|
Реферат: Соединения деталей и узлов машинРисунок 13 – Расчётная схема зуба шлицевого соединения Условие прочности по допускаемым напряжениям смятия имеет вид где dm - средний диаметр соединения; z - число зубьев; h и l - соответственно высота и длина поверхности контакта зубьев; ψ - коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки между зубьями и вдоль зубьев (ψ=0,5?0,7); [σсм] - допускаемое напряжение смятия на боковых поверхностях. Для соединения с эвольвентными зубьями принимают: [σсм] =0,2σв для неподвижных соединений с химико-термической обработкой зубьев; [σсм] =0,lσв - то же для подвижных соединений. Для соединений с зубьями без химико-термической обработки значения [σсм] снижают вдвое. Высота и длина поверхности контакта: для прямобочных зубьев ; ; для эвольвентных зубьев h=m; dm=mz, где m – модуль зубьев. Шлицевым соединениям присуща высокая концентрация нагрузки, обусловленная погрешностями изготовления, смещениями осей деталей под нагрузкой, закручиванием деталей. Лишь в идеально точном соединении при действии вращающего момента Т нагрузка между зубьями распределена равномерно ; где I – номер зуба. При совместном действии момента и радиальной силы F, нагрузка между зубьями будет распределяться неравномерно и В реальных соединениях имеются погрешности в угловом шаге зубьев вала и втулки, а также радиальные зазоры, которые приводят к существенно неравномерному распределению нагрузки в окружном направлении и циклическому взаимному смещению деталей в осевом направлении, изнашиванию зубьев и развитию контактной коррозии. В приближенном расчете концентрацию нагрузки учитывают общим коэффициентом ψ. Для улучшения распределения нагрузки и повышения долговечности соединений повышают точность изготовления, совершенствуют формы деталей и выполняют ряд других мероприятий. 11 Штифтовые соединения Штифтовые соединения применяют при небольших нагрузках преимущественно в приборостроении. Соединяемые детали сопрягаются при этом по переходным посадкам. Рисунок 14 – Штифтовые соединения Для исключения выпадения в процессе работы используют штифты: с насеченными канавками, вальцованные, резьбовые. Часто для этих же целей производят разведение концов штифтов. Рисунок 15 – Штифты (а – гладкие, б – с канавками, в – с резьбовым концом, г – разводной конический) Основные типы штифтов стандартизованы. Их изготовляют из углеродистых сталей 30, 45, 50 и др. По характеру работы штифтовое соединение подобно заклепочному (работает на срез и смятие). Для расчета соединения используют те же зависимости. Условие прочности при срезе радиального штифта,
а условие прочности по смятию где Ft - срезающая сила (осевая или окружная); i - число поверхностей среза; Ас=πd2/ 4 - площадь штифта при срезе; Асм=d(D-d1) - площадь поверхности смятия (сжатия); [τc]=70?80 МПа - допускаемое напряжение при срезе; [σсм] =200?300 МПа - допускаемое напряжение при смятии. Срезающая сила при передаче вращающего момента Ft=2T/d1. Штифты диаметром d=(0,1?0,15)dв и длиной l=(3?4)dв (dв - диаметр вала) устанавливают по посадке с натягом Н7/r6 в отверстия, совместно просверленные и развернутые при сборке в валу и ступице по стыку посадочных поверхностей. Рисунок 16 – Схемы к расчёту соединений радиальным (а) и осевым (б) штифтами Многоштифтовые соединения этого типа по прочности близки к шлицевым. 12. Шпоночные соединения Соединения двух соосных цилиндрических деталей для передачи вращения между ними осуществляется с помощью шпонки 1 (в соответстивии с рисунком 17, а), специальной детали, закладываемой в пазы соединяемых вала 2 и ступицы 3. Рисунок 17 – Шпоночные соединения В машиностроении применяют ненапряженные (без нагрузки) соединения (с помощью призматических и сегментных шпонок (в соответстивии с рисунком 17, б и в), и напряженные соединения (с помощью клиновых шпонок (в соответстивии с рисунком 17, г)). Шпонки этих типов стандартизованы, их размеры выбирают по ГОСТ 23360-78, ГОСТ 24071-80 и ГОСТ 24068-80. Основные достоинства соединений состоят в простоте конструкции и возможности жесткой фиксации насаживаемой детали в окружном направлении. Однако соединения трудоемки в изготовлении, требуют ручной пригонки или подбора. Это ограничивает использование соединений в машинах крупносерийного и массового производства. Не рекомендуется применение соединений для быстровращающихся валов ответственного назначения из-за сложности обеспечения концентричной посадки сопрягаемых деталей. Шпоночные соединения применяют преимущественно в тех случаях, когда посадку с натягом не удается реализовать по условиям прочности или технологическим возможностям. Соединения призматическими шпонками. Применяются в конструкциях наиболее широко, так как просты в изготовлении и имеют сравнительно небольшую глубину врезания в вал. Шпонки имеют прямоугольное сечение с отношением высоты к ширине от 1 (для валов диаметром до 22 мм) до 0,5 (для валов больших диаметров). Их устанавливают с натягом в пазы валов. Рабочими у шпонок являются боковые узкие грани. В радиальном направлении предусмотрен зазор, В ответственных соединениях сопряжение дна паза с боковыми сторонами выполняют по радиусу для снижения концентрации напряжений. Материал шпонок - чистотянутая сталь 45 или сталь Ст6 с пределом прочности σв =590?750 МПа. Если принять для упрощения, что напряжения в зоне контакта распределены равномерно, и плечо равнодействующей этих напряжений равно 0,5d (где d - диаметр вала), то средние контактные напряжения (напряжения смятия, вызывающие смятие рабочих граней)
где Т - вращающий момент; lр - рабочая длина шпонки; t2=0,4h - глубина врезания шпонки в ступицу; - допускаемое напряжение на смятие. На практике сечение шпонки подбирают по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала, а длину l шпонки назначают на 5-10 мм меньше длины ступицы. Затем по формуле (1) оценивают прочность соединения на смятие или вычисляют предельный момент, соответствующий напряжению . Рабочая длина шпонки lp=l-b может быть определена из очевидного соотношения. . Проверку прочности шпонок на срез обычно не производят, так как это условие удовлетворяется при использовании стандартных сечений шпонок и рекомендуемых значений . Если условие прочности не выполняется, то соединение образуют с помощью двух шпонок, установленных под углом 120 или 180°. Соединения характеризуются существенно неравномерным распределением нагрузки и напряжений как по высоте сечения, так и по длине шпонки. Это вызывает упругопластическое смятие рабочих граней пазов и шпонки, закручивание ее, особенно при наличии зазора между валом и ступицей. Поэтому длину шпоночных соединений ограничивают (l≤1,5d), а посадку зубчатых колес, шкивов, полумуфт и других деталей на валы осуществляют с натягом (посадки Н7/р6; Н7/r6; H7/s7; H7/k6 и т. п.). В этом случае шпоночные соединения по существу выключаются из работы и оказываются резервными, а шпонки обеспечивают лишь жесткую фиксацию в окружном направлении насаживаемых деталей. Соединения сегментными шпонками. Сегментные шпонки имеют более глубокую посадку и не перекашиваются под нагрузкой, они не требуют ручной пригонки. Однако глубокий паз существенно ослабляет вал, поэтому сегментные шпонки используют преимущественно для закрепления деталей на малонагруженных участках вала (например, на входных или выходных хвостовиках валов). Расчет соединений с сегментными шпонками также производят по формуле, принимая t2=h-t1. Допускаемые напряжения смятия при постоянной нагрузке в соединении стального вала и шпонки из чистотянутой стали (σв=500?600 МПа) в зависимости от материала ступицы можно выбирать следующими: 150-180 МПа - для ступиц из стали; 80-100 МПа - из чугуна и алюминия; 15-25 МПа - из текстолита и древопластика. Большие значения принимают при легком режиме работы (переменная нагрузка не больше 5% от постоянной), а меньшие - при тяжелых условиях эксплуатации (нагрузка знакопеременная с ударами). 13. Резьба
Резьба - выступы, образованные на основной поверхности винтов или гаек и расположенные по винтовой линии. Резьбовое соединение образуется двумя (реже тремя) деталями. У одной из них на наружной, а у другой на внутренней поверхности имеются расположенные по винтовой поверхности выступы – соответственно наружная и внутренняя резьба (в соответстивии с рисунком 18). По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы. Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, масленок, пробок и т. п. Профиль резьбы — контур сечения резьбы в плоскости, проходящей через ось основной поверхности. По форме профиля различают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые и другие резьбы. По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы. У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой — справа налево и вверх. Наиболее распространена правая резьба. Левую резьбу применяют только в специальных случаях. Если витки резьбы расположены по двум или нескольким параллельным винтовым линиям, то они образуют многозаходную резьбу. По числу захода различают однозаходную, двухзаходную и т. д. резьбы. Наиболее распространена однозаходная резьба. Все крепежные резьбы однозаходные. Многозаходные резьбы применяются преимущественно в винтовых механизмах. Число заходов больше трех применяют редко. Рисунок 18 – Резьбовое соединение с метрической резьбой Методы изготовления резьбы 1. Нарезкой вручную метчиками или плашками. Способ малопроизводительный. Его применяют в индивидуальном производстве и при ремонтных работах. 2. Нарезкой на токарно-винторезных или специальных станках. 3. Фрезерованием на специальных резьбофрезерных станках. Применяют для нарезки винтов больших диаметров с повышенными требованиями к точности резьбы (ходовые и грузовые винты, резьбы на валах и т.д.). 4. Накаткой на специальных резьбонакатных станках-автоматах. Этим высокопроизводительным и дешёвым способом изготовляют большинство резьб стандартных крепёжных деталей (болты, винты и т.д.). Накатка существенно упрочняет резьбовые детали. 5. Литьём на деталях из стекла, пластмассы, металлокерамики и др. 6. Выдавливанием на тонкостенных давленных и штампованных изделиях из жести, пластмассы и т.д. Наибольшее распространение в машино- и приборостроении имеет метрическая резьба по ГОСТ 8724-81 с крупными мелким шагами. Она обозначается буквой М и цифрами, показывающими наружный диаметр резьбы (например, резьба, имеющая d=24 мм, обозначается М24), в обозначении резьбы с мелким шагом, кроме диаметра, в форме сомножителя указывается ее шаг (например, М24?1,5 для резьбы, имеющей d=24 мм и Р=1,5 мм). Области применения других типов резьб ограничены специальными конструкциями. Крепежные детали и типы соединений. Наибольшее распространение среди резьбовых деталей получили крепежные болты, винты, шпильки, гайки и вставки. С помощью этих деталей образуют большинство разъемных соединении в конструкциях. Рисунок 19 – Основные типы резьбовых соединений Болт (в соответстивии с рисунком 19, а) и винт (в соответстивии с рисунком 19, б) – стержень с головкой и одним резьбовым концом. Шпилька (рисунок 19, в) имеет два резьбовых конца. Вставка (в соответстивии с рисунком 19, г). Винт с резьбовой втулкой (в соответстивии с рисунком 19, д). Выбор типа соединения определяется прочностью материала соединяемых деталей, частотой сборки и разборки соединения в эксплуатации, а также особенностями конструкции и технологии изготовления соединяемых деталей. Соединения болтом применяют только при наличии доступа к гайке и головке болта для скрепления деталей сравнительно небольшой толщины (например, при наличии специальных поясков или фланцев), а также при многократной разборке и сборке соединений. В последнем случае (особенно при большой толщине соединяемых деталей) предпочтение отдается также соединениям винтом или шпилькой. Соединения винтом и шпилькой применяют для скрепления деталей при наличии доступа монтажного инструмента лишь с одной стороны (к гайке). Область применения соединений винтом в силовых конструкциях ограничена, предпочтение отдается соединениям шпилькой. Шпильки фиксируют (стопорят) в корпусной детали (посадкой на резьбе с натягом, завинчиванием на сбег резьбы, с помощью клея и т. д.) для предотвращения вывинчивания их при отвинчивании гаек. Вставки применяют в основном для повышения износостойкости резьбы в корпусах из материалов с невысокой прочностью, а также для повышения прочности соединений. Резьбовые втулки используют преимущественно в корпусах из композиционных материалов. Для предотвращения повреждения поверхностей соединяемых деталей при завинчивании гаек под них подкладывают шайбы. Конструктивным разнообразием отличаются стержни болтов (винтов). Наряду с обычной (в соответстивии с рисунком 20), наиболее распространенной формой болта (а) применяют другие конструкции. Болт (б) в отличие от предыдущего имеет диаметр стержня несколько больше наружного диаметра резьбы. Такие болты устанавливают в отверстия корпусов без зазора. В ряде ответственных соединений для увеличения податливости при меняют полые болты (в). Болты на (г и д) имеют центрирующие пояски под головками, а поясок посередине (д) предназначен для гашения вибраций стержня. Рисунок 20 – Конструктивные формы стержней болтов Формы головок болтов (в соответстивии с рисунком 21) и гаек также разнообразны, выбор их для практического использования определяется преимущественно условиями работы соединений, технологией изготовления крепежных деталей и их сборкой. Рисунок 21 – Конструктивные формы головок болтов (винтов) Для фиксирования деталей на валах, осях и др. применяют установочные винты с резьбой по всей длине стержня и упорным наконечником. Основные материалы болтов (винтов), шпилек и гаек и их механические характеристики нормированы ГОСТ 1759-82. Для болтов, винтов и шпилек из углеродистых и легированных сталей установлены 12 классов прочности, а для гаек - семь и соответствующие им рекомендуемые марки сталей. Выбор материала определяется условиями работы. И технологией изготовления. Стержни болтов в массовом производстве изготовляют из пластичных сталей 10, 15, 15Х, 16ХСН и др. на автоматах методом холодной высадки, резьбу на болтах накатывают. Для защиты крепежных деталей из углеродистых сталей от коррозии на них наносят окисные пленки или гальванические покрытия (цинковое, кадмиевое, фосфатное, медное и др.). Толщина покрытий выбирается в зависимости от шага резьбы и имеет следующие значения: 3-6 мкм для шага до 0,4 мм, 6-9 мкм – для шага 0,4-0,8 мм и 9-12 мкм для шага свыше 0,8 мм. Расчет резьбовых соединений. Расчет резьбового соединения включает в себя обычно две связанные между собой задачи: оценку прочности соединения и оценку плотности стыка. Прочность соединения определяется, как правило, прочностью болта (шпильки), и для ее оценки необходимо знать напряжения в сечении с наименьшей площадью. В случае, когда внешняя нагрузка на болт изменяется циклически от 0 до F , амплитуда переменных напряжений в сечении по внутреннему диаметру резьбы
и среднее напряжение
Практика и экспериментальные исследования показали, что прочность затянутых резьбовых соединений при переменной нагрузке определяется ее амплитудой ; чем меньше , тем больше долговечность и ресурс работы соединений. Поэтому одна из важнейших задач конструктора резьбового соединения - добиться снижения внешней нагрузки на болт (шпильку). Правило конструирования резьбового соединения: жесткие фланцы податливые болты. Плотность стыка определяется остаточной силой в стыке. Внешняя нагрузка F уменьшает силу на стыке деталей до значения Если сила на стыке станет равной нулю, то стык раскроется и вся внешняя нагрузка будет восприниматься болтом, что опасно для его прочности. Для предотвращения раскрытия стыка должно соблюдаться условие Fс>0; тогда минимальная сила затяжки Обычно назначают где ν - запас по плотности стыка равен 1,25-2 для постоянных нагрузок; 2,5-4 для переменных нагрузок. Для герметизации стыков применяют плоские прокладки из резины, картона, алюминия, меди и других мягких материалов, упругие кольца, герметики и т. д. Герметичность стыков и соединений проверяют течеискателями и другими способами. Таким образом, сила предварительной затяжки определяется внешней нагрузкой. Допустимое напряжение затяжки σ0=F0/A1≤0,8σT где σT - предел текучести материала болта. Обычно назначают σ0 = (0,4?0,7) σT. Для того чтобы соединения работали в расчетных силовых условиях, необходимо контролировать затяжку соединений. 14. Соединения с натягом Соединение деталей машин с натягом - разностью посадочных размеров - осуществляют за счет их предварительной деформации. С помощью натяга соединяют обычно детали с цилиндрическими и реже коническими поверхностями контакта. Соединение деталей с натягом представляет собой сопряжение, в котором передача нагрузки от одной детали к другой осуществляется за счет сил трения на поверхностях контакта, образующихся благодаря силам упругости. Вследствие этого соединение имеет нежесткую фиксацию деталей в осевом и окружном направлениях. Рисунок 22 – Соединения с натягом венца червячного колеса с центром (а) и шарикоподшипника с валом (б) Соединения используют сравнительно часто для посадки на валы и оси зубчатых колес, шкивов, звездочек и др. Два способа соединения: 1) При сборке механическим способом охватываемую деталь с помощью пресса устанавливают в охватывающую деталь или наоборот. Этот способ используется при сравнительно небольших натягах. 2) Тепловой способ соединения применяется при больших натягах и производится путем нагрева охватывающей детали до температуры 300 °С в масляной ванне или охлаждения в жидком азоте охватываемой детали. Выбор способа зависит от соотношения масс и конфигурации деталей. В настоящее время получают распространение так называемые термомеханические соединения элементами с памятью формы. Это свойство присуще сплавам, испытывающим обратимое мартенситное превращение, и характеризуется как способность материала, деформированного в мартенситном состоянии, полностью или частично восстанавливать свою форму в процессе последующего нагрева. Для конструкционных элементов с памятью формы используют никель титановый сплав с температурами мартенситного превращения -80?-150 °С и восстановления формы -140?-60 °С. Сплав практически полностью восстанавливает заданную деформацию и развивает напряжение в условиях противодействия процессу формовосстановления до 200-400 МПа. Для предупреждения быстрого нагрева деталь устанавливают монтажными клещами, губки которых либо изготовляют из материала с большей теплоемкостью, например, меди, либо имеют хлопчатобумажный вкладыш, впитывающий жидкий азот. Допускается сборка такими клещами в течение 2-3 мин. Нагрев детали теплотой окружающей среды приводит к восстановлению ее прежних размеров и образованию натяга. Достоинства соединений с натягом очевидны: они сравнительно дешевы и просты в выполнении, обеспечивают хорошее центрирование сопрягаемых деталей и могут воспринимать значительные статические и динамические нагрузки. Области применения таких соединений непрерывно расширяются. Недостатки соединений: высокая трудоемкость сборки при больших натягах; сложность разборки и возможность повреждения посадочных поверхностей при этом; высокая концентрация напряжений; склонность к контактной коррозии из-за неизбежных осевых микросмешений точек деталей вблизи краев соединения и, как следствие, пониженная прочность соединений при переменных нагрузках; отсутствие жесткой фиксации деталей. Расчет соединений и подбор посадки. Основная задача расчета состоит в определении потребного натяга и соответствующей ему посадки по ГОСТ 25347-82 для передачи заданной сдвигающей нагрузки от вращающего момента или осевой силы. Возможны случаи, когда посадка не может быть реализована в конструкции по условиям прочности (обычно охватывающей детали). Поэтому при проектировании соединений должны быть обеспечены как требования взаимной неподвижности деталей соединения, так и условия прочности деталей. Условие неподвижности деталей соединения. Выражает собой математически уравнение равновесия: при передаче внешней нагрузки соединяемые детали должны быть взаимно неподвижны. Рисунок 23 – Расчётная схема соединения с натягом Рассмотрим соединение с натягом деталей 1 (в соответствии с рисунком 23) и 2 при действии сдвигающей силы, например, осевой Fа. Взаимное смещение деталей в соединении ограничено деформациями за счет сил сцепления, которые возникают благодаря контактным напряжениям q от натяга. Если принять, что отнесенная к площади контакта сила трения τ пропорциональна контактному напряжению q между сопряженными деталями, то
где f - коэффициент трения. Условие взаимной неподвижности деталей соединения при действии сдвигающей нагрузки примет вид где d и l - диаметр и длина посадочной поверхности. Введем в рассмотрение номинальные контактные напряжения ; тогда
Из неравенства следует, что нагрузочная способность соединения определяется номинальными контактными напряжениями и состоянием контактирующих поверхностей. Напряжения зависят от натяга в соединении и условий работы. Детали соединения будут взаимно неподвижными, если средние контактные напряжения где k - коэффициент запаса сцепления, учитывающий возможное рассеяние значений коэффициентов трения, погрешности в форме контактирующих поверхностей и изгиб деталей, ослабляющие их сцепление. Для соединений, подверженных изгибу, например, соединений валов и зубчатых колес редукторов, принимают значение k=3,0?4,5, понижая таким образом склонность соединений к фреттинг-коррозии. В остальных случаях k=I,5?2,0. Значение коэффициента сцепления в формуле следует принимать минимальным из или устанавливать экспериментально. Нагрузочная способность соединения может быть увеличена также за счет повышения коэффициента трения между деталями. Эффективным оказывается осаждение на поверхности вала тонкого слоя из частиц карбида бора В4С или карбида кремния SiC. Такой слой повышает коэффициент трения в соединении с натягом до 0,7 благодаря эффекту микрозацепления и, как следствие, в несколько раз увеличивает нагрузочную способность соединения при неизменном натяге. Рисунок 24 – Внешние силы действующие на соединение Сдвигающая сила может быть осевой, т. е. или окружной (тангенциальной), т. е. При совместном действии осевой силы и вращающего момента принимают Уравнение выражает связь внешних и внутренних силовых факторов. Для решения задачи следует выразить контактные напряжения через смещения точек деталей. Условие совместности перемещений сопряженных деталей. Предположим, что охватывающая деталь 2 запрессована на охватываемую деталь 1. Тогда в результате деформации точки поверхностей деталей 1 и 2 получат радиальные перемещения u1 и u2, а радиальный натяг δ будет скомпенсирован этими перемещениями, т. е. где Δ = dВ- dА - диаметральный натяг деталей. Уравнение отражает геометрическую сторону задачи. Для ее решения необходимо выразить смещения в уравнении через контактные напряжения. Связь смещений и контактных напряжений в соединении. Контактные напряжения q в общем случае распределены по длине соединения существенно неравномерно, так как равномерной деформации препятствуют выступающие части деталей. Связь смещений и контактных давлений имеет вид где - функция влияния, показывающая перемещение точек контакта в сечении z = с от единичной радиальной силы, приложенной в сечении z=ζ; i= 1; 2 - номер детали. Значения функции λ можно получить расчетом. В предварительном расчете полагают, что контактные напряжения одинаковы во всех точках поверхностей контакта. Это эквивалентно допущению о сопряжении двух цилиндров одинаковой длины. Рисунок 25 – Расчётная схема соединения с натягом Задача о сопряжении с натягом двух толстостенных цилиндров бесконечной длины рассмотрена в сопротивлении материалов. Установлено, что радиальные перемещения точек контакта ; где λ1 и λ2 - коэффициенты радиальной податливости деталей 1 и 2; qн - номинальное контактное напряжение. Смещение u1 считают отрицательным, так как оно происходит в направлении, противоположном направлению оси r. Соотношения отражают физическую сторону задачи. Коэффициенты радиальной податливости зависят от радиальных размеров и материалов деталей: где d - посадочный диаметр; Е1, ν1 и Е2, ν2 - модуль упругости и коэффициент Пуассона соответственно для охватываемой и охватывающей деталей; d1 - диаметр отверстия в охватываемой детали; d2 - наружный диаметр охватывающей детали. Учитывая равенство, несложно получить: Отметим, что натяг Δ в равенстве является расчетным и соответствует разности посадочных диаметров деталей с идеально гладкими поверхностями. Расчет требуемого натяга. Расчетное значение натяга, обеспечивающее передачу соединением внешней сдвигающей нагрузки, несложно найти, из соотношений: Расчетный натяг Δ принимают в качестве минимального требуемого натяга Δ* (т. e. Δ=Δ*) при тепловом способе сборки. Где uR – поправка на обмятие шероховатостей, мкм; uR=5,5(Ra1+Ra2)=1,2(Rz1+Rz2); Ra1 и Ra2, Rz1 и Rz2 - параметры шероховатостей деталей. Если соединение работает при повышенной температуре, то ослабление натяга за счет нагрева учитывают поправкой на температурную деформацию: где α1 и t1 соответственно коэффициент линейного расширения и рабочая температура охватываемой детали; α2 и t2 - то же, охватывающей детали. В соединениях быстровращающихся деталей также происходит «потеря» натяга где ρ - плотность материала; ν - коэффициент Пуассона материала детали; ω - угловая скорость. При угловой скорости натяг в соединении исчезнет (qн=0). С учетом этих замечаний минимальный требуемый натяг: при тепловом способе сборки при механическом способе сборки Значение минимального требуемого натяга, определяемого условиями нагружения и сборки, используется для подбора минимального натяга посадки (табличного натяга) Nmin: Тип посадки по ГОСТ 25347-82 задается минимальным Nmin и максимальным Nmах табличными натягами. Для его назначения необходимо установить также наибольшее допустимое значение натяга, определяемое условиями прочности. Рисунок 26 – Напряжение в поперечном сечении соединения Расчет макcимального натяга. Натяг вызывает в соединяемых деталях радиальные σr и окружные σθ напряжения (в соответствии с рисунком 26). Напряжения в охватываемой детали (вале) Напряжения в охватывающей детали (ступице) где d* - диаметр сечения, в котором вычисляют напряжения. Распределение напряжений в поперечном сечении деталей соединения. Наибольшие напряжения возникают у внутренней поверхности охватывающей детали (d*=d); здесь ; Условие отсутствия пластических деформаций по теории максимальных касательных напряжений где - предел текучести материала детали. Практика показала, что небольшие пластические деформации в контакте не понижают работоспособности соединений, поэтому в расчете максимального допустимого контактного напряжения принимают , откуда и соответствующий наибольший расчетный натяг Наибольший допустимый натяг Δ*max при тепловом способе сборки равен расчетному, т. е. Δ*max=Δmax, а при механическом - Δ*max = Δmax +uR. По условиям прочности Δ*max≥Nmax, где Nmax - максимальный табличный натяг посадки. Уменьшение внутреннего диаметра охватываемой детали и увеличение наружного диаметра охватывающей детали Сила запрессовки Если , то , где - наибольшая сдвигающая нагрузка. При этом наименьшая полезная сдвигающая нагрузка При определении и для соединений, выполненных механическим способом, необходимо из табличных значений натяга Nmax и Nmin вычесть значение uR Разность температур, необходимая при тепловом способе сборки (нагрев или охлаждение), где - зазор между деталями при сборке, мкм. Табличные натяги. Каждой стандартной посадке с натягом (ГОСТ 25347- 82) соответствуют определенные значения минимального Nmin и максимального Nmax натягов - табличные натяги. Для построения таблиц используют два метода расчета натягов и в соответствии с ними натяги называют предельными и вероятностными. Предельные натяги определяются отклонениями отверстий и валов. При посадке по системе отверстий
где ES и es - верхнее отклонение соответственно отверстия и вала; ei – нижнее отклонение вала. Полученные таким образом натяги называют вероятностными. При нормальном законе распределения размеров
где Nm - средний натяг; uр - квантиль нормального распределения; SN - среднее квадратическое отклонение табличного натяга. Средний натяг определяется средними значениями отклонений где ; ; Td и TD – допуски соответственно основного отверстия и вала. Среднее квадратическое отклонение табличного натяга где Квантиль нормального распределения uр принимает следующие значения в зависимости от вероятности Р неразрушения соединения: P 0,5 0,9 0,95 0,97 0,99 0,995 0,997 0,999 uр 12 1,28 1,64 1,88 2,33 2,58 2,75 0,1 |
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |