|
Дипломная работа: Нарушения осанки у юношей и их коррекция средствами физической культурыНа основании ЧСС (частоты сердечных сокращений), артериального давления рассчитан коэффициент легочно-сердечной выносливости. Коэффициент выносливости отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания: К.В. = ЧСС в покое *10 П. Д Пульсовое давление (П. Д) представляет собой разницу систолического и диастолического давления. Значение коэффициента выносливости К. В Балл Рекомендации 12 и менее 5 (высокий) Не снижать нагрузку, поддерживать работоспособность 13-15 4 (выше среднего) Увеличить объем нагрузок 16-20 3 (средний) Снизить эмоциональные, силовые, скоростно-силовые нагрузки. Постепенно увеличивать аэробные нагрузки. 21-25 2 (ниже среднего) Избегать объем целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок. Активно использовать дыхательную гимнастику 26 и более1 (низкий) Основная работа - в аэробном режиме. У юношей с плоской спиной, уменьшенными изгибами позвоночника ёмкость-полость грудной клетки меньше. Коэффициент выносливости у школьников составил 17, а у студентов 18. При таком коэффициенте выносливости рекомендуется снижать силовые, скоростно-силовые нагрузки, увеличивать аэробные нагрузки. Что и было учтено при составлении комплексов упражнений для домашних занятий. Дыхательные упражнения были составлены для увеличения подвижности грудной клетки, формирования её изгибов [22]. Важнейшими критериями развития являются масса тела и рост - длина тела. Длина тела характеризует состояние пластических процессов в организме и соматическую зрелость. Для оценки этих данных использовалась номограмма оценки веса по росту (рисунок 4). Рисунок 4. Номограмма оценки веса по росту стоя (по А.Г. Дембо). У обследуемых учащихся и студентов, имеющих осанку по типу плоской спины, до педагогического эксперимента отмечено отставание в физическом развитии и зрелости М - 1,2 s у школьников и М - 1,35 s у студентов. Показатели физического развития считаются средними, если они отличаются от средней величины М не более чем на ±0,5 s (М ±0,5 s). Признаки считаются выше или ниже средних, если разница превышает 0,5 s но не больше 1 s (от М ±0,5 s до М ±1 s). Если разница превышает М ±1 s, но не более 1,5 s (от М ±1 s до М ±1,5 s), исследуемые признаки оцениваются как высокие или низкие. Если разница превышает от М ±1,5 до М ±2 s и более признаки оцениваются как очень низкие или очень высокие. Масса тела отражает степень развития костно-мышечной системы, она зависит от уровня физической нагрузки и факторов внешней среды. Окружность грудной клетки оценивалась по номограмме (рисунок 5). Рисунок 5. Номограмма оценки окружности грудной клетки по росту стоя. До педагогического эксперимента у юношей контрольной группы отклонения от нормы составили - 1s, у юношей экспериментальной группы - 0,9 s. Полученные данные послужили основанием совершенствования физического воспитания юношей с использованием упражнений на развитие грудной клетки [20]. Задержки или отсутствие приростов размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического развития (состояния) и требуют изменения двигательного режима, его реализации, содержания урока, видов упражнений и направленность и интенсивность. В вариативный компонент урока и частично базовый были введены корригирующие упражнения для повышения соматической зрелости и развития костно-мышечной системы. Под физическим состоянием и состоянием здоровья следует понимать совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональные возможности, уровень развития основных двигательных способностей. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени являются непременными условиями эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Принято считать, что интегральным показателем физического состояния занимающихся являются результаты в отдельных видах программы. Однако спортивно-технические результаты, хотя и отражают состояние специальной работоспособности занимающихся, тем не менее не позволяют в полной мере оценить различные стороны подготовленности. Более того, спортивно-технические результаты не всегда дают возможность определить сильные и слабые стороны подготовленности и, как правило, выбрать наиболее эффективные направления в учебно-тренировочном процессе на предстоящий этап подготовки. Оценка физического состояния включает в себя педагогический, медико-биологический и психологический разделы и предусматривает ряд организационных и методических приемов, направленных на создание системы непрерывного контроля за физическим состоянием учащихся и студентов в многолетнем учебном процессе физического воспитания. определение оптимального объема показателей для оценки данных каждого раздела контроля; выбор тестов, достаточно полно отражающих искомые показатели и в то же время удобных для массовых измерений; соответствие выбранных тестов математико-статистическим критериям надежности, объективности и информативности [8]. Для занимающихся серия тестов должна включать: для определения силовых способностей мышц ног - прыжок в длину с места; мышц плечевого пояса и рук - подтягивание на высокой перекладине; для оценки выносливости - бег на 3000 м; для оценки скоростных способностей - бег на 100 м [23]. Одновременно с оценкой соматической зрелости, развития костной системы использовались тесты по физической подготовленности обследуемых групп. Результаты представлены в таблице 4. Таблица 4. Характеристика показателей уровня физической подготовленности юношей контрольной группы.
Таблица 5 Характеристика показателей уровня физической подготовленности юношей экспериментальной группы.
Сопоставив данные о физической подготовленности юношей можно сказать, что уровень их физического развития в экспериментальной так и в контрольной группе, низкий. Это всё свидетельствует о низкой двигательной активности и малых физических нагрузках, что и сформировало у них осанку по типу плоской спины. 3.2 Оценка эффективности оздоровительных упражнений Оздоровительный эффект предложенных нами физических упражнений достигался при соблюдении следующих условий: учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся, в зависимости от принадлежности к группе здоровья; упражнения подбирались в зависимости от и индивидуальных особенностей юношей, уровня их физической подготовленности; строго соблюдалась дозировка упражнений, продолжительности, интенсивности; повторения упражнений чередовались с отдыхом; выполнять необходимые гигиенические требования; осуществлялся постоянный врачебно-педагогический контроль [25]. В целях определения индивидуально допустимых нагрузок можно использовать два наиболее простых метода: хронометраж, пульсометрию и визуальные признаки утомления. Пульсометрия - это метод определения соответствия физических нагрузок индивидуальным возможностям юношей. Он основывается на подсчёте частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе занятий. Графическое изображение ЧСС называется физиологической кривой нагрузки. Физиологическую кривую нагрузки строят на основании пяти показателей пульса, который определяют у трёх-пяти учащихся. Кривая пульса отражает реакцию организма на нагрузку (упражнения) и позволяет нам проследить её в динамике. Чётко спланированное и правильно проведённое чередование различных по трудности и интенсивности упражнений и пауз отдыха вызывает значительные колебания ЧСС и может оказать оздоровительный или тренирующий эффекты. Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое утомление, но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова "утомление" употребляют термин "усталость" Однако, усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют. Результаты хронометража и контроля частоты сердечных сокращений представлены на рисунке 6, 7, 8. Рисунок 6. Показатели пульсометрии учащихся контрольной группы. Исходная величина частоты сердечных сокращений у юношей контрольной группы составила 85 уд/мин, после разминки 110 уд/мин. В основной части урока не превысила 160 уд/мин, что соответствует рекомендациям для развития аэробных способностей и исключать силовые и скоростно-силовые нагрузки при наличии осанки в виде плоской спины. Аналогичные данные выявлены и у юношей экспериментальной группы (рисунок 7). Рисунок 7. Показатели пульсометрии юношей экспериментальной группы. Для наглядности совместим физиологические кривые пульсометрии на рисунке 8. Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателей пульсометрии контрольной и экспериментальной групп. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводят к переутомлению (хроническому утомлению). Для предупреждения переутомления юношей необходимо нормализовать их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню подготовленности юношей можно по внешним признакам утомления (в режиме напряжения или сокращения мышц) (таблица 6) [17]. Таблица 6. Внешние признаки утомления (по Л.Б. Кофману).
На уроках проводилось врачебно-педагогическое наблюдение за реакцией организма юношей в ответ на физические нагрузки и за их поведением. Утомляемость проявлялась в ослаблении внимания, видимых нарушениях техники выполнения упражнений. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |