рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Художественно-педагогический институт

Кафедра дизайна одежды и прически

Дипломная работа

Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды»

Кемерово

2008


Реферат

Ключевые слова: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ЛИСТЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИРОДА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.

Цели работы:

изучить современное состояние разработанности курса «Русский народный костюм»;

разработать учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».

Разработаны: программа курса «Русский народный костюм»; программы элективных курсов: «Художественное кружево и вышивка», «Художественная вышивка крестом»; история Русского костюма в лекциях; листы рабочей тетради.

Выполнены расчеты: определения величины по оплате труда; расчет машинного времени; затраты на расходные материалы; себестоимость методического пособия.


Введение

Актуальность проблемы. Дисциплина «История костюма и моды» включает в себя самостоятельный блок «Русский народный костюм». Актуальность предлагаемого курса определяется прежде всего тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к культурным традициям. Основной задачей педагогов по дисциплине «История костюма и моды» является профессиональное обучение студентов, целенаправленные и организационные способы формирования представлений об истории костюма как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы. Особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре народов России, но формируются уважительное отношение к ним.

В современном вариативном образовательном пространстве России все чаще появляются предметы, обеспечивающие изучение студентами традиций народной художественной культуры, широко развивается сеть профессиональных колледжей с углубленным изучением этнокультурных дисциплин. В 1996 году вышло постановление Правительства Москвы «Об открытии профессиональных училищ с этнокультурным компонентом», послужившее важнейшим стимулом для разработки и внедрению в училищах разнообразных дисциплин этнокультурного цикла.

Эти тенденции нашли отражение в «Национальной доктрине образования» (2000 г.). В этом документе подчеркивается значимость приобщения студентов к культурно-историческим и национально- культурным традициям России как основы формирования духовно-нравственных идеалов и ценностей личности.

Вытекающие из доктрины задачи национально-культурного образования имеют особую значимость не только в контексте современной российской государственной образовательной и культурной политике, но и в мировом масштабе. Более десяти лет назад Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1999 г.) была принята «Рекомендация о сохранении народных традиций», которая стала важнейшим международным нормативным актом, раскрывающим сущность народных традиций как неотъемлемой части общего наследия человечества, его социальное, экономическое, культурное и политическое значение в современном мире, а также определяющую роль в сближении различных народов и социальных групп, в утверждении их культурной самобытности. Особая значимость этого документа состоит в том, что в нем представлена целостная система конкретных мер, которые должны принять государства – члены ООН. Для более эффективного выявления, хранения и распространения традиционной народной культуры. Подчеркивается, что правительствам следовало бы играть решающую роль в сохранении народных традиций и действовать как можно быстрее, принимать в законодательном порядке меры, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого из них. Значимость этой «Рекомендации…» в настоящее время ещё больше возрастает в связи с происходящими в России и других странах сложными общественно-политическими и социально-экономическими изменениями. Это было отмечено и на Региональном семинаре стран Восточной Европы и Азии, прошедшем в 1999 году в Великом Новгороде под эгидой ЮНЕСКО. Важнейшим итогом данного семинара стала рекомендация о необходимости широкого развития этнокультурного образования и его государственной поддержке, а также решение о создании при ЮНЕСКО Международного экспертного совета «Традиционная культура и образование». Именно этнокультурное образование может и должно стать в современном мире главным каналом распространения традиционных культур, трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство воплощенных в них высших духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Для России эта задача как никогда актуальна. Изучение многовекового культурного наследия русского народа России важно в наши дни не только само по себе, но и как фактор преодоления острейших проблем духовной жизни российского общества. Русский народный костюм, древние памятники народного деревянного зодчества, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремесел, устное народное творчество, народная музыка и танцы несут в себе свет добра, милосердия, народной мудрости.

В течение многих веков в произведениях народного творчества, в народном костюме, обычаях и обрядах отражалась любовь народа к своей родной земле, природе и родному очагу, архетипические образы – идеалы матери, героя и красавицы, а также наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Издревле эти этнические стереотипы обеспечивали не только выживание народа, но и сохранение его духовного и физического здоровья, гармонизировали взаимодействие человека с природой и другими людьми. Для нас важно и то, что в произведениях народного творчества воплотились национальные образы мира, культурно-историческая психология российского сознания.

Сегодня, как никогда прежде, необходимо распространять в обществе и утверждать средствами традиционной народной художественной культуры значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей над материальными, милосердие, доброта, честность, трудолюбие, дружелюбие и гостеприимство, уважение к традициям разных народов, проживающих в России и других странах мира.

Эти духовно – нравственные основы народной жизни составляют ядро культурного наследия и живой культуры российского народа. Способствовать восстановлению в современной России механизма передачи с помощью русского народного костюма традиций от поколения к поколению – в этом видится главная перспектива и предназначение предлагаемого курса.

Обогащение содержания общего гуманитарного образования на основе национально-культурных традиций народов России, русского народного костюма, народного художественного творчества может стать важным фактором развития личности студентов.

Цели исследования:

1.  Изучить современное состояние разработанности курса «Русский народный костюм»;

2.  Разработать учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» для совершенствования учебного процесса.

Предмет, цель, проблемы и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Проанализировать изученность представлений об истоках и основных этапах исторического развития русского народного костюма, выявить закономерность её эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой моды;

2. Раскрыть русский народный костюм как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско-этические, эстетические установки;

3. Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский народный костюм» и элективные курсы.

Объектом исследования является исторический аспект Русского народного костюма.

Предмет исследования – учебно-методическая документация и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».

Проблема исследования. Недостатком изучения курса «Русский народный костюм» является отсутствие учебно-методической документации, иконографии и письменных источников.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка студентов будет успешной при наличии разработок структуры подготовки в условиях технологического обучения; внедрение в учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные ремесла через дисциплину «История костюма и моды», элективные курсы; интегрирующие основные дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Формообразование», «Конструирование и моделирование одежды»; обеспечение методическим инструментарием, реализации программ по дисциплине «История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм»; профессиональная подготовка студентов осуществляется в контексте личностного подхода к будущему выбору профессии.

Обосновать необходимость изучения темы «Русский народный костюм» и элективных курсов как потребность личностного развития студентов и социально-экономического заказа общества.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались взаимодополняющие методы исследования:

- теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта);

- эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение);

- частные (анализ литературы, анкетирование и интервьюирование, тестирование, изучение архивных материалов).

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе был проведен анализ литературных источников, учебных планов, программ по курсу «История костюма и моды»; дана оценка состояния разработанности проблемы, её актуальности, выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и структура профессионального обучения.

На втором этапе продолжались теоретические исследования, разрабатывалось дидактическое обеспечение, выявлялись и уточнялись необходимые и достаточные условия эффективной профессиональной подготовки студентов в рамках профессионального обучения; разрабатывались элективные курсы. (см. приложение)

На третьем этапе систематизировались и обобщались изученные материалы, проверялась их достоверность, в том числе, оценивалась эффективность их практического применения, уточнялись методические условия, обеспечивающие профессиональную подготовку с учетом специфики колледжа.


1. Теоретическое исследование проблемы

1.1 Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями – увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисциплин о человеке, а также, что наиболее важно, ориентированием обладающих отлаженными методиками обучения традиционных курсов на решение указанных проблем. Возможность такого ориентирования потенциально заложено во всех дисциплинах, поскольку их исконное деление на технические и гуманитарные условно.

На рубеже ХХ – ХХI веков специализация в профессиональном образовании неизбежно. Она ожидает в будущем каждого студента. Поэтому предпочтительно в профессиональном колледже создать у детей целостное представление о мире, в котором существует человек. Мир несет в себе импульсы, оставленные в прошлом, и в настоящем творит будущее. Задача профессионального колледжа – раскрыть своим студентам эту связь. Фундаментом, на котором вырастает вся система профессиональных знаний и, соответственно, учебных дисциплин, является культура.

Как известно, общественные изменения совершаются под воздействием тех или иных идей и философских воззрений. Закономерно, что изменение в профессиональных курсах начались прежде всего с дисциплин, наиболее близко стоящих к гуманистическим, философским проблемам, - истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Новый взгляд на историю дает возможность педагогу руководствоваться в своей практике на равных основаниях двумя подходами: формационным, традиционно – существующим со времен советской школы культурологическим. Который требует несколько иного ракурса при рассмотрении фактов мировой истории, когда главным объектом изучения становится общественная экономика, не классы общества, не близкие народные массы, а человек эпохи, границы которой подвижны и определяются хронологией преобладания тех или иных идей, идеалов, воззрений на мир, то есть – духовным потенциалом.

При подходе к истории и другим гуманитарным дисциплинам с этих позиций становится очевидным, что социальное развитие обусловлено культурой. В таком случае равноценным явлением культуры наряду с религией, правом, наукой, искусством, этическими нормами, бытовыми традициями, этикетом становятся экономические отношения. Экономика иногда не только управляет духовной жизнью общества и его идеологией, но и сама зависит от них. Место экономики в культуре может быть различным. В этой системе взаимоотношений человек «встраивается» в какой – то мере во все сферы культуры и тем самым обретает в ней свое место и статус. В некоторой эпохе (древние цивилизации, античность, средневековье) для человека задача самоиндетификация была проста, ее решение давалось религиозными и юридическими установками. В других (эпохи Возрождения, барокко, романтизма, буржуазной культуры) человек искал себя методом проб и ошибок. И в том и другом случае культурой осваивались ключевые образы – маски (например, государя, священнослужителя, ремесленника, земледельца), содержащие в себе духовные и этические ценности. Эти образы известны в мировой культуре благодаря документальным фактам, произведениям изобразительного искусства и литературы.

Образ – маска небезлика. Она выделяет одну из лиц многообразного времени. При рассмотрении типичного в тех или иных образах – масках нас интересует и отступлении от культурных норм эпохи, и индивидуализации характера. Таким образом, культурологический подход к дисциплинам профессионального обучения ориентирует на практику проникновения в человеческие ценности и нормы взаимоотношений, по сути, гуманитариям.

Человек формируется временем, но и сам формирует его. Любая культура развивается в двух направлениях – сохранения традиций и их обновления. Согласно взглядам Ю.М. Лотмана [26.С.47], культуры могут плавно перетекать одна в другую, незаметно изменяя ценностные приоритеты, вынося на периферию культуротворческих процессов то, что некогда было их основной движущей силой. А в каких - то изменение культурных традиций сопровождается взрывом, когда все предыдущее опровергается в угоду новым идеалам и новым, но зародившимся в недрах прежней культуры образам – маскам. Как из мира античных сибаритов, философствующих о материальных началах природы могли явиться монахи – аскеты первых веков христианства? Как образ «царя – батюшки» вытеснили образом «царя – плотника», монарха - просветителя, умного политика и дипломата? Как образ дородного, степенного боярина трансформировался в образ галантного, утонченного кавалера в пудре, в кружевах и мушке? В этих вопросах отражена одна из культурологических проблем: освоение культурного пространства каждым субъектом.

Педагогические аспекты данной проблемы вызывает у нас особый интерес, когда мы начинаем рассматривать воспитание и образование ребенка как передачу ему культурных традиций. Отбор содержания образования, его интерпретация зависят от педагога, Определяются тем, как сам педагог понимает человека, культуру, какой образ мира стремиться нарисовать перед растущим поколением. Сегодня представляется актуальным увидеть мир не только как вереницу воин и культурных взрывов, важно оценить и закономерную преемственность образов минувших эпох в мировом процессе культуротворчества.

Современное профессиональное образование моделируется как школа диалога с прошлым, настоящим и будущим через культурную преемственность, через понимание языка времени на его образном, эмоциональном уровне. Полагаем, будет интересно освещать факты и явления культур разного времени в их полярности и сложности взаимоотношений. Однако при этом нужно избегать критических оценок прошлого, не следует так – же преподносить забытое сегодня как показатель отставания ушедших эпох от нашего времени. Культурологический подход к изучению мира не допускает упрощенности и в толковании процесса. Как показывает истории ХХ века, человечество не преумножила позитивных ценностей, не избежало зла и пророков. Важно, что при изучении культуры мы можем почувствовать и постичь, как все эпохи совершают свой путь по схожим кругам и иллюзий, искушений, пророчеств, открытий, славы, падений и каждое историческое поколение снова решает вечную задачу бытия. Этот путь проходит и общество, и отдельный человек, судьбою связанный со своим временем.

Воссоздать образ человека прошлого – для педагога труд непростой. Делается это, как правило, на основе исторических фактов, иконографии, сведений из письменных источников и художественной литературы. Однако, образ будет не полным, плоским и тусклым, если не опираться в такой работе на знания о символике, традициях и об эстетике костюма.

Костюм – явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Поэтому, через знакомство с костюмом ушедшей эпохи вполне возможно «материализовать» образ человека того времени и, сопоставив его с нами сегодняшними, выявить специфику иной системы мышления, иной картины мира. Ценность этой реконструкции заключается в том, что понимание прошлого через духовный мир человека поможет формированию на мировую культуру в общем и на отечественную в частности более целостного взгляда, так необходимого сейчас профессиональному образованию.

Изучение костюма – интеграция в своих основах задача: его исследуют и этнографы, и искусствоведы, и историки, и культурологи. Насущна эта проблема также и для филологов, так как реалии материальной культуры того или иного времени помогают проникнуть в семантику литературных текстов.

Таким образом, тему костюма, ограниченно входящую в систему различных научных дисциплин, переосмыслив, с полным правом можно включить в пространство педагогики уже в контексте дисциплин учебных. Знания о костюме в культурологическом, этнографическом, историческом аспектах – мощный импульс к аналитической, исследовательской, творческой деятельности студента.

Однако отметим, что рассмотрение костюма как культурного явления зачастую составляет проблему, однозначно не разрешаемую. Это, как правило, случается, когда мы изучаем исторический период, относящийся к глубокой древности, и нам доступны лишь те или иные варианты реконструкции костюма. Разрабатываются соответствующие педагогические проекты и программы планирования, надо так же учесть, что знания о костюме постоянно пополняются и обновляются, что многое в них носит дискуссионный характер.

Педагогу, решившему включить изучение костюма в свою практику, следует концептуально обосновать необходимость такого шага. Затем, отобрав, согласно с ведущей идеей своего курса или предметного цикла, необходимый материал, определить и уточнить объем нужной информации. Главное же – соотнести предлагаемый теоретический материал с деятельностью учащихся на уроке и во внеклассной работе. Очевидно, что культурологическое изучение образа человека прошлого имеет свою специфику и потребует от студентов определенного уровня знаний по базовым дисциплинам – литературе, истории, изобразительному искусству. Рассмотрение костюма лекционно – «форсированно» - может вызвать у студентов скорее нежелательную реакцию отторжения полученной информации. А опора на более ранний опыт ребят на творческое осмысление ими новой информации в процессе игры, театрализованного действия, аналитической работы с репродукциями способствует естественному и плодотворному знакомству с предложенным материалом. Отметим и важность использования на занятиях сведений о жизни студентов в другие исторические периоды. Наблюдения изменений в статусе и облике будет интересен студентам. Таким образом, положительным результатом деятельности студентов будет не только его информированность в еще одном ряду понятий и определений, но и применение их на занятиях по другим дисциплинам.

Следует учесть, что готовность к гуманитарной рефлексии свойственна не всем студентам. К тому же существует тенденция к ее занижению по мере взросления ребенка (с переходом от средней школы к профессиональной). Тем важнее использовать опыт по вовлечению студентов через игру, драматизацию и другую актуальную для студента деятельность в диалоге о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности студентов чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Вокруг фактов и понятий, освященных педагогических и специальных изданий, преподавателю следует самому создать проблемное поле, вычленить смысловые единицы занятий и, драматизируя основные моменты, заострить внимание студентов на ключевых аспектах проблемы. Важно, чтобы эта работа протекала последовательно, с учетом возрастных особенностей студентов.

Педагогу необходимо так же понимать, что картина культуры, которую он создает на своих занятиях, должна носить частичный и обобщенный характер. Частичный, потому что в системе профессионального образования любая область знаний раскрывается в выделенной из многообразного и сложного целого доле, имеющий потенциал для дальнейшего пополнения и усложнения. А обобщенный потому, что гарантирует целостность и актуальность предложенного содержания образования. Кроме того, обобщенный характер знаний способствует отбору в каждую предметную область наиболее важной части, минуя тонкости и маловажные детали, требующих от студентов специальной подготовки.

Из выше изложенного следует, что уровень освоенности педагогами темы «Русский народный костюм», эффективность воздействия предлагаемого материала на студентов зависит не только от количества рассмотренных фактов и заученных терминов. Скорее, это зависит от того, как учитель интерпретирует содержание темы, владеет механизмами интеграции, умеет связать понятия и факты с актуальными для ребенка проблемами и деятельностью.

Рассмотрим несколько примеров различных по степени сложности вопросов к изучаемой теме. Заметим, что преподавателю в своей работе не следует использовать только простые вопросы. Нужно активизировать образное мышление студентов через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию. Вопрос: «Как называется нижний головной убор женщины в традиционном русском костюме?» предполагает односложный ответ: «Повойник».

В данном варианте диалога ответ учащегося носит репродуктивный характер. Здесь задействованы память, внимание, способность к подражанию (если вопрос задавался раньше).

Вопрос: «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия, как «повойник», «сорока», «кика», «орнамент», «цвет» и так далее. Кроме того, в процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается и семейных отношений, и личных переживаний человека, и этического поведения женщины.

Вопрос: «Почему в песни А.Е. Варламова «Красный сарафан» такое важное место отведено образам сарафана и расплетенной косы?» лучше задавать вопрос после прослушивания музыкального произведения. В нем содержится смысловая ориентация и на элементы традиционного свадебного костюма, и на образ свадьбы как смерти и возрождения в новом качестве. В процессе диалога педагог должен в поэтическом тексте рассматриваемого произведения выявить специфику создания художественного образа, заключающуюся в глубоком осмыслении автора взаимосвязи народной традиции и романтической культуры ХIХ века. Таким образом, педагог должен продемонстрировать студентам преемственность народных традиций как генетическую черту этого художественного направления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.