рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий ОПХ Белоусовское

Земельная реформа в России и эффективность использования земельных угодий ОПХ Белоусовское

|960087 |

|Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева |

|Калужский филиал |

| |

| |

| |

|Кафедра экономики и статистики |

| |

| |

| |

|КУРСОВОЙ ПРОЕКТ |

| |

|на тему: |

| |

| |

|"ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ |

|УГОДИЙ НА ПРИМЕРЕ ОПХ "БЕЛОУСОВСКОЕ" КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" |

| |

| |

| |

|Выполнила: студентка IV курса |

|Заочного отделения |

|Экономического факультета |

|Иванова Мария Дмитиревна |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|1999 год |

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.

Глава 1. ЗЕМЛЯ - ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И ПРАВОВАЯ

ОСНОВА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.

2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ И ЕГО СОСТАВ ПО КАТЕГОРИЯМ

3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ И

ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УГОДИЙ.

4. ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПХ «БЕЛОУСОВСКОЕ» КАЛУЖСКОЙ

ОБЛАСТИ.

Глава 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДЬЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

1. ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВА, ЕГО СТРУКТУРА.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ.

Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ.

3.1 Факторы, влияющие на эффективность использования земли.

3.2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В ОПХ

"БЕЛОУСОВСКОЕ".

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ.

Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное,

несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно

хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В

решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную

роль играет земельное законодательство.

Земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны,

с ней связано немало политических бурь и социальных потрясений. И это

понятно, ибо земля, с ее почвенным покровом занимает определенное место

среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности человека. По

выражению великого английского экономиста Уильяма Питти, труд - отец

богатства, земля - его мать.

В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался

особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в

период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена

Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.

Вспомним недобрым словом принудительную коллективизацию и

раскулачивание крестьян в годы "великого перелома" (1929 г), насильственное

ограничение подсобного хозяйства в период "кукурузной оттепели" (1959 г.),

недавний горбачевский период, когда рыцари нового мышления, борцы за

социальную справедливость (1986 г.) с бульдозером по всей стране великой,

сметая парники, теплицы, садовые домики, поскольку по мнению команды

Горбачева, их владельцы за счет обработки земли получали нетрудовые доходы.

Этот краткий анамнез российской болезни земельных переделов не

отражает всего драматизма событий, развертывавшихся вокруг земли.

Достаточно упомянуть о многочисленных починах и реорганизациях (их было

около 30) в сельскохозяйственном производстве и управлении сельским

хозяйством. В результате страна, имеющая самый большой в мире клин пахотной

земли и лучшие черноземные земли, вышла на первое место в мире по импорту

зерна и другой сельскохозяйственной продукции (впервые мы закупили

небольшое количество зерна в 1961 г., а затем "процесс пошел").

На таком удручающем фоне в России началась земельная реформа,

призванная решить, наконец, кардинально земельный вопрос с учетом мирового

опыта, сбросив идеологические шоры. Правда, и сегодня четкость и ясность в

решении земельных проблем пока не достигнуты, хотя первые шаги земельной

реформы уже сделаны. Прежде всего законодательство твердо встало на путь

отказа от государственной собственности на землю, как единственной и

исключительной. Закон допускает собственность на землю граждан и

юридических лиц. Осуществляется приватизация земель. Установлена плата на

землю.

Существенным элементом земельной реформы является развитие

разнообразных форм хозяйствования на землю и в первую очередь поощрения

фермерства. Однако вызывает озабоченность, что при осуществлении процесса

преобразования форм организации сельскохозяйственного производства, кое где

просматривается стремление ускорить дело, всех причесать под одну гребенку.

Указ Президента РФ от 27.12.92 г. "О неотложных мерах по осуществлению

земельной реформы в РСФРС" и постановление Правительства РФ от 29.12.91 г.

"О порядке реорганизации колхозов и совхозов" зачастую истолковываются на

местах как призыв к принудительной реорганизации колхозов, сплошной

деколлективизации. В условиях, когда в значительной мере разрушен уклад

крестьянской жизни, подорваны ее нравственные устои, когда деревня

состарилась, обезлюдела, такие резкие повороты вряд ли окажутся

плодотворными. С другой стороны, надо ясно понимать, что становление

фермерских хозяйств невозможно без мощно поддержки государства. В настоящее

время правовые, экономические предпосылки для широкого развития фермерских

хозяйств только закладываются. Дать крестьянину землю, даже в собственность

- это менее чем полдела. Прежде всего необходимо подготовить

квалифицированных фермеров, ибо случайные люди с сегодня на завтра таковыми

не станут. Фермерам необходим первоначальный капитал, малогабаритная

техника, семена, удобрения, горючее, налаженный сбыт сельскохозяйственной

продукции, устроенный быт. Надо учитывать, что крестьянину не устоять в

одиночку на волне НТП, ему нужна постоянная научная, технологическая,

методическая помощь. Селу крайне необходима социально ориентированная

политика, чтобы фермер не чувствовал себя на обочине общественного

прогресса. Поэтому совершенствование законодательства о фермерском

хозяйстве осуществляется с учетом указанных и многих других обстоятельств.

Мировой опыт со всей очевидностью показывает, что земельная реформа,

чтобы быть успешной, должна проводиться на основе научно обоснованной

государственной программы. Отсутствие такой программы неизбежно рождает

целый ворох проблем, делает земельную реформу недостаточно системной, где-

то фрагментальной, не вполне понятной и доступной для населения.

Целью данной работы является анализ эффективности использования

земельных ресурсов.

Объектом исследования – землепользование ОПХ «Белоусовское» Калужской

области.

Задачами данной работы является выявление факторов, влияющих на

эффективность использования земли и пути ее повышения.

Для получения необходимой информации я использовала следующие

источники: годовые отчеты ОПХ «Белоусовское», материалы статистической

отчетности, сводные документы, а так же соответствующую экономическую

литературу.

ГЛАВА 1. ЗЕМЛЯ - ГЛАВНОЕ СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает

в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь

одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех

отраслей народного хозяйства.

Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и

предметом, и средством труда.

В отличие от других средств производства, которые по мере

использования изнашивания и в конце концов выходят из строя, земля может

постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие,

что и происходит при правильном ее использовании.

Задача землепользователя - наиболее полно и рационально использовать

естественное и экономическое (действительное плодородие почвы, сложившееся

из естественного и искусственного плодородия, созданного под воздействием

труда человека) плодородие земли, максимально новейшие достижения науки и

техники в целях получения наивысшей урожайности всех культур с наименьшими

затратами на единицу продукции.

1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И ПРАВОВАЯ

ОСНОВА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ.

Необходимость реформирования советского общества была обусловлена

кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это

проявилось также в сфере земельных отношений. Хотя в законе был

провозглашен приоритет сельскохозяйственного землепользования, на деле он

не соблюдался.

Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих

случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные

пропорции поставок сельскохозяйственной продукции, которые устанавливались

государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял

широкое вмешательство в сельскохозяйственное производство.

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость

следующих реформ:

> Придание земле денежной оценке переход к арендным отношениям при передаче

ее в пользование;

> Легализация частной собственности на землю;

> Расширение полномочий местных органов власти в часть планирования

использования земли и распоряжения ею; раздел государственных земель в

натуре между центром, регионами и местными властями;

> Налаживание информирования общественности о положении дел в земельном

хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных

планов относительно использования земли;

> Усиление значения экологических критериев ограничивающих бесконтрольное

создание вредных производств и применение опасных технологий;

> Повышение эффективности государственного земельного кадастра и контроля

за правильным использованием, охраной и улучшением земель.

Сложной самостоятельной проблемой является обеспечение рационального

использования земель колхозов и других крупных сельскохозяйственных

предприятий

Новой проблемой является землеобеспечение фермерских хозяйств. По

ранее действовавшему законодательству такой категории пользователей земли

вообще не предусматривалось. Отсутствовал свободный выбор форм

землепользования граждан и их коллективов, аренда земли запрещалась под

угрозой уголовной ответственности. Режим "приусадебного" землепользования

граждан, проживающих на селе, делал их полностью зависимыми от колхозов и

совхозов, поскольку им принадлежали все земли приусадебного фонда. От

колхозов и совхозов зависело наделение граждан в сельских населенных

пунктах; они же фактически нормировали размеры приусадебных участков.

В настоящее время колхозы и совхозы лишены прав на землю, занимаемую

гражданами; функции государственного управления этими землями переданы

местным властям.

Организовывать крестьянское фермерское хозяйство могут и посторонние

для существующих колхозов и совхозов лица. Эти лица могут претендовать на

выделение им участков земли (как правило, в пределах средней по району

нормы) их состава земель специального фонда земельной реформы, которой

распоряжаются местные органы власти. К этим землям по закону должны быть

отнесены неиспользуемые или плохо используемые сельскохозяйственные земли,

а также бесхозные земли из других категорий государственного фонда.

Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных

Федеральных Законах России. Первый Закон "О земельной реформе" был принят

Верховным Советом РСФСР 23.11.90 г.

Съезд народных депутатов РСФСР, который был высшим законодательным

органом, одобрил проведение земельной реформы своим постановлением от

03.12.90 г. "О программе возрождения российской деревни и развитии

агропромышленного комплекса". Конкретные задачи в области земельной реформы

определялись Указами Президента РФ.

Закон РСФСР 1990 г. "О земельной реформе" отменил монополию

государственной собственности на землю. Но допуская частную собственность

на землю граждан и коллективов, он устанавливал ряд ограничений,

направленных в основном на запрещение сделок с землей. Указы Президента РФ,

а затем новая Конституция РФ устранили существовавшие ранее ограничения для

собственников земли в частном секторе.

Положение Закона "О земельной реформе" 1990 г. были закреплены в

Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25.04.91 г.

1.2. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ И ЕГО СОСТАВ ПО КАТЕГОРИЯМ

Почвы и земельные ресурсы. Состояние почвенных и земельных ресурсов

характеризуется на основе ежегодного "Государственного (национального)

доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации",

подготовка которого осуществляется Госкомземом России и Госкомэкологией

России в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации

от 15 июля 1992 г. № 491 "О мониторинге земель" и от 25 августа 1992 г. №

622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в

Российской Федерации". Информационной базой настоящего раздела являются

данные государственного земельного кадастра, государственной статистической

отчетности по госземконтролю, иные материалы, представляемые органами

Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России,

Росгидромета, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Используются также материалы ведущих научно-исследовательских и проектно-

технологических институтов этих ведомств, Российской академии наук и

Российской академии сельскохозяйственных наук.

Структура земельного фонда Российской Федерации и качественное состояние

земель.

По данным государственного учета на 1 января 1998 г., общий земельный фонд

Российской Федерации составил 1709,8 млн. га (табл. 3.1).

Таблица 1

Распределение земельного фонда РФ по целевому назначению, млн. га

| Kатегория земель |1996 г. |1997 г.|Изменения в|

| | | |1997 г. по |

| | | |сравнению с|

| | | |1996 г. |

|Земли сельскохозяйственного назначения |670,1 |662,2 |-7,9 |

|Земли в ведении городских, поселковых и |38,2 |38,6 |0,4 |

|сельских органов самоуправления | | | |

|Земли промышленности, транспорта, связи и |18,2 |18,3 |0,1 |

|иного назначения | | | |

|Земли природоохранного, заповедного, |29,8 |32,5 |2,7 |

|оздоровительного назначения | | | |

|Земли лесного фонда |825,6 |828,4 |2,8 |

|Земли водного фонда |19,4 |19,4 |0 |

|Земли запаса |108,5 |110,4 |1,9 |

|Итого |1709,8 |1709,8 |0 |

Неоднородность климатических, геоморфологических условий и

геологической истории территории Российской Федерации определяет

разнообразие почвенного покрова. Более трети территории России занимают

горные регионы с выраженной вертикальной зональностью почвенного покрова.

Общими чертами горных почв являются их маломощность, каменистость и

подверженность эрозионным процессам. Более 70% территории страны

характеризуется низким уровнем комфортности для проживания и практически не

пригодно для земледелия.

В 1997 г. состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере

хозяйственной деятельности, оставалось неудовлетворительным. Проводимые в

стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике

структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель,

снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров,

вызывающих или способствующих развитию процессов деградации почв

сельскохозяйственных и иных угодий. Характер и интенсивность деградационных

процессов определялись действием природных и антропогенных факторов и имели

свою региональную специфику: от деградации оленьих пастбищ на севере

страны, дегумификации, агрогенного истощения и эрозии почв в центральной

части России до опустынивания на юге.

В составе сельскохозяйственных угодий России более 116 млн. га

занимают эрозионно опасные и подверженные водной и ветровой эрозии земли, в

том числе эродированные (53,6 млн. га). Общая площадь оврагов, по данным

Минсельхозпрода России, в 1997 г. составила более 2 млн. га, а площадь

заовраженных земель — более 5 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ

является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от

деградационных процессов.

Общая площадь земель России, подверженных процессам опустынивания или

потенциально опасных в этом отношении, составляет более 100 млн. га. Это

Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, другие регионы Российской Федерации.

За 1997 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась

на 7,9 млн. га. В последние годы в структуре сельскохозяйственных угодий

сохраняется устойчивая тенденция к сокращению площади пашни и росту за счет

этого площади залежных земель. "Залежь" — пашня, которая более одного года,

начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и

не подготовлена под пар. В 1997 г. площадь залежи составила 2,0 млн. га (в

1990 г. — 0,34 млн. га).

Утрата значительных площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий

обусловлена, в основном, недостатками их хозяйственного использования,

сложной экономической ситуацией, не позволяющей в полной мере осуществлять

комплекс работ по сохранению и повышению плодородия почв и улучшению

культуртехнического состояния земель, а также продолжающимся их изъятием

для несельскохозяйственных нужд.

В 1997 г. сельскохозяйственные угодья по всем учетным категориям земель,

включая частный сектор, занимали 220,5 млн. га (12,9% земельного фонда

России) и на значительных площадях характеризовались низким почвенным

плодородием, неудовлетворительным культуртехническим состоянием и плохой

мелиоративной обустроенностью. Более 44 млн. га (20%) сельскохозяйственных

угодий переувлажнены и заболочены. Около 17,3 млн. га (7,8%) засолены,

около 95 млн. га характеризуются низким и очень низким содержанием гумуса,

почти 44% сельскохозяйственных угодий имеют повышенную кислотность почв.

Принимаемые государством меры к сохранению плодородия почв явно

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.