рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Учет и документальное оформление лекарственных средств в бюджетных организациях здравоохранения

В пункте 12 названного Положения, утвержденного постановлением № 1397, определено, что количество лекарственных средств, поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи, должно быть не менее потребности, необходимой на курс лечения. При выдаче разрешения на ввоз лекарственных средств, поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи, учитывается остаточный срок их годности. Лекарственные средства со сроком годности 5 и более лет должны иметь остаточный срок годности не менее 2 лет, а лекарственные средства со сроком годности менее 5 лет и стерильные изделия медицинского назначения - не менее 1 года. При ввозе лекарственных средств в количествах, предназначенных для лечения ограниченного числа больных, а также оказания медицинской помощи в экстренных случаях, указанные сроки по решению Министерства здравоохранения Республики Беларусь могут быть изменены.

Перечень лекарственных средств, фармацевтических субстанций, изделий медицинского назначения и медицинской техники, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе по основаниям неэкономического характера, ввоз которых допускается при наличии разрешения Министерства здравоохранения, утвержден п. 1.18 постановления № 1397. Постановление № 1397 издано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» в целях обеспечения национальной безопасности республики, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, соблюдения общественной морали и правопорядка, защиты культурных ценностей, а также выполнения международных обязательств.

Порядок получения и использования безвозмездной помощи от источников в Республике Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (с изм. от 28.01.2008) (далее - Указ № 300).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам Республики Беларусь безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности на основе добровольности и свободы выбора ее целей, определенных Указом № 300. Требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается.

В пункте 2 Указа № 300 определены цели, на которые безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться (включая приобретение организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники).

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.07.2005 № 779. Если безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется в виде денежных средств, в приложении к договору должны быть указаны виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства. Сказанное означает, что за деньги спонсоров могут быть приобретены лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника.

Получатели безвозмездной (спонсорской) помощи (включая бюджетные организации), представляют спонсору отчет в произвольной форме об ее целевом использовании в соответствии заключенным договором, ведут учет всех операций по ее использованию.

В пункте 9 Указа № 300 определены органы, с согласия которых она может быть предоставлена. Например:

   - государственные организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, могут быть спонсорами с согласия председателей этих органов;

   - государственные организации, подчиненные государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, - с согласия руководителей этих органов и организаций;

   - государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, - с согласия Правительства Республики Беларусь (в качестве примера см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.04.2009 № 497 «О предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи», в котором правительство дает согласие на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи нескольким бюджетным организациям Министерством иностранных дел).

Юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, для получения согласия направляют в соответствующие государственные органы (организации) подписанный сторонами договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и решение руководителя или коллегиального органа управления юридического лица.

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи.

Ответственность за несоблюдение порядка получения и использования безвозмездной помощи

За несоблюдение порядка получения и использования иностранной помощи ст. 23.23 и 23.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрены меры ответственности.

Нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, а на юридическое лицо - до 100% стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации.

Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения влечет наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин.

Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в установленный срок на счета в банках Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от 20 до 300 базовых величин.

Ответственность за нарушение требований Указа № 300 предусмотрена ст. 23.84 КоАП. Предоставление должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин.

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 25 базовых величин.

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией такой помощи либо взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо - до 200 базовых величин с конфискацией такой помощи либо взысканием ее стоимости.

Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором об ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 базовых величин.

Обратим внимание, что из Указа № 300 до настоящего времени не исключены нормы административной ответственности за указанные нарушения, и они не полностью совпадают с нормами ст. 23.84 КоАП.

Нормативно-правовое регулирование организации учета лекарственных средств

В настоящее время правовые отношения, связанные с организацией учета лекарственных средств, регулируются следующими нормативными актами:

1) Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З);

2) Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 № 363-З). Закон направлен на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в области здравоохранения в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

3) Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 № 161-З «О лекарственных средствах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 05.08. 2008 № 428-З). Закон направлен на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств в целях обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами;

4) Законом Республики Беларусь от 22.05.2002 № 102-З «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (в редакции Закона Республики Беларусь от 24.12.2007 № 299-З) (далее - Закон, Закон № 102-З соответственно). Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, определяет права и обязанности субъектов такого оборота в Республике Беларусь, а также систему мер противодействия их незаконному обороту и распространению наркомании в целях охраны здоровья граждан и национальной безопасности Республики Беларусь.

В статье 1 Закона № 102-З даны понятия наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, а также их оборота:

·  наркотические средства и психотропные вещества - это вещества природного или синтетического происхождения;

·  прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - это вещества, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических средств и психотропных веществ;

·  оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (для целей Закона) - это культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и находящихся под государственным контролем в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В статье 2 Закона № 102-З определено, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры подлежат государственному контролю в Республике Беларусь и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки и таблицы Перечня, утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с МВД Республики Беларусь:

- список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях (список 1);

- список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту (список 2);

- список опасных психотропных веществ (список 3);

- список прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (список 4):

   - таблицу 1 «Химические вещества и их соли, в процессе переработки которых образуются наркотические средства или психотропные вещества»;

   - таблицу 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ»;

   - список опасных наркотических средств, не используемых в медицинских целях (список 5).

Принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены ст. 4 Закона № 102-З, в том числе государственный контроль над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки 1-3 и 5 Перечня; лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В соответствии со ст. 7 Закона № 102-З организация государственного контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Согласно ст. 17 Закона № 102-З в медицинских целях могут приобретаться, реализовываться и использоваться наркотические средства и психотропные вещества, включенные в списки 2 и 3 Перечня, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Юридические лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязаны представлять в Министерство здравоохранения Республики Беларусь отчет о ввозе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в таблицу 1 списка 4 Перечня (в 10-дневный срок с момента их получения с указанием фактически ввезенного ассортимента и его количества). Отчет направляется Министерство здравоохранения Республики Беларусь в соответствующий компетентный орган государства, из которого осуществляется вывоз (основание - ст. 22 Закона № 102-З);

5) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.05.2003 № 26 «Об утверждении Республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь» (с изм. от 19.02.2008 № 39) (далее - Республиканский перечень);

6) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2004 № 51 «Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях» (с изм. от 07.12.2007) (далее - Инструкция № 51), которая регламентирует порядок приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки 2 и 3 Республиканского перечня. В список 2 Республиканского перечня включены особо опасные наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные к контролируемому обороту, а в список 3 - опасные психотропные вещества;

7) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.06.2004 № 27 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета» (с изм. от 19.12.2008) (далее - постановление № 27). Постановлением № 27 утверждены следующие формы первичной документации по учету материальных запасов:

1-МЗ «Отчет аптеки о приходе и расходе материальных ценностей в денежном (суммовом) выражении» (приложение 1 к постановлению № 27);

2-МЗ «Отчет о движении лекарственных, перевязочных и дезинфицирующих средств» (приложение 2 к постановлению № 27);

9-МЗ «Ведомость учета движения крови, препаратов и кровезаменителей» (приложение 9 к постановлению № 27);

10-МЗ «Извещение» (приложение 10 к постановлению № 27). Извещение применяется при безвозмездном отпуске трансфузионных сред станциями переливания крови лечебно-профилактическим учреждениям;

8) постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2006 № 120 «Об утверждении надлежащей аптечной практики» (с изм. от 31.10.2008) (далее - надлежащая аптечная практика);

9) Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.1997 № 59 (далее - приказ № 59).

В пункте 12 приказа № 59 имеется указание о том, что учет лекарственных средств должен вестись в соответствии с инструкциями, издаваемыми министерствами или другими органами государственного управления и согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь. Обратим внимание, что до 10 ноября 2006 г. в республике действовала Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 № 747, согласованная с Министерством финансов СССР (далее - Инструкция № 747). Названный приказ утратил силу постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.11.2006 № 102 «О неприменении некоторых приказов Министерства здравоохранения СССР» (рег. № 8/17562 от 03.12.2007). Получилось так, что более года бухгалтерии работали, не зная о том, что Инструкция № 747 утратила силу;

10) Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180;

11) Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290.

Оценка лекарственных средств

Порядок оценки активов (включая лекарственные средства) установлен Законом о бухгалтерском учете и отчетности и конкретизирован приказом № 59.

В соответствии со ст. 11 Закона активы оцениваются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

   - стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. В соответствии с действующим законодательством в фактическую стоимость материальных запасов, приобретенных за счет средств государственного бюджета, включается налог на добавленную стоимость на основании документов поставщиков;

   - стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в том числе осуществляемых другими лицами на основании договоров. Стоимость активов, полученных безвозмездно, может определяться на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей;

   - стоимость активов, изготовленных (созданных) самой организацией, определяется по стоимости их изготовления (создания);

   - стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяется в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия активов на бухгалтерский учет.

Применение других методов оценки активов допускается в случаях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В бюджетных организациях имеются следующие особенности формирования стоимости приобретаемых за плату материальных запасов, учитываемых на счете 06 «Материалы и продукты питания» (включая лекарственные средства).

Согласно Порядку отражения в бухгалтерском учете средств, высвободившихся в результате получения льгот по налогам и таможенным платежам учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденному приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 07.05.1999 № 112, материальные запасы, при ввозе которых предоставляются льготы по налогам и таможенным платежам, приходуются по стоимости, включая предоставленные льготы. Если при приобретении материальных запасов предоставляется торговая скидка, на сумму этой скидки уменьшаются фактические расходы по соответствующему элементу расходов. В соответствии с п. 6 приказа № 59 материальные запасы в этом случае учитываются в синтетическом и аналитическом учете и отражаются в балансе по ценам приобретения без вычета торговой скидки. Затраты по найму транспорта при приобретении медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания так же не относятся на увеличение их стоимости, а включаются в состав фактических расходов по подстатье 1 10 05 00 «Оплата транспортных услуг». В стоимость материальных запасов (включая продукты питания и лекарственные средства) не включается стоимость тары (упаковки), не подлежащей возврату (обмену), а относится на фактические расходы организации (по элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения») при оприходовании материальных запасов (п. 12 приказа № 59).

Стоимость израсходованных материальных запасов определяется по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам (п. 8 приказа № 59).

Заметим также, что возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, коробки, мешки, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями, в соответствии с п. 12 приказа № 59 учитывается на субсчете 066 «Тара».

Бой стеклянной посуды в пределах установленных норм списывается по акту на расходы организации, свыше установленных норм - относится на виновных лиц и взыскивается в установленном законодательством порядке. В соответствии с п. 8 приказа № 59 возвратная или обменная тара учитывается по ценам, указанным в счетах поставщиков.

При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на увеличение или восстановление фактических расходов по категории «Текущие расходы», статье «Закупки товаров и оплата услуг», подстатье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» (код 1 10 03 05).


Документальное оформление операций по поступлению лекарственных средств

Порядок документального оформления и учета лекарственных средств зависит от наличия в качестве структурного подразделения организации здравоохранения аптеки. Аптеки могут иметь организации здравоохранения (больницы), оказывающие стационарную медицинскую помощь.

В соответствии с п. 3 надлежащей аптечной практики аптеки (включая больничные аптеки) подразделяются на аптеки 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категории.

Аптека 1-й категории больничной организации осуществляет аптечное изготовление лекарственных средств и отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая аптечное изготовление и отпуск наркотических средств и психотропных веществ); аптека 2-й категории осуществляет отпуск лекарственных средств организациям здравоохранения и (или) их структурным подразделениям (включая отпуск наркотических средств и психотропных веществ).

При наличии в больнице аптеки лекарственные средства поступают в аптеку, откуда отпускаются в отделения и кабинеты. Старшая медицинская сестра отделения производит отпуск лекарственных средств процедурным (дежурным) медицинским сестрам.

В больнице, не имеющей аптеки, а также поликлинике главная (старшая) медсестра получает лекарственные средства от поставщиков для всей организации, а затем выдает их в отделения (кабинеты).

Лекарственные средства приходуются на основании товарно-транспортных накладных, выписываемых поставщиками. Напомним, что поставщиками лекарственных средств могут быть аптеки готовых лекарственных форм, производственные аптеки, аптечные склады, производители лекарственных средств и другие организации. Основанием для выписки товарно-транспортных накладных аптеками является заказ-требование на получение товаров из аптеки формы 26-АП, оформляемый покупателем (приложение 26 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2008 № 117 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации для аптек и аптечных складов организаций, подчиненных Министерству здравоохранения Республики Беларусь, за исключением организаций, финансируемых из бюджета»).

О порядке оформления безвозмездной помощи отмечено выше.

Особенности документального оформления приобретения наркотических средств и психотропных веществ

Инструкцией № 51 определены поставщики наркотических средств и психотропных веществ. Больницы приобретают наркотические средства и психотропные вещества на аптечных складах; поликлиники - в аптеках готовых лекарственных форм и производственных аптеках в виде готовых и изготовленных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Станции скорой и неотложной медицинской помощи приобретают наркотические средства и психотропные вещества в ампулах (флаконах) на аптечных складах в виде готовых лекарственных средств.

Больницы (независимо от наличия у них аптек), поликлиники, станции скорой и неотложной медицинской помощи делают расчет годовой потребности наркотических средств и психотропных веществ, а приобретают их в объемах месячной потребности. Методика расчета месячной потребности определена Инструкцией № 51.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.