рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции в сельское хозяйство: методы и перспективы

также совершать на рынке незаконные операции с чужими акциями от

собственного лица.

Подытоживая, можно сказать: новому этапу экономической реформы должны

соответствовать и новые экономические инструменты, которые, с одной

стороны, должны способствовать дальнейшему развитию экономических

преобразований, а с другой - максимально содействовать ускорению

экономического роста. Эти обе задачи удачно совмещает в себе региональная

инвестиционная система, отдельные элементы которой уже апробированы и

успешно функционируют в некоторых регионах.

2.2. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов регионального АПК.

Решение проблем, стоящих перед аграрным сектором страны в целом и

регионами в частности, требует существенного пересмотра системы структурной

и инвестиционной политики. Совершенно очевидно, что иными стали

межотраслевые связи, межрегиональные материальные потоки и экономические

отношения, существенно изменилось соотношение цен на элементы издержек

производства. Сложились новые пропорции себестоимости как по видам

продукции, так и регионам.

Дефицит бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в АПК

предопределил массовое банкротство агропромышленных товаропроизводителей.

За 1991—1995 гг. сумма капиталовложений в АПК сократилась более чем в 10

раз. Доля отраслей АПК в общем объеме капитальных вложений сократилась с

20% в 1993 г. до 8% в 1999г.

В складывающихся условиях при определении целей дальнейших структурных

преобразований в АПК следует ориентироваться на общеэкономические

взаимосвязи производственных факторов. Например, трудовой фактор

сравнительно дешев и присутствует в избытке, капитал, напротив, является

экстремально дефицитным фактором.

До начала реформ большая часть капитала направлялась в растениеводство и

животноводство. Что касается перерабатывающих отраслей, то они испытывали

хроническую нехватку в капиталовложениях. С точки зрения структурных

преобразовании, здесь имеется наибольшая потребность в наверстывании

упущенного.

Системный анализ и обоснование концепции инвестиционной структурной

политики на региональном уровне предполагают прежде всего оценку

межрегиональной ситуации, места и роли аграрного сектора и его льняным

подкомплексом на российском и внешнем рынках. При этом должны учитываться

такие факторы, как разделение труда, после распада СССР и возникновение на

базе бывших республик группы новых стран с иной, чем прежде, организацией

на мировом и внутреннем рынках. Требуется объективно оценивать и экономику

западных стран, где происходят существенные качественные изменения:

благодаря развитию интегрированных информационных систем различной

размерности рынки становятся «прозрачными», осуществляется информационная и

технологическая перестройка в аграрном секторе; развитие совершенных

товаропроводящих сетей делает рынки доступными как для

товаропроизводителей, так и для потребителей; формирование крупных

наднациональных организаций "по координации международного разделения труда

способствует возникновению, развитию и совершенствованию интеграционных

процессов принципиально нового качества.

В условиях острого бюджетного дефицита и поэтапного становления рынка

размещение инвестиций в АПК области должно способствовать устранению потерь

продукции на всех этапах ее продвижения, увеличению производства продукции,

оптимальному использованию ресурсов. Государственные и частные

капиталовложения должны предопределять также качественно новые условия для

структурных преобразовании. Вот почему при оценке инвестиционных проектов в

АПК регионального уровня важно системно опираться на основные принципы и

складывающиеся на практике подходы. Главными из них являются:

моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

учет результатов анализа рынка, финансового состояния предприятия,

претендующего на реализацию проекта, степени доверия к его руководителям,

влияния на окружающую природную среду и т. д.

Определение эффекта посредством сопоставления предстоящих интегральных

результатов и затрат с ориентацией на достижение требуемой нормы дохода на

капитал;

приведение предстоящих разновременных расходов и доходов и условия их

соизмеримости; учет влияния инфляции, задержек платежей и других фактории;

учет неопределенности и рисков, связанных с привлечением инвестиций.

С точки зрения бюджетной эффективности, важно объективно оценить

ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов, фондов

поддержки предпринимательства па реализацию проектов, существенно влияющих

на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в определенном

регионе. Региональный бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления

проекта определяется как превышение доходов регионального бюджета (Дt) над

расходами (Рt) в связи с осуществлением конкретного проекта, то есть

Бt = Дt - Рt

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле:

[pic]

где Дt — результаты, достигаемые па t-ом шаге расчета;

Рt (— затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т — горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором наступила

окупаемость объекта);

Е — норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на

капитал.

Отсюда следует, если бюджетный эффект инвестиционного проекта положителен,

то проект эффективный (приданной норме дисконта), то есть можно

рассматривать вопрос о ею принятии. Чем больше Бинт, чем эффективнее

проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном

Бинт, бюджет понесет убытки.

В состав расходов регионального бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта

(постановление Правительства России от 21 марта 1994 г. № 22); банковские

кредиты для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве

заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на компенсацию затрат па топливо и

энергоносители;

региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным

участникам.

Составляющими доходной части регионального бюджета являются:

налог на добавленную стоимость, рентные платежи данного года в бюджет

российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся

к осуществлению проекта;

увеличение налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное

влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы, но продуктам (ресурсам),

произведенным (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг на осуществление проекта;

дивиденды, но принадлежащим регионам акциям и другим ценным бумагам,

выпущенным с целью финансирования проекта; поступления в бюджет подоходного

налога с заработной платы, российских и иностранных работников,

начисленной за выполнение работ;

суммы возврата льготных кредитов на проект, выделяемых за счет средств

бюджета, и за обслуживание этих кредитов.

Моделирование оптимизации размещения сельскохозяйственного производства

АПК на основе построения унифицированной экономико-математической модели

показало, что сочетание ресурсов внутри отрасли является лимитирующим.

Необходимы внешние факторы, предопределяющие воспроизводственный процесс в

отрасли, прежде всею дополнительные инвестиционные ресурсы.

При выборе возможных направлений инвестирования во внимание были приняты

следующие обстоятельства: уровень убыточности различных отраслей

сельскохозяйственного производства области; продолжительность сроков

хранения продукции сельского хозяйства (по видам); сохранение и расширение

ассортимента конечной продукции АПК.

В соответствии с моделью инвестиции будут эффективны при вложении их в

предприятия по переработке мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы,

молока, льна и картофеля.

Важной задачей с точки, зрения принятия решений является определение

источников инвестиций. В качестве основного источника финансирования в

перерабатывающей отрасли рассматриваются собственные средства предприятий.

Размер их определяется по результатам решения одного из возможных подходов

моделирования по балансировке производственных затрат и прочих выплат

предприятий с их доходами, а целевая функция представляет собой максимум

свободных денежных средств предприятий в заданный период рассмотрения.

Анализ показал, что ликвидные предприятия области готовы вкладывать в

перерабатывающие производства до 50% свободных денежных средств, полученных

в результате оптимизации своей структуры и планов реализации продукции.

Недостающую сумму можно получить за счет привлечения инвестиций из

бюджетных и внебюджетных фондов.

Один из возможных путей сокращения убытков сельскохозяйственного

производства вследствие сохраняющегося диспаритета цен — расширение в пашен

области кооперации и интеграции в переработке сельскохозяйственной

продукции.

Модельные расчеты показали, что среди прочих приоритетов определяющими

являются сроки реализации инвестиционных проектов. Поэтому пути повышения

бюджетной эффективности капитальных вложений целесообразно рассматривать по

сроку окупаемости: чем меньше этот срок, чем эффективнее используются

бюджетные капвложения.

Сегодня актуальной становится проблема уменьшения удельных капитальных

вложений (и расчете на 1 т продукции, 1 скотоместо, 1 га и т. д.). Ее можно

решать путем снижения стоимости строительства, реконструкции объектов,

комплексности капитальных вложений, совершенствования инновационно-

инвестиционного проектирования и др.

Таким образом, среди главных причин низкой отдачи используемых бюджетных

средств следует назвать следующие: слабое развитие эффективных механизмов

государственного регулирования;

медленное становление хозяйственного управления, основанного

преимущественно па принципах кооперации и интеграции в агропромышленном

комплексе;

недооценка роли внутрихозяйственных отношений и маркетинга для повышения

результативности производства.

От решения названного комплекса задач будет зависеть скорость формирования

инвестиционного пространства в агропромышленном комплексе различных

регионов.

2.3. Совершенствование механизма инвестирования сельского хозяйства.

Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности,

необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация

инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным

условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора.

Активное развитие должны получить все формы инвестирования. Вместе с

другими экономическими рычагами инвестиции и инвестиционная система, на

взгляд автора, призвана занять ключевое положение в стимулировании

производства и укреплении экономики страны и региона. В настоящее время в

результате аграрных преобразований радикально изменились отношения

инвесторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современная система

инвестирования уже не отмечается той директивностью, которая была

характерна для доперестроечного времени. Она более либеральна: инвестор сам

выбирает те инвестиционно привлекательные объекты, услугами которого хотел

бы пользоваться. Права и обязанности инвестиционного заемщика оговариваются

в инвестиционном договоре по обоюдному соглашению. Такая система, по мнению

автора, создаст условия для межхозяйственных конкуренции. Однако

проведенные исследования показывают, что инвестиционные отношения в сфере

сельского хозяйства не в полной мере соответствуют требованиям рыночной

экономики:

* недостаточно отработан механизм инвестирования (монопольное положение

во всех сельских районах занимают коммерческие банки, лидером которых

выступает АКБ СБС Агро — кредитор и инвестор аграрного сектора,

осуществляющий льготное кредитование и инвестирование села за счет

бюджетных и собственных ресурсов);

• отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства,

обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства;

• убыточная деятельность сельскохозяйственных предприятий не позволяет

обеспечивать возврат полученных инвестиций. Такое положение требует

корректировки общего курса реформ и, в частности, изменения системы

инвестирования сельского хозяйства.

На взгляд автора, необходим комплексный подход к проблемам формирования

инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса как

совокупности норм и правил предоставления инвестиций сельскохозяйственным

предприятиям. Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных

условиях должно включать несколько стадий, включая программирование,

представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем.

Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе

инвестиционных заявок предприятий. У предприятий, занимающих стабильное

положение на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой

составную часть их программ экономического, финансового и социального

развития. В результате программы хозяйствующих субъектов дополняются

инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность кругооборота

капитала и расширение предпринимательской деятельности.

Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере

удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и

гарантирующих доход с учетом степени риска.

Использование инвестиций при этом должно означать направление

инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат

инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.

Данный процесс должен иметь исключительное значение для функционирования

инвестиционного процесса, позволяющего сохранять заемный характер

инвестирования и восстанавливать портфель ресурсов инвестора для

предоставления новых инвестиций.

В соответствии с инструкцией «Об организации комплексного финансирования

предприятия и организаций агропромышленного комплекса». Утвержденной

приказом Управляющего компаний банковской группы «СБС-Агро» от 12.11.97 №

125, можно составить схему комплексного инвестирования предприятий АПК,

испытывающих недостаток собственных средств. Ее основой должна быть

сбалансированная комбинация плановых и рыночных принципов формирования и

исполнения портфеля заявок в течение всего цикла подготовки инвестирования

и проведения работ в АПК. Структурное построение должно быть следующее:

сбор и анализ заявок на необходимые инвестиционные ресурсы от

сельскохозяйственных товаропроизводителей; размещение и формирование

заказов на предприятиях-производителях ресурсов, финансирование хозяйств на

приобретение последних и проведение необходимых работ; участие банковской

группы «СБС-Агро» как инвестиционного института в реализации произведенной

сельскохозяйственной продукции.

Чтобы предложенная схема действовала, необходимо придерживаться следующих

основных принципов:

• охват всей технологической цепочки АПК (подготовка — производство —

реализация продукции) на основе ведения единой базы данных;

• финансовое управление сельскохозяйственных производителей со стороны

инвестора;

• учет сезонных факторов и региональных особенностей;

• тщательный анализ инвестиционных рисков

с целью их снижения.

Для участия в схеме инвестирования хозяйствующим субъектам АПК необходимо

подать в инвестиционный институт заявку и анкету-интервью установленных

форм. Кроме таких типовых данных, как реквизиты юридического лица, она в

обязательном порядке должна содержать:

сведения о размере средств, требующихся для проведения работ в предстоящем

сезоне из расчета финансирования всего инвестиционного цикла производства

продукции; перечень приобретаемых материальных ресурсов, их стоимость и

форма оплаты; список производителей и поставщиков ресурсов; технико-

экономическое обоснование необходимости и достаточности предусматриваемых

затрат; информацию о соответствии объектов закупки горюче-смазочных

материалов и запасных частей парк}' действующей сельскохозяйственной

техники и планируемым работам. Объемов намеченных закупок минеральных

удобрений и средств зашиты растений (согласно размерам предусматриваемых на

год посевных площадей и возделываемым культурам): данные об имеющихся в

распоряжении хозяйства запасах материальных ресурсов; сведения об объемах

планируемой к производству продукции; расчет цен на эту продукцию с \четом

налогов, инфляционных, климатических рисков; перечень возможных оптовых

потребителей произведенной продукции;

подробный план-график доходов и расходов на весь период инвестирования

работ.

После этого инвестор должен провести проверку соответствия объемов

заявленных средств реальным потребностям с учетом данных за прошлые годы,

технико-экономических обоснований и среднерегиональных норм расхода

материальных ресурсов на осуществление предстоящих работ.

Можно также принимать заявки и от предприятий хранения, переработки и

оптово-закупочных компаний на инвестирование закупок продукции. В данном

случае особое внимание нужно уделить опыту работы на товарном рынке (для

предприятий хранения); сбытовой сети, опыту работы по договорам

контрактации; финансовому состоянию; величине денежных поступлений на счет

предприятия; наличию задолженности перед бюджетами всех уровней.

Заявки предприятий-производителей и поставщиков товарно-материальных

ресурсов должны содержать сведения о технологической мощности производства,

сроке производства единицы штучной или весовой продукции, смете расходов на

его изготовление, об основных поставщиках сырья и комплектующих, о текущем

объеме производства, потребности в заемных средствах для выхода на

максимальную мощность.

Инвестиционная привлекательность предприятия определяется исходя из

следующих принци пов: финансовая устойчивость, техническая возможность

выполнения заказа в требуемые сроки, опыт работы по данному виду

деятельности.

По мнению автора, инвестор также должен проводить мероприятия по

организации тендера среди транспортных компаний на участие в поставках

материальных ресурсов сельскохозяйственным производителям и предприятиям

АПК. Победители конкурса должны определяться исходя из следующих принципов:

финансовая устойчивость, опыт работы на рынке грузоперевозок, наличие

собственного парка автотранспорта и агентской сети, более выгодные цены и

условия оплаты услуг.

После утверждения списка победителей конкурсов управление региональным

инвестиционным институтом (в данном случае банковской группы «СБС-Агро»)

сообщает сведения об отобранных производителях, поставщиках и транспортных

компаниях, номенклатуре их производства, услугах и расценках своим филиалам-

инвесторам, которые доводят эту информацию до сельскохозяйственных

потребителей и совместно с ними корректируют первоначально предложенные

инвестиционные проекты. Сформулировав окончательные заказы, инвестиционный

институт (филиал) принимает участие в заключении трехсторонних договоров

между поставщиками материально-технических ресурсов и сельскохозяйственным

производителем. В указанных документах фиксируются цены, определяются

условия оплаты и график поставки продукции в соответствии с

технологическими потребностями конкретного хозяйства. Инвестор гарантирует

поставщику инвестирование производства, сельскохозяйственный субъект

обязуется приобрести продукцию у конкретного поставщика в оговоренные

сроки.

По итогам проведения конкурсов инвестор при участии аналитического

управления инвестиционного института определяет цены на продукцию сельского

хозяйства в наступающем сезоне и принимает меры к организации проведения

переговоров с наиболее крупными потребителями сельскохозяйственной

продукции, в том числе и подавшими заявки на представление инвестиционных

средств: элеваторами, оптовыми покупателями, специальными потребителями,

предприятиями переработки.

Переговоры должны проводиться по месту территориального расположения

участника схемы, их результатом должно стать заключение трехстороннего

договора, где сельскохозяйственный субъект обязуется поставить

произведенную продукцию определенного качества по фиксированной цене и

направить полученные средства на расширение производства.

Инвестор заключает также соглашение с транспортными компаниями об

обслуживании поставок в наступающем сезоне. В данных контрактах фиксируются

тарифы и условия предоставления инвестиционных средств.

В результате использования рассмотренной выше схемы комплексного

инвестирования поставщиков товарно-материальных ресурсов,

сельскохозяйственных производителей и потребителей их продукции образуется

цепочка, обеспечивающая инвестору контроль как товарных, так и денежных

потоков в АПК. По мнению автора, данный механизм позволяет сократить

финансовые риски всех участников, уменьшить расходы на проведение операций

по текущей деятельности, наиболее оптимально использовать земельные угодья

(сопоставляя потребности покупателей сельскохозяйственной продукции и ее

производителей), увеличивать объемы движения денег, осуществлять

распределение лимитов инвестирования по регионам исходя из реальных

потребностей. Кроме того, созданная единая база данных позволит инвестору

получить информацию о любом участнике АПК, выбрать наиболее оптимальное для

себя условие сотрудничества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.