|
Дипломная работа: Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информацииРисунок 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.Как видно из результатов этого наблюдения после просмотра мультфильмов с элементами агрессии больше половины детей проявили повышенный уровень агрессивности, при этом одной из главных своих задач они видели доминирование над сверстниками, превосходство над ними любыми способами и не умение идти на компромиссы. 5) По результатам первых 3 методик были получены следующие результаты: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 30% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (рисунок 5 и таблица 7): Проанализировав результаты эксперимента можно сделать вывод, что из 10 детей, в особом внимании нуждаются 4 ребёнка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности, этим детям присуще агрессивное поведение; рассказывание историй, с актами насилия; на приветствие отвечают агрессивно; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; часто дерутся. Как было выяснено из наблюдения родителями именно эти дети неконтролируемо смотрят телевизор дома, а мальчик у которого повышенный уровень агрессивности имеет телевизор в собственной комнате. Средний уровень агрессивности наблюдается у 6 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не дисциплинированны, не послушны и пристают к более слабым. Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх методик не был выявлен ни у кого из детей экспериментальной группы. Таблица 7 – Оценка уровня агрессивности детей по трем методикам
П – повышенный уровень агрессии В – Высокий уровень агрессии СР – Средний уровень агрессии СЛ – Слабый уровень агрессии 6) После проведенного исследования было проведено родительское собрание, в ходе которого провели следующий эксперимент. Проведение учебного эксперимента для родителей состоит из 5 этапов. На каждом этапе родители выполняли определённое задание, стимулирующее их к постоянному осознанию необходимости систематического контроля и регулирования влияния СМИ на их детей (приложение Г). Рисунок 5 . Оценка уровня агрессивности детей по трем методикам Большинство родителей, работающих на двух работах, или малообеспеченные, или отсутствует один из супругов, или относящиеся к рабочему классу (но всё-таки некоторые остались равнодушными к данной проблеме), стали задумываться над возникшей проблемой, что позволило им включиться в процесс нахождения путей решения по контролю и регулированию влияния современных СМИ на социальное развитие их ребёнка. Родители, работающие в сфере образования и медицины, или имеющие высокий социальный статус, стали активно предлагать и находить пути решения по контролю и регулированию влияния современных СМИ на социальное развитие их ребёнка. Подведя итоги нашего эксперимента, мы считаем, что целесообразным будет составить рекомендации для родителей и воспитателей по осуществлению контроля и регуляции ими влияния СМИ на социальное развитие ребёнка. Заключение После проведения исследования наше предположение о том, что в современных условиях, создаваемых обществом, проявление уровня агрессивности ребёнка во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации, получила своё экспериментальное подтверждение. Какой бы негативный эффект ни производило на детей телевидение, этот эффект можно уменьшить и перенаправить в нужную сторону, если поговорить на эту тему в семье. Такие диалоги развивают навыки зрительского восприятия. Хотя очевидна невозможность того, чтобы родители всегда находились рядом со своими детьми, когда они смотрят телевизор, но даже если родители сделают над собой усилие и хотя бы немного посидят вместе с детьми у экрана, это даст положительные результаты. Когда семья смотрит телевизор вместе, разговор может идти об обмане в рекламных клипах, о стереотипном изображении отдельных групп, об аморальных ценностях, о переизбытке сцен секса и насилия. Родители могут спросить у ребенка, нравится ли ему передача или нет и почему, – таким образом, они лучше поймут, какие представления складываются у их детей. Будет полезно, если родители сами отреагируют на ту или иную телепередачу и таким образом сбалансируют искаженную реальность телевидения. Например, родители могут высказать свои опасения, увидев сцену насилия, и поделиться с ребенком воспоминаниями о своем детстве, когда они сами чувствовали страх, наблюдая по телевизору что-то подобное. Семейные обсуждения могут помочь детям освоиться с информацией, которая их тревожит. Дискуссии во время просмотра новостей помогают детям узнавать о событиях в мире. Хотя для ребенка и родителей может быть трудно рассуждать о сексе или наркотиках, их дискуссию значительно облегчит программа телевидения на эту же тему. Даже если программа не слишком хорошо сделана и не соответствует ценностям, принятым в семье, она может служить относительно безопасным поводом для начала такой дискуссии. Такой подход может помочь членам семьи узнать реакцию друг друга на те, или иные темы и ситуации, а завязавшаяся дискуссия – стать стимулом для когнитивного, эмоционального и личностного роста. Все эти примеры я привел вовсе не для того, чтобы сказать, что телевидение всегда оказывает такое позитивное воздействие, – оно может его оказывать. Чем тщательнее отбираются программы, и чем настойчивее отец или мать ребенка стремится обсудить с ним содержание просмотренной передачи, тем лучше будет результат. Такие переменные, как социальные и культурные факторы и структура семьи, порой также играют роль в определении воздействия общения в семье на влияние телевидения на детей. Проанализировав результаты исследования, которое отражает только в некоторой степени реальную картину воздействия средств массовой информации на проявление агрессивности, провоцируя тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение и образ мыслей, мы можем дать соответствующие рекомендации для родителей: В отсутствии цензуры каждый человек, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка и формирования его как личности. Согласно социальным нормам любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам справедливости, долгу, чести, и пр. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные (одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двусмысленном виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей. Продолжительность пребывания ребёнка у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника как 2 часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому) развитию. Поэтому нужно ограничивать просмотр телепередач под разными предлогами. В качестве профилактики просмотра телепередач можно проводить беседы с воспитателями и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и). Также нужно показывать личные и общественные примеры (показом позитивных и негативных моментов, а также доброго и злого). Играть в различные игры (желательно дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера). Просматривать различные образовательные программы. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). Поэтому необходимо повышать свой культурный уровень, целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном, но с тем расчётом, что после просмотра каждой конкретной телепередачи сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации. Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае переизбытка программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы необратимы. Нужно добиться взаимопонимания с ребенком (какие передачи смотреть, когда их смотреть и сколько), ребёнку очень важно видеть процесс воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь его родителей. В любом случае ребёнок сравнивает свои наблюдения, мнения, идеи с поведением взрослых это называется подражанием. Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной деятельности, к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни. Родителям необходимо постоянно знакомиться не только с литературными изданиями бытового уровня по проблеме агрессивного воздействия СМИ на самосознание ребёнка, но и следить за различными новинками научной литературы. Для этого нужно чаще общаться с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий и консультаций, проводимых в детском саду. Исследования современных психологов и социологов по данной проблеме не должны оставаться без внимания не только родителей, но и средствами массовой информации. Современные исследования показывают, что ни журналисты, ни ученые не верили в то, что масс-медиа оказывают полезную услугу науке, рассказывая об исследованиях широкой общественности. В заключении мы приходим к выводу, что очень важно не только проводить регулярные исследования влияния СМИ на общество, но и доносить результаты этих научных изысканий до людей. Глоссарий
Список использованных источников 1. Абраменкова В. Дети и телевизионный экран / В. Абраменкова, А. Богатырев// Воспитание школьников. - 2006. 2. Авдеева, Н. Н. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков / Человек. - 2003. 3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 4. Бабурова, И. Воспитательный потенциал СМИ : взгляд педагога // Народное образование. - 2008. 5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: 1999. 6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. 7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. 8. Брайант, Дженнингз , Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильяме" , 2004. 9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995. 10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. 11. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик,– М.:изд. АПНСССР, 1990. 12. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. 13. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - 2001.-№8. 14. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. 15. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998. 16. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. 17. Короткова Т. Негативное воздействие СМИ и методы защиты от него / Т. Короткова// ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. 18. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы. – М.: Издательство Эксмо, 2005. 19. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - 1967.-№6. 20. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. 21. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). — М.: Арко, 1994. 22. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 23. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996. 24. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. 25. Методологические проблемы и практика изучения Интернета / Под ред. А.В. Шарикова. - М.: ВГТРК, 1999. 26. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. 27. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. 28. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995. 29. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. 30. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. 31. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. 32. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 33. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. 34. Паренти М. Media. – М.:Юнити, 1992. 35. Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002. 36. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. 37. Пунанс, Т. Цветной наркотик. Современное телевидение – несомненный наркотик не менее сильный, чем алкоголь или табак / Т. Пунанс// Управление школой. - 2003. 38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —1992.-№5. 39. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- 1994.-№6. 40. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. 41. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995. 42. Федоров, А. В. Насилие на экране / А. В. Федоров // Человек. - 2004. 43. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. 44. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004. 45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. 46. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. 47. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. -2006.-№2. 48. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. 49. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003. 50. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. 51. Школа насилия. От киноужастиков - до реального ужаса ОБЖ. - 2004. Приложение А Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл
Приложение Б Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор" (В.Д. Пурина) 1) Какой мультфильм ты выберешь: а) "Вини Пух в гостях у кролика"; б) "Человек – Паук"; в) "Симпсоны"; г) другой. 2) Какую передачу для взрослых ты выберешь: а) "Вокруг света"; б) "5 вечеров"; в) "Криминальная Россия"; г) другую. 3) В каком фильме ты бы хотел принять участие: а) "Приключения Электроника"; б) "Улицы разбитых фонарей"; в) "Двойной удар"; г) другой. 4) Про что ты бы хотел придумать передачу сам: а) про дружбу; б) про драки; в) боевик; г) другое. Приложение В Наблюдение, проводимое воспитателем (методика разработанная Лаврентьевой Г.П.) 1.Часто выглядит рассерженным (впадает в бешенство). 2.Держится в стороне от взрослых. 3.Постоянно ведет себя настороженно. 4.Очень часто нуждается в помощи педагога. 5.Рассказывает придуманные истории с актами насилия. 6.На приветствие отвечает злостью или подозрительностью. 7.Портит общественную и личную собственность. 8.Неадекватно относится к сделанным замечаниям. 9.Не однократно был замечен в мелком воровстве. 10. Смотрит исподлобья. 11. Непослушен и не дисциплинирован. 12. Кричит, угрожает, ругается. 13. Постоянно ведет себя непристойно. 14. Бахвалится, особенно когда ему делают замечание. 15. Подражает проделкам других имеющих хулиганский характер. 16. Прячет или ломает вещи, принадлежащие другим детям. 17. Пристает к более слабым. 18. Агрессивно дерется. Приложение Г Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети" Содержание учебного эксперимента:
Этап № 4. Планирование родителями своей деятельности по осуществлению контроля и регуляции влияния СМИ на детей.
Этап 5. Совместное подведение итогов. (организация дискуссии)
|
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |