|
Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: учет их возможностей, интересов. Развитие творческой самостоятельности при выполнении проектных работ. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии, истории, изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большее количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами традиционных художественных ремесел. Программа рассчитана на два года обучения и может найти свое продолжение на факультативных и кружковых занятиях. Примерно 30 % всего учебного времени отводится на теорию и 70% - на практические занятия. Программа построена на основе распределения учебного материала на два уровня. Первый уровень - для учащихся 10-го класса: освоение техники счетных швов, продольных, поперечных и гипюровых кружев. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего места, подбору инструментов и приспособлений, работе с графической документацией. Второй уровень - для учащихся 11-го класса: предполагает углубленное изучение основ художественной вышивки и вязание крючком, освоение на профессиональном уровне технологических операций, создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов. Программа прошла апробацию в 1998/1999 гг.; рассмотрена и утверждена на школьном и районном методических объединениях. В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю. В программе приведен примерный перечень работ, который учитель может дополнить своими разработками. Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения Учащиеся должны знать: культурологические аспекты развития народного и декоративно-прикладного искусства России; общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах; общие сведения о единстве и форме в декоративно-прикладном искусстве; иметь представление о правилах и законах композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства; о современных способах ручной и механизированной обработки текстильных материалов; об орнаменте, его значении в декоративной композиции изделий; знать свойства текстильных материалов; знать классификацию и виды художественной вышивки и кружев России; общие принципы художественного проектирования и конструирования; требования к организации рабочего места, оборудования, инструментов; основные правила безопасного труда. Учащиеся должны уметь: планировать работу, составлять графическую и проектную документацию; рационально организовать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы; уметь правильно подбирать материалы для практических и учебных работ с учетом эстетических, экологических и экономических требований; составлять орнамент и различные композиции; владеть технологическими приемами вязания крючком и художественной вышивки; выполнять творческие проекты. Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения Учащиеся должны знать: требования к организации работ при выполнении кружев, вышивки; безопасные приемы работы при выполнении машинных видов вышивки; требования, предъявляемые к подготовке инструментов, оборудования, материалов; требования, предъявляемые к готовым изделиям, оформлению интерьера; способы влажно-тепловой обработки изделия; технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости; способы выявления потребности общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; этапы проектной деятельности при выполнении изделий. Учащиеся должны уметь: правильно организовать рабочее место с учетом безопасных приемов работы; изготавливать учебные образцы с учетом технологических и эстетических требований; самостоятельно подготавливать к работе инструменты и материалы; осуществлять контроль качества художественных изделий; владеть техникой различных видов рукоделий; определять себестоимость произведенной продукции; выполнять проекты с учетом требований художественного и эстетического проектирования и конструирования. Тематический план
Программа10-й класс Вводное занятие -2ч. Исторический аспект развития народного и декоративно-прикладного искусства. Исторические корни традиционных народных ремесел и промыслов России. Виды традиционных ремесел. Цели и задачи курса. Знакомство с экспозицией школьного музея; с экспонатами и образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы. Материалы и инструменты, используемые для изучаемых ремесел. Организация рабочего места, культура труда. Основы культуроведения -2ч. Исторический аспект развития мировой и отечественной художественной культуры, техники и технологий. Понятие культура. Роль культуры в развитии общества. Формы культуры: физическая, духовная, материальная. Категории материальной культуры. Техника и технологии как категории материальной культуры. Роль техники и технологии в современном обществе. Тенденции развития техники и технологий. Технологическая культура и ее аспекты. Виды декоративно-прикладного искусства - 2 ч. Этапы развития декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизнедеятельности народа. Дизайн и его роль в декоративно-прикладном искусстве. Народный костюм и характер его декоративного оформления. Вопросы направления моды и их связь с декоративным искусством. Основные виды декоративно-прикладного искусства. Основы декоративно-прикладной композиции - 4 ч. Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиция. Понятие гармоничной композиции. Закономерности композиции: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия, целостность и единство частей. Композиционные приемы, применяемые для расширения проектного поиска и достижения оптимального и интересного результата. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Сравнительное определение композиции декоративно-прикладного изделия и станкового произведения. Практические работы: 1. На примерах декоративных композиций - ковра, вышивки, кружев - рассмотреть основные принципы построения композиции плоскостного изделия. 2. Разработка плоскостной композиции с различными видами метрических и ритмических движений, учитывая контрастное колористическое решение. 3. Создание композиции для панно по природным мотивам. Элементы цветоведения -2ч. Функции цвета в декоративно-прикладном искусстве. Физические основы восприятия цвета. Хроматические и ахроматические цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного искусства. Цветовой круг и гармоничные сочетания в цветочных кругах. Холодные и теплые цвета. Практические работы: 1. Составление цветового круга по В.М. Шугаеву. 2. Построение однотоновой хроматической гармонии с применением ахроматических цветов (контраст по светлоте и насыщенности). 3. Построение гармоничного сочетания двух родственных контрастных цветовых тонов. Примерный перечень изделий: грелка на чайник, столовое белье, передник, прихватки. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве -2ч. Исторический аспект. История возникновения, виды и смысловое значение орнамента в народном и декоративно-прикладном искусстве. Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Фитоморфный (растительный) орнамент. Меандровый, шрифтовый (вязь), пейзажный, животный, предметные орнаменты. Технологическая последовательность составления орнаментов (ленточного, сетчатого, розеточного). Практические работы: 1. Выполнение зарисовок элементов орнамента с вышитых изделий и кружев. 2. Выполнение эскизов для творческого проекта: сувениры, салфетки, носовой платочек, кошелек, шторы, прихватки и др. Технология обработки текстильных материалов художественной вышивкой и кружевом - 122 ч. Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч. Народная вышивка русского Севера, выполненная счетными швами. Счетные швы народной вышивки: роспись, набор, счетная гладь — и их особенности. Пудожские и каргопольские вышивки счетными швами. Декоративные качества швов. Применение счетной вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Технология выполнения счетных швов: точность отсчета, направление стежков, аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон, плотность наложения стежков в наборе и счетной глади. Технологическая документация. Правила работы с информацией и гехнологической документацией. Единая система технологической документации (ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, технологические инструкции. Практические работы: 1. Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования, материалов, инструментов и приспособлений. 2. Графическая работа. Зарисовка народного орнамента. 3. Разработка эскиза изделия для декоративного оформления интерьера с использованием в рисунке одного или двух швов. 4. Технологическая последовательность изготовления изделий. 5. Контроль качества. Оформление текстильных материалов вязаным кружевом - 16 ч. Исторический аспект. Развитие художественного вязания. Народные традиции в оформлении текстильных материалов кружевом. Единство формы и содержания. Основы материаловедения. Происхождение и свойства ниток применяемых для вязания. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и вязаного полотна. Орнамент в вязаных изделиях. Основные технологические приемы вязания кружев: на цепочке и по краю ткани. Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание, утюжка). Безопасные приемы труда. Организация рабочего места. Культура труда. Подготовка материалов и оборудования для работы. Практические работы: 1.Планирование работы. 2.Подготовка графической и технологической документации. 3.Составление и зарисовка схем выполнения кружев. 4.Технологическая последовательность изготовления изделия. 5.Контроль качества. Примерный перечень изделий: носовые платочки, салфетки, полотенце-рушник. Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия - 24 ч. Народная вышивка центральных районов России и ее особенности. Технология выполнения цветной глади. Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной глади, их название и назначение. Технологическая последовательность выполнения стеблей, цветов, листьев. Требования к вышивкам цветной гладью. Дефекты вышивки гладью; способы их предупреждения и устранения. Освоение рабочих приемов выполнения цветной глади. Последовательность выполнения вышивки. Технология выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента. Практические работы: 1. Организация рабочего места. Планирование работы. 2. Подготовка графической и технологической документации, ткани, инструментов и приспособлений. 3. Освоение рабочих приемов выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента. 4. Технологическая последовательность изготовления изделия в материале по выбранному образцу. Примерный перечень изделий: салфетки, фартук, прихватки, панно и др. Поперечные и продольные кружева. Смешанная техника выполнения изделий - 26 ч. Исторический аспект. История вязаных кружев и его развитие в России. Организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов. Правила безопасного труда. Знакомство с видами кружев и их назначением. Технологическая последовательность изготовления: продольных кружев, их особенности и назначение. Поперечные кружева: их построение и назначение, форма зубцов поперечных кружев и их технологические особенности. Использование кружев в народном костюме и оформлении интерьера. Направление моды и оформление изделий кружевом. Технология оформления текстильных материалов продольными, поперечными кружевами. Способы оформления и соединения кружев с изделием. Применение смешанной техники в оформлении изделий: художественная вышивка, вязание крючком. Способы отделки готовых изделий. Практические работы: 1. Планирование работы. Организация рабочего места. 2. Подготовка графической и технологической документации. 3. Составление и зарисовка схем кружев. 4. Технологическая последовательность изготовления и оформления изделия. Примерный перечень изделий: оформление салфеток, скатертей, полотенца, швейных изделий. Проект. Выполнение самостоятельных творческих работ - 22 ч. Составление плана работы, маркетинговое исследование (изучение спроса и предложения), моделирование предполагаемого проекта, составление графической и технологической документации, подготовка материала, трансформация идеи, конструирование и моделирование изделия, воплощение в материале, защита и презентация проекта, его реализация. Экологическая и экономическая оценка выполненной работы. Примерная тематика проектов: разработка предметов быта и материальной культуры определенной исторической эпохи (практико-ориентированные проекты); изучение народных традиций в вышивке и вязаных кружевах, исследование, описание, графическое и материальное воплощение; украшение внутреннего убранства интерьера декоративными изделиями (скатерти, панно, салфетки, наборы). Экскурсии, выставки, ярмарки, общественно-полезный труд - 6 ч. Экскурсии в художественные музеи; посещение выставок декоративно-прикладного творчества; организация тематических, отчетных, персональных выставок; выполнение общественно-полезных и коммерческих заказов. 11-й класс Вводное занятие -2ч. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами, экспонатами и проектами, выполненными учениками за предыдущие годы обучения. Современные энерго-материалосберегающие, безотходные и другие перспективные технологии. Экологические и социальные последствия применения технологий. Негативные последствия от хозяйственной деятельности человека и его защита от этих последствий. Основы экономических знаний - 2 ч. Дизайн и его роль в оформлении и создании товаров и услуг. Потребности общества в товарах и услугах, спрос и предложение на художественные изделия. Маркетинг и менеджмент. Сертификация и маркировка изделий, товаров и услуг. Оплата труда вязальщицы и вышивальщицы, системы оплаты труда: повременная, сдельная, договорная. Защита прав потребителя. Основы выбора профессии - 2 ч. Профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы и склонности, условия их развития. Здоровье и выбор профессии. Формирование профессиональных планов. Профессиональная карьера. Пути получения профессионального образования. Профессия, специальность, должность. Трудоустройство. Основы композиции - 6 ч. Композиция, включающая стилизованный пейзаж и архитектурные сооружения. Законы линейной перспективы. Правила построения композиций пейзажа. Основной план композиции: дальний, средний, ближний. Выразительность композиции, линейная характеристика орнаментальных форм. Тональные отношения. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей. Практические работы: 1. Планирование работы. 2. Выполнение эскиза композиции, включающего стилизованный пейзаж. 3. Создание и разработка эскизов статичной и динамичной композиции. Технология обработки текстильных материалов художественной вышивкой и кружевом - 124 ч. Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч. Исторический аспект. Народная вышивка, выполненная счетными швами. Счетные швы и их применение в оформлении изделий различного назначения. Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их смысловая значимость в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления современных изделий. Технология выполнения счетных швов. Одностороннее и двухстороннее счетное шитье: крест, роспись, набор, прямая гладь. Отличительные особенности этих вышивок. Ткани и нитки, применяемые для вышивок счетными швами. Расчет нитей ткани для выполнения швов: крест, роспись, набор, прямая гладь. Работа над композицией. Особенности построения орнамента в зависимости от назначения изделия. Освоение рабочих приемов выполнения счетных швов. Технологическая последовательность выполнения счетных швов. Их сходство и отличие. Определение наиболее рационального хода рабочей нитки в росписи. Сохранение плотности наложения стежка в наборе и прямой счетной глади. Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов, приспособлений. Безопасные приемы работы. Практические работы: 1. Планирование работы. 2. Разработка технического рисунка счетных швов с показом расположения стежков рабочей нитки на лицевой и изнаночной стороне. 3. Технологическая последовательность выполнения швов: крест, набор, прямая счетная гладь. 4. Выполнение изделия в материале по выбранному образцу. 5. Примерный перечень изделий: салфетки, дорожки, передник и др. Гипюрные кружева — 26 ч. Исторический и технологический аспект. Развитие гипюрных кружев и особенности их изготовления. Народные промыслы изготовления кружев в России. Принципы формообразования и композиции в художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности гипюрных кружев в различных регионах России. Виды гипюрных кружев. Технология изготовления кружев и соединения в единое целое. Отделка швейных изделий элементами гипюрных кружев. Отделка и оформление готовых изделий. Организация рабочего места. Подготовка инструментов, приспособлений. Материалов. Безопасные приемы работы. Практические работы: 1. Планирование работы. 2. Графическая работа. Собственная композиция гипюрных кружев. 3. Разработка и составление технологических карт. 4. Технологическая последовательность изготовления изделия. Смешанная техника оформления изделий - вышивкой, гипюрным кружевом. Стирка, накрахмаливание, утюжка готовых изделий. 5. Контроль качества. Декоративное панно - 30 ч. Традиция украшения современных интерьеров. Плоскостное решение тематических сюжетов. Композиционное отражение тем современной действительности. Подготовка ткани для панно и цветовой подбор ниток. Технологический процесс ручной вышивки в смешанной технике разноцветными нитками. Практические работы: 1. Планирование работы. Организация рабочего места, оборудования. Охрана труда и производственная санитария. 2. Выбор тематического сюжета и подбор ниток по цветовому сочетанию. 3. Графическая документация. Составление эскизов, технологических карт. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |