на месте

или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если

отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о

нарушителе.

В отличие от превентивного процессуальное задержание может быть

осуществлено, даже если нет угрозы совершения новых правонарушений.

По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на

общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может

проводиться только в случае совершения лицом определенного, прямо

указанного в законе проступка.

Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать под стражей не

более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе

задержанного о месте его нахождения уведомляются его родственники[52].

Таким образом, превентивное и процессуальное административное

задержание различаются по:

1) нормативному основанию;

2) целям;

3) фактическим основаниям применения;

4) правовым последствиям;

5) кругу задерживаемых лиц.

Также хотелось бы отметить, что на все случаи административного

задержания распространяется действие часть 2 статьи 22 Конституции

Российской Федерации: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто

задержанию на срок более 48 часов».

На основании статьи 56 Конституции Российской Федерации и в

соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991

года[53] должностные лица государственных органов, ответственных за

осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час,

задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного

положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в

органах охраны правопорядка, но не более, чем на двое суток.

Принудительное лечение. Каждый гражданин имеет право на медицинскую

помощь. Но при определенных, представляющих угрозу для окружающих

заболеваниях человек не только имеет право, но и обязан лечиться.

Принудительное лечение является мерой административно-правового

принуждения, ибо государственные, муниципальные организации вынуждены

прибегать к нему именно потому, что гражданин не выполняет возложенных на

него соответствующими правовыми актами обязанностей и законных требований

компетентных органов. Особенностью этой меры пресечения является то, что

она применяется в интересах общества и самого больного, является средством

защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья

нарушителя.

2.2 Меры пресечения имущественного характера

Эти меры применяются в целях пресечения правонарушения, связанного с

незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества,

предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного

проступком.

К мерам пресечения данного вида, например, относятся:

- выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших

жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;

- снос самовольно возведенной постройки;

- изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного

владельца.

Выселение в административном порядке с санкции прокурора лиц,

самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих

обвалом. Дело о выселении возбуждается по заявлению органа, в ведении

которого находится жилое помещение, жилой дом. С заявлением о выселении

может обратиться также заинтересованный гражданин. Дело о выселении в

административном порядке вправе по собственной инициативе возбудить

прокурор.

Постановление прокурора о выселении в административном порядке

подлежит принудительному исполнению по истечению семи дней со дня его

вручения гражданам, выселяемым из жилого помещения. В случаях, не терпящих

отлагательства, постановление исполняется немедленно.

Принудительное исполнение постановления о выселении в

административном порядке производится судебным исполнителем районного

(городского) суда по месту нахождения дома, из которого осуществляется

выселение, по правилам, установленным гражданским процессуальным

законодательством.

В случае отказа выселяемых лиц допустить судебного исполнителя в

занимаемое помещение, совершения действий, препятствующих исполнению

постановления о выселении в административном порядке, выселение

производится при содействии милиции.

Лица, выселенные из самоуправно занятых жилых помещений, возмещают

фактические расходы, связанные с выселением. Выселение лиц из домов (жилых

помещений), грозящих обвалом, производится за счет соответствующих жилых

организаций органов местного (муниципального) самоуправления.

Снос самовольно возведенной постройки. Самовольной постройкой

согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является

жилой дом, другое строение, сооружение или другое недвижимое имущество,

созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке,

установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без

получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением

градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка (дом,

гараж, сарай и т.д.) подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его

счет. Вначале орган местного самоуправления обязывает лицо, самовольно

возведшее строение, добровольно своими силами снести строение и привести

земельный участок, на котором оно было воздвигнуто, в надлежащий порядок.

Если это предписание органа не будет выполнено в установленный срок, глава

администрации местного органа самоуправления дает распоряжение

соответствующей муниципальной службе о сносе строения силами этой службы. В

этом случае расходы, связанные со сносом постройки, взыскиваются в судебном

порядке с виновного.

Изъятие имущества, создающего угрозу безопасности, и у незаконного

владельца. Во многих законах и иных правовых актах говорится о такой мере

принуждения, как изъятие имущества. К сожалению, легального определения

этого понятия нет. Представляется, что «под изъятием имущества следует

понимать его принудительное отчуждение (отобрание) компетентными субъектами

публичной власти у владельца»[54].

Изъятие, в отличие от хищения, - это мера, применяемая на основе

правовых норм в связи с неправомерными действиями. Фактическое содержание

этой принудительной меры состоит в том, что имущества у владельца физически

отбирается, оно перемещается, и лицо лишается возможности им владеть,

пользоваться.

Существуют разнообразные виды изъятия. Для того, чтобы лучше

разобраться в этом множестве необходимо использовать 3 критерия:

возмездность, время, право собственности.

Возмездное, постоянное (на неограниченное время) изъятие имущества у

собственника регулируется статьей 28 КоАП РСФСР и 242 ГК РФ (реквизиция). В

случае того изъятия собственнику возмещается стоимость имущества.

Безвозмездное временное изъятие у владельца или собственника

используется как средство обеспечения производства по административным и

уголовным делам (мера процессуального обеспечения). Имущество в таких

случаях изымается у собственника, у законного или незаконного владельца до

принятия постановления или приговора по делу, которыми определяется

правовое положение вещей. Безвозмездное временное изъятие может быть

завершено возвращением вещей и без вынесения постановления или приговора по

делу.

Безвозмездное постоянное изъятие имущества допускается как у

законного, так и у незаконного владельца. Здесь возможны разные варианты:

- конфискация – безвозмездное отчуждение имущества в постоянную

собственность государства как санкция за правонарушение;

- безвозмездное изъятие имущества у незаконного владельца;

- безвозмездное изъятие имущества у законного владельца, который

нарушает действующие правила его содержания, пересылки, перевозки

и тем самым создает угрозу безопасности.

Изъятие является мерой административного пресечения, если оно

производиться субъектом административной власти для:

- процессуального обеспечения;

- прекращения незаконного владения;

- устранения угрозы безопасности;

- прекращения иного правонарушения.

Эти разновидности изъятия имущества регулируются нормами

административного права.

Изъятие в ходе производства по делу об административном

правонарушении на основании статьи 244 КоАП РСФСР является обеспечительной,

несамостоятельной мерой административного пресечения. В других случаях,

административное изъятие – самостоятельная мера административного

пресечения, которая должна применяться независимо от того, привлекается ли

гражданин к ответственности.

Имущество может стать объектом, представляющим опасность для граждан,

общества по самым разным причинам: из-за того, что оно не ремонтировалось,

повреждено, используется, перевозится, пересылается с нарушением

действующих правил, из-за того, что оно заражено, подвергнуто

радиоактивному, химическому воздействию и т.д.

Так, статья 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии»[55]

устанавливает, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по

решению главного государственного ветеринарного инспектора могут быть

отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.

Статья 50 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных

Правительством Российской Федерации 26 сентября 1997 года[56], содержит

перечень предметов, животных, запрещенных к пересылке во внутренних

почтовых отправлениях, в статье 51 Правил сказано: «Обнаруженные в почтовых

отправлениях запрещенных к пересылке предметы изымаются организациями

(объектами) почтовой связи в месте обнаружения. В случае обнаружения

оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих

радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и других

опасных веществ, указанные предметы и вещества изымаются сотрудниками

органов внутренних дел. Уничтожение этих предметов и веществ проводится в

установленном порядке соответствующими организациями. Обнаруженные в

почтовых отправлениях ядовитые животные и растения передаются по

принадлежности в ветеринарные органы и органы фитосанитарного контроля.

Иностранная валюта, изъятая из почтовых отправлений, передается по акту

организациями (объектами) почтовой связи в территориальные учреждения

Центрального банка Российской Федерации с одновременным уведомлением

территориальных органов внутренних дел об изъятии валюты. Валюта Российской

Федерации возвращается отправителю или досылается адресату почтовым

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.