рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контроль и ревизия

В условиях перехода к рынку и изменения системы налогообложения

достоверность финансовой отчетности, определение финансовых результатов и

подлежащих к уплате в бюджет платежей имеют особое значение. От этого также

зависит доверие к предприятию его учредителей, акционеров, инвесторов,

инспекторов. В связи с этим важную роль играет финансово-хозяйственный

контроль за правильностью создания, распределением и использованием

финансовых ресурсов.

Эффективность контроля возрастает с привлечением к его проведению

специалистов, что содействует выявлению причин, условий, мотивов корыстных

преступлений, обстоятельств, при которых они совершались.

Рыночные методы хозяйствования определяют особый подход к методологии

и организации контроля хозяйственно-финансовой деятельности малых

предприятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью,

кооперативов, арендных предприятий, фирм, концернов, холдинговых компаний и

тому подобное. Прежде всего бухгалтерский финансовый и управленческий учет

названных хозяйств призван обеспечить контроль за рациональным

использованием средств, соблюдением договорной и финансовой дисциплины,

правил отображения данных о хозяйственно-финансовой деятельности в

декларации о доходах.

Содержанием финансово-хозяйственного контроля является хозяйственно-

финансовая деятельность предприятий, хранение материальных ценностей и

денежных средств, состояние учета и отчетности, законность действий

должностных лиц. Основное задание и цели финансово-хозяйственного контроля

изложены в Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе

в Украине», Указе Президента Украины «О мероприятиях по повышению

эффективности контрольно-ревизионной работы», инструктивно-нормативных

положениях, разработанных Главным контрольно-ревизионным управлением и в

других нормативно-правовых актах по вопросам контроля и ревизии. Содержание

финансово-хозяйственного контроля включает систему конкретных мероприятий,

направленных на обеспечение рационального хозяйствования предпринимателей.

Кроме того, содержание контроля предусматривает проверку выполнения планов

экономического и социального развития, рационального использования

материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предотвращение непродуктивных

затрат и потерь, укрепление партнерских связей, соблюдение хозяйственного и

трудового законодательства, обеспечение сохранения ценностей, финансового

состояния предприятия, конкурентоспособности его продукции на внутреннем и

мировом рынках. Экономический контроль должен предотвращать банкротство

предприятия.

Контроль призван проявлять все факты нарушения сметно-финансовой

дисциплины, оказывать содействие режиму экономии и укреплению хозрасчета,

снижению затрат и повышению рентабельности предприятий, выявлению и

использованию резервов роста и повышение эффективности производства.

1.4. Предмет финансово-хозяйственного контроля и его объекты

На контроль как функцию управления социально-экономической системой,

накладывается беспрерывное наблюдение за процессами производства,

распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта и их

проверка, установление причин нарушения законности финансово-хозяйственных

операций. Отсюда предметом финансово-хозяйственного контроля является

производственная и финансово-хозяйственная деятельность субъектов

хозяйствования. 1.4.1).

На стадии производства предметом контроля являются процессы труда как

целесообразной деятельности человека: собственно труд, предметы и средства

труда, которые изучаются с точки зрения соблюдения правил нормирования,

тарифных ставок, расценок, должностных окладов, условий и охраны труда,

правильности и своевременности расчетов с рабочими и служащими, соблюдение

порядка оприходования, сохранение, использование средств производства, а

также технологического режима и других элементов производственных

процессов.

На стадии распределения контроль охватывает как возмещение

потребленных средств производства, так и распределение и перераспределение

вновь созданного продукта. Контролю подлежат операции относительно

восстановления запасов средств и предметов труда, заработная плата,

восстановление и пополнение собственного капитала, отчисление средств в

бюджет, на социальное страхование.

На стадии обмена предметом контроля являются операции по сбыту

продукции (объем, качество, цены, расчеты).

На стадии потребления (завершающем цикле) контроля подлежит

производственное и личное потребления, связанное с воспроизведением и

расширением производственных фондов и удовлетворением общественных

потребностей.

Следовательно, предметом финансово-хозяйственного контроля являются

процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно

необходимого продукта, а также собственность как материальная основа всех

этих стадий материального производства.

Предметом финансово-хозяйственного контроля в больше конкретном

значении являются хозяйственные и финансовые операции и процессы субъектов

хозяйствования, которые рассматриваются с точки зрения законности,

достоверности, целесообразности и экономической эффективности, сохранение

собственности, правильности формирования и использования собственного

капитала.

Общую характеристику предмета финансово-хозяйственного контроля можно

дополнить определениями конкретных его объектов.

Так, объектами финансово-хозяйственного контроля в широком понимании

являются юридические и физические лица, деятельность которых связанная с

использованием общественной собственности.

В более конкретном смысле к объектам, которые характеризуют

содержание отдельных сторон предмета финансово-хозяйственного контроля,

относятся:

- необоротные активы (основные средства, нематериальные активы, капитальные

инвестиции, дебиторская задолженность);

- запасы;

- средства, расчеты и прочие активы;

- собственный капитал и обеспечения обязательств;

- долгосрочные и текущие обязательства;

- доходы и результаты деятельности;

- затраты за элементами и затраты деятельности и тому подобное.

1.5. Метод и методические приемы финансово-хозяйственного контроля

Исследование предмета финансово-хозяйственного контроля различными

приемами и способами образует метод контроля.

Метод контроля — это совокупность приемов и способов исследования

расширенного воспроизведения общественно необходимого продукта и соблюдения

требований его законодательного регулирования.

В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль

сформировал свой метод в системе прикладных экономических наук. Метод

характеризуется использованием общенаучных и собственных методических

приемов и способов контроля.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) — это способ

исследования, что определяет подход к объектам, которые изучаются, путь

научного познания и установления истины.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию и

дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию,

системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от гр. analysis — разложение) — это прием исследования,

включающий изучение предмета мысленным или практическим расчленением его на

составные объекты.

Синтез (от гр. synthesis — сочетание, составление, совмещение) —

прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей.

В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объединить

объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать

предмет как единое целое.

Индукция (от лат. induction — наведение) — прием исследования, за

которого общий вывод составляют на основе изучения не всех примет, а лишь

части элементов этого множества, то есть способ выведения заключений от

частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности

осуществляют на первых порах по данного аналитического, а потом —

синтетического учета).

Дедукция (от лат. deduktio — вывод) — исследование состояния объекта

в целом, а потом его составляющих, то есть делается заключение от общего к

частному. Например, проверку затрат оборота на первых порах проводят по

данным синтетического, а потом — аналитического учета.

Аналогия — прием научных выводов, благодаря которому достигают

познания одних объектов на основе сходства их с другими. Прием аналогии

основывается на сходстве некоторых сторон различных объектов, представляет

основу моделирования, которое применяется в контроле.

Моделирование — прием научного познания, основывающийся на замене

исследуемого объекта его аналогом, моделью, имеющей важные приметы

оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения

контрольного процесса — стандарты, нормативы, тарифы.

Абстрагирование (от лат. abstrah — отрываю) — прием отвлечения.

Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям

(например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных

подразделениях предприятия и, абстрагируясь, строят заключения в целом по

предприятию).

Конкретизация (от лат. concretus — густой, твердый) — исследование

объектов в всей разносторонности их реальной, а не абстрактной

действительности.

Системный анализ — изучения объекта исследования как совокупности

элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает

оценку поведения объектов как системы с всеми факторами, которые влияют на

его функционирование.

Функционально-стоимостный анализ — изучения объектов на стадии

инженерной подготовки производства, что включает проектирования и синтез

сложных систем в процессе исследования их функционирования (оценка

экономической эффективности технологических процессов).

Изучая предмет, проверяющие (ревизоры) используют различные способы и

приемы познания: наблюдение и эксперимент, единичное и общее, причину и

следствие и тому подобное.

На практике в контрольно-ревизионной работе используют специфические

приемы и способы контроля.

Инвентаризация — способ фактической проверки наличия товарно-

материальных ценностей и денежных средств, а также контроля за их

сохранением. Большинство случаев недостатков, краж, растрат обнаруживается

с помощью инвентаризации.

Экономический анализ показателей производственной и финансово-

хозяйственной деятельности предприятий во время ревизии в особенности

необходимый. Только с помощью глубокого анализа можно выяснить причины

невыполнения задания по реализации продукции, по прибыли, установить

факторы, которые влияют на увеличение или уменьшение затрат и тому

подобное.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство или контрольный

раскрой материалов осуществляется с целью проверки фактического

расходования сырья и материалов в производстве, выхода готовой продукции,

отходов производства, производительности оснащения, а также установление

реальности разработки и применения норм расходования сырья и материалов,

топлива и тому подобное. Этот способ контроля является эффективным

средством выявления случаев необоснованного списания сырья и материалов на

выпуск продукции как по завышенными нормами, так и свыше установленных

норм. Результаты контрольного запуска оформляются актом, которые

подписывают ревизор, технолог и работники предприятия. Если во время

ревизии возникает потребность в заключении специалиста по вопросам качества

товарно-материальных ценностей, готовых изделий или доброкачественности

проектно-сметной документации на строительство или ремонт какого-то

объекта, то специалист приглашается с согласия руководителя ревизующей

организации или организации, подлежащей ревизии.

Сырье, материалы, готовая продукция и тому подобное могут быть

направлены ревизором на экспертизу или лабораторный анализ для определения

качества.

Методом контрольного обмера фактический объем выполненных работ на

отдельных участках сопоставляется с объемом работ, оформленных документами,

на основании которых осуществлены начисления заработной платы и списания

материалов, а также с объемом работ, предусмотренных проектно-сметной,

нормативной и технологической документацией. Кроме того, с помощью

контрольного обмеру можно установить факты завышения выполненных или

незапроцентованных работ. При выявлении завышенной стоимости выполненных

работ не допускается зачет стоимости выполненных, но не включенных в акты

приемки работ.

По результатам контрольного обмера ревизор составляет акт и сведение

перерасчета стоимости работ. Эти документы подписывают ревизоры,

представители заказчика и подрядчика.

Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-

материальных ценностей и денежных средств характерен тем, что вследствие

хронологического анализа хозяйственных операций есть возможность выявить

отклонение от нормального оборота материальных ценностей или денежных

средств и, как следствие, установить искажение данных об остатках,

определенных после осуществления каждой операции. Максимальный эффект этот

прием дает в случаях, когда материально ответственное лицо несвоевременно

делает записи в кассовой книге, карточках складского учета или лимитно-

заборной карте.

Проверка выполнения принятых решений является одним из способов

фактического контроля. Метод проверки выполнения законов, указов,

постановлений, положений, инструкций, распоряжений, приказов органично

соединяется как в фактическом, так и в документальном контроле.

Письменные объяснения материально ответственных и должностных лиц

нужны для выявления причин допущенных нарушений и виновных лиц. Объяснения

оказывают содействие вспомогательному выяснению обстоятельств и условий

нарушений и недостатков, реальности хозяйственных операций и достоверности

фактов злоупотреблений.

Вопросы для самоконтроля

Сущность контроля как функции управления.

Основное задание финансово-хозяйственного контроля.

Функции финансово-хозяйственного контроля.

Характеристика предыдущего, текущего (оперативного) и последующего

(ретроспективного) контроля.

Органы государственного контроля и их характеристика.

Специализированные органы государственного контроля.

Муниципальный контроль и его характеристика.

Независимый контроль и его характеристика.

Контроль собственника.

Контроль по формам осуществления.

Ревизия как форма экономического контроля.

Характеристика предмета контроля.

Объекты контроля.

Метод и методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

Тема 2

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ

СОБСТВЕННОСТИ

2.1. Организация контрольно-ревизионной работы, ее состояние и

перспективы развития в условиях разных форм собственности

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы

значительно возрастает, поскольку борьба с экономической преступностью

невозможна без участия профессионально и компетентно подготовленных

работников государственной контрольно-ревизионной службы. При этом рынок

требует достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов

предпринимательской деятельности с разными формами собственности

(государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций,

концернов, акционерных и общих обществ и т. п.). Только объективная учетно-

аналитическая информация о деятельности субъектов хозяйствование дает

возможность проверить соответствие деятельности предприятий действующим

законодательным и другим нормативно-правовым актам, которые ее регулируют.

Многообразие экономики и наличие разных форм собственности

(государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют

использования разных организационных форм контрольно-ревизионной работы.

В условиях административно-командной системы хозяйствования функция

финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования

предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко

убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств

государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в

поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта

неконкурентоспособной продукции.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее

участников, она также оказывает содействие развитию и активизации

контрольно-ревизионной работы.

Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских структур

за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя на усиление

предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.

С выходом Указа Президента Украины «О мероприятиях по повышению

эффективности контрольно-ревизионной работы» принципиально изменились

функции государственного контрольно-ревизионного аппарата, усиливается

контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным

использованием средств всеми субъектами хозяйствования.

Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость

соответствующей перестройки контрольно-ревизионной работы, выдвигает к ней

новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление

недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на

борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на

основе административных методов управления, сориентирована на выполнение

плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению

эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных

органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного)

дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля

вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе

развития демократии и самоуправление на производстве, предусмотренных

Законом «О предприятиях в Украине».

Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует

усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с

налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными,

специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует

повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов

ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

Только четко организованная система контроля за производством и

распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни

дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые

создают преграды для эффективного ведения производства и достижения

поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников

всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность,

являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального

развития общества.

2.2. Функции ревизионного аппарата государственной контрольно-

ревизионной службы. Права, обязанности и ответственность ревизоров

В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования

автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии разных

форм собственности значительно повышается роль контроля, усиливаются

функции и задача государственной контрольно-ревизионной службы.

Статус государственной контрольно-ревизионной службы, ее функции и

правовые основы деятельности определяет Закон Украины «Про государственную

контрольно-ревизионную службу в Украине» от 26 января 1993 г. № 2939-ХП.

Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок.

По результатам ревизии составляется акт, а проверки — справка или докладная

записка. Государственная контрольно-ревизионная служба в своей деятельности

руководствуется Конституцией Украины, вышеуказанным Законом, другими

законодательными актами, актами Президента и Кабинета Министров Украины.

Государственная контрольно-ревизионная служба действует при

Министерстве финансов Украины и подчиняется нему.

Она координирует свою деятельность с местными Советами народных

депутатов и органами исполнительной власти, финансовыми органами,

государственной налоговой службой, другими контролирующими органами,

органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

Основные функции государственной контрольно-ревизионной службы такие.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины и контрольно-

ревизионные управления (КРУ) на местах:

1) организуют работу контрольно-ревизионных подразделений в Автономной

Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению

ревизий и проверок, обобщают следствия документальных ревизий и проверок

в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам

законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния хранения

средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в

министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах

государственной исполнительной власти, в государственных фондах, в

бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые

получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.