|
Международные стандарты в бухгалтерском учетеПравительства РФ от 22.05.98 № 587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику. В таблице приводятся результаты выполнения этого Плана: |Наименование положений (стандартов) |Срок выполнения |Фактически | | | |выполнено | |Общие вопросы раскрытия информации | |Бухгалтерская отчетность |III квартал 1998|ПБУ 4/98; | | |г. |06.07.99 | |Сводная бухгалтерская отчетность |I квартал 1999г.| | |Прибыль на акцию |I квартал 1999 | | | |г. | | |Информация по сегментам |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Информация о связанных сторонах |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Прекращенные операции |IV квартал 1999 | | | |г. | | |Учетная политика организации |IV квартал 1998 |ПБУ 1/98; | | |г. |09.12.98 | |Условные факты хозяйственной |III квартал 1998|ПБУ 8/98; | |деятельности |г. |25.11.98 | |События после отчетной даты |III квартал 1998|ПБУ 7/98; | | |г. |25.11.98 | |Активы и обязательства организации | |Основные средства |IV квартал 1999 |ПБУ 6/97; | | |г. |03.09.97 | |Материально-производственные запасы |II квартал 1998 |ПБУ 5/98; | | |г. |15.06.98 | |Нематериальные активы |IV квартал | | | |1999г. | | |Финансовые вложения |IV квартал 1998 | | | |г. | | |Активы и обязательства, стоимость |II квартал 1999 |ПБУ 3/95; | |которых выражена в иностранной валюте |г. |13.06.95 | |Реорганизация организаций |III квартал | | | |1999г. | | |Аренда основных средств |III квартал 1999| | | |г. | | |Доверительное управление имуществом |IV квартал 1999 |приказ Минфина | | |г. |РФ от 25.12.98 | | | |№68н | |Финансовые результаты деятельности организации | |Доходы организации |III квартал 1998|ПБУ 9/99; | | |г. |06.05.99 | |Затраты организации |III квартал 1998|ПБУ 10/99; | | |г. |06.05.99 | |Договоры на капитальное строительство |I квартал 1999 |ПБУ2/94; | | |г. |20.12.94 | |Расчеты по налогам |I квартал 1999 | | | |г. | | |Государственная помощь |II квартал 1999 | | | |г. | | Даже беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка положений по бухгалтерскому учету существенно пробуксовывает. Из общего количества положений (22), которые должны быть разработаны в течение срока менее, чем за два года (семь кварталов - со второго квартала 1998 по четвертый квартал 1999 года) реально разработано только 6 ПБУ 6/97, ПБУ 5/ 98, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99 и Г1БУ 10/99. Еще два положения (ПБУ 1/98 и ПБУ 4/99) переработаны. Таким образом, с небольшой натяжкой можно сказать, что программа реформирования выполнена только на 36 процентов. Экстраполируя показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО (разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами. Нарушение сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный недостаток процедуры перехода на МСФО. В настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной Америки (в первую очередь, разумеется, США). IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более детализированными и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально- производственные запасы, расчеты и т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в конкретных приемах и методах учетной работы. Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее время существует только один такой документ - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.98 № ЗЗн. Еще одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты, является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки методических рекомендаций по их применению. Официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от 2 до 3 миллионов). Стоимость издания почему-то исчислена в долларах США - $47. По состоянию на конец января стоимость книги (в комплекте с поставляемыми практически «в нагрузку» «Комментариями») составляет 1 600 рублей - то есть более, чем 1,5 официально утвержденных прожиточных минимума. Разумеется, при таких ценах сколько-нибудь широкое распространение стандартов весьма сомнительно. Кроме того, текст МСФО предваряется, в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую- либо часть издания в какой-либо форме. Все так, но есть одна неувязочка - в соответствии со статьей 8 Федерального закона от «Об авторском праве и смежных правах» не могут являться объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Таким образом, либо МСФО не являются официальным документом, либо издатели (и их идейные вдохновители) в вопросах авторского права вообще не разбираются. В то же время Минфин РФ в некоторых своих нормативных документах обязывает организации (в определенных ситуациях) руководствоваться МСФО при составлении бухгалтерской отчетности. То есть, тем самым Минфин РФ приравнивает МСФО к официальным документам. О деятельности (точнее бездеятельности Минфина РФ и Института профессиональных бухгалтеров) в части разработки методических рекомендаций по обеспечению перехода на МСФО, говорилось выше. |№№ МСФО |Наименование МСФО |Дата |Соответствующий | | | |введения|нормативный документ | | | | |бухгалтерского учета РФ| |1 |2 |3 |4 | |1 |Представление финансовой |01.07.98|ПБУ 4/99 | | |отчетности | | | |2 |Запасы |01.01.95|ПБУ 5/98 | |4 |Учет амортизации |01.01.97|ПБУ 6/97 (раздел 4) | |7 |Отчет о движении денежных |01.01.94|ПБУ 4/99, Инструкция о | | |средств | |годовой отчетности | |8 |Чистая прибыль или убыток за |01.01.95|ПБУ9/99, ПБУ 1/98, | | |период, фундаментальные | | | | |ошибки в учетной политике | | | |9 |Затраты на исследования и |01.01.95|Типовые методические | | |разработки | |рекомендации по | | | | |планированию, учету и | | | | |калькулированию | | | | |себестоимости | | | | |научно-технической | | | | |продукции, утвержденные| | | | |Миннауки РФ, | | | | |Минэкономики РФ и | | | | |Минфином РФ 15.06.94 № | | | | |ОР-22-2-46 | |10 |Условные события и события, |01.01.80|ПБУ7/98, ПБУ8/98 | | |происшедшие после отчетной | | | | |даты | | | |11 |Договоры подряда |01.01.95|ПБУ 2/94 (в части | | | | |договора строи тельного| | | | |подряда)** | |12 |Налоги на прибыль |01.01.98|Инструкция | | | | |Госналогслужбы РФ о | | | | |порядке исчисления | | | | |налога на прибыль* | |14 |Сегментная отчетность |01.07.98|Информация, отражающая | | | | |влияние цен | |15 |Информация, отражающая |01.01.83| | | |влияние цен | | | |16 |Основные средства |01.07.99|ПБУ6/97 | |17 |Аренда |01.01.99|ПБУ6/97 (раздел 6) | |18 |Выручка |01.01.95|ПБУ9/99 | |19 |Вознаграждение работникам |01.01.99| | |20 |Учет правительственных |01.01.84| | | |субсидий и раскрытие | | | | |информации о | | | | |правительственной помощи | | | |21 |Влияние изменения валютных |01.01.95|ПБУЗ/95** | | |курсов | | | |22 |Объединение компаний |01.07.99| | |23 |Затраты по займам |01.01.95|Положение по ведению | | | | |бухгалтерского учета и | | | | |бухгалтерской | | | | |отчетности, п.73 | |24 |Раскрытие информации о |01.01.86| | | |связанных сторонах | | | |25 |Учет инвестиций |01.01.87|Положение по учету | | | | |долгосрочных инвестиций| | | | |(приказ Минфина РФ от | | | | |30.12.93 № 160) | |26 |Учет и отчетность по |01.01.88| | | |программам пенсионного | | | | |обеспечения (пенсионным | | | | |планам) | | | |27 |Сводная финансовая отчетность|01.01.99|приказ Минфина РФ от | | |и учет инвестиций в дочерние | |30.12.96 №112 | | |компании | | | |28 |Учет инвестиций в |01.01.90| | | |ассоциированные компании |(кроме | | | | |параграф| | | | |ов 23 и | | | | |24) | | |29 |Финансовая отчетность в |01.01.90| | | |условиях гиперинфляции | | | |30 |Раскрытие информации в |01.01.91| | | |финансовой отчетности банков | | | | |и аналогичных финансовых | | | | |институтов | | | |31 |Финансовая отчетность об |01.01.92|приказ Минфина РФ от 25| | |участии в совместной | |декабря 1998 г. № 68н | | |деятельности | | | |32 |Финансовые инструменты: |01.01.96| | | |раскрытие и представление | | | | |информации *** | | | |33 |Прибыль на акцию |01.01.98| | |34 |Промежуточная финансовая |01.01.99|ПБУ4/99 | | |отчетность | | | |35 |Прекращаемая деятельность |01.01.99| | |36 |Обесценение активов |01.07.99| | |37 |Резервы, условные |01.07.99|Инструкция о | | |обязательства и условные | |бухгалтерской | | |активы | |отчетности, ПБУ8/98. | |38 |Нематериальные активы |01.01.99|Положение по ведению | | | | |бухгалтерского учета и | | | | |бухгалтерской | | | | |отчетности, пп. 55-57 | |39 |Финансовые инструменты: | | | | |признание и оценка *** | | | * По заявлению руководителя Департамента налоговых реформ Минфина РФ, сделанного на 2 съезде профессиональных бухгалтеров и аудиторов, работа над соответствующим ПБУ начнется не ранее утверждения части 2 НК РФ ** По нашим данным в Минфине РФ заканчивается работа над новой редакцией ПБУ *** МСФО 32 и 39 применяются совместно, однако МСФО 39 применяется с 1 января 2001 г. При анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов. Во-вторых, значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют процесс бухгалтерского учета и отчетности. Однако, методологические принципы, заложенные в эти документы отличаются от методологии МСФО. На вопросах различий между МСФО и документами системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ более подробно мы остановимся в следующих (нечетных) номерах журнала «Бухгалтерский учет и налоги». При этом, наряду с характеристикой состояния нормативной базы и соответствия ее международным стандартам, в публикациях будут даваться конкретные рекомендации по организации бухгалтерского учета и устранению противоречий между финансовым и налоговым учетом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско- правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях становления рыночной экономики является ориентация его на Международные стандарты учета и отчетности. Внедрение Международных стандартов учета позволит значительно повысить качество и эффективность учета и контроля, даст предприятиям определенную самостоятельность в использовании более обоснованной системы учета с отражением его особенностей, специфики техники и технологии в организации производства, труда и управления. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996. -555 с. 2. Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд., пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с. 3. Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух. Учет, 1994. -527 с. 4. Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд., пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с. 5. Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -192 с. 6. Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ, Аудит, 1999.- 391 с. 7. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 1, Социальная защита, 1998, № 9. 8. Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть 2, Социальная защита, 1998, № 10. 9. Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |