рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дипломная работа: Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка

- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному выбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.

Следует иметь в виду, что наше представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы, так как у него еще не сформировано умение комплексно анализировать учебную задачу по русскому языку (речь идет об одновременном анализе текста, орфограммы, пунктограммы, выделении и анализе языковой единицы того или иного уровня и т.п.) так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности, большинство из которых, хотя и имеют общий объект (язык), не имеют точек пересечения.

В связи с этим в учебнике «Русский язык» 2 кл. автор – составитель С.В. Иванов выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

1) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);

2)»Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);

3) «Развитие речи».

При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смещение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отборке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Правописание», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов.

Списывание, не меньше, чем разнообразные виды орфографической работы, способно служить формированию навыков безошибочного письма. Именно по этому большое количество упражнений блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи» имеют задания: «Спиши». В упражнениях блока «Как устроен наш язык» в разделе «Фонетика» отрабатываются приемы списывания (упр. 5 (урок 4), упр. 4 (урок 6) и др.), а упр. 6 урока 10 и в упр. 3 урока 15 дан полный алгоритм списывания.

Работай так.

Прочитай предложение, пойми и запомни его.

Повтори предложение, проверь, запомнил ли ты его.

Прочитай в слух предложение так, как оно написано.

Прочитай предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуй себе орфографически.

Проверь себя! Читай написанное и сверяй с печатным текстом.

Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются тематикой изучаемой языковой единицы: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка. Урок 27 называется «Корень слова». В нем идет знакомство учеников с обязательной частью слова, в которой содержится элемент его значения. В упражнении 1 ученикам предлагается прочитать подписи к картинкам: дом, домик, домище – и ответить на вопросы: «Одинаковое ли значение у этих слов? Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик, домище – это три формы одного и того же слова?»

Таким образом, проводится наблюдение над языковой единицей, показали ученикам над чем им работать и как, с каких точек зрения можно смотреть на интересующий нас языковой объект: нужно сравнить с другими словами, нужно выяснить, какое у них значение, нужно изменить слово, чтобы выяснить в правильном ли направлении мы движемся. Далее вводиться понятие, что такое корень. Затем выполняются упражнение 3. Прочитай. Найди слова с одинаковым корнем. Выпиши их и обозначь корень. Какие из слов одинаковые, а какие – формы одного и того же слова? Упражнение 4. Запиши пары слов в таком порядке: а) однокоренные слова; б) формы одного и того же слова.

Еловый – ельник, дождик – дождиком, трава – травушка, желтый - желтому, поле – полевой…

В блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.

Урок 28 «Учимся писать безударные гласные в корне слова». В начале идет наблюдение, как обозначаются буквами гласные звуки в корне слова.

[л'эс] – лес [л'исной'] – лесной

[сосны] – сосны [сасна] – сосна

[р'эк'и] – реки [р'ика] – река


Буква, обозначающая безударный гласный звук – «опасное место». Такое «опасное место» называется орфограммой. Орфограмма требует применения орфографического правила. На уроках «Правописания» ты познакомишься с орфограммами, изучишь орфографические правила и станешь писать грамотно, без ошибок.

Далее вводится правило безударные гласные в корне слова и выполняется упражнение 1. Спиши слова.

Дом, домашний, домик; трава, травка, травушка.

Выдели корень в словах и поставь ударение. Сравни буквы, обозначающие ударный и безударный гласный в одном и том же корне. Подчеркни проверочные слова. Упражнение 3. Запиши пары слов в два столбика, первым записывай проверочное слово.

а о

Образец: сад - сады море – моря

с.. ды, в..да, стр..на, с..сна, др..ва, тр..ва, п..ля, д..ма, г..ра.

В блоке «Правописание» тема «Учимся писать безударные гласные в корне слова» рассматривается на уроках 28 – 31.

Таким образом, именно в таком подходе к отработке орфографического правила заложен успех работы по формированию навыков грамотного письма: тренинг, основанный на сознательном применении правила, - это в первую очередь регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанный с выбором правильного написания.

Обучение строится на основе строго продуманной последовательности овладения определенными учебными действиями, состоящими в свою очередь из ряда операций: дети под руководством учителя последовательно овладевают каждой операцией и порядком их следования друг за другом.

Учитель постепенно переводит детей к самостоятельному выполнению каждой операции, показывая им лишь последовательность действий. Но темп овладения этими учебными операциями и всем учебным действием в целом у учеников различен. Одни усваивают все сразу после первого же объяснения и показа учителя, другие справляются с этим значительно медленнее. Учитель может при помощи тестовых заданий легко проверить каждого ученика в любой момент обучения и точно определить, что именно нуждается в дополнительной отработке. Для устранения этих проблем специально вводятся алгоритмы действия. Но для детей, испытывающих трудности в обучении, опыт работы с алгоритмами должен быть более длительным, им необходимо дольше задержаться на этапе развернутого алгоритма. Именно поэтому в тетрадь «Учусь писать без ошибок» внесены дополнительные задания на отработку алгоритма применения правил, вводятся дополнительные схемы и модели, цель которых – помочь детям запомнить последовательность операций.

Итак, в тетради «Учусь писать без ошибок» представлены задания на совершенствование учебной деятельности, на пропедевтику трудностей усвоения наиболее сложных разделов курса, на общее развитие детей. Основное внимание уделено тому материалу, который входит в раздел обязательных требований Программы, так как он в первую очередь важен для детей, испытывающих трудности в обучении. Задания, содержание которых выходит за рамки обязательных требований Программы, предназначены в основном для сильных учащихся и даны только в учебнике.

Таким образом, главная функция учебника - это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов.

Для методического аппарата учебников характерны: проблемность, вариантность, индивидуализация учебных заданий; показ коллизий в изучаемом материале; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном материале рационального и эмоционального; предоставление учащимся максимума инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний; направленность на самостоятельное установление связей между фактами и явлениями языка; применение учебных заданий разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии. Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников.

самоконтроль школьник тестовый орфографический


Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Опытно-экспериментальная работа по проверке теоретически выделенных методов и приёмов, направленных на формирование навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка проводилась во 2 «А» классе и во 2 «Б» классе СОШ аал. Сапогов. В эксперименте участвовало 30 человек - по 15 учащихся в каждом классе. Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап; проводилась в период с 24 ноября 2008 по май 2009 года. В качестве контрольного был выбран 2 «А» класс. В качестве экспериментального — 2 «Б» класс. Оба класса занимались по образовательной системе «Начальная школа XXI века».

3.1 Методика констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов

Констатирующий этап эксперимента проводился в период с 24 ноября по 28 декабря 2008 года.

С целью проверки гипотезы, выдвинутой в нашей работе: решение тестовых заданий на уроках русского языка будет способствовать формированию орфографического самоконтроля у младших школьников, если учителя начальных классов:

— диагностируют уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

— применяют методы, приемы способствующие формированию навыков орфографического самоконтроля у младших школьников;

— используют различные тестовые задания;

Была проведена следующая экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов:

Констатирующий этап.

Формирующий этап.

Контрольный этап.

Констатирующий этап включал:

- анкетирование учителей начальных классов, с целью выяснения их компетентности в вопросах формирования орфографического самоконтроля младших школьников;

- проведение теста, с целью выявления первоначального уровня сформированности орфографической грамотности у детей экспериментальной и контрольной группы.

Для получения исходных данных было организованно анкетирование учителей, в котором принимали участие учителя начальных классов , 7 человек. В ходе анкетирования выяснилось:

- как учителя относятся к проблеме формирования орфографического самоконтроля в начальной школе и как оценивают уровень ее сформированности у своих учащихся;

- диагностируют ли уровень орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка;

- какие методы и приемы работы над формированием орфографического самоконтроля используют;

- используют ли различные тестовые задания для формирования навыка орфографического самоконтроля. (Приложение Г )

Результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:

- все опрошенные учителя считают, что проблема формирования орфографического самоконтроля очень актуальна в наше время, но большинство из них, 75% учителей, оценивают уровень орфографического самоконтроля у своих учеников не достаточно сформированным. Наиболее значимыми причинами низкой сформированности орфографического самоконтроля учителя считают: не знание правил, неумение видеть орфограмму в слове, слабую сформированность навыков самопроверки, невнимательность учеников.

Работая над формированием орфографического самоконтроля, только 24% учителей применяют упражнение – подчеркивание орфограмм в тексте (оно должно быть самостоятельным). Упражнения и дидактические игры для формирования орфографического самоконтроля используют – 19% учителей, предупредительный диктант – 10%, письмо с комментарием – 7%.

Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования, показал, что все опрошенные учителя знают все существующие в педагогике методы диагностирования орфографической самоконтроля. Из них наиболее эффективным методом считают:

- орфографические задачи - 33% опрошенных учителей;

- работа над ошибками -29%

- карточки с орфографическими заданиями - 20%;

- тестирование с элементами самоконтроля - 18%;

Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия, решения и вопросы (то, что нужно знать). Решение орфографических задач – это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты.

Что касается причин, по которым редко используется такой метод самоконтроля как тестирование с элементами самоконтроля, то их можно сгруппировать следующим образом:

- организация самоконтроля учащихся используется редко, т.к. организация поиска и учета самим учеником своих ошибок требует много времени, которого и так не хватает в учебном процессе, поэтому приходиться ограничиваться простой работай над ошибками;

- тестирование многие учителя считают эффективным способом диагностирования орфографической грамотности. Многие учителя используют тесты, лишь для проведения итогового контроля.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что проблему формирования орфографического самоконтроля учителя считают актуальной: используют различные приемы и методы ее повышения в своей работе. Орфографическому самоконтролю, как одному из направлений в работе над орфографической грамотностью, по данным анкетирования, уделяется недостаточно внимания. В педагогической практике учителя чаще применяют традиционные методы формирования орфографического самоконтроля, хотя не все считают их достаточно эффективными. Основной причиной этого являются проверенность, надежность, и доступность материала, необходимого для проверки. А недостаток времени в учебном процессе обуславливают слабое использование наиболее эффективных методов для формирования орфографического самоконтроля.

Вторым направление нашей экспериментальной работы на констатирующем этапе было проведение теста, направленного на определение уровня сформированности орфографической грамотности учащихся контрольного и экспериментального классов на начало опытно – экспериментальной работы.

Для того чтобы узнать, как ученики усвоили правила, знают ли они те или иные орфограммы был проведен предварительный тест.

1. Зачеркни неверную букву. (Цель: проверить умение правописания звонких и глухих согласных).

2. Если в слове Ь знак обозначает мягкость согласного, поставьте в клетке слева знак «+»; если мягкий знак разделительный, то знак « − ». (Цель: проверить умение правильно писать слова с Ь знаком и разделительным Ь)

3. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы. (Цель: проверить умение правописания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

4. Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы, подбери проверочное слово. (Цель: проверить умение правописания слов с безударной гласной и умение подбирать проверочное слово).

5. Если слово пишется с заглавной буквы, поставьте знак «+». (Цель: проверить знание, какие слова пишутся с заглавной буквы).

6. Рядом с предлогом поставьте знак «+». (Цель: проверить написание слов с предлогом).

7. Впиши по порядку в пустые клетки, пропущенные в словах буквы. (Цель проверить умение писать словарные слова). (Приложение Д )

Эти задания оцениваются по трех бальной шкале.

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена одна ошибка;

1 балл – допущено две ошибки»

0 баллов – не приступил к выполнению задания, задание не выполнено, три ошибки.

На основе анализа результатов работ детей, было выявлено три уровня орфографической грамотности: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню сформированности орфографической грамотности, относятся дети, которые не допустили ни одной ошибки, допустили одну ошибку. Средний уровень предусматривает наличие не более трех ошибок в тексте, низкий уровень предусматривает наличие 5 и более ошибок.

После проведения теста в контрольном и экспериментальном классах нами были получены следующие результаты:

В экспериментальном классе (2 «А») высокий уровень у 3 человек (20%), средний уровень у 7 человек (53%) и низкий уровень у 5 человек (27%). Оценивая уровни орфографической грамотности экспериментального класса, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем является средний, представленный более чем половиной класса – 53%, на втором месте низкий зафиксированный у 27%, на последнем уровне высокий, отмеченный у 20%.

В контрольном классе (2 «Б») высокий уровень у 4 человек (24%), средний уровень у 8 человек (56%) и низкий уровень у 3 человек (20%). Оценивая показатели орфографической грамотности контрольного класса, можно сделать вывод о том, что преобладающим уровнем орфографической грамотности, является средний уровень, представленный (56%). На втором месте – высокий уровень 24%, низкий уровень отмечен у 20%.(Приложение Е)

Обобщенные данные по результатам проведенного теста, направленного на выявление уровня сформированности орфографической грамотности младших школьников представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1 − Результаты уровни сформированности орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы

Уровни сформированности орфографической грамотности Контрольный класс Экспериментальный класс
Количество учащихся  % Количество учащихся  %
Высокий 4 24 3 20
Средний 8 56 7 53
Низкий 3 20 5 27

Рисунок 1 − Результаты уровня сформированности орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса на начало опытно – экспериментальной работы

Исследование уровня орфографической грамотности показало, что уровень орфографической грамотности контрольного и экспериментального класса примерно одинаков и не очень высок.

Делая качественный анализ написания теста учениками экспериментального и контрольного классов, можно отметить, что наибольшее количество ошибок было допущено учениками при написании безударных гласных в корне слова (лесок, земля, вода, трава, грачи), при написании звонких и глухих согласного в слове (мышка, плитка, ножка, загадка, сказка). Также были допущены ошибки в определении слов с Ь знаком обозначающим мягкость и Ь знак разделительный (ель, деревья, вьюга, осень, листья). Многие ученики затруднялись в написании словарных слов (береза, завод, машина, воробей, одежда). Есть учащиеся которые допустили ошибку в написании слов с жи – ши, ча – ща, чу – щу (чижи, вершина, чужой, чайник, щуриться, щавель).

Таким образом, на основе полученных результатов мы делаем вывод, что возможной причиной этого может быть не знание правил, а также не сформированный навык орфографического самоконтроля. Для повышения уровня орфографической грамотности нами было проведено экспериментальное обучение на основе включения в уроки различных тестовых заданий и упражнений с элементами самоконтроля и коррекционной работы основанной на них. Описание этой части работы представлено в следующем параграфе.

3.2 Методика проведения формирующего этапа эксперимента

Формирующий этап эксперимента проводился в период с 15 января по 20 апреля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.