FtH
= 2000×T1H/d1
= 2000×72,157/72,5 = 1990,538– окружная
сила на делительном цилиндре, Н;
bω
= b2
= 50– рабочая ширина венца зубчатой передачи мм;
d1
= 72,5– делительный диаметр шестерни мм,
Подставив
полученные данные в формулу, получим:
σH0 = ZE×ZH×Ze361,609.
Коэффициент нагрузки KH
определяют по зависимости:
KH = KА×KHa×KHβ×KHu,
где KА
=
1– коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;
KHa
= 1 (так как прямозубая передача)– коэффициент, учитывающий распределение
нагрузки между зубьями, зависит от окружной скорости и степени точности по
нормам плавности;
KHβ
= 1,07– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по
ширине зуба зависит от параметра ybd,
схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;
KHu
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку определяется по формуле:
Допускаемое
контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных
деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя sHPmax, зависит от способа
химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения
твердости по глубине зуба. Для зубьев, подвергнутых улучшению, принимают:
sHPmax1,2= 2,8sТ
тогда
sHPmax1= 28·690 =1932 МПа, sHPmax2= 28·540 =1512 МПа.
Расчетом
определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для
каждого зубчатого колеса.
Выносливость
зубьев, необходимая для предотвращения усталостного излома зубьев,
устанавливают сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном
сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:
sF £ sFP.
Расчетное
местное напряжение при изгибе определяют по формуле, МПа:
sF
= ×KF×YFS×Yβ×Yε
где
FtF =1990,538– окружная сила на
делительном цилиндре, Н;
bω = 50– рабочая ширина венца зубчатой передачи, мм;
m =
2,5– нормальный модуль, мм;
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию
напряжений определяется по формуле:
YT
принимают YT1
= YT2
= 1, поскольку в технологии изготовления шестерни и колеса нет отступлений от
примечаний к соответствующим табл. – коэффициент, учитывающий технологию
изготовления;
Yz
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса для
поковки Yz1
= 1 и Yz2
= 1;
Yg
–
коэффициент, учитывающий влияние шлифования передней поверхности зуба Yg1
= Yg2
= 1, так как шлифование не используется;
Yd
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или
электрохимической обработки переходной поверхности, Yd1
= Yd2
= 1, так как отсутствует деформационное упрочнение;
YA = 1– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки
так как одностороннее приложение нагрузки.
NК
– суммарное число циклов перемены напряжений, уже определены:
NK1
= 427,5∙106 циклов,
NK2
= 171∙106 циклов.
Так
как NK1 > NFlim = 4×106 и NK2
> NFlim, то YN1 = YN2 =1.
Yδ – коэффициент, учитывающий градиент напряжения и
чувствительность материала к концентрации напряжений находится в зависимости от
значения модуля m по формуле:
Сопоставим
расчетные и допускаемые напряжения на изгиб:
sF1 = 80,941
< sFP1 = 345,545,
sF2 =76,325
< sFP2 = 321,915.
Условие
выполняется.
13.3
Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой
Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных
деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном
слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и
допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки:
sFmax £ sFPmax.
Расчетное
местное напряжение sFmax, определяют по формуле:
,
где
КAS = 3– коэффициент внешней
динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки;
KSt1,2 = 1,3 (т.к. qF =
6)– коэффициент, учитывающий различие между предельными напряжениями,
определёнными при ударном, однократном нагружении и при числе ударных
нагружений N = 103;
Коэффициент
перегрузки при пуске двигателя Кпер = 1,45.
1.
Выбираем коэффициент ширины зуба yba с учетом того, что имеем
несимметричное расположение колес относительно опор: yba = 0,315
Тогда
коэффициент ширины зуба по диаметру ybd определяем по формуле:
ybd = 0,5×yba×(u+1) = 0,5×0,315×(2,5+1) = 0,55.
2. Проектный расчет заключается в
определении межосевого расстояния проектируемой передачи:
,
ак, как редуктор соосный, следовательно
принимаем межосевое расстояние равное межосевому расстоянию тихоходной ступени
(прямозубой передачи), тогда = 125 мм.
3. Рассчитываем значение модуля:
m =
(0,01…0,02)×aω
= (0,01…0,02)×125 =
1,25…2,5 мм.
По ГОСТ 9563-80 принимаем стандартный
нормальный модуль:
m
= 2,5 мм.
4. Задаёмся углом наклона b
= 16° и определяем суммарное zC
число
зубьев шестерни z1
и колеса z2 :
zC
=
(2×aω×сosb)/m
= 2∙125∙сos(13°)/2,5
= 97,43,
Полученное значение округляем до целого
числа: zC
= 97.
Тогда:
z1
=
zC/(1+u)
= 97/(2,5+1) = 27,714,
z2
=
zС –
z1
= 97 – 28 = 69.
где zmin
= 17 для передач без смещения.
5. Уточняем передаточное число и его
погрешность по формулам:
,
что
меньше допустимых максимальных 3%.
6.
Уточняем значение угла b по
формуле:
, тогда b = 14°04’12”
7. Основные размеры шестерни и колеса:
7.1 Делительные диаметры шестерни и
колеса определяются по формуле, мм:
7.3
Диаметры
вершин зубьев определяются по формуле с учетом того, что зубья изготовлены без
смещения (х = 0), мм:
da1 = d1 + 2×m=
72,165
+ 2×2,5
= 77,165,
da2 = d2 + 2×m
= 177,835
+ 2×2,5
= 182,835;
7.6
Диаметры
впадин, мм:
df1=d1
–
2,5×m = 72,165 – 2,5×2,5
= 66,915,
df2=d2
–
2,5×m = 177,835– 2,5×2,5
= 171,585;
7.7
Основные
диаметры, мм:
db1 = d1∙cosat = 72,165×0,936 = 67,564,
db2 = d2∙cosat
= 177,835×0,936
= 166,497,
где
делительный угол профиля в торцовом сечении:
°.
Проверим полученные диаметры по формуле:
aω
=
(d1 +
d2)/2
= (72,165 + 177,835)/2 = 125 мм,
что совпадает с ранее найденным
значением.
7.8
Ширина
колеса определяется по формуле:
b2 = yba×aω = 0,315∙125 = 39,375 мм.
Полученное значение ширины колеса
округляем до нормального линейного размера: b2
= 39 мм.
7.6 Ширина шестерни определяется по
формуле, мм:
b1 = b2 + (5...10) = 39 + (5...10) = 44…49.
Полученное значение ширины округляем до
нормального линейного размера: b1
= 46 мм.
10.
Определим
окружную скорость зубчатых колес по формуле:
м/c.
По
окружной скорости колес назначаем 9-ю степень точности зубчатых колес.
11. Проверочный расчет на контактную выносливость активных поверхностей
зубьев
11.1.
Определение расчетного контактного напряжения.
Контактная выносливость устанавливается
сопоставлением, действующим в полосе зацепления расчетного и допускаемого
контактного напряжений:
σH
= σH0×≤
σHP,
где KH
– коэффициент нагрузки;
σH0
–
контактное напряжение в полюсе зацепления при KH
= 1.
Контактное напряжение в полюсе
зацепления при KH
= 1 определяют следующим образом, МПа:
σH0
= ZE×ZH×Ze,
где ZE
= 190– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных
зубчатых колес, для стальных зубчатых колес;
ZH –
коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе
зацепления определяется по формуле:
Коэффициент нагрузки KH
определяют по зависимости:
KH = KА×KHa×KHβ×KHu,
где KА
=
1– коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;
KHa
= 1,13– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, зависит
от окружной скорости и степени точности по нормам плавности (по графику);
KHβ
= 1,04– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по
ширине зуба зависит от параметра ybd,
схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев;
KHu
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку определяется по формуле:
SH = 1,1 – минимальный коэффициент запаса прочности (для однородной
структуры);
ZN – коэффициент долговечности;
Суммарное
число циклов перемены напряжений NК при постоянной нагрузке
определяется следующим образом:
NK = 60×c×n×t,
где с – число зубчатых колес,
сцепляющихся с рассчитываемым зубчатым колесом, n
– частота вращения, рассчитываемого зубчатого колеса (шестерни), об/мин, t
= 25000– срок службы передачи, в часах.
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.